Игры в лесу с детьми: Подвижные и развивающие игры в лесу — Летний лагерь – Народные игры и забавы с детьми зимой на свежем воздухе
Подвижные и развивающие игры в лесу — Летний лагерь
Несколько игр, подходящих для лесных условий. Эти игры могут включаться в большие сюжетные состязания в качестве испытаний или единоборства «героев» приключений.
«Наблюдатели».
Во время похода, прогулки, экскурсии делают короткий привал в таком месте, откуда в одну сторону открывается широкая перспектива и видны разнообразные местные предметы (столбы, дома, группы деревьев и кустов, скалы и т.п.). В течение минуты нужно внимательно рассмотреть ландшафт, стараясь запомнить все детали, а потом повернуться к нему спиной. В прежнем положении остается только ведущий, который задает вопросы играющим и фиксирует правильные ответы. Эта игра будет кстати на затяжных подъемах — «тягунах» и позволит скрасить нудное и изнуряющее восхождение.
«Цветок и листок».
Детям раздается по листку цветущих растений и через определенное время (5 или 10 минут) нужно отыскать цветок. Игра, конечно, не для склонов, а скорее для больших полян или опушек. В лесу можно раздать всем одинаковые листья какого-нибудь редкого для этих мест дерева и дать задание найти его. На первый взгляд, это занятие для «маменькиных сынков», листочки-цветочки кому-то могут показаться неподходящим делом для настоящих боевых парней. Но между, тем в армейском обучении ряда восточных стран (Турции, Японии, Китая) знание целебных, питательных или, наоборот, вредных свойств растений считается не менее важным, чем каратэ или у-шу и т.п., ведь от этого зависит выживание во многих экстремальных ситуациях. И такие ситуации возможны не только на войне, но и в результате стихийных бедствий, аварий, да и в обычном походе знание растений не помешает.
«Тяни-толкай».
Противники садятся друг против друга на землю и оба берутся за крепкую палку. Один упирается в ступни другого. По сигналу каждый начинает тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто принуждает противника хоть немного приподняться от земли. Более забавный вариант этого единоборства – баварская борьба на коленках. Ею положено заниматься в знаменитых шортах из оленьей кожи. Соперники укладываются на травке валетом, захватывают друг друга коленом под колено (можно бороться на левых и на правых ногах), а затем тянут в свою сторону. Задача оторвать шорты соперника от земли. Можно для разнообразия проводить такой реслинг и упираясь ступнями – обеими или поочередно только правыми и только левыми.
«Чижик»
Нередко в фильмах соперники выясняют отношения не только на поле боя, но и в спортивных состязаниях. Так что в любую военизированную игру можно вставлять спортивные игры, а также кегли, городки, гольф и т.п. Для леса очень естественным и органичным будет отвести какое-то время старинной русской игре — «чижику». Для «Чижика» нужна большая и пригодная для перебежек поляна в безлюдном месте. Играют от двух до четырех участников (для нынешних семей это в самый раз). «Чижик» — маленькая круглая палочка из сухого дерева твердых пород, заостренная с обеих сторон. Длина ее 9-10 сантиметров, толщина 2-2,5 сантиметра. Необходима также лапта для отбивания «чижика», она может быть плоской (из дощечки) или круглой (из крепкой ветки), длиной 75-80 сантиметров. Играют метальщик и водящий, остальные в запасе. На земле очерчивается круг поперечником один шаг, в двух-трех шагах проводят линию кона. Водящий становится за коном, где захочет, а метальщик возле круга. Примерно в центре он кладет на землю «чижик», повернув его в сторону кона заостренным концом, по которому затем слегка ударяют лаптой. Когда «чижик» подскочит, метальщик отбивает его на лету возможно дальше от линии кона. С того места, где «чижик» ляжет на землю, водящий бросает его с таким расчетом, чтобы он упал в круг и остался там. В это время метальщик, стоя между кругом и коном, может отбить лаптой «чижик» раньше, чем он коснется земли. Если «чижик», брошенный водящим, ляжет на землю вне круга, то метальщик снова, став возле»чижика», подбрасывает и выбивает его за кон. Водящий и метальщик меняются в следующих случаях:
- после удара «чижик» не вылетит из круга или ляжет между кругом и коном;
- водящий поймает «чижик» на лету;
- «чижик», брошенный водящим, ляжет в кругу;
- метальщик промахнется три раза подряд, ударяя по «чижику» для того, чтобы поднять его с земли.
Запасной игрок вступает в игру при смене метальщика, становясь на место водящего, затем следующий запасной и т.д.
«Вокруг лагеря»
Прежде чем приступить к соревнованиям, намечают маршрут по всему периметру лагеря. Затем в 6 точках устанавливают пункты с заданиями.
Задача играющих – как можно быстрее прийти к финишу, преодолев препятствия во всех шести пунктах. У каждого пункта стоит судья, отмечающий выполнение заданий. Стартуют команды по 5 человек через каждые 5 минут. Команда, показавшая лучшее время, побеждает.
Надо выполнить следующие задания:
- 1. Подбросить волейбольный мяч в воздух до 30 раз, не давая ему упасть на землю. Если мяч упадет, счет ведется сначала.
- 2. Перебраться по канату, натянутому на высоте 1 м 20 см.
- 3. Закинуть волейбольный мяч в кольцо на высоту 2 м 30 см (бросают все по очереди; забросив в кольцо 10 мячей, команда может двигаться дальше).
- 4. Взять из ящика шишки и, стоя в 3 м от поставленных чурок, поскорее сбить их (после этого шишки положить в ящик, иначе судья не подпишет путевки).
- 5. Поочередно пустить по 3 стрелы, стараясь поразить горизонтальную мишень диаметром 2 м (нарисованную на земле) с расстояния 10 м. От каждой команды в круг должны попасть 10 стрел.
- 6. Перепрыгнуть по 10 кирпичам с одного на другой, ни разу не ступив на землю (при ошибке прыгать сначала).
