Имя младшего из трех медведей в русской народной сказке: Attention Required! | Cloudflare – Как звали медведей из сказки Три медведя? 🤓 [Есть ответ]
Медведь — сказочный персонаж — Щи.ру
Образ медведя в русских народных сказках зачастую отличается от медведя, живущего в природе. Если изучить литературу о животных и их повадках, то медведь предстанет как могучий, сильный и умный хищник, хозяин тайги, царь русских лесов, неуклюжий с виду, но это только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападет первым, если ему или его потомству не угрожает опасность.
В сказках зачастую, наоборот, медведь описывается с диаметрально противоположной стороны, хоть в каждой сказке он предстает по-разному и называют его тоже по-разному.
Медведь в русских народных сказках
Русская народная сказка: «Маша и медведь»
Русская народная сказка: «Медведь и лиса»
Русская народная сказка: «Баба и Медведь»
Русская народная сказка: «Мужик и медведь»
Русская народная сказка: «Три медведя»
Образы медведя из народных сказок
По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый.
- Имена медведей: Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька.
- Имя и отчество: Михайло Потапыч, Михайло Иваныч.
- Уважительное прозвище: Медведюшка-батюшка.
- Насмешливые прозвища: Топтыгин, Косолапый.
Одной из первых известных русско-славянских сказок про медведя является сказка «Медведь-липовая нога». В этой истории медведь описан как злобное хищное животное, которое мстит своему обидчику мужику, лишая его жизни. Сказка поучительная в том плане, что могучее животное необходимо уважать и почитать, в противном случае можно лишиться самого дорогого в жизни.
В других сказках, таких как «Вершки и корешки», «Маша и Медведь» рассказывается о лени, глупости и все той же присущей зверю силе. Медведь ленится, но пытается получить свою долю или заставляет других работать на себя, палец о палец при этом не ударив. Глупость персонажа заключается в том, что его с легкостью обманывают, обладая определенными навыками и знаниями.
Доверчивый, глупый медведь, которого с легкостью обманывают другие, в сказках «Звери в яме», «Лиса и медведь», «Медведь и комар» и даже всем известная с детства «Колобок». Мало того, что в них сказочный герой лишается нажитого, после чего признает свою вину, хоть это не так, но и лишается жизни из-за малограмотности. Такая черта характера зверя описана и в сказке «Теремок» — здесь медведь вдобавок демонстрирует свою не дюжую силу и неуклюжесть.
Удивительное сочетание качеств сила и трусость показана в сказке «Заячья избушка», когда сильный, могучий на первый взгляд зверь оказывается самым настоящим трусом, не способным на достойный поступок.
Но есть русские народные произведения, где люди с почтением выказываются о могучем звере и их тоже немало. «Медведь и собака», «Царевна-лягушка», «Дочь и падчерица» и многие другие. В этих сказках наш мишка сильный, добрый и отзывчивый. Он всегда придет на помощь человеку или другому животному. Медведь здесь не остается наблюдать со стороны на мучения ближнего, а применив силу, данную природой, решит вопрос, поможет пройти все трудности и возьмет слабого под свою опеку.
Как звали девочку из сказки «Три медведя»?
На*рать если честно
А не помните, случайно, как звали героя сказки «Колобок»?Просто девочка.. у Л. Толстого нет в сказке её имени.
Три медведя. Л. Толстой. Русская народная сказка
Русская народная сказка
Л. Н. Толстой
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.
Медведей не было дома, — они ушли гулять по лесу.В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня.
Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина. Третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михаилы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин.
Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась, — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.
Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина.Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.
А медведи пришли домой- голодные и захотели обедать.
Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и Запищал тонким голосом:— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ!
Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО!
Медведи пришли в другую горницу.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ! — заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ! — зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ!
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:— ВОТ ОНА! ДЕРЖИ, ДЕРЖИ! ВОТ ОНА! ВОТ ОНА! АЙ-Я-ЯЙ! ДЕРЖИ!
Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Каталог сказок про медведей — Вокруг и около сказок — ЖЖ
Оригинал находится ЗДЕСЬ
Народные сказки (в том числе пересказы):
Медведь — липовая нога
МАША И МЕДВЕДЬ.
