Разное

История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

В один день они пришли в этот мир.
В один день – ушли.

(К/ф «Тахир и Зухра», 1945 г.)

Тахир и Зухра (Таһир менән Зөһрә) – история трагической любви, сходная с широко известной по всему миру повестью «Ромео и Джульетта». Корни этой истории уходят на восток. В 1960 году дастан (эпическое произведение в фольклоре или литературе) был записан Киреем Мэргэном в деревне Кутуш Оренбургской области.

В центре повести история любви молодых людей Тахира и Зухры. Они росли вместе и еще до рождения их отцы (хан и его визирь) нарекли своих детей женихом и невестой. После смерти визиря хан передумал выдавать дочь за сироту и поэтому приказал посадить юношу в сундук и бросить в реку. Но он не погиб, а после скитаний возвратился на родину. В одной из версий истории, Зухру выдали замуж за богатого мужчину.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Зухра заканчивает жизнь самоубийством, после того как Тахира казнят.

«Тахир и Зухра» ‒ популярное произведение у многих тюркских народов. Первым автором литературной обработки легенды в стихах считается поэт, известный под псевдонимом Сайяди.

О его жизни и деятельности сведения не сохранились. Допускается возможность проживания Сайяди в городе Хайрабаде (Афганистан). Также есть предположение о том, что Сайяди мог принадлежать к туркменскому племени под названием «сайяд».

Что касается времени творчества Сайяди, то узбекские филологи С. Хусейн, Х. Зарифов склонны обозначать его рамками XVI века.

Произведение Сайяди написано на древнем общетюркском языке. Оно разделено на поэтические главы, которых больше ста.

Сюжет дастана Сайяди перекликается с более древним народно-эпическим сказанием «Кузы Курпяч и Баян-сылу» («Кузыйкурпяс и Маянхылу», башк. «Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу» ‒ башкирское эпическое сказание о любви)*.

Отличие между эпосами в том, что в устном сказании речь идет о жизни кочевых ханов.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно К тому же дастан «Кузыйкурпяс и Маянхылу» в основном бытует в прозаической форме. Тогда как эпос «Тахир и Зухра» пришел к нам из литературы. Так, книжное произведение, передаваясь из уст в уста, видоизменялось, обрастало новыми художественными элементами, поэтическими, музыкальными напевами и литературный памятник перешел в форму коллективного творчества.


В настоящее время копии дастана «Тахир и Зухра» Сайяди находятся в фондах хранилищ Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения Российской академии наук, Института востоковедения Академии наук Узбекистана, Литературного музея Института языка и литературы им. А. С. Пушкина Академии наук Узбекистана, Санкт-Петербургской государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Института литературы Академии наук Туркменистана, Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.

После Сайяди на этот сюжет сочиняли свои произведения поэты XIX в.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Ахмед Уразаев-Курмаши («Кысса-и Тахир и Зухра») и Молланепес («Зухра-Тахир»).
Произведение А. Уразаева-Курмаши, в свою очередь, явилось основанием для написания дастана «Тахир-Зухра» казахским акыном Акылбеком Сабаловым, который был опубликован в 1911 г. в Казани.
У тюркских народов бытует немало и фольклорных вариантов легенды о Тахире и Зухре. Башкирскими фольклористами на территории Оренбургской области и Республики Башкортостан записаны пятнадцать вариантов легенды в различных объемах.

* ТРАДИЦИОННЫЙ СТИЛЬ, СЮЖЕТ И ЭПИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНИЧЕСКОМ КНИЖНОМ ДАСТАНЕ О ТАХИРЕ И ЗУХРЕ. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение», Мухаметзянова Лилия Хатиповна.

Влияние востока на башкирский фольклор

Связь между Средней Азией и восточно-европейской частью России осуществлялась через Булгарское государство, в состав которого входили и западные районы Башкирии. Оживленное развитие отношений и усиление экономических связей привели в Башкирию мусульманскую религию, религиозную и светскую литературу.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно К числу значительных произведений, созданных в период Казанского ханства (XV – XVI вв.), относится булгарская версия поэмы «Тагир и Зухра». Произведение широко распространялось по всему Поволжью и Приуралью. Оно переходило из дома в дом, из аула в аул, из поколения в поколение.

«Зимними долгими ночами в нашем доме часто возникали своего рода литературные вечера, ‒ вспоминает о своем детстве народный поэт Башкирии Сайфи Кудаш. – Вся большая семья собиралась посреди избы к свету семилинейной лампы, подвешенной к матице потолка… Устанавливается тишина. И в этой тишине, приковывая к себе чувства каждого из нас, звучит печальный голос. Это голос дяди Ягуда… Его репертуар, коротавший наши вечера, был ограничен: «Субат аль-гажизин», «Рисалаи Азиза», «Бадауам», «Бузъегет», «Кагарман Катиль», «Тутинаме», «Кисекбаш», «Тагир и Зухра», «Юсуф и Зулейха» и другие произведения»**.

