Разное

Сивка бурка мораль сказки: Сказка Сивка-бурка. Русская народная сказка ~ Я happy МАМА – Чему учит сказка Сивка Бурка

Содержание

Сказка Сивка-бурка. Русская народная сказка ~ Я happy МАМА

Сказка Сивка-бурка о герое, который из Иванушки-дурачка превратился в Ивана-царевича. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Сивка-бурка читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Известная русская народная сказка Сивка-бурка представлена в двух вариантах: в обработке фольклориста М.А. Булатова и в пересказе собирателя русских народных сказок А.Н. Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Умирая, велел отец сыновьям три ночи по очереди к нему на могилу приходить и хлебушком его кормить. Только и в первую, и во вторую, и в третью ночь пришлось младшему сыну самому на отцову могилу ходить. За послушание подарил отец Иванушке волшебного коня. Да такого, что только свистни, заветные слова промолви – примчится, нужно ему в одно ухо влезть, в другое вылезть – станешь писаным красавцем, и помчит тебя конь хоть на край света. В то время выдавал царь замуж дочь-красавицу. Сидела она в высоком тереме. Кто на лошади допрыгнет до окна царевны и ее поцелует, тот ее мужем станет. Братья поехали счастья попытать. Иван-дурак погодя на своем чудесном коне добрым молодцем на царский двор явился. Никто не смог до середины терема допрыгнуть. Только один молодец на волшебном коне долетел до окна, поцеловал царевну, успела она на лбу героя царским кольцом отметину поставить. Скрылся из виду молодец, превратился снова в Ивана-дурака. Созывает царь на пир вельмож, бояр, простой народ из всего царства, чтобы жениха царевны найти. Потчует царевна всех молодцев медом и смотрит, у кого на лбу ее отметина. К Ивану подошла и узнала в дураке своего суженого. Сделался Иван красавцем писаным. Получил он царевну и полцарства в придачу. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Сивка-бурка

В одном из самых распространенных сюжетов русского фольклора показано, как послушание родительской воле, ответственность, доброта помогают герою достичь успеха. За свои добрые дела Иванушка получает вознаграждение. А его старшие братья свое счастье проспали. Сказка Сивка-бурка способствует формированию нравственных ценностей.

Мораль сказки Сивка-бурка

Каждый сам кузнец своего счастья – такова мораль доброй волшебной сказки Сивка-бурка.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Счастье в воздухе не вьется, оно усердием достается.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Анализ русской сказки Сивка-бурка — Padabum.com » Статьи

by: Ramon
Просмотров: 17
Кол-во слов: 141
Дата: 06.03.17 Time: 23:20.

Каждый интеллектуально развитый человек любит читать. Ведь чтение увеличивает наш словарный запас, помогает развиваться и узнавать что-то новое. Любовь к литературе у людей появляется еще в детском возрасте, когда родители читают нам сказки. У каждой сказки есть мораль. Она нас чему-то учит. Сказки развивают воображение, учат добру, заботе и любви к людям и животным. Почти каждая сказка показывает, что добро всегда сильнее всего злого. Поэтому зло не может противостоять добру.

Наверное, всем известна русская народная сказка «Сивка-бурка». Если сделать анализ этого литературно-художественного произведения, то можно сделать много выводов. Суть сказки заключается в том, что главный герой произведения, над которым все время подшучивают его братья, поймал коня, который ему и исполнял все его желания. В конце сказки Иван женился на царевне.

Сказка учит читателя трудолюбию. Прочитав это произведение, можно сделать вывод, что не нужно быть ленивым, а такие качества, как терпение и доброта в жизни всегда вознаграждаются. Также сказка учит читателя относиться к родителям с уважением и быть добрым человеком. Ведь у добрых людей много друзей, у них всегда все получается, и они могут добиться в жизни многого.

Охарактеризовать Ивана можно, как терпеливого, покорного и скромного парня. Также в сказке можно заметить, что главный герой храбрый, ловкий и имеет доброе сердце. Елену Прекрасную можно охарактеризовать, как добрую, справедливую и порядочную девушку. В произведении описана ее невероятная красота. Коня можно описать как верного и преданного друга для своего хозяина, который помогает ему в трудных ситуациях. Благодаря ему, Иван смог показать окружающим свои лучшие качества.

В сказке используются интересные выражения и сравнения, которые украшают произведение. Сказка написана очень красочно и понятно для читателя любого возраста.

