Проблемы с математикой: 5 проблем с изучением математики из-за слабо развитых исполнительных функций
5 проблем с изучением математики из-за слабо развитых исполнительных функций
Исполнительные функции играют большую роль в успешном решении математических задач. Они помогают детям применять на практике известную им информацию и развивать новые навыки. Поэтому, когда у ребенка проблемы с исполнительными функциями, им тяжело дается математика, даже если они ее понимают.
Ниже перечислены проблемы, с которыми они обычно сталкиваются.
1. Делают домашнюю работу быстро и неправильно
Некоторые дети с проблемами с исполнительными функциями могут быть импульсивными или нетерпеливыми. Они делают домашнее задание быстро и кое-как. Когда дело касается математики, детям нужно хорошо понимать задание, но дети с проблемами с исполнительными функциями, скорее всего, не будут вчитываться в задачу и думать о том, что им нужно делать, они сразу приступают к решению.
Например, ребенок может предположить, что задача решается сложением, потому что так было вчера. Спеша начать, он не замечает, что в сегодняшней задаче во всех примерах стоит знак минус, а не плюс. Таким образом, он все решает неправильно.
2. Испытывают трудности с применением новых правил на практике
Для того, чтобы научиться новому, необходимо находить новые решения новых задач. Для этого необходимо обладать гибким умом, а также останавливаться и думать, прежде чем действовать. Но дети с проблемами с исполнительными функциями часто застревают на том, что уже знают. В результате, им трудно отступить назад, чтобы придумать другое решение проблемы.
Например, когда ребенок изучает дроби, он будет настаивать, что ¼ больше, чем ½, потому что он знает, что 4 больше, чем 2. Однако в этом случае, чем знаменатель больше, тем дробь меньше. Чтобы узнать, какая дробь больше, ему нужно понять эту систему, выучить новое правило.
3. Отвечают, не задумываясь
Некоторые дети с проблемами с исполнительными функциями решают задачи, основываясь на опыте. Вместо того, чтобы оценивать каждую ситуацию осознанно, они дают ответ автоматически. Когда дело доходит до математики, они могут игнорировать ключевую информацию в задаче и из-за этого испытывают трудности с составлением уравнений.
Предположим, ребенок решает задачи на сложение. 3 + 3 будет 6, так он и отвечает. Потом он видит 3 – 3 и тоже пишет 6 в ответе. Дело не в том, что он не знает, как вычитать, но он видит 3 и 3 и отвечает первое, что приходит ему в голову.
4. Теряются посередине комплексных математических задач
При решении сложных математических задач важную роль играет рабочая память. Известная информация, освоенная раньше (например — формула, ответ из прошлой задачи, пример упражнения из учебника) может помочь в решении новой проблемы, но дети с плохой рабочей памятью легко теряются в выстраивании нужных действий.
Вот пример. Деля в столбик, ребенок забывает, что должен спустить остаток после вычитания. Он не может вспомнить, что ему делать дальше и сдается или приходит к неверному ответу.
Также, ученики часто должны показывать процесс своего решения задач. Для этого они используют черновик, на котором показывают пошагово, как они пришли к такому решению. Но дети с проблемами с исполнительными функциями неорганизованны. Они расписывают информацию по листку вразброс, что путает не только учителя, но и их самих.
5. Не осознают свои ошибки
Детям необходимо осознавать свое развитие и свои достижения. Дети с проблемами с исполнительными функциями не могут проанализировать свою работу. Им просто не может прийти в голову, что ответ не имеет смысла и им нужно найти свою ошибку или обратиться за помощью.
Допустим, такой ребенок заканчивает свой тест по математике раньше времени. Несмотря на то, что у него есть дополнительное время, он не проверяет работу на наличие ошибок – он не видит в этом смысла, так как уверен в том, что сделал все правильно.
Как Вы можете помочь?
Если проблемы с исполнительными функциями стоят на пути изучения математики у Вашего ребенка, ему можно помочь преодолеть их с помощью различных методов.
Начните с того, что приучите его вчитываться в задачу, прежде чем приступать к ее решению. Пусть он подчеркивает вопросы и выделяет маркером важные пункты (включая знаки «плюс» и «минус»). Он должен оценить, знает ли он, как решить проблему и нужна ли ему помощь. Пусть задаст себе вопросы, вроде «чем похожа и чем отличается эта задача он предыдущей?».
Помогите ребенку создать свой собственный список того, на что ему нужно обратить внимание прежде, чем сдать работу на проверку. Научите его самостоятельно проверять свою работу и выявлять ошибки.
Одним из наиболее эффективных инструментов для развития исполнительных функций является онлайн методика Fast ForWord. Эта методика воздействует на самый корень проблем, связанных с нарушением развития исполнительных и когнитивных функций и благодаря этому быстро и навсегда устраняет их.
Помогите Вашему ребенку со сложной домашней работой по математике:
Вот то, что нужно помнить, помогая ребёнку с трудной домашней работой по математике:
Для начала, непонимание чего-либо сильно действует на нервы. Поддержите ребёнка и пресекайте весь негатив, который возникает в процессе работы.
Попросите ребёнка показать примеры задачи. Например, похожую задачу, которую они решали в классе или пример из учебника, к которому прилагается правильный ответ.
