Игры развивающие моторику: 37 игр для развития мелкой моторики рук у детей
игры для самых крохотных ручек
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
46042 просмотров
15 сентября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми. А затем начинается этап сенсорного развития. В это время совершенствуются представления ребенка о свойствах окружающих его предметов. И чем больше интересных вещей, различающихся фактурой и текстурой, будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.
Мама, я готов!
После 6 месяцев ребенок уже активно использует руки — к примеру, учится брать ложку.
Массаж для маленьких пальчиков
Если малышу еще рано осваивать премудрости пальчиковой гимнастики, мама может делать ему массаж ладошек и пальцев. И массировать можно не руками, а специальными массажными маленькими мячиками-«ежиками». Такие продаются в ортопедических магазинах. А еще лучше — делать массаж при помощи грецких орехов. Как же делается такой массаж? Пройтись ими по всей ладошке и по каждому пальчику, предложить малышу самому подержать и поперекатывать орехи или массажные ежики в руках.
Игры на развитие мелкой моторики
Когда же предложить малышу игры на развитие мелкой моторики? В среднем начинать осваивать пальчиковые игры можно с 8 месяцев, но мы рекомендуем ориентироваться на особенности вашего ребенка.
Некоторые дети готовы подключиться раньше, а некоторые сумеют освоить игры только к году. Ведь все зависит от индивидуальных темпов развития ребенка, а консультацию по этому поводу вы всегда сможете получить у специалиста.На первом этапе все манипуляции с пальчиками совершает мама или папа, а малыш лишь учится. Позже он освоит игры и будет делать все движения самостоятельно.
«Ёжик»
Это самая простая игра, она подходит даже для малышей. Руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?». На последнем слове надо помочь малышу растопырить пальчики-«иголки».
Игра «Разбуди соседей»
Проговариваем следующий текст и помогаем ребенку выполнить подходящие движения:
- «Утро настало — солнышко встало» (вместе с малышом поднять руки вверх, растопырить пальчики).
- «Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком).
- «Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
- «Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
- «И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка» потрясти всеми пальчиками).
Проделывается для каждой ручки.
Игра «Апельсин»
- «Мы делили апельсин» (крутим кулачком).
- «Много нас, а он — один» (показываем все пальчики, а после — только один).
- «Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа» (поочередно на каждого зверька отгибаем пальчик).
- «Эта долька — для котят, эта долька — для зайчат» (если делает мама, она может помассировать пальчики).
- «Эта долька — для бобра, а для волка — кожура» (на слове «кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз кистей).
Ищем клад
Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки — естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз — маленькую игрушку, машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша — долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.
Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по цвету.
Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра: он может подавиться или засунуть «сокровище» в нос или ухо.
Рисуем манкой
Возьмите противень и щедро посыпьте его манкой или сахаром. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиками на таком «экране». В помощь юному художнику можно дать кисточку, воронку из бумаги и ложку, чтобы пересыпать крупу. Дети постарше могут повторять узоры или даже буквы за мамой, а маленьким достаточно будет просто повозиться в крупе.
Сортируем зернышки
В одну миску насыпаем фасоль (лучше красную) и пшено. Задача малыша — всю фасоль переложить в отдельную мисочку. Для детей постарше задачу можно усложнить, предложив осуществлять все действия щипчиками для сахара, например.
Если смешать фасоль с манкой, то ребенку можно выдать сито, тогда будет развиваться и крупная моторика его ручек.
Пластилин, пастель, фломастер
Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» — настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И это очень правильно! Возьмите трехгранные карандаши, восковые мелки или художественную пастель: чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разного рода усилия. Пусть у ребенка будет выбор! А фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно прикладывать никаких усилий, ведь фломастеры легко оставляют след на бумаге.
Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.
Отличной тренировкой навыков мелкой моторики будет и обрывная аппликация — дети в возрасте 10–11 месяцев уже вполне могут справиться с задачей самостоятельно нарвать на клочки салфетки или даже вату (но только под присмотром мамы и при ее непосредственном участии), а потом с помощью мамы прижать их к заранее заготовленному рисунку (овечка, сугроб, снеговик, заяц). Задача мамы заключается в том, чтобы направлять руку малыша и показывать, как правильно прижимать к листу бумагу, какое усилие и какими частями ручки нужно совершить.
Лепка из соленого теста — это занятие еще называют «мукосолькой» —и игры с глиной отлично дополняют арсенал приемов для развития пальчиков.
У соленого теста есть неоспоримый плюс: малыш не станет его есть, даже если все еще тянет в рот разные «вкусности» — краски, мелки и прочее. Однако наедине с ним малыша одного лучше все-таки не оставлять. Мама может сделать тесто более рыхлым или плотным — и в зависимости от этого ребенку нужно будет прикладывать больше или меньше усилий при лепке из него.
Тесто можно раскатывать скалкой, вырезать формочками фигуры, лепить колобка (мамина рука всегда на руке ребенка и показывает правильное движение), делать лепешку, раскатывать колбаски, а затем все снова превращать в бесформенный комок.
С глиной игры еще интереснее. Из глины можно лепить камешки и прятать под ними сокровища, а после находить их. На глине можно рисовать палочкой и оставлять отпечатки с помощью пуговиц и штампов. Единственный минус: даже дети, которые любят плескаться в лужах, не всегда готовы погрузить руки в глину — мешает чувство брезгливости. Не заставляйте малыша заниматься с этим материалом, если он не получает удовольствия — лучше предложите ему пластилин.
Важно
Все игры, указанные в материале, используются в методике Марии Монтессори и рассчитаны на детей начиная с 6–8 месяцев под присмотром мамы. Тексты для игр могут меняться, как и пальчиковая гимнастика, — в силах мамы сделать их разнообразнее и интереснее, ориентируясь на интересы своего малыша.
Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
8 игр для развития мелкой моторики
Точные и хорошо скоординированные движения пальцев влияют на развитие мышления и речи ребёнка. Но обычные упражнения — это скучно, так что будем играть!
Успешность будущего первоклассника складывается из многих показателей. Один из них — это развитие мелкой моторики.Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребенка. Она включает большое количество разнообразных движений: от самых простых (например, захват игрушки) до очень сложных (например, письмо и рисование).
Развивать мелкую моторику нужно с рождения. Младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывайте о развитии элементарных навыков самообслуживания: пусть ребёнок самостоятельно застёгивает и расстёгивает пуговицы на своей одежде, завязывает шнурки и так далее. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Большой эффект в развитии моторики дают:
• конструирование и выполнение аппликаций из различных материалов — бумаги, картона, ткани;
• работа с различными видами конструктора;
• игры с сыпучими продуктами или мелкими деталями;
• дорисовка элементов рисунка или узора, штриховка;
• лепка.
Число заданий в занятии зависит от потребностей ребёнка и его возможности сосредоточиваться. Успешно выполняя с каждым разом всё более сложные задания, он будет испытывать гордость за собственные достижения, станет более уверенным в своих силах. Важно помнить, что время занятия не должно превышать 15−20 минут, а рабочее место ребёнка должно быть правильно организовано.
При выполнении упражнений просите ребёнка давать полные, развёрнутые ответы. Он должен уметь объяснить, почему считает правильным данный вариант выполнения задания, есть ли другие способы выполнить предложенные задания.
Распечатайте задания и предложите ребенку выполнить их.
Обведи пунктирную линию, не отрывая карандаш от бумаги (подходит для возраста 3−4 года)
Проведи линию по середине тропинки (подходит для возраста 4−5 лет)
Обведи рисунки точно по линиям, начиная от стрелочки (подходит для возраста 4−5 лет)
Сделай поделку из пластилина (подходит для возраста 4−5 лет)
Нарисуй по клеточкам (подходит для возраста 5−6 лет)
Игры с крупой (подходит для возраста 5−6 лет)
Игры с бумагой (подходит для возраста 5−6 лет)
Театр теней (подходит для возраста 5−6 лет)
Не забывайте хвалить! Каждое выполненное упражнение — это его маленькая победа.
Читайте также:
Игры с камешками: 7 классных идей
Почему так полезно рисование песком?
Весёлые настольные игры для всей семьи
Фото: zlikovec/Shutterstock.com, архив пресс-службы
развитие
Игры и занятия, укрепляющие крупную моторику
Крупная моторика — это способности, необходимые для управления крупными мышцами тела при ходьбе, беге, езде на велосипеде и других видах деятельности. Почти в каждом случае дети с дисбалансом в головном мозге и с некоторыми проблемами в обучении или поведении также будут иметь плохо скоординированную двигательную систему.
Проблемы с ездой на велосипеде, ловлей мяча или полное отсутствие интереса к спорту могут быть распространенными признаками задержки крупной моторики. Следующие игры и занятия помогут улучшить равновесие и устойчивость, а также повысить мышечный тонус, тем самым укрепив крупную моторику ребенка.
Поход по неровной местности
Подъем на холм или поход по каменистой тропе поможет улучшить равновесие и повысить мышечный тонус. Прыгание по скалам и изучение природы увеличивают физическую силу и выносливость, а также дают прекрасную сенсорную возможность.
Тротуарный мел
Приседание, чтобы рисовать на тротуаре, помогает укрепить мышцы кора и побуждает вашего ребенка сохранять равновесие, когда он пытается двигаться с помощью мела. Это занятие также приводит к таким играм, как классики, которые дают дополнительные возможности для развития крупной моторики.
Хула-хупы и скакалки
Занятия и игры с повторяющимися движениями идеально подходят для стимуляции мозга и развития крупной моторики. Обруч с хулахупом и прыжки со скакалкой — это увлекательные способы для детей не только развивать моторику, но и общаться с другими детьми в обществе.
Езда на велосипеде
Детский обряд посвящения, езда на велосипеде — это высшая проверка равновесия и координации. Дети, которые борются с проблемами равновесия, часто не хотят учиться кататься на велосипеде. Если вы потратите дополнительное время на обучение верховой езде, это не только принесет пользу физическому здоровью, но и поможет повысить самооценку.
Качание
Хорошо подходит для физического, социального и когнитивного развития, движение качелей вперед и назад может также расслаблять и использоваться в терапевтических ситуациях. Благодаря раскачиванию улучшается крупная моторика, в том числе баланс и координация, поскольку они бегают и прыгают на качелях, толкают других, развивают движения насоса и выпрыгивают из качелей.
Танцы
Танцы вольным стилем могут быть веселым и неструктурированным способом двигать телом и развивать крупную моторику. Танцы как физическая активность не только повышают выносливость, но и отлично снимают стресс. Включение музыки в общую двигательную активность также является отличным способом дополнительной стимуляции мозга!
Самое главное, что вы можете сделать, это дать детям время, пространство и возможность двигаться. Если вы подозреваете, что у ребенка есть проблемы с определенными навыками, первое, что нужно сделать, это позаботиться о том, чтобы он больше практиковался. Если проблема сохраняется, это может быть более серьезной проблемой управления двигателем, и ее должен оценить профессионал.
Чтобы узнать больше о том, как наш комплексный подход может помочь вашему ребенку, свяжитесь с нами через Интернет или найдите ближайший к вам центр.
Изучите эти статьи по теме
Примитивные рефлексы и задержка развития
Сенсорно-двигательная активность
10 Забавных игрушек и игр для развития мелкой моторики!
- New Products
- Wipe Clean Sensory Tools
- 450+ Fun Products Under $5.00
- Shop by Challenge
- Anxiety and Stress Reducers
- Aromatherapy
- Assistive Technology
- Autism Specialties
- Bilateral Coordination
- College Specialties
- Образовательные игрушки
- Фавориты для подростков и взрослых
- Кормление, заправка и повседневная жизнь
- Fidget Toys
- Fine Motor Fun .
- Наборы! Комплекты! Комплекты!
- Левша
- Оральная двигательная забава
- Сдавливающие жилеты и инструменты
- Ножницы и щипцы
- Специальные приспособления для сидения
- Sensory Bin Supplies
- Sensory Integration
- Sleep and Sensory Defency
- Социальные навыки и речь
- Specials
- Therapy Balls
- Therapy Bruse and Tactile Tools
- . Perception
- Утяжеленные жилеты и другие утяжеляющие инструменты
- Продукция, снятая с производства
Касса
800-261-5590
[электронная почта защищена]
8:00–16:30 по восточному поясному времени. Пн-Ф
Войти или Зарегистрироваться
- Дом > org/ListItem»> Уголок терапевтов >
- 10 забавных игрушек и игр для развития мелкой моторики!
Дети лучше всего учатся, когда играют!
Ниже приведены 10 любимых терапевтических инструментов, игрушек и игр, которые эрготерапевты, учителя и родители любят использовать, чтобы помочь детям и учащимся развить мелкую моторику, сортировку, счет, построение узоров и навыки хватания пальцев!
Многие из перечисленных игрушек включают в себя щипцы как часть игр или игровых наборов; простые и популярные терапевтические инструменты для развития навыков, предшествующих письму и работе с ножницами. Большинство включенных предметов представляют собой очень открытые игрушки или инструменты, которые способствуют творчеству, моторному планированию и навыкам решения проблем. Веселые и функциональные способы занять детей, пока они развивают все важные сенсорные навыки и мелкую моторику.
Leave a Reply