Некоторые фольклористы уверены, что на примере поэмы «Тахир и Зухра» определена обратная связь между башкирским фольклором и литературой.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

Ведь при наличии почвы для заимствования дастанов восточной литературы в виде любовных кубаиров-эпосов и тяги к новому словесному искусству, благодаря аналогичности злободневных проблем, проводимых идей, а также тематического, художественного оформления, письменное литературное произведение переходит в устную форму. «Тахир и Зухра» ‒ тот самый пример, когда основной сюжет сохраняется и наращивается новыми художественными элементами, произведение может исполняться под мелодию народной песни нараспев. Поэтому однозначного определения произведения нет: это и сказка, и песня, и эпос, и кысса, и поэма.

Тюркоязычную литературу начали печатать в 1800 году. Из Петербурга в Казань переводится так называемая «Азиатская типография», печатавшая книги на арабском шрифте. Позднее начинает работать университетская типография, в 1829-м они сливаются. Затем появляются еще мелкие типографии. Но, как свидетельствуют библиографические справочники, за период с 1801 по 1866 год не было напечатано такое любимое народом произведение, как «Тахир и Зухра».История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

В Башкирской энциклопедии упоминается, что фрагменты дастана исполняются в стиле хамак-кюй.

Корни башкирского фольклора уходят в культуру тюркских скотоводческих племен, живших на южном Урале с конца IX до начала XIX века. В фольклоре башкир соединились отголоски языческих и мусульманских верований.

Эпические песни имеют речитативную мелодику (хамак-кюй) и нередко исполнялись в сопровождении домбры.

** Ахнаф Харисов «Литературное наследие башкирского народа», Уфа, 2007 г.

Спектакли по мотивам эпоса «Тахир и Зухра»

Первая постановка спектакля была в Башкирском театре драмы им. М. Гафури (первый художественный руководитель и директор Валиулла Муртазин-Иманский, возглавлявший с 1907 года «Сайяр», «Ширкэт» и другие сценические труппы, заложившие основы государственного театра). Художественная концепция театра начала 20-х гг. представляла собой синтез европейских театральных канонов, реализма и поэтики народного театра.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Репертуар включал спектакли «Таһир менән Зөһрә» («Тагир и Зухра») режиссера Фатхи Бурнаша.

Сибайский башкирский детский театр «Сулпан» начал свою деятельность в конце 1950-х годов как башкирский народный театр. Учредителем в то время являлся профсоюзный комитет Башкирского медно-серного комбината обкома профсоюза рабочих металлургической промышленности. Руководил театральной студией заслуженный артист Республики Башкортостан Ханиф Хажмеевич Сафин.

За короткое время он сумел поставить спектакль, проникнутый романтикой и духом народа, – «Тахир и Зухра».

Фильмография

Художественный фильм «Тахир и Зухра» 1945 года, выпущен Ташкентской киностудией. Режиссёр Наби Ганиев.

В 1989 году появился рисованный мультфильм «Тахир и Зухра». Режиссер – Ирина Кривошеева, студия «Узбекистан».

В 2010 году был снят короткометражный игровой фильм «Искушение» режиссёра Альвины Лукмановой – выпускницы киношколы Булата Юсупова.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Альвина Лукманова предложила свою версию легендарного дастана, переместив героев в современный мир.

Тахир и Зухра — Узбекская сказка

Подробности
Категория: Узбекская сказка

Было так или не было, только говорят, что жил когда-то шах. Не было у него детей. Однажды, когда сидел он и горевал, подошел к нему старший визирь и спрашивает: — О всесильный шах, о чем вы печалитесь? Богатства у вас много — о чем же вам горевать?

Шах и говорит:
— Хоть я и шах, хоть много у меня богатства, а умру я бездетным.
Тяжко вздохнул визирь и поведал шаху, что у него тоже нет детей. И вот оба они, горюя и плача, решили отправиться странствовать.
Шли они долго, прошли пути малые и большие. И в один из дней подошли к ограде прекрасного сада. Идут вдоль стены, а входа все нет.
А в саду розы цветут, соловьи поют, душистые травы и цветы так и благоухают. Расстелены в тени под деревьями ковры, мягкие подстилки, разбросаны подушки по зеленой траве.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

