Разное

Имя младшего из трех медведей в русской народной сказке: Attention Required! | Cloudflare – Как звали медведей из сказки Три медведя? 🤓 [Есть ответ]

Медведь — сказочный персонаж — Щи.ру

медведь в русских народных сказках

Образ медведя в русских народных сказках зачастую отличается от медведя, живущего в природе. Если изучить литературу о животных и их повадках, то медведь предстанет как могучий, сильный и умный хищник, хозяин тайги, царь русских лесов, неуклюжий с виду, но это только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападет первым, если ему или его потомству не угрожает опасность.

В сказках зачастую, наоборот, медведь описывается с диаметрально противоположной стороны, хоть в каждой сказке он предстает по-разному и называют его тоже по-разному.

Медведь в русских народных сказках

Русская народная сказка: «Маша и медведь»
Русская народная сказка: «Медведь и лиса»
Русская народная сказка: «Баба и Медведь»
Русская народная сказка: «Мужик и медведь»
Русская народная сказка: «Три медведя»

Образы медведя из народных сказок

По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый.

  • Имена медведей: Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька.
  • Имя и отчество: Михайло Потапыч, Михайло Иваныч.
  • Уважительное прозвище: Медведюшка-батюшка.
  • Насмешливые прозвища: Топтыгин, Косолапый.

Одной из первых известных русско-славянских сказок про медведя является сказка «Медведь-липовая нога». В этой истории медведь описан как злобное хищное животное, которое мстит своему обидчику мужику, лишая его жизни. Сказка поучительная в том плане, что могучее животное необходимо уважать и почитать, в противном случае можно лишиться самого дорогого в жизни.

В других сказках, таких как «Вершки и корешки», «Маша и Медведь» рассказывается о лени, глупости и все той же присущей зверю силе. Медведь ленится, но пытается получить свою долю или заставляет других работать на себя, палец о палец при этом не ударив. Глупость персонажа заключается в том, что его с легкостью обманывают, обладая определенными навыками и знаниями.

Доверчивый, глупый медведь, которого с легкостью обманывают другие, в сказках «Звери в яме», «Лиса и медведь», «Медведь и комар» и даже всем известная с детства «Колобок». Мало того, что в них сказочный герой лишается нажитого, после чего признает свою вину, хоть это не так, но и лишается жизни из-за малограмотности. Такая черта характера зверя описана и в сказке «Теремок» — здесь медведь вдобавок демонстрирует свою не дюжую силу и неуклюжесть.

Удивительное сочетание качеств сила и трусость показана в сказке «Заячья избушка», когда сильный, могучий на первый взгляд зверь оказывается самым настоящим трусом, не способным на достойный поступок.

Но есть русские народные произведения, где люди с почтением выказываются о могучем звере и их тоже немало. «Медведь и собака», «Царевна-лягушка», «Дочь и падчерица» и многие другие. В этих сказках наш мишка сильный, добрый и отзывчивый. Он всегда придет на помощь человеку или другому животному. Медведь здесь не остается наблюдать со стороны на мучения ближнего, а применив силу, данную природой, решит вопрос, поможет пройти все трудности и возьмет слабого под свою опеку.

Как звали девочку из сказки «Три медведя»?

На*рать если честно

А не помните, случайно, как звали героя сказки «Колобок»?

Неужели Машенька???

Просто девочка.. у Л. Толстого нет в сказке её имени.

Три медведя. Л. Толстой. Русская народная сказка

Русская народная сказка

Л. Н. Толстой

   Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

   Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.

   В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.

Медведей не было дома, — они ушли гулять по лесу.

   В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня.

   Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина. Третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

     Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

    Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михаилы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин.

   Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась, — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

    Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина.

Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

    А медведи пришли домой- голодные и захотели обедать.

    Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

       — КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!

    Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

      — КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!

   А Мишутка увидал свою пустую чашечку и Запищал тонким голосом:

         — КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ!

   Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

      — КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!

   Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

       — КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!

   Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

          — КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО!

   Медведи пришли в другую горницу.

      — КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ! — заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.

     — КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ! — зарычала Настасья Петровна не так громко.

   А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

               — КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ!

   И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

    — ВОТ ОНА! ДЕРЖИ, ДЕРЖИ! ВОТ ОНА! ВОТ ОНА! АЙ-Я-ЯЙ! ДЕРЖИ!

   Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Каталог сказок про медведей — Вокруг и около сказок — ЖЖ

Оригинал находится ЗДЕСЬ

Народные сказки (в том числе пересказы):





Медведь — липовая нога

МАША И МЕДВЕДЬ.

Лев Толстой — Три медведя

Теремок — русская сказка. А есть еще у В.Бианки свой Теремок

КОЛОБОК . А про колобок, оказывается, тоже много есть сказок, разных вариантов! Некоторые можно прочитать здесь

Вершки и корешки. Можно купить в магазине «ЛАБИРИНТ» (карманный формат, картон.)

Про Иванушку — Дурачка (М. ГОРЬКИЙ)

Румынская сказка — «Рилэ-Йепурилэ и жучок с золотыми крылышками»

Орест Михайлович Сомов «Сказка о медведе Костоломе и об Иване, купецком сыне»

Венгерская народная сказка — «Два жадных медвежонка» Книгу можно купить в «ЛАБИРИНТЕ»
Только она там почему-то в серии РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Чукотская сказка — «Медведь-лежебока», а ЗДЕСЬ рисунки к сказке



ЛИТЕРАТУРЫЕ МЕДВЕДИ (авторские сказки):

 

 





 


Алан Александр Милн. — Винни Пух и Все-Все-Все

Маугли — Р.Киплинга

Ф. Хитрук — «Топтыжка»

Майкл Бонд — Медвежонок Паддингтон и еще из новой книжки несколько разворотов

Медвежонок УМКА из сказки Юрия Яковлева

Сергей Козлов — цикл сказок о ежике и медвежонке.

Евгений Зыков — «Сорок три Медвежки и Мидвидятина» 

Д.Н. Мамин-Сибиряк в «Аленушкиных сказках» тоже рассказывает о косолапом мишке. Одна из этих сказок называется «СКАЗКА ПРО КОМАРА КОМАРОВИЧА ДЛИННЫЙ НОС И МОХНАТОГО МИШУ — КОРОТКИЙ ХВОСТ»

Корней Чуковский — «Краденое солнце».

Обыкновенное Чудо происходит в пьесе-сказке Евгения Шварца, в которой волшебник превращает медведя в человека, и накладывает на него заклятие, что он снова превратится в медведя, если его поцелует Принцесса.

Чеслав Янчарский «Приключения Мишки Ушастика»

Очень трогательная история про одинокого медвежонка и его приемную маму Мышку рассказана в сказке ЕКАТЕРИНЫ ГЕОРГИЕВНЫ КАРГАНОВОЙ – «МЫШКА И МЫШУТКА»

Евгений Иванович Чарушин — «МЕДВЕЖАТА»,  «МЕДВЕДЬ-РЫБАК», «Охота на медведя»

Геннадий Цыферов — «Дневник медвежонка»

Агния Барто — сказка «Медвежонок-невежа» Кожевников А.В. — Книга былей и небылиц про медведей и медведиц.

Чижиков Виктор. — Петя и медвежонок Потап

Владимир Сутеев — «Дядя Миша» и другие медведи 

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа. Тема: Чтение русской народной сказки «Три медведя».

Казённое учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа Югры.

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа.

Тема: Чтение русской народной сказки «Три медведя».

                                   Подготовила: воспитатель Томилова Лариса Шагитовна.

                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                   г.Урай.2015г.                 

Цель: познакомить со сказкой «Три медведя»,  побуждать детей к активному участию.

Программные  задачи:

Образовательные:

—  помочь  понять  сюжет картины,

— учить отвечать на вопросы по сюжету произведения,

— учить имитировать движения животных под музыку.

Развивающие:

— развивать внимание, память.

Воспитательные:

— воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.

Оборудование: текст русской народной сказки «Три медведя»,иллюстрации к сказке, фланелеграф, кукла Маша.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказке, показ сказки на фланелеграфе, би-ба-бо  и плоскостного театра.

                                                        Ход занятия.

 1.Организационный момент.

Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она хочет рассказать , как ушла из дома одна в лес и заблудилась.  Хотите узнать, что было дальше? (Ответы детей).

 2.Рассказывание воспитателем  русской народной сказки «Три медведя».

Воспитатель рассказывает сказку, имитируя голоса персонажей  и показывая иллюстрации.

