Разное

Народные сказки для 5 класса: Русские народные сказки. Более 100 сказок с картинками. – Сказки для 5 класса — читать бесплатно онлайн

Сказка как жанр. Виды сказок. Видеоурок. Литература 5 Класс

Тема: Народная сказка как жанр

Урок: Народная сказка как жанр

 

В древние времена, когда сказка только зародилась ( а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами ) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал  во взрослую жизнь, проходил  обряд посвящения во взрослые.  Сказка была очень серьезным делом

Сказки бывают разные. Самые древние – сказки о животных. Когда –то люди верили , что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное называлось  тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь

Однако постепенно человек освобождался от страха , и  на смену ему приходил смех. Животные наделялись постоянными качествами. Какими? Попробуйте вспомнить. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень

Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое объяснение. Так, например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой . Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались

Иногда  только из сказки ученые и могут почерпнуть знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности

Чем же сказка отличалась от мифа? Ведь сюжеты сказок и мифов часто очень похожи Вспомните миф о Геракле и яблоках Гесперид и сказку о молодильных яблочках.  Но в мифе речь идет о божестве, которому поклоняются, а в сказке герой – обычный человек, совершающий работу

В миф верят – он всегда в основании веры и религии. Персонажи мифа воспринимаются как реальные существа – боги или люди: Зевс, Кришна, Будда, Саваоф, Аллах, Христос, Магомед. В сказку не верят. Она всегда «небылица». Персонажи сказки – Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Баба Яга  живут только в особом сказочном мире, отличающемся от реального мира

В языках многих народов это слово связано со словом говорить, сказывать, баять. По-ангийски . tale, болг. приказка, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у русских до XVIIв. баснь, байка) Сказка — это рассказанная по определенным правилам история. Только заведомо вымышленная!

У каждого произведения ( и у сказки, и у загадки, и у былины) есть свои жанровые особенности, поэтому мы можем говорить о каждой группе сходных произведений как о произведениях разных жанров

Понятие жанра характерно не только для литературы. Мы встречаем такое подразделение и в музыке, и в живописи, и в других видах искусства

По каким же правилам рассказываются сказки?

Главное особенностью сказки является ее занимательный сюжет, при этом сказочник «…не только не гонялся за правдоподобием и естественностью, но еще как будто поставлял себе за непременную обязанность умышленно нарушать и искажать их до бессмыслицы»В.Г.Былинский

Сказки подразделяются на несколько групп, для каждой из которых характерны сои действующие лица и свой сюжет. Сюжет — развитие действия, ход событий

Сюжет сказок о животных обычно очень прост, иногда даже такие сказки не имеют зачина. «Зачин – начальная устойчивая форма сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Обычно сказки о животных состоят их 1 эпизода. Дело в сказках о животных не в увлекательности повествования, а в удивительности отдельных ситуаций. Очень часто звери встречаются друг с другом и ли с человеком и разговаривают. Это самый простой способ наделения животных человеческими признаками и качествами. Мы не удивляемся тому, что в сказках звери совершают странные поступки ( волк ловит рыбу хвостом, например). Часто мы даже не замечаем, что такие действия не присущи животным . Зато мы почти всегда знаем , какими будут названы и изображены животные:

Лиса Патрикеевна ( Лиса при беседе краса) – хитрая-прехитрая; Волк зубами щелк — злой-презлой, да еще и глупый; Зайка –Побегайка – трусливый-претрусливый, да еще и всегда обиженный лисой

В сказках о животных много диковинных ситуаций ( волк ловит рыбу хвостом, например).  Часто мы даже не замечаем, что такие действия не присущи животным – это происходит  именно потому , что за маской  зверя мы видим человека , который ведет себя чаще всего неверно

Часто в таких сказках действуют и животные, и люди. Но в любом случае, это только маски – аллегории

Аллегория  — это иносказание, когда мы говорим одно, а подразумеваем совсем другое,  и слушатель хорошо понимает этот скрытый смысл. Этой особенностью  сказки о животных схожи с баснями

Другим видом сказок были бытовые сказки. Уже по персонажам вы должны догадаться, что эти сказки появились гораздо позже. Для другого вида сказок – бытовых – характерны иные сюжеты: осмеяние злых, жадных да богатых. В бытовых сказках действуют люди,  но они тоже наделены определенными, никогда не меняющимися чертами, например: солдат – всегда храбрый и сметливый, он обязательно найдет способ посмеяться над трусливыми и жадным попом или стариком  и наказать его