Если Ваш ребёнок не нашёл примера задачи, попытайтесь найти помощь в интернете. В учебнике Вашего ребёнка есть заголовки или какие-то ключевые слова, по которым можно найти статьи или примеры задач в интернете. Попробуйте несколько сайтов, в них наверняка подробно написано, как решать подобные задачи.
После того, как Вы найдёте пример задачи, спросите у ребенка, как ее решал учитель. Имея перед глазами решённый пример, ребёнок может вспомнить, как учитель решал задачу.
Используйте пример задачи, чтобы понять, как пошагово решить ее. Запишите каждый шаг, который помнит Ваш ребёнок, решая вместе первую задачу. Это напомнит Вашему ребёнку, что математика — это процесс. Записывая рассуждения за Вашим ребёнком, Вы создадите список, который ребёнок может отдать учителю, чтобы показать, что он старался, даже если у него ничего не вышло. Используя этот список, учитель может объяснить, где именно ребёнок ошибся, чтобы в будущем он смог решить эту задачу.
Чего стоит избегать, помогая ребёнку с домашней работой по математике?
Вот что нельзя делать в случае, если ребёнок обратился к Вам за помощью с домашней работой по математике:
Не начинайте с вопросов вроде «а что тебе учитель сказал делать?» Если бы Ваш ребёнок помнил, что ему сказал учитель, он бы, наверное, не просил у Вас помощи.
Не надо сразу связываться с учителем. Дети, которые испытывают трудности с обучением или концентрацией внимания, легко сдаются и злятся, если у них что-то не получается, но важно показать им, что надо пытаться найти выход из ситуации, прежде чем просить помощи у учителя.
Не ограничивайтесь запиской, вроде «мой ребёнок не выполнил домашнее задание, так как не понял его». Предоставьте учителю информацию о том, что именно не понял ребёнок. Так будет легче найти пробел и заполнить его.
Выводы
Математика — это процесс. Изучите этот процесс вместе с вашим ребёнком.
Предлагая ребёнку примеры похожих задач, вы поможете ему решить трудную домашнюю работу.
Помогая ребёнку решить задачу, ведите заметки, это поможет разобрать задачу и найти то, с чем ребёнок испытывает трудности.
Если записанный процесс помог ребёнку решить задачу — отлично! Если нет, эти заметки можно показать учителю, который поможет найти ошибку.
Источник
Как решить проблемы с математикой
139 357
РодителямИнтервью
Основные идеи
- Трудности в изучении математики знакомы многим детям.
- Их способности ни при чем: освоить эту науку мешают психологические причины.
- Красота и логика — только они помогут понять и полюбить этот предмет.
«Только и учим, что эту математику! — жалуется Ирина, мама 11-летней Алисы. — Дочь вроде бы формулы знает, а все равно спотыкается на каждом шагу. Иногда сложную задачу решит, а простую нет. Контрольные — это ужас для всей семьи. Ребенок весь на нервах, у нас с мужем головная боль. Никогда не знаешь, напишет она на четыре или двойку принесет. Занимаемся все выходные, и никакого прогресса!»
Я очень хорошо понимаю Алису. Помню, какую тоску навевали на меня в школе все эти уравнения, функции и тангенсы. Даже нелюбимые химия и физика были мне ближе: я могла хоть как-то соотнести их с собственным опытом. Но «а плюс b разделить на с» были бесконечно далеки от моей жизни.
Нас с Алисой нельзя назвать исключением. В каждом классе встречаются дети, для которых математика — сплошное мучение. А их родители мучаются вопросами, как к этому относиться и чем они могут помочь.
Нужна ли детям математика?
Проблемы эти есть повсюду. В 2012 году газета The New York Times начала дискуссию на тему, нужна ли детям алгебра, если каждый четвертый ученик в США не заканчивает школу из-за проблем с этим предметом.
А во Франции бывший министр образования и науки Клод Аллегрэ, сам ученый-геофизик, всерьез обсуждал вопрос об отмене преподавания математики в школе, поскольку многие дети не справляются даже с элементарными задачами.
Так нужна ли математика всем детям? Или кто-то может обойтись без нее?
«Моей дочке — нет, она гуманитарий, как и я, пойдет на филфак, — уверена 36-летняя Марина. — Нам главное, чтобы по литературе, русскому, истории были пятерки, а по математике — лишь бы не двойка».
«Это мучительный вопрос: насколько глубоко нужно знать математику тем, кому она вроде бы не нужна? — размышляет писатель и математик Леонид Костюков. — Но кто такие гуманитарии? На одну десятую — люди искусства, и на девять десятых — люди культуры.
Людям искусства (художнику, поэту, актеру) математика, наверное, для творчества не обязательна. Но людям культуры — историку, филологу, редактору, издателю, журналисту — никак не обойтись без системного мышления. А именно математика воспитывает, дисциплинирует ум».
Я впервые задумалась, не напрасно ли пренебрегала математикой, когда стала писать диссертацию. Тема была сугубо филологической — но каких же мучений мне стоило упорядочить весь огромный фактический материал и убедительно обосновать свою концепцию! Логическое мышление — вот с чем была проблема. Но раз я все же справилась с диссертацией, то, может, я не так безнадежна по части логики, как когда-то казалось мне и моим родителям?