3. Физминутка. «Маша и три медведя».

Три медведя в сказке жили,      Идут переваливаясь из стороны в сторону.               

Вперевалочку ходили.

К ним девчушка прибежала,        Бег на месте.

В дом зашла и увидала:                 Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются

                                                              друг друга.

Стол большущий у окна                 Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три — вот это да,                      Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони

                                                               горизонтально.

Чашки три и ложки три,                   Приседают ,одна рука на поясе, затем встают, руки поднимают

                                                                вверх  и касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри                     Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат

                                                                 друг на друге.

Ела Маша и пила,                                Изображают, как держат ложку и подносят ее ко рту.

На кроватку прилегла                         Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат

                                                                   друг на друге.

И уснула сладким сном.                     Ладошки сложены, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?                          Руки слегка разводят в стороны.

Три медведя воротились,                   Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу рассердились               Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень  испугалась                      Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.                         Бег на месте.  

4. Беседа по вопросам.

— Ребята, можно ходить одним в лес?

— Что увидела Маша в лесу?

— Кто жил в домике?

— Как звали медведей?

— Что делала Маша в доме медведей?

— Что произошло, когда домой вернулись хозяева?

5.Упражнение в интонационной выразительности.

Воспитатель предлагает детям  повторить фразы  героев из сказки с интонацией, соответствующей характеру каждого персонажа.

6. Рефлексия.

— Понравилась вам сказка?

— Как называется сказка, которую мы прочитали?

— О чем эта сказка?

— Как зовут героев сказки?

                                 

                         

Образ медведя в русских и хантыйских народных сказках

                       Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках.

                                           Сапин Никита Александрович

Тюменская область, Сургутский район, г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3», 3класс

        Введение

   Исстари веков живёт по соседству с человеком лесной хозяин — медведь. Запечатлелся он своим неуклюжим обликом во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру и, что важно для нашего исследования, отношения человека к медведю.  Каким изображают хозяина леса ханты? Каким он представляется в русских сказках?

   Выбор темы «Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках» объясняется тем, что мы проживаем в Ханты-Мансийском автономном округе, и, когда познакомились с местным устным народным творчеством, нам стало интересно, насколько похожи русские и хантыйские сказки о медведе, как прослеживается его неуклюжий облик во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру. Для нашего исследования важно выявить отношение человека к медведю и проследить, как это отражается в сказках.   Мы решили сравнить  произведения, главным героем которых является медведь.  Целью работы стала характеристика образа медведя в русских и хантыйских народных сказках и сравнение отношения ханты и русских к медведю. Объект исследования  – хантыйские и русские сказки, предмет исследования – медведь как сказочный персонаж. В ходе исследования проведён сравнительный анализ сказок и выявлено сходство и различия в изображении сказочного медведя. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению  знаний о традициях русских и хантыйских народов.

    Медведь в мифологии древних славян и ханты

   У славян, как и у всех жителей лесной полосы, медведь был окружён исключительным почитанием. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного жителя, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей. Считали, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядеть как человек: Самец как мужчина, а медведица с грудью, как у женщины. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост (сосёт лапу). Охотники замечали, что на медведя собака лает  так же, как на человека.  Всё это объяснялось нашими предками не иначе как родственной связью с медведями, поэтому медведь был самым почитаемым животным у древних славян [15].  

   Медведь – единственное животное, не имеющее собственного имени в русском языке. Это связано с табуированием, запретом поизносить имя священного животного.  Мед-вед – тот, кто ведает (знает) мёд [27]. В русских сказках его называют почтительно «Хозяином» ( сказка «Дочь и падчерица») [2], или насмешливо: «Всех давишь», «Всем пригнётыш» (сказка «Теремок») [23], «При берлоге валень», «Лесной гнёт» (сказка «Терем мухи») [22], «Медведюшко-батюшко»  (сказка «Мужик и медведь») [18], «Косолапым» (сказка «Колобок») [6 ], а ещё чаще – по имени,  отчеству и фамилии: «Михайло Потапычем» (сказка «Три Медведя») [24], «Михайло Иванычем» (сказка «Кот и лиса» [10], «Зимовье зверей» [5] ) и,  ласково, «Мишей» (сказка «Шабарша» [26]  ).