Русская народная сказка » Сивка-бурка» очень понравится вашему малышу! А если вы не помните, в какой она книжке находится, вы без особого труда сможете найти текст этой сказки в интернете на специализированном сайте и прочитать его ребенку.

Об авторе:

Ramon


Рейтинг: 5.0

урок литературного чтения 2 класс- русская народная сказка «Сивка- бурка»

Краткосрочный план урока литературного чтения

Тема : русская народная сказка «Сивка- бурка».

Класс: 2 «Б»

Учитель : Дудкина Светлана Викторовна.

Город Усть- Каменогорск.

10 октября 2014 года.

Краткосрочный план

Тема: русская народная сказка «Сивка- бурка».

Неделя 2

10 .10.2014

урок 1

Тема урока

Русская народная сказка – «Сивка- бурка»

Ссылка

Среднесрочное планирование и календарно-тематическое для 2-го класса.

Общие цели:

Знание содержания русской народной сказки «Сивка-Бурка», главных героев. Знание особенностей волшебной сказки, её структуры. Понимание темы, идеи , морали сказки. Умение анализировать прочитанное произведение , давать оценочные суждения о характерах героев и их поступках.

Результат обучения

Понимание содержания сказки ,создание творческих минипроектов, через анализ гипотезы, выделение сил за и против , умение обрабатывать содержание материала .

Развитие способности продуктивно вести диалог, через совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формирование умения ранжировать материал.

Основные идеи

1. Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путём правильно организованного анализа текста. 

2.Развитие умения моделировать ситуацию через творческо – проективную деятельность.

3. Развитие умения адекватно оценивать поступки героев и отделять вымысел от реальности.

Ресурсы

Компьютер, экран. Тренировочные упражнения. Презентация. Раздаточный материал, разноуровневые задания.

Лист взаимооценки и самооценки.

Маркеры, конверты с заданиями, клей, ватманы.

Организационный момент

Этап побуждения

Этап осмысления

Последующее задание.

Психологический настрой «Подари улыбку» . Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга на сегодня на уроке, потому что урок – это и есть наше с вами совместное творчество в котором мы сотрудничаем, доверяем и понимаем друг друга.

Слово учителя:

– Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на уроке вам понадобятся ваше внимание, смекалка и сообразительность.

2. Разминка- проблемная ситуация.( брейнсторминг – мозговой штурм).

– у вас на партах лежат конверты – подсказки , в которых есть буквы .

А С К З А К 
Д Р О Н А

– Какие слова мы можем составить из этих букв? (Сказка, народ)

– А как эти слова могут быть логически связаны между собой? (Народная сказка.)

III. Сообщение темы и цели урока. 

В народных сказках часто встречаются Иванушка и его верный помощник- конь. Посмотрите на иллюстрацию на экране.

— Из какой сказки этот Иван?
— Ребята, скажите какова тема нашего урока? 

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока на какой вопрос мы постараемся ответить?

Сказка ложь , да в ней намёк- добрым молодцам урок- А.С.Пушкин.

— «Чему учит нас эта сказка?». 

IV. Анализ сказки. 
Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Страх, радость, удивление, жалость, обида- печаль, смех, спокойствие ,испуг , усталость) – выбрать из перечня карточек нужные.- ассоциации

– В какие моменты вы испытали эти чувства?

3. Основная часть. 

— Что такое присказка? 
— Для чего она употребляется? 
— Что идёт в сказке далее? 
Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки). 

Какие части мы выделили в сказке «Сивка- бурка?»

Смысл каких слов был непонятен? (Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета) – на доску вывешиваются карточки с этими словами.

Поработайте по таблице- соедините отрывок из сказки с частью композиции.

Номер

Композиция

Отрывок из сказки.

1.

Присказка

— Что такое присказка? 
— Для чего она употребляется? 

Сивка – бурка , вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

(Вещий – предсказывает будущее; каурка – масть лошади рыжеватого цвета)

2.

Зачин

— Что такое зачин? 

Тут ждать да рассуждать не стали – весёлым пирком да за свадебку!

Я на том пиру был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

3.

Повторы

Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает. 
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды сорвался, Сказка будет впереди.» 
(П.Ершов «Конёк – горбунок»)

4.

Концовка

Жил- был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой — дурачком звали . Посеял раз старик пшеницу , да только повадился кто – то ту пшеницу мять да топтать.