Удивительное в этих сказках то , что в них вполне реальные жизненные конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную сюжетную реализацию

Невероятность и занимательность сюжета особенно ярко проявляется в волшебных сказках, где развитию необыкновенного сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа. В волшебных сказках действуют цари и царевичи, короли и королевичи. Эти сказки нередко начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею. Уже одно такое начало сразу говорит о том, что речь пойдет в сказке не об обычном, а о чем-то необыкновенном. Часто главным героем волшебной сказки является простой человек (солдат, крестьянский сын и проч.), совершающий что-то особенное

Сюжет волшебной сказки начинается с необычайного события, в котором главную роль играет какое-нибудь волшебное существо, обладающее чудодейственной силой.

В волшебной сказке происходит много событий, герой (или героиня) обязательно должен избыть какую-то беду, и в этом ему помогают волшебные существа или предметы. С их помощью герой выполняет трудные задания? Каждое – труднее предыдущего. Для этого герою иногда приходится менять свой облик – превращаться. Но герой обязательно должен добиться желаемого – сюжет сказки обычно заканчивается свадьбой

Важнейшими жанровыми  особенностями  сказок можно назвать

1. особый язык, которым сказку сказывают

2. многократность (обычно троекратность) повторения действий

3. кольцевая композиция  Эта такая композиция (строение), в которой зачин и концовка обязательно встраивают любую сказку в «цепочку» других сказок. Сказка начинается с зачина «Жили-были..» , а заканчивается концовкой «Тут и сказочке конец, а кто слушал –молодец»

4. д детали сюжета ( особенно в волшебной сказке)  обязательно соединены особыми сказочными формулами «Долго ли коротко, я того не ведаю»

5. герои имеют особые, повторяющиеся из сказки в сказку прозвания. Про животных мы уже говорили, но и волшебных сказках Василиса может быть Прекрасной, а может и Премудрой, Баба Яга обязательно Костяная Нога, Кощей всегда Бессмертный.

6. рассказываются сказки с особенной сказочной интонацией, это тоже очень важно – сказку нельзя просто читать, как обычный рассказ

Сказки – это один из увлекательнейших жанров устного народного творчества

 

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Учебник-хрестоматия для 5 класса  под редакцией Коровина В.Я. М. «Просвещение», 2013 . Часть 1. Стр. 8-12, 40-45

2. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984г.

 

Рекомендуемые ссылки в Интернете

1. Флибуста (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Прочитать сказку о животных и бытовую сказку из хрестоматии или на свой выбор, определить особенности каждой.

2. Вспомнить как можно больше персонажей волшебных сказок.