    Считалось, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как хозяину. В то же время медведя боится чёрт, медведь может одолеть водяного, снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча. [20]

    У жителей Крайнего Севера отношение к медведю тоже особое: Медведь в понимании ханты ― это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец его ― верховный бог Торум ― уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако Медведь нарушает некоторые установки отца, и его убивают охотники и, как предписано Богом, устраивают в честь Небесного Зверя обрядовый праздник. Кстати, северные жители всегда отрицают, что убили Медведя. Медведя не убивают, а «низводят» из леса в селение [28 ].Такая вера в тотем, его власть над миром хотя и была фантазией, но она всегда казалась какой-то ещё и реальной силой. Медведь был и остаётся для ханты священным существом, и с ним даже с мёртвым они обращаются с большим уважением. Ведь в силу своего неземного происхождения он может не только умирать, но и снова воскрешаться. Его имя тоже не упоминают вслух, называя  его «Он», «Сам», «Хозяин», ««Зверь», «Гость», «Лесной Старик» или «Старик Князь» «Ики»- самца, «Ими»- самку; шкуру медведя ― «изготовленная матерью мягкая одежда»[16] Не случайно в центре герба Лянтора на фоне серебряной полусферы изображён  медведь – символ силы, власти и справедливости. [ 29]

    Образ медведя в русских народных сказках

     В русских сказках о животных медведь часто сталкивается  с человеком: «Медведь – липовая нога» [14], «Мужик и медведь»[18], «Маша и медведь»[12]. Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется  страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб.  Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя.

   В более поздних сказках  медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» [12]или «Мужик и медведь» [18], где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели такую роль. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика.  В связи с этим становится понятной не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками.  Чаще всего в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь.  Однако в волшебных сказках  «Царевна – лягушка» [25], «Дочь и падчерица» [2], «Шабарша» [26] мы наблюдаем, что медведь  проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т.д. Так в сказке «Дочь и падчерица» [2] медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.

     В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой», «хозяином леса». Он имеет силу, власть,  но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут.  Доверчивость медведя мы можем увидеть в сказке «Звери в яме» [4], медведь поверил лисе, что она потихоньку ест свои внутренности, распарывая себе живот, тогда он распорол свой живот и умер. Но этого могло бы не случиться, если бы он знал, что нельзя есть самого себя. В сказке «Лиса-повитуха» [11] показана глупость и доверчивость медведя.  Находчивая лисица обманула медведя: съела весь запас мёда, да ещё и заставила самого хозяина  признаться в том, чего он не совершал.

     Образ медведя в хантыйских народных сказках

    В хантыйских сказках говорится: «Медведь был старшим братом людям, Лось – средним, а Журавль и Лебедь — младшими», поэтому в сказках северных народов он представлен добродушным, трудолюбивым, внимательным по отношению к своему младшему брату – человеку. В сказке – легенде «Комполэн – болотный дух» [7] медведь живёт в дружбе с человеком, заботится о нём: ловит для него тайменя, сбивает  с кедра шишки, ходит в гости, в тяжёлый год дарит ему свою шубу,. С этим не могут смириться духи Зла и обманом настраивают  Медведя против охотника:  болотный дух Комполэн поссорил их, но мудрые люди говорят, что настанет время, и Медведь опять будет им братом, но произойдёт это тогда, когда каждый навсегда изгонит из своего сердца злобу.

   Многие сказки ханты объясняют разные явления. Так в сказке « Женщина Мось»  [3] объясняется происхождение созвездие Большой Медведицы (Мотив умершей медведицы, превратившейся вместе с медвежатами в созвездие, широко распространен у ханты и манси, У ханты в одних случаях говорится о семи звездах, из которых седьмая — медведица, а по бокам — двое медвежат) в этой сказке Медведица – воплощение материнской самоотверженности, любви, заботы о своих детях.  В сказке «Бабушкин внук» [1] даётся объяснение, откуда в тайге появились комары. Это мальчик перехитрил злого медведя Менк-ики, вместо того, чтобы прыгнуть с дерева ему в открытую пасть, он насыпал туда углей и сжёг медведя. Медведь, сгорая, проклинает: « Пусть мой пепел будет у людей кровь сосать». Его пепел, разлетаясь по ветру, превратился в комаров.