Лев Толстой — Три медведя
Теремок — русская сказка. А есть еще у В.Бианки свой Теремок
КОЛОБОК . А про колобок, оказывается, тоже много есть сказок, разных вариантов! Некоторые можно прочитать здесь
Вершки и корешки. Можно купить в магазине «ЛАБИРИНТ» (карманный формат, картон.)
Про Иванушку — Дурачка (М. ГОРЬКИЙ)
Румынская сказка — «Рилэ-Йепурилэ и жучок с золотыми крылышками»
Орест Михайлович Сомов «Сказка о медведе Костоломе и об Иване, купецком сыне»
Венгерская народная сказка — «Два жадных медвежонка» Книгу можно купить в «ЛАБИРИНТЕ»
Только она там почему-то в серии РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Чукотская сказка — «Медведь-лежебока», а ЗДЕСЬ рисунки к сказке
ЛИТЕРАТУРЫЕ МЕДВЕДИ (авторские сказки):
Алан Александр Милн. — Винни Пух и Все-Все-Все
Маугли — Р.Киплинга
Ф. Хитрук — «Топтыжка»
Майкл Бонд — Медвежонок Паддингтон и еще из новой книжки несколько разворотов
Медвежонок УМКА из сказки Юрия Яковлева
Сергей Козлов — цикл сказок о ежике и медвежонке.
Евгений Зыков — «Сорок три Медвежки и Мидвидятина»
Д.Н. Мамин-Сибиряк в «Аленушкиных сказках» тоже рассказывает о косолапом мишке. Одна из этих сказок называется «СКАЗКА ПРО КОМАРА КОМАРОВИЧА ДЛИННЫЙ НОС И МОХНАТОГО МИШУ — КОРОТКИЙ ХВОСТ»
Корней Чуковский — «Краденое солнце».
Обыкновенное Чудо происходит в пьесе-сказке Евгения Шварца, в которой волшебник превращает медведя в человека, и накладывает на него заклятие, что он снова превратится в медведя, если его поцелует Принцесса.
Чеслав Янчарский «Приключения Мишки Ушастика»
Очень трогательная история про одинокого медвежонка и его приемную маму Мышку рассказана в сказке ЕКАТЕРИНЫ ГЕОРГИЕВНЫ КАРГАНОВОЙ – «МЫШКА И МЫШУТКА»
Евгений Иванович Чарушин — «МЕДВЕЖАТА», «МЕДВЕДЬ-РЫБАК», «Охота на медведя»
Геннадий Цыферов — «Дневник медвежонка»
Агния Барто — сказка «Медвежонок-невежа» Кожевников А.В. — Книга былей и небылиц про медведей и медведиц.Чижиков Виктор. — Петя и медвежонок Потап
Владимир Сутеев — «Дядя Миша» и другие медведи
План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа. Тема: Чтение русской народной сказки «Три медведя».
Казённое учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа Югры.
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Конспект занятия по развитию речи 2 младшая группа.
Тема: Чтение русской народной сказки «Три медведя».
Подготовила: воспитатель Томилова Лариса Шагитовна.
г.Урай.2015г.
Цель: познакомить со сказкой «Три медведя», побуждать детей к активному участию.
Программные задачи:
Образовательные:
— помочь понять сюжет картины,
— учить отвечать на вопросы по сюжету произведения,
— учить имитировать движения животных под музыку.
Развивающие:
— развивать внимание, память.
Воспитательные:
— воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам.
Оборудование: текст русской народной сказки «Три медведя»,иллюстрации к сказке, фланелеграф, кукла Маша.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказке, показ сказки на фланелеграфе, би-ба-бо и плоскостного театра.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она хочет рассказать , как ушла из дома одна в лес и заблудилась. Хотите узнать, что было дальше? (Ответы детей).
2.Рассказывание воспитателем русской народной сказки «Три медведя».
Воспитатель рассказывает сказку, имитируя голоса персонажей и показывая иллюстрации.
3. Физминутка. «Маша и три медведя».
Три медведя в сказке жили, Идут переваливаясь из стороны в сторону.