Русские народные сказки читаем детям бесплатно онлайн — Сказки. Рассказы. Стихи

Русские народные сказки читаем детям бесплатно онлайн

 
Арысь-поле
Архиерей
Архиерей отчитывает
Афонька! Где был-побывал?
Барин и мужик
Барин-кузнец
Батрак
Барин и плотник
Барин и собака
Барин — слуга
Барин и гусак
Барин и жена
Барин и староста
Бобовое зернышко
Братья-охотники
Баба-яга и Заморышек
Баба-яга
Баба-Яга и жихарь
Бабка и медведь
Бесстрашный
Балдак Борисьевич
Брысь, окаянная, брысь!
Балагурная сказка
Булат-молодец
Буря-богатырь Иван коровий сын
Белая уточка
Баба да два солдата
Безрукий и безногий богатыри
Береза и три сокола
Барские гуси
Большой дом из единого кирпичика
Бура-Яга и внучка
Беззаботный монастырь
Беззаботная жена
Байка про тетерева
Беспамятный зять
Буренушка
Ванюшка и царевна
В-чем-я?
Вдова и бес
Василиса Прекрасная
Василий Буславич
Волк и козлята
Волк и коза
Война грибов
Волшебное кольцо
Ведьма и Солнцева сестра
Верлиока
Волк, перепелка и дергун
Во лбу солнце,на затылке месяц,по бокам звёзды
Василий-царевич и Елена Прекрасная
В чужом дому хозяина слушай!
Василиса Поповна
Вещий сон
Волшебный конь
Волшебная дудочка
Волк-дурень
Вороватый мужик
Васька-Муська
Вещий дуб
Вещий мальчик
Волшебное зеркальце
Волшебная водица
Волшебные ягоды
Ворожея
Вор
Горшок
Горшеня
Горшечник
Головиха
Гуси-лебеди
Голь Воянский
Государь Сидор Карпович
Глупая барыня
Глупый волк
Глупый мужик
Глупый змей и умный солдат
Генеральская жена и купеческий сын
Глиняный парень
Гусли-самогуды
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Девушка и медведь
Дочь и падчерица
Дока на доку
Добрый поп
Две доли
Две жены
Доброе слово
Диво дивное, чудо чудное
Дурак набитый
Девушка в колодце
Дорогая кожа
Две старухи и архиерей
Два Ивана — солдатских сына
Двое из сумы
Данило Бессчастный
Догада
Думы
Елена Премудрая
Ёрш-Ёршевич
Журавль и цапля
Жена-спорщица
Жар-Птица и Василиса-Царевна
Жар-птица и Царь-девица
Жена — доказчица
Жена Химка
Жадная старуха
Жена слепого
Зайкина избушка
Заколдованная королевна
За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
Звери в яме
Зимовье зверей
Заяц
Знахарь
Заяц-хвастун
Звериное молоко
Золотой башмачок
Золотой конь
Зорька, вечорка и полуночка
Золотая гора
Золотая рыбка
Заклятый царевич
Змей и цыган
Иванушка-дурачок
Иван-царевич и серый волк
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
Иван — коровий сын
Иван купеческий сын отчитывает царевну
Иван Бесталанный и Елена Премудрая
Иван-царевич и белый полянин
Иван Быкович
Иван-царевич и Марфа-царевна
Иванко Медведко
Иван-царевич и Никанор-богатырь
Иван-царевич и белый полянин
Иванушка-прокатись горошинка
Как поп работницу нанимал
Колобок
Кот — серый лоб, козел да баран
Кот и Лиса
Крошечка-хаврошечка
Курочка Ряба
Кот, петух и лиса
Как лиса училась летать
Как волк стал птичкой
Каша из топора
Кощей Бессмертный
Купалы ночь — ночь на Ивана Купалу
Как купцову дочку оклеветали
Как барин овцу купил
Кузьма Скоробогатый
Клад
Как дьякона мёдом угощали
Как лиса шила волку шубу
Крылатый, мохнатый да масленый
Кот семихвостый
Коза-Дереза
Как старик домовничал
Как лиса училась летать
Лиса-повитуха
Лиса, заяц и петух
Лиса и кувшин
Лиса и козёл
Лиса и журавль
Лиса-исповедница
Лиса и рак
Лиса и тетерев
Лиса — плачея
Лев, щука и человек
Лиса — странница
Лиса и лапоть
Лутонюшка
Лихо одноглазое
Ленивая Арина
Лисичка-сестричка и волк
Летучий корабль
Мизгирь
Маша и медведь
Мужик, медведь и лиса
Мудрые ответы
Морозко
Мороз, Солнце да Ветер
Мужицкий кафтан
Марья Моревна
Морской царь и Василиса Премудрая
Матрешка и медведь
Мена
Мудрая дева
Мудрая девица и семеро разбойников
Мужик на небе
Медведь — липовая нога
Марья-краса — долгая коса
Матюша Пепельный
Наказанная царевна
Нет козы с орехами
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Никита Кожемяка
Ночные пляски
Неразгаданная загадка
Неумойка
Неправый суд птиц
Несмеяна-царевна
Никола Дуплянский
Ночь на Ивана Купалу
Овца, лиса и волк
О щуке зубастой
Охотник и его жена
Окаменелое царство
Про нужду
Петухан Куриханыч
Похороны козла
По щучьему веленью
Правда и Кривда
Петух и жерновцы
Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что
Птичий язык
Пастушья дудочка
Пётр 1 и мужик
Поп и батрак
Посуленная половина
По копейке блестка
Репка
Рифмы
Разбойники
Рыбацкая и охотничья байки
Райская дудка
Рассказ о ведьме
Солдатская шинель
Снегурочка
Сивка-бурка
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Семь Симеонов
Сердитая барыня
Солнце, Месяц и Ворон Воронович
Солдат, колдун и сапоги
Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче
Солдат на исповеди
Сума, дай ума!
Стоит река — вся из молока, берега — из киселя
Снегурушка и лиса
Солдатская загадка
Серебряное блюдечко и наливное яблочко
Сказка О Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе
Сказка о богатыре Голе Воянском
Сказка о лягушке и богатыре
Старухина молитва
Скатерть, баранчик и сума
Смоляной бычок
Теремок
Терешечка
Три царства—медное,серебряное и золотое
Топанье и ляганье
Терем мышки
Тини-тини, потягивай…
Три богатыря
У страха глаза велики
Умный работник
Федул и Меланья
Финист — Ясный Сокол
Фома Беренников
Фомка — шут
Фролка-сидень
Хорошо, да худо
Хрустальная гора
Хитрая наука
Хлыст да Подлыгало
Хаврошечка
Хитрый козёл
Хитрая баба
Худая жена
Царевна-лягушка
Царевна-Несмеяна
Царевна, разрешающая загадки
Царевна змея
Царица гусляр
Царь старик и бояре
Царевна сера утица
Царь-медведь
Царь-девица
Чего на свете не бывает
Чудесная рубашка
Чудесный ящик
Чувачог
Чёрт — заимодавец
Чистота, благодать и красота
Что дальше слышно
Шесть братьёв и все Агафоны
Шемякин суд
Шабарша
Щука зубастая
Шут
 

