Ну иван царевич сумел ты меня найти разыскать теперь я твоя на век буду: Разгадай кроссворд. По приведённым ниже репликам определи героев сказки «Царевна- лягушка». Если правильно выполнишь задание,…
Русская народная сказка «Царевна — лягушка»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им: — Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать! — За кого же нам, батюшка, посвататься? — А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь. Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили. Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка… Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит: — Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж. Опечалился Иван-царевич и отвечает: — Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют! — Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь! Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство. Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала. Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит: — Бери квакушку, ничего не поделаешь! Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке. На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит: — Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба. Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил. — Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое? — Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба… — Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие. Утром будит квакушка Ивана-царевича: — Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси! Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу. Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился. Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым. Принял у среднего, взглянул и сказал: — Такой каравай только от большой нужды есть будешь! Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал: — Вот этот хлеб только в большие праздники есть! И тут же дал сыновьям новый приказ: — Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру! Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком. А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил. — Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе? — Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый! — Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят… Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов. Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил: — Этим ковром только от дождя лошадей покрывать! Принял от среднего, посмотрел и сказал: — Только у ворот его стелить! Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал: — А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать! И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет. Отправились царевичи к своим женам. Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: Пришел он домой невеселый. Спрашивает его квакушка: — Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился? — Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез… — Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее! На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу: — Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются: — Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает! Вдруг поднялся стук да гром — весь дворец затрясся-зашатался. Все гости переполошились, повскакали со своих мест. А Иван-царевич говорит: — Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет! Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится. Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут. Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые… Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает. Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают. Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди. Пошли плясать жены старших царевичей. Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы. Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне. Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу: — Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня. .. Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно. Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую. Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик. — Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич. — Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь? Рассказал Иван-царевич старику свое горе. — Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди. Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком. Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок. Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.
Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом: — Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе. Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше. Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень. Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески: — Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь. Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, пошел дальше голодный. Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.
Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом: — Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь. И его пожалел царевич, пошел дальше. Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич: — Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется! — Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море! Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич: — Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит: — Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? — Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала! — И то правда! — отвечает баба-яга. Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую. — Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится. — Да есть ли где его смерть? — Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет. Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел. Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец. Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.
Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки. Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.
Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.
А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море… Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит: — Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского! Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо. — Получай, Иван-царевич! Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался. Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит: — Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду! Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство. И стали они жить дружно, в любви и согласии. |
На сайте кроме сказки Царевна-лягушка
можно прочитать многие другие русские народные сказки, например, следующие 9 сказок, которые были случайным образом отобраны из сотен других сказок, представленных в сборнике
Конспект урока по литературе «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Послушание и своеволие»
Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Послушание и своеволие
Цель:- создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.
Задачи:
— ребенок придет к выводу, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»;
— поймет, что послушание выражается в исполнении повеления, а свое волне – в самоуправстве;
— придет к выводу, что тепло и уют в доме создается женой, которая должна уметь делать все: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову кпразднику сшить, и в танце себя показать.
Базовый учебник: Учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2015.
Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством,DVD-диск.
Названия медиафайлов:
Лягушка держит стрелу (И. Билибин )
Задание 1. Хлеб (отр. из м/ф)
Задание 2. Ковер (отр. из м/ф)
Задание 3. Танец (отр. из м/ф)
Иван-царевич сжигает лягушечью кожу (отр. из м/ф)
Встреча с дедом (отр. из м/ф)
Баба-яга (И. Билибин)
Избушка бабы-яги (отр. из м/ф)
Медведь валит дуб (отр. из м/ф)
Ход урока:
Со звонком ребят встречает Иванушка.
И:-Ребята, скорее садитесь на свои места, мне не терпится вам сообщить радостное известие.
У:(когда все ребята сядут):
— Иванушка, можно я сначала дам тебе добрый совет?
—Ребята, что забыл сделать Иван?
(Поздороваться).
—Иванушка, при встрече со знакомыми, и особенно, когда заходишь в помещение, нужно здороваться с присутствующими там людьми.
И:-Простите меня, это я от волнения. Здравствуйте, Лилия Викторовна и ребята! Ребята, можно я посмотрю рисунки, которые вы разукрашивали дома? (Смотрит рисунки). Теперь я точно уверен, что в моем государстве такие же удивительно красивые терема. И я жил в одном из них.