Вперевалочку ходили.
К ним девчушка прибежала, Бег на месте.
В дом зашла и увидала: Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются
друг друга.
Стол большущий у окна Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.
Стула три — вот это да, Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони
горизонтально.
Чашки три и ложки три, Приседают ,одна рука на поясе, затем встают, руки поднимают
вверх и касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат
друг на друге.
Ела Маша и пила, Изображают, как держат ложку и подносят ее ко рту.
На кроватку прилегла Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат
друг на друге.
И уснула сладким сном. Ладошки сложены, голова наклонена и лежит на ладошках.
Что случилось потом? Руки слегка разводят в стороны.
Три медведя воротились, Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
Увидев Машу рассердились Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Маша очень испугалась Изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась. Бег на месте.
4. Беседа по вопросам.
— Ребята, можно ходить одним в лес?
— Что увидела Маша в лесу?
— Кто жил в домике?
— Как звали медведей?
— Что делала Маша в доме медведей?
— Что произошло, когда домой вернулись хозяева?
5.Упражнение в интонационной выразительности.
Воспитатель предлагает детям повторить фразы героев из сказки с интонацией, соответствующей характеру каждого персонажа.
6. Рефлексия.
— Понравилась вам сказка?
— Как называется сказка, которую мы прочитали?
— О чем эта сказка?
— Как зовут героев сказки?
Образ медведя в русских и хантыйских народных сказках
Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках.
Сапин Никита Александрович
Тюменская область, Сургутский район, г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3», 3класс
Введение
Исстари веков живёт по соседству с человеком лесной хозяин — медведь. Запечатлелся он своим неуклюжим обликом во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру и, что важно для нашего исследования, отношения человека к медведю. Каким изображают хозяина леса ханты? Каким он представляется в русских сказках?
Выбор темы «Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках» объясняется тем, что мы проживаем в Ханты-Мансийском автономном округе, и, когда познакомились с местным устным народным творчеством, нам стало интересно, насколько похожи русские и хантыйские сказки о медведе, как прослеживается его неуклюжий облик во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру. Для нашего исследования важно выявить отношение человека к медведю и проследить, как это отражается в сказках. Мы решили сравнить произведения, главным героем которых является медведь. Целью работы стала характеристика образа медведя в русских и хантыйских народных сказках и сравнение отношения ханты и русских к медведю. Объект исследования – хантыйские и русские сказки, предмет исследования – медведь как сказочный персонаж. В ходе исследования проведён сравнительный анализ сказок и выявлено сходство и различия в изображении сказочного медведя. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению знаний о традициях русских и хантыйских народов.
Медведь в мифологии древних славян и ханты
У славян, как и у всех жителей лесной полосы, медведь был окружён исключительным почитанием. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного жителя, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей. Считали, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядеть как человек: Самец как мужчина, а медведица с грудью, как у женщины. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост (сосёт лапу). Охотники замечали, что на медведя собака лает так же, как на человека. Всё это объяснялось нашими предками не иначе как родственной связью с медведями, поэтому медведь был самым почитаемым животным у древних славян [15].
Медведь – единственное животное, не имеющее собственного имени в русском языке. Это связано с табуированием, запретом поизносить имя священного животного. Мед-вед – тот, кто ведает (знает) мёд [27]. В русских сказках его называют почтительно «Хозяином» ( сказка «Дочь и падчерица») [2], или насмешливо: «Всех давишь», «Всем пригнётыш» (сказка «Теремок») [23], «При берлоге валень», «Лесной гнёт» (сказка «Терем мухи») [22], «Медведюшко-батюшко» (сказка «Мужик и медведь») [18], «Косолапым» (сказка «Колобок») [6 ], а ещё чаще – по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапычем» (сказка «Три Медведя») [24], «Михайло Иванычем» (сказка «Кот и лиса» [10], «Зимовье зверей» [5] ) и, ласково, «Мишей» (сказка «Шабарша» [26] ).
