Курица ряба: Курочка Ряба — Википедия – Русская народная сказка — Курочка Ряба. Читать онлайн
Рябые породы кур с описанием и фото
В России рябые куры особенно популярны. Это подтверждает русская сказка о несушке, которая снесла золотое яйцо. У неё был кукушечный окрас, пёстрый. Повышенный интерес к пернатым с такой расцветкой вполне оправдан – большинство рябых кур хорошо зарекомендовали себя по показателям яичной и мясной продуктивности. До сих пор в русских глубинках чаще всего встречаются именно полосатые чёрно-белые несушки.
Курочка Ряба
Обзор пород рябых кур с фото и кратким описанием
Среди многообразия пород домашней птицы выделяются линии с кукушечным (рябым) окрасом пера. Пёстрые несушки привлекают внимание птицеводов не только нарядной внешностью. Многие из них могут похвастать высокой яйценоскостью или хорошими темпами роста.
Доминант
Куры доминант – творение рук чешских селекционеров. Порода относится к мясо-яичному типу. Она выведена на основе род-айлендов, суссексов, плимутроков, леггорнов и корнишей. Её ценят во всём мире за хорошую продуктивность, вкусное мясо, устойчивый иммунитет и привлекательную внешность.
Куры доминант
Экстерьер пернатых:
- вес половозрелого петуха – 3 кг, курочки мельче;
- корпус с хорошо очерченной грудью и полным животом;
- на голове небольшой красный гребень в форме листа и длинные серёжки;
- мясистые бёдра, полные голени;
- плюсны, клюв жёлтого цвета.
Доминанты созревают в 4,5 месяца. За год несушка даёт около 300 яиц весом 65–70 г. Иногда внутри содержится 2 желтка. Куры несутся стабильно – яичная продуктивность немного снижается только во время осенней линьки.
Внимание! Есть много разновидностей доминантов, и окрас у них отличается. Рябой цвет оперения характерен для подвидов Д-107, Д-109 и Д-149.
Достоинства кросса – высокая яйценоскость, нетребовательность к кормовой базе, хорошие адаптивные качества, высокие показатели выживаемости молодняка.
Пушкинская
Это отечественная порода кур мясо-яичного типа. Её создали в Ленинградской области в 1995 году, а стандарт утвердили спустя 12 лет. В селекции участвовали леггорны, от которых пушкинские несушки унаследовали хорошую яйценоскость, и чёрно-пёстрые австралорпы, мясные куры. Учёные пытались увеличить весовые показатели птицы, приливая к породе кровь московских бройлеров, однако это повлияло только на качество мяса, оно стало более нежным, приятным на вкус.
Пушкинская порода кур
В итоге получилась линия, идеально подходящая для разведения в домашнем хозяйстве. Она обеспечивает хозяина нежным, питательным мясом и большим количеством яичной продукции. Пушкинская курица – обладательница рябого оперения, окрас петуха – белый с небольшими тёмными вкраплениями, хаотично разбросанными по телу.
Внешне пушкинские несушки ничем не примечательны. Туловище трапециевидное, грудь и спина – широкие, крылья длинные, опущены книзу. Хвост стоит почти вертикально, конечности мускулистые, лапы четырёхпалые. Розовидный гребень говорит о приспособленности птицы к холодному климату.
Продуктивные качества пушкинской рябой курицы:
- вес тушки – 2–3 кг;
- яйценоскость на первом году кладки достигает 275 яиц, далее снижается до 220 штук;
- скорлупа белая, масса яйца – 58 г;
- жизнестойкость молодняка – 90%, взрослого поголовья – 87%.
Плимутрок
Породу создал У. Вустер, американский селекционер, живший в 19 веке. Он хотел вывести универсальную птицу, которая бы обеспечивала своего владельца мясом и яйцами и была нетребовательна к условиям содержания. Он скрестил брам, кохинхинов, лангшанов и доминиканских кур.
Рябые куры плимутрок
Полученная курица произвела хорошее впечатление на американцев – фермеры оценили неприхотливость и высокую продуктивность птицы. В Россию плимутроков завезли в начале 20 столетия. На их основе советские селекционеры вывели несколько мясо-яичных пород.
