Разное

Что лучше фарфор или керамика: Чем отличается фарфор от керамики? – «В чем разница между фаянсом и фарфором?» – Яндекс.Кью

Содержание

Виды фарфора, керамики и фаянса

Систематизируем фарфор по составу сырья. Весь фарфор можно разделить на три основные группы — восточный фарфор, европейский твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).

Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудно-плавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.
Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием «б и с к в и т а»; но большею частью фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.

Массы для фарфоровых изделий

Фарфоровые изделия отличаются тонким помолом исходных компонентов массы, высокой температурой обжига, белизной, просвечиваемостью, отсутствием открытой пористости, высокой прочностью, термической и химической устойчивостью. Фарфоровые массы состоят из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и др. алюмосиликатов. Основная прелесть фарфора- белизна и просвечиваемость, поэтому для изготовления фарфоровых изделий применяется наиболее чистое керамическое сырье. Для повышения пластичности массы часть каолина иногда заменяют высокопластичной белой огнеупорной глиной или бентонитом. В зависимости от состава массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при температуре 1350-1450°С и выше и мягкий фарфор, температура обжига которого ниже1350°С. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата (до36% и до 28% полевого шпата соответственно). Мягкий фарфор делят на полевошпатовый, низкотемпературный (выокополевошпатовый), фриттовый, костяной и др.

