Разное

Дружно взмахнули все птицы крыльями: Ссора птиц. Индийская сказка — сказка, текст читать. Индийские народные сказки

Содержание

ССОРА ПТИЦ (Индийская сказка) — Сказка для детей читать онлайн

Болтливая птичка (Тайская сказка)



Короткие сказки, Про птиц, Сказки для малышей до 3 лет, Сказки про глупость, Сказки про жадность, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира

КУРИЦА И ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ (Бурятская сказка)



Короткие сказки, Про животных, Сказки про дружбу, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира

Байка про тетерева



Короткие сказки, Про животных, Про птиц, Сказки для малышей до 3 лет, Сказки про тетерева, Сказки для 4, 5, 6 лет, Русские народные сказки

БЛАГОДАРНЫЙ МЕДВЕДЬ (Мордовская сказка)



Короткие сказки, Про животных, Сказки для малышей до 3 лет, Сказки про доброту, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира

ВОЛК И БАРАН (Литовская сказка)



Короткие сказки, Про животных, Сказки про барана, Сказки про волка, Сказки про глупость, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира

ГОЛОД, ХОЛОД и СОН (Ингушская сказка)



Короткие сказки, Про мальчишек, Сказки про чувства, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки для мальчиков, Сказки народов мира

ДВА ВЕРБЛЮДА (Курдская сказка)



Короткие сказки, Поучительные сказки, Про животных, Сказки про вежливость, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира

КАК ЕЖ ВЫДУМАЛ СЕРП (Ногайская сказка)



Короткие сказки, Про животных, Сказки для малышей до 3 лет, Сказки про умных, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира

КАК ЗАЯЦ ВЫРУЧИЛ СЛОНА (Вьетнамская сказка)



Короткие сказки, Про животных, Сказки про умных, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира

КТО САМЫЙ ЛОВКИЙ? (Африканская сказка)



Короткие сказки, Сказки про ловкость, Сказки для 4, 5, 6 лет, Сказки народов мира

Картотека пальчиковых игр на тему «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» | Картотека по логопедии по теме:

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

***

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

***

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать пальцы.

Сжимать и разжимать кулачки.

***

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут.

Пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Шевелить ими – птенцы.

***

Ну-ка, посчитай-ка!

Десять птичек – стайка.

Вот ворона, галка тут,

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

Хлопки в ладоши.

Ладони открыты, пальцы растопырены.

Загибать пальцы поочередно.

***

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Удары кулачками друг о друга сверху.

Раскрыть ладошки.

Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.

Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.

Воробей

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

Сел на ветку снегирек

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками»

Летит над полем птичка

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Что несет синичка?

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Положить крест-накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепиться – «голова птицы», помахать пальчиками – «крылья»

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Изобразить удивление – приподнять плечи.

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Соединить большой и указательный пальцы, как будто держим травинку.

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо».

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Дятел

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой.

Воробей

Шустро скачет воробьишка,

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Стучат пальцами по столу.

Сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Пальцами «ходят» по столу.

Стучат пальцами по столу.

Лесной лекарь

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит,

Лечит дятел старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».

Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.

Помахать кистями рук – «летящая птица».

Сорока

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.

Птички

В гости к нашей сестричке

Весной прилетали птички:

Эта птичка – совушка,

Ну а эта – скворушка.

Эта птичка – воробей,

Ну а эта – соловей.

Эта – дятел, эта – стриж,

Эта же – поющий чиж,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Ну а это издалека

Прилетела к нам сорока.

Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.

Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.

Птичка

Птичка дом себе вила,

В гнездо веточку несла.

Там, где курочка гуляла,

Три пушиночки нашла.

Хлев овечий обошла,

Две соломинки нашла.

Получился дом отличный,

Можно отложить яички.

Пальцы складывают «домиком».

Каждый пальчик удаляется от пальчика(запястье не отводить).

Пальчики «ходят» по столу.

Пальчики стучат по столу.

Пальцы складывают «домиком».

Каждый палец постукивает о другой (в сложенном «домике»).

***

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Галки, голуби, синицы…

Прилетели снегири.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки.

Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки.

Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.

Снегири

Снегири.

Раз, два, три.

Прилетели, посидели,

Погалдели, улетели.

Улетели в небеса.

Вот какие чудеса!

Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.

Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.

Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Останавливаются, машут скрещенными ладонями.

С удивлением разводят руками.

Сорока

Сорока, сорока,

Научи меня летать,

Невысоко,

Недалеко,

Чтобы солнышко видать.

Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями.

Руку поднимаем вверх.

Кисть руки прикладываем к глазам.

Рисуем в воздухе круг.

Рассказ Журка Пришвин про журавля читайте детские сказки онлайн бесплатно

 

 

О рассказе

Рассказ Михаила Пришвина «Журка»

В чём сила писательского таланта Михаила Михайловича Пришвина? Тем, кто хотя бы поверхностно знаком с творчеством прозаика, публициста и учёного, совсем не сложно ответить на этот вопрос. Знакомясь с его прозой, читатель словно окунается в сказочный фантазийный мир, столь подробно и внимательно он выписан. Между тем, никакого волшебства здесь нет – это восхитительный мир нашей родной природы, за которой писатель любил наблюдать, умел слышать и слушать, и что важно для нас – переносить эти ощущения на лист бумаги, создавая нехитрые, но такие живые и милые рассказы.