         Медведь  в сказке «Остров Семи Медведей» [19] — священное животное, младший сын верховного бога Нум Турама, оказывается объектом мести человека Солнцу, Месяцу и Ветру. «… и так велико было горе старика, что он уложил своим ножом-сёхаром семерых медведей одного за другим  — каждого — с первого удара! Так появился Остров Семи Медведей.

    В сказке о животных «Как у бурундука спина полосатой стала» [6]  о Медведе повествуется как о старшем брате бурундука. «Они жили очень дружно, одну пищу ели, в одной норе жили». Медведь кормил бурундука, выполнял всю тяжёлую работу, но гордость, желание казаться умнее другого поссорили их, и теперь у бурундука на спине следы медвежьих когтей.

  Медведь для ханты – хозяин тайги, и в сказках он не терпит шума в своих владениях, наказывает тех, кто этот шум создаёт, и, несмотря на то, что вражды с человеком у него нет, он собирает шумящих в лесу детишек в мешок и несёт к себе в берлогу  (сказка «Медведь и ребята» [13]).

  Иногда в сказках люди принимали облик Медведя для того, чтобы восстановить справедливость в семье «Мнимоумерший племянник». [17]

     Среди хантыйских и русских есть сходные по сюжету сказки. Например, в  русской народной сказке «Кот и лиса» [10] и хантыйской сказке «Кот» [9] главный герой своим появлением в лесу создал  большой переполох.  Медведь, хозяин леса,  посылает своих подопечных узнать, что за необыкновенный гость появился в здешних местах. В русской сказке «на разведку» идут волк и заяц, а в хантыйской сказке – волк и росомаха. В итоге медведю пришлось поплатиться за своё простодушие и трусость: опасаясь, что кот его съест, медведь забирается на дерево и падает оттуда.

    В отличие от славянского медведя, хантыйский медведь в народных сказках изображается без иронии: он наделён добрыми качествами: незлобив, трудолюбив, честен, а если и совершает какие-либо проступки – он жестоко расплачивается за них (в сказке «Медведь и ребята» [13] он умирает от страха быть убитым людьми, в сказке  «Комполэн – болотный дух» [7] ранен человеком за то, что поверил злым слухам).  В действительности у ханты так и было: человек охотился на медведя только в крайнем случае, когда тот начинал губить домашний скот. Дело в том, что на домашний скот мог нападать только больной или раненый зверь, то есть тот, который не мог добывать себе пищу. И он становился опасным не только для домашних животных, но и для человека. В этом случае охота на такого зверя была просто необходима.

Заключение

   Мы пришли к выводу, что в русских народных сказках Медведь чаще всего выступает в роли властного, но глупого помещика или жадного, но простодушного хозяина леса, которого легко обмануть,  а в хантыйских народных сказках у Медведя  —  больше положительных качеств: трудолюбия, материнской любви, честности, дружбы. С его образом  связаны многие природные явления. Очевидно, что ханты любят, почитают, с чувством глубокого уважения относятся к Медведю.

    Сложность выявления отношения современного человека к сказочному медведю представляется в том, что русские народные сказки, где главный герой – Медведь, читали немногие, а с  хантыйскими сказками о  Хозяине современный читатель практически не знаком.  В ходе исследования мы провели анкетирование среди учащихся 3 «А» класса Лянторской школы №3.(см. Прил.№1)

    С заданием перечислить названия русских сказок о медведе справились 24 учащихся из 25.  Назвать хантыйские сказки о медведе смогли только 9 человек, но выполнить объём задания смогли только  4% от общего числа учащихся  человек  (см. Прил. №2)

    Результаты опроса показали, что  в последнее время  мы не задумываемся о характере героев и их значении, а ведь каждая сказка, каждый образ несёт в себе народную мудрость, которую мы не всегда видим и понимаем.