Справка. Название плимутрок состоит из двух слов – Плимут, город США, место происхождения линии, «rock» – скала, что характеризует плотное телосложение несушки.
Американская курочка ряба очень красивая. Оперение плотное, густое, у петушков окрас немного светлее, так как на их перьях присутствует больше белых полосок. Туловище массивное, сбитое, прямоугольной формы с глубокой, полной грудью и округлым животом. Спина широкая, немного приподнятая у основания хвоста.
Маленькие крылья высоко приставлены и плотно прижаты к корпусу по бокам. У пернатых пышные бёдра, развитые голени. Плюсны жёлтого цвета. Голову украшает невысокий листовидный гребень ярко-красного цвета с острыми зубцами.
Продуктивные характеристики плимутроков:
- половое созревание наступает к 6 месяцам;
- куры несут бежевые яйца весом 58–60 г;
- годовая яйценоскость – 165–190 штук;
- вес взрослого петуха – 4 кг, несушки – 2,8–3 кг.
К достоинствам породы можно отнести дружелюбный характер пернатых, хорошие показатели продуктивности, нетребовательность к уходу и крепкий иммунитет. Ещё один плюс – курочки плимутрок – ответственные наседки и заботливые мамочки.
Мехеленская кукушка
Это рябая порода кур мясо-яичного направления, созданная в Бельгийском городе Мехелен в 19 веке. Она имеет и другие названия – малин, куку де малин, меклин. При создании этой линии учёные использовали браму, фландерскую кукушечную несушку, китайскую, шанхайскую, а также фламандскую ястребиную породу кур.
Мехеленская кукушка
Бельгийская линия популярна до сих пор – от неё получают много мяса с превосходным вкусом. Хотя птицы выглядят довольно упитанными, на тушках почти не бывает жировой прослойки. Вес зрелого петуха приближен к 5 кг, а самочки – 3,6–4 кг. Яйценоскость на среднем уровне – 150 штук в год. Половое созревание у мехеленской кукушки наступает к полугодовалому возрасту.
Своё название порода получила благодаря рябому окрасу оперения. По всему телу птицы разбросаны чёрно-белые пятна и полосы. Плотность пера высокая, от холода птиц защищает густая подпушь. У некоторых особей оперены лапы, однако по стандарту допускается наличие перьевого покрова только на внешней стороне плюсен.
Куры малин – обладательницы сбитого, большого корпуса с мускулистой грудью, полным животом и очень широкой спиной. На голове красуется яркий красный гребешок листовидной формы с 4 или 6 зубцами. Серёжки овальные, кожа лица – красная, радужная оболочка глаз окрашена в оранжевый цвет.
Бельгийскую рябую породу кур ценят за спокойный характер, высокую мясную продуктивность, крепкий иммунитет, неприхотливость. Из недостатков линии можно выделить отсутствие инстинкта насиживания.
Амрокс
Рябые куры породы амрокс создавались в Германии на базе плимутроков. В середине прошлого столетия утвердили их стандарт. Линия относится к мясо-яичному направлению. Хотя она не используется в промышленном птицеводстве, её генофонд представляет интерес – на основе амроксов создаются новые продуктивные кроссы.
Куры амрокс
Представители этой линии – мощные, сбитые птицы с широким туловищем, выдающейся грудью и толстой шеей. На крупной голове находится прямостоячий красный гребень. Серёжки, мочки, лицо такого же оттенка. Глаза выразительные, радужка янтарного цвета. Хвост умеренно пышный, средней длины, приподнят на 45 градусов. На шее красуется густая грива. Окрас пернатых кукушечный, рябой.
Продуктивные характеристики:
- вес самца достигает 4–4,5 кг, несушки на 1 кг легче;
- яйценоскость – 180–200 единиц продукции за год;
- первая кладка происходит в 5,5 месяцев.