У: — Иванушка, это еще раз подтверждает, что ты герой русской народной сказки.
И: — Вы знаете, ребята, слушая сказку, я как будто перенесся назад, в свой родной мир.
У: — Ничего удивительного, Иванушка, народ, сочиняя сказки, рассказывал в них о своей жизни и о том мире, который его окружал, а значит и о мире, в котором ты жил. А какое же ты радостное известие нам принес?
И: — Я вспомнил, что у меня был батюшка и два старших брата.
У: — Это очень хорошо, Иванушка, т. к. сегодня мы как раз будем читать такую сказку.
— Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
У: — Откройте в тетрадях урок № 2 (стр. 8) и запишите название сказки.
«Царевна-лягушка».
(Мф №1)В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
— Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
Сыновья отцу отвечают:
— Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?
— Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут,
там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла ее купеческая дочь. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу.
Иван-царевич говорит ей:
— Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:
— Возьми меня замуж!
— Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?
— Бери, знать, судьба твоя такая.
Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой.
У: — Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую?
(Стрела указала)
— Дорисуйте, пожалуйста, на рисунке стрелу, которая либо еще летит, либо уже прилетела к лягушке.
И: — Лилия Викторовна, а почему Иван-царевич лягушку в жены то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!?
У:— Ребята, а вы как думаете?
(Ответы детей)
— Конечно, ребята, ведь батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу.
Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего – на купеческой, а несчастного Ивана-царевича – на лягушке. На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:
— Ну, сынки мои дорогие, вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебпечь. Пусть они к завтрему испекут по караваю мягкого белого хлеба. Поклонились царевичи отцуи пошли.
Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так запечалился? Или услышалот своего отца слово неласковое?
— Как мне не печалиться! — ответил Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого белого хлеба…
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. ..
Утром будит квакушка Ивана-царевича:
— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Глянул царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал! Положил каравай на золотое блюдо, понес отцу.
Пришли и старшие царевичи, принесли свои караваи, – только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой – сырой да кособокий получился.
Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.
Принял у среднего, взглянул на него и сказал:
— Такой каравай только от большой нужды будешь есть!
Дошла очередь до Ивана-царевича. Принял от него царь каравай и сказал:
— Вот этот хлеб только в большие праздники есть! (Мф № 2)
У: — Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?
(Ответы детей)
— Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
— У вас в тетрадях нарисован каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.
И тут же царь дал сыновьям новый приказ:
-Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками к завтрему выткут мне по ковру!
Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.
А Иван-царевич воротилсяневесел, ниже плеч буйну голову повесил.
— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит квакушка, — почему так печалишься? Иль услышал от отцаслово недоброе?
— Как мне не кручиниться! — отвечал Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткатьему ковер узорчатый!
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать: утро вечера мудренее!
Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят…
Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.
Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!..
Вот пришли три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:
— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!
Принял от среднего, посмотрел и сказал:
— Только у ворот его стелить!
Принял у Ивана-царевича, взглянул и сказал:
— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать! (Мф № 3)
У: —Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками
соткать ковер?
— Почему важно умение жены рукодельничать?
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (что такое утварь?), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.
У:- В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена
уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава? ;
— Как описана райская красота работы Василисы Премудрой?
— Пожалуйста, разукрасьте ковер, нарисованный в ваших тетрадях.
И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему напир со своими женами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует.
Отправились царевичи к своим женам. Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?».
И: — Странное какое-то третье задание! Испечь хлеб – понятно. Как в народе
говорят: «Хлеб — всему голова! Ковер соткать могла только рукодельница. А танец-то тут причем???
У: — Давай слушать сказку дальше, может, и найдем ответ на твой вопрос!
Как пришел он, спрашивает его квакушка:
— Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?
— Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра кнему на пир привез…
— Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи, утро вечера мудренее!
На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу.
— Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром – не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»
Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими женами разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:
— Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!
Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполошились, испугались, повскакали со своих мест – не знают, что и делать. А Иван-царевич говорит:
— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая сама, как солнце ясное светится.
Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова промолвить не могут. Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…
Стали гости есть, пить, веселиться.
Василиса Премудрая из кубка пьет и не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки за правый рукав бросила.
Жены старших царевичей увидели это и туда же: чего недопьют – в рукав льют, чего недоедят – вдругой кладут. А к чему, зачем – того и сами не знают.
Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем.(Мф № 4)
Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди.
У: — Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама-то величава, выступает будто пава».Как вы понимаете эти слова?
— Догадались, почему третье испытание для невесток — танец?
В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и… скромность.
Пошли танцевать жены старших царевичей.
Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.
У: — О чем говорит такое поведение невесток?
(Об их глупости и завистливости)
— Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют
поведение и поступки других, пускай даже очень умных людей?
(Работа в группах).
(Ответы детей)
Подвести детей к мысли, что, во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во-вторых, порой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.
Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.
Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану-царевичу:
— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у КощеяБессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь, только тогда и разыщешь меня… Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.
Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, – две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал. И повстречал он тогда старого старичка.
— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.
— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?
Рассказал Иван-царевич старичку свое горе.
— Эх, Иван-царевич, — говорит старичок, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бес-смертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.
У: — Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.
— Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой
сказки? С чего начались беды Ивана?
(Сжег лягушечью кожу)(МФ № 5)
— Как поступил Иван?
(Своевольно)
—Какие мудрые слова сказал ему старичок?(МФ № 6)
(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу!Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)
— Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?
(Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде)
— Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван-царевич.
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по тонким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним —не остановится на отдых ни на часок.
Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.
«Дай, убью медведя, — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».
Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:
— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.
Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.
Идет он чистым полем, глядь – а над ним летит большой селезень, Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень говорит ему по-человечески:
— Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.
Пожалел Иван-царевич и селезня – не тронул его, пошел дальше голодный.
Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. «Убью этого зайца! — думает царевич. Очень уж есть хочется…» Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:
— Не губи меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.
И его пожалел царевич, пошел дальше.
Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит-издыхает щука-рыба. Говорит Иван-царевич:
— Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет – так есть хочется!
— Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной — не ешь меня, брось лучше в синее море! Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.
— Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог?
(Пожалел, сжалился)
Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек в лес к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич:
— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.
Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом.
Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга, костяная нога. Увидела она царевича и говорит:
— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
— Ах, баба-яга, костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда
и выспрашивала!
— И то правда! — отвечает баба-яга. Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила,
а царевич рассказал ей, что ищет жену свою, Василису Премудрую.
— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет еедостать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.
— Да есть ли где его смерть?
— Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А тот дуб в дремучем лесу растет.
Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее Иван-царевич и пошел.
И: — А кто такая баба-яга?
У: — Иванушка, ты что, не помнишь, кто такая баба-яга?
И: — Нет, Лилия Викторовна, в моей сказке ее точно не было.
У: — Вот, видишь, Иванушка, еще одна важная деталь: в твоей сказке бабы-яги не было!
— Ребята, расскажите Иванушке о бабе-яге.
(МФ № 7)Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живет в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть. ..)
И: — Непонятно, почему баба-яга решила помочь Ивану-царевичу, если она могла его съесть?
У: — Иванушка, тут не так все просто. Баба-яга тоже подчиняется законам тридесятого царства. Войти в царство, где живет баба-яга можно только через ее избушку, именно она охраняет тридесятое царство от непрошенных гостей. (МФ № 8)
И: — То есть получается, что баба-яга решает, кого можно впустить в тридесятое царство, а кого нет.
У: — Если в сказке есть баба-яга, то именно с ее разрешения герой туда и попадает.
И: — А это чей домик?
(Бабы-яги)
А как же он может повернуться к лесу задом, а к Ивану передом? Я вспомнил, в каком тереме я жил у моего батюшки. Так там такой фундамент крепкий.
У: — В этом рисунке есть ловушка.
— Ребята, вы догадались, какая?
(Избушка бабы-яги стоит не на фундаменте, а на курьих ножках, которые художник не нарисовал)
Ребята, дорисуйте избушке курьи ножки и покажите Иванушке, как должна выглядеть настоящая избушка бабы-яги.