                               Литература

  1. Бабушкин внук. Сказки народа ханты. / Сост Е.Е. Ковган, Н.Б.Кошкарёва, В.Н.Соловар. – СПб.:«Алфавит», 1995.
  2. Дочь и падчерица. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  3. Женщина Мось. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990
  4. Звери в яме. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  5. Зимовье зверей. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  6. Колобок. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  7. Комполэн – болотный дух. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990
  8. Коринфский  А. Народная Русь. – М.: Белый город, 2007.
  9. Кот. Сказки народов Севера / Сост. Е.Н.Самойлова. – СПб.: «Алфавит», 1995.
  10.  Кот и лиса. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  11.  Лиса-повитуха. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  12.  Маша и медведь. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  13.  Медведь и ребята. Сказки народа ханты. / Сост Е.Е. Ковган, Н.Б.Кошкарёва, В.Н.Соловар. – СПб.:«Алфавит», 1995
  14.  Медведь – липовая нога. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  15.  Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский  Е.М. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
  16.  Мифы, предания, сказки ханты. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml
  17.  Мнимоумерший племянник. http://fictionbook.ru/author/varvara_zelenec/varvara_i_zolotaya_baba/read_online.html?page=7
  18.  Мужик и медведь. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  19.  Остров Семи Медведей. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990
  20.  Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Русское слово, 1997.
  21.  Сказки народов Севера / Сост. Е.Н.Самойлова. – СПб.: «Алфавит», 1995.
  22.  Терем мухи. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  23.  Теремок. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  24.  Три медведя. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  25.  Царевна – лягушка. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  26.  Шабарша. Русские сказки:  Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
  27.  Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.
  28.  http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml
  29. http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/lantor.htm.

                                                                                                    Приложение №1                                                                      

                               Анкета «Сказки о медведе»

1) Назовите известные вам русские народные сказки, где главным героем является медведь.

2) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в русских сказках.

3) Назовите известные вам хантыйские народные сказки, где главным героем является медведь.

4) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в хантыйских сказках.

В мире сказок. Русская народная сказка «Три медведя»

МБОУ “Гимназия №1 имени Ч.Т. Айтматова п.г.т Кукмор

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

В мире сказок

Русская народная сказка

«Три медведя»

Открытый клубный час в рамках недели начальных классов

Подготовила и провела: воспитатель ГПД

Хисамутдинова Рафиля Рахимулловна

В мире сказок

Русская народная сказка «Три медведя»

Открытый клубный час в рамках недели начальных классов 21.01.2015 г.

Провела: воспитатель ГПД МБОУ «Гимназия №1 им. Ч.Т. Айтматова п.г.т. Кукмор» Хисамутдинова Р.Р.

Цель: Прививать интерес к русским народным сказкам и чтению, развивать познавательную активность и речь учащихся, познакомить с русской народной сказкой «Три медведя».

Задачи формирования УУД:

  1. Личностные: воспитывать любовь к русскому языку.

  2. Метапредметные: прививать навыки коммуникативного общения.

  3. Предметные: знание содержания сказки и сказочных персонажей.

Материалы и оборудование: книга «Русские народные сказки», рисунки сказочных героев, костюмы, презентация, моноблок.

Ход занятия:

Мотивация.

-Добрый день, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие. Сегодня наш клубный час посвящается сказкам. Мы с вами продолжим знакомиться со сказками и побываем в удивительном мире сказок. Вы любите сказки? А где можно встретиться со сказками? (В книгах, в мультфильмах) Слайд 1

-Да, поэтому говорят:

-Книга — лучший друг.

-Кто много читает — тот много знает.

Сказки появились очень давно, когда люди ещё не умели писать и читать. Люди рассказывали друг другу, своим детям, внукам – и так они дошли до наших дней. Вспомните, как ваши мамы, папы, бабушки рассказывали вам сказки. А вы будете рассказывать своим детям сказки? В сказках всегда добро побеждает зло.

Чтобы попасть в мир сказок, нам нужно произнести волшебное заклинание:

— Тили, тили, бом,

Открывайся, сказки дом! Слайд3

(Звучит музыка)

Актуализация.

— Волшебник в мире сказок приготовил нам задания.

  1. Узнай героев сказок Слайд 4

(На доске прикреплены рисунки сказочных персонажей)

-Вам знакомы эти герои? В сказках бывают положительные, добрые герои, бывают и отрицательные – злые. Давайте определим, какие из этих персонажей добрые, а какие злые?

2. Угадай героев Слайд 5

— Сейчас ребята прочитают вам стихи о сказочных героях, а вы должны угадать, о ком идёт речь.

1.Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку- малышку ( Дюймовочка)

2.Красна -девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнышке тяжко,

Слезы льет бедняжка! ( Снегурочка)

3.Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик- луковка знаком.

Очень просто и не длинно

Он зовется… (Чиполлино)

4.Он весел и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин, мальчик Робин,

и приятель – Пятачок.