Рябые курочки амрокс высоко ценятся владельцами частных хозяйств. От них получают вкусное, сочное, в меру жирное мясо и много яиц. Кроме того, птицы обладают миролюбивым нравом и не требуют сложного ухода – управляться с ними легко. Фермеры, которым довелось разводить амроксов, отмечают, что пернатые могут похвастать крепким здоровьем. Потери молодняка за первые 2 недели жизни минимальные – не больше 5%.
Справка. Немецкие селекционеры вывели карликовую разновидность рябых кур амрокс. Вес представителей этой линии не превышает 1,3 кг. Яйценоскость – 130–140 яиц ежегодно.
Кампинская серебристая
Рябая несушка кампин родом из Бельгии. Достоверно неизвестно, когда именно сформировалась эта линия, но есть предположения, что её предками были египетские фаюми. Учёные не исключают присутствие генов остфризской чайки в крови кампинских кур. Эта порода относится к яичному направлению. Сегодня её разводят ради удовольствия, она красивая.
Петух кампин
Кампина – несушка небольших размеров, её вес составляет 2,5 кг. У главы семейства гребень мясистый, прямой, у самки – немного сваливается набок. Ушные мочки белые. Шея средней длины, расширяющаяся в нижней части. Грудь и живот хорошо очерчены, ноги короткие, плюсны тонкие.
Достоин внимания окрас птицы – на голове и шее перья снежно-белые. На пышной гриве, ниспадающей на плечи, присутствуют чёрные крапинки, но их немного. Остальные части тела – грудь, спина, живот испещрены чёрно-белыми полосами. Дополняет образ петуха длинный хвост серповидной формы.
Яйценоскость бельгийской пеструшки невысокая – 120–130 единиц продукции в год. Масса яйца – 55–58 г, скорлупа – белая. Начало яйцекладки раннее – приходится на возраст 4–4,5 месяца.
Внимание! Курочки кампина гиперактивные. Такая особенность характера мешает им высиживать цыплят.
Виандот серебристый
Порода виандот происходит из Северной Америки, её вывели индейцы из одноимённого племени. Во время селекции использовались брамы, орпингтоны, леггорны, доркинги, кохинхины и бентамки сибрайт. Сначала была получена серебристая разновидность виандотов – та самая курочка Ряба с очень красивым рисунком на перьях в виде рыбьей чешуи. Сейчас эта порода может похвастать большим разнообразием расцветок.
Виандот серебристый
Птица принадлежит к мясо-яичному типу. Это крупная курица весом 3,5–4 кг с массивным округлым корпусом, выпуклой грудью и короткими лапами. Оперение густое, плотное. Основной цвет – белый, на кончике каждого пера имеется чёрная окантовка, которая создаёт ажурную рябь.
Мясо виандотов сладковатое, с приятным ароматом, в меру жирное. Яйценоскость держится на среднем уровне – 160–180 единиц продукции в течение года. Половая зрелость у несушек наступает в полугодовалом возрасте.
Достоинства рябых кур виандот:
- роскошная внешность;
- универсальность;
- миролюбивый характер;
- присутствие материнского инстинкта;
- нетребовательность к условиям содержания и уходу.
Внимание! При разведении виандотов нужно принимать во внимание их склонность к ожирению – перекармливать птиц нельзя. Для повышения физической активности пернатым понадобится выгульный дворик.
Сибрайт
Удивительно красивые куры рябые породы сибрайт. Это миниатюрные птицы, выведенные Джоном Сибрайтом, английским селекционером из Англии, в начале 19 века. Он решил скрестить польскую несушку с петухом бентамкой и получил птицу, которая вскоре завоевала популярность во всём мире.
Сибрайт
Есть 2 разновидности сибрайтов – серебристая и золотистая. Разница между ними в основном окрасе покрова, он бывает белый или песочно-рыжий. Каждое перышко на конце обрамлено чёрным кантом, который создаёт красивый рисунок на теле птиц, напоминающий кружево.
Вес миниатюрной курочки не превышает 700 г. Туловище хоть и широкое, но выглядит изящно. Шея немного расширяется книзу, плавно переходя в выпуклую грудь. Голова средних размеров с большими, выразительными глазами, изогнутым на конце клювом и гребешком розовидной формы. Серёжки развиты слабо. Длинные крылья опущены вниз, так что почти касаются земли. Пышный хвост напоминает веер.