Считалось, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как хозяину. В то же время медведя боится чёрт, медведь может одолеть водяного, снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча. [20]
У жителей Крайнего Севера отношение к медведю тоже особое: Медведь в понимании ханты ― это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец его ― верховный бог Торум ― уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако Медведь нарушает некоторые установки отца, и его убивают охотники и, как предписано Богом, устраивают в честь Небесного Зверя обрядовый праздник. Кстати, северные жители всегда отрицают, что убили Медведя. Медведя не убивают, а «низводят» из леса в селение [28 ].Такая вера в тотем, его власть над миром хотя и была фантазией, но она всегда казалась какой-то ещё и реальной силой. Медведь был и остаётся для ханты священным существом, и с ним даже с мёртвым они обращаются с большим уважением. Ведь в силу своего неземного происхождения он может не только умирать, но и снова воскрешаться. Его имя тоже не упоминают вслух, называя его «Он», «Сам», «Хозяин», ««Зверь», «Гость», «Лесной Старик» или «Старик Князь» «Ики»- самца, «Ими»- самку; шкуру медведя ― «изготовленная матерью мягкая одежда»[16] Не случайно в центре герба Лянтора на фоне серебряной полусферы изображён медведь – символ силы, власти и справедливости. [ 29]
Образ медведя в русских народных сказках
В русских сказках о животных медведь часто сталкивается с человеком: «Медведь – липовая нога» [14], «Мужик и медведь»[18], «Маша и медведь»[12]. Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб. Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя.
В более поздних сказках медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» [12]или «Мужик и медведь» [18], где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели такую роль. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. В связи с этим становится понятной не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Чаще всего в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. Однако в волшебных сказках «Царевна – лягушка» [25], «Дочь и падчерица» [2], «Шабарша» [26] мы наблюдаем, что медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т.д. Так в сказке «Дочь и падчерица» [2] медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.
В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой», «хозяином леса». Он имеет силу, власть, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут. Доверчивость медведя мы можем увидеть в сказке «Звери в яме» [4], медведь поверил лисе, что она потихоньку ест свои внутренности, распарывая себе живот, тогда он распорол свой живот и умер. Но этого могло бы не случиться, если бы он знал, что нельзя есть самого себя. В сказке «Лиса-повитуха» [11] показана глупость и доверчивость медведя. Находчивая лисица обманула медведя: съела весь запас мёда, да ещё и заставила самого хозяина признаться в том, чего он не совершал.
Образ медведя в хантыйских народных сказках
В хантыйских сказках говорится: «Медведь был старшим братом людям, Лось – средним, а Журавль и Лебедь — младшими», поэтому в сказках северных народов он представлен добродушным, трудолюбивым, внимательным по отношению к своему младшему брату – человеку. В сказке – легенде «Комполэн – болотный дух» [7] медведь живёт в дружбе с человеком, заботится о нём: ловит для него тайменя, сбивает с кедра шишки, ходит в гости, в тяжёлый год дарит ему свою шубу,. С этим не могут смириться духи Зла и обманом настраивают Медведя против охотника: болотный дух Комполэн поссорил их, но мудрые люди говорят, что настанет время, и Медведь опять будет им братом, но произойдёт это тогда, когда каждый навсегда изгонит из своего сердца злобу.
Многие сказки ханты объясняют разные явления. Так в сказке « Женщина Мось» [3] объясняется происхождение созвездие Большой Медведицы (Мотив умершей медведицы, превратившейся вместе с медвежатами в созвездие, широко распространен у ханты и манси, У ханты в одних случаях говорится о семи звездах, из которых седьмая — медведица, а по бокам — двое медвежат) в этой сказке Медведица – воплощение материнской самоотверженности, любви, заботы о своих детях. В сказке «Бабушкин внук» [1] даётся объяснение, откуда в тайге появились комары. Это мальчик перехитрил злого медведя Менк-ики, вместо того, чтобы прыгнуть с дерева ему в открытую пасть, он насыпал туда углей и сжёг медведя. Медведь, сгорая, проклинает: « Пусть мой пепел будет у людей кровь сосать». Его пепел, разлетаясь по ветру, превратился в комаров.