Проверка результата своей работы по образцу . Комментарий детей по своей работе.

Работа по проверке домашнего задания.

Домашнее задание:

1.Выполни иллюстрацию к понравившемуся тебе эпизоду сказки. Выпиши отрывок из сказки, который отражает содержание твоего рисунка.(ученик –С)

2. Составь план к сказке «Сивка- бурка».( ученик- В)

3. Напиши отзыв на сказку по плану:(ученик –А)

О ком или о чём эта сказка?

Какова её основная мысль?

Где и когда происходит действие?

Кто тебе особенно понравился и почему?

Какой эпизод из сказки произвёл на тебя самое сильное впечатление?

Над чем ты задумался, когда закончил читать сказку?

Физкультурная минутка: зрительная гимнастика.

Работа со слайдом №11.

Чтобы проверить , как хорошо вы знаете содержание сказки заполните таблицу: «Истина или ложь».

Утверждение

истина

ложь

Овёс кто-то повадился мять и топтать, а три сына старика должны были стеречь овёс каждую ночь в поле.

Три ночи ходили сыновья в дозор.

Сивка- бурка был волком.

Чтобы приручить Сивку – бурку Иван имел волшебную уздечку.

У Сивки- бурки одна шерстинка была золотая, а другая серебряная.

Царь обещал отдать свою дочь в жёны тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и отдаст ей красную розу.

Иван вырвал из гривы коня золотой волосок  и стал настоящим красавцем.

Чтобы замаскировать перстень на руке Иван замотал руку тряпкой.

Проверка по образцу с комментариями учеников.

Физкультурная минутка:

А теперь всем детям встать.
  А теперь всем детям встать,
  Руки медленно поднять,
  Пальцы сжать, потом разжать,
  Руки вниз и так стоять.
  Отдохнули все немножко
  И отправились в дорожку.

Чтение с остановками — после каждой смысловой части делается остановка. Во время «остановки » идет :

  1. обсуждение или проблемного вопроса,

  2. коллективный  поиск ответа на основной вопрос,

  3. дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Выборочное чтение отрывка из 4 части сказки (чтение с остановками – по одному абзацу.)

Определение главных черт характера героев. 

Вопросы для анализа:

— Почему царь организовал пир и пригласил на него весь народ?

-Какое место на пиру выбрал для себя Иванушка? Почему?
— Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она? 
(добрая, внимательная, отзывчивая) 
Найдите подтверждение в тексте.
 
— Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине? 
— Что смогла разглядеть Елена в Иванушке? 
(За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.)

Инсценировка отрывка из сказки- диалог Елены Прекрасной и Иванушки.

Работа с таблицей дискуссия .«Иванушка –дурачок » — он дурачок или умный?

«За»- Иванушка- дурачок

«Против»- Иванушка играет роль дурачка.

(Такая же таблица у каждой группы на карточках. Учащимся предлагается ключевая фраза в виде вопроса : «Иванушка –дурачок » — он дурачок или умный?)

— Подумайте над этим вопросом и приклейте выданные аргументы либо в графу «За», либо в графу «Против». Детям даётся несколько минут на обдумывание.)

— А сейчас обсудите те фразы, которые вы записали в таблице, в группах

Можно ли назвать Иванушку положительным героем? Почему?( опора на таблицу- Каких качеств больше?)

Как вы думаете, мог ли быть вместо коня человек из реальной жизни? Почему?

Почему сказка названа «Сивка – бурка»,а не иначе? (Сивка меняет судьбу героя.)
4.Итог урока:

 — Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»? 
(Добро торжествует над злом, правда над ложью.) 
— Назовите черты характеров присущие положительным героям? 


— Какими качествами обладают отрицательные герои?
Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «…сказка — ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!» 
— Чему научила вас эта сказка? 

«Где друзьями дорожат, там и враги дрожат»

Подходит ли эта пословица к сказке?
— Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми? 

Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными

5. Рефлексия: Башня Елены Прекрасной — приклеить смайлик на то место, где в достижении цели урока находится ученик.

6.Домашнее задание:

1.Придумайте свою сказку про Иванушку и Сивку- бурку с другим концом- ученик группы А.

2.А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?- ученик группы В.

3.Заполните таблицу- ученики группы С.

Братья(какие?)

Иванушка (какой?)

Шустрые

Простой

Трусливые

Спокойный

Приземленные

Смелый

Групповая работа

Групповая работа(диалоговое обучение)

В группах- по 1 эмоции(обсуждение).