Читать другие народные сказки
Читать онлайн все русские народные сказки
 

История возникновения русской народной сказки

Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман.
Русские народные сказки появились давно. Много веков назад. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Предполагают что они появились тогда. Когда люди научились писать. Народные потому что их придумали простые люди, рассказывали друг другу из поколения в поколение. Так происходит и сейчас мне их рассказывают бабушка и мама, а я потом расскажу своим детям Известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер, и Месяц. Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Все наводило на него страх, он думал, что они живые существа, а раз так, значит, они могли принести ему вред и пользу Но в основном все сказки очень добрые. В них добро побеждает зло.
 

Герои русских народных сказок

Главный герой в русской народной сказке обычно сочетал в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность. Иван-Царевич, богатыри, крестьянский сын Иван – дурак, Емеля, все они проходили испытания и невзгоды, и в конце Русской народной сказки побеждали злые силы. Нередко, положительного героя сопровождали помощники, серый волк, символизирующий ум и хитрость, или конь, олицетворяющий собой преданность и верность.
Женские образы, которые встречаются в сказках, также обладали добротой, светлым умом, мудростью и нежностью. Василиса Премудрая, Елена прекрасная, Марья — Царевна, Снегурочка были наделены не только очень красивой внешностью, но и чистой душой.
 
Положительным героям Русские народной сказки, как правило, противостояли темные силы, загадочные и коварные персонажи. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник — самые популярные сказочные злодеи, которые приносили людям вред, умели колдовать и выражали собой представление народа о жестокости и алчности.
 
Героями русских народных сказок часто выступали звери и птицы, которые жили и действовали как люди. В каждой сказочной истории с животными иносказательно описаны человеческие типажи, с их разными характерами и пороками. Эти сказочные персонажи многочисленны — медведь, волк, заяц, коза, петух, курица, кот, свинья, журавль и цапля, и, конечно же, хитрая лиса, которая встречалась в русских сказкахчаще всех остальных.
 

Собирательство русских сказок

Все мы знаем и любим русские народные сказки. Но нельзя забывать, что сейчас читать их мы можем только благодаря тому, что выдающийся русский историк и литературовед Александр Николаевич Афанасьев записал собранные по всем городам и весям России сказки, которые рассказывал ему народ.Русские сказки — это зашифрованное послание наших предков.
Александр Афанасьев всю жизнь занимался исследованием духовной культуры славян и собирал славянский и в первую очередь русский фольклор для того, чтобы оставить его для всех потомков Руси.
 