Рябых курочек сибрайт не так просто найти в России, а интерес русских фермеров к ним не слишком велик. Здешние птицеводы предпочитают разводить домашнюю птицу, чтобы получать от неё максимум пользы, а не для украшения двора. Продуктивность миниатюрной несушки низкая – 80 яиц в год, зато у кур этой породы развит материнский инстинкт.
Пернатые с рябым, или кукушечным, окрасом вызывают восхищение. Они принадлежат к разным породным линиям и отличаются по продуктивным качествам. Среди них есть настоящие гиганты и карлики, спокойные и взбалмошные птицы – во всём этом многообразии каждый найдёт для себя курочку рябу, которая ему по душе.
Мифология сказки «Курочка Ряба» (С. Агранович)
В своих лекциях о фольклоре, прочитанных в Самарском университете предположительно в начале 2000-х (видеозаписи
), С. Агранович в числе прочего анализирует мифологический пласт сказки «Курочка Ряба». Ввиду специфики построения материала (Софья Залмановна может повторяться, уходить далеко в сторону, что-то поясняя, и возвращаться к прерванной мысли уже на следующей лекции), чтобы представить этот анализ в виде более или менее цельного текста, приходится монтировать его из фрагментов нескольких лекций.
Семантика всех знаков в сказке уходит корнями в первобытный миф и ритуал. Золото – знак смерти. Яйцо – символ возникновения жизни, образ появления живого из неживого. Золотое яйцо – это не просто смерть, а не-жизнь, анти-жизнь, зло, которое нужно уничтожить. Мир начинает рушиться, когда золотое яйцо не получается разбить (данный мотив выражается через события, происходящие в семье попа; эта часть отсутствует в наиболее известном варианте сказки). Дед и баба символизируют собой человечество. Мышь – медиатор между миром мёртвых и миром живых. Разбитие золотого яйца и обещание нового, простого означает жизнь, спасение. Это сказка о жизни и смерти, о спасении и гибели.
Я сейчас расскажу вам сказку о курочке Рябе, хорошая сказочка. Кстати, мы ее целиком не знаем. Кстати, вы вообще сказки плохо знаете. Дело в том, что в большинстве случаев вы сказки читали в детстве и в адаптированном детском издании, где выброшено все, что редактор считал неприличным и непонятным. Вот что в человеке самое неприличное? Все, что связано с полом. Что в человеке самое непонятное? То, что изучаете вы (показывает на голову). Представьте себе адаптированного человека. Без половых признаков и без мозгов. Это человек будет? Отнюдь. Точно так же и сказки, да и вообще все фольклорные тексты.Итак, мы обращаемся к «Курочке Рябе». Вот сказка. О чем сказка? Мы как-то никогда не задумывались. Нам было года три, когда она перестала представлять для нас интерес. Вы ее когда вспомните? Вот ребенок появился, у кого-то уже есть, — он знает. Вот ребенку где-то два года исполнилось – появляется курочка Ряба. В смысл не вдумываешься, отрабатываешь с ним язык. Причём дети очень драматически воспринимают сюжет. Там два момента переломных есть: бил-бил, не разбил – ребенок очень переживает; когда дед плачет, бабка плачет – наиболее впечатлительные дети даже могут плакать. Дед рад, баба рада – они ликуют.
Вот текст абсолютно бессмысленный, если его анализировать с точки зрения того анализа, который вы учили в школе. <…> Что мы видим перед собой? Дед и баба, то есть не парень и девка, не мальчик и девочка, не мужик и баба, а именно старики. Пара. Разнополые, не два старика и не две старухи. Пара – как бы человечество в исчерпанном виде. Собственно, что происходит? Да ерунда происходит. Вот появляется золотое яйцо. Ну вот у любого из вас – какой широкий разброс мыслей: от задумки – не отнимет ли государство — до мысли, что бы себе такое заказать у ювелира. Или впрок спрятать, или в музей сдать, прославиться. Или научную теорию какую-то из этой курицы выжать вместе с яйцами. Вы понимаете, что угодно, но только не бить его. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось. Ну кажется – за что боролись, на то и напоролись. К чему стремились – то и получили. Радуйтесь! Ведь мышка не украла ваше яйцо. Горе по этому поводу. Плачет дед, плачет баба. И вот появляется курочка Ряба и предлагает им яичко простое, не золотое. По этому поводу – бурная радость.