Учет возрастных особенностей учащихся.

Самопроверка

Взаимопроверка

Индивидуальная работа.

Формативное оценивание( комментирование учителя)

Проварка в парах.

Слайдовая презентация

обсуждение в группе

По 1 работе каждого вида- комментарии.

Индивидуальная работа.

Ученики руководствуются алгоритмом.

Самооценивание по образцу в презентации..

Взаимопроверка.

Самооценивание.

Критериальное оценивание.

Работа в группах.

Взаимопроверка групп по образцу.

Заготовки таблицы и содержания.

Проверка по экрану .Обсуждение ошибок.

Где ошиблись и почему?

Маркеры- галочки при сравнении.

Опора на таблицу

5 пословиц.

Стикеры- красные – рисунок- прыжок Сивки- бурки- башня Елены- Прекрасно

Учитель : Дудкина С.В.


Истина или ложь?

Утверждение

истина

ложь

1

Овёс кто-то повадился мять и топтать, а три сына старика должны были стеречь овёс каждую ночь в поле.

2

Три ночи ходили сыновья в дозор.

3.

Сивка- бурка был волком.

4

Чтобы приручить Сивку – бурку Иван имел волшебную уздечку.

5

У Сивки- бурки одна шерстинка была золотая, а другая серебряная.

6

Царь обещал отдать свою дочь в жёны тому, кто доскачет на коне до высокого терема Елены Прекрасной и отдаст ей красную розу.

7

Иван вырвал из гривы коня золотой волосок  и стал настоящим красавцем.

8

Чтобы замаскировать перстень на руке Иван замотал руку тряпкой.

Иванушка он дурачок или играет такую роль ?

Сила за(Иванушка – дурачок)

Силы против(Иванушка – играет роль)

Мухоморы домой принёс

ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ: положил пирог за пазуху, взял веревку, отправляясь в дозор.

Спрятался во время пира за печкой

ОТВЕТСТВЕННЫЙ: не заснул ночью («Сидит, не спит, пирог жует, вора дожидается»).

Он замкнут

ЛОВКИЙ, УМЕЛЫЙ: «Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку», «Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву», «Уж конь носит его по чисто полю, скакал – скакал – не мог сбросить».

Ничего не делает

ДОБРЫЙ: отпустил коня

Люди ему не верят, смеются над ним.

СМЕЛЫЙ: прыгал.

РЕШИТЕЛЬНЫЙ: решился прыгнуть.

НАСТОЙЧИВЫЙ: упорный в достижении цели – три раза прыгал.

СКРОМНЫЙ: поведение на пиру («Забрался за печку и сидит там»).

Что доказало, что Иван играл роль?( его быстрое превращение).

Кто сразу увидел в Иванушке молодца и богатыря?

Смог бы проявить себя Иван, если бы не было этого сказочного героя?

Можно ли назвать Иванушку положительным героем? Почему?

Как вы думаете, мог ли быть вместо коня человек из реальной жизни? Почему?

Почему сказка названа «Сивка – бурка»,а не иначе? (Сивка меняет судьбу героя.)

Энциклопедия сказочных героев: «Сивка-бурка»


Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Сивка-бурка» и их характеристика


  1. Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями
  2. Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения
  3. Отец братьев, старый крестьянин
  4. Царь, просто царь
  5. Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана
  6. Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.
План пересказа сказки «Сивка-бурка»
  1. Старик и три его сына
  2. Пшеница
  3. Старшие братья в карауле
  4. Иван в дозоре
  5. Сивка-бурка
  6. Глашатаи царя
  7. Первая попытка Ивана
  8. Два венца
  9. Перстень и поцелуй
  10. Перстень под тряпочкой
  11. Царский пир
  12. Царевна и Иван.

Кратчайшее содержание сказки «Сивка-бурка» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Старик посылает сыновей сторожить пшеницу, но старшие спят, а Иван ловит Сивку-бурку
  2. Царь объявляет что кто до царевны допрыгнет, за того ее замуж отдаст
  3. Старшие братья уехали, а Иван позвал Сивку-бурку и три венца не допрыгнул
  4. На второй раз два венца Иван не допрыгнул
  5. На третий раз допрыгнул Иван до царевны, снял перстень, под тряпочкой его спрятал
  6. Созвал царь пир, узнала царевна Ивана и свадьбу сыграли.
Главная мысль сказки «Сивка-бурка»
Не тот дурак, кто дураком прикидывается, а тот дурак, кто слишком много о себе воображает.

