Разное

Сообщение на тему пословицы и поговорки: Доклад на тему Пословицы и поговорки 4, 5, 6 класс сообщение – Доклад на тему «Пословицы и поговорки»

Доклад на тему Пословицы и поговорки 4, 5, 6 класс сообщение

Присутствие в нашей жизни — письменной и устной речи — пословиц и поговорок стало неотъемлемой частью. Они говорят о богатом духовном наследии, которым мы с гордостью владеем в настоящее время. Эти устойчивые выражения, складываясь на протяжении многих веков, вобрали в себя особенности всех сторон жизни: и качеств человека, и отношений между людьми и многое другое. Они стали отражением традиций народа, его жизни в целом.

Пословицы и поговорки являются примером, добрым опытом. Каждая из них содержит великую непридуманную мудрость, испытанную в реальной жизни.

Поговорка представляет собой незаконченную мысль, но сложенную красиво, порой утонченно. Это игривая форма, содержащая намек на умозаключение по определенной тематике. Поговорка украшает нашу речь благодаря своей пышной, яркой форме выражения на письме или в устной речи. Не имея четкого вывода, она все-таки содержит меткость и несет определенную смысловую нагрузку («ни к селу ни к городу» — поговорка, означающая произнесенное ни к месту, «бить баклуши» — проводить время в бездействии).

Пословица же имеет свою форму. Это изречение, придуманное народом, имеет логически завершенную мысль. Ее конец – это есть мудрый вывод, основанный на собственных наблюдениях, ошибках или знаниях. В целом она звучит как наставление, напутствие. То, какой вывод вытекает из пословицы, желательно усвоить и следовать этому совету. Ведь подобное выражение проверено народом на протяжении нескольких веков, несмотря на прямой или переносный смысл («делаешь наспех – сделаешь на смех» — речь идет о просьбе не торопясь браться за дело).

Обогатить русский язык в свое время помогли великие русские писатели, которые сделали бесценный вклад, закрепив устойчивые выражения в литературе. Каждому человеку известна фраза И. А. Крылова «как белка в колесе», что означает качество человека, который успевает сделать много дел. «У разбитого корыта» — пословица, имеющая нежелательное последствие для человека, чье занятие привело к разрухе, бедноте (А. С. Пушкин). Среди зарубежных писателей также немало фраз с моралью («А король-то голый!» — известная даже детям фраза из сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля»). Авторы произведения благодаря пословицам и поговоркам талантливо характеризуют героев, с их помощью раскрывают основные мысли, тему и идею своих сочинений.

В настоящее время пословицы и поговорки систематизированы и входят в сборники. Каждая из них заключает в себе истину. В них сочетается немало человеческих чувств таких, как любовь и ненависть, добро и зло, лень и трудолюбие. Они помогают найти выход, принять верное решение. Ведь порой недостаточный жизненный опыт не позволяет пройти препятствие.

Умение человека в короткой фразе поместить замечание и, проанализировав ситуацию, вывести правильное умозаключение позволило сделать наш язык оригинальным, многозначным, интересным и самобытным.

Вариант №2

Кто из нас не употреблял в своей речи короткие меткие фразы. Но мало кто знает, что все они относятся к народному творчеству и называют их пословицами и поговорками.

Эти выражения необходимы  в профессиональной  литературе и публицистических текстах.  Мало кто знает, что собирать необыкновенные выражения  народной мудрости стали  еще в глубокой древности. Именно Аристотель сделал свои первые заметки. Пословицы и поговорки стали уникальным материалом для исследований литераторов, историков, философов. Они  стали частью  эпоса  Древнего Востока, Библии, Корана. Даже иноки в своих трудах  сделали записи удивительных высказываний, которые услышали от мирян или же прихожан.  В этих фразах была видна жизнь во всей ее многообразии. Наблюдая за кузнечной деятельностью, сразу же возникает изречение про работу кузнеца. Читая пословицу, мы замечаем, что она содержит прямой и переносный смысл. Чаще всего во второй части идет поучение. Иногда в пословицах видна насмешка : «Свету видал: со свиньями корни едал».

Поговорка же обычно не поучает. Это прежде всего меткий и выразительный образ, некий оборот речи. Например, легок на помине, как снег на голову. В поговорке отражены языковые явления. Так, поговорка свинью подложить уходит корнями в историю Древней Руси. Когда-то во время сражения для отражения неприятеля русская дружина становилась «свиньей». Позже начали появляться  пословицы и поговорки из литературы. Много интересных изречений можно было встретить у Пушкина, Грибоедова, Крылова.  Пословицы помогали писателям передать мысли и чувства героев, их связь с выходцами из крестьян и рабочих. Широко известен сборник Даля, где находится  множество пословиц, собранных автором  народа по различным темам.  Интересно то, что тысячи изречений он разделил по содержанию и смыслу. Книга широко используется в учебной и внеурочной деятельности учащихся.