На все свои печали и огорчения в том саду человек закрывает глаза, забывает горе-тоску.
Наконец увидели странники вход, вошли в сад и сели на ковер. Вдруг показался седобородый старик в белом суконном халате. Подошел ближе и спрашивает:
— Эй, сынки, что вы здесь делаете?
Встали визирь и шах с места, поклонились старику.
Потом переглянулись между собой, собрались с мыслями и начали рассказывать, что вот нет у них детей, что отказались они ото всех мирских благ и пошли странствовать.
Выслушал их старик, а потом вынул из-за пазухи два красных яблока. Протянул одно — шаху, другое — визирю.
— Возьмите, дети мои! Пусть каждый из вас съест свое яблоко с любимой женой. Идите, не оставляйте своего дела, живите честно, правьте мудро: заботьтесь о своей стране, не обижайте народ. И еще одно будет вам условие: у кого из вас родится сын, назовите его Тахиром, а у кого дочь — назовите Зухрой. Не разлучайте их в детстве, а когда вырастут, пожените. Помните об этом.
Ушел старик, а шах и визирь посмотрели друг на друга с удивлением, подумали и решили:
«Пусть будет так, как он сказал!»
Вернулись они домой и сделали все, как советовал им старик.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Дни проходили за днями, месяцы за месяцами. Шах и визирь не помнили себя от радости, не спали ночей, все ждали первенцев, не могли дождаться. Как то собрались они и поехали на охоту.
Через три дня родила жена визиря сына, а жена шаха — дочь. Послали гонца к шаху с радостной вестью.
— О повелитель мира, давайте подарок. Ваша жена родила дочь.— сказал посланный.
А потом обратился к визирю:
— И вы давайте подарок. Ваша жена родила сына!
Разгневался шах. Все время мечтал о сыне. Не помня себя от досады, кинул он гонцу белый платок и закричал:
— Убей девчонку, смочи мой платок ее кровью и принеси обратно!
А визирь, не чуя от радости земли под ногами, вскочил на лошадь и помчался домой.
Возле самого дома споткнулась лошадь, вылетел визирь из седла, ударился головой о камни и тут же умер.
Горькие дни настали для бедной жены визиря. Плача, и тоскуя, начала она воспитывать сироту-сына, который так и не увидел своего отца.
Дни шли за днями, месяцы за месяцами, годы за годами.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Мальчик подрос, стал выбегать на улицу. И в один из дней заметил его шах.
— Чей это мальчик?—спросил он у своего нового визиря. Визирь поднялся и с поклоном ответил:
— О повелитель, мальчик — сын вашего умершего визиря — Тахир. Если бы ваша дочь была жива, она была бы теперь таких же лет.
Услыхал эти слова шах и в досаде и раскаянии ударил себя кулаком по лбу.
— Горе мне несчастному! Зачем я приказал ее убить!— воскликнул он и заплакал.
Ничего не сказал визирь шаху, но в тот же день пошел он на женскую половину, вызвал одну из рабынь и спросил:
— Что с дочерью шаха?
— Не говорите только шаху,— ответила рабыня,— девочка жива.
Она теперь подросла, стала красавицей.
Побежал визирь к шаху.
— О повелитеть, пощадите мою ничтожную жизнь, я скажу вам радостную весть!
— Говори! — ответил шах.
— Не печальтесь, мой повелитель, ваша дочь жива.
Обрадовался шах, приказал:
— Приведите ее ко мне!
Девочку привели, показали шаху.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Приласкал шах свою дочь, а потом приказал устроить пир — веселье на сорок дней и сорок ночей.
Тем временем Тахир рос себе да рос и ни о чем не думал, Однажды играл он на дворе. Бросил он палочки и попал в прялку старухи, которая сидела на солнце. Старуха рассердилась.
— Ах, чтоб тебе, Тахир — сирота! Чем играть со мной, лучше бы забавлялся ты со своей нареченной Зухрой.
Подбежал Тахлр к старухе, схватил ее за руку.
— Бабушка, вы про Зухру сказали! Почему вы так сказали?
— Пусти руку, сирота! Пусти, говорю!
— Скажите, бабушка милая, ну скажите!—упрашивал Тахир,
— Спроси у своей матери.
Тахир так и сделал.
— Кто моя нареченная? Скажите правду!
— Хоть и не надо бы тебе знать, да так и быть, скажу.
И мать рассказала, как отец Тахира и шах долго были бездетными, как они дали друг другу слово породниться, как у одного из них родится сын, а у другого дочь, и как отец Тахира в день рождения сына упал с лошади и расшибся насмерть.
— Теперь тебе не отдадут Зухру,— сказала мать.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно — Она дочь шаха, а ты сирота — бедняк.
— Ладно, матушка, я только это и хотел узнать.
И с того дня стал Тахир играть с Зухрой.
Дни шли за днями, оба они подросли, начали ходить к учителю. Но Тахир, вместо того, чтобы учиться, все время разговаривал с Зухрой.
Учитель пошел к шаху и пожаловался,
— О повелитель мира, как быть? Не дает Тахир учиться вашей дочке Зухре!
Рассердился шах и приказал:
— Поставьте между ними стену!
Учитель исполнил приказание шаха. Но Тахир в тот же день проломал в стене дырку и продолжал разговаривать с Зухрой,
Тахир и Зухра дня не могли прожить друг без друга. А когда они выросли, пламя любви вспыхнуло в их сердцах.
Узнал шах об этом и пришел в ярость. Призвал к себе мастеров и приказал:
— Сделайте сундук! Тахира мы бросим в сундук и пусть несет его река, куда хочет!
Услышала о приказе шаха Зухра, взяла золота полный поднос, принесла к мастерам и начала их упрашивать со слезами:
— Возьмите золото! Мало будет — просите еще! Только сделайте сундук покрепче, чтоб вода в него не попадала, и попросторней, чтобы можно было в нем дышать! Пусть бедный сирота еще поживет!
Пожалели мастера Зухру, начали ее успокаивать.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно
— Если не будет сундук еще лучше, чем вы сказали, все золото отдадим вам обратно!
И принялись они за работу. Скоро шаху доложили, что сундук готов. Накинула Зухра на лицо покрывало, пошла на него взглянуть. И впрямь — сундук оказался даже лучше, чем она заказала.
На другой день послал шах глашатая созвать городской и кишлачный народ. Собрался народ на площади. Вышел из дворца шах и объявил:
— Мы приговорили Тахира к смерти! Сегодня положат его в сундук и спустят на воду. Пусть несет его река, куда хочет!
Жалко было людям Тахира, но никто не обмолвился ни словом, все боялись жестокого шаха.
Мужчины и женщины, старики и дети — все сбежались на берег реки. Пришла мать Тахира, убитая горем. Пала она на прибрежный песок, и жгучие слезы потекли из ее глаз.
Заволновался народ, закричали люди в толпе:
— Пусть падут слезы матери на голову шаха!
— Никто еще не казнил человека за то, что полюбил девушку!
— Не простится шаху такая жестокость!
Но тут закричал глашатай что ведут палачи Тахира.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