(Ребята дорисовывают)
Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришелнаконец к Кощееву дубу. Стоиттот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине – кованый ларец.
У: — Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? (Работа в парах).
Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть.
Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать. «Эх, — думает, где-то медведь? Он бы мне помог!»
Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. (МФ № 9) Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.
Выбежал из ларца заяц и пустился наутек. «Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы…»
Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам.
Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо. «Где-то мой селезень?» — думает царевич. А уже селезень за уткой летит – прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море.
Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:
— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!
Вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо:
— Получай, Иван-царевич!
У: — Нарисуйте яйцо в зубах у щуки.
Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил, Кощей Бессмертный прахом рассыпался.
Пошел Иван в Кощеевы палаты. Вышла к нему Василиса Премудрая и говорит:
— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать теперь я твоя весь век буду!
Выбрал Иван лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
Итог урока:
У: — Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?(Работа в группе.Дети работают с карточкой-помощницей).
(В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы несправиться без зверей-помощников).
И: — Почему звери помогали Ивану-царевичу?
(Он их пожалел, и они его пожалели)
У: — Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
— Русский народ даже такую пословицу сложил:
«За добро добром и платят».
Итог урока. Рефлексия.
Закончи предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Домашнее задание: Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке
Урок-сказка по
литературе
в
5классе
« Царевна-лягушка»
Сентябрь 2012 г.
Русская сказка.
Царевна-лягушкаДвести-триста лет назад в каком-то царстве жил-был царь, у которого было трое сыновей. Однажды царь созвал своих сыновей и сказал: «Дети мои, вы все возмужали. Пора подумать о браках. Каждый из вас должен пустить стрелу, насколько сможет. Стрела будет твоей невестой, на которой ты женишься».
Старший сын пустил стрелу, а дочь боярская (дворянина) поймала. Средний сын пустил стрелу, а купеческая дочь поймала ее. Младший сын, Иван-царевич, пустил стрелу, и стрела его упала в болото. Два старших брата легко нашли свои стрелы, а Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Он шел два дня по лесам и горам, а на третий день достиг глубокого болота, где увидел Лягушку, держащую во рту стрелу. Иван-царевич хотел было бежать, но Лягушка сказала: «Кряк-карк, не уходи, Иван-царевич. Возьми свою стрелу и женись на мне, не пожалеешь». Иван-царевич взял Лягушку и привёз её в своё царство. Первые два брата были счастливы, а Иван-царевич был очень несчастен. Братья посмеялись над ним, а отец сказал: «Ты ничего не можешь поделать, ты должен жениться на Лягушке». Итак, все три пары поженились по обычаю.
Царевна-лягушка роспись на лаковой шкатулкеНа следующий день царь пожелал посмотреть, какая из жен его сыновей лучшая пекарь, и приказал каждой из своих невесток испечь по буханке хлеба. Вернулся Иван-царевич в свой дом очень грустный, а его Лягушка сказала: «Не грусти, утро вечера мудренее». И как только Иван-царевич уснул, Лягушка сбросила с себя кожу и превратилась в прекрасную царевну Василису Премудрую. Она просеяла муку, замесила белое тесто и испекла буханку хлеба. Оно было хрустящим и мягким, украшенным разными рисунками: городами с дворцами, садами и башнями, птицами и зверями. После того, как она закончила, она снова превратилась в лягушку.
Утром Иван, гордый таким хлебом, отнес его отцу. Царь посмотрел на три хлеба. Подаренный первым братом был сожжен, и царь велел отдать его собакам. Второй брат принес размоченный и косой хлеб, и царь велел раздать его нищим. Тогда царь взял у Лягушки хлеб и сказал: «Вот этот хлеб годится к святому дню!»