Рассказ «Журка» — содержание и герои

История в рассказе ведётся от первого лица. Такой тип повествования автор использовал в своих произведениях чаще всего. Пришвин знакомит своего читателя с дружной семьёй. И вот случилась у них такая оказия – поймали как-то раз они журавля. Известное дело, что журавли питаются лягушками. Стали они кормить птицу – всех лягушек скормили, что поймали. А было их всего пять. Немного поспорили, сможет ли журавль съесть 10 лягушат.

И так понравилась им птица, что решили они журавля у себя оставить. Подрезали крылья, чтобы птица не улетела, и имя дали – «Журка». Больше всего Журка жену рассказчика любил. Та научилась подзывать птицу. Только услышит пернатый друг «фру-фру», так и несётся к своей любимице.

Так и жил журавль Журка в семье, следуя по пятам за хозяйкой. А тем временем у птицы стали подрезанные крылья отрастать. Однажды отправилась жена за водой к колодцу, что возле болота находится, и Журка, конечно, вслед за ней. И тут приметила птица лягушку на берегу, кинулась за ней болото. А болото оказалось глубоким, тут журавль взмахнул своими уже окрепшими крыльями, и перелетел на середину болота.

Испугалась хозяйка за любимого крылатого питомца и побежала звать остальных домашних. Прибежал рассказчик, деревенские ребята и стали подзывать журавля – «фру-фру». Тот услышал привычный призыв, снова взмахнул крыльями и подлетел к людям.

Конечно, все очень обрадовались, и супруга наказала ребятам скорее своему питомцу лягушек набрать в качестве угощения. Рассказ завершается фактом, что Журка съел, аж целых сорок три лягушки в один присест.

Поучительная и моральная составляющая рассказа

Истории о животных, написанные Михаилом Пришвиным, адресованы детям. Замечательный прозаик сразу преследовал несколько целей: рассказать детям об окружающем животном мире, представить каким может быть взаимодействие между человеком и природой, животными. Но главная мысль лежит на поверхности — осознание большой ответственности за животное или птицу, которых приручает человек. Эта идея находит своё претворение во многих русских и зарубежных произведениях, и, пожалуй, самым известным произведением на данную тему является «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Однако Пришвин не стал глубоко уходить в философию, как французский писатель, а он просто показал любовь птицы к людям и людей к журавлю. Доходчиво и понятно для юного читателя.

Главную роль в своём тексте прозаик отводит птице, а вот человек находится во второстепенном положении. Это достаточно редкий приём в русской литературе, если брать произведения, где героями выступают и люди, и животные (чаще всего главными персонажами выступают всё же люди).

Автор не устаёт восхищаться птицей, вернее, проявлениями чувств журавля – несколько раз в тексте встречается восклицание «такой умница»! Ну а читателю остаётся только восхищаться писателем, который с большим вниманием, нежностью и любовью рассказал нам эту милую историю о домашнем журавле Журке.

Читайте текст рассказа «Журка» вместе с детьми онлайн на нашем сайте, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом. Приятного Вам чтения!

*****

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он ее проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвертую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня: — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли…

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребенку, и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится — нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!» — и он к ней бежит. Такой умница!

Так живет у нас журавль, а подрезанные крылья его все растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

— Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

— Фру-фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Смотрите озвученный диафильм рассказ Пришвина для детей о журавле Журке online

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Вот пришла весна, и птицы прилетели»

автор: Фокша Марина Анатольевна

Воспитатель МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Вот пришла весна, и птицы прилетели»

           Досуг для старшей группы  «Вот пришла весна, и птицы прилетели»

Цели и задачи. 

  1. Развивать логическое мышление, учить сравнивать, делать выводы, анализировать;
  2. Воспитание у школьников экологическую культуру, формировать внимательное и бережное отношение учащихся к окружающей природе, умения беречь её и  охранять.
  3. Воспитание у учащихся творческой активности, бережного отношения к окружающей природе.
  4. Формирование коммуникативных умений учащихся, через работу в разновозрастных группах.

 

Ход  совместной образовательной  деятельности.

Воспитатель предлагает детям проверить почту, там оказывается письмо, которое адресовано им.

Воспитатель  достает письмо  и  читает:      улица Фадеева,  детский сад № 2  «Светлячок», группа  «Пчелки», нам телеграмма от лесной Феи. 

Воспитатель читает телеграмму: Здравствуйте, дорогие, ребята! В нашем лесу  произошла беда: злая волшебница заколдовала всех птиц, и они  теперь не поют. Помогите, пожалуйста,  их расколдовать! Лесная фея”.

Воспитатель:  Ребята, вы хотите помочь птицам? Мы сможем это сделать? (ответы детей)

 Воспитатель: для того, чтобы оказаться в волшебном лесу, нам надо встать в круг, обняться, крепко закрыть глаза и сосчитать от 1 до 7. (дети считают от одного до семи, звучит музыка «Сказка начинается»  музыка О. Фурнин,  а когда открывают глаза,   видят  Лесную Фею(воспитатель одевает атрибуты костюма Феи, пока дети считают))

Лесная фея: Здравствуйте, ребята! Я, лесная фея. Как хорошо, что вы пришли. В моем лесу случилась беда, злая волшебница заколдовала  всех птиц. Если их не  расколдуем, мой лес погибнет. Помогите мне, пожалуйста, их расколдовать!