Жанры русских народных сказок и их происхождение

Сказка — явление видовое, объединяющее несколько жанров. Русские сказки обычно делят на следующие жанры: о животных, волшебные и бытовые (анекдотические и новеллистические).
Не всегда можно провести четкую границу между сказочными жанрами, а также между эпическими произведениями разных жанров. Происходит это оттого, что сюжеты способны изменять свою жанровую принадлежность: они могут исполняться то как сказки, то как легенды, предания, былины, баллады, бывалыцины. Например, былина о путешествии Садко в подводный мир напоминает волшебную сказку, поэтому иногда и рассказывалась как сказка. Сказочный сюжет «Чудесная дудочка» (о раскрытии тайны убийства с помощью чудесного растения) известен в балладах. Некоторые волшебные сказки в поздний период утрачивали чудесные элементы и становились новеллистическими.
 
В разряд анекдотических могли переходить сказки о животных. Подобные явления были вызваны устной природой фольклора, его умением реагировать и на сиюминутные ситуации, и на изменяющиеся в процессе исторического развития эстетические вкусы народа. Несмотря на это, сказки сохранили свою художественную основу, они никогда не растворялись полностью в других жанрах.
 
Происхождение сказочных жанров имеет разную историческую глубину. Наиболее древними являются сказки о животных, позже возникли сказки волшебные и анекдотические, еще позже — новеллистические. Видовое единство всех жанров проявилось в сходстве изображения, в одних и тех же поэтических законах, которые действовали в любой сказке.
 
Основной художественный признак сказок — их сюжет. Сюжет возникал и развивался благодаря конфликту, а конфликт порождался жизнью, той реальностью, которая не вполне соответствовала народному идеалу. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью. Сказочный сюжет предлагает полное, хотя и утопическое ее разрешение. В мире сказки торжествует мечта.
 

Воспитательное значение русских народных сказок для детей

Воспитательное значение русских народных сказок сам Александр Афанасьев отмечал так: «дети слушают их охотнее всех нравственных рассказов и повестей». И действительно. Посмотрите на ребенка, который слушает, как мама читает ему русские народные сказки. И вы увидите умные глаза и одухотворенное лицо.
Читать русские народные сказки можно и нужно не только детям. Они прекрасно подойдут для семейного чтения тихим уютным вечером и для чтения перед сном.
—————————————————————-
Русские народные сказки.
Читаем бесплатно онлайн.
 

Читать другие народные сказки
Читать онлайн все русские народные сказки  

Урок литературы в 5 классе по теме «Русские народные сказки»

hello_html_m52ba18dd.gif

Проведен

в 5 классе

учителем

русского языка

и литературы

Череминой И.В.

Тема учебного занятия: «Русские народные сказки».

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Эпиграф: Волшебные сказки, волшебные мысли,

Волшебные звуки, волшебные числа…

Цели учебного занятия:

  1. Повторить и обобщить пройденный материал;

  2. развивать умение анализировать поступки и характер героев;

  3. провести проверочную работу с целью диагностики усвоения содержания произведения;

  4. Обогащать словарный запас учащихся.

  5. Развивать память, речь, внимание, логическое мышление, творческие возможности детей.

  6. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию:

1. Игровые уроки по литературе. 5 класс. О.Г. Черных, М.: «Вако», 2008

2. Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. М.: «Русское слово», 2009.

3 Карточки- задания по теме.

5. Презентация, выполненная учителем.

6. Кроссворд

Ход урока

Музыкальное сопровождение

  1. Организация класса.

  2. Слово учителя

-Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Ирина Викторовна.

В некотором районе, в некотором селе стоит в дороге теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

— Что сейчас я вам сказывала?

— (Сказка)

— Как вы уже поняли, наш сегодняшний урок посвящен русской народной сказке.

1 слайд

3. Сообщение целей и задач урока (2 слайд)

Сегодня мы обобщим знания о фольклоре, а в частности о русских народных сказках, продолжим развивать умение анализировать поступки и характеры героев, урок должен способствовать воспитанию любви к чтению, к сказкам, воспитывать в вас самые лучшие человеческие качества на примере положительных сказочных героев, а также мы будем развивать память, внимание, речь, мышление.

Но прежде чем мы остановим наше внимание на сказках, давайте разгадаем кроссворд и вспомним какие же существуют жанры и виды фольклора.

— Я буду читать вам фольклорные произведения, а вы угадывать, что это такое?