Кстати, я эту сказку вам пересказала в сокращенном виде. Это сказка так, как её печатали. Её долго очень не печатали в полном виде. При царизме её не печатали в полном виде. Потом тоже не стали. Видимо, потому, что считали это непонятным.
Дальнейший текст изображает какое-то безумие. В тот момент, когда дед и баба стали оплакивать разбитое мышкой яичко, появляется такой текст: птицы все взбесились в этот момент, синица вообще кончила жизнь самоубийством, забор упал, мир стал разваливаться, мост перевернулся. Далее появляется человеческая семья. Это семья священника – две дочери, жена и сам священник. Ведут себя они как безумные. Вот дочери, они несут воду в вёдрах на коромыслах, домой. Узнав, что мышка разбила яйцо, что дед и баба плачут, тут же воду наземь вылили, вёдра разбили и коромысла поломали. В таком виде они явились домой и сообщили это матери. Попадья, узнав это (она разводила, видимо, для блинов жидкое тесто), она корчагу с тестом опрокинула, разбила и начала тесто втирать в пол. Узнав это, её муж-священник сделал ряд очень умных действий. Он отрезал себе косу, то есть расстригся, перестал быть священником, порвал церковные книги и поджёг церковь. Ну а потом появляется курочка Ряба и говорит деду с бабкой, что снесет им простое яичко. Все радуются. Этот жуткий хаос в природе и безумие в доме у священника выбрасывают обычно из сказки.
Про что сказка? Глупость – чем бы дитя не тешилось, лишь бы оно не плакало. Мы имеем перед собой двух идиотов, полных маразматиков, которые ведут себя абсолютно неадекватно, которые реагируют на явления окружающей их действительности неправильно. Они получают золотое яйцо и пытаются его уничтожить. А когда оно уничтожено – они впадают в ужас. Потом начинается какой-то бред. С этим бредом еще чище – с чего это вся природа начала распадаться и семью священника охватило безумие? И с чего это вдруг, вытворяя такое с золотым яйцом, получив обыкновенное яйцо, они обрадовались? Вывод: это какая-то глупость, путаница, это вообще бессмысленное и смысла никакого иметь не может. Вот знаете, Вильям Шекспир когда-то сказал хорошо: «В любом безумии есть свой метод». Я это всегда и нашим студентам-филологам говорю. <…>
Тексты, фольклорные тексты, они иногда оказываются таким бредом. Давайте попытаемся выяснить – глупость и бред это или нет. Возвращаемся к «Курочке Рябе». Давайте её будем анализировать не так, как обычно анализируют сказку в школе, ища там нравственные какие-то критерии. <…> Мы попытаемся проанализировать её с точки зрения другого языка. Вот смотрите: что мы там имеем? Про старика и старуху мы говорили. Их мы пока отложим в сторону. Что мы имеем? Два яйца, одно из которых золотое, а второе простое. Мышку мы имеем. Ну вот, в основном, все. Давайте, разберемся со всем этим.
