Разное

Средства общения у детей дошкольного возраста: особенности и развитие

Какие основные средства общения используют дети дошкольного возраста. Как развиваются коммуникативные навыки ребенка от рождения до школы. На что обратить внимание родителям для гармоничного развития общения у дошкольника.

Основные средства общения у детей дошкольного возраста

Общение играет важнейшую роль в развитии ребенка с самого рождения. По мере взросления дошкольника средства его коммуникации с окружающими людьми постепенно усложняются и совершенствуются. Рассмотрим основные средства общения, которые используют дети в разные периоды дошкольного детства:

  • Экспрессивно-мимические средства (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения тела)
  • Предметно-действенные средства (жесты, позы, локомоции с предметами)
  • Речевые средства (вокализации, слова, фразы)

Этапы развития средств общения в дошкольном возрасте

Формирование средств общения у детей происходит поэтапно:

  1. От рождения до 6 месяцев — преобладают экспрессивно-мимические средства
  2. 6-12 месяцев — добавляются предметно-действенные средства
  3. 1-3 года — активно развивается речь как ведущее средство общения
  4. 3-7 лет — совершенствуются все средства, ведущая роль у речи

Особенности экспрессивно-мимических средств общения у дошкольников

Экспрессивно-мимические средства общения крайне важны для дошкольников, особенно в раннем возрасте. К ним относятся:


Средства общения у детей дошкольного возраста: особенности и развитие
  • Улыбка — появляется с 1-2 месяцев как реакция на близкого взрослого
  • Взгляд — устанавливает и поддерживает контакт
  • Мимика — выражает эмоциональное состояние ребенка
  • Выразительные движения — позы, жесты для привлечения внимания

Эти средства позволяют малышу передавать свои эмоции и потребности еще до овладения речью. С возрастом они дополняют вербальное общение.

Предметно-действенные средства общения дошкольников

Со второго полугодия жизни ребенок начинает активно использовать предметно-действенные средства коммуникации:

  • Локомоции с предметами — перемещения с игрушками для привлечения внимания
  • Вручение предметов взрослому — как способ вовлечь в совместную деятельность
  • Изобразительные жесты — имитация действий с предметами
  • Указательные жесты — просьба дать предмет или показать что-либо

Эти средства позволяют малышу организовать совместную предметную деятельность со взрослым, что крайне важно для его развития.

Развитие речевых средств общения у дошкольников

Речь становится ведущим средством общения у детей после 1-1,5 лет. Ее развитие проходит следующие этапы:


Средства общения у детей дошкольного возраста: особенности и развитие
  1. Гуление (2-3 месяца) — первые голосовые реакции
  2. Лепет (4-8 месяцев) — повторение слогов
  3. Первые слова (около 1 года)
  4. Простые фразы (1,5-2 года)
  5. Развернутая фразовая речь (после 3 лет)

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен свободно пользоваться речью для общения, выражения мыслей и чувств.

Формы общения дошкольников со взрослыми

По мере взросления у детей меняются не только средства, но и формы общения со взрослыми:

  • Ситуативно-личностная (до 6 месяцев) — эмоциональное общение
  • Ситуативно-деловая (6 месяцев — 3 года) — совместная предметная деятельность
  • Внеситуативно-познавательная (3-5 лет) — совместное познание окружающего мира
  • Внеситуативно-личностная (5-7 лет) — общение на личностные темы

Каждая форма общения использует определенные средства коммуникации, соответствующие возрасту ребенка.

Роль взрослого в развитии средств общения дошкольника

Взрослые играют ключевую роль в формировании коммуникативных навыков ребенка. Вот что важно делать родителям:

  • Активно общаться с малышом с первых дней жизни
  • Поощрять любые попытки ребенка вступить в контакт
  • Развивать речь через чтение, беседы, игры
  • Учить выражать эмоции социально приемлемым способом
  • Расширять круг общения ребенка
  • Быть внимательным к сигналам и потребностям малыша

Правильный подход взрослых поможет дошкольнику гармонично развить все средства общения.


Средства общения у детей дошкольного возраста: особенности и развитие

Проблемы в развитии средств общения у дошкольников

У некоторых детей могут возникать трудности в освоении средств коммуникации. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Отставание в речевом развитии
  • Неумение выражать эмоции и понимать чувства других
  • Трудности в установлении контакта со сверстниками
  • Агрессивное поведение как способ общения
  • Чрезмерная застенчивость, замкнутость

При наличии таких проблем важно вовремя обратиться к специалистам (логопеду, психологу) для коррекции.

Leave a Reply