Самый сложный предмет?
Если у ребенка возникают трудности с математикой, у нас всегда есть наготове ответ: значит, нет математических способностей. И на этом мы как бы закрываем тему: на нет и суда нет. Другими словами, мы легко соглашаемся: математика так трудна, что справиться с ней могут не все. И мы утешаемся тем, что по другим дисциплинам наш ребенок вполне (или прекрасно) успевает.
Леонид Костюков, опытный репетитор, уверен, что преподает один из самых легких предметов: «Курс математики устроен невероятно изящно, красиво, логично. Учить надо очень мало, гораздо больше нужно понимать. Если я не помню формулу, но помню, откуда она следует, — я могу ее быстро вывести. Ни в каких других школьных науках такой возможности нет».
По его мнению, если ребенок успевает по другим предметам, нет никаких причин, чтобы он не справился с математикой. «Если у него, например, хорошо идет английский, значит, с логикой у него все в порядке, потому что английский язык устроен очень логично. Более того, объективно он сложней, чем язык школьной математики. Значит, этот ребенок должен успевать и в математике». Так почему же на практике это не так?
Когда проблемы нарастают как снежный ком
«Математика дает наиболее чистое и непосредственное переживание истины», — полагал немецкий физик, лауреат Нобелевской премии Макс Лауэ в книге «Страницы жизни Ландау». И в каждом классе найдутся дети, которым знакомо это переживание, которые испытывают наслаждение, например, от красивого решения задачи.
Что отличает школьников, хорошо успевающих по математике?
«Как правило, это дети активные, любопытные, готовые рисковать, их не пугают проблемные ситуации, они любят делать открытия, — рассказывает детский психолог Елена Морозова. — А дети, которые боятся математики, зачастую не рассчитывают на себя, они слишком зависят от мнения родителей (учителей, одноклассников), не уверены в себе, легко верят в то, что они несообразительны.
Любая задача приводит такого ребенка в ступор: ему страшно само ожидание, что вот сейчас будет трудно и он окажется несостоятелен. Страх может стать причиной неудач и с другими предметами».
Он нарастает постепенно, как снежный ком. Например, напоминает детский психолог, в первых классах не все дети еще хорошо читают «и условие задачи могут просто не понять. Кроме того, у них еще не развито абстрактное мышление, им трудно представить себе картинку: вот поезд выходит из пункта А, а вот другой — из пункта Б, вот здесь они встречаются. И ребенок заведомо отказывается вникать в задачу: не буду даже и пытаться что-то с этим сделать».
То, что упущено в начальных классах, скажется потом, как ни в одном другом предмете. Именно потому, что в математике все логически связано
«Если по литературе я пропустил Грибоедова, это не помешает мне изучать Тургенева, — замечает Леонид Костюков. — Но если что-то упустил по алгебре, то у меня начнутся системные проблемы. Другие предметы представляют собой определенный набор тем. Математика же, по большому счету, — это развитие одной темы. А ведь иной раз оказывается, что не все старшие школьники твердо знают даже таблицу умножения».
Причина не в математике
«У нее плохие отношения с учителем», «над ним смеются одноклассники», «она переживает, что отец ушел из семьи» — причин для неуспеваемости по любому предмету может быть много. Но существуют ли причины, которые вызывают трудности именно с математикой?
Педагог-психолог Анн Сьети уверена: математические понятия способны пробудить самые глубокие переживания. «Условие», «требуется», «доказать», «необходимо, но недостаточно» — все эти слова могут бессознательно ассоциироваться с внутренними проблемами.
«Чего стоит только пресловутый «икс» — неизвестный, за которым таится неведомо что, — говорит она. — Или другой пример: одна из моих учениц не ставила скобки в уравнениях, забывая отделить одни числа от других. А потом выяснилось, что дома ей трудно оставаться одной в своей комнате — то есть воспринимать себя отдельно от других членов семьи.
Проблемы ребенка с математикой связаны не с его интеллектуальными способностями, а с чем-то внутри него, что мешает ему ясно мыслить и понимать учителя». Вот откуда столько тревожных эмоций, которые блокируют разум.
Не выучить, а понять
Признаем: очень часто школьные неудачи выводят родителей из себя. Мы злимся, возмущаемся и критикуем ребенка, который «не старается», «не хочет понять» и вообще «плохо соображает». А эксперты единодушны: главная задача родителей прямо противоположная — уменьшить его напряжение и переживания.
«Ребенка вообще не надо фиксировать на неудачах, — подчеркивает Елена Морозова. — Лучше сказать: да, это пока не получается, давай подумаем, как тебе помочь».
Однако это не значит «помочь выучить», как думают иногда родители
«Математику нужно понимать, почувствовать ее цельность, единство. Если просто зубрить, это будет лишь крайне утомительной и, главное, бессмысленной тренировкой для памяти», — предупреждает Леонид Костюков.
«Нужно не вдалбливать, а последовательно подводить ребенка к самостоятельному решению, — продолжает Елена Морозова. — И когда происходит этот инсайт, ребенок изумляется: «Надо же, я смог!» Получилось раз, другой, третий — и постепенно он начинает увлекаться, чувствовать свою состоятельность.