Чему учит сказка «Сивка-бурка»
Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.

Отзыв на сказку «Сивка-бурка»
Эта сказка мне очень нравится, ее главный герой Иванушка несправедливо назывался дураком, хотя был много умнее и хитрее своих братьев. Вот только он свою хитрость на показ не выставлял. За то и царевна досталась ему, и конь верный, волшебный, да и сам Иван оказывается был красавцем. Читать эту сказу интересно и занимательно.

Признаки волшебной сказки в сказке «Сивка-бурка»

  1. Волшебные существа — конь Сивка-бурка
  2. Волшебные превращения — иван превращался в доброго молодца
  3. Троекратные повторы — три венца, три попытки, три брата, три ночи, три дня.
Пословицы к сказке «Сивка-бурка»
Не по виду суди, а по делам гляди.
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит. Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сивка-бурка»
Было у одного старика три сына и младший сын был дурак-дураком.
Повадился как-то кто-то пшеницу топтать, и послал старик сыновей караулить поле, вора ловить.
Старший сын пришел, лег спать и всю ночь проспал. Также сделал и средний сын. А младший пришел, сел на камень и стал сторожить.
Прискакал тут конь разношерстный и начал пшеницу есть и топтать. Закинул на него Иван аркан и поймал коня. А конь молит его отпустить, обещает помочь и волшебные слова говорит.
Отпустил Иван и пшеницу с тех пор никто не топтал.
Тут царь клич бросил, кто допрыгнет до терема царевны и сорвет у царевны перстень с руки, быть тому мужем царевны.
Поехали старшие братья в город, а Ивана не взяли. Иван пошел за грибами, выбросил лукошко и Сивку-Бурку позвал. Залез водно ухо, из другого вылез, и молодцом стал. Поехал Иван в город. Хлестнул коня, конь три венца до царевны не допрыгнул. Иван хлестнул братьев и ускакал.
Братья вернулись домой, про молодца рассказывают, а Иван лежит на печи, посмеивается.
На второй день два венца не допрыгнул Иван, а братьев снова хлестнул.
Ну а а третий день допрыгнул конь, поцеловал Иван царевну и перстень с руки снял. Домой вернулся, руку тряпочкой обмотал, вроде на сучок наткнулся.
Лежит на печи перстнем любуется, а братья на него ругаются, чтобы с огнем не играл.
Через три дня царь всех собирает на пир. Поехал и старик с сыновьями. На пиру царевна всех гостей медом обносит, суженного ищет. Увидела тряпочку у Ивана, сняла его, а там перстень сияет.
Признала царевна Ивана. Отмыли Ивана и стал он молодцом-красавцем. Тут и свадьбу сыграли. Иллюстрации и рисунки к сказке «Сивка-бурка»


«Сивка-Бурка» 📚 краткое содержание русской народной сказки, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и смысл, композиция, сюжет

Если бы маленькие дети вели читательский дневник, то наверняка на его страницах нашлось бы место для подобного заголовка: «Сивка-Бурка», краткое содержание. 

Еще в начальных классах дети, совместно с учителями, читают и проводят анализ данной сказки, автором которой является сам русский народ.

Главные герои сказки и их характеристика

Пожалуй самым главным героем этой сказки является Иван. Обычный деревенский парень, который любит валяться на печи и вести домашнее хозяйство. 

Иван и Сивка-бурка

Его считают дураком и неумехой, но он оказывается самым ответственным их всех.

Не меньшую роль здесь играет волшебный конь Сивка-Бурка, который во мгновение ока может превратить своего хозяина в красавца будто с картинки.

Братья Ивана, ленивые и трусливые молодцы, мечтающие даром заполучить красавицу Царевну, которая оказывается хитрее всех остальных. Всемогущий царь, обожающий свою дочь. 

И конечно же отец Ивана, мудрый старик, благодаря которому и произошла эта замечательная история.

Краткое содержание

Композиция сказки выстроена самым обычным образом: начало, основная часть и конец. Сюжет данной сказки начинается с описания семьи Ивана и с наказа отца, после смерти которого каждый из братьев должен был приходить к нему ночью на могилу и кормить его хлебом. 