Стихли крики, расступился народ перед юношей. Только бедная мать подняла голову и воскликнула:
— Дайте мне хоть в последний раз на него посмотреть!
Подвели к матери связанного Тахира. Со слезами обняла она сына, головой прижалась к его коленям, вскрикнула и умерла.
Плач и крики раздались в толпе. Поскорей схватили палачи Тахира, бросили его в сундук. Только и смог он крикнуть своей любимой
Зухре:
— Если буду жив, буду тебя любить! Если умру, буду тебя любить!
Только и успела крикнуть Зухра в ответ:
— И я тебя никогда не забуду!
Тут замкнули палачи сундук и пустили его по реке.
Долго плыл Тахир. День сменяла ночь, ночь сменял день. И наконец приплыл сундук к городу Рум.
А у румского шаха было две дочери. В тот день пошли они со служанками на реку. Видят — плывет по реке сундук.
Подплыл сундук ближе. Старшая дочь шаха вошла в воду, закинула косы, но сундук зацепить не сумела. За ней вошла в воду младшая дочь шаха, закинула свои длинные косы, зацепила сундук и притянула его к берегу.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

Тут начали сестры спорить, кому из них достанется находка.
Поспорили они поспорили и решили: старшая сестра возьмет себе сундук, а младшая — то, что будет в сундуке.
Открыли они сундук и увидели такого прекрасного юношу, что перед блеском его красоты даже солнце потускнело. Черные кудри его вились по плечам, брови сходились над переносицей, словно тонкие стрелы, а глаза горели жарким огнем. Такой красавец дочери любого шаха под стать.
Глядя на него, сестры снова заспорили:
— Я возьму его!
— Нет я!
А младшая сестра говорит:
— Нет, теперь уж раз он был в сундуке, значит он мой! Никому его не отдам!
Тем временем прибежали слуги шаха, стали ему рассказывать:
— О государь, ваши дочери поймали на реке сундук. А в сундуке нашли юношу, равного которому по красоте нет на свете! Ваша младшая дочь хочет взять его в мужья. Лучшего зятя и не придумаешь!
Одарил шах верных слуг за добрую весть и вместе со своими визирями побежал на берег реки. Посмотрел, а юноша еще лучше, чем ему рассказывали! Принял шах Тахира, точно родного сына и вскоре женил его на младшей дочери.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Сорок дней и сорок ночей длился свадебный пир — веселье.
Прекрасна была дочь шаха, еще прекраснее Зухры. Но Тахир помнил клятву, которую дал своей далекой нареченной. Он и смотреть не хотел на красоту шахской дочери. Ни одного слова не сказал ей.
Бедная девушка плакала по ночам и думала горькую думу:
«Почему он меня не любит? Почему даже слова не хочет мне сказать?»
Попробовала она расспросить Тахира, но он ничего ей не ответил.
Так прошло сорок дней. На сорок первый день Тахир сказал дочери шаха:
— Скажите вашему отцу, я хочу пойти на берег реки.
Не помня себя от радости, побежала принцесса к шаху.
— О государь, мой отец!— сказала она.— Тахир заговорил. Он хочет пойти посидеть на берегу реки!
Услышал шах добрую весть, обрадовался. И решил устроить на берегу реки празднество. Многие пришли к реке повеселиться. На высоком берегу для Тахира постелили мягкие ковры, принесли редчайшие яства.
Скоро пришел Тахир. Лицо его было грустным, губы не улыбались.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно
— Кто первым увидит, что мой зять смеется, того с головы до ног осыплю золотом!— объявил шах и вернулся со своими визирями во дворец.
Но Тахир все сидел и молчал, печально глядя на реку.
Пусть он здесь пока что сидит, а вы послушайте теперь про Зухру.
В разлуке с Тахиром день и ночь она тосковала. А потом жестокий отец отдал ее в жены Кара-батыру, сыну одного шаха, и жизнь ее стала полна черного горя и безысходной печали.
Дни шли за днями. И вот однажды приснился Зухре сон.
Увидела Зухра, будто гуляет она с Тахиром по прекрасному саду. Горько зарыдала Зухра и проснулась.
«Может быть, жив мой любимый? — подумала она с болью в сердце. — Хоть бы весточку кто-нибудь принес от него!»
На другой день собралась Зухра, взяла целый поднос золота и пошла, в караван-сарай. Отдала все золото караван-баши, начала его упрашивать:
— Вы по всему свету ездите, разных людей встречаете! Найдите Тахира, привезите мне от него весточку! Или, хоть узнайте, жив он или нет!
— Хорошо! — согласился караван-баши.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Сел на своего верблюда и отправился в путь.
Долго он ехал, много проехал, по всем городам и селениям разыскивал Тахира, по так и не нашел.
В один из дней подъехал караван-баши к реке. Видит: сидит на высоком берегу прекрасный юноша, а кругом веселится народ.
«Дай-ка я спою! Может быть, Тахир здесь»,— подумал караван-баши и запел:
Я вожатый каравана.