Дети идут вместе с Феей по дорожке и   видят впереди трухлявый пень.

Лесная фея: Что  это за пень?   Я такого и не  видела здесь.  

Фея обращает внимание  на  письмо, находящееся в расщелине  пня и   совместно  с детьми читает    его:

“Найти и расколдовать  птиц вы сможете только тогда,  когда выполните все  мои задания.  Все задания  находятся в разных местах,  найдите все задания и выполните их”.

    1. Дети совместно с воспитателем и Феей  читают первое задание  — загадки

1 Носит серенький жилет,

   Но у крыльев – черный цвет.

   Видишь, кружат двадцать пар

   И кричат:

   — Карр! Карр! (ворона)

2 Кто в беретке ярко-красной,

   В черной курточке атласной?

   На меня он не глядит,

   Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

3 Спиною зеленовата,

   Животиком желтовата,

   Черненькая шапочка

   И полоска шарфика. (синица)

4 На шесте дворец,

   Во дворце певец,

   А зовут его… (скворец)

5 Всех перелетных птиц черней,

   Чистит пашню от червей.

   Целый день по пашне вскачь,

   И зовется птица… (грач)

6 Чик — чирик!

   К зернышкам прыг!

   Клюй, не робей!

   Кто это? (Воробей)

Лесная фея: Ребята, мы отгадали все загадки и можем идти дальше. 

Дети находят второе письмо на полянке с цветами, в котором предлагается игра.

  • Игра «Прилетели птицы»

Перечисляется название птиц, а если слышат что то другое, то нужно захлопать в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Дети хлопают

Лесная Фея: Что неправильно, почему?

Дети :              Мухи – это насекомые.

Лесная Фея:  Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…


Дети хлопают

Лесная Фея: Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети хлопают

Лесная Фея : Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…

Дети хлопают

Лесная Фея :  Молодцы, ни разу не ошиблись! 

Идут дальше и находят следующее письмо около ручейка.

    1. «Домашние и дикие птицы»

Цель:  уточнить знания детей о внешнем виде домашних и диких птиц, образе жизни, пользе; развивать умение сравнивать, обобщать; способствовать развитию речи, закрепить понятие «птицы».

Вопросы:

  1. Каких домашних птиц вы знаете.
  2. Найти на картинке домашних птиц.
  3. Каких диких птиц вы знаете?
  4. Чем питаются дикие птицы?
  5. Какие птицы называются перелетными, а какие  — зимующие.
  6. Как мы можем помочь зимующим птицам?

Молодцы мы и с этим заданием справились.

Находят следующее письмо у норы зайца.

  • Лесная Фея: А сейчас мы проверим знания о птицах.
  • у человека квартира, а у птиц ……. (гнездо)
  • у зверей шерсть, а у птиц ……. (перья)
  • у нас нос, а у птиц ……. (клюв)
  • у человека ребенок, а у птиц ……. (птенец)
  • у людей ногти, а у птиц ……. (когти)
    1. Физкультминутка (согласование слов с движениями)

Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

Песенки запели.

Лесная фея: Ребята, посмотрите, какая то тропинка, попробуем по ней пройти? А вот и мои птицы,  но мы не слышим их радостных голосов ( дети видят силуэты птиц) Ребята, посмотрите, пожалуйста, чего не хватает птицам? (отсутствуют какие – либо части тела у птиц – крыло или хвост). А мы сможем помочь нашим друзьям?  Как сможем помочь? (нарисовать)

В ходе работы воспитатель уточняет у детей, какие задания они сегодня выполняли и зачем, каких птиц они знают, какими они были в ходе выполнения заданий.

 В конце работы  дети приклеивают  птиц на деревья. (Звучит фонограмма “Голоса птиц”)

Лесная Фея: Спасибо вам, ребята, за помощь!  Все птицы запели, вы помогли спасти лес и за это я хочу вам подарить волшебную птицу, чтобы она принесла вашему  детскому саду удачу и веселое, весеннее настроение.

Дети благодарят фею, прощаются с ней. Возвращаются в детский сад, закрыв глаза и сосчитав до 7.

Рефлексия: педагог интересуется у ребят что им понравилось больше всего, какое задание было выполнять сложнее всего, справились ли они с заданиями.

 

 

Рассказ Сумасшедшая птица — Виталий Бианки, читать онлайн

Время чтения: 10 мин.

Когда мне было десять лет, я прожил целую зиму в деревне.

Я бегал по лесу, выслеживал птиц и узнавал разные интересные подробности их жизни. Это было моим любимым занятием, и я очень скучал, когда что-нибудь мешало моим прогулкам.

Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель.

Отец долго не выпускал меня из дому. Время тянулось ужасно медленно.

Наконец через несколько дней я, проснувшись утром, увидал в окошко ясное голубое небо.

Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.

На дворе было морозно, но тихо. Ярко светило солнце. Глазам было больно от блеска белого снега.

