Разное

Колыбельные детские народные: Русские народные колыбельные песни слушать онлайн – Колыбельные песни русского фольклора Первые колыбельные

Колыбельные песни русского фольклора Первые колыбельные

колыбельные песни русского фольклора

В современном мире постепенно теряют свои актуальность колыбельные для маленьких. И это не правильно. Учеными доказано, что песни, звучащие с компьютера или телевизора для ребенка не имеют такого значения, как те, что поет мама.

Искусственная музыка не просто не имеет смысла, даже может навредить ребенку. Прослушивание такой музыки может развить у малыша чувство недостатка внимания. А такой проблемой, согласно статистике, страдают 25% детей.

Задача колыбельных песен

Основной задачей, которая стоит перед колыбельной, является усыпление ребенка. Но это еще не все значения этой незамысловатой песенки. Прослушивание песен такого плана помогает малышу правильно развиваться и получать свое первое преставление об окружающем его мире. Ведь в колыбельных мамы рассказывают о многом из жизни, например, о счастливой жизни, о событиях в течение дня, о счастливых событиях, о чувствах мамы к малышу.

Немного истории о появлении

Первые колыбельные появились давно и имели мало смысла. Это были простые звуки, которые помогали усыпить ребенка. Сначала придумали небольшую кроватку – колыбель, а уже песни, которые пели, качая кроватку, — колыбельные. Звуки постепенно стали заменяться словами, которые имели смысл. Старинные колыбельные песни русского фольклора немного отличаются от современных вариантов. Раньше женщины в песне рассказывали малышу интересные истории о красивой и счастливой жизни, повествовали о событиях. А современные варианты носят познавательный характер и знакомят малыша с окружающим миром.

Учеными доказано, что дети, которые младенцами слушали мамины песни, намного лучше развиваются и быстрее в дальнейшем схватывают информацию. Им легче запоминать и учиться. Они себя ведут намного спокойнее, и настроение у деток лучше.

Что самое интересно, для исполнения колыбельных не потребуется особых знаний в вокале. Во время их исполнение главное спокойствие и размеренное произношение слов. Самое главное, чтобы песня пелась с лаской и любовью, ребенок это сразу почувствует. Да и слова могут быть совершенно разными. Их легко придумывать самостоятельно. В своей колыбельной можно рассказать о событиях, которые произошли за день.

Ниже приведены колыбельные песни русского фольклора из книги «Песни колыбельные и детские прибаутки» (Черкасская Е.А. — тип. Зильбермана , 1870  — 2, 39 л., 8 с. нот.).

Приди котенька

Приди, котенька, коток,

Приди, серенький хвосток,

Приди, котик ночевать,

Приди дитятко качать.

Уж как я тебе коту

За работу заплачу.

За работу заплачу,

Шубку новую сошью,

Шубку новую сошью,

И сапожки закажу.

У кота у воркота

Была мачеха лиха;

Она била его

И журила его.

Котик, котик, на печи

Ты не много лепечи,

Лапки, лапки в головах,

Кунья шубка на ногах.

Гули

Люли, люли, люли,

Прилетели гули!

Сели гули на кровать,

Кровать точенную,

Позолоченную,

С белым пологом,

С мягким пуховиком!

Стали гули ворковать,

Тихо Сашу усыплять:

Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай!

Когда вырастешь большой,

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить,

Обноски мамушке дарить!

Волчок

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Переворотишься,

Долой скотишься;

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

Ты, волчок, не ходи,

И дитятку не буди.

Петушок

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Шелковая головка,

Красная бородка,

Что ты громко поешь,

Саше спать не даешь!

Сон да дрема

Баю, баюшки, баю,

Баю дитятку, баю!

Сон да дрема

У Николы в головах,

Баю, баюшки, баю.

Сон ищет колыбель,

Где бы выспаться,

Баю, баюшки, баю.

У Николы колыбель

Во высоком терему,

Баю, баюшки, баю.

Вырастет дитя,

Будет в золоте ходить,

Баю, баюшки, баю.