Конечно, лучше всего здесь поможет специалист — учитель, которого можно попросить о дополнительных занятиях, или опытный репетитор. Но и сами родители могут попробовать совершить эти открытия вместе с ребенком».
Не обязательно после этого ученик станет блистать на уроках и приносить пятерки. Хотя оценки и становятся лучше, если на них не зацикливаться, отмечает Анн Сьети: «В конце концов, у каждого свои цели. Для одного важно не оказаться худшим в классе. А другой мечтает стать ветеринаром. Главное, чтобы дети начали чувствовать себя лучше, избавившись от тревоги и страха, и стали получать удовольствие от занятий математикой».
«Нужно преподавать математику как особую теорию красоты»
Psychologies: Почему у многих детей математика вызывает скуку, страх, отвращение?
Александр Лобок, психолог: Это означает только одно: она принципиально неправильно для этого ребенка преподается в школе. Множество детей переживают унижение математикой. Долгие школьные годы они испытывают чувство своей непроходимой математической тупости, а учитель поддерживает это чувство либо в щадящей форме («Что поделаешь, у него гуманитарные мозги!»), либо в циничной и злобной («Ну ты тупой!»).
Многие учителя убеждены, что математические способности — «от бога» и что причина «невменяемости» миллионов детей, не понимающих математику, в их природной ограниченности. Тогда как задача школы — помочь каждому ребенку почувствовать математический азарт и желание заниматься. Если этот интерес и любовь возникнут, ребенок будет гораздо более успешен — в том числе и в традиционном математическом обучении.
Чаще всего проблемы возникают у детей гуманитарного склада. Как в них пробудить этот азарт?
Для детей-гуманитариев важно почувствовать смысл. А традиционная школьная программа довольно часто предлагает математику как набор абстрактной «цифири», даже не пытаясь объяснить ученикам, что математика — это прежде всего философия, позволяющая совершенно по-новому взглянуть на окружающий мир. Если же детям открыть дверцу в смыслы того, чем занимается математика, — у них появляется азарт и интерес.
Например, когда объясняешь и показываешь, что математика — это такое особое волшебство, которое позволяет обсчитать весь мир. И значит, найти что-то фундаментально общее во всем мире. Например, все можно взвесить, измерить — на этом основании сравнить мальчика Петю, его любимую кошку и папин автомобиль. И вообще, оказывается, сравнить можно все во Вселенной!
А еще дети не подозревают, что математика наполнена внутренней красотой, — им тоже об этом никто не рассказывает. А ведь любая последовательность орнаментов или игра архитектурных форм — это математика. И если детям преподавать математику как особую теорию красоты, это очень может их зацепить.
Значит ли это, что освоить школьный курс математики по силам каждому ребенку?
В том виде, в каком он сегодня существует, — разумеется, нет. Да это и не нужно. А вот постигнуть эстетические и философские основания математики — это по силам и нужно всем. Благодаря этому интерес к математике — причем к самой традиционной — возникает у каждого ребенка. В том числе у тех, кто всю жизнь этот предмет ненавидел и считал себя неспособным.
Но что же делать родителям, чьи дети учатся в традиционной школе и не справляются с математикой?
Это всегда глубоко индивидуальная проблема. Но общая рекомендация может быть такой: надо найти такого педагога, который по-настоящему увлечен и математикой, и детьми.
Об эксперте
Александр Лобок — психолог, автор книги «Другая математика».
Текст:Галина ЧерменскаяИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Тест: Что вы ищете в мужчинах?
«Хочу сделать творчество своим источником дохода, но не уверена, что мне хватит таланта»
«Рецидив вызвал у меня злость»: история читательницы о дважды пройденном онколечении
Перестань себя ненавидеть: как достичь настоящего принятия своего тела
Должен ли взрослый ребенок давать деньги в семью?
«Мой парень не готов к детям, а я боюсь, что часики тикают»
«Отчим домогался меня, но мама все равно сохранила с ним отношения»
Если из отношений исчез секс: 9 способов пробудить желание
Что такое дискалькулия | Понятно
Дискалькулия — это нарушение обучаемости по математике. Люди с проблемами с математикой на многих уровнях. Они часто борются с ключевыми понятиями, такими как больше или меньше. И им может быть трудно решать базовые математические задачи и более абстрактную математику.
Снимок: Что такое дискалькулия
Дискалькулия — это состояние, которое затрудняет выполнение математических операций и задач, связанных с математикой. Это не так хорошо известно и не так понятно, как . Но некоторые эксперты считают, что это так же распространено. Это означает, что примерно от 5 до 10 процентов людей могут страдать дискалькулией.
Неясно, встречается ли дискалькулия у девочек так же часто, как у мальчиков. Большинство экспертов считают, что разницы нет. (Это также миф, что мальчики лучше разбираются в математике, чем девочки .)
Получите информационный бюллетень на одну страницу о дискалькулии.