«Встречная разведка»
Посередине лесистого участка для игры (около 2 кв. км), ограниченного ориентирами, отмечается поперечная граница (тропинка, проселочная дорога). Играющие образуют две команды. Каждый игрок должен иметь отличительную нарукавную повязку цвета своей команды с выдергивающейся тесемочкой или ленточкой. Кроме того, у каждой команды имеются по 30 запасных тесемочек и по 20 флажков (цвета нарукавных повязок) с нумерацией от 1 до 20.
На обеих сторонах участка на расстоянии 200 м от границы отмечаются по два круга диаметром 20 м, в которые поодаль один от другого ставятся по 10 флажков команды, играющей на данной стороне. Обе команды для охраны своих флажков выставляют на каждый круг по два «сторожа». У одного из них, назначенного старшим, есть запасные тесемочки. Остальные игроки отправляются за флажками другой команды, стараясь перенести больше флажков на свою сторону. Игра проводится в течение 60–80 минут. Она начинается и заканчивается по условному сигналу (горном, свистком).
Правила
- 1. Игрока, перешедшего через границу, может задержать любой из игроков другой команды.
- 2. Игрок считается задержанным, если его коснется рукой любой игрок другой команды.
- 3. Задержанный игрок обязан остановиться, передать ленточку с нарукавной повязки задержавшему его игроку и в его сопровождении до границы перейти обратно на свою сторону.
- 4. Игрок, задержанный с флажком, передает задержавшему его игроку флажок и ленточку с нарукавной повязки. Отобранный флажок ставится на прежнее место, в круг.
- 5. В круг, где стоят флажки, может входить только старший сторож, который должен задерживать игроков другой команды как вне, так и внутри круга, касаясь их рукой.
- 6. Каждый игрок, прошедший на чужую территорию, за один раз может взять только один флажок (обычно флажки с меньшими номерами расставляются на более доступных местах обоих кругов, а с большими номерами – ближе к центру).
- 7. Похищенные флажки и отобранные тесемочки игроки сдают своему старшему сторожу.
- 8. Игрок, вернувшийся на свою сторону без тесемочки, получает у своего старшего сторожа новую, после чего снова идет добывать флажки.
Флажки и ленточки, доставленные старшему сторожу, оцениваются очками следующим образом: за каждый флажок с тем или иным номером засчитывается соответствующее количество очков (за флажок № 3 – 3 очка и т.д.), за каждую снятую ленточку – 5 очков. По окончании игры подсчитывается общее число очков (за флажки и за ленточки), полученных каждой командой, и объявляется результат. Старший сторож каждой команды может вести учет игроков, принесших флажки. Лучшим игроком считается тот, кто, не потеряв ни одной тесемочки, доставил больше флажков.
«Не дать водящим встретиться»
Игра проводится в лесу на участке около 1 кв. км. Выделяются двое водящих. Каждый из них получает по зеленой и желтой нарукавной повязке. Затем водящие отправляются на исходные пункты, находящиеся около противоположных сторон участка. Спустя 15 минут в игру вступают остальные игроки.
Их задача – обнаружить и задержать водящих, не дав им сблизиться. Водящий считается задержанным, если кто-нибудь из преследователей коснется его рукой. Задержанный водящий, следуя за задержавшими его игроками, является к судье (где находится судья, известно всем). Задача водящих – встретиться на одном из установленных (известных только им) мест и обменяться повязками так, чтобы у каждого было по две повязки одного цвета.
Если по истечении установленного времени, например, через 30–40 минут после начала поисков, игроки сумеют задержать и привести к судье хотя бы одного водящего, то выигрывают преследователи. Если же водящие до окончания времени, положенного на игру, обменяются повязками и подойдут вдвоем к судье, то они считаются победителями (после обмена повязками водящих задерживать нельзя).
Игра может окончиться вничью, если за установленное время к судье не явятся ни игроки с задержанными водящими, ни водящие, обменявшиеся повязками. О конце игры судья возвещает свистком. Заходить за установленные границы участка во время игры никому не разрешается.
Народные игры и забавы с детьми зимой на свежем воздухе
Наступления зимы с нетерпением ждут все – малыши, подростки и взрослые. Чистый белый снег вносит большое разнообразие в детские развлечения. Коньки, лыжи и катание на санках – только небольшая часть зимней программы. Большое количество интересных игр и занятий позволяет расширить досуг детей во время прогулок.Лепим и строим из снега
Особое удовольствие, как малыши, так и взрослые получают, когда снег хорошо лепится.
Множество зимних забав связано именно с возможностью почувствовать себя строителем, скульптором, художником или метким стрелком:
- Лепим и украшаем снежные скульптуры
Не только дети, но и взрослые с удовольствием катают снежные комки и лепят различные фигуры – от классического снеговика до Деда Мороза со снегурочкой или разных зверушек. Мягкий податливый снег помогает детям воплощать свои творческие идеи, развивая воображение ребенка.
Если малышам дать акварельные или гуашевые краски, они с большим воодушевлением раскрасят вылепленные фигурки.
Строительство горки в компании сверстников под руководством и при помощи взрослых доставляет детям большое удовольствие. Ведь когда немного подморозит, они могут воспользоваться плодами своего труда.
- Рисуем снегом
Если рядом с детской площадкой есть большое дерево, стена дома или веранды, выкладывая на поверхности снежки в определенном порядке можно создать прекрасный зимний пейзаж.
Картина получится еще более привлекательной, если ее оживить разноцветными красками.
- Снежные баталии
Игра в снежки издавна считается веселым и увлекательным занятием в зимнее время. Если предварительно построить крепости и разделиться на 2 армии, можно устраивать настоящие снежные баталии. Те игроки, в которых попали снежком 1 раз, считаются ранеными. Если в кого-то попали дважды, игрока признают убитым, и он выбывает из игры. Задача играющих не только попасть в соперника.
Важно увернуться от летящих снежков противника, чтобы продолжать обстреливать противника как можно дольше.