Будет в золоте ходить,

В чистом серебре гулять,

Баю, баюшки, баю.

В чистом серебре ходить,

Красно платье надевать,

Баю, баюшки, баю.

Нянюшкам, мамушкам

Обносочки дарить,

Сенным девушкам по ленточке,

Баю, баюшки, баю.

Баю, баюшки, баю

Баю, баюшки, баю,

Живет мужик на краю;

Он не скуден, не богат,

Полна комната ребят,

Полна комната ребят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу с маслицем едят.

Колыбельная песня

Баю, баюшки, баю,

Баю Оленьку мою!

Что на горке, на горе,

О весенней, о поре,

Птички Божие поют,

В темном лесе, гнезда вьют.

Баю, баюшки, баю,

Баю оленьку мою!

Соловейко, соловей,

Ты гнезда себе не вей,

Прилетай ты в наш садок,

Под высокий теремок.

Баю, баюшки, баю,

Баю Оленьку мою!

По кустам попорхать

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылышки пригреть,

Оле песенку пропеть!

Баю, баюшки, баю,

Баю Оленьку мою!

***

Бай, качи, качи, качи,

Под подушкой калачи,

В ручках яблочки,

В ножках прянички.

Колыбельные песни » Перуница

Колыбельные песни
Детский фольклор – это особенная область народного творчества, особый мир детства. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки, сказки, считалки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.

Хорошо, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни, с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушкам, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и, в то же время, развивают нравственно, физически и духовно. И самое главное, эти произведения народного творчества являются своеобразным инструментом настройки генетической памяти, которая позволяет в последствии индивидууму существовать в этносоциуме, позволяет быть истинным славянским человеком. Как предельно точно отмечает Юрий Нечипоренко: «»русскость» в смысле культуры — определенная возделанность души, это возделывание совершено в истории (оно выражается в судьбе народа) и имеет результатом сплав генетических предрасположенностей, определенные черты «коллективного бессознательного»» (18). На наш взгляд эта удивительная «возделанность» души присуща любому из славянских народов, конечно же, со своими неповторимыми особенностями.


Народные педагоги, наши предки, хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире, роли славянина в нем, причем активной роли. Во всевозможных колыбельных, потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу. Они формируют нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывают настоящий славянский дух. Игры физически развивают, закаляют ребенка, готовят его к взрослой жизни соответственно половому предназначению, учат общению, коллективному взаимодействию.

Детский фольклор, ориентированный на общие закономерности возрастного развития детей, имеет чёткое функциональное назначение каждого жанра. То есть, каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного, психического и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению разнообразных отношений в сообществе взрослых и детей.

Много существует литературы на эту, актуальную в наше время, тему. Но интересно рассмотреть детский народный фольклор с точки зрения пробуждения генетической памяти ребенка, ее настройки.

Рассмотрены жанры детского фольклора, окружающие ребенка с рождения до 3 лет – это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, первые сказки.


Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка — “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.

Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.

Люшеньки-люли,
Спи, дитя, усни,
До утреннней зари,
До свежей росы.

Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Качать, прибаюкивать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.

Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь (изначально, это жертвы предкам).

ЛАДушки, ЛАДушки,
Где были? –
У Бабушки.

Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.

Кашку поели.
Бражку попили.

Полетели, полетели
На головку сели,
Ладушки запели.

Упоминание о Богине ЛАДЕ – Богине лета, любви и красоты, счастливой судьбы и материнства. Вспоминая, что “ЛАДом”, “ЛАДой” нежно называли любимого супруга: мужа или жену, возможно, предположить, что ЛАДушки – это ласковое обращение к людям.

Согласно устной славянской традиции, существовал Бог-творец, создавший мироздание, который носил имена Сварог, Прабог, Пращур (предок), Прадедо, Прадо. А Земля носила имя Прабабы, Прабы. От Прадедо с Прабабой пошли боги и люди. В “Слове о полку Игоревом” люди-славяне так и упоминаются “Сварожьи внуки” (3, 8).