В лес нечего было и думать пробраться. Там намело такие сугробы рыхлого снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс.

Пришлось направиться вдоль по реке. С неё, наоборот, ветром смело почти весь снег, так что местами был виден голубоватый лёд.

Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная белая полоса реки. Справа и слева на её крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом лес. Даже писка синиц не было в нём слышно.

Я подумал: «Верно, птицы плохо чувствуют себя после такой долгой метели».

Скоро я увидел перед собой на снегу чёрное пятно.

Оказалось, что это мёртвая ворона. Она лежала, уткнувшись головой в сугроб, распластав сбитые ветром крылья.

Я поднял её и осмотрел со всех сторон. Она уже окоченела. Нигде на всём теле её не было ни следа раны или ушиба.

Я понял, что ворону убил мороз.

Мне было очень жалко эту большую крепкую птицу, замёрзшую тут, посреди сугробов. Я утешал себя мыслью, что не все птицы погибли в эти дни. Наверно, мне удастся ещё сегодня поймать какую-нибудь полумёртвую птичку. Я снесу её домой, обогрею, накормлю и буду держать до весны.

Словно в ответ на мои мысли, невдалеке послышалось тихое щебетанье.

Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.

«Вот сумасшедшая! — подумал я. — Как она может радоваться в такой мороз?»

Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.

Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.

«Утопилась!» — мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно.

Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с мёртвой вороной в руках и с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.

Ворону отец велел мне сейчас же выкинуть, а над моим рассказом долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца.

— Дурачок! — сказал он. — Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя.

— Неправда! — горячился я. — Она сошла с ума и утопилась. Я сам видел, как её утянуло под лёд. Течение там такое быстрое…

— Ну, вот что, — остановил меня отец, — беги-ка опять на то место, где ты её видел. Она будет там. А если её там нет, значит, неподалёку от первой проруби есть вторая. Через неё оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лёд.

Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, — значит, есть ещё надежда, что моя белогрудая птичка жива.

У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.

Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.

Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.

А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её. Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.

Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит.

Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.

* * *

Прошло почти два месяца со дня моей первой встречи с оляпкой. За это время я очень полюбил её. В хорошую погоду я отправлялся на реку следить за ней. Она всегда успевала юркнуть от меня в прорубь. И всегда при этом вид у неё был такой весёлый, словно мы играли в «кошки-мышки».

Вся деревня знала эту забавную маленькую птицу. Крестьяне звали её водяным воробьём.

* * *

В конце зимы снова затрещали морозы, ещё крепче февральских. В эти дни моя оляпка уже не пела больше.

Теперь мне приходилось долго разыскивать её, прежде чем я находил её где-нибудь под ледяным навесом берега. Тут она сидела нахохлившись. Вид у неё был грустный и недовольный.

Когда я подходил к ней, она молча снималась и улетала куда-то далеко, всегда в одну и ту же сторону.

И вот, наконец, настал день, когда она улетела с этого места: проруби замёрзли. Лёд мешал оляпке нырять в воду за жуками.

Я очень тревожился о своей белогрудой приятельнице.

«Может быть, — думал я, — она лежит теперь где-нибудь в снегу, как та ворона, что я нашёл на реке после метели».

Дома отец сказал мне:

— Скорее всего, твоя оляпка попала в когти какому-нибудь хищнику. А всего верней, она просто отправилась искать себе другое место на реке, где вода не замерзает даже в самые крутые морозы.

На следующее утро опять выглянуло солнце, и я отправился на розыски оляпки.

Миновав знакомые проруби, я взобрался на обрывистый берег и пошёл вдоль реки.

Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шёл, в большую реку.

Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и пенилась внизу, крутясь в бурном водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.

Я никогда прежде не видал водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему приблизится.

Вдруг я заметил двух птиц, летевших прямо к водопаду. Впереди неслась, сверкая белой грудью, моя оляпка. Сзади быстро настигал её серый ястреб.

Не успел я опомниться, как сумасшедшая птичка исчезла в стремительной струе водопада.

Ястреб круто взмыл кверху перед падающей стеной воды, на одно мгновение повис в воздухе, повернулся и медленно полетел прочь. Добыча ускользнула из его когтей.

Ястреб не знал, что сталось с оляпкой. Но я видел, как она стремглав пронеслась сквозь стену водопада, сделала небольшой полукруг и как. ни в чём не бывало уселась на камне под обрывом, с которого падала вода.

Сквозь шум водопада не было слышно её голоса. Но по её движениям я понял, что она поёт свою весёлую песенку.

Домой я возвращался с прогулки вприпрыжку. Теперь я был уверен, что моей смелой маленькой приятельнице не страшны ни когти ястреба, ни холод, ни голод зимы.

Да зиме уж недолго оставалось мучить птиц. День был по-весеннему тёплый. Солнце припекало, и вокруг меня с лёгким звоном рушился снег. Был уже конец февраля. Скоро должны были кончиться морозы.

С такими весёлыми мыслями бежал я домой, У знакомой проруби мне вдруг пришло в голову: хорошо бы попробовать, очень ли холодна вода, в которой так любит купаться оляпка.

Недолго думая, я подбежал к проруби и сильно топнул ногой по тонкому льду.