открывается в новой вкладкеСуществуют разные термины для обозначения дискалькулии. Неспособность к обучению математике является одним из них. Нарушение обучения математике — еще одно. Некоторые люди называют это математической дислексией или числовой дислексией. Это может ввести в заблуждение. Дислексия — это проблемы с чтением. Дискалькулия — это проблемы с математикой.
Люди не перерастают дискалькулию. Дети, которым трудно с математикой, могут продолжать бороться с ней во взрослом возрасте. Но есть стратегии, которые могут помочь им улучшить математические навыки и справиться с трудностями.
Трудности с математикой бывают на всех уровнях. Выучить сложение может быть так же сложно, как и выучить алгебру. Основные понятия, такие как количество, также могут быть проблемой.
Вот почему дискалькулия может затруднить выполнение повседневных задач. Приготовление пищи, покупка продуктов и своевременное посещение места — все это требует базовых математических навыков, известных как чувство числа.
Погрузитесь глубже
- Узнайте больше о термине числовая дислексия.
- Попробуйте симуляцию, чтобы увидеть дискалькулию глазами ребенка.
- Узнайте истории о дискалькулии — от суперзвезды Шер до студентки колледжа, страдающей дискалькулией.
У людей с дискалькулией могут возникнуть проблемы с математикой по разным причинам. Признаки могут варьироваться от человека к человеку. И в разном возрасте они могут выглядеть по-разному.
У некоторых людей проблемы с восприятием чисел могут проявиться еще в дошкольном возрасте. У других проблемы становятся очевидными по мере усложнения математики в школе.
Общие признаки дискалькулии включают проблемы:
- Понимание значения величин или понятий, таких как наибольшая и наименьшая
- Понимание того, что цифра 5 совпадает со словом пять , и что они оба означают пять предметов
- Запоминание математических фактов в школе, таких как таблица умножения
- Подсчет денег или внесение сдачи
- Оценка времени
- Оценка скорости или расстояния
- Понимание логики математики
- Удержание чисел в голове при решении задач
Познакомьтесь с Хеди, которая вырастила внука с дискалькулией
открывается в новой вкладкеНекоторые люди считают дискалькулию просто «плохими математическими способностями». Но это настоящая проблема, основанная на биологии, как и дислексия.
Погрузитесь глубже
- Узнайте больше о признаках дискалькулии у детей и о том, как она может повлиять на взрослых.
- Для семей: получите советы о том, как помочь ребенку с математикой.
- Для преподавателей: узнайте об обучении математике на основе фактических данных для учащихся, испытывающих затруднения.
Возможные причины дискалькулии
Исследователи точно не знают, что вызывает дискалькулию. Но они считают, что это, по крайней мере частично, связано с различиями в том, как устроен мозг и как он функционирует.
Вот две возможные причины дискалькулии:
Гены и наследственность: Дискалькулия обычно передается по наследству. Исследования показывают, что генетика также может играть роль в проблемах с математикой.
Развитие мозга: Исследования мозга показали некоторые различия между людьми с дискалькулией и без нее. Различия связаны со структурой мозга и тем, как он функционирует в областях, связанных с навыками обучения.
Исследователи не просто изучают причины дискалькулии. Они также пытаются узнать, существуют ли стратегии, которые могут помочь «перепрограммировать» мозг, чтобы упростить математику.
Нырнуть глубже
- Узнайте о пересечении дискалькулии, дислексии и генетики.
- Для семей: Изучите термины, чтобы узнать, испытывает ли ваш ребенок трудности с математикой.
- Для педагогов: узнайте о рядах дробей и других стратегиях, которые помогут детям, у которых проблемы с математикой.
Как диагностируется дискалькулия
Единственный способ поставить диагноз — пройти обследование. Это может случиться в любом возрасте. Оценщики используют разные тесты для взрослых и для детей.
Дети могут бесплатно пройти тестирование в школе. Есть также специалисты, которые проводят частные оценки детей и взрослых. Частные оценки могут быть дорогостоящими. Но есть местные ресурсы, которые предлагают бесплатные или недорогие оценки.
Послушайте Марио, страдающего дискалькулией и дислексией
открывается в новой вкладкеОценщики используют набор тестов только на дискалькулию. Но оценки также включают тестирование на другие проблемы. Отчасти это связано с тем, что люди с дискалькулией часто испытывают трудности и в других областях, таких как чтение или рабочая память. Но оценки не просто указывают на проблемы. Они также показывают сильные стороны.
Диагноз (в школах используется слово , идентификатор ) позволяет детям получать поддержку и услуги в школе. Например, дети могут получать специальные инструкции по математике. Школа также может предоставить специальные приспособления, чтобы облегчить изучение математики.
Взрослые с дискалькулией могут получить приспособления на работе. Закон требует от работодателей оказывать поддержку людям с ограниченными возможностями. В том числе люди с ограниченными возможностями обучения.
Диагноз дискалькулия может звучать пугающе. Но многие люди находят облегчение, узнав, что их проблемы с математикой реальны. Кроме того, правильная поддержка может помочь им преуспеть в школе, на работе и в повседневной жизни.
Погрузитесь глубже
- Проследите один день из жизни ребенка с дискалькулией.
- Узнайте больше об оценке детей.
- Загрузите информационный бюллетень о дискалькулии, чтобы поделиться с другими.