Тогда Царь захотел посмотреть, какая из его невесток самая искусная в рукоделии, и приказал каждой из них сделать для него ковер. Иван-царевич вернулся в свой дом опять очень грустный, но его Лягушка сказала: «Не грусти, утро вечера мудренее». И как только Иван-царевич уснул, Лягушка снова сбросила с себя кожу и превратилась в прекрасную царевну Василису Премудрую. Она начала ткать ковер; первый прокол иглы создал распустившийся цветок, второй — красивый орнамент, а третий — парящую экзотическую птицу. Утром Иван, обрадовавшись такому ковру, отнес его отцу. Когда царь посмотрел на ковер первого брата, он сказал: «Этот ковер годен только для того, чтобы покрывать лошадей в ненастный день!» Когда он осмотрел ковер второго брата, царь сказал: «Этот ковер годен только для того, чтобы быть циновкой перед воротами». И когда царь посмотрел на ковер, принесенный Иваном, он сказал: «О, этот ковер годен в моих покоях расстелить в святочные дни!»
После этого царь решил посмотреть, кто из жен его сыновей лучше всех танцует, и велел сыновьям прийти на пир с женами. Иван-царевич вернулся в свой дом и горько заплакал. — Не плачь, Иван-царевич, — сказал Лягушка. «Иди на бал один, я приду позже».
Иван-царевич ушел на бал один. Его старшие братья пришли на пир со своими нарядными женами и стали посмеиваться над младшим братом: «Что ж ты свою Лягушку в платочке не принес? Нам бы приятно послушать ее карканье». Внезапно все услышали громовой звук, приближающийся ко дворцу. Золотая карета подъехала к подъездам дворца, дверь отворилась, и из кареты вышла Василиса Премудрая. Ко всеобщему удивлению, она взяла за руку Ивана-царевича и вошла с ним на пир. Иван-царевич был вне себя от радости, впервые увидев свою жену в человеческом обличье!
Они начали есть и пить. Царевна-Лягушка выпила немного, а остальное вылилось в ее левый рукав, она немного поела и сунула косточки и объедки в правый рукав. Жены старших братьев заметили это и последовали ее примеру, сунув в один рукав кости и объедки, а в другой налив вино. Когда пришло время танцев, Василиса Премудрая стала танцевать со своим мужем, Иваном-царевичем. Она танцевала легко и очень грациозно, ко всеобщему удовольствию. Затем она взмахнула левым рукавом, и появилось озеро, когда она взмахнула правым рукавом, появились лебеди, плавающие по озеру. Царь и гости были полны восхищения. Когда она закончила танцевать, все исчезло.
Затем жены двух старших сыновей начали танцевать. Они хотели удивить гостей, как Царевна-Лягушка, поэтому они махали левыми рукавами, и вино брызнуло на Царя и гостей. Тогда они трясли правым рукавом, и из рукавов вылетали кости с объедками, попадая в гостей. Они сделали из себя дураков. Иван-царевич так обрадовался, что у него такая замечательная жена, что побежал домой, пока все еще были на пиру, и сжег выброшенную лягушачью шкуру своей жены, чтобы она осталась прекрасным человеком.
Когда Василиса вернулась домой и не смогла найти свою лягушачью шкурку, она загрустила и сказала: «О, Иван-царевич, ты не представляешь, что ты сделал. Если бы ты подождал еще три дня, я была бы твоей настоящей женой навсегда. А теперь я должен жить пленником Кощея Бессмертного». Сказав это, она исчезла.
Царевна-лягушка роспись на лакешкатулка А.Костерина 1967
Иван-царевич заболел на сердце. Он взял лук и стрелы, надел стальные сапоги, положил в сумку три черствых хлеба и отправился искать свою жену Василису Премудрую. Он шел долго-долго, две пары сапог протер, две буханки хлеба прогрыз, и вдруг встретил доброго старика. — Добрый день, молодой человек, — сказал старик, — куда вы идете? Иван-царевич рассказал ему о своей беде, а старик дал ему клубок пряжи и сказал: «Вот клубок, иди за ним, куда он катится». А Иван-царевич шел за мячом через высокие горы, темные леса, зеленые долины и темные болота. Он шел так долго, что изнашивал третью пару сапог и грыз третью буханку хлеба, когда пришел в дремучий сосновый лес. Там он встретил медведя и подумал: «Я должен убить медведя, потому что мне больше нечего есть». Он прицелился, но медведь сказал ему: «Не убивай меня, Иван-царевич, когда-нибудь я тебе пригодлюсь». Иван-царевич пожалел медведя и не убил его. Он шел по открытому полю и увидел большую утку, летящую над его головой. Он взял стрелу, но утка сказала: «Не убивай меня, Иван-царевич, когда-нибудь я тебе пригодлюсь». Иван-царевич пожалел утку и не убил ее. Он шел голодный и увидел бегущего к нему зайца, прицелился, но заяц сказал ему: «Не убивай меня, Иван-царевич, когда-нибудь я тебе пригодлюсь». Иван-царевич пожалел зайца и не убил его. Иван-царевич дошел до синего моря и увидел щуку, лежащую на берегу и не могущую вернуться в море. Он сказал: «Сейчас я съем щуку, я умираю с голоду», но щука попросила: «Не ешь меня, брось меня в синее море, и когда-нибудь я тебе пригодлюсь». Иван-царевич сжалился над щукой и бросил ее в море.