Медведь в сказке «Остров Семи Медведей» [19] — священное животное, младший сын верховного бога Нум Турама, оказывается объектом мести человека Солнцу, Месяцу и Ветру. «… и так велико было горе старика, что он уложил своим ножом-сёхаром семерых медведей одного за другим — каждого — с первого удара! Так появился Остров Семи Медведей.
В сказке о животных «Как у бурундука спина полосатой стала» [6] о Медведе повествуется как о старшем брате бурундука. «Они жили очень дружно, одну пищу ели, в одной норе жили». Медведь кормил бурундука, выполнял всю тяжёлую работу, но гордость, желание казаться умнее другого поссорили их, и теперь у бурундука на спине следы медвежьих когтей.
Медведь для ханты – хозяин тайги, и в сказках он не терпит шума в своих владениях, наказывает тех, кто этот шум создаёт, и, несмотря на то, что вражды с человеком у него нет, он собирает шумящих в лесу детишек в мешок и несёт к себе в берлогу (сказка «Медведь и ребята» [13]).
Иногда в сказках люди принимали облик Медведя для того, чтобы восстановить справедливость в семье «Мнимоумерший племянник». [17]
Среди хантыйских и русских есть сходные по сюжету сказки. Например, в русской народной сказке «Кот и лиса» [10] и хантыйской сказке «Кот» [9] главный герой своим появлением в лесу создал большой переполох. Медведь, хозяин леса, посылает своих подопечных узнать, что за необыкновенный гость появился в здешних местах. В русской сказке «на разведку» идут волк и заяц, а в хантыйской сказке – волк и росомаха. В итоге медведю пришлось поплатиться за своё простодушие и трусость: опасаясь, что кот его съест, медведь забирается на дерево и падает оттуда.
В отличие от славянского медведя, хантыйский медведь в народных сказках изображается без иронии: он наделён добрыми качествами: незлобив, трудолюбив, честен, а если и совершает какие-либо проступки – он жестоко расплачивается за них (в сказке «Медведь и ребята» [13] он умирает от страха быть убитым людьми, в сказке «Комполэн – болотный дух» [7] ранен человеком за то, что поверил злым слухам). В действительности у ханты так и было: человек охотился на медведя только в крайнем случае, когда тот начинал губить домашний скот. Дело в том, что на домашний скот мог нападать только больной или раненый зверь, то есть тот, который не мог добывать себе пищу. И он становился опасным не только для домашних животных, но и для человека. В этом случае охота на такого зверя была просто необходима.
Заключение
Мы пришли к выводу, что в русских народных сказках Медведь чаще всего выступает в роли властного, но глупого помещика или жадного, но простодушного хозяина леса, которого легко обмануть, а в хантыйских народных сказках у Медведя — больше положительных качеств: трудолюбия, материнской любви, честности, дружбы. С его образом связаны многие природные явления. Очевидно, что ханты любят, почитают, с чувством глубокого уважения относятся к Медведю.
Сложность выявления отношения современного человека к сказочному медведю представляется в том, что русские народные сказки, где главный герой – Медведь, читали немногие, а с хантыйскими сказками о Хозяине современный читатель практически не знаком. В ходе исследования мы провели анкетирование среди учащихся 3 «А» класса Лянторской школы №3.(см. Прил.№1)
С заданием перечислить названия русских сказок о медведе справились 24 учащихся из 25. Назвать хантыйские сказки о медведе смогли только 9 человек, но выполнить объём задания смогли только 4% от общего числа учащихся человек (см. Прил. №2)
Результаты опроса показали, что в последнее время мы не задумываемся о характере героев и их значении, а ведь каждая сказка, каждый образ несёт в себе народную мудрость, которую мы не всегда видим и понимаем.
Литература
- Бабушкин внук. Сказки народа ханты. / Сост Е.Е. Ковган, Н.Б.Кошкарёва, В.Н.Соловар. – СПб.:«Алфавит», 1995.
- Дочь и падчерица. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Женщина Мось. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990
- Звери в яме. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Зимовье зверей. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Колобок. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Комполэн – болотный дух. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990
- Коринфский А. Народная Русь. – М.: Белый город, 2007.
- Кот. Сказки народов Севера / Сост. Е.Н.Самойлова. – СПб.: «Алфавит», 1995.