Ну, курица – она, как говорится, бог из машины. Она эти яйца производит. Давайте, посмотрим – что такое яйцо. Вы знаете, людей всегда, в любую эпоху мучили одни и те же проблемы. Их мучили одни и те же экзистенциальные, одни и те же онтологические проблемы, их мучили бытовые и теоретические проблемы, и практические проблемы. Разные, но всегда одни и те же. И они всегда находили для них ответ. Вот человек удивительное существо. Он до сих пор полностью объяснить мир не может. Полностью объяснить мир, до конца, люди никогда не смогут. Но человек так устроен, что он не может просто жить в необъясненном мире. Он должен мир, в котором он живет, объяснить. А так как информации бесконечно мало, даже сейчас бесконечно мало, об этом мире. А в самом начале антропосоциогенеза, то есть жития общества и человека, этой информации вообще был смешной мизер. Вот при той информации еще надо весь мир разъяснить. И объяснить всё, объяснить исчерпывающе. Объяснить основные категории. Объяснить пространство и время, жизнь и смерть, добро и зло, объяснить соотношение человека и общества, общества и природы. Ну вообще – задача! Мы-то это с трудом делаем, и мы это часто делаем по-бытовому, полуинстинктивно. Ну, например, поймай сейчас кого-нибудь и спроси: как ты время понимаешь? Поступательное оно или круговое? Или – вот ты прочитал роман какой-нибудь, какое там время? Ну, прочитал. Эпоху назовут. А как там время? (пожимает плечами) Но человек не может жить в необъясненном мире. Кстати, доказано. Но вот для того, чтобы объяснить мир, на древнейшем этапе, появляется миф, мифологическое сознание. Там за счёт фантазии, за счет домысливания, додумывания создаётся общая картина мира. И это не бред какой-то, это не сказки, это не пустомельство, не досадные смешные ошибки. Это необходимо. Если у человека, например, родового сознания (у первобытного человека) отнять миф – он перестанет быть человеком. Общество рассыплется. Миф сдерживает общество. Миф сдерживает сознание, не дает ему распасться. <…>
Так вот. Как представляли люди появление человечества, появление жизни? Понимаете, они могли только видеть наглядно то, что происходит. Они могли видеть, как появляется жизнь, когда рожают. Но это было неинтересно. Когда рожает животное или даже женщина – ну и что? Она же живая. Ну и подумаешь, из живого выходит живое. Причем, логика у них была точно как наша. Живое появляется из неживого. Вы заметили, да? Что вам говорили биологи? Ну конечно, они вам говорили сложнее. Я говорю на первобытном интеллектуальном уровне. Но сущность такая: живое появилось из неживого. Как бы это посмотреть? Они очень просто это посмотрели. Вот яйцо. Яйцо не мыслится как живое, хотя его кто-то снёс. Вот у них как-то разрыв происходил между курицей, страусом или крокодилом, которые несли яйцо, и процессом…
Они [первобытные люди] забывали, что яйцо вышло из живого. Кстати, многие представления первобытного человека нам кажутся странными, непонятными, В частности, они абсолютно не связывали секс с рождением человека. Абсолютно. То есть, на каком-то этапе, довольно раннем этапе, секс они воспринимали не как действие, связанное с зарождением новой жизни, а как форму общения, более примитивную, чем разговор, где-то на уровне объятий, рукопожатий, знаковых систем и т. д. Это невербальное общение. <…>
Они не воспринимали яйцо, что оно кем-то снесено. Оно как бы минерал. И вот из этого неживого выходит живое. Первобытный человек воочию видел, как из яйца, неживого, выходит живое. И яйцо стало образом, символом возникновения жизни. В мифологии очень многих народов [всё] начинается с чего? С великого яйца, которое раскалывается и из которого появляется первосущество. <…>
Таким образом, что такое живое яйцо? Кстати, в быту вы неоднократно встречались с яйцом, которое не было пищей, которое несло в себе исключительно знаковый, кодовый смысл. Например, яйца на Пасху. Кстати, классическая окраска пасхального яйца – буровато-коричневато-красная, та, которая получается в результате крашения луковой шелухой. Потому что настоящие, древние крашеные яйца были крашены кровью животной или даже человеческой жертвы. Между прочим, яйца к пасхе красили и древние евреи. Вы помните Елизавету, которая приносила Марии крашеные яички.
То есть, яйцо символизировало жизнь, кровь символизировала жизнь. Между прочим, до XVII века крашеные яйца клали в гробы мертвецам. Сейчас их кладут на могилы. Зачем? Чтобы ожили. Кстати, этруски вывозили из Африки страусиные яйца, расписывали их, никто их, конечно, не ел, такие дорогущие, тем более что они протухали по дороге, — только для того, чтобы класть в могилы. Яйцо – знак жизни, один из способов оживить мёртвого – положить яйцо в могилу.