Я хотел только сломать лёд, чтобы потом попробовать воду рукой. Но тонкий ледок, затянувший прорубь, уже подтаял. Он легко проломился под моим ударом, Я с размаху влетел в прорубь, сначала одной ногой, а потом, не удержав равновесия, и всем телом.

К счастью, воды в этом месте было мне всего по колено.

Как ошпаренный, выскочил я на лёд и, стуча зубами от холода, сломя голову помчался домой. Вода, в которой так любила купаться оляпка, оказалась очень холодной.

В тот же день я слёг в постель в сильном жару. Я проболел целых два месяца. А когда выздоровел, мне ещё досталось от отца за то, что я искупался в проруби.

— Только сумасшедшие, — говорил отец, — нарочно лезут в воду зимой…,

— А оляпка? — перебил я.

Отец рассмеялся и больше не стал бранить меня.

Виталий Бианки — Сумасшедшая птица: читать сказку, рассказ для детей, текст полностью онлайн

Когда мне было десять лет, я прожил целую зиму в деревне.

Я бегал по лесу, выслеживал птиц и узнавал разные интересные подробности их жизни. Это было моим любимым занятием, и я очень скучал, когда что-нибудь мешало моим прогулкам.

Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель.

Отец долго не выпускал меня из дому. Время тянулось ужасно медленно.

Наконец через несколько дней я, проснувшись утром, увидал в окошко ясное голубое небо.

Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.

На дворе было морозно, но тихо. Ярко светило солнце. Глазам было больно от блеска белого снега.

В лес нечего было и думать пробраться. Там намело такие сугробы рыхлого снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс.

Пришлось направиться вдоль по реке. С неё, наоборот, ветром смело почти весь снег, так что местами был виден голубоватый лёд.

Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная белая полоса реки. Справа и слева на её крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом лес. Даже писка синиц не было в нём слышно.

Я подумал: «Верно, птицы плохо чувствуют себя после такой долгой метели».

Скоро я увидел перед собой на снегу чёрное пятно.

Оказалось, что это мёртвая ворона. Она лежала, уткнувшись головой в сугроб, распластав сбитые ветром крылья.

Я поднял её и осмотрел со всех сторон. Она уже окоченела. Нигде на всём теле её не было ни следа раны или ушиба.

Я понял, что ворону убил мороз.

Мне было очень жалко эту большую крепкую птицу, замёрзшую тут, посреди сугробов. Я утешал себя мыслью, что не все птицы погибли в эти дни. Наверно, мне удастся ещё сегодня поймать какую-нибудь полумёртвую птичку. Я снесу её домой, обогрею, накормлю и буду держать до весны.

Словно в ответ на мои мысли, невдалеке послышалось тихое щебетанье.

Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.

«Вот сумасшедшая! — подумал я. — Как она может радоваться в такой мороз?»

Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.

Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.

«Утопилась!» — мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно.

Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с мёртвой вороной в руках и с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.

Ворону отец велел мне сейчас же выкинуть, а над моим рассказом долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца.

— Дурачок! — сказал он. — Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя.

— Неправда! — горячился я. — Она сошла с ума и утопилась. Я сам видел, как её утянуло под лёд. Течение там такое быстрое…

— Ну, вот что, — остановил меня отец, — беги-ка опять на то место, где ты её видел. Она будет там. А если её там нет, значит, неподалёку от первой проруби есть вторая. Через неё оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лёд.

Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, — значит, есть ещё надежда, что моя белогрудая птичка жива.

У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.

Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.

Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.

А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её. Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.

Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит.

Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.

* * *

Прошло почти два месяца со дня моей первой встречи с оляпкой. За это время я очень полюбил её. В хорошую погоду я отправлялся на реку следить за ней. Она всегда успевала юркнуть от меня в прорубь. И всегда при этом вид у неё был такой весёлый, словно мы играли в «кошки-мышки».

Вся деревня знала эту забавную маленькую птицу. Крестьяне звали её водяным воробьём.

* * *

В конце зимы снова затрещали морозы, ещё крепче февральских. В эти дни моя оляпка уже не пела больше.

Теперь мне приходилось долго разыскивать её, прежде чем я находил её где-нибудь под ледяным навесом берега. Тут она сидела нахохлившись. Вид у неё был грустный и недовольный.

Когда я подходил к ней, она молча снималась и улетала куда-то далеко, всегда в одну и ту же сторону.

И вот, наконец, настал день, когда она улетела с этого места: проруби замёрзли. Лёд мешал оляпке нырять в воду за жуками.

Я очень тревожился о своей белогрудой приятельнице.

«Может быть, — думал я, — она лежит теперь где-нибудь в снегу, как та ворона, что я нашёл на реке после метели».

Дома отец сказал мне:

— Скорее всего, твоя оляпка попала в когти какому-нибудь хищнику. А всего верней, она просто отправилась искать себе другое место на реке, где вода не замерзает даже в самые крутые морозы.

На следующее утро опять выглянуло солнце, и я отправился на розыски оляпки.

Миновав знакомые проруби, я взобрался на обрывистый берег и пошёл вдоль реки.

Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шёл, в большую реку.

Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и пенилась внизу, крутясь в бурном водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.

Я никогда прежде не видал водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему приблизится.