- Кот и лиса. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Лиса-повитуха. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Маша и медведь. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Медведь и ребята. Сказки народа ханты. / Сост Е.Е. Ковган, Н.Б.Кошкарёва, В.Н.Соловар. – СПб.:«Алфавит», 1995
- Медведь – липовая нога. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Мифы, предания, сказки ханты. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml
- Мнимоумерший племянник. http://fictionbook.ru/author/varvara_zelenec/varvara_i_zolotaya_baba/read_online.html?page=7
- Мужик и медведь. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Остров Семи Медведей. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Русское слово, 1997.
- Сказки народов Севера / Сост. Е.Н.Самойлова. – СПб.: «Алфавит», 1995.
- Терем мухи. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Теремок. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Три медведя. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Царевна – лягушка. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Шабарша. Русские сказки: Из сб. А.Н.Афанасьева. – М.: Худож. лит.,1987
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.
- http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml
- http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/lantor.htm.
Приложение №1
Анкета «Сказки о медведе»
1) Назовите известные вам русские народные сказки, где главным героем является медведь.
2) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в русских сказках.
3) Назовите известные вам хантыйские народные сказки, где главным героем является медведь.
4) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в хантыйских сказках.
В мире сказок. Русская народная сказка «Три медведя»
МБОУ “Гимназия №1 имени Ч.Т. Айтматова п.г.т Кукмор
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
В мире сказок
Русская народная сказка
«Три медведя»
Открытый клубный час в рамках недели начальных классов
Подготовила и провела: воспитатель ГПД
Хисамутдинова Рафиля Рахимулловна
В мире сказок
Русская народная сказка «Три медведя»
Открытый клубный час в рамках недели начальных классов 21.01.2015 г.
Провела: воспитатель ГПД МБОУ «Гимназия №1 им. Ч.Т. Айтматова п.г.т. Кукмор» Хисамутдинова Р.Р.
Цель: Прививать интерес к русским народным сказкам и чтению, развивать познавательную активность и речь учащихся, познакомить с русской народной сказкой «Три медведя».
Задачи формирования УУД:
Личностные: воспитывать любовь к русскому языку.
Метапредметные: прививать навыки коммуникативного общения.
Предметные: знание содержания сказки и сказочных персонажей.
Материалы и оборудование: книга «Русские народные сказки», рисунки сказочных героев, костюмы, презентация, моноблок.
Ход занятия:
Мотивация.
-Добрый день, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие. Сегодня наш клубный час посвящается сказкам. Мы с вами продолжим знакомиться со сказками и побываем в удивительном мире сказок. Вы любите сказки? А где можно встретиться со сказками? (В книгах, в мультфильмах) Слайд 1
-Да, поэтому говорят:
-Книга — лучший друг.
-Кто много читает — тот много знает.
Сказки появились очень давно, когда люди ещё не умели писать и читать. Люди рассказывали друг другу, своим детям, внукам – и так они дошли до наших дней. Вспомните, как ваши мамы, папы, бабушки рассказывали вам сказки. А вы будете рассказывать своим детям сказки? В сказках всегда добро побеждает зло.
Чтобы попасть в мир сказок, нам нужно произнести волшебное заклинание:
— Тили, тили, бом,
Открывайся, сказки дом! Слайд3
(Звучит музыка)
Актуализация.
— Волшебник в мире сказок приготовил нам задания.
Узнай героев сказок Слайд 4
(На доске прикреплены рисунки сказочных персонажей)
-Вам знакомы эти герои? В сказках бывают положительные, добрые герои, бывают и отрицательные – злые. Давайте определим, какие из этих персонажей добрые, а какие злые?
2. Угадай героев Слайд 5
— Сейчас ребята прочитают вам стихи о сказочных героях, а вы должны угадать, о ком идёт речь.
1.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку- малышку ( Дюймовочка)
2.Красна -девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнышке тяжко,
Слезы льет бедняжка! ( Снегурочка)
3.Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик- луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовется… (Чиполлино)
4.Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
и приятель – Пятачок.
Для него прогулка праздник,
и на мед особый нюх
это плюшевый проказник Медвежонок…. (Вини-Пух)
5.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит.
