Игры на развитие мелкой моторики рук в средней группе: Картотека (средняя группа) по теме: Дидактические игры «Развитие мелкой моторики рук» – Картотека (средняя группа) по теме: Сборник дидактических игр по развитию мелкой моторики рук
Картотека (средняя группа) по теме: Дидактические игры «Развитие мелкой моторики рук»
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас детей.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать, специально у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников
Картотека пальчиковых игр
Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.
Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.
«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)
Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.
Речевое сопровождение:
«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,
Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»
Игра «Коробочка тактильных ощущений
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
«Весёлые клубочки»
Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.
Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).
Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.
«Разноцветная мозаика»
Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.
«Волшебные палочки».
Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.
Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.
Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.
«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.
Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)
Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
Речевое сопровождение: «Для моей сестрички
Я плету косички
Из шнурков и из тесьмы,
С нею очень мы дружны.»
«Черепашка»
Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.
Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.
«Рисование по манке (муке)»
Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.
Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.
«Игры с прищепками»
Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.
Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.
«Дидактическая игра с крышками»
Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.
Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.
Игра с крышками от бутылок «Лыжник»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.
Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.
«Игры с резинками»
Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.
Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,
соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».
Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!
Игры с конструктором.
Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Играем с природным и бросовым материалом»
Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.
Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.
«Геометрическая мозаика»
Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.
Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.
Успехов в работе и творчестве!
Карточка №1 «Переложи игрушки» Цель: развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача: заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой Дидактический материал: прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) Содержание: Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. Методы, приемы: объяснение, показ Варианты использования: Может проводиться коллективно. | Карточка №3 «Пальчики» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом Дидактический материал: Содержание: Большой пальчик сливы трясет, Второй их собирает, Третий в дом несёт, Четвёртый высыпает, Самый маленький- шалун Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца) Методы, приемы: объяснение, показ Варианты использования: Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца. |
Карточка №2 «Выгладим платочки для мамы» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: разгладить лист бумаги Дидактический материал: листок бумаги Содержание: Перед каждым ребенком – скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Методы, приемы: объяснение, показ Варианты использования: Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально. | Карточка №4 Пальчиковая игра «Дом и ворота» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом Дидактический материал: Содержание: На поляне дом стоит. Фигура «Дом» Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота» Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются В этот домик приглашаем Фигура «Дом» Методы, приемы: объяснение, показ |
Карточка №5 Пальчиковая игра «Дождик» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом Дидактический материал: Содержание: Дождик, дождик, поливай- Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки. Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг. Методы, приемы: объяснение, показ | Карточка №7 «Волшебная бумага» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: развитие силы рук Дидактический материал: лист бумаги или салфетка Содержание: Ребенку дается лист бумаги или салфетка и предлагается ее смять. Получившийся «шарик» можно бросать в корзину с расстояния. Методы, приемы: объяснение, показ Варианты использования: Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений)– захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки. |
Карточка №6 «Погремушка» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь. Дидактический материал: пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке Содержание: Левой рукой ребенок держит бутылку, а правой рукой (щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) берет по одной фасоли и опускает ее в бутылку. В конце закрыть бутылку крышкой и погреметь получившейся погремушкой. Методы, приемы: объяснение, показ Варианты использования: Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки. | Карточка №8 «Маты для выкладывания» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: выложить мелкие предметы на нарисованный узор Дидактический материал: картинка — мат, мелкие предметы для выкладывания в тарелочке (камушки, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.) Содержание: Ребенку предлагается картинка — мат, на которой изображен узор. Необходимо выложить мелкие предметом так, чтобы получился узор. Методы, приемы: объяснение, показ |
Карточка №9 «Дорожка» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: посыпать «дорожку» манкой или пшеном Дидактический материал: листы бумаги, крупа (манка или пшено) Содержание: Сделать на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с обеих сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальцами и стараться не просыпать за края дорожки. Методы, приемы: объяснение, показ Варианты использования: В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны) | Карточка №11 «Разноцветные прищепки» Цель: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания. Оборудование: 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям. Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает, как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения. |
Карточка №10 «Волшебная ложечка» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: переложить всю крупу в пустую чашку Дидактический материал: ложка, поднос, 2 чашки, крупа Содержание: Поставить на поднос 2 чашки: слева чашку с крупой, справа – пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу в пустую чашку. Методы, приемы: объяснение, показ Варианты использования: Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную. | Карточка №12 «Найди сюрприз» Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению. Оборудование: Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи. Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить. |
Карточка №13 «Собери все камешки» Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению, развитие внимания. Оборудование: Камешки, песок, таз. Ход игры: Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка). | Карточка №15 «Спаси мышку» Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета. Оборудование: домики, вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки. Ход игры: ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом. |
Карточка №14 «Путешествие пальцев» Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению, развитие внимания. Оборудование: «сухой бассейн», игрушки. Ход игры: ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки. | Карточка №16 «Найди цветок для бабочки» Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями «одинакового цвета», «такого же цвета». Оборудование: цветочки и бабочки, вырезанные в паре из одной бумаги. Ход игры: ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она. |
Карточка №17 «Игра с цветными шариками.» Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями «одинакового цвета», «такого же цвета». Оборудование: 1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком; 2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет. Ход игры: ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика. | Карточка №19 «Сухой аквариум.» Цель: сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук. Оборудование: набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки. Ход игры: дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку. |
Карточка №18 «Весёлые шарики» Цель: научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев. Оборудование: обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью «экстра», пшеном. Ход игры: ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно- кинестетическое ощущение. | Карточка №20 «Фруктовые бусы» Цель: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания. Оборудование: фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити. Ход игры: дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов. |
Картотека (средняя группа): Картотека игр для развития мелкой моторики в средней группе.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТЕНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.»
Н.А. Бернштейн
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи.
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими движениями. Головной мозг ( его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в нармонию тело и разум, развивают психику и речь.
Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с камнями и металическими шариками. В Японии широко распространнены упражнения с грецкими орехами.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук , среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием нестандартного оборудования:
- массажных мячиков;
- платочков;
- ковриков;
- крупных бигуди;
- прищепок;
- счётных палочек;
- зубных щёток;
- бус;
- резинок для волос;
- шестигранных карандашей.
Все игры сопровождаютс стихотворениями- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заменителями, придумывать для них новое применение.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержащие стихотворения изображаются с помошью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова,руки, ноги, туловище).
Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоционнальное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Основной целью таких игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Развивающие задачи:
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
- Развитие зрительного и слухового восприятия, творческого воображения.
- Развитие тактильной чувствительности рук.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
- Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
- Упражнение в умении выражать своё эмоциональное состояние ,используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
- Совершенствование двигательной деятельности.
- Развитие речемыслительной деятельности.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи
Воспитательные задачи:
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
- Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Формирование дружеских взаимоотношений.
- Воспитание внимания к обращённой речи.
- Развитие чувства уверенности в себе.
- Воспитание самоконтроля за речью.
- Формирование умения радоваться, достигая цели.
- Формирование коммуникативных навыков.
Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.
Работу проводить нужно регулярно ,систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом , но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять –в течение дня к ним можно обращаться несколько раз,но играть понемногу.
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТЕНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
- Игра с массажными мячиками
Ёжик
Ходит ёжик без дорожек, По лесу, по лесу. | Катают мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней. |
И иголками своими, Колется, колется. | Кладут мячик на правую ладошку. Каждым пальчиком левой руки, поочерёдно нажимают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки). |
А я ёжику, ежу, Ту дорожку покажу. | Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки). |
Где катают мышки, Маленькие шишки. | Катают мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней. |
О.И. Крупенчук |
- Игра с платочками
Червячок
Когда дождик поливает: Кап, кап, кап, кап… | Кладут платочек на коленки, или на любую ровную поверхность. Показывают ладошку правой руки. Указательным пальчиком левой руки «собирают на неё капельки дождя». |
Дождевой червяк гуляет. | Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – в разные стороны! |
Когда сухо вниз ползёт. | Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз! |
Землю в темноте жуёт! | Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки. |
Е.А. Янушко |
- Игра с ковриками
Тропинка
Шёл мишутка – Топ, да, топ! | Кладут коврик на коленки, или на любую ровную поверхность. Указательные и средние пальчики обеих рук «ноги», «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении. |
Вдоль звериных тайных троп | Подушечками пальцев водят по неровной поверхности коврика «чертят тропинки или линии» в любом направлении. |
Но устал и сел на пень | Ставят кулачок на кулачок, «медведь на пеньке» |
И ему подняться лень! | Кладут ладошки на неровную поверхность коврика, «медведь спит» |
О.И. Крупенчук |
- Игра с крупными бигуди
Машина
В машине, в машине Би – би — би! | Катают бигуди между ладошек Вперёд – назад. Руки держат перед собой. |
Н. Найдёнова |
- Игра с прищепками
Гусь
Гусь стоит, И всё гогочет. Ущипнуть тебя он хочет. Га – га – га! | Берут в руки бельевую прищепку. Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки). На каждый ударный слог. От большого пальца к мизинцу. |
В.В. Цвынтарный |
- Игра со счётными палочками
Цапля
На одной ноге стоит, | Берут в руки счётную палочку. Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат указательным пальчиком правой руки. |
В воду пристально глядит. | Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат средним пальчиком правой руки. |
Тычет клювом наугад, | Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат безымянным пальчиком правой руки. |
Ищет в речке лягушат. | Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат мизинцем правой руки. |
На носу сверкает капля — | Касаются счётной палочкой кончика носа. |
Узнаёте? Это Цапля! | Показывают счётную палочку. Затем проделывают те же действия, но с левой рукой. |
Н.В. Нищева |
- Игра с эспандерами
Зарядка
Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда, Не боялись бы труда! | Берут эспандер в руки. Сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог. Сначала в правой, а затем в левой руке. |
О.И. Крупенчук |
- Игра с длинными бигуди
Гном Скрут
Кто живёт под потолком? – Гном! | Берут в руки длинную бигуди и замыкают её в «кольцо». Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Надевают только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста. Затем меняют руки. Надевают кольцо на большой палец. |
У него есть борода? – Да! | На указательный. |
И манишка и жилет? – Нет! | На средний. |
Как встаёт он по утрам? – Сам! | На безымянный. |
Кто с ним утром кофе пьёт? – Кот! | На мизинец. |
И давно он там живёт? – Год! | На большой. |
Кто с ним бегает вдоль крыш? – Мышь! | На указательный. |
Он капризничает, да? – Ни – ког – да! | Надевают кольцо поочерёдно на три пальца руки, на каждый слог. На средний, на безымянный, на мизинец. |
С. Чёрный |
- Игра с решётками
Считалка для мышки
1, 2, 3, 4 – Сосчитаем дыры в сыре! Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр! Если в нём одна дыра! Значит, вкусным был вчера! | Кладут решёточку на коленки, или на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой. «Ходят» указательным и средним пальцами, как «ножками», по клеткам решётки, делают шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя руками одновременно. |
В. Левин |
- Игра с зубными щётками
Подарки Деда Мороза
Дед Мороз принёс подарки! | Берут в руки зубную щётку. Растирают зубной щёткой подушечки пальцев либо правой руки, либо левой руки. Начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. |
Буквари, | Растирают зубной щёткой большой палец. |
Альбомы, | Указательный. |
Марки. | Средний. |
Кукол, | Безымянный. |
Мишек, | Мизинец. |
И машины, | Перекладывают зубную щётку в другую руку. Растирают зубной щёткой большой палец. |
Попугая, | Указательный. |
И пингвина, | Средний. |
Шоколадок пол мешка, | Безымянный. |
И пушистого щенка! | Мизинец. |
Н.В. Нищева |
- Игра с бусами
Бусы
Дома я одна скучала, Бусы мамины достала, Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю. | Перебирают бусы в руках. Счёт бус в прямом и в обратном порядке. |
О.И. Крупенчук |
- Игра с резиночками для волос
5 телят
Этот телёнок – пьёт молоко! | Берут в руки резиночку для волос. Надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Затем меняют руки. Надевают резиночку на большой палец. |
Этот телёнок – ушёл далеко! | На указательный. |
Этот телёнок – травку жуёт! | На средний. |
Этот телёнок – копытцами бьёт! | На безымянный. |
А этот телёнок – Мычит: — Почему? – у – у ? Все разошлись? Скучно мне одному – у – у! | На мизинец. |
И.С. Лопухина |
- Игра со щётками
Снежок
Топ, топ сапожок, | Берут в руки щёточку. Проводят круговыми движениями щёткой по правой коленке. Затем по левой. |
Хлоп, хлоп вот снежок. | Проводят круговыми движениями щёткой по правой ладошке. Затем по левой. |
Заберусь на горку, Ух! | Щётку держат в левой руке и проводят её от ладошки до плечика по правой руке. «Забрались на горку». (Затем меняют руки). |
Съеду с горки, Бух! И в снежок! | Щётку держат в левой руке и проводят её от плечика до ладошки по правой руке. «Съехали с горки». (Затем меняют руки). |
Г. Гриц |
- Игра с шестигранными карандашами
Карусели
Карусели, карусели, | Берут в руки шестигранный карандаш. Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево. Затем вращают карандаш пальчиками одной руки. Правой и затем левой. |
А. Кулешова |
Картотека (средняя группа) на тему: Картотека игр по развитию мелкой моторики рук.
Карточка№1 Игра с массажными мячиками
Ёжик
Ходит ёжик без дорожек, По лесу, по лесу. | Катают мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней. |
И иголками своими, Колется, колется. | Кладут мячик на правую ладошку. Каждым пальчиком левой руки, поочерёдно нажимают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки). |
А я ёжику, ежу, Ту дорожку покажу. | Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки). |
Где катают мышки, Маленькие шишки. | Катают мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней. |
О.И. Крупенчук |
|
Карточка№2 Игра с платочками
Червячок
Когда дождик поливает: Кап, кап, кап, кап… | Кладут платочек на коленки, или на любую ровную поверхность. Показывают ладошку правой руки. Указательным пальчиком левой руки «собирают на неё капельки дождя». |
Дождевой червяк гуляет. | Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – в разные стороны! |
Когда сухо вниз ползёт. | Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз! |
Землю в темноте жуёт! | Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки. |
Е.А. Янушко |
|
Карточка№3 Игра с ковриками
Тропинка
Шёл мишутка – Топ, да, топ! | Кладут коврик на коленки, или на любую ровную поверхность. Указательные и средние пальчики обеих рук «ноги», «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении. |
Вдоль звериных тайных троп | Подушечками пальцев водят по неровной поверхности коврика «чертят тропинки или линии» в любом направлении. |
Но устал и сел на пень | Ставят кулачок на кулачок, «медведь на пеньке» |
И ему подняться лень! | Кладут ладошки на неровную поверхность коврика, «медведь спит» |
О.И. Крупенчук |
|
Карточка№4 Игра с крупными бигуди
Машина
В машине, в машине Би – би — би! | Катают бигуди между ладошек Вперёд – назад. Руки держат перед собой. |
Н. Найдёнова |
|
Карточка№5 Игра с прищепками
Гусь
Гусь стоит, И всё гогочет. Ущипнуть тебя он хочет. Га – га – га! | Берут в руки бельевую прищепку. Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки). На каждый ударный слог. От большого пальца к мизинцу. |
В.В. Цвынтарный |
|
Карточка№6 Игра со счётными палочками
Цапля
На одной ноге стоит, | Берут в руки счётную палочку. Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат указательным пальчиком правой руки. |
В воду пристально глядит. | Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат средним пальчиком правой руки. |
Тычет клювом наугад, | Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат безымянным пальчиком правой руки. |
Ищет в речке лягушат. | Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат мизинцем правой руки. |
На носу сверкает капля — | Касаются счётной палочкой кончика носа. |
Узнаёте? Это Цапля! | Показывают счётную палочку. Затем проделывают те же действия, но с левой рукой. |
Н.В. Нищева |
|
Карточка№7 Игра с эспандерами
Зарядка
Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда, Не боялись бы труда! | Берут эспандер в руки. Сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог. Сначала в правой, а затем в левой руке. |
О.И. Крупенчук |
|
Карточка№8 Игра с длинными бигуди
Гном Скрут
Кто живёт под потолком? – Гном! | Берут в руки длинную бигуди и замыкают её в «кольцо». Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Надевают только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста. Затем меняют руки. Надевают кольцо на большой палец. |
У него есть борода? – Да! | На указательный. |
И манишка и жилет? – Нет! | На средний. |
Как встаёт он по утрам? – Сам! | На безымянный. |
Кто с ним утром кофе пьёт? – Кот! | На мизинец. |
И давно он там живёт? – Год! | На большой. |
Кто с ним бегает вдоль крыш? – Мышь! | На указательный. |
Он капризничает, да? – Ни – ког – да! | Надевают кольцо поочерёдно на три пальца руки, на каждый слог. На средний, на безымянный, на мизинец. |
С. Чёрный |
|
Карточка9 Игра с решётками
Считалка для мышки
1, 2, 3, 4 – Сосчитаем дыры в сыре! Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр! Если в нём одна дыра! Значит, вкусным был вчера! | Кладут решёточку на коленки, или на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой. «Ходят» указательным и средним пальцами, как «ножками», по клеткам решётки, делают шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя руками одновременно. |
В. Левин |
|
Карточка№10 Игра с зубными щётками
Подарки Деда Мороза
Дед Мороз принёс подарки! | Берут в руки зубную щётку. Растирают зубной щёткой подушечки пальцев либо правой руки, либо левой руки. Начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. |
Буквари, | Растирают зубной щёткой большой палец. |
Альбомы, | Указательный. |
Марки. | Средний. |
Кукол, | Безымянный. |
Мишек, | Мизинец. |
И машины, | Перекладывают зубную щётку в другую руку. Растирают зубной щёткой большой палец. |
Попугая, | Указательный. |
И пингвина, | Средний. |
Шоколадок пол мешка, | Безымянный. |
И пушистого щенка! | Мизинец. |
Н.В. Нищева |
|
Карточка№11 Игра с бусами
Бусы
Дома я одна скучала, Бусы мамины достала, Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю. | Перебирают бусы в руках. Счёт бус в прямом и в обратном порядке. |
О.И. Крупенчук |
|
Карточка№12 Игра с резиночками для волос
5 телят
Этот телёнок – пьёт молоко! | Берут в руки резиночку для волос. Надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Затем меняют руки. Надевают резиночку на большой палец. |
Этот телёнок – ушёл далеко! | На указательный. |
Этот телёнок – травку жуёт! | На средний. |
Этот телёнок – копытцами бьёт! | На безымянный. |
А этот телёнок – Мычит: — Почему? – у – у ? Все разошлись? Скучно мне одному – у – у! | На мизинец. |
И.С. Лопухина |
|
Карточка№13 Игра со щётками
Снежок
Топ, топ сапожок, | Берут в руки щёточку. Проводят круговыми движениями щёткой по правой коленке. Затем по левой. |
Хлоп, хлоп вот снежок. | Проводят круговыми движениями щёткой по правой ладошке. Затем по левой. |
Заберусь на горку, Ух! | Щётку держат в левой руке и проводят её от ладошки до плечика по правой руке. «Забрались на горку». (Затем меняют руки). |
Съеду с горки, Бух! И в снежок! | Щётку держат в левой руке и проводят её от плечика до ладошки по правой руке. «Съехали с горки». (Затем меняют руки). |
Г. Гриц |
|
Карточка№14 Игра с шестигранными карандашами
Карусели
Карусели, карусели, | Берут в руки шестигранный карандаш. Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево. Затем вращают карандаш пальчиками одной руки. Правой и затем левой. |
А. Кулешова |
|
Методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему: Игры, упражнения для развития мелкой моторики рук
Игры, упражнения для развития мелкой моторики рук
Мои пальцы все расскажут,
Все сумеют, все покажут
Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.
Упражнения
1. Сжимание и разжимание пальцев (по 10-20 раз). Возможны
различные варианты выполнения задания: руки держать ладонями
вверх, вниз? сжимать одновременно обе руки, правую и левую поочередно.
2. Вращать кистью правой руки в разные стороны (вправо и влево), повторить то же левой рукой, вращать одновременно обе кисти вовнутрь и наружу.
3. Выгибание и прогибание кистей рук. Упражнение выполняется одновременно обеими кистями или поочередно правой и левой рукой.
4. «Ножницы». Развести пальцы правой руки в стороны, свести вместе, проделать то же левой рукой, затем двумя руками одновременно (10 раз).
5. «Замок». Соединить ладони вместе, пальцы переплетены.
6. Солнечные лучики. Руки в «замке» подняты вверх, ладони крепко прижаты друг к другу. С силой сжимать и разжимать пальцы (5-10 раз).
7. «Фонарики’. Вращение кистями рук (10-20 раз).
8. «Игра на фортепиано».
9. «Футболисты». Забивать шарики одним, двумя или несколькими пальцами.
10. «Бегуны». Указательным и средним пальцами правой руки «бегать» по столу вперед и назад». Проделать то же левой рукой, двумя руками одновременно.
11. Поочередное прикосновение большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе.
12. Выполнение аналогичного задания пальцами левой руки.
13. Выполнение двух предыдущих заданий одновременно
двумя руками в обычном и максимальном темпе.
14. Пальцами правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).
15. «Пальчики здороваются». Поочередно, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев обеих рук.
16. Поочередное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца.
17. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки, начиная с большого пальца.
18. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с большого пальца.
19. Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное их выпрямление, начиная с мизинца.
20. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.
21. Непрерывное ведение линии по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не поворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт.
22. Скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.
23. Нанизать бусы на нить и завязать ее концы бантиком.
24. Укладывание спичек в коробку одновременно обеими руками (большим и указательными пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку).
25. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расстановки точек произвольный).
26. Одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).
27. Одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой — соединены кольцом.
28. Пальцы горизонтально вытянутых рук описывают в воздухе
круги правильной формы, любого размера, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по направлению часовой стрелки, левой — в обратном направлении.
29. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваемым правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.
30. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с этим горизонтально вытянутым пальцем правой (левой) руки описывать в воздухе небольшой круг.
Пальчиковые игры
1 «Птичка».
Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движением кисти «вверх-вниз», «влево-вправо» отвечают на вопрос:
— Птичка хочет есть? (Да).
— Птичка хочет пить? (Да).
— Птичка хочет спать? (Нет).
— Птичка хочет играть? (Нет).
2. «Лесная история».
Дети рассказывают историю, которая случилась в лесу, показывая все движения на пальцах:
— Выбежали зайки на полянку. Прыг-скок, прыг-скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят пальцами по парте, изображая зайчиков.)
— Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)
— Лиса шла не только тихо, но еще и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста, покачивая кисть то в одну, то в другую сторону.)
— Зайцы увидели ее и бросились врассыпную. (Ударом всех пальцев одной руки имитируют движение заячьих прыжков.)
3. «Ребро, ладонь, кулак».
Поочередно на стол кладется ребро ладони, открытая ладонь, пальцы, сжатые в кулак.
4. «Семья».
Пальцы обоих рук сжаты в кулак. Локти на столе. Одновременно, начиная с мизинца дети раскрывают кулачок на обеих руках, поднимая по одному пальчику.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — мама.
Этот пальчик — пала.
Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья.
5. «Домик».
— Раз, два, три, четыре, пять.
(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
— Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
— В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)
6. «Замок’.
— На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
— Потянули.
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)
— Покрутили.
(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)
— Постучали.
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друз о дружку.)
— И открыли! (Пальцы расцепились.)
7. «Засолка капусты».
— Мы капусту рубим.
(Ребром ладони дети показывают движение, как они рубят капусту.)
— Мы капусту трем.
(Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.)
— Мы капусту солим.
(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)
— Мы капусту жмем.
(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)
8. «Мы шьем».
Нитку вдеть — для пальца Непосильный труд,
Но зато два пальца Платьице сошьют. Три в тетради нашей
Пишут хоть куда. Десять поле пашут, Строят города.
9. «Сестрички». Две сестрички, две руки.
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Статья по развитию речи (средняя группа) по теме: Игры на развитие мелкой моторики.
МБДОУ Лямбирский детский сад №2 «Родничок»
Игры на развитие
мелкой моторики.
Выполнила: логопед
Кислинская Валентина
Александровна
Лямбирь 2013
Развитие мелкой (тонкой) моторики рук.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и
сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
6. » Резиночка «. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
7. Перекатывание карандаша между пальцами, от большого к мизинцу, и обратно поочередно каждой рукой.
8. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст — 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
9. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
11. Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Игры с баночками и коробочками.
Подбери крышку
Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.
Баночки и палочки
В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.
Сундучок с сокровищами
В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать — закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.
Игры с пирамидками.
Колечки завертелись
Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.
Колечки — колесики
Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.
По порядку становись
Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.
Собираем пирамидку
Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.
Нанижи на шнурок
Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.
Игры со стаканчиками.
Стаканчики спрятались
Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.
Пирамидка из стаканчиков
Вам понадобиться набор из 5-7-ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.
Друг в дружке
Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому.
Кто в стаканчике живет
Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?
Кто тут прячется?
Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.
Игры с матрешками.
Матрешка в матрешке
Покажите малышу, как открывать матрешки и вынимать их друг из друга, а потом снова закрывать. Затем помогите малышу снова собрать матрешек в одну большую матрешку.
Кто в матрешечке живет?
В каждую матрешку положите по одной небольшой игрушке и выставите их перед малышом. Из одной матрешки например может выглядывать кончик атласной ленты. Малыш с интересом будет раскрывать матрешки и разглядывать их содержимое.
Игры с рамками-вкладышами.
Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.
Игры с пазлами.
Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).
Игры с сортерами.
Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.
Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.
Игры с мозаикой.
Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.
Дорожка
Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.
Снег или дождь
Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.
Звездочки на небе
Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.
Цветочки на поляне
Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.
Грибы в лесу
Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.
Покорми курочку и цыпленка
Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона). Предложите малышу насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.
Горох для петушка
Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.
Курочка и цыплятки
Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.
Утка и утята
Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».
Игры с конструктором.
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.
Игры с магнитами.
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.
Игры с прищепками.
Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т.п.), с веревки, с ткани и т.д.
Игры с пуговицами, шашками и бусинами.
Копилка
Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.
Шашки – камешки
Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.
Витаминки в пузырьке
Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.
Пуговицы – карандаши
Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.
Ячейки
Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам.
Бусинки в домиках.
Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.
Яблоки на яблоне
Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.
В какой руке
Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.
Дорожка
Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку — наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.
Игры со шнурками и ленточками.
Узелки на память
Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.
Бусы
Возьмите деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привяжите погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.
Дорожка
Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.
Круг
Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.
Непослушный шнурок
Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.
Непослушный наш шнурок
Обвязать все пальцы смог.
Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.
Шнуровка
Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.
Игры с палочками и спичками.
Спички в коробке
Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.
Пузырек и спички
Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.
Волшебные палочки
Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положите палочки на стол и возьмите еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т.д.
Дорожка и забор из палочек
Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.
Большие и маленькие палочки
Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.
Игры с бумагой и салфетками
Снежки из бумаги
Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги
Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретки
Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.
Закладки
Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.
Leave a Reply