Родители и опекуны: у вашего ребенка проблемы с математикой или у вашего ребенка диагностирована дискалькулия?
Педагоги: У вас есть ученик, у которого проблемы с математикой или у которого есть IEP по дискалькулии?
Как вы думаете, у вас может быть дискалькулия?
Ключевые выводы
Часто встречается дискалькулия.
Дискалькулия — это различие в обучении, основанное на мозге.
Признаки дискалькулии могут варьироваться от человека к человеку и часто остаются незамеченными.
Связанные темы
Основные причины
Что заставляет учащихся испытывать трудности с математикой?
У многих детей проблемы с математикой, но некоторым ученикам она дается труднее, чем другим. В остальном это могут быть умные дети, которые обладают острым чувством логики и рассуждений, но все еще плохо справляются с домашними заданиями, тестами и викторинами.
Со временем повторяющаяся неуспеваемость по математике может привести к тому, что учащийся потеряет мотивацию и поверит, что он или она «глупый» или плохо разбирается в предмете.
Кроме того, поскольку математика является кумулятивной, отставание может означать, что учащийся пропустит большую часть того, чему его учат до конца школьного семестра. Наличие базовых математических навыков важно, независимо от карьеры, которую человек выбирает.
Вот почему так важно выявлять проблемы на ранней стадии. При правильном сочетании условий в классе и стратегий обучения каждый учащийся может полностью реализовать свой потенциал в математике.
Существует ряд причин, по которым у ребенка могут возникнуть проблемы с математикой в школе: от низкой мотивации, вызванной страхом перед математикой, до плохого понимания того, как применять и выполнять математические операции. Но иногда основной причиной недостаточной успеваемости является что-то другое, например, разница в обучении или трудности с моторикой.
Наиболее частым сопутствующим заболеванием является дискалькулия , при которой люди с трудом выполняют базовые вычисления и испытывают трудности с манипулированием числами так же, как и их сверстники.
Однако учащиеся с дислексией также могут испытывать трудности с математикой в школе из-за трудностей с чтением чисел и задач со словами. Они могут менять порядок цифр при работе на бумаге или правильно решать задачи, но неправильно записывать свои ответы.
Дети с СДВ/СДВГ могут торопиться вперед и пропускать шаг или изо всех сил пытаться сосредоточиться и быть не в состоянии проверить свою работу, как только они закончат задачу.
Студенты с дисграфией и диспраксия , которым трудно писать от руки, могут настолько увлечься составлением чисел, что сделают ошибки по невнимательности или получат шаги в уравнении в неправильном порядке.
Наконец, у детей с нарушениями обработки зрительной информации могут отсутствовать навыки визуально-пространственной обработки, необходимые им для выравнивания чисел, чтения графиков и выполнения основных геометрических операций.
Как мы думаем о математике
Математика — один из тех предметов, которые плохо понимают и дети, и взрослые. Это связано с тем, что в то время как дошкольная математика связана с практическим решением задач, выявлением закономерностей, распознаванием форм в окружающей среде и обучением счету, преподавание математики в средних и старших классах становится более абстрактным. Он часто фокусируется на зубрежке и решении уравнений в книгах — подумайте об арифметике и таблицах умножения — что может оттолкнуть учащихся и заставить их поверить, что математические навыки не имеют отношения к их повседневной жизни.
На самом деле, многие ученики жалуются, что математика скучна. Они могут не видеть смысла в изучении алгебры, геометрии или исчисления в школе. Или они могут задаться вопросом, зачем им нужно уметь выполнять базовые арифметические действия, такие как сложение, вычитание, умножение и деление, вручную, когда ответы можно легко найти с помощью калькулятора или компьютера.
Ответ на этот последний вопрос состоит из трех частей. Во-первых, у вас не всегда может быть под рукой калькулятор; во-вторых, даже если вы это делаете, понимание того, как и зачем это делать для себя, дает более прочную основу для будущего обучения, и в-третьих, выполнение арифметических операций — это умственная тренировка, которая укрепляет вашу рабочую память.
Числа окружают нас повсюду, и способность работать с ними быстро и эффективно — это важный жизненный навык. Обратите внимание, что умение быстро считать также весьма практично во многих профессиях, от столярного дела до розничной торговли, ракетостроения и доставки поездов вовремя!
Однако математика — это гораздо больше, чем просто арифметика. Многое из того, что нужно для решения многоэтапных текстовых задач, — это определение проблемы, выбор подходящего подхода к ее решению (их может быть более одного) и соблюдение правильного порядка действий.
Правильные арифметические действия — то, на что способен калькулятор, — гораздо проще. Это одна из причин, по которой детей просят показать свою работу, когда они делают домашнее задание или дают ответы на контрольную по математике.
В некоторых случаях учителя могут на самом деле дать больше баллов за хорошую работу, чем за правильный ответ. Это потому, что именно в длинных рукописных работах педагоги могут видеть «математическое мышление».
Однако такой подход может навредить очень способному ребенку, который интуитивно находит правильное решение, но не анализирует, как он к нему пришел, или ребенку, которому трудно писать от руки. Признание потребностей и сильных сторон отдельных учащихся лежит в основе передового опыта в обучении.