Для него прогулка праздник,

и на мед особый нюх

это плюшевый проказник Медвежонок…. (Вини-Пух)

5.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит.

Добрый доктор…. (Айболит)

6.У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

На земле и под водой

Искал ключик золотой (Буратино)

-Молодцы, ребята! Прежде, чем познакомиться с новой сказкой, нам нужно вспомнить те сказки, которые мы уже прочитали.

-Какие бывают сказки? (Авторские, народные)

-Кто сочиняет народные сказки? А авторские кто пишет?) (Народ, писатели)

-Сказки каких народов мы с вами читали? (татарские, русские народные)

Татарские народные сказки

-Какие татарские народные сказки вы знаете?

(“Үги кыз”, “Өч кыз”, “Куркак юлдаш”, “Төлке белән Каз”…) Слайд 12

-Кто попробует пересказать сказку “Куркак юлдаш”? (Ученик пересказывает содержание сказки)

-А из какой сказки пришли к нам эти герои?

(Инсценировка отрывка из сказки “Үги кыз”)

Сказки Абдуллы Алиша

Сказки каких писателей мы читали. Назовите их.

(А. Алиш “Куян кызы”, “Чукмар белән Тукмар”, “Сертотмас Үрдәк”…)

Слайд13

-Кто нам перескажет сказку “Куян кызы” (Ученик пересказывает сказку)

-К нам пришли герои казки А. Алиша? Из какой они сказки?

(Инсценировка отрывка из сказки “Койрыклар”)

-Молодцы, ребята. Вы очень хорошо запомнили те сказки, которые мы прочитали.

Физкультминутка “Изобрази сказочных героев”

(Дети изображают Зайку, Лису-Алису, Винни-пуха, Гусей-лебедей, Волка)

III Постановка проблемы.

-Мы с вами начали знакомиться с русскими народными сказками.

Волшебник просит нас ответит на вопрос:

-Чем отличаются русские народные сказки от сказок других народов?

-Какие русские народные сказки вам уже знакомы?

(«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» … Слайд 14

IVПоиск путей решения проблемы

1.Начало сказки Слайд 15

-Как обычно начинаются сказки?

(Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…)

2.Конец сказки Слайд 16

-А как заканчиваются?

(Жили они долгои счастливо… И я там был, и мёд я пил…Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец…)

3.Герои русских народных сказок Слайд17

В русских народных сказках у сказочных персонажей двойные имена. Я называю первую часть, а вы должны назвать вторую часть имени:

Баба-Яга Кощей Бессмертный

Иван Царевич Мальчик с пальчик

Змей Горыныч Винни-Пух

4.Из какой сказки эти слова? Слайд 18

-Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл (Колобок Слайд 19

-Дед позвал бабку ( Репка) Слайд 20

-Дед плачет, баба плачет (Курочка Ряба) Слайд 21

-Печка-матушка, спрячь меня (Гуси-лебеди) Слайд 22

-Отворили дверь козлята (Волк и семеро козлят) Слайд23

-Очень вкусная водица Слайд 24

В ямке от копытца (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

V Решение проблемы

1.Чтение сказки «Три медведя» Слайд 25

2.Обсуждение содержания сказки:

-Почему девочка заблудилась?

-Куда она попала?

-Что девочка увидела в избушке?

-Что она сделала?

-Как она спаслась? Можем ли мы сказать, что она смелая девочка?

3. Вывод:

-Чему учит нас эта сказка?

(Сказка учит нас слушаться взрослых, нельзя детям одним ходить в лес, нельзя трогать без разрешения чужие вещи).

VI Рефлексия слайд 26

-Молодцы! Вы очень хорошо поработали, выполнили все задания Волшебника! Но пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:

Сказка, двери закрывай! слайд 27
Вновь домой нас отпускай!

(дети произносят волшебные слова)
Ну что, дети, понравилось вам в мире сказок?

О чём мы говорили сегодня на занятии?

С какой новой сказкой познакомились?

Встаньте те, кто считает, что сегодня всё было ему понятно?

-Встаньте те, кто сегодня не всё понял?

В мире много сказок грустных и смешных. Слайд 28

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть Добро навеки побеждает Зло!

Спасибо за внимание! Слайд 29

Leave a Reply