- Игра на меткость
Сделайте на площадке мишень из различных подручных материалов (слепите небольшой столб, подвесьте на дерево любой предмет или вылепите круг на стене). Теперь можно устраивать соревнования на меткость, бросая снежки в выбранную цель. Все участники лепят одинаковое количество снежков, побеждает самый меткий из них.
- Чей ком больше
Дети встают по двое и по команде начинают катать снежные комки. Взрослые засекают время, к примеру, 5 минут, после чего выбирают самый большой комок и называют победителей.
Подвижные зимние игры на ловкость и сноровку
Большинство зимних забав, игр и развлечений пришли к нам от наших предков. Морозная погода не позволяет долго стоять на одном месте, поэтому много игр состоит из непрерывного движения.
Дети, которые уверенно стоят на коньках, с увлечением играют в салки на катке. Вначале выбирают водящего, который догоняет разъезжающихся по всему катку игроков. Тот, кого догнали первым, становится новым водящим.
Играть в игру хорошо на площадке, по краям которой имеются большие сугробы. Собираются 2 команды игроков и двое ведущих. Игроков просят отвернуться, а ведущие наблюдают за тем, как кто-нибудь из не участвующих в игре детей или взрослых, прячет в двух сугробах клад. После того как предметы, обозначающие клад, надежно зарыты в снег, дается команда приступить к поиску.
Ведущий группы может давать игрокам подсказку, только указывая направление поиска – левее, правее или выше. Побеждает команда, первая откопавшая клад.
- Русская народная забава «Льдинка»
На хорошо утоптанном снегу чертят окружность диаметром около 5 метров. В ее центре делают небольшое углубление, куда укладывают 10-12 льдинок. Выбирается водящий, который встает внутрь большого круга, а остальные играющие равномерно распределяются за пределами диаметра. Их цель — выбить за границу большого круга все льдинки, при этом они могут заходить внутрь диаметра.
Задача водящего помешать играющим и осалить одного из них, чтобы поставить его на свое место. Игра заканчивается, когда все льдинки будут выбиты и выведены за круг.
Для игры нужно соорудить горку высотой до 2 м (в зависимости от возраста играющих) или использовать большой сугроб. Играть будет интересней, если горка будет покрыта ледяной коркой. Один из игроков забирается на вершину горы, а остальные участники пытаются столкнуть «царя» с его трона. Игрок, которому это удалось, становится новым царем, занимая место на горке.
Взрослые могут засекать время, кто из детей продержится на вершине дольше других.
Для участия в состязании набирают 2 команды, в каждой из которых будет одинаковое число играющих. Каждая команда считалкой выбирает Деда Мороза. Игроки встают на противоположные стороны площадки. Расстояние между противниками состав
Игры в лесу — Летний лагерь
Лесные игры являются не только веселым и интересным время препровождением, но так же и хорошей тренировкой к «лесной работе». В лесных играх разведчики, на практике впервые сталкиваются с законами лесной жизни. А законов лесной жизни имеется три. Первый из них гласит:
«Быть неслышным, а самому все слышать». Это закон осторожности, закон тишины, второй закон лесной жизни гласит:
«Быть невидимым, а самому все видеть». Это закон наблюдательности, закон внимательности. А третий закон таков:
«Все слышанное и виденное запоминать и никогда не забывать». Это закон знаний, закон накопления опыта. Так кратко гласят три главных закона лесной жизни. О каждом из них можно многое написать, дать практические указания, но это не тема для сборника игр.
Говоря о лесных играх надо сказать следующее:
1) Честное выполнение правил игры. В большинстве лесных игр руководитель не может видеть действий всех играющих. Он может наблюдать то одного, то другого разведчика. потом теряя, их из вида, видеть других разведчиков и т.д. Работу одних он сможет наблюдать более долгое время, других -более короткое, а некоторых из играющих он может и вообще не увидеть за вес время игры.
Таким образом, контроль действий разведчиков со стороны руководителя не может быть осуществлен и полной мере. Необходимо поэтому, чтобы разведчики, точно знали и понимали правила игры, но еще. более необходимо, чтобы эти правила пунктуально исполнялись всеми играющими.
Разведчики должны выполнять второй разведческий закон! Они должны быть честными и игре и честно и добросовестно выполнять правила игры. Ко моим наблюдениям добиться этого не столь трудно, как кажется вначале. Мальчики, только что вступившие и организацию, иногда стремятся «сжульничать», употреблять недозволенные приемы, лгать и т.д. К счастью, большинство ребят, обычно, сразу честно играют и сами пресекают попытки нечестных, жульнических приемов в играх. Руководитель должен им разъяснить, а в играх они сами это заметят, что нарушение правил игры делаю ее неинтересной.
Но главное — выполнение второго закона! Разведчикам надо внушать что лучше десять раз проиграть играя честно, чем один раз выиграть нечестным способом. В этом отношении руководитель должен быть беспощаден и в случаях злостного нарушения правил игры строго наказывать виновною. Исключение из игры и недопущение к играм в течении целого дня — это обычное наказание в случаях сознательного, злостного нарушения правил игры.
2) Сознательная, настоящая «лесная работа» в лесных играх. Большинство ребят вначале неправильно, неумело действуют в лесных играх. Они не понимают, не чувствуют характера лесных игр. Они шумят в лесу, нарочно показываются неприятелю, считая это молодечеством, находясь вне опасной зоны, (где их нельзя ловить и пятнать) громко разговаривают, подразнивают неприятеля и т.д. Быстрые и изворотливые мальчики стремятся добиться победы просто своей быстротой. Все это совершенно неверно и не соответствует законам лесной жизни.
Соблюдение тишины, умение бесшумно двигаться в лесу, искусство ползти на коленях, а также на животе, умение пользоваться прикрытиями и бесшумно, незаметно перебегать от одного прикрытия к другому, умение проползти сквозь кусты так, чтобы они не зашелестели и чтобы вершины их не заколебались, умение замереть, застыть в нужный момент, выбрать подходящее место для нападения и для засады, обостренное напряжение внимания, как зрительного так и слухового, умение отгадать намерение неприятеля и умение использовать это — вот пользуясь какими средствами должен стремиться добиться победы в лесных играх каждый разведчик. И тогда-то игра и становится очень интересной и увлекательной. Если в лесную игру играют опытные разведчики, то человек может пройти сквозь лот лес и не заметить, что в нем происходит игра. Он ничего не замесит и ничего не услышит.