У кого проблемы с математикой?
- Учащиеся с математическим страхом
Исследования показали, что успех в математике сильно зависит от психологических факторов, включая тревогу. Тревога — это больше, чем просто чувство беспокойства — это химическая реакция в мозге, которая может подавлять когнитивные процессы и вызывать физические симптомы, включая учащенное дыхание, учащенное сердцебиение и потливость.
Боязнь математики может привести к тому, что люди, которые в остальном хорошо учатся, могут замереть на школьной викторине или экзамене.
Им может быть трудно найти путь к проблеме, они неправильно понимают вопросы или решают гораздо меньше задач, чем они способны. Многие тревожные учащиеся совершают ошибки по невнимательности из-за стресса, который они испытывают в данный момент, и, как правило, их работа по оцениванию на время имеет более низкое качество, чем занятия в классе или домашние задания.
Беспокойство по поводу математики не обязательно связано с плохим знанием математики, оно может затронуть учащихся любого уровня способностей — даже одаренных детей. Тем не менее, как правило, это приводит к более низким оценкам, что подрывает уверенность учащегося.
Такое несоответствие между оценками и знаниями/навыками может обескураживать и демотивировать учащихся. В худшем случае ребенок может начать проявлять признаки избегания математики и негативно относиться к школе и учебе из-за беспокойства.
Стоит отметить, что некоторые учащиеся наследуют тревожность и/или избегание математики от своих родителей. В западных обществах нередко можно услышать, как люди выражают неприязнь к математике. Фактически, это стало культурно приемлемым способом обсуждения этой темы в США и Великобритании. Это может повлиять на учащихся, которые начинают обесценивать математику как предмет или считают допустимым иметь более низкие требования к себе, когда дело доходит до занятий математикой в школе.
Также имейте в виду, что у некоторых учащихся тревога по поводу математики является результатом истории плохой успеваемости из-за нерешенных проблем с обучением или двигательными навыками или пробелов в их истории обучения.
- Дети с дискалькулией
Учащиеся с дискалькулией испытывают трудности при выполнении элементарных арифметических действий и могут с трудом запоминать математические факты. В возрасте до 5 лет им, возможно, потребовалось больше времени, чем их сверстникам, чтобы научиться считать.
Дискалькулия также может влиять на способности к оценке и пространственное мышление; эти учащиеся могут не уметь определять время на часах, делать сравнительные суждения о размерах или определять математические символы. Дискалькулия часто сочетается с другими специфическими особенностями обучения, такими как дислексия, а также трудности с концентрацией внимания.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Калькуляторы являются разумной корректировкой. Поскольку учащиеся с дискалькулией могут быть не в состоянии надежно выполнять вычисления сложения, вычитания, умножения и деления, им может потребоваться использовать калькулятор для решения сложных математических задач.
- Студенты с дислексией
Дислексия — это другой способ обработки в мозгу, который может повысить вероятность того, что учащиеся перевернут числовые и буквенные формы, перевернут числа или перепутают их порядок. Например, копирование многозначного числа из одной строки в другую может привести к тому, что учащийся пропустит цифру или добавит цифру, которой там не было.
Также могут возникнуть проблемы с обработкой письменной речи, поскольку дислексия влияет на способность ребенка слышать звуки, из которых состоят слова. Это усложняет чтение и может повлиять на понимание текстовых задач.
Ученикам с дислексией может потребоваться перечитать абзац несколько раз, чтобы понять его, они могут легко потерять место при выполнении работы от руки, и им может потребоваться гораздо больше времени, чем их сверстникам, чтобы пройти начальные этапы понимания подсказки.
Это, следовательно, оставит им меньше времени для выполнения фактической математики, необходимой для поиска решения. - Лица с диспраксией
Диспраксия может повлиять на мелкую моторику, необходимую для удержания ручки или карандаша. Поскольку большая часть математики в длинных формах выполняется вручную, учащимся с диспраксией может быть трудно показать шаги, которые они использовали для получения ответа.
Может легко отвлечься или разочароваться из-за боли в почерке и с большей вероятностью сдастся или откажется от вопроса, прежде чем решить его. Диспраксия также может повлиять на навыки планирования и организации. Поскольку решение более сложных задач требует определенного планирования того, как вы придете к ответу, учащимся с диспраксией может быть трудно начать работу.
Они также могут испытывать трудности с последовательностью шагов и правильным порядком операций в математике.
- Дети с СДВ/СДВГ
Проблемы с концентрацией внимания могут по-разному влиять на математические навыки. Во-первых, они мешают концентрировать внимание в классе. Решение математической задачи требует от вас отслеживания нескольких шагов; ответ на одну строку информирует следующую.
Если учащийся то переключается между вниманием, то ему может быть очень сложно следить за демонстрацией учителя и понимать, как было получено определенное число. Сохранение концентрации также является проблемой для выполнения работы вручную и проверки работы после завершения задачи 9.0185 .