Первый обжиг твердого фарфора производится до температуры 850-950°С. Костяной фарфор производится из масс, содержащих костяную золу, фосфорнокислый кальций, полевой шпат и др. Обжигается вначале при температуре 1230-1250°С, затем при температуре плавления глазури 1050-1150°С. Фриттовый фарфор содержит щелочные легкоплавкие фритты, сплавленные из кварцевого песка, соды, поташа, селитры, гипса и др. материалов. Обжиг фриттового фарфора производится вначале при более высокой температуре (1200-1300°С), а при более низкой. Низкотемпературный фарфор изготавливается из низкоспекающихся масс и покрывается белой глухой циркониевой глазурью. Основными компонентами для его изготовления служат каолин, бентонит, пегматит, глинозем, доломит и др. материалы. Черепок спекается, обжигается однократно при температуре 1160-1180°С, водопоглощение до 0.5%.
Полуфарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурьб. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 5-8%. Обжиг изделий при температуре 1150-1250°С. Фарфоровые изделия должны иметь спекшийся черепок, покрытый бесцветной прозрачной глазурью, иногда специально окрашенный черепок, или специально покрываются цветными глазурями. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%. Изделия изготавливаются гладкими или с рельефом, с ровным или фигурным краем, декорируются подглазурными и надглазурными керамическими красками, деколью, люстрами, препаратами драгоценных металлов и др. Изготавливаются фарфоровые изделия в основном двумя способами: литьем и формованием с помощью шаблона в гипсовых формах. Изделия из костяного и фриттового фарфора, ввиду отсутствия или малого количества пластичных материалов в составе, изготавливаются только литьем, иногда с клеящими добавками. Механическая прочность мягкого фарфора в полтора раза меньше твердого.
Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:
1.Хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы).
2.Электротехнический (изоляторы).
3.Химический фарфор (лабораторная посуда и др.).
Наиболее вредные примеси фарфора — Fe2O3 и ТiO2 . Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др. Для обеспечения высокого качества изделий сырьевые материалы подвергаются тонкому помолу, тонина которого контролируется ситом 10000 отв/см2. Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.
Костяной фарфор отличается высокой белизной, просвечиваемостью и декоративностью, но такой фарфор легко деформируется в обжиге. Отдепьные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.
Высокополевшпатовый фарфор напоминает твердый фарфор и отличается меньшим содержаним глинистого вещества и большим содержанием кварца и полевого шпата. Производится по схеме производства твердого фарфора, причем температура первого обжига составляет 950-1000°С, а второго 1250-1300°С. Обладает меньшей механической прочностью и термостойкостью, чем фарфор, но имеет большую просвечиваемость и большие декоративные возможности (ниже температура политого обжига). Применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д.
Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т.
Мягкий фарфор, обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает.
Французский мягкий фарфор состоит из невполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, с свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор. В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин и т. д. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен. Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями.
Основной составной частью фарфора восточного и европейского твердого является каолин (неплавящаяся фарфоровая глина и полевой шпат). В европейском фарфоре каолина больше, чем в восточном, и он требует более жаркого огня при обжиге. Это сообщает ему прозрачность, зато в таком огне выгорают все краски, кроме синей. Поэтому европейский фарфор приходится расписывать поверх глазури, восточный же позволяет применять ряд красок для подглазурной росписи.
Европейский полуфарфор каолина не содержит и потому к фарфору подходит только внешним видом, а по составу своему ближе к стеклу. При обжиге он не требует высокой температуры, что позволяет употреблять большее количество красок, которые, сплавляясь с глазурью, придают росписи особую прозрачность и блеск.
Если попытаться классифицировать изделия из обожженной глины в порядке усложнения технологии их изготовления, то получится следующая схема: ручная примитивная лепка и костровой обжиг; гончарные изделия и горновый обжиг; майолика; полуфаянс; фаянс; фарфор. Эти технологии появлялись в разное время и в разных странах, имея в зависимости от этого значительные особенности. Сегодня почти все они существуют в современных вариантах, и в любой, даже самой примитивной технике, используя самую незамысловатую технологию, талантливый керамист может достичь больших успехов. В русский язык давно и прочно вошли термины, обозначающие изделия, сделанные из глины. Так вот, как говорится, разберемся сначала с терминами.
Самое общее понятие, включающее в себя все изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислами и другими неорганическими соединениями, -это керамика. Далее, если соблюдать хронологию в освоении людьми свойств и возможностей глины как материала, идут лепные и гончарные изделия. Я думаю, всем понятно, что гончарные изделия сделаны на гончарном круге, а лепные слеплены руками. Но тем не менее, тут есть один нюанс. Гончарные изделия — это термин, обозначающий изделия, сделанные на гончарном круге без дальнейшего применения глазури. И фаянс, и майолику, и даже фарфор тоже можно делать, используя гончарный круг, но мы при этом не называем их гончарными изделиями. Главным отличительным признаком является то, что фаянс и майолику покрывают глазурью. Причем очень трудно провести грань и определить, на сколько процентов нужно покрыть гончарное изделие глазурью и расписать, чтобы оно превратилось в майолику.