Добрый доктор…. (Айболит)
6.У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Искал ключик золотой (Буратино)
-Молодцы, ребята! Прежде, чем познакомиться с новой сказкой, нам нужно вспомнить те сказки, которые мы уже прочитали.
-Какие бывают сказки? (Авторские, народные)
-Кто сочиняет народные сказки? А авторские кто пишет?) (Народ, писатели)
-Сказки каких народов мы с вами читали? (татарские, русские народные)
Татарские народные сказки
-Какие татарские народные сказки вы знаете?
(“Үги кыз”, “Өч кыз”, “Куркак юлдаш”, “Төлке белән Каз”…) Слайд 12
-Кто попробует пересказать сказку “Куркак юлдаш”? (Ученик пересказывает содержание сказки)
-А из какой сказки пришли к нам эти герои?
(Инсценировка отрывка из сказки “Үги кыз”)
Сказки Абдуллы Алиша
Сказки каких писателей мы читали. Назовите их.
(А. Алиш “Куян кызы”, “Чукмар белән Тукмар”, “Сертотмас Үрдәк”…)
Слайд13
-Кто нам перескажет сказку “Куян кызы” (Ученик пересказывает сказку)
-К нам пришли герои казки А. Алиша? Из какой они сказки?
(Инсценировка отрывка из сказки “Койрыклар”)
-Молодцы, ребята. Вы очень хорошо запомнили те сказки, которые мы прочитали.
Физкультминутка “Изобрази сказочных героев”
(Дети изображают Зайку, Лису-Алису, Винни-пуха, Гусей-лебедей, Волка)
III Постановка проблемы.
-Мы с вами начали знакомиться с русскими народными сказками.
Волшебник просит нас ответит на вопрос:
-Чем отличаются русские народные сказки от сказок других народов?
-Какие русские народные сказки вам уже знакомы?
(«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» … Слайд 14
IVПоиск путей решения проблемы
1.Начало сказки Слайд 15
-Как обычно начинаются сказки?
(Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…)
2.Конец сказки Слайд 16
-А как заканчиваются?
(Жили они долгои счастливо… И я там был, и мёд я пил…Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец…)
3.Герои русских народных сказок Слайд17
В русских народных сказках у сказочных персонажей двойные имена. Я называю первую часть, а вы должны назвать вторую часть имени:
Баба-Яга Кощей Бессмертный
Иван Царевич Мальчик с пальчик
Змей Горыныч Винни-Пух
4.Из какой сказки эти слова? Слайд 18
-Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл (Колобок Слайд 19
-Дед позвал бабку ( Репка) Слайд 20
-Дед плачет, баба плачет (Курочка Ряба) Слайд 21
-Печка-матушка, спрячь меня (Гуси-лебеди) Слайд 22
-Отворили дверь козлята (Волк и семеро козлят) Слайд23
-Очень вкусная водица Слайд 24
В ямке от копытца (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
V Решение проблемы
1.Чтение сказки «Три медведя» Слайд 25
2.Обсуждение содержания сказки:
-Почему девочка заблудилась?
-Куда она попала?
-Что девочка увидела в избушке?
-Что она сделала?
-Как она спаслась? Можем ли мы сказать, что она смелая девочка?
3. Вывод:
-Чему учит нас эта сказка?
(Сказка учит нас слушаться взрослых, нельзя детям одним ходить в лес, нельзя трогать без разрешения чужие вещи).
VI Рефлексия слайд 26
-Молодцы! Вы очень хорошо поработали, выполнили все задания Волшебника! Но пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:
—Сказка, двери закрывай! слайд 27
Вновь домой нас отпускай!
(дети произносят волшебные слова)
Ну что, дети, понравилось вам в мире сказок?
—О чём мы говорили сегодня на занятии?
—С какой новой сказкой познакомились?
—Встаньте те, кто считает, что сегодня всё было ему понятно?
-Встаньте те, кто сегодня не всё понял?
В мире много сказок грустных и смешных. Слайд 28
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки побеждает Зло!
Спасибо за внимание! Слайд 29
Leave a Reply