Иван ловит Сивку-бурку

Еще в самом начале можно уловить главную мысль произведения: награда должна доставаться тому, кто ее заслужил. Ведь Сивка-Бурка достался Ивану за то, что он единственный выполнил наказание своего отца, в то время как его старшие братья трусливо воздержались, ну или им просто было лень — не имеет значения.

Сивка-Бурка — это не простой конь, писатель наградил его волшебными свойствами, стоит лишь свистнуть, как он тут как тут. А если влезть в одно ухо, а в другое выбраться, то сразу превратишься в красивого молодца.

Сивка-бурка

В это время красавица Царевна решает найти своего суженого и приказывает устроить соревнование. Молодым людям необходимо доскакать на коне до конца высокого терема и поцеловать Царевну в губы. 

Один лишь Иван со своим волшебным конем был способен выполнить ее прихоть. Иван поцеловал Царевну и скрылся из виду, только его и видели, но Царевна не растерялась и поставила ему на лоб печать, по которой позже его и нашли.

Чему учит русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Иван и Царевна

В данной сказке затрагивается сразу несколько важных тем:

  1. Первая тема — не стоит предавать глубокого смысла внешнему облику человека. Это четко показано в конце сказки, когда среди всех гостей Царевна подошла к самому чумазому простаку с повязанным лбом и признала в нем своего суженого.

  2. Вторая — надо ценить и уважать своих родителей. Иван — единственный, кто исполнил волю своего отца, следовательно, его братья не так уж и дорожили родителем.

Если вы еще не читали эту сказку, то стоит это сделать: она достойна прочтения в любом возрасте.


Сивка-бурка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Сивка-бурка» (Сивко-бурко) — русская народная сказка. Относится к так называемым волшебным сказкам. Это была наиболее популярная сказка у пудожских сказочников — известно более двадцати вариантов[1]. По ходу сказки Иван-дурак женится на царевне и превращается в царевича при помощи волшебного коня Сивки-бурки.

В указателе сказочных сюжетов сказка под номером 530 (СУС) — доскакать до царевны, сидящей в высоком тереме[2]. Сюжет широко известен во всех странах Европы. Его варианты известны в Северной и Южной Америке (на французском, английском и испанском языках), а также в арабском, турецком, кавказском, индийском фольклоре. Русских вариантов известно — 60, украинских — 41, белорусских — 14[3].

Были у отца три сына, и перед смертью он наказал сыновьям проведывать его могилку в течение трех дней. Старик умер, а старшие братья ленились, и только младший Иван выполнил просьбу своего отца. За это открыл отец сыну тайну о волшебном коне, который способен принести ему пользу: если выйти в чисто поле, кликнуть Сивку-Бурку, тут же прискачет волшебный конь, а Иван, если влезет ему в правое ухо, а вылезет через левое, превратится в прекрасного молодца.

А тем временем царь решил выдать замуж свою дочь, но только за того отдаст царевну Неземную Красоту, кто сможет допрыгнуть до высокого терема и поцеловать царевну. Иван с помощью Сивки-бурки смог выполнить задание, за что царевна перстнем поставила ему на лоб печать. А Иван ускакал и был таков, домой на печку вернулся.

На следующий день стала царевна искать своего суженого: велела собрать всех добрых молодцев и у каждого лоб проверяла. Увидев печать на лбу Ивана, она назвала его своим суженым.

На бумаге сказка была впервые записана в середине XVIII века. Известность получила благодаря собирателю фольклора А. Н. Афанасьеву, опубликовавшему несколько вариантов сюжета в сборнике «Народные русские сказки» (1855-1863).

Имеется несколько вариантов литературной обработки народной сказки. Наиболее известны версии В. В. Латышева, М. А. Булатова, А. Н. Толстого. У последнего в архиве было 26 вариантов этого произведения.

Переработки сказки часто публиковались в лубочных книжках для народа. Данные варианты также пополнили собой фольклор[4].

3 класс. Литературное чтение. Уроки 12–13. ТЕМА. ОСУЖДЕНИЕ ГРУБОСТИ И ЛЕНИ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «СИВКА-БУРКА»

3 класс. Литературное чтение.

Уроки 12–13.

Тема. Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-бурка» (учебник, с. 40–45)

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

– Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Был он другом у Ивана

И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)

– Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

2. Целевая установка.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».

Внимательно слушают.

3. Вступительное слово учителя.

– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.

4. Первичное чтение сказки учителем (и хорошо читающими учениками).