Он пошел дальше за клубком пряжи. Он шел все дальше и дальше и в конце концов наткнулся на маленькую избушку, переворачивающуюся на курьей ножке. Он вошел в избушку и увидел Бабу-Ягу – Костяную Ногу с огромным крючковатым рылом и длинными зубами. Она спросила: «Куда ты идешь, Иван-царевич?» Он сказал ей, что отправился спасать Василису Премудрую. — Я знаю, я знаю, где она, — сказала Баба-Яга, — она теперь в плену у Кощея Бессмертного. ни стрелы, ни пули.Но я знаю,где спрятана его Смерть.Она на острие иглы,игла в клюве утки,утка внутри зайца,заяц внутри чугунного сундука,а сундук на вершине Большого Старого Дуба». Баба-Яга объяснила Ивану-царевичу, как пройти к Дубу. Иван поблагодарил ее и помчался вперед.
Он прошел очень долгий путь. Наконец он увидел огромный Дуб. Иван подумал: «Если бы медведь был здесь, он бы мне помог!» Как раз в этот момент появился медведь и вырвал с корнем дуб. Сундук упал и открылся. Заяц выпрыгнул из сундука и бросился наутек. «Если бы мой заяц был здесь, он бы мне помог», — подумал Иван. Как раз в этот момент появился его заяц, догнал другого зайца и разорвал его пополам. Утка вылетела из зайца и поднялась высоко в небо. «Если бы моя утка была здесь, она бы мне помогла», — подумал Иван. В этот момент появилась его утка, догнала другую утку и начала клевать ее прямо в голову. Другая утка уронила яйцо, и оно упало в синее море. «Была бы здесь моя щука, она бы мне помогла», — подумал Иван. Как раз в этот момент появилась его щука, держащая в зубах яйцо. Иван-царевич очень обрадовался; он разбил яйцо, взял иголку и отломил ее острие, и в это время умер Кощей Бессмертный. Иван пошел в палаты Кощея. Василиса вышла к нему и сказала: «Ты мой спаситель! Ты сумел найти меня здесь и убить Кощея Бессмертного, так что отныне я буду твоей навеки!»
Иван-царевич выбрал лучшего коня из конюшни Кощея и поскакал обратно в свое царство с милой и прекрасной женой на радость всем. Они жили долго и счастливо в дружбе, любви и согласии.
Справочник
Царевна-лягушка
Составитель и редактор
Арина Анашкина
Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк Русские, западные славяне и мадьяры», Джереми Куртин. Также доступно на Amazon: Мифы и народные сказки русских, западных славян и мадьяр.
В каком-то царстве, в какой-то земле жил царь Ввислав Андронович; у него было трое сыновей — Дмитрий-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич. У царя Ввислава был такой богатый сад, что лучше его не было на земле. В саду росло много дорогих деревьев, с плодами и без плодов.
У царя Ввислава была одна любимая яблоня, и на ней росли яблоки все золотые. Прилетала Жар-птица в сад царя Ввислава. У нее были золотые крылья и глаза, как кристаллы Востока; и она каждую ночь прилетала в этот сад, садилась на любимую яблоню, сорвала с нее золотые яблоки и потом улетала.
Царь очень скорбел об этой яблоне, потому что Жар-птица сорвала с нее много яблок. Поэтому он позвал трех своих сыновей и сказал: «Мои милые дети, кому из вас удастся поймать Жар-птицу в моем саду и взять ее живой, тому я дам при жизни моей половину царства, а при моей смерти Я все отдам».