Таким образом, “Где были (люди)?” У своей Бабушки – Прабабы – Земли-Кормилицы. Там они ели и пили, но не простую, а ритуальную еду.

Зерно появляется в результате “союза” всех четырех почитаемых славянами стихий: Ветра, Земли, Огня и Воды. Поэтому каша, сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой. Она несет мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов “живой воды” у самых разных народов, и ягоды также связаны с идеей “неисчислимого” плодородия (14, 65). Бражка – напиток, который пился славянами во время ритуалов и подносился Богам.

Вся эта символика “прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии. Причем при последних словах ручки ребенка разводят и кладут на голову. Так происходит кодирование ребенка (постановка психологического якоря) на принятие всех этих важнейших для славян знаний о мире и о правилах (законах) существования славянина в нем.

Народный фольклор — колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, песни — это вхождение, тропинка в опыт предыдущих поколений с его глубоким пониманием психологии и физиологии детского возраста, естественных потребностей ребёнка, условий развития ребенка.

Детский устный народный фольклор, имеет мощнейшее всеобъемлющее значение, влияющее на развитие человека. Интересно рассмотреть его с помощью традиционного славянского мировоззрения, иначе говоря, в трехмерности славянского мироустройства: Мир Прави (мир Богов), Мир Яви (мир людей), Мир Нави (мир предков).

С одной стороны значение детского фольклора – в эстетическом, музыкальном, умственном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики (ценности среднего мира для человека, дающие возможность успешно и творчески существовать и взаимодействовать в мире людей). С другой стороны – в тончайшем формировании духовности, нравственности человека, народности его души, его мировоззрения (ценности верхнего мира для человека, дающие возможность духовного роста). С третьей стороны – в настройке генетической памяти человека, в связи с этим: включения механизмов защиты ребенка, пробуждения силы рода и получения всех генетических ресурсов, т.е. формирования мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором (ценности нижнего мира для человека для человека, дающие возможность черпать силы для осуществления своих целей, ощущать защиту и поддержку предков).


Мир Нави: Преемственно-энергетические
Защита предков, знания и сила Рода, возможность передачи этих знаний, т.е. формирование мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором, получение его поддержки.

Мир Яви: Личностные психофизиологические
Возможность нормального, успешного развития личности (интеллектуального, нравственного, творческого, психологического, физического) в генетически предрасположенных границах.

Мир Прави: Духовно-сакральные
Формирование духовных структур человека, народности его души, его мировоззрения,
постепенное поступенчатое посвящение в тайные традиционные знания народа.

Колыбельные песни
Колыбельные песни — это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Мама поет про «гуленек», которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые «серые, а хвостики белые», про баюшки и заюшки, про то, что «спят твои соседи, белые медведи», а малыш слушает, он еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик, и где у зайки глазки…

Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности. Начиная с пятого месяца беременности малыш слышит, различает и запоминает звуки. Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.

Колыбельные — это огромный потенциал, для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки.


Баю — баю — баюшки

Баю — баю — баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли — люли — люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.

Гулененьки

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

Колыбельные про котов

А котики серые,
А хвостики белые,
По улицам бегали,
По улицам бегали,
Сон да дрему сбирали,
Сон да дрему сбирали,
Приди котик ночевать,
Да приди дитятко качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
Да дам кусок пирога.
Ешь-то, котик, не кроши
Да больше у меня не проси.

***

Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Котик серенький
Соломку сбирал,
Под головку складал,
Да и Ваню качал.


У кота лиУ кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.

У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.

У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.

У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

Уж ты, котинька-коток

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.

Ветер, солнце и орел

Баю-баюшки, баю
Мою милую лю-лю
В няньки я к себе взяла
Ветра, солнце и орла.
Улетел орел домой
Солнце скрылось под горой,
После ветер трех ночей
Вернулся к матушке своей.
Ветра спрашивала мать
Где изволил пропадать?
Волны на море гонял,
Золоты звезды считал?
Я на море волн не гонял,
Золотых звезд не считал
Малых деточек улюлюкивал!