Все вышесказанное надо объяснить разведчикам. Надо добиваться, чтобы все разведчики во время лесных игр исполняли законы лесной жизни. Во всех случаях, когда это возможно, надо оценку в лесных играх сделать таковой, чтобы победа, достигнутая настоящей лесной работой, оценивалась выше победы, достигнутой просто «на скорость’. Как уже выше было сказано, большинство мальчиков вначале не понимают и не чувствуют духа лесных игр, но бывают и исключения. Бывают мальчики, которые играют первый раз в лесные игры и проявляют природный инстинкт к лесной работе, но таких немного. Надо постепенно приучать разведчиков к правильным действиям в лесных играх. И надо никогда не забывать, что лесные игры, тем более интересны, тем более увлекательны, чем лучше и сознательнее (с пониманием дела) играют разведчики и эти игры.
И еще раз кратко…
Основная цель лесных игр – приучить следопытов к выполнению “законов лесной жизни”:
- Закон осторожности.
- Закон наблюдательности.
- Закон накопления опыта.
Лесные игры развивают у следопыта:
- честное выполнение правил игры;
- осторожность;
- соблюдение тишины;
- внимательность;
- умение правильно оценить обстановку и быстро принять решение;
- опыт;
- умение бесшумно двигаться;
- искусство бесшумно ползти;
- умение замереть, застыть в нужный момент;
- выбор подходящего места для нападения и засады;
- наблюдательность;
- обостренное напряжение внимания как зрительного, так и слухового;
- желание победы.
- Индейцы
- На индейской тропе
- Олень
- Часовой
- Пулемет
- Взрыв железной дороги
- Контрабандисты
- Осажденная крепость
- Последние герои
- Похищение флага
- Трупы ужаса
- Блокпост
- Подвижные и развивающие игры в лесу
- Подвижные и развивающие игры в лесу 2
- Подвижные и развивающие игры в лесу 3
- Подвижные и развивающие игры в лесу 4
- Подвижные и развивающие игры в лесу 5
- Подвижные и развивающие игры в лесу 6
- Коды и шифры для игр в лесу
- Поисковые игры в лесу
- Лесные забавы
- Три огня
- Лесные соревнования
- Развитие эмоционально-чувственной сферы
- Экологические игры
- Тропой Берендея
- Прогулка в лесу
- Потешные игры в лесу
- Игры в лесу и в поле
- Охота на лису
- Кладоискатели 3
- Прогулка для юного натуралиста
- Лесные и лагерные экологические игры
- Лесное «скрадывание» врага
- Игра «Водоносы»
- Витязи леса
Дополнительно
Подвижные игры с детьми на природе
Знакомство с лесом
В этой игре лучше, чтоб участников было не более 6. Нужно выбрать ведущего. Все остальные участники выстраиваются в цепочку и кладут руки на плечи впередистоящего. Им завязывают глаза. Ведущий становится первым. Он ведет детей по лесу, обращая внимание ребят на окружающие звуки, запахи, шорохи, перемены местности. Игроки должны как можно точнее запомнить местность посредством осязания, обоняния и слуха. После «путешествия» их просят нарисовать местность, по которой они путешествовали. Важно, чтобы никто не отвлекал играющих. Путь лучше всего прокладывать по богатой переменами местности с интересными пунктами: переменами солнечного света, подъемами и понижениями местности, возможно с пересечением небольшого ручейка и т.д.
Звуки леса
Играют все желающие. Участники игры садятся, закрывают глаза и в течение 3 – 5 минут слушают все лесные звуки и шорохи вокруг себя. Потом обсуждают, что они слышали. Можно попросить их нарисовать тех, кому эти звуки принадлежат.
Точка зрения
Играют все желающие. Каждый участник игры выбирает себе часть полянки. Он маркирует его каким-нибудь природным материалом, например веткой. После этого он получает лупу, с помощью которой он, ползая по траве, наблюдает травы, жуков, пауков, росинки и многое другое. Так дети могут исследовать мир с точки зрения гусеницы или муравья. Это достаточно интересно для детей дошкольного возраста. В конце игры просят детей нарисовать, что же они исследовали. Дополнительно можно подробнее рассказать ребятам об этих растениях и насекомых.
Оживление
Участвуют все желающие. Участники игры делятся на две группы. До начала игры каждая группа ограничивает с помощью веток или веревки небольшой участок. Дети мастерят фантастических животных из природных материалов и расставляют их на своем участке так, чтобы они сливались с окружающей средой. Во время игры ребята ищут этих зверей на участках друг друга, потом дают им имена и придумывают, как они живут, таким образом их «оживляя».
Радуга
Играют все желающие. Каждый игрок получает по листу белой бумаги или картона и отправляется в лес собирать предметы самых разных цветов. Через некоторое время ребята собираются снова вместе, чтобы обсудить свои находки, поделиться впечатлениями. У кого вышла самая яркая радуга, тот и победил.
Найди свое
Играют два человека. Повяжите на глаза ребенка повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву в зоне видимости с места где вы находитесь. Вести ребенка к дереву можно любыми путями, чтобы запутать игрока. Помогите «слепому» игроку исследовать дерево. Спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?». Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.
Найди пару
Играют все желающие. Детям раздается по листку цветущих растений и через определенное время (5 или 10 минут) нужно отыскать цветок. В лесу можно раздать всем одинаковые листья какого-нибудь редкого для этих мест дерева и дать задание найти его. Естественно, кто первый – тот и победитель.
Статья по теме: Подвижные игры на свежем воздухе в парке и в лесу
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ С ЛЕСУ И ПАРКЕ
Отдых за городом, в лесу или парке – что может быть лучше для ребенка, чем активное времяпрепровождения на свежем воздухе? Предлагаем вашему внимание детские игры, которые помогут малышу ближе познакомиться с живой природой и приятно провести время.
Активные игры для детей на свежем воздухе помогают развивать ловкость, скорость реакции, гибкость, координацию движения. Кроме того, командные игры развивают в детях здоровый коллективизм, готовность приходить на помощь другим и подчинять при необходимости свои желания общим интересам.
«Гнездышко»
Дети приседают на корточки в кругу, взявшись за руки — это «гнёз-дышко». Внутри сидит «птичка». Снаружи летает ещё одна «птичка» — ведущий и даёт команду «Птичка вылетает!» «Гнездо» рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Все опять приседают. Кто не успел, тот становится ведущим.
«Заяц без логова».
Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцеплен-ные руки вверх. Это «домики зайца». Выбирают двое водящих — «заяц» и «охотник». «Заяц» должен убегать от «охотника», при этом он может спрятаться в домик, то есть встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от «охотника». Если «охотник» осалит «зайца», то они меняются ролями.
«Невод».
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя покидать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача — поймать как можно больше «плавающих рыб», то есть остальных игроков. Задача «рыб» — не попасться в «невод». Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», то есть расцеплять руки водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной «рыбкой».
«Поймай хвост дракона».
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», «последний — хвост» дракона. Голова должна дотронуться до него.
«Знамя»
В игре участвуют все желающие, чем больше, тем лучше. Дети разбиваются на две команды. После делят территорию леса на две части, определяя границы. Между половинами находится так называемая «свободная зона», не принадлежащая ни одной из команд (если возможно, тропинка, чтоб хорошо было заметно). Каждая команда на своей половине прячет знамя определенного цвета (лучше выбирать яркие, чтоб в лесу было хорошо видно). Знамя можно прятать куда угодно, но только так, чтоб хотя бы его часть было видно. Каждая команда делиться на нападающих и защитников. Задача нападающих – найти и принести на свою территорию знамя противника. Задача защитников – защитить знамя своей команды. Если вы увидели на своей территории противника, вы можете его «заморозить» прикосновением, чтоб он не смог никуда пройти. Но его может «разморозить» прикосновением член его команды. Перепрятывать и забирать из рук нападающего знамя защитники не должны (даже если он заморожен)! Выигрывает команда, первая доставившая на свою половину знамя противника.
«Ехал царь по лесу»
Ехал царь по лесу, по лесу, по лесу Нашел себе принцессу — 3 р Давай с тобой попрыгаем — 3 И ножками подрыгаем — 3 Мы ручками похлопаем — 3 И ножками потопаем — 3 Давай с тобой покружимся — 3 Ну, а потом подружимся — 3
«Капканчики»
Четыре играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. капканы опускают руки. Те, кто попался в капан, образуют пары и тоже становятся капканами.
Рассчитать на 1-ый и 2-ой. Первые номера встают в круг, поднимают руки и говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз — прощается
Второй раз — запрещается
А на третий раз — не пропустим вас.
Остальные бегают цепочкой под руками по кругу. (круг может двигаться)
«Десятка»
В этой игре также участвуют все желающие. Перед игрой нужно собрать в лесу 10 предметов, но все они должны быть исконно лесными (например шишки, желуди, листочки). Их раскладывают на земле, и дети пытаются запомнить их все. Потом предметы накрывают, а ребят отправляют на их поиски. Они должны найти как можно больше таких же предметов, каких увидели. Кто принесет больше – тот и победитель.
«Фото на память»
Играют двое. Один исполняет роль камеры, другой – оператора. Камера закрывает глаза, и оператор ведет ее к какому-либо интересному месту. Камера «включается» (открывает глаза, когда оператор ее касается) и в течение 3-5 секунд «делает снимок» (запоминает), после чего «выключается» (закрывает глаза). Можно сделать несколько снимков, а после отправляться «проявлять» фотографии – рисовать все, что запомнилось. Потом оператор и камера могут поменяться ролями.
«Знакомство с лесом»
В этой игре лучше, чтоб участников было не более 6. Нужно выбрать ведущего. Все остальные участники выстраиваются в цепочку и кладут руки на плечи впередистоящего. Им завязывают глаза. Ведущий становится первым. Он ведет детей по лесу, обращая внимание ребят на окружающие звуки, запахи, шорохи, перемены местности. Игроки должны как можно точнее запомнить местность посредством осязания, обоняния и слуха. После «путешествия» их просят нарисовать местность, по которой они путешествовали. Важно, чтобы никто не отвлекал играющих. Путь лучше всего прокладывать по богатой переменами местности с интересными пунктами: переменами солнечного света, подъемами и понижениями местности, возможно с пересечением небольшого ручейка и т.д.
«Звуки леса»
Играют все желающие. Участники игры садятся, закрывают глаза и в течение 3 – 5 минут слушают все лесные звуки и шорохи вокруг себя. Потом обсуждают, что они слышали. Можно попросить их нарисовать тех, кому эти звуки принадлежат.
«Точка зрения»
Играют все желающие. Каждый участник игры выбирает себе часть полянки. Он маркирует его каким-нибудь природным материалом, например веткой. После этого он получает лупу, с помощью которой он, ползая по траве, наблюдает травы, жуков, пауков, росинки и многое другое. Так дети могут исследовать мир с точки зрения гусеницы или муравья. Это достаточно интересно для детей дошкольного возраста. В конце игры просят детей нарисовать, что же они исследовали. Дополнительно можно подробнее рассказать ребятам об этих растениях и насекомых.
«Оживление»
Участвуют все желающие. Участники игры делятся на две группы. До начала игры каждая группа ограничивает с помощью веток или веревки небольшой участок. Дети мастерят фантастических животных из природных материалов и расставляют их на своем участке так, чтобы они сливались с окружающей средой. Во время игры ребята ищут этих зверей на участках друг друга, потом дают им имена и придумывают, как они живут, таким образом их «оживляя».
«Радуга»
Играют все желающие. Каждый игрок получает по листу белой бумаги или картона и отправляется в лес собирать предметы самых разных цветов. Через некоторое время ребята собираются снова вместе, чтобы обсудить свои находки, поделиться впечатлениями. У кого вышла самая яркая радуга, тот и победил.
«Найди свое»
Играют два человека. Повяжите на глаза ребенка повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву в зоне видимости с места где вы находитесь. Вести ребенка к дереву можно любыми путями, чтобы запутать игрока. Помогите «слепому» игроку исследовать дерево. Спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?». Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.
«Найди пару»
Играют все желающие. Детям раздается по листку цветущих растений и через определенное время (5 или 10 минут) нужно отыскать цветок. В лесу можно раздать всем одинаковые листья какого-нибудь редкого для этих мест дерева и дать задание найти его. Естественно, кто первый – тот и победитель.
#5_игры_детям@domasmamoi
Подвижные и развивающие игры в лесу 2 — Летний лагерь
Школа следопытов
Каждый мальчишка будет страшно рад научиться пользоваться таким предметом, как компас. “Героическая” вещь, сродни чем-то штурвалу корабля или подзорной трубе. Если только представить, что его маленькой сине-красной дрожащей стрелочке подчиняются корабли и самолеты, сразу начинаешь чувствовать себя “морским волком” или отважным бывалым пилотом. Научиться определять стороны света, совместив стрелку с пометками на окружности совсем просто, сложнее – определять направление, отсчитывая градусы в нужном направлении.
Чтобы устроить мальчишкам маленькое испытание и несложный экзамен на умение пользоваться компасом, папам нужно подготовиться заранее. На большой поляне необходимо разместить несколько тайников (это могут быть стеклянные баночки, вкопанные в землю). Получая первое задание, (к примеру: “пройти двадцать шагов строго на северо-восток”) ребенок начинает движение по компасу и находит в тайнике следующее задание. В последнем тайнике (если не заплутает) его ждет приз. Первое прохождение такого маршрута может быть пробным, следующее – уже на время.
“Форт Баярд” на лесной опушке
Что такое “полоса препятствий”, прекрасно знают те папы, которые служили в армии, увлекались туризмом или хотя бы ездили в пионерский лагерь. А уж передачу “Форт Баярд” наверняка смотрели все. Каждому азартному человеку, а тем более ребенку, хотелось бы точно так же, как ее герои, испытать себя на ловкость, выносливость и смелость, но – где? Если потрать несколько часов на подготовку, такую возможность детям вы сможете предоставить. Устройте на опушке леса импровизированную “полосу препятствий”. Из чего она может состоять? Ну, например: две крепко натянутые веревки, по которым нужно пройти “над пропастью” от дерева до дерева, десяток спиленных деревянных кругляшков, прыгая по которым предстоит “перейти болото”, “тарзанка”, с помощью которой можно перемахнуть обозначенный “ручей”, путаница веревок, под которыми требуется проползти и не задеть, а также любые другие несложные испытания, которые вы сможете вспомнить из своего пионерского детства. Поверьте, – детская команда будет в восторге, особенно если поболеть за своих спортсменов придут мамы.
Уроки Робин Гуда
Эти развлечения больше понравятся мальчикам (хотя, в возрасте 7-12 лет немало девчонок, которые могли бы претендовать на звание “маленьких разбойниц”). Итак, что должен уметь настоящий лесной разбойник? Прятаться, метко стрелять из лука и, конечно же, разводить костер. Все это можно проделать, если вы отдыхаете за городом. В ближайшем лесу никто не посмотрит на вас косо, если вы разведете костер или устроите соревнования по стрельбе. Там под присмотром кого-то из взрослых ребята смогут попробовать то, на что в обычное время для них наложено строжайшее табу.
Для соревнований по стрельбе нужно заготовить несколько крепких луков и мишеней, нарисованных на бумаге или клеенке. Правила вы установите сами, в зависимости от количества и состава участников. Между прочим, ребятам, овладевшим первыми навыками разведения костра, тоже можно устроить маленькое состязание. Например, кто — потратит меньше всего спичек. Или кто первым пережжет натянутую над кострищем нитку.
“Разбойника”, который умеет лучше всех маскироваться, выявят обыкновенные прятки. Ну а подведение итогов можно завершить общим “разбойничьим” обедом у костра.
День индейцев
Это игра имеет смысл только в том случае, если большинство взрослых, во-первых, могут потратить на лесные похождения целый день, во-вторых, готовы провести этот день в лесу и, в-третьих, если эти взрослые хотя бы чуточку сами еще дети.
Все участники игры должны подготовиться ко “Дню индейцев” заранее: придумать себе костюм, собрать припасы, выдумать индейские имена. В назначенный день все индейцы рано утром отправляются в лес, где им предстоит провести целый день. Никаких пап, мам, Маш и Андрюш там уже не существует, есть только Великие Воины: Легкое Перо, Орлиный Глаз и Верная Рука. Все участники игры разделяются на несколько “племен” (если участников немного, можно оставаться одним племенем). В каждом – свой вождь. Совет вождей определяет распорядок дня, дает задания по приготовлению обеда, охране лагеря, изготовлению амулетов и построению шалашей. День проходит в играх состязаниях и завершается посиделками за большим костром.
Конечно, чтобы такой праздник прошел хорошо, взрослым необходимо заранее обсудить его предварительный сценарий, взять с собой все необходимое и договориться, как действовать в непредвиденных ситуациях (если кто-то захочет выйти из игры, вернуться домой и т.п.). Совсем не обязательно собирать для игры в индейцев большую компанию, можно отправиться в лес и семьей, но чтобы ваш ребенок не чувствовал чрезмерной родительской опеки, лучше все же взять с собой кого-то из его друзей.
Большие гонки
Их можно устраивать, используя все, что имеет колеса (за исключением настоящих автомобилей): велосипеды любого калибра, коляски, садовые тачки, машинки. Всех участников гонок нужно разделить на команды по возрастам, чтобы маленьким не было обидно проигрывать старшим братьям и сестрам. Определите участок дороги (не проезжей) примерно 200 м, обозначьте старт и финиш, расставьте “маячки”, которые нужно объезжать (ими могут послужить пластиковые ведерки или бутылки из-под лимонада, заполненные водой). Одновременно должны стартовать ребята примерно равные по возрасту и на тех “машинах”, которые могут развивать одинаковую скорость. К примеру, начинают гонку трехколесные велосипеды, потом – двухколесные. Те, кто еще не может управлять велосипедом, могут проходить “трассу”, везя за веревочку игрушечный грузовик (который не должен перевернуться!). Но самыми смешными, конечно же, будут гонки на садовых тачках. Вот тут могут посоревноваться и взрослые.
Если подходящих средств передвижения хватает не всем, то можно соревноваться по очереди, засекая время. Победит тот, кто окажется проворнее, выиграет лишние секунды и не собьет ни одного “маячка”.
Выбирайте справедливых судей!
Но даже самые справедливые судьи могут ошибаться, если вы не достаточно четко определили правила.
Договоритесь заранее, что делать, если:
- один из игроков упал
- вы сомневаетесь в том, кто пришел первым
- правила были нарушены не по вине ребенка
- проигравший залился крокодильими слезами
- вас подвела техника
- испортилась погода и не все дети успели поучаствовать в игре.
Начиная игру с детьми, не забывайте, что вы – взрослые — не только организаторы и беспристрастные судьи, но, прежде всего мамы и папы. Внимательно наблюдайте за игроками, чтобы вовремя вовлечь в игру слишком застенчивого ребенка, подзадорить робкого, ободрить неудачливого, не допустить драки и ненужных слез. Подготовьте поощрительные призы тем детям, которые не поучат главных наград.
Игра «Война лордов»
Это тактико-стратегическая спортивная игра на местности. Время действия — средневековье. На территории в 3 -4 кв.км. расположены опорные точки — «Замки Лордов».
Все игроки делятся на две армии. Задача каждой — удержать свои и завоевать чужие Замки, а также «уничтожить» живую силу противника. При определенной удаче и правильной тактике любой из солдат может повысить свой ранг вплоть до Лорда и стать предводителем армии.
Поединок между игроками «враждующих» армий происходит бескровно: игроки предъявляют друг другу жетон с индивидуальным показателем «силы». Победителем поединка является игрок, обладающий большим номиналом. «Убитый» воин возвращается в свои замки, где получает возможность заново войти в игру простым солдатом.
От всем знакомой «Зарницы» эту игру отличает отсутствие прямой зависимости успеха от мышечной массы и быстроты ног. Сообразительный «очкарик» и «шварценеггер» имеют равные шансы.
Подвижные игры с детьми на пикнике
Позитивный настрой — залог успеха любого дела. Но когда речь идет о маленьких детях, лучше подстраховаться по полной программе. Захватите с собой сменную одежду — вдруг пойдет дождь или малыш прольет на себя весь пакет сока. Будьте готовы к тому, что кроха измажется и перепачкается, так что не наряжайте его в новое и дорогое сердцу и кошельку. Вполне возможно, что малыш, ошалев от счастья на природе, будет перевозбужденным, излишне вертлявым и шумным. Это нормально.
Семейный пикник может быть полон веселья, а может, наоборот, ничем, кроме усталости, не закончиться. Все зависит от подготовки. Предлагаем вашему вниманию — подвижные игры для идеальных детских прогулок в лесу.
Один из главных залогов успеха — заранее продуманный план праздника. Лучший вариант для проведения досуга детей на природе — это всевозможные подвижные игры. Идеи для подвижных игр могут быть совершенно любые — может быть, вы отправитесь на поиски клада или детей будет ждать визит в деревню гномов, или война двух индейских племен. Главное, чтобы у карапузов не оставалось «беспризорного» времени и чтобы перекус и детский отдых не «ломали» сценарий, а были его неотъемлемой частью.
Так веселее детям и спокойнее родителям — ведь капризничать, лезть в бурелом, сражаться ветками — «мечами» и искать другие опасные развлечения детки начинают обычно от скуки. Конечно, место, куда вы отправитесь, должно быть хорошо знакомо — не стоит забираться с малышами далеко вглубь леса. И постарайтесь правильно рассчитать свои силы — вместе с детьми даже на самой безопасной полянке всегда должен находиться хотя бы один взрослый.
Читайте такжеКак вырастить счастливых детей: 10 шагов, поддержанных наукой
Правильный наряд для пикника
На пикник могут пожаловать и нежданные участники: комары, осы, пчелы. Поэтому в лес малыш должен отправиться в легких длинных брючках и рубашке с длинным рукавом, широкополой панаме, закрывающей шею и закрытой обуви. Сменные кроссовки или кеды обязательны — бывает, что на природе ребенок натирает ногу обувью, которая на асфальте не доставляла проблем. Необходимый элемент экипировки — резиновые сапожки и плащ-дождевик. Хорошо, если сборы тоже станут частью игры.
Важно! Старайтесь не надевать одежду с цветочным орнаментом (она привлекает насекомых) и не мойте ребенка накануне ароматизированным мылом. Возьмите с собой гипоаллергенные репелленты — салфетки и аэрозоли.
Чем перекусить на прогулке?
Если у вас нет сумки-холодильника, не стоит везти на природу скоропортящуюся домашнюю снедь. Готовые блюда могут храниться в нагретой солнцем машине примерно то время, за которое тает мороженое. То есть минут пять-семь. То, что пролежало дольше, уже не еда, а кладезь болезнетворных бактерий. А вот запеченная картошка «в мундире» будет принята на ура. Ее можно подать со свежими огурцами, помидорами, зеленью. Хорошо «идут» на свежем воздухе сухофрукты, сухое печенье, сухарики и орешки. Про яркую одноразовую посуду вы, конечно, не забудете.
Важно! Следите, чтобы дети не пытались попробовать на зуб неизвестные ягоды. Объясните, что многие лесные растения ядовиты.
Подвижные игры на развитие крупной моторики
Как не допустить трудно контролируемого «броуновского» движения карапузов по лесу? Предложить активные подвижные игры для детей на свежем воздухе, главное условие которых — держаться неподалеку друг от друга и от взрослых.
Игра «Лесной паровозик»
Паровозику надо доехать до волшебного дупла, чтобы найти клад. Крепко беремся за руки. Каждый малыш — вагончик, стоящий первым взрослый — паровозик. После сигнала взрослого «Паровозик отправляется!», состав сначала идет, а потом бежит по тропинке, время от времени сворачивая то налево, то направо, объезжая деревья, притормаживая и снова ускоряясь. «Вагончики», которые слушают невнимательно, время от времени под общий хохот сталкиваются друг с другом. Игра учит «работать» в команде, развивает реакцию, отлично помогает отличить «право» от «лево» и т. д.
Игра «В гостях у паучка»
Возьмите с собой пару мотков веревки. Обмотайте стволы деревьев так, чтобы получилась причудливая «волшебная паутина» (дети старше 4 лет с удовольствием вам в этом помогут). А теперь посмотрим, кто быстрее всех проберется через паутину! Задача взрослого — подсказывать детям, под какой веревкой лучше пролезть снизу, а какую преодолеть сверху и т. п. Взрослый должен внимательно следить, чтобы никто из малышей не запутался и не испугался. Игра отлично развивает практически все группы мышц.
Игра «А ты — пират?»
Полянка — море. Каждый участник этой подвижной игры — кораблик, пиратский или груженный сокровищами (лучше разделиться поровну). Задача каждого пирата — загнать торговое судно в свою гавань (это специально выделенный пятачок на поляне). Чтобы взять в плен торговый кораблик, его достаточно «осалить». Оставшиеся на свободе мирные кораблики могут освободить своих товарищей из пиратского логова (также «осалив» их). Время от времени ролями надо меняться. Море беготни, хохота и развитие координации обеспечены.
Важно! Естественные препятствия, лесные дорожки с торчащими корнями и камушками, требуют от ребенка совсем другой координации, чем привычный асфальт. Крохе нужно время, чтобы перестроиться. Прежде, чем переходить к активным играм, погуляйте в спокойном темпе.
Подвижные игры на развитие мелкой моторики
Игра «Охотники за сокровищами»
В дупло заранее положите мелкие сюрпризы — небольшой мячик, необычную морскую ракушку, машинку и т. п. К сокровищнице можно прибежать «Лесным паровозиком». Пусть каждый карапуз попытается на ощупь отгадать, какое сокровище ему досталось.
Игра «Лесная аппликация»
На утрамбованном грунте взрослый начинает выкладывать картинку из любого природного материала (камушков, желудей, травы, шишек и т.п.) Задача ребенка — угадать, какую картинку начал выкладывать взрослый (например, солнышко) и закончить ее. Самые маленькие детки просто продолжают начатый взрослым узор (дорожку из камушков, забор из палочек, круг из шишек и т. п.).
Игра «Расплети косу Кикиморе!»
Привяжите к невысоким веткам три ярких веревочки. Заплетите не тугую косичку до земли. Миссия карапузов — помочь Кикиморе расплести косы. Кто справился первым — получает приз. Кстати, игра «в косичку» — отличный способ подготовить ручки к науке шнурования ботинок и заинтересовать этим процессом.
Читайте такжеСамые лучшие развивающие мультики по мнению психологов
Как утихомирить малышей? Подвижные игры на развитие наблюдательности и внимания
Игра «Лесное мемори»
Выкладываем шишки, каштаны, желуди и ягоды на пледе. Предлагаем малышу запомнить расположение фишек и накрываем каждый плод одноразовым стаканчиком. Задача малыша — найти два одинаковых плода, открывая одновременно только два стаканчика. Можно играть большой компанией. Побеждает тот, кто набрал больше пар. Игра отлично развивает память и внимание.
Игра «Визит к Феям»
В 200—300 метрах от вашего лагеря могут обитать феи. Пометьте дорогу до их жилища (например, привяжите к деревьям яркие ленты). Предложите детям представить, что пока феи спят, можно тихо-тихо посмотреть на их жилище. Спрашивать дорогу у взрослых запрещается, можно двигаться только по меткам на деревьях. Это один из первых уроков ориентирования на местности.
Игра «С широко открытыми глазами»
Посчитаем: сколько в поле зрения кругов (колеса машины, сердцевинки ромашек, солнце), прямоугольников (плед, туристический коврик, мангал) и т. п.
Послушаем: предложите малышам внимательно послушать, как звучит лес. Попросите их назвать, что они слышали (пение птиц, треск веток, стрекотание кузнечика). Эти детские игры отлично развивают объем внимания.
Самое сложное на прогулке или пикнике, это…
- …Поймать ребенка, чтобы вымыть ему руки. Хорошее решение, как всегда, похоже на игру. Попробуйте использовать наполненный водой жестяной бочонок из-под пива (картонную упаковку из-под вина) с краником. Даже самые маленькие охотно будут мыть руки под необычным лесным рукомойником. В качестве гигиенического средства — флакон жидкого мыла. Влажные салфетки, конечно, ототрут грязь, но дезинфицировать чумазые ручки они, увы, не в силах.
- …Уговорить детей не усеивать мусором все вокруг. Вешаем мешки для мусора на досягаемое для ребят место. Устраиваем конкурс на меткость, спорим, кто быстрее заполнит мешок мусором, рисуем на мешке глаза и нос и предлагаем накормить голодное Мусорное Чудище и т. п.
- …Отучить кроху плюхаться попкой на сырую землю (влажную траву и т. д.). Возьмите с собой надувные матрасы, надувные игрушки для плавания, туристические коврики и т. п. Сообщите детям, что это места для тех, кто хорошо себя ведет. Желающих сидеть на земле наверняка не останется. Кстати: туристические коврики (спальные мешки) стоит взять и на случай, если кого-то из юных туристов неожиданно сморит сон.
Leave a Reply