6 класс, 4, 5, 7, 8 класс по русском языку

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

Популярные темы сообщений

  • Дерево Пихта

    Пихта – вечнозеленое дерево из семейства сосновых. Этот вид является одним из самых высоких деревьев в нашей стране. В диаметре взрослое дерево может достигать 2-х метров, а в высоту до 100 метров, что эквивалентно 29-30 этажному дому.

  • Белый гриб

    О белом гробе слышал практически каждый из нас. «Король грибов» — его заслуженное название. В корзине грибника белые грибы самые желанные среди всех известных съедобных. По истине, ценность белого гриба сложно рассказать в двух словах.

  • Синица: интересные факты

    Приятное для восприятия пение синичек зимой радует слух жителей городов и поселков. В России обитает порядка одиннадцати видов синицевых. Синица встречается не только в России. Эту маленькую шуструю птичку можно встретить, практически, везде — синица

Доклад на тему «Пословицы и поговорки»

Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности младших школьников

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки.

Пословицыэто краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.

Происхождение пословиц очень древнее. Их могли создавать люди, умевшие не только познавать окружающую действительность, но и осмысливать её. Необходимой предпосылкой появления пословиц был и определенный уровень развития язык, способность человека пользоваться им в целях обобщенно – логического и художественно – образного восприятия действительности.

История существования пословиц и их непрерывного развития тесно связана с формированием человеческого общества. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро.: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», «Добро творить – себя веселить», «Честь дороже жизни», «Человек без Родины – соловей без песни», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них заключено идейное содержание народных традиций.

На поговорках, пословицах и изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания. Русский народ называет пословицы и поговорки крылатыми словами. В понимании народа они выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советчик и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Краткими крылатыми фразами народ выражал и свои патриотические чувства: «Своя земля и в горсти мила», «Родимая сторона – мать, чужая — мачеха», «На чужой сторонушке рад своей воронушке». Одним из важных заветов, которые пословицы давали человеку, был завет любить и защищать родину, быть ей всегда верным: «Где кто родился, там и пригодился», «Береги землю родимую, как мать любимую».

Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека: «Одна пчела не много мёду натаскает», «Доброе братство лучше богатства», «не мил и свет, когда друга нет», «Друга ищи, а найдешь — береги».

В пословицах говорится, что поведение человека украшает правдивость, скромность, серьезное понимание своего жизненного долга; в них осуждались лень, хвастовство, неумение трудиться: «Не верь чужим речам, а верь своим очам», «Умей сказать – умей и смолчать», «рано пташечка запела, как бы кошечка не съела».

В своем композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоение истины, но и на то, чтобы они стали неписанными законами жизни, оказывали прямое влияние на воспитание и формирование личности: «Жизнь прожить – не поле перейти», «Жизнь дана на добрые дела», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Помощь в несчастье – что дождь в засуху».

Следует обратить внимание на нравственно – поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании: «Человек познается в труде», «Кого уважают, того и слушают», «За добро добром и платят».

Высоко ценил народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твердого слова. Пословицы хвалят положительные свойства человека, порицают недостатки, высмеивая их меткими сатирическими образами, на века вынося им народный приговор. «Ласковое слово – что весенний день», «Добрые вести не лежат на месте», «Больше верь делам, нежели словам», «Сперва подумай, затем говори».

С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность производительного труда на родной земле; ценности семьи и семейных отношений; традиционное отношение к человеку, как к главной ценности на земле; ценность здорового образа жизни.

В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребенок овладевает представлениями о лучших качествах народа – доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, трудолюбие, терпимость, отзывчивость, сострадание, милосердие, гостеприимство, благотворительность.

Эмоционально – насыщенные художественные образы сильно влияют на поведение и отношение к окружающему. Их яркость, эмоциональность подводит ребенка к правильному отношению к явлениям действительности, помогает понять, что хорошо и что плохо, и тем самым способствует воспитанию нравственных чувств и качеств.

Доклад-сообщение Пословицы и поговорки (4, 5, 6 , 7 класс) (описание для детей)

Пословицы и поговорки – бесконечный кладезь изречений, помогающий в воспитании действительно светлой и мудрой личности.

Пословицы и поговорки представляют собойдостаточно короткие и меткие суждения о тех или иных ситуациях в жизни, которые выражаются различными художественными формами русского литературного языка. Причиной появления пословиц стала не только необходимость познания человеком действительности, но и достижение определённого уровня развития языка.

Вхождение пословиц и поговорок в человеческую жизнь связано с развитием общества и культуры в целом. В кратких изречениях запечатлелась вся история народа, любовь к отчизне, самые важнейшие качества истинного героя, любовь к семье, к труду и многое другое. Например: «Человек без Родины – соловей без песни», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».

При помощи крылатых фраз, люди отражали в речи свои истинные чувства к Родине: «Родимая сторона – мать, чужая — мачеха». Пословицы патриотической тематики стали своеобразным заветом для каждого человека.