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Учащиеся с проблемами внимания могут быть более восприимчивы к эффекту привязки. Когда вы впервые сталкиваетесь с математической задачей, вам нужно сначала сосредоточиться на понимании того, что от вас требуется. Частью сбора важных битов является блокирование любых эффектов привязки от чисел, которые появляются неоднократно и пытаются привлечь ваше внимание. Эти числа обычно присутствуют намеренно, чтобы отвлекать внимание, но они могут быть проблематичными для некоторых учащихся. Вы можете научить детей обращать внимание на эти числа, чтобы они могли активно подавлять свой инстинкт использовать их в качестве ответа.
Дети с СДВГ и гиперактивностью могут быть склонны торопливо решать математические задачи, в результате чего они могут пропускать шаги или делать арифметические ошибки. Они могут импульсивно записывать ответы, или их рукописная работа может быть грязной и трудной для чтения.
Числа, которые трудно расшифровать, могут сбить с толку как ученика, так и учителя — узнайте больше о том, как проблемы с почерком влияют на учащихся с СДВ/СДВГ.
- Учащиеся с дисграфией
Одна из самых важных частей решения математической задачи — это возможность изложить свои мысли на бумаге. Это делается для того, чтобы вы могли работать поэтапно, потому что одновременное выполнение нескольких вычислений в голове создает нагрузку на когнитивные ресурсы и увеличивает вероятность ошибки.
Однако для учащихся с дисграфией запись «математического мышления» может быть сложной задачей.
У них может быть беспорядочная и неорганизованная письменная работа, которую им может быть трудно читать и из-за которой они получают неправильный ответ, даже если подход, который они выбрали, был правильным. Узнайте больше о дисграфии.
- Лица с нарушениями зрительной обработки
Учащиеся с нарушениями обработки зрительных образов могут испытывать трудности с решением математических задач, связанных с пространственным мышлением, включая геометрию, чтение таблиц, чтение карт, а также различение и определение различных чисел. Узнайте больше о нарушениях зрительной обработки.
Как учителя могут сделать уроки математики более инклюзивными
Сделать математику актуальной.Мотивируйте учащихся, показывая им ситуации из реальной жизни, связанные с использованием математики вне школьных занятий. Объясните, как работает математика, заверите учащихся, что дело не только в арифметике, и побудите их попробовать и почувствовать себя комфортно, пробуя различные подходы к решению задач, даже если это означает, что они не всегда получают правильный ответ.
Мультисенсорное обучение.Учитель дает устные пояснения, показывает работу на доске и, если возможно, использует тактильные предметы, которые учащиеся могут трогать и перемещать. Мультисенсорный ввод может помочь обучению, облегчая учащимся участие в уроке, а также может укрепить материал в памяти. Это особенно важно для облегчения понимания предмета, который может быть довольно абстрактным.
Заранее потренируйте словарный запас.Для некоторых учащихся, особенно тех, кто борется с грамотностью, возможность попрактиковаться в чтении, правописании и наборе математических слов и определений может облегчить и ускорить выполнение урока, чтение учебника или понимание проблемы. в домашнем задании или на викторинах.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Вы когда-нибудь задумывались, как слепая печать может помочь учащимся в математике? Попробуйте чтение и правописание вслепую.
Подробнее
Назначьте друзей для создания заметок.Иногда запись информации и ее обработка могут быть непосильными для учащихся. Также может случиться так, что копирование с доски может привести к тому, что числа будут переставлены или записаны таким образом, что работа больше не будет иметь смысла. Это может помочь разрешить ребенку делать заметки с помощью компьютера или объединить их с приятелем, который делает заметки.
Разрешить доступ к жилым помещениям.Если у учащегося диагностированы трудности с обучением, такие как дискалькулия, дислексия или дисграфия, вы можете разрешить ему использовать калькулятор для выполнения основных арифметических действий или компьютер для ввода и отправки работы. Печатать вслепую на компьютере часто легче для детей, которые борются с механикой письма от руки.
Дайте учащимся больше времени.Потребность во времени на обработку данных по математике у разных учащихся может различаться, но детям с трудностями в обучении часто полезно иметь больше времени, чтобы понять концепцию и посмотреть, как она работает. Это также помогает разбить работу на небольшие шаги и дать каждому учащемуся время, необходимое для обработки строки, на которой он находится, прежде чем переходить к следующей. Расширение временных ограничений также может помочь уменьшить беспокойство по поводу математики.
Быстрое повторное закрытие:
Учащиеся с дискалькулией, дислексией, диспраксией, трудностями с концентрацией внимания, дисграфией, трудностями обработки зрительных образов и тревожностью могут испытывать трудности с математикой.
- Дети с дискалькулией могут найти трудности с элементарной арифметикой и счетом
- Учащиеся с трудностями обработки и СДВ/СДВГ могут испытывать трудности с пониманием объяснений учителя в классе
- Выбор наилучшего подхода к решению проблемы может быть затруднен для учащихся с диспраксия
- Запись, интерпретация и преобразование решения могут быть затруднены для учащихся с дислексией и дисграфией
- Учащиеся с математикой тревожностью могут испытывать трудности с выполнением замеров по времени или отсутствием мотивации из-за низкой самооценки или неуверенности в себе
Чтение и правописание сенсорным вводом
Чтение и правописание сенсорным вводом — это мультисенсорная программа набора текста, которая учит печатать с использованием подхода, основанного на целочисленных словах и фонетике.
Leave a Reply