1. Чай пить, не дрова рубить (пословица)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать. (скороговорка)

3. Ох, милка моя,

Семечко рассадно…

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (частушка)

  1. Федя-бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Кричал маму! (дразнилка)

  1. Ладушки-ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку!

Что пили? – Бражку. (потешка)

6. Через речку лег, пробежать помог (загадка)

7. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» (сказка)

— А что такое сказка?

— Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль.

— Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.

— Давайте прочитаем несколько слов о сказках (ученик) (3 слайд)

— А какие сказки вы знаете? (4 слайд)

(Бытовые, волшебные, сказки о животных)

— Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)

-Что это такое?

— Для чего нужна присказка?

(Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно — история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)

— А как называется начало сказки?

Начало. Зачин (Зачинать: начинать, начало).

— А какие зачины вам известны?

— В некотором царстве, в некотором государстве…

— В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

— Жили были…

-Может и мы вспомним концовки (Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая.(Помощники)

Вывод:

— Для чего нужны присказки, зачины, концовки?

— Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир.

Слайд 6

-Давайте прочитаем все вместе приметы сказки (вымысел, занимательность, поучительность).

— Каковы же сказочные премудрости? Давайте вспомним особенности сказок. (7 слайд).

1. Ритм сказки

2. Повторы

3.Постоянные эпитеты.

4. Сказочное число.

5. Сказочные формулы.

-А сейчас давайте вспомним, прочитанные нами сказки, и проведем Литературную игру. (8 слайд)

Послушайте отрывок из сказки

1 – найти среди сказочных героев отрицательных

2 – в каких сказках живут эти предметы? (9 слайд)

-Все мы знаем, что в сказках есть чудеса или чудесные превращения.

— Следующее задание называется «Из каких сказок эти чудеса?»

  1. Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)

  2. У двора дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)

  3. Царевич ударился об пол и сделался перышком. Она положила перышко в коробочку и отворила дверь.. (Финист – ясный сокол)

  1. Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем (Марья Моревна)

  2. Потом обратилась Баба Яга к воротам и вскрикнула: «Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь». (Василиса прекрасная)

  3. Махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. («Царевна Лягушка»)

Гимнастика для глаз

— А сейчас давайте немного отдохнем и проведем гимнастику для глаз.

Встаньте, пожалуйста, закройте глаза, откройте, поморгайте, еще раз закройте, откройте, посмотрите наверх, теперь вниз, направо, налево, еще раз закройте, расслабьте глазки, они отдыхают, откройте, теперь можете садиться.

3 – к каким иллюстрациям сделали художники иллюстрации? (презентация)

А сейчас творческое задание: «Смешные названия сказок».

Я вам говорю смешное название сказок, а вы правильное.

1. Уточка Ряба (Курочка Ряба)

2. Крошечка-Терешечка (Крошечка-Хаврошечка)

3. Бегунок (Колобок)

4. Царевна-квакушка (Царевна-лягушка)

5. Сугробочка (Снегурочка)

6. Холодок (Морозко)

7. Василиса Мудреная (Василиса Премудрая)

8. Финист – ясный ворон (Финист – ясный сокол)

-А сейчас задание по карточкам «Вспомните сказку»

(каждому – подписать сказку, и Ф.И.)

Презентация

4 – выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты.

5 – выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.

Следующее задание называется «Дополни имя»

Если есть время, то каждому на стол, они дописывают, а если нет, устно

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую:

Кощей — (Бессмертный)

Елена — (Прекрасная)

Иван — (Царевич)

Финист — (ясный сокол)

Братец (Иванушка)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Марья (Моревна)

Василиса — (Прекрасная)

Гуси — (Лебеди)

Мальчик — (с пальчик)

Скатерть — (самобранка)

Сапоги — (скороходы)

-Задание «Загадки из сказки»

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть пирожок. (Маша и медведь)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел

А от тебя, лиса и подавно уйду. (Колобок)

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка. («Кот, петух и лиса»)

Итог урока

Наш урок подходит к концу, понравилось вам наше сегодняшнее занятие?

«Сказка – складка, песня – быль», — гласит пословица. В этом народном изречении метко подмечена сущность сказок: в них рассказывается о том, чего не было и не могло быть. Сегодня многие считают народные сказки наивными и неинтересными, ведь они уходят корнями в далекое прошлое. Но это не так! И в наш компьютерный век мы можем поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире, ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, справедливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды. Вечные ценности: семья, дружба, любовь к родине – зерна народной сказки. Поэтому и живут они много веков и будут жить вечно.

-Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к сказке (по выбору)

-Оценки за урок

«Сказки 5 класса» — Литература

ГОЛУБУШКА

Сказка

В одном маленьком городе жила семейная пара Дарья Петровна и Федор Степанович. Дарья Петровна работала на хлебзаводе пекарем, а Федор Степанович работал там же водителем. Жили они в домике на берегу реки, а за рекой — густой лес. Жили они дружно и счастливо, только не было у них детей.

Дарья каждый день рано утром шла на завод и пекла хлеб, а Фёдор развозил хлеб в магазины. Так проходил у них каждый день. Но один день в их жизни стал необычным и перевернул всю их жизнь….

На улице стояла золотая осень, сквозь серые тучи пробивались первые солнечные лучики. Дарья и Фёдор шли на работу, под ногами шуршала листва. И вдруг они услышали тихий плач. Фёдор подошел к тому месту, откуда шел звук, и увидел голубку с подбитым крылом. Она так плакала, что можно было подумать что плачет маленький ребёнок . Они подобрали голубку и отнесли домой, дали зерно, воду и уложили в теплый плед. Сами же побежали на работу.

День был тяжелым, супруги пришли домой уставшие. Войдя в дом, они увидели на печи горячий суп, пироги стояли на столе, а в доме был идеальный порядок. Они так удивились, но не могли понять, откуда все это взялось. А голубка тихо лежала в пледе….

На следующее утро Дарья и Федор опять отправились на работу. Голубке они оставили еду и воду, проверили её крылышко, а Дарья, поглаживая её по головушке, приговаривала: « Моя хорошая ,нет у нас деток, а ты будешь нам как дочь, никуда тебя не отпустим , любить и заботиться о тебе будем.»

На улице шёл дождик, холодный ветер стучал веточками в окно. Супруги, приближаясь к дому после работы, увидели свет в своём окошке, из трубы дома шёл дымок, а в окне мелькала чья-то тень. Они побежали, думая, что происходит в их доме. Но к тому времени свет в доме погас, и тень исчезла. В доме всё было как прежде, только в печи тихо потрескивали дрова, а на печке весело шипел чайник. Голубка так и лежала, укутавшись в плед.

Дарье и Федору стало очень интересно, что за чудеса происходят в их доме. И они решили проследить. Утром, как обычно, супруги собрались на работу, но далеко не ушли. Погуляв немного по городу вернулись к дому и заглянули в окно. Как велико было их удивление, когда они увидели , что по дому ходит маленькая девочка с голубыми глазками , белокурыми волосами . Она весело подметала пол и напевала песенку. Дарья и Федор вбежали в дом и стали спрашивать, кто она и откуда взялась в их доме. Девочка испугалась, и по её румяным щекам потекли слёзы. Супруги стали успокаивать девочку, налили чай и, усадив её за стол, стали слушать рассказ девочки.

«Меня зовут Настенька и мне всего семь лет. Раньше я жила вместе с родителями , но однажды в наш дом пришла беда. На улице был летний жаркий день, но поднялся сильный ветер, который разрушал всё на своём пути, он разрушил и наш дом, унеся с собой моих родителей, а я осталась одна. Я долго бродила по лесу, вдруг на моем пути встретилась старенькая бабушка, которая, услышав о моём горе, превратила меня в голубку и сказала, что я найду своё счастье там, где земля укрыта золотом. И я полетела в поисках счастья. Долго я летела, всё искала золотую землю, устала и упала, повредив крыло. Если бы не вы, я просто замерзла бы в золотой листве. Вы так были добры, что я решила отплатить вам тем же».

Дарья, утирая слезы, сказала:

— Настенька, золотом укрыта земля-это листва, а мы только можем попросить тебя остаться вместе с нами и стать нам дочерью.

— Не дал нам Бог своих детей, но послал нам тебя, оставайся с нами,- сказал Федор.

Настенька согласилась и стали они жить одной дружной семьей. Дарья и Федор называли свою доченьку ласково голубушкой, и стали самыми счастливыми родителями на свете.

Иванова Екатерина

Leave a Reply