В пословицах и поговорках говорится о воспитании, развитии человека, о наиважнейших личностных качествах. Например, о правдивости, скромности, доброте, храбрости, вежливости. «Друга ищи, а найдешь — береги», «Умей сказать – умей и смолчать».

Очень важен поучительный аспект в пословицах и поговорках. Изречения содержат в себе рекомендации и советы, которые выражены художественным языком, понятным каждому человеку. Даются наставления к труду, физическому самосовершенствованию,  обучению, стремлению к постижению новых высот. «Человек познается в труде», «Кого уважают, того и слушают».

Нередко в пословицах и поговорках поддерживаются положительные качества людей, а вот отрицательные – высмеиваются. Часто пороки превращаются в сатирические образы, которые закрепляются в умах людей на многие века. «Сперва подумай, затем говори».

Именно благодаря пословицам и поговоркам дети могут сформировать правильное мировоззрение. Объясняются базовые и важные моральные ценности. Воспитываются такие качества, как любовь к матери, Родине, к труду, учебе. Яркие образы, представленные в кратких изречениях, помогают сформировать у ребенка понятие о плохом и хорошем, влияют на поведение и формируют положительные личностные качества – доброта, честность, мужество, ответственность и другие.

Картинка к сообщению Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки

Популярные сегодня темы

  • Бах Иоганн Себастьян

    Иоганн Себастьян Бах (1685-1750 гг.) относится к величайшим представителям всемирной классической музыки. Бах является уроженцем небольшого немецкого провинциального городка Эйзенах и появляе

  • Виды теплопередачи в быту

    Теплопередача – это одна из форм изменения внутренней энергии тела. При этом процессе теплота переходит от предмета с высокой температурой к предмету, температура которого ниже.

  • Взрывы

    Взрывы – очень серьёзная и опасная чрезвычайная ситуация. Взрывы за собой влекут огромные последствия: загрязнение прилегающей к месту взрыва окружающей среды, гибель неизвестного количества

  • Кавказские горы

    На географической карте легко можно найти всем известные горы: Эльбрус, с его отличительной характерной чертой (двуглавой вершиной), высота которой достигает 5642 м и Казбек с высотой 5033 м.

  • Геродот отец истории

    Геродот по праву является отцом истории. Именно он создал первый в мире трактат, в котором описал обычаи народов, а также события греко-персидских сражений. Этот и многие другие труды сделали

  • Луг

    В лесах или в низовье рек образуются различной величины луговые массивы. Обычно они выступают в виде вкраплений определенной растительности в определенной зоне

Пословицы и поговорки русского народа

В наше время практически весь фольклор “переехал” на страницы книг и в сценарии народных праздников. Только сказки и колыбельные до сих пор звучат в детских комнатах, да пословицы и поговорки украшают нашу речь. Без последних вообще сложно представить современный русский язык: и в печатной, и в устной речи они бывают очень кстати.

История возникновения

Большинство пословиц и поговорок относятся к устному народному творчеству. Кто-то однажды удачно сформулировал своё жизненное наблюдение или какое-то яркое сравнение, высказывание запомнилось и начало передаваться от человека к человеку.

Со временем изречение менялось, становилось всё более ёмким и звучным, пока наконец не возник его окончательный, наиболее удачный, вариант. Этот окончательный вариант и дошел до нас, и используется в речи до сих пор, и выступает в роли мудрого послания нам от наших предков.

Возможно, именно благодаря тому, что эти высказывания не придумывали специально, а брали из жизни, из наблюдений, они и получались такими яркими и разнообразными.

Новые пословицы и поговорки образуются и сегодня. Меткие фразы из книг, фильмов, мудрые цитаты из статей и интервью уходят в народ и начинают самостоятельную жизнь.

Значение и смысл

Очень часто эти понятия объединяют, не обращая внимание на то, что это два разных жанра, и у каждого свои отличительные черты и своя роль в языке.

Пословицы — краткие поучительнее высказывания, написанные простым понятным языком. В них не используются специальные термины, часто соблюдается ритм и рифма. Всегда являются законченным предложением. Пословицы нужны не только для украшения речи. Они могут выступать в качестве примеров, аргументов в обсуждениях, при принятии решений.

Поговорки — яркие устойчивые образные выражения, обозначающие различные понятия, явления. Не употребляются самостоятельно, только в составе предложения. Используются для обогащения речи, помогают избежать тавтологии.

Обычно эти изречения имеют двойной смысл: прямой, который описывается в пословице, и скрытый, переносный, поучительный.

История возникновения каждого такого выражения интересна по-своему. В одних описывались какие-то традиции, в других — распространенные ситуации, мнения о тех или иных явлениях. Постепенно некоторые слова выходили из употребления, пословицы сокращались, иногда даже становились короче наполовину — от этого значение их менялось, часто на противоположное.

Поэтому читать о происхождении пословиц и поговорок всегда так интересно.