Со вечера дождик

Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает,
Траву прибивает.

Траву прибивает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Ее величает.

Ее величает
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее.

Да будь поумнее,
Собой хорошее,
Собой хорошее,
Лицом побелее.

Лицом побелее,
Косой подлиннее,
Косой подлиннее,
Нравом веселее.

Нравом веселее,
Вырастешь большая,
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж.

Отдадут тя замуж
Во чужу деревню,
Во чужу деревню,
В дальнюю сторонку.

Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает
Брат сестру качает.

Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Сидит Дрема

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.


Бука

Бай-бай, бай-бай,
Поди, бука, на сарай,
Поди, бука, на сарай,
Коням сена надавай.
Кони сена не едят,
Все на буку глядят,
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню,
Поди, бука, куда хошь,
Мою детку не тревожь.

Серенький волчок

Баю-баю-баю-баю
Не ложись, дитя, на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок,
Схватит детку за бочок,
Схватит детку за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.

Бай — бай — бай

Баю-баю-баю-бай,
Поскорей ты засыпай,
Лю-лю-лю-лю,
Бай бай бай бай.
Спи-ко, детка, до поры,
Не поднимай-ко головы,
Когда будет пора,
Мы разбудим тебя.
Баю-баю-бай-бай,
На дорожке горностай,
Горностая пугнем,
Детке шубочку сошьем.
Лю лю, лю лю, баиньки,
Да в огороде заиньки,
Зайки травку едят,
Детям спать велят.
Баю баю бай бай,
Под окошком попугай,
Кричит: «Детку нам отдай!».
А мы детку не дадим,
Пригодится нам самим
Пригодится нам самим,
Попугая угоним.
Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках яблочки,
В ножках прянички.
По бокам конфеточки,
Золотые веточки,
Да люли бай, люли бай
Лю, лю, лю…
Баю баю баюшок,
В огороде петушок,
Петя громко поет,
Детям спать не дает.
Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,
Живет барин на краю,
Живет барин на краю,
Он не беден, не богат
Он не беден, не богат,
У него много ребят,
У него много ребят,
Все по лавочкам сидят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят,
Кашу масляну едят,
Ой, люлю, люлю, люлю…
Каша масляная,
Ложка крашеная,
Масло льется, ложка гнется
Душа радуется.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее вырастай,
Во лесок ты пойдешь,
Папе ягод наберешь.
Спи-ко, детонька, в добре,
На соломке, на ковре,
Лю лю лю, лю лю лю
Бай, бай, бай, бай.
Спи-ко, дитятко,
Угомон тебя возьми,
Угомон-то возьмет,
Дитя вырастет.
Боле вырасти,
Ума вынести,
Лю лю лю, лю лю лю
Бай, бай, бай, бай.
А ты вырастешь большой,
Будешь в золоте ходить,
Будешь в золоте ходить,„
В руках золото носить
Ты находишься,
Ты накосишься
Лю лю лю, лю люлю,
Бай, бай, бай, бай.
Баю бай, да побай,
Спи-тко, детка, усыпай,
Ляг-то камышком,
Встань-ко перышком.

Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Желтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.



Колыбельные хоть и относят к малым фольклорным жанрам, но смысл в них заложен большой. По сути, это знакомство младенца с родным языком и ритмом речи. Чем больше колыбельных, потешек и пестушек будет слышать ребенок с первых дней жизни, тем лучше у него в итоге будет развита речь и мышление. А ласковый материнский или отцовский голос навсегда станет символом светлого и счастливого детства.

Русские народные колыбельные

Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А Николка спит, спит.
А-а-а-а-а-а-а-а,
А Николка спит, спит.

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.

Баю — баюшки — баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.


Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.

 

Другой вариант окончания:

«Там птички поют

Тебе спать не дадут»

Баюшки-баюшки,
Скакали горностаюшки.
Прискакали к колыбели
И на Сашу поглядели.


И сказал горностай:
«Поскорее подрастай!
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу


И волчонка, и зайчонка,
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка,
И под елкою лису».

Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.


Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

 

Шубку кунью я куплю

И сапожки закажу

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать!

Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела


К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.


Темна ноченька не спится,
Моя Танечка боится.
Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка не лай.

Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,

Поди, бука, под сарай,
Мого Ваню не пугай.


Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Мого Ваню не тревожь!

Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.

Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке
В синей сини над селом…
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!»

Баю-баю, Варенька!

Стало тихо в спаленке,

Спят в кармане варежки,

Спят за дверью валенки.

 

Позднее уж времечко,

Варенька-вареничек!

Улеглись игрушки спать,

Кто на стул, кто на кровать.

 

Только мишка не лежит,

Мишка Варю сторожит.

Посмотрел в окно медведь

На звезду Медведицу.

 

Вот мне туда слетать,

Вот бы мне ее достать!

Ходит Сон у окон,

Ходит Дрёма возле дома.

И глядят, и глядят,

Все ли, все ли дети спят.

 

Ходит Сон по лавочке

В шёлковой рубашечке.

А Сониха по другой,

Сарафанец голубой.

 

***

 

Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Белочки на ёлочках,
Медвежатки в норочках.


Птички спят на веточках,
Лисоньки на горочках.
Заиньки на травушке,
Утки на муравушке.


Птенчики по гнёздышкам,
Деточки по люлечкам.
Они спят, они спят,
Всему миру спать велят…

 

Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.

Будет время — подрастешь,
На работу пойдешь,

 

Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,

Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.

 

Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать!

 

А вы зайцы-заюшки

А и где вы бегали

А и где вы прыгали

А и что вы делали

 

А мы бегали в лесу

Били волка по носу

Запрягали комара

Спи, сестренка, спать пора!

Люли, люли, люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

 

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели в изголовьице —

Спи-ка на здоровьице.

 

Стали гули ворковать —

Стала доча (стал сыночек) засыпать.

Русские народные колыбельные песни — Щи.ру

Русская колыбельная – тихий, с плавными рифмами мелодичный напев. Это древнейший жанр устного творчества, еще называемый в народе байками, который использовался с незапамятных времен для того чтобы укачать ребенка и подготовить его ко сну, также в нем сохранились элементы оберега-заговора, защищавшего малыша от таинственных злых сил. Наши предки верили, что если малышу приснится что-то плохое, то в реальной жизни это событие никогда уже не повторится.

Может поэтому в этих усыпляющих напевах и присутствовали различные «серые волчки» и прочие пугающие герои. Затем магический смысл в них был постепенно утерян, оставив доброе пожелание на будущее, материнскую любовь и заботу.

Колыбельные отличаются красивой стихотворной формой, мелодичным и размеренным мотивом, успокаивающим, монотонным ритмом под плавное качание детской колыбельки. В этом тихом и спокойном напеве сосредоточенны все думы матери о будущем её ребенка, любование им, упоминаются все понятные и приятные для него образы и герои: «серенький коток», «красненькая рубашечка», «журавлик». Центральный образ этой своеобразной материнской поэзии — её дитя, его жизнь и будущее, великая сила материнской любви и заботы, желание уберечь его от бед и ошибок, дать ему правильные наставления, которые помогут ему стать хорошим человеком.

Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.

 

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

 

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.

 

Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

 

А вы зайцы-заюшки
А и где вы бегали
А и где вы прыгали
А и что вы делали
А мы бегали в лесу
Били волка по носу
Запрягали комара
Спи, сестренка, спать пора!

 

Люли, люли, люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.

 

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели в изголовьице —
Спи-ка на здоровьице.
Стали гули ворковать —
Стала доча (иль сыночек) засыпать.

 

Ходит Сон у окон,
Ходит Дрёма возле дома.
И глядят, и глядят,
Все ли, все ли дети спят.
Ходит Сон по лавочке
В шёлковой рубашечке.
А Сониха по другой,
Сарафанец голубой.

 

Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.
Будет время — подрастешь,
На работу пойдешь,
Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.
Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать!

 

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

Leave a Reply