Езжу я по дальним странам,

Чтоб найти Тахирджана,

Где ты, Тахирджан?
Услыхал Тахир свое имя, улыбнулся слегка и пропел в ответ:
О  караван-баши,  постой!

Свои стихи еще раз спой.

Взгляни сюда, перед тобой

Сидит сам Тахирджан!
Тогда, чтобы узнать, тот ли это Тахир, которого он ищет, караван-баши снова запел:
Имен на свете много есть,

Но от Зухры услышав весть,

За дастархан не сможет сесть

Спокойно Тахирджан!
Едва пропел караван-баши имя Зухры, как Тахир вскочил с места, бросился к нему, обнял его верблюда за шею и начал упрашивать со слезами на глазах:
— Отвези меня к Зухре, дай хоть разок на нее взглянуть!
— Зухру выдали замуж за Кара-батыра,— сказал в ответ караван-баши.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно — Какой вам толк теперь на нее смотреть? Да и вы сколько времени здесь прожили, должно быть, тоже женились. Зачем нам ехать? Оставайтесь лучше здесь! Я хотел только узнать, живы вы или нет.
— Меня здесь женили на дочери шаха! — ответил Тахир.— Сорок дней прошло после свадьбы, но я не сказал жене ни слова и ни разу не посмотрел на нее. Отвези меня к Зухре.
И караван-баши уступил.
— Хорошо, я согласен. Только сходите сначала попрощайтесь со своей женой. Она ведь по любви выходила за вас замуж, не надо ее обижать.
Пошёл Тахир во дворец, шагнул одной ногой в комнату, другую оставил за порогом и сказал:
— О дочь шаха! Я за все вам благодарен, но сегодня мне принесли весть от Зухры, и теперь я уезжаю.
В ответ спросила его принцесса:
— Разве не ко мне принесла вас река? Неужели далекая Зухра прекраснее меня?
— Да, к вам принесла меня река. Вы прекрасны, но для сердца моего дороже далекая Зухра! — ответил Тахир, поклонился и вышел.
В тот же час сели они с караван-баши на верблюда и отправились в путь.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно
Ехали они долго, проехали немало. Добрались до перекрестка трех дорог и остановились. Преградил им путь большой камень с надписью: «Дорога направо — без возврата, дорога налево — без конца, дорога прямо — опасна». Задумался караван-баши: какую дорогу выбрать.
— Поедем прямо,— сказал Тахир.— Хоть опасно, зато напрямик: быстрее приедем к Зухре.
И поехали они прямо. Вскоре попался им на пути город. Жители того города разыскивали двух разбойников, недавно сбежавших из под стражи. Увидели они Тахира и караван-баши, приняли их за разбойников, связали и бросили в темницу.
День и ночь тосковал в темнице Тахир. Уже совсем недалеко была его любимая Зухра, но как прорваться к ней сквозь крепкие стены и железные двери? Думал, думал Тахир и придумал: «Буду петь так, чтобы люди меня услышали. Может быть, кто-нибудь меня узнает и освободит!»
И он запел:
Ехал я к  милой, дорога длинна!

Светило мне солнце, а ночью луна.

За что же меня посадили в темницу?

Зухра без Тахира тоскует одна!
И так он пел каждый день, пока его песню не услышал купец, который еще мальчиком ходил с Тахиром к одному учителю и сидел с ним за одной книгой.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно
— Э, да ведь это же Тахир! — воскликнул купец,— Кто же еще может столько лет помнить Зухру и любить?!
Пошел купец к тюремщикам дал им по горсти золота и сказал:
— Отпустите Тахира! Он ни в чем не виновен. Он живет только своей любовью.
Вывели стражники Тахира и караван-баши из темницы, вернули им верблюда. Поблагодарил Тахир купца, попрощался с ним, и они поехали дальше.
Ехали они долго, проехали немало, и в один из дней, под утро, добрались, наконец, до родного города. Возле караван-сарая Тахир простился со своим спутником, поблагодарил его и пошел ко дворцу.
Пробрался Тахир во дворцовый сад, отыскал Зухру. Она крепко спала на драгоценном ковре. Чтобы разбудить ее, негромко запел:
Я зову: Проснись! Пора!


Я пришел к тебе с утра.

Ты все спишь… Проснись скорее,

Обними меня, Зухра!