Предлагаю ознакомиться со значением пословиц и поговорок:

«Худой мир лучше доброй ссоры»

«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»

«Близок локоток, да не укусишь»

«Язык мой – враг мой»

«Мал золотник, да дорог»

«Век живи, век учись»

«Мир не без добрых людей»

«Друг познается в беде»

«Дело мастера боится»

Проект по литературе (5 класс) на тему: Значение пословиц и поговорок.

Научно — исследовательская работа на тему

              «Значение пословиц и поговорок в русских народных сказках».

Автор: Иванова Любовь,

ученица  5к1 класса

МБОУ «СОКШ №4»

                                            Научный руководитель:

                                                                     Немальцева Анна Николаевна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

г. Нефтеюганск, 2016 г.

Аннотация.

Пословицы и поговорки представляют собой  народную  мудрость, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений.  «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Владение ярким языком — признак высокой культуры, эрудированности, широты кругозора, начитанности. Поэтому исследование значений пословиц и поговорок является актуальным.

Русские пословицы и поговорки — это меткие выражения, придуманные русским народом, а также переведенные из многих древних письменных источников, заимствованные из разнообразных произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые и глубокие мысли. Многие русские пословицы и поговорки состоят из двух и более соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл. Зачастую существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок так сказать более высоким обобщающим смыслом.

Цель исследования – определение  роли  пословиц  и поговорок  в русских народных  сказках.

Задачи исследования:

— Изучить историю происхождения пословиц и поговорок.

— Познакомиться с устным народным творчеством  пословиц, поговорок.

— Проанализировать значение пословиц и поговорок в русских народных сказках.

— Доказать  многообразие проявления народной мудрости.

Объект исследования: культура и быт русского   народа, заключающийся в устном народном творчестве.

Предмет исследования: пословицы, поговорки.

В своей исследовательской работе мы  использовали следующие методы:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Изучение и использование информационных источников.

3. Выборки из словарей пословиц и поговорок.

4. Поиск информации в Интернете.

Анализ основных понятий. 

Толкование слова « Пословица, поговорка»

Пословица – это жанр устного народного творчества, крылатая фраза, обычно состоящая из двух частей, выражающая собой народную мудрость и имеющее назидательный смысл.

Поговорка – это образное выражение, метко определяющее и оценивающее то или иное жизненное явление. В поговорках, как и в пословицах, ярко проявляется народная мудрость. Различие между ними заключается в том, что поговорка состоит из одной части, без противопоставления, а пословица, всегда состоит из двух частей.

Кроме того необходимо познакомиться с понятием «фольклор»:

Толковый словарь С.И.Ожегова

Фольклор — народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. Оно произошло от английского Folk Lore- что значит народная мудрость, народное знание.

 1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 1.1 История появления пословиц и поговорок

         Пословицы и поговорки — неизменная часть любого разговорного языка. Они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами. Ранние сборники пословиц «издавались» еще в Древнем Египте, около 2500 г. до нашей эры. Ветхий Завет приписывает около 900 пословиц царю Израиля Соломону           (10-й век до н.э.). В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; до нас дошло около трех десятков рукописных сборников, составленных в XIII—начале XV веков. Тексты подобного рода встречаются вплоть до XV века, иногда с иллюстрациями: тогда пословица служит подписью к рисунку. Однако, первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель. Его ученик, Синезий писал, что Аристотель считал пословицы древней мудростью: «Пословицы — это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности». Коллекционером пословиц был Аристофан Византийский, который составил шесть книг пословиц (две в стихах и четыре в прозе). Плутарх, знаменитый биограф, написал «Лаконичные изречения», которые, по сути, являются сборником пословиц и поговорок. Во времена Римской Империи, Зиновий, греческий софист составил свод римских пословиц, поговорок и изречений. В византийский период монах и переводчик Максим Плануд записал 275 пословиц. Распространение древнегреческих и древнеримских пословиц в различных европейских странах является результатом работы известного голландского гуманиста Эразма Роттердамского. В своем труде «Пословицы», который был опубликован в 1500 году, Эразм перевел около 3000 греческих и римских пословиц и поговорок. Их с удовольствием читали образованные люди Европы на латинском языке, который был международным языком того времени. Позже они были переведены на разговорные языки европейцев. Но перенесемся в Россию. Пословицы и поговорки в русском языке – пласт языковой культуры. Это тончайшие наблюдения повседневности и философия русской жизни. Они обеспечивают понимание человеческого поведения и характера. Пословицы и поговорки  выжили благодаря своей краткости, а рифма и ритм радуют ухо и помогают памяти. В основном, это творчество народа, но есть и заимствования, о чем упоминалось выше. Также русские пословицы и поговорки «перетекают» в разговорную речь из литературных произведений.  Пословицы и поговорки не утратили своего языкового значения и сегодня. Они, как и много веков назад, отражают нашу жизнь и делают речь точнее и образнее.