Вдруг я заметил двух птиц, летевших прямо к водопаду. Впереди неслась, сверкая белой грудью, моя оляпка. Сзади быстро настигал её серый ястреб.

Не успел я опомниться, как сумасшедшая птичка исчезла в стремительной струе водопада.

Ястреб круто взмыл кверху перед падающей стеной воды, на одно мгновение повис в воздухе, повернулся и медленно полетел прочь. Добыча ускользнула из его когтей.

Ястреб не знал, что сталось с оляпкой. Но я видел, как она стремглав пронеслась сквозь стену водопада, сделала небольшой полукруг и как. ни в чём не бывало уселась на камне под обрывом, с которого падала вода.

Сквозь шум водопада не было слышно её голоса. Но по её движениям я понял, что она поёт свою весёлую песенку.

Домой я возвращался с прогулки вприпрыжку. Теперь я был уверен, что моей смелой маленькой приятельнице не страшны ни когти ястреба, ни холод, ни голод зимы.

Да зиме уж недолго оставалось мучить птиц. День был по-весеннему тёплый. Солнце припекало, и вокруг меня с лёгким звоном рушился снег. Был уже конец февраля. Скоро должны были кончиться морозы.

С такими весёлыми мыслями бежал я домой, У знакомой проруби мне вдруг пришло в голову: хорошо бы попробовать, очень ли холодна вода, в которой так любит купаться оляпка.

Недолго думая, я подбежал к проруби и сильно топнул ногой по тонкому льду.

Я хотел только сломать лёд, чтобы потом попробовать воду рукой. Но тонкий ледок, затянувший прорубь, уже подтаял. Он легко проломился под моим ударом, Я с размаху влетел в прорубь, сначала одной ногой, а потом, не удержав равновесия, и всем телом.

К счастью, воды в этом месте было мне всего по колено.

Как ошпаренный, выскочил я на лёд и, стуча зубами от холода, сломя голову помчался домой. Вода, в которой так любила купаться оляпка, оказалась очень холодной.

В тот же день я слёг в постель в сильном жару. Я проболел целых два месяца. А когда выздоровел, мне ещё досталось от отца за то, что я искупался в проруби.

— Только сумасшедшие, — говорил отец, — нарочно лезут в воду зимой…,

— А оляпка? — перебил я.

Отец рассмеялся и больше не стал бранить меня.

Почему птицы летают в V?

Посмотрите на небо. Вы видите что-нибудь интересное? Вы видите какие-нибудь знакомые формы в облаках? Есть ли там самолеты или воздушные змеи. Если вам повезет, над вашей головой может даже появиться буква «V». Нет, не летающий алфавит — стая птиц в строю!

Хотя не все птицы мигрируют, большинство из них мигрируют. Их называют «перелетными птицами». Причины миграции птиц различны, но обычно связаны с едой или погодой.

В северном полушарии многие птицы мигрируют на юг в зимние месяцы, когда погода становится слишком холодной, чтобы они могли выжить в своих северных местах обитания.С наступлением весны птицы возвращаются в свои дома.

Вы когда-нибудь путешествуете с семьей? Люди часто вместе путешествуют в отпуск или просто ходят в магазин. Другие предпочитают путешествовать в одиночку. Птицы такие же! Некоторые птицы мигрируют поодиночке, другие — парами, а многие — большими стаями.

Певчие птицы часто мигрируют стаями, в то время как более крупные птицы, такие как гуси, мигрируют строем. Часто эта миграция принимает форму буквы V. Причина, по которой эти птицы предпочитают летать в форме буквы V, много лет озадачивала исследователей.Есть две теории, объясняющие V-образное образование.

Наиболее распространенная теория гласит, что образование стаи влияет на аэродинамику. Это означает, что птицы принимают это строение, потому что им легче летать. Когда птицы машут крыльями, воздух, стекающий с их крыльев, дает птицам в задней части V дополнительный подъем. Это снижает количество энергии, необходимой птицам для полета. Это очень полезно, учитывая, как далеко летают эти птицы.

Как вы понимаете, лететь впереди буквы V сложнее, чем сзади.Во время миграции птицы по очереди идут впереди V, чтобы ни одна птица не устала. Когда птица устает вести, она падает в заднюю часть V. Она может восстановить свою энергию с помощью остальной стаи. Этот процесс помогает птицам летать на большие расстояния без необходимости отдыха.

Вторая теория предполагает, что полет в форме буквы V дает каждой птице лучшую видимость для каждой птицы во время полета стаи. Это облегчает птицам отслеживание каждого члена стаи.Группы летчиков-истребителей часто выстраивают свои самолеты V-образным строем по той же причине.

В следующий раз, когда вы выйдете на улицу, посмотрите, сможете ли вы найти букву «V» в небе! Тогда посмотрите это. Вы видите птиц по очереди впереди? Сколько времени нужно, чтобы птицы впереди устали и переместились на спину? Вы можете многое узнать о животных, просто наблюдая за ними!

Стандарты: NGSS.LS2.D, CCRA.L.3, CCRA.L.6, CCRA.R.10, CCRA.W.3, CCRA.WL.7, CCRA.L.1, CCRA.L.2, CCRA.SL. 1

Летучие мыши и птицы — разные летчики

ВАШИНГТОН (Рейтер) — Летучие мыши и птицы, единственные два летающих позвоночных на Земле, используют свои крылья по-разному, по словам ученых, которые наблюдали маленьких летучих мышей, питающихся нектаром, летящих сквозь туман в аэродинамической трубе. .