Услышала Зухра любимый голос, сердце ее забилось от радости, к она проснулась. Поднялась с ковра, бросилась Тахиру на шею, плача и смеясь сквозь слезы.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно И так, обнявшись, они ушли в глубину сада.
Они говорили — наговориться не могли, смотрели — насмотреться не могли друг друга. И не видели, бедные, что сестра Кара-батыра их уже заметила. Побежала она к брату и сказала:
— Приехал Тахир.
В ярости побежал Кара-батыр к шаху и все ему рассказал.
Шах послал в сад стражников. Они схватили Тахира и бросили eгo в глубокую яму, где грязь была по колено, а сверху капала вода.
На другой день созвал шах своих визирей и советников. Стали они думать, что сделать с Тахиром. И решили они разрубить его надвое, а куски тела повесить на воротах города.
Отправились глашатаи сзывать народ на казнь. Сбежались люди на городскую площадь. Пришла Зухра. Все жалели юношу, роптала на жестокость шаха.
— Зачем только возвратился Тахир?— говорили одни.
— Тахира привела назад любовь, — отвечали другие.— Но разве за это можно казнить бедного юношу? Будь проклят кровавый шах!
Стражники вывели на площадь Тахира. Палач наточил свою острую саблю.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Народ проклинал шаха, но сделать ничего не мог. И Зухра, как ни умоляла безжалостного отца, ничем не могла смягчить его каменное сердце. А когда она увидела Тахира в руках палача, потемнело у нее в глазах, и упала она без сознания на землю.
Палач взмахнул саблей и рассек Тахира надвое.
Закричали люди, послышались рыданья, стоны. Вышла вперед одна старушка и гневно сказала шаху:
Твой трон, о злой шах, в крови,

Как сабля палача в крови!

Пускай Тахира вы казнили —

Вам не убить его любви!

Нет  больше солнца  в  небесах!

Нет справедливости  на  свете,

Пока правит жестокий шах!
А палачи тем временем повесили разрубленное на части тело Тахира на городских воротах.
Тогда подняла голову Зухра и, удерживая стон, проговорила:
Идут  верблюды  чередой,

Кричат  за  городской  стеной

Тахира  мясо на  продажу

Отец — мясник  развесил  мой.
И шах ничего не посмел ей ответить.
После смерти Тахира надела Зухра черные, одежды, закрыла лицо черным покрывалом и оплакивала любимого сорок дней и сорок ночей.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно
На сорок первый день попросила Зухра шаха отпустить ее на могилу Тахира. Шах позволил, но приставил к ней служанок-рабынь. Тогда Зухра завязала в платок горсть жемчужин, взяла с собой острый кинжал и пошла.
Едва вышли они из дворца, Зухра начала бросать жемчужины по одной на дорогу. Служанки заметили их, начали подбирать.
Зухра уходила от них все дальше и дальше. Вот уже они скрылись из виду, а могила Тахира совсем близко. Бросила Зухра последние жемчужины, подбежала к могиле и ударила себя ножом в сердце.
Собрали служанки весь жемчуг, прибежали на кладбище. Смотрят — Зухра лежит мертвая. Заплакали они горько и похоронили Зухру рядом с могилой Тахира.
Узнал о случившемся Кара-батыр и закричал:
— Нет, видно, даже в смерти Зухра будет любить Тахира. Не оставлю я их,— и в ярости тут же убил себя.
— Мой брат не хотел их оставить одних,— сказала сестра Кара-батыра. Похороните его между Тахиром и Зухрой!
— Неужели мало они страдали при жизни? Неужели даже после смерти не дадите вы им покоя? Оставьте их, пожалейте!—упрашивали люди.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Но их не стали и слушать.
Жестокие притеснители похоронили Кара-батыра между Тахиром и Зухрой.
Выросла над могилой Тахира красная роза, а над могилой Зухры белая, а между ними черная колючка. Но розы вытянулись перед ней, ветки их переплелись между собой. И с тех пор цветут они вечно, как была вечной любовь Тахира и Зухры…


— КОНЕЦ —

Узбекская народная сказка с иллюстрациями

Халифат Хазрата Мирзы Тахира Ахмада

Коллегия выборщиков (Маджлис Интихаб), созданная Хазратом Муслехом Мауудом, разиаллах анхо, избрал Хазрата Мирзу Тахира Ахмада, четвертого халифа 10 июня 1982 года.

Хазрат Мирза Тахир Ахмад, Халифат аль- Масих ар-Раби родился 18 декабря 1928 года в Кадиане, Индия. Он сдал экзамены в средней школе в 1944 году. В том же году скончалась его мать Хазрат Сайеда Марьям Бегум, которая принадлежала к знатному роду Садатов. Два года он учился в Правительственном колледже Лахора, а затем получил степень бакалавра гуманитарных наук в Пенджабском университете.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно В 19В 49 году он получил степень шахида от Джамии Ахмадийи.

В 1955 году он сопровождал своего отца Хазрата Муслеха Маууда (ра) в Европу. Во время своего пребывания в Лондоне он был зачислен в университетскую школу азиатских и африканских исследований. По возвращении домой в 1957 году он посвятил себя служению Джамаату и занимал многие важные должности, такие как Садр Худдам аль-Ахмадия, Назим Иршад Вакфе Джадид, директор Фонда Фазле Умар и Садр Масджлис Ансар аль-Аллах.