Тогда сыновья закричали в один голос: «Милостивый государь, отец наш, мы с великим удовольствием постараемся взять Жар-птицу живой».
В первую ночь Дмитрий-царевич пошел в сад дежурить и сел под яблоней, с которой Жар-птица яблоки обрывала. Он заснул и не слышал Жар-птицы, когда она прилетела, и когда она сорвала много яблок.
Наутро царь Ввислав позвал своего сына Дмитрия-царевича и спросил: «Ну, милый сын, не видел ли ты Жар-птицы?»
«Нет, милостивый государь, отец мой, она не приходила прошлой ночью».
На следующую ночь Василий-царевич пошел в сад смотреть Жар-птицу. Он сидел под той же яблоней и через два часа заснул так крепко, что не слышал Жар-птицы, когда она прилетала, и когда она срывала яблоки.
Наутро царь Ввислав позвал его и спросил: «Ну, милый сын, не видел ли ты Жар-птицу?»
«Милостивый государь, отец мой, она не пришла прошлой ночью».
В третью ночь пошел Иван-царевич в сад караулить, сел под той же яблоней. Он просидел час, второй и третий. Вдруг весь сад осветился, как бы множеством огней. Прилетела Жар-птица, села на яблоню и стала срывать яблоки. Иван так осторожно подкрался к ней, что схватил ее за хвост, но не удержал птицу, она сорвалась, улетела; а в руке у Ивана-царевича осталось только одно перо из хвоста, которое он держал очень крепко.
Наутро, как только царь Ввислав пробудился ото сна, Иван-царевич пошел к нему и дал перо Жар-птицы. Царь очень обрадовался, что его младший сын смог добыть хотя бы одно перо Жар-птицы. Это перо было так чудесно и ярко, что, когда его вносили в темную комнату, оно сияло, как будто в этом месте было зажжено великое множество свечей. Царь Ввислав положил перо в свой кабинет, как вещь, которую нужно охранять вечно. С тех пор Жар-птица больше в сад не летала.
Царь Ввислав опять созвал сыновей своих и сказал: «Милые дети, благословляю вас. приносит мне птицу».
Дмитрий и Василий-царевичи стали питать ненависть к младшему брату за то, что он вырвал перо из хвоста Жар-птицы. Они взяли благословение отца и оба отправились на поиски Жар-птицы. Иван-царевич тоже стал просить у отца благословения. Царь сказал ему: «Милый сынок, милый мой ребенок, ты еще молод, не привык к такому долгому и трудному пути: зачем тебе расставаться со мной? трое из вас долго не возвращаются (я стар, и хожу под Богом), и если во время вашего отсутствия Господь заберет мою жизнь, кто будет править вместо меня? , — некому было бы остановить его, или, если бы враг вторгся в нашу землю, некому было бы командовать нашими людьми».
Но как царь ни пытался задержать Ивана-царевича, он не мог не отпустить его по своей настойчивой молитве. Взял Иван-царевич благословение отца, выбрал коня и ускакал; он ехал дальше, сам не зная куда.
Ехать по тропинке по дороге, близкой она или далекой, высокой или низкой, сказка скоро рассказывается, но дело не скоро делается. Наконец он вышел на зеленые луга. В чистом поле стоит столб, а на столбе написаны такие слова: «Кто пойдет от столба прямо вперед, тот будет голоден и холоден; кто пойдет направо, тот будет здоров и здоров, а конь его будет мертв; кто пойдет налево, тот сам будет убит, а его конь будет жив и здоров». Иван прочел надпись и пошел на правую руку, имея в виду, что хоть его лошадь и будет убита, но он останется жив и может со временем получить другую лошадь.
Он ехал один день, второй и третий. Вдруг выступил против него огромный серый волк и сказал: «Ах, это ты, нежный юноша, Иван-царевич? Ты прочел на столбе, что конь твой умрет: зачем же ты пришел сюда?» Сказал волк эти слова, разорвал лошадь Ивана-царевича надвое и ушел в сторону.
Leave a Reply