Некоторые современные мастера свою гончарку изнутри покрывают глазурью, отчего она, по их мнению, не превращается в майолику. Название этой керамики происходит от названия острова Майорка, где под влиянием морисков из города Малаги (Испания) в ХIV-ХV веках расцвело производство керамических изделий из естественно окрашенных глин, полностью крытых глухой оловянной глазурью и расписанных. Майоликовое производство распространилось в Северной Италии, получив особое развитие в окрестностях городов Фаэнца и Урбино. Я думаю, вы догадались, что именно название города Фаэнца и дало имя следующей разновидности керамики — фаянсу. Но тут я должен оговориться: до сих пор еще до конца не выяснено, что же появилось раньше — майолика или фаянс — не как названия, а как виды керамики. Ведь до сих пор майолику называют иногда «простым фаянсом», а значит, фаянс — это более общее понятие, включающее в себя и майолику.
Сегодня майоликой называют керамические изделия из естественно окрашенных легкоплавких глин, красный черепок которых покрыт глухой глазурью, с водопоглощением 10-15 процентов. Фаянсом называют керамические, крытые прозрачной глазурью изделия с водопоглощением от 9 до 12 процентов. Цвет фаянса может быть различным: преимущественно светлых тонов до белого. Состав фаянсовых масс можно разделить на три группы: глинистый древний фаянс — из глины и молотого обожженного кремня или кварца; известковый, или мягкий, фаянс (типичный средневековый) — из глины, обожженных кремня или кварца и мергеля или мела; полевошпатовый, или твердый, — из глины, кремня или кварца и полевого шпата, впервые изготовленный в начале XVIII века в Германии.
Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как ее иначе называли, поливой, были сделаны в Египте. Из Египта искусство глазурования пришло в Вавилонию и Ассирию, а оттуда проникло в Персию, где оно достигло расцвета главным образом в области строительного искусства. Разные литературные источники по-разному оценивают использование глазури греками и римлянами. Например, немецкий исследователь истории фаянса А.Н. Кубе считал, что грекам и римлянам была известна технология использования глазури, но их исключительная любовь к чистому черепку ограничивала их в ее применении. И когда рухнула античная культура, то вместе с ней погибло для Европы искусство глазурования. Но в эпоху Средневековья фаянс снова появляется и снова на Востоке. В начале XIII века переправившиеся из Африки арабы после семилетней упорной борьбы завладели Пиренейским полуостровом. И вот вместе с арабами в Испании появляется и фаянсовое производство, которое еще долго останется во власти восточных традиций. В конце концов появляется испано-мавританская керамика — своего рода мост между Востоком и Западом. Затем, из Испании фаянсовое производство проникло в Италию, где оно в середине XVI века в так называемых итальянских майоликах достигло своего расцвета.
В Древней Руси поливная керамика известна с X века. Так, в конце ХIХ столетия в богатых языческих курганах у деревни Гнездово (под Смоленском) были обнаружены обломки двух тарелок и кружки белой глины, покрытые поливой и украшенные разноцветной росписью.
Производство майолики, перешедшее из Италии в другие страны центральной Европы, в дальнейшем развилось в производство фаянса с черепом белого или кремового цвета, крытого прозрачной свинцовой глазурью. Так возникли французские фаянсы, знаменитые голландские делфтские фаянсы, немецкие и английские фаянсы. Развитию фаянсового производства в Европе нередко способствовали даже курьезы. Так в конце XVII — начале XVIII века войны подорвали экономику Франции и, нуждаясь в средствах, Людовик XIV запретил употреблять золотую и серебряную посуду, что привело к бурному развитию производства керамики, и в частности фаянса.
В XVII веке фаянсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, назывались полуфаянсами. Приставка «полу» не содержала в себе ничего пренебрежительного или указывающего на низкое качество, она указывала только на технические отличия этих фаянсов от «настоящих» фаянсов, покрытых непрозрачной оловянной глазурью. Наивысших результатов в использовании прозрачных свинцовых глазурей достигли в Германии семья Гирш-Фогель и во Франции Бернар Палисси.
Так называемый турецкий полуфаянс (XVI—XVII века) относят к группе мягкого фаянса, который изготавливался из смеси красножгущейся глины с мелом. Обычно этот полуфаянс ангобировали или покрывали оловянной глазурью и декорировали густыми пастами с использованием охры (болюса), что придавало поверхности изделия некоторый рельеф.
В Европе производство фаянса своих вершин достигло в Англии в XVII веке, когда английский керамист Джозайя Уэджвуд (Веджвуд) изобрел высококачественные фаянсовые массы («кремовую», «базальтовую», «яшмовую»). Самое замечательное его произведение находится в России. Это столовый сервиз из 952 предметов, сделанный по заказу Екатерины II (в Англии он получил название «русского»). На каждом предмете этого сервиза есть личное клеймо автора — зеленая лягушка.