19 апреля84 Генерал Зия аль-Хак, бывший президент Пакистана, издал указ, согласно которому ни один ахмади не мог объявить себя мусульманином. Это означало, что ахмади не могли читать Коран или читать азан (призыв к молитве) до времени намаза. Они не могли показывать Калима Тайяба или произносить исламское приветствие «Ассаламу алейкум» кому бы то ни было. Нарушение этих правил влекло за собой большие штрафы, тюремное заключение или и то, и другое. Тысячи ахмадийцев были брошены за решетку по этим драконовским законам, а некоторые до сих пор находятся в пакистанских тюрьмах.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

В это время Хузур все еще жил в Рабве, где расположены головные офисы Движения. Генерал Зия аль-Хак приказал, чтобы Хузуру не разрешалось покидать страну ни при каких обстоятельствах. Поэтому персонал был назначен на все маршруты выхода в Пакистане, чтобы следить за Хузуром. План, вынашиваемый Зией, состоял в том, чтобы захватить Главу Движения, потому что он знал, что это в конечном итоге приведет к уничтожению сообщества. Однако Хузур чудом вылетел из Пакистана прямо на их глазах и прибыл в Лондон 30 апреля 19 года.84. Это само по себе есть чудо, сотворенное Всемогущим Богом.

В Лондоне Хузур создал административные офисы Движения. Затем он запустил несколько знаковых инициатив, которые привели к беспрецедентному расширению Сообщества.

Милостью и бесчисленными щедротами Аллаха Община стала свидетелем 21 успешного и благословенного года Четвертого Халифата. Община с большим энтузиазмом отреагировала на финансовые инициативы, выдвинутые их любимым имамом. Сообщество находится на пути к прогрессу во многих областях, включая запуск MTA, строительство новых мечетей и миссионерских домов, исламскую литературу, переводы Священного Корана, международный Дарс аль-Коран, гомеопатическую медицину, международную газету Аль-Фазл, строительство.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно сотен новых мечетей, школ и больниц. На следующих страницах обсуждаются некоторые важные события.

Tahir Wyatt — Прекратить есть перед фаджром бида

— Что касается сухура, считается ли макрухом есть прямо до азана или лучше остановиться за пять минут до него? Пророка (ï·º), …так что ешьте и пейте, пока Ибн Умм Мактум не созовет азана». Стенограммы генерируются автоматически и, таким образом, будет неточным. Мы работаем над системой, позволяющей добровольцам редактировать стенограммы в контролируемой системе.

00:00:22 —> 00:00:23

Дору сын

00:00:26 —> 00:00:30

Шерри на английском на английском на английском

00:00:37 —> 00:01:11

ассаламу алейкум, мубарак вместе с равной манной семьей, кто культура человека, считается ли это моей командой есть путь до события? Или это? Или просто предпочтительнее начать за пять минут до начала? Также строгое мнение мемухи и других в отношении выплевывания пищи, когда событие слышал? Основано ли это на том, что они рассматривают хадисы о завершении того, что в ваших руках, когда вы слышите событие как слабое повествование или Кёльн, Пико? Второй? Так что вопрос о

00:01:13 —> 00:01:21

гражданская война.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Так что вопрос в поддержке. И там была глава, я думаю, мы имели дело с вопрос поддержки ранее.

00:01:23 —> 00:01:36

И упомянул хадис NSF ematic, вероятно, Аллаху н, который сказал, что он спросил завен сабут, а не Аллаху ан сколько было времени

00:01:37 —> 00:01:59

между тем, когда вы перестали есть вкус с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. И время, когда ты заступился за салато время, что это было время для события солидного времени события. Так что он сказал, они сказали, что он был прорезан, пришел, Сина, я это было время, которое требуется

00:02:00 —> 00:02:02

читать 50 глазами.

00:02:04 —> 00:02:07

И мы упомянули заявление ученых

00:02:08 —> 00:02:14

что некоторые из них сказали, что это примерно четыре минуты.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Другие сказали примерно шесть минут.

00:02:16 —> 00:02:30

И поэтому предпочтительнее поступить так, как было избрано им Пророком, и прекратить примерно за четыре-шесть минут или, если хотите, за пять минут до события

00:02:32 —> 00:02:47

пять. Вопрос в том, что это макрух есть после этого времени? И ответ нет. Нет, это не моя команда. Это допустимо. Поскольку

00:02:48 —> 00:02:55

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что я хочу, чтобы вы поняли, что это очень важно понять. тяжело в виллелле и ты как рубин лежал

00:02:56 —> 00:03:00

LAO для нижнего уровня вызывает событие ночью.

00:03:02 —> 00:03:09

Извините, давайте остановимся прямо здесь. Как вы думаете, о чем думают некоторые из товарищей, когда они слышал событие быть громким?

00:03:10 —> 00:03:12

Они думали, перестань есть.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

00:03:13 —> 00:03:23

Перестаньте есть бананы, но проблема в том, что им что-то разъяснили в счете, Аллен, вы, как лежал ОБ. И когда он звонит папе, это не смешно, но все равно еще ночь.

00:03:25 —> 00:03:38

Еще ночь для кулу была Рабу. Гектор, ты Афина, если и только Маттун. Так что продолжайте есть и пить пока даже мелодия омеги не вызовет тогда

00:03:39 —> 00:03:41

некоторые люди сказали, основываясь на этом, Хайди,

00:03:42 —> 00:03:50

Мне нужно, чтобы вы следовали за мной, я хочу, чтобы вы следовали за мной шаг за шагом здесь. Некоторые люди говорили, что на основании этого, Хайди, лучше перестать есть раньше.