Маленькая летучая мышь, питающаяся нектаром, изображена в полете на этой фотографии без даты. По словам ученых, наблюдавших за небольшими летучими мышами, питающимися нектаром, летучими мышами, летающими сквозь туман в аэродинамической трубе, летучие мыши и птицы, единственные два позвоночных летающих на Земле, используют свои крылья по-разному.REUTERS / Courtesy Science / Раздаточный материал

В четверг в журнале Science исследователи описали аэродинамические различия между летучими мышами и птицами. Они оба летают, взмахивая крыльями, но используют движение взмахов крыльев по-разному: летучие мыши взмахивают крыльями вверх и назад, в отличие от птиц, чтобы получить подъемную силу.

«Похоже, что летучие мыши в основном специализируются на маневренном и маневренном полете в сложных условиях», — сказал по электронной почте Джеффри Спеддинг, профессор аэрокосмической и машиностроительной техники Университета Южной Калифорнии и один из авторов исследования.

«В целом, летучие мыши характеризуются стремительным, резким поворотом и маневрированием. Это можно увидеть, когда они кружатся, ловя насекомых, или порхают с цветка на цветок », — добавил Спеддинг.

Длинноязычная летучая мышь Палласа, имеющая научное название Glossophaga soricina, служила летчиком-испытателем для исследовательской группы из Швеции, Германии и США.

Летучие мыши летели в аэродинамической трубе, заполненной туманом от генератора тумана. Ученые отслеживали движение частиц тумана в следе от летающих летучих мышей, чтобы понять аэродинамику каждого удара крыла.

Ранее ученые изучали птиц, летающих в аналогичных аэродинамических трубах.

КОНСТРУКЦИЯ КРЫЛА

Полет с приводом от двигателя у позвоночных существовал трижды за всю историю жизни на Земле.

Первыми, кто совершил этот подвиг, были летающие рептилии, известные как птерозавры. Впервые они появились примерно 220 миллионов лет назад, но погибли вместе с динозаврами 65 миллионов лет назад, когда астероид врезался в Землю.

Ученые считают, что птицы произошли от маленьких пернатых динозавров примерно 150 миллионов лет назад.Они пережили удар астероида.

Летучие мыши, которые, как правило, ведут ночной образ жизни, являются единственными млекопитающими, у которых развился механический полет — некоторые любят летяги летать, но не летают. Летучие мыши возникли около 50 миллионов лет назад.

Строение крыльев у летучих мышей и птиц разное. У птиц перья выступают из легких сросшихся костей рук и кистей. У летучих мышей гибкие относительно короткие крылья с перепонками, натянутыми между удлиненными пальцами.

Спеддинг сказал, что в то время как птицы могут раскрывать свои перья, как жалюзи, летучие мыши разработали кривую траекторию крыльев, которая увеличивает подъемную силу во время движения вверх.

Насчитывается около 1000 видов летучих мышей, что составляет около 20 процентов всех видов млекопитающих. Большинство ловят насекомых.

«Конечно, наше сравнительное незнание летучих мышей основано на довольно произвольной точке зрения, что мы не видим их, потому что они выходят ночью. Это невежество иногда проявляется в виде неуместного страха, поэтому летучие мыши являются источником самых разнообразных мифов и легенд », — сказал Спеддинг.

Парить лучше, чем взмахивать руками

Это европейский пчелоед во время полета.Предоставлено: Хорхе Родригес.

Крупные птицы, такие как аисты, экономят энергию во время полета к месту зимовки, паря в воздухе под воздействием тепловых потоков. Однако до сих пор мы ничего не знали о способах полета маленьких перелетных певчих птиц, например о том, взмахивают ли они крыльями или взлетают, и позволяют ли эти стили полета экономить энергию.

Теперь группа ученых из Института орнитологии Макса Планка в Радольфцелле, Университета Бен-Гуриона в Негеве и Еврейского университета в Иерусалиме проследила передвижение европейских пчелоедов (пчелиных насекомых меропсов) вдоль Африки и Евразии. миграционный пролет с помощью миниатюрных радиопередатчиков.Анализируя измерения частоты пульса, скорости полета и стиля полета, они выяснили, что эти маленькие птицы тоже летают. Кроме того, они обнаружили, что птицы летают так же быстро, как парят, и машут крыльями, при этом затрачивая столько же энергии, сколько нужно, чтобы сесть в своем гнезде. (Опубликовано в PloS One 11 ноября 2010 г.)

Когда мы думаем о птицах, величественно парящих по небу, не хлопая крыльями, мы представляем себе такие крупные виды, как аисты или ястребы, безмолвно ищущие добычу.Характер полета крупных птиц хорошо изучен. Орнитологи знают, как быстро и далеко они летают, а также как часто взмахивают крыльями или взлетают во время полета. Однако об этих закономерностях у более мелких птиц известно гораздо меньше. До недавнего времени считалось, что маленькие птицы не могут так же парить и экономить энергию из-за меньшей мускулатуры и крыльев. Предполагалось, что планирование снизит скорость полета.