5. Беседа по содержанию прочитанного.

6. Словарная

работа.

– Понравилась вам сказка? Какие чувства вы испытали, слушая её?

– Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Каков Иванушка?

– А каковы его братья? Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?

– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?

Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб замерз. Гаркни громко крикни. Побрезгать испытать отвращение. Потчует угощает.

Читают сказку по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

7. Работа с иллюстрациями и репродукцией картины к сказке

– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок

в сказке. Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?

– Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? Зачем она придумана? Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.

Физкультминутка

Отвечают на вопросы.

Выполняют движения

IV. Продолжение работы

над темой.

1. Работа над содержанием первой части сказки.

2. Выборочное чтение.

3. Чтение по ролям.

– Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?

– Как начинается сказка? (Жил-был.) Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число?  (Волшебное.) Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)

– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.)

– Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)

– Конь обычный или нет? (Необычный.) Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?

– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.)

– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)

– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)

– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

– Заучим наизусть эти слова. Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)

– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)

– Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) Прочитаем диалог Ивана с конем.

– Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.

– Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) А что сказитель говорит о младшем?

– Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»?

— Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

– Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой. Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) Какое испытание должны пройти герои?

– Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится).

Читают текст по учебнику.

Отвечают на вопросы.

4. Беседа по содержанию прочитанного.

5. Знакомство
с главными героями

Зачитывают отрывок.

Отвечают на вопросы.

отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.

– Почему старший брат не хочет идти на могилу?

– Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)

– А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?

– А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)

– Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

– Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)

– Как описывает сказитель Сивку-бурку?

– Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? Откуда же взялся такой конь?

– Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?

– Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.

– Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? На чьей стороне сказитель? Почему? Кто симпатичен вам?

– Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?

– Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет
у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?

Вывод. Сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.

Аналогично проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части сказки

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
и обобщения.

Зачитывают отрывок.

Зачитывают отрывок

Зачитывают отрывок.

Делают выводы и обобщения

Делают выводы и обобщения

V. Тест

Предлагает выполнить тест

Выполняют тест

VI. Итог урока. Рефлексия

– Назовите героев сказки «Сивка-бурка».

– Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)

– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)

– Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)

– С каким настроением вы уходите с урока?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Сильным учащимся: дочитать сказку до конца.

Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Обведи букву правильного ответа.

1. Укажи автора сказки.

а) Русская народная сказка;

б) чешская народная сказка;

в) немецкая народная сказка;

г) румынская народная сказка.

2. Укажи значение слова «вещий».

а) Мудрый;

б) волшебный;

в) предвидящий будущее;

г) много знающий.

3. Какая масть лошадей называется каурой?

а) Светло-каштановая;

б) тёмно-коричневая;

в) чёрная;

г) светло-серая.

4. Сколько сыновей было у старика?

а) Два;

б) один;

в) три;

г) четыре.

5. Как звали младшего сына?

а) Илья Муромец;

б) Алёша Попович;

в) Иванушка-дурачок;

г) Иван-царевич.

6. О чём старик попросил сыновей?

а) Постеречь ячмень;

б) постеречь рожь;

в) постеречь пшеницу;

г) постеречь кукурузу.

7. Кто выполнил поручение отца?

а) Старший сын;

б) младший сын;

в) средний сын;

г) соседский мальчик.

8. Как Иван поймал вора?

а) Схватил руками;

б) накинул на шею верёвку;

в) заманил в капкан;

г) усыпил.

9. Что вор предложил в обмен на свободу?

а) Ковёр-самолёт;

б) скатерть-самобранку;

в) сапоги-скороходы;

г) свою службу.

10. Кто была Елена Прекрасная?

а) Волшебница;

б) дворянка;

в) царевна;

г) царица.

11. Где жила Елена Прекрасная?

а) В хижине;

б) во дворце;

в) в тереме;

г) в светлице.

12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

а) В первый раз;

б) во второй раз;

в) в третий раз;

г) в четвёртый раз.

13. Почему Иванушка перевязал руку?

а) Сломал руку;

б) ушиб руку;

в) спрятал перстень;

г) порезал руку.

14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

а) Высматривала в окно;

б) потчевала гостей;

в) наблюдала в бинокль;

г) приглашала на танец.

15. Чем закончилась сказка?

а) Царевна горько плакала;

б) Иванушка ускакал;

в) Иванушка женился на царевне;

г) старший брат женился на царевне.

Leave a Reply