00:03:52 —> 00:04:02

Потому что пророки, которых я посылаю им, говорят есть и пить, пока Маттун не объявит событие. я вернусь к этому моменту.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Давайте быстро перейдем к боковой точке. Поскольку мы имеем дело с Рамаданом.

00:04:05 —> 00:04:10

Аллах subhanaw taala говорит или Гилель накопил Tafseer. выше того, что мы узнали, он сказал, что может только живи так

00:04:11 —> 00:04:19

тогда он говорит, так он говорит, что разрешено ходить к своим женам по ночам, которые вы поститесь прямо в ночи Рамадана.

00:04:21 —> 00:04:27

Но в какой-то момент стало непозволительно человеку, если он уснул

00:04:29 —> 00:04:41

проснуться, а затем близко приблизиться к своим женам и всю дорогу до следующей ночи. Итак, много данных говорит, что ln habashi ruhuna woba в Мекку biloela. А сейчас

00:04:43 —> 00:04:47

идите к ним, вступайте с ними в близкие отношения и смотрите, что Аллах написал для вас.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

00:04:49 —> 00:04:59

Так же и сейчас, когда мы говорим, что Аллах повелел нам в этом аяте идти к тем, кто в ночи Рамадан Гани, мужчина должен пойти к своей жене и искать ребенка

00:05:01 —> 00:05:12

Потому что многое заповедано в Коране, они скажут это, потому что здесь есть заповедь, которая пришел после запрета

00:05:13 —> 00:05:15

и ученые Сола Сола.

00:05:16 —> 00:05:19

Говорят, что когда за запретом следует приказ,

00:05:20 —> 00:05:28

что указывает на допустимость. Итак, позвольте мне привести вам еще один пример, который мы все можем коснуться. На Джумла на Джумле

00:05:32 —> 00:05:35

либо новая сделка сначала на Miyama Joomla,

00:05:38 —> 00:05:46

о, вы верите, когда был сделан призыв к Джуме? Затем мчитесь к поминанию Аллаха и бросить покупать и продавать бросить торговлю.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

00:05:47 —> 00:05:52

Ладно, во что я сыграю дальше, там можно будет заполнить салфетку юридической фирмы.

00:05:54 —> 00:05:58

Он заполнит сайт лимфопении Ватерлоо.

00:05:59 —> 00:06:18

Мы все равно хотим часть итиса до этого. Так и написано, если салат полный, тонкая ткань наполнится, потом выйдет в землю, любую купи и продай мне за последнюю куплю и продажу. Так значит ли это, что после июля нельзя сидеть в меру и записывать

00:06:19 —> 00:06:29

и сидеть до Маквикера, пока я когда-нибудь хорошо Нет нет, потому что там написано, так как вы заполняете, так что вы должны выйти, и вы должны покупать и продавать после июля.

00:06:31 —> 00:06:39

Потому что это приказ, который пришел после запрета, нам было запрещено покупать и продавать как только был назначен экзамен на Джуму

00:06:41 —> 00:07:06

так что теперь, чтобы облегчить или, или стереть неправильное представление о том, что все еще харам покупать и продавать.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно Элиза Джо говорит, что, так как он наполнится, так что Бог, поэтому команда, которая приходит после запрета есть указание на дозволенность, а не на то, что вы должны это делать.

00:07:07 —> 00:07:12

Итак, давайте вернемся к нашим заголовкам здесь для кулу-мытья Рабу Гектора, которого вы добавляете в Акума.

00:07:13 —> 00:07:15

так он не пил пока

00:07:16 —> 00:07:18

это было на Максиме Каси, они

00:07:19 —> 00:07:28

здесь это команда после предполагаемого запрета. Потому что некоторые из них думали, что мы должны остановитесь сейчас, потому что мы сейчас вызвали событие.

00:07:29 —> 00:07:43

Так что это было предположением, хотя фактического запрета не было, это предполагалось. Итак, пророки, я сказал, что говорю им есть и пить, вам разрешено есть и пить, пока даже О Маттун не вызовет тогда

00:07:44 —> 00:07:45

играть в.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

00:07:46 —> 00:07:46

И поэтому,

00:07:48 —> 00:07:59

для тех, кто говорит, что надо перестать есть, мне нужно выложить вот эти графики например, emtek график за 15 минут до того, как выдумает что-то вроде этого. Для этого нет никаких оснований. Нет оснований для что в исламе.

00:08:00 —> 00:08:02

Для тех кто,

00:08:03 —> 00:08:29

на самом деле нет никаких оснований назначать время для проверки. Янни, время что мы перестаем есть, время, когда мы должны перестать есть, наступает, когда наступает время жульничества. мы знаем это время, что мы знаем, например, за четыре или пять, шесть минут заранее, что мы Идти ко мне мне нужно, чтобы быть как парень в соответствии с практикой провинции, чтобы жить с. Поэтому мы останавливаемся в это конкретное время. Если после этого человек хочет есть или хочет пить, тогда нет никакого вреда в этом.История тахир и зухра: Тахир и Зухра – юная любовь, которая продлилась вечно

Leave a Reply