Теперь мы поняли, почему так радуются дедушка и бабушка простому яйцу, не золотому. Что же они испугались золотого яйца?
Золото очень давно, почти с самого начала возникновения человечества и человеческого общества, было знаком смерти. Многие из нас могут подумать, что это из-за того, что золото во все времена имело огромную ценность и за него резали головы. Самое удивительное, что это не так. Задолго до того, как золото стало деньгами, символом и эквивалентом богатства, оно уже было знаком смерти. Логика была простая, первобытная. Суть её сводилась к следующему. Вы помните, что герои сказок обычно добывают какие-то предметы из Тридевятого царства. Тридевятое царство – это обычно царство смерти. Там –
Курочка Ряба и десять утят
Знаешь сказку про деда и бабу
И курочку рябу?
Если ты её знаешь,
Могу я
Рассказать тебе сказку другую.
Жили-были другие дед и баба,
И была у них другая курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное —
Сырое.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула —
Яичко упало
И разбилось.
Горько плачет
Курочка ряба.
Пожалела курочку
Баба,
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине — яйца утиные,
Не одно, а целый десяток.
— Высиживай, ряба, утяток!
А рябая курочка рада.
Ничего ей больше не надо.
Принялась она сразу за дело —
Весь десяток высиживать села.
Дни и ночи сидит напролёт.
Редко-редко поест и попьёт.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки —
Целый десяток
Жёлтых утяток.
Запищали один за другим:
— Есть хотим!
Пить хотим!
Жить хотим!
На цыплят они не похожи:
На ногах — перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.
Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зёрна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят —
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.
Ковыляют утята за курицей,
По зелёной спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде — и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!
Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.
А утята, почуяв свободу,
Так и режут студёную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!
И сама она в воду пошла бы,
Да не плавают курочки рябы!
Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца — и нырнул.
А наседка кричит: — Караул!
Самый младший сынок утонул!
Вот и вышел утёнок десятый,
Да ушли остальные утята —
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.
Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу — усатая кошка.
Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да её заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела,
Над землёю стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка —
Вдогонку
За ней —
Через ямы, бугры и ухабы…
Ну и храбрая курочка ряба!
Породы кур — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 ноября 2019; проверки требуют 2 правки.Поро́ды кур — совокупность разновидностей и племенных групп одомашненных кур, созданных человеком от их диких предков — банкивских кур — путём искусственного отбора.
Человек приручил и одомашнил банкивскую курицу более 8000 лет тому назад. С тех пор выведены породы домашних кур, которые различаются по окраске, форме тела, направлению использования и многим другим признакам.
Существует огромное количество отдельных пород и разновидностей кур, а также и кроссов (строго прописанных сложных гибридов пород и линий), так же как и множество помесной птицы, разводимой в приусадебных хозяйствах. До настоящего времени ещё никто точно не подсчитал, сколько пород кур содержат птицеводы во всех странах мира. Ориентировочно известно, что их более 700, значительная часть которых распространена в европейском регионе, однако 32 куриные породы считаются вымершими и 286 — находящимися на грани исчезновения[1]. В России имеется около 100 пород кур отечественного происхождения и селекции, часть из которых утрачена[2].
По данным оценки генетических ресурсов (генофонда) домашней птицы в странах Восточной Европы, в 1990-е годы имелось 56 местных пород и разновидностей кур, в том числе 24 были созданы — в России, 8 — на Украине и 7 — в Польше, однако в целом происходили сокращение их поголовья и обеднение породного состава.[3]
В мире существует аналогичная тенденция сокращения породного разнообразия кур, и под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) проводится программа учёта пород домашних животных и птиц и выработки мер по их сохранению и использованию[1][4][5].
К главным признакам, положенным в основу классификации пород, относят направление их использования человеком, живую массу, яйценоскость, окраску оперения, форму гребня, размер и окраску яиц, сохранность молодняка и взрослой птицы и т. д.