Все-таки трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки  родились давно – во времена, когда только зарождалась человеческая речь, и формировались навыки общения. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечно, в связи с тем, что пословицы и поговорки – жанр устного характера, они имели множество модификаций (преобразование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств), передаваясь из уст в уста. В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости. С развитием цивилизации малые жанры развиваются, обретая все больше и больше новых тем и направлений.

За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: « Что посеешь, то и пожмешь», « В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица — едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. Пословица – это мудрость многих, остроумие каждого.

1.2. Крылатая мудрость —  в пословицах, поговорках. 

Пословицы и поговорки   напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Ведь в пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации. Единственное, от чего зависит этот опыт – это время, которое обогащает, наполняет его. Кладом опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поговорка – это нечто другое. Это, скорее, просто устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова, или обозначающее часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»… Что же такое все-таки  «пословица» и «поговорка»? Какие между ними сходства и различия? Наверняка, употребляя то, или иное высказывание мало кто задумывается об этом, ведь они словно, две подружки, «ходят вместе». На самом деле, общее между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них мудрость.

Пословица – это меткое завершенное высказывание, которое несет в себе какое-то поучение, вывод, сделанный из определенного события или случая. Тогда, как поговорку можно по праву назвать «половиной пословицы».

 Поговорка – красивое высказывание, преимущественно образное, которое не несет в себе законченной мысли.

Пословица Поговорка

Мал золотник, да дорог. «мал, да удал»

Пустая бочка громче гремит. «собака на сене»

Не зная броду, не суйся в воду. «остаться с носом»

Автором и тех, и других, как правило, является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое.… Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена, когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг.… «— Кто не работает, тот ест! Учись, студент!», «Не будите спящую собаку!». Но значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Поэтому мы и вспоминаем так часто школьный учебник по чтению, поэтому обращаемся к пословицам и поговоркам снова и снова, на протяжении всей жизни.

На протяжении веков мудрость народа заключается в небольшие умные высказывания. Трудно представить народ, у которого нет своего клада словесной мудрости. Из поколения в поколение, из уст в уста передаются поговорки и пословицы – образные выражения, несущие в себе вековой опыт и отражающие жизнь, культуру и традиции предков. Используя всевозможные пословицы, поговорки и прочие народные мудрости, мы не только украшаем свою речь, но и делаем ее более понятной и привлекательной для окружающих. Иногда, с помощью таких вот популярных народных жанров, можно донести очень многое, ведь они, как маленькие советчики, способны в нескольких словах передать весь смысл жизни, рассказать о радости и горе, дать ответ на все случаи жизни.

Нашему народу присуще огромное количество пословиц, поговорок. Поистине талантливыми можно назвать составителей малых жанровых форм. Ведь, на самом деле, очень тяжело одним предложением, или даже словосочетанием, передать опыт поколений, дать умный совет, утешить, развеселить, дать наставление. У каждого народа, есть свой фольклор, в Англии бытует поговорка «родился с серебряной ложкой во рту» — это значит, родился счастливым. Наша поговорка о таких скажет – «в рубашке родился».

 Ко всем известным пословицам «Учится — всегда пригодиться», «Тише едешь – дальше будешь» и многим другим добавляются новые образцы народной мудрости.

Почему мы так говорим.

«Покажу, где раки зимуют» — сейчас это выражение означает угрозу, предупреждение. Это выражение  связано со временами крепостного права, когда помещики уезжали на зиму в города, где начинался сезон балов и приемов. И одним из изысканнейших блюд на званых обедах считались раки. Гурманы утверждали, что раки по-настоящему вкусны только в те месяцы, в названиях которых есть буква «р.», т. е. с сентября по апрель. За зимними раками крепостным крестьянам приходилось лезть в студеную воду. Найти их в норах было очень трудно, поэтому отыскать место, «где раки зимуют», было худшим наказанием.

 1.3. Значение пословиц поговорок в русских народных сказках.