В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Первый известный нам завод был основан в Москве в 1724 году купцом первой гильдии Афанасием Гребенщиковым. В 1752 году в Петербурге был открыт Казенный фаянсовый завод, а затем и Императорский фаянсовый завод, на котором работал Дмитрий Виноградов. С 1757 года начала работу фабрика Ивана Сухарева, занимавшаяся ранее изготовлением красок. Во второй половине XVIII века массовой становится продукция многочисленных заводов и мастерских подмосковной Гжели. В августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии возник один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле — будущий Конаковский (Кузнецовский) завод. А в сентябре 1810 года владельцем этого фаянсового завода становится А.Я. Ауэрбах, который с первых же дней проводит ряд мер по укреплению своего предприятия.
В 1870 году завод Ауэрбаха был продан М.С. Кузнецову — яркой, колоритной личности, типичной для периода развития капитализма в России. М.С. Кузнецов присоединил это предприятие к имевшимся у него заводам в Дулеве Владимирской губернии (основан в 1832 году) и в Риге (основан в 1843 году). К этому времени кузнецовские предприятия были уже заметными в России. Бывший завод Ауэрбаха в Тверской губернии стал одним из предприятий обширной кузнецовской фирмы, в которую входили: керамическое предприятие в селе Буды Харьковской губернии, завод Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда, завод в городе Славянске Черниговской губернии, завод в деревне Песочная Ярославской губернии, фаянсовая фабрика в селе Песочня Калужской губернии. В 1889 году учреждается «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве. В 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР в числе других крупных промышленных предприятий Кузнецовская фабрика в Тверской губернии была национализирована. Но только в 30-х годах фабрика налаживает производство и сюда приходят молодые талантливые художники И. Фрих-Хар, И. Чайков, И. Ефимов, В. Фаворский, В. Филянская, П. Кожин, С. Лебедева, М. Холодная.
Некоторые фаянсовые заводы наряду с фаянсом с середины XVIII века стали выпускать фарфоровые изделия. Фаянс отличается от фарфора тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В «глинистом» фаянсе содержание глины доходило до 85 процентов, температура обжига была 950-960°С , такой фаянс покрывали цветной глухой глазурью. Этот фаянс характеризовали высокая пористость и малая механическая прочность. Известковый фаянс средних веков содержал кроме глины и кремня еще 10-35 процентов известняка или мела; температура обжига его достигала 1100-1160°С; черепок был пористый (19-22% по водопоглощению) и малопрочный. Твердый, или полевошпатовый, фаянс получил распространение с конца XIX века. Мел был частично или полностью заменен полевым шпатом. Твердый фаянс обжигали дважды: сначала при более высокой температуре (1230-1280°С) — для получения качественного черепка, а вторично — при более низкой температуре (1050-1150°С) — только для оплавления глазури.
В отличие от европейского, непросвечивающего в черепке, фаянса, персидский фаянс, производство которого прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с X по XVII век), имел хорошо просвечивающий черепок. Персидский фаянс готовился из массы, богатой кварцевой составляющей с небольшой добавкой остекленной после обжига глины. Изделия покрывались тонким слоем белого ангоба и прозрачной щелочной глазурью с люстровым металлическим отблеском или опоковой свинцово-оловянной глазурью. Впервые технология люстрованной керамики описана в трактате XII века Абу-ль-Фазлом Хубайшем Тифлиси. Если говорить о недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать о его пористости, которая приводит к поглощению им влаги из воздуха, что ведет к некоторому его разбуханию (0,016—0,086% от объема), к разрыву глазури и к появлению цека (мелких трещин глазури), возрастающего с течением времени. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса или майолики.
Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3-4 процентов мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20-40°С может устранить цек. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два — три года.
В конце этой краткой справки о фаянсе я приведу состав фаянсовых масс некоторых заводов. Завод Бармина, Москва, 1876 год: 3 пуда глуховской глины, 1 пуд 20 фунтов английской глины, 6 пудов песка, 6 пудов опоки; Конаковский завод, середина XIX века: глины 29 процентов, каолина 32,5 процента, кварцевых отходов 32,5 процента, боя б процентов, обжиг при 1250-1280°С. Продолжим знакомство с видами керамики. Самым сложным по составу, самым высокотемпературным по обжигу и доставшимся человеку труднее всего материалом является фарфор. Отличительные признаки фарфора — белый цвет, отсутствие пористости, просвечиваемость, прочность, термостойкость и химическая стойкость — определяются как составом исходного сырья, так и технологией его обработки. Фарфор изобретен в Китае в период Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.). Различают следующие периоды в китайском фарфоровом производстве, названные по правящим династиям: Тан (618 — 907), Сун (960 — 1279), Мин (1367 — 1643), Канг-Хси (1662-1722), Чьенг-Лунг (1723 — 1795) и новый — с 1795 г. Своего расцвета в развитии формы и декорировки фарфор достиг в период Канг-Хси.
Редко встречаемый благоприятный состав «фарфорового камня» (нан-кан), большие запасы которого находятся вблизи исконного места фарфорового производства (г. Дзиньдэчжень), весьма упрощает составление и приготовление фарфоровой массы при добавлении каолина. В минералогическом отношении нан-кан представляет собой серицитовый песчаник состава: 75,06 процента окиси кремния, 0,05 процента окиси титана, 16