Все породы (а также кроссы) делятся на следующие основные группы по направлению использования:
- мясные (обладают низкой яйценоскостью, но высокой массой тела и вкусовыми качествами мяса),
- яичные (обладают высокой яйценоскостью, но часто низкими вкусовыми качествами мяса, иногда и низкой массой тела),
- мясо-яичные (как правило, обладают средней яйценоскостью и средней или высокой массой тела, а также хорошим вкусом мяса),
- бойцовые (особи массивные, вытянутые, созданы для петушиных боев),
- декоративные (обладают необычными декоративными свойствами — карликовостью, особой расцветкой и т. д.),
- голосистые (ценится петушиное пение).
В соответствии с данной классификацией все породы кур можно сгруппировать следующим образом:
- мясные куры — брама, кохинхин и др.;
- яичные куры — леггорн, русская белая и др.;
- мясо-яичные куры — орпингтон, фавероль, виандот, австралорп, амрокс, кучинская юбилейная, московская белая, московская, нью-гемпшир, род-айланд и др.;
- бойцовые куры — азиль, английская бойцовая, индийская чёрная, куланги́, малайская, московская бойцовая и др.;
- декоративные куры — сибрайт, бентамка, карликовый виандот, голландская чёрная белохохлая, карликовый кохинхин, курчавая, падуан, шёлковая, все карликовые породы и др.;
- голосистые куры[6] — юрловская голосистая.
У кур яичных пород наиболее распространён листовидный гребень, который за вторым или третьим зубцом спадает набок. Куры яичных пород весят 1,8—2,2 кг, петухи — 2,7—3,0 кг; мясо-яичных пород — соответственно 2,5—3,0 и 3,5—4,0 кг; мясных — 3,0—3,5 и 3,5—4,5 кг. Цыплята при рождении весят 30—35 г.
Цыплята мясо-яичных пород в 70—80-суточном возрасте обычно весят на 20—30 % больше, чем цыплята яичных пород. Бройлеры к 60—65 суткам достигают 1,5—1,6 кг. Белое мясо бройлеров является диетическим продуктом, в нём свыше 20 % полноценных белков и лишь 5—7 % жира.
Птица яичных пород более скороспела, чем мясо-яичных. Яйценоскость кур яичных пород 200—220 яиц в год, в лучших племенных хозяйствах — 220—250, рекордная — 365 яиц. Наиболее высокая яйценоскость у межпородной и межлинейной гибридной птицы, селекционированной по яйценоскости и качеству яиц. Первые снесённые яйца весят 40—50 г, к годовалому возрасту — 55—65 г. Яйца кур мясо-яичных пород мельче, чем яичных.
A[править | править код]
Б[править | править код]
В[править | править код]
Г[править | править код]
Д[править | править код]
Е[править | править код]
З[править | править код]
И[править | править код]
Й[править | править код]
К[править | править код]
Л[править | править код]
М[править | править код]
Н[править | править код]
О[править | править код]
- Онагадори
- Оравка (словацк. Orávka)
- Орловская[K 1]
- алая (красная, ореховая) бурогрудая
- алая (красная, ореховая) черногрудая
- белая
- глинистая (жёлтая)
- карликовая белая
- карликовая красная
- карликовая ситцевая
- махагоновая бурогрудая
- махагоновая черногрудая
- полосатая
- пятнистая красно-белая
- ситцевая (красно-чёрно-белая)[K 2]
- чёрная
- Орпингтон
- Охики
П[править | править код]
Р[править | править код]
- Речицкая[K 1] — состояние неизвестно[K 3]
- Род-айланд
- Русская белая[K 1]
- Русская курица, или русская неулучшенная, или русская деревенская, или русская крестьянская, или русская беспородная, или русская простая[K 1] — возможно, сохранилась в частных хозяйствах[K 3]
- Русская хохлатая[K 1][K 2]
- с розовидным гребнем
- с гороховидным гребнем
- Русская чёрная бородатая, или глухарь, или галан, или барская курица[K 1][K 2] — очень редкая[K 3]
- Русский королёк, или курская пеструшка[K 1]
- белая
- золотистая
- крапчатая
- ситцевая
С[править | править код]
Т[править | править код]
У[править | править код]
Сказка – ложь, да в ней намек…
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Leave a Reply