Пословицы и поговорки часто встречаются  и  в русских народных сказках,  перечитывая которые, я постаралась определить, какую же роль они  играют в сказках и почему так часто  упоминаются. И вот что получилось: известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и само рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок. Я  заметила, что в сказках, пословицы и поговорки  дают советы, поучают,   разными способами помогают героям сказок. В сказке «Гуси-лебеди» Маша обращается к печке: «Печка-матушка, спрячь меня» — это очень показательное обращение, его мы уже встречали в пословицах. ( «От теплого слова и лед тает», «Держись за землю-матушку — она одна не выдаст»). В сказках очень часто встречается  образ Дурачка, который лежит на печи и  ничего не делает. Он простодушен, глуп, сам себе на уме. (Вспомним пословицы и поговорки: «Дурака учить — только портить», «Учился читать да писать, а выучился петь да плясать», «Дурак, кто с дураком свяжется», «Чужой дурак — смех, а свой дурак – стыд», «Свой дурак дороже чужого умника», «Ленивого дошлюсь, сонливого добужусь, а с дураком ничем не свяжусь», «Похвали дурака, а он и рад»). Однако мы видим, что  в сказках  именно дурачок оказывается самым честным,  смелым, находчивым, добрым, не падающим духом, способным найти выход из любого положения, человеком. Он выступает носителем лучших черт народа, и его  в конце обязательно награждает судьба. А вот еще: например, в одной из сказок о Василисе Премудрой рассказывается, о невыполнимых заданиях, которые герой сказки должен выполнить к следующему дню. Например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» говорится: — О чём горько плачешь? — спрашивает его [Ивана-царевича]… Василиса Премудрая.— Как мне не плакать, доброму молодцу? Приказал морской царь за одну ночь сделать церковь из чистого воску.— Ну, это еще не беда, беда впереди будет. Ложись-ка спать: утро вечера мудренее… Поутру встал Иван-царевич, глянул — стоит церковь из чистого воску. Мудренее — употребляемая только в этой пословице устарелая форма сравнительной степени от мудрёный, здесь в значении ‘более мудрый, разумный’. В современном литературном языке слово мудрёный (разг.) употребляется в других значениях “загадочный, непонятный”; “трудный, замысловатый”. Сравнительная степень — мудрёнее. Утром придет более правильное решение. Говорят, когда решение чего-либо откладывают на завтрашнее утро (потому что надеются, что за ночь что-то может измениться, утром всё будет выглядеть иначе, и отдохнувший человек примет более правильное решение, чем накануне вечером, когда он устал,  может ошибиться).

Еще одна из самых главных ролей в жизни русского народа отводилась хлебу, поэтому не случайно с ним связано так много пословиц и поговорок.

Хлеб — всему голова.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем душевное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

«Хлеб — дар божий»,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед — коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска — а хлеба каравай — так и под елью рай. Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни. Хлеб. У этого слова много значений.  Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный», «божественный». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Хлебом солью всегда встречали гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность. Хлеб вносят в дом на новоселье  «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу «Хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся «Чтоб мне хлеба не видать». «Хлеб – всему голова», — уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашут, хлеб сеют, собирают, продают. (Сказка «Легкий хлеб» — Ну что ж, -говорит мужик, -если не хочешь трудный хлеб есть, ешь легкий. Иди на выгон, там конь пасется…)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перечитывая русские народные сказки, изучая пословицы и поговорки, знакомясь с разными приметами и суевериями, я поняла, что пословицам и поговоркам в жизни народа действительно отводилось особое место,  и моя гипотеза о том, что пословицы и поговорки для русского человека были центром его жизни, подтвердилась. Мы увидели, что они в русском фольклоре занимают далеко не последнюю роль, они учат добру, мудрости, справедливости. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не обходились без мудрых высказываний. С ними были связаны  весь быт, вся жизнь крестьянина. Поэтому не случайно выражение:  «Пословица недаром молвится», « Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», « Поговорка — цветочек, пословица – ягодка». 

Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что выполнила главную цель исследовательской работы: изучила значение пословицы и поговорки  в жизни русского народа. Я проделала очень большую, интересную работу, пополнила словарный запас и обогатилась бесценными знаниями и умениями, которые я смогу в будущем использовать на уроках, литературы, истории,  изобразительного искусства, а также поделиться ими со всеми желающими.

Несмотря на свою многовековую историю, пословицы и поговорки успешно дожили до наших дней. До сих пор  они используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше.  

Что интересно, наши русские пословицы и поговорки  знают и любят не только у нас в стране, но и за рубежом.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Русские народные сказки, Москва, 2011.

2) Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева,  Москва, 1999.

3) Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – Москва, 2010.

4) Русские народные загадки, пословицы,  поговорки.- Москва, 2011.

5) Русские пословицы и поговорки. – Москва,  2013.

6) Т. Тарабарина  Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.  – Ярославль, 2007.

7) В. Даль Пословицы русского народа. – Москва, 1997.

8)  С.И. Ожегов Толковый словарь

9)  В. И. Даль. Пословицы русского народа. М. 2000.

10) Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. — 2013.

11) Фонограмма песни « Хлеб — всему голова» Автор текста (слов): Балачан В. ,

Композитор (музыка): Захарченко В. 

Приложение1

Классификация русских народных сказок.

Как правило все русские народные сказки бывают нескольких видов. Самым древним видом являются сказания о животных, в них все действия, мысли и чувства людей перенесены на животных. Другой вид- это бытовые сказки о людях. Главными героями в них являются обычные русские люди. И, наконец, третий вид- сказки о волшебстве.

Структура русских народных сказок.

Сказка состоит из 3-х основных частей:

Зачин ( жили-были, в некотором государстве…и т.д.)

содержание сказки

окончание ( Живут-поживают, добра наживают)

Основные герои сказок.

Главными героями наших сказаний являются сильные, находчивые, добрые и благородные герои- Иван-царевич, Иван-дурак, Елена Прекрасная, Елена Премудрая. Кроме добрых героев, всегда присутствуют и злые- Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

«Пословицы и поговорки в воспитании младших школьников»

Пословицы и поговорки как средство воспитания школьников

Тема моего доклада: «Пословицы и поговорки как средство воспитания школьников».

В современной ситуации развития общества, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.

Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Поэтому важнейшая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно-нравственная , культурная жизнь школьника.

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание- одна из составляющих современного воспитательного процесса любого образовательного учреждения.

Целью моей работы является- изучить влияние пословиц и поговорок на нравственное воспитание детей.

Научить детей видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности – задача учителя. Для того, чтобы работа педагога была эффективной, необходимо помнить, что «система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования нравственной культуры и личности школьника» .

Я для себя открыла возможность эстетически и нравственно воспитывать детей (на данный момент мои первоклассники), практически на каждом уроке, обратившись к пословицам и поговоркам. Что как ни пословицы и поговорки – могут служить прекрасным средством воспитания и развития младших школьников!

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании .

Я работаю по УМК «Школа России». В данном учебно-методическом комплексе четко прослеживается система формирования эстетических и духовно-нравственных потребностей, ценностей и чувств. Достижению указанных результатов служит текстовый и иллюстративный материал учебников УМК «Школа России», формулировки вопросов и заданий, направленные на их эстетическое восприятие, оценку культурных и природных ценностей, объектов.

На уроках литературного чтения в учебниках В.Г. Горецкого представлен обширный материал по работе с половицами и поговорками. Подбираем на уроке к изучаемому произведению подходящие по смыслу пословицы и поговорки на определённую тему (о добре и зле, о природе, о лени, о труде и т.д.)

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

Это как заповеди народа, помогающие в жизни каждому простому человеку.

Это выражение мыслей, к которым пришёл народ через вековой опыт. Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом

Младший школьный возраст важный этап социализации ребёнка. На этом этапе можно исправить негативные последствия пробелов дошкольного воспитания, наработать для ребёнка социальные качества. Не потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей. Запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие..

Разнообразные работы с пословицами прививают учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Но самое главное пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважение к труду, чувства доброты, милосердие.

Прежде чем начать работу с пословицами и поговорками, я продумывала как ясно и понятно объяснить их детям, ситуации и случаи применения их в речи, устно обыграть их, обращаюсь к исторической справке как и откуда произошла та или иная пословица.

Например, всеми нами известная «Делу-время, а потехе=час».

После прочтения, задаю вопрос на осмысление.

Возможности пословиц и поговорок колоссальны. Поэтому для формирования и развития нравственных ценностей учащихся могут быть реализованы при определённых условиях:

1. Необходимо проводить работу систематически, что позволит научить школьников высказывать и собирать народные изречения, систематизировать их, анализировать их смысл, понимать обобщенный характер высказываний;
2. Работа с пословицами и поговорками должна быть разнообразной, чтобы интерес к ним учащихся не только не угасал, но и стимулировал желание шире знакомиться с ними;
3. Не следует ограничиваться теми пословицами и поговорками, которые помещены в детских книгах для чтения, а самим ребятам находить и отбирать подходящие изречения.


Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколения.

«Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта», считал К.Д. Ушинский.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, а ребенок тем более, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Из всего вышесказанного, можно сказать, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в устном народном творчестве, можно и нужно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Не зря ведь сам народ говорит: “Имеешь ум – следуй за умом, нет его – следуй за пословицей”.

Спасибо за внимание!

Пословицы и поговорки

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Задачи:

  • образовательная — расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
  • развивающая — развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.
  • воспитательная — воспитывать интерес к культуре русского народа, культуре родного края, желание совершенствовать свою речь, толерантное отношение друг к другу, стремление к здоровому образу жизни

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы обучения: словесный (диалог), наглядный, практический, проблемно-поисковый, метод контроля.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая технология, ИКТ (интерактивный демонстрационный материал, обучающий контроль)

Оформление урока: мультимедийное сопровождение (презентация по теме урока).

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: настроить детей на предстоящую работу.

Методы и приемы: словесный.

II. Мотивация учебной деятельности. Цель: усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность, создать положительный настрой на урок.

Методы и приемы: словесный, аудиовизуальный

Слайд №2: (иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка)

Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

— Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.

III. Проверка домашнего задания.

Цель: осуществить контроль усвоения пройденного материала, оценить качество предыдущего урока, сохранить мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.

Методы и приемы: уровневая дифференциация, кластер, заполнение таблицы, самоконтроль и самооценка.

Слайд №3, 4: проверка заданий по критериям.

ЗАДАНИЕ: сильным учащимся вписать в таблице термины малых жанров фольклора, а слабым составить кластер.

1.

Небылица вымысел, лживое сообщение, враньё.
Загадка выражение, которое нуждается в разгадке.
Закличка короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
Считалочка стихотворение, которым решали кому водить в игре.
Колыбельная песня, которой убаюкивают ребенка.
Пестушка короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Скороговорка быстрая речь, быстрый темп речи.

2.

Критерии проверки д/з записаны на доске
№1 №2
“5” 7 терминов “5” 12,11 терминов
“4” 6, 5 терминов “4” 10-8 терминов
“3” 4 термина “3” 7,6 терминов

IV. Актуализация знаний.

Цель: формировать умения выделять главное и существенное через активную мыслительную деятельность учащихся.

Методы и приёмы: постановка учебной задачи, диалог

— Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы и поговорки украшают, обогащают нашу речь. Услышав эти изречения, мы стараемся их запомнить, а потом где-либо блеснуть своими знаниями.

— Какой раздел литературы изучает пословицы и поговорки? (Фольклор)

Слайд №5: проблемный вопрос на слайде.

Возникает вопрос: пословицы и поговорки – это разные жанры фольклора?

V. Сообщение темы и цели урока.

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению учащихся в деловой ритм, организации их внимания.

Методы и приемы: словесный

VI. Объяснение нового материала.

Цель: дать представление о пословицах и поговорках, их тематике, научить отличать друг от друга.

Методы и приемы: словесно-иллюстративный, фронтальный, проблемный, сопоставление, беседа-сообщение.

1. Слово учителя.

Слайд № 6: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Гоняться за двумя зайцами.

— Посмотрите на слайд и скажите, в каком изречении мысль закончена, а в каком нет? Какое предложение можно заменить одним словом – синонимом, а какое нет?

Слайд № 7 Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль — это пословица и её нельзя заменить словом – синонимом. Четкое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения – это поговорка, её можно заменить синонимом.

Слайд № 8 Голодный волк сильнее сытой собаки.

Слайд № 9 Их водой не разольёшь. (Дружные)

— Какое изречение можно заменить синонимом?

— Пословицы и поговорки живут в народной речи, а когда они появились?

2. Слово подготовленного ученика.

Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься.

Слайд № 10 Известными составителями таких сборников были А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872).

Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.

Кроме сборника “Пословицы русского народа”, В.И. Даль подготовил и издал великий труд – четыре тома “Толкового словаря живого великорусского языка” (1803-1866), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!” Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла.

Слайд № 11 Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно”.

— Давайте, ребята, в этом убедимся.

Слайд № 12 Азбука – ступенька к учению (голосовая поговорка)

Слайд № 13 Тише едешь — дальше будешь (голосовая пословица)

3. Беседа

Слайд № 14 В.И.Даль так писал о пословице: “Свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной страсти; это житейская правда, своего рода судебник никем не судимый”.

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

— Тематика пословиц и поговорок велика. Попробуйте определить темы некоторых пословиц и поговорок.

Слайд № 15 Весенний дождь растит, осенний — гноит. Ученый водит, неученый следом ходит.

  • Был бы мешок, а деньги будут.
  • Не было бы счастья — да несчастье помогло.
  • Кричит смело, как не пришло до него дело.
  • Глупому счастье, а умному ненастье.
  • Где любовь, там и совет.
  • Время – лучший лекарь.
  • 4. Знакомство с примерными тематическими группами пословиц и поговорок.

    Слайд № 16- 24 На каждую тему по гиперссылкам переход на примеры пословиц и поговорок.

    VII. Физкультминутка. Слайд № 25

    Цель: создание условий для укрепления глазных мышц и снятия усталости.

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

    5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

    6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

    7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

    VIII. Первичное усвоение новых знаний.

    Цель: выявить уровень и осознанность изучаемого материала, работать над навыками аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей.

    Методы и приемы: игровой метод, анализ, работа в парах.

    Задание “Шкатулка народной мудрости”. Каждая пара учащихся получает из шкатулки мудрое изречение, ребята должны посоветоваться друг с другом и объяснить пословица у них или поговорка, указать её тематику. Другие пары ребят, кому достались похожие изречения, соглашаются с ответом, либо опровергают.

    IX. Закрепление.

    Цель: закрепить полученные знания, выработать умения и навыки по их применению.

    Методы и приёмы: ИКТ технологии

    1. Среди пословиц и поговорок укажите лишнюю.

    Слайд № 26

    А)

    • Летом всякий кустик ночевать пустит (пословица)
    • Посеешь ветер – пожнёшь бурю (пословица)
    • Где любовь и совет, там и горя нет (поговорка)
    • Пришёл марток – надевай семеро порток (пословица)

    Слайд № 27

    Б) С лица воду не пить (поговорка)

  • Сам воробей, а поёт как соловей (поговорка)
  • Лицом пригожа, да нравом негожа (поговорка)
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля (пословица)
  • — Почему вы выбрали именно этот вариант ответа?

    2. Среди пословиц найдите поговорку.

    Слайд № 28. Не мил и свет, когда друга нет

  • Делу время, потехе — час
  • До свадьбы з
  • Leave a Reply