В недавно опубликованном исследовании ученые из Университета Бен-Гуриона в Негеве и Еврейского университета в Иерусалиме вместе с Мартином Викельски, директором Института орнитологии Макса Планка в Радольфцелле, впервые определили энергопотребление малых певчие птицы в дикой природе.Исследователи прикрепили крошечные радиопередатчики на спины европейских пчелоедов (Merops apiaster), пойманных в Израиле, чтобы записать частоту ударов их крыльев, частоту сердечных сокращений и скорость полета. Чтобы оценить потребление энергии птицами, они определили в лаборатории, что частота сердечных сокращений птиц увеличивается с потреблением кислорода, и поэтому измерения частоты сердечных сокращений указывают на использование энергии птицами во время полета.

«Анализируя данные, мы были удивлены, увидев, что пчелоеды часто переключаются между парением и взмахами, а также что частота сердечных сокращений во время скольжения была вдвое меньше, чем во время взмахов крыльев», — говорит Мартин Викельски.«Птицам требовалось такое же количество энергии, чтобы парить или парить, как когда они отдыхали на ветке или в гнезде». Напротив, предыдущие исследования с более крупными птицами показали, что потребление энергии было по крайней мере на 30 процентов выше, когда птицы плыли, чем когда они отдыхали. Таким образом, парящий и планирующий полет означает значительно большую экономию энергии для мелких перелетных птиц, чем для более крупных видов. Кроме того, ученые не обнаружили потери скорости полета при планировании птиц.

Результаты этого исследования не только дают ответ на вопрос, могут ли маленькие перелетные птицы парить во время своего длительного путешествия, но также показывают, что они при этом путешествуют так же быстро и потребляют меньше энергии.


Перья слишком слабые для раннего полета
Дополнительная информация: Нир Сапир, Мартин Викельски, Маршалл Д.МакКью, Берри Пиншоу, Ран Натан, Режимы полета у мигрирующих европейских пчелоедов: частота сердечных сокращений может указывать на низкий уровень метаболизма во время полета и планирования, PloS One 5 (11): e13956. DOI: 10.1371 / journal.phone.0013956 Предоставлено Max-Planck-Gesellschaft

Ссылка : Птицы: лучше парить, чем взмахивать руками (2010, 8 декабря) получено 15 января 2021 г. с https: // физ.org / news / 2010-12-birds-soaring.html

Этот документ защищен авторским правом. За исключением честных сделок с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в информационных целях.

Почему птицы летают буквой V? Теперь у науки есть ответ.

Причина, по которой некоторые птицы летают в форме буквы V, больше, чем эстетика, говорят ученые.

Группа под руководством биологов Лондонского университета Стивена Португалии и Джеймса Ашервуда оборудовала стаю из 14 лысых ибисов различными измерительными приборами и наблюдала за исчезающими птицами, мигрировавшими из Австрии в Италию.

Согласно пресс-релизу Королевского ветеринарного колледжа университета, точность этих измерений позволила ученым отследить относительное расположение птиц в форме буквы V.

Как говорится в пресс-релизе научного журнала Nature, когда птицы летели в форме буквы V, ученые наблюдали за ними в течение чуть более 43 минут, записывая положение, скорость и направление каждой птицы.

Их результаты, опубликованные в выпуске журнала Nature на этой неделе, показали, что птицы меняли положение полета или взмахивали крыльями таким образом, который давал им «лучшее аэродинамическое преимущество».

Те, что летали в V-образной формации, взмахивали крыльями синхронно, так что летящая птица могла получить дополнительный подъем от той, которая была впереди, говорится в исследовании.Те, кто летел прямо за другой птицей, взмахивали крыльями в противофазе, чтобы уменьшить эффект «вредного нисходящего потока» от птицы впереди.

Это, по сути, балансирование, сказал Monitor Monitor доктор Ашервуд, принимавший участие в исследовании.

«Сложные механизмы, задействованные в полете V-образной формы, указывают на замечательную осведомленность и способность птиц реагировать на траекторию крыльев ближайших товарищей по стае, — сказал Португалия. следы от взмахов крыльев.«

Это поведение также помогает экономить энергию во время полета», — говорит Ашервуд.

Не все птицы летают по V-образной схеме. Только некоторые виды птиц, такие как журавли, пеликаны и гуси, могут летать.

«Птицы, которые летают по V-образной схеме. — говорит Ашервуд. — Они летают с одинаковой скоростью и летают на большие расстояния. У них обычно длинные крылья », — говорит Ашервуд.

Это исследование открывает дверь для дальнейших исследований того, как птицы могут чувствовать поток воздуха, говорит Ашервуд.

«Это также может помочь нам понять, как самолеты летают вместе», — говорит он.

Получайте сообщения Monitor Stories, которые вам интересны, на свой почтовый ящик.

Эти данные также показывают, что птицы могут улавливать и прогнозировать характер турбулентности воздуха, вызываемой другими птицами в стае.

Согласно пресс-релизу Королевского ветеринарного колледжа Лондонского университета, этот сложный образец ранее предполагался на основе теоретических моделей, но не был зарегистрирован у свободно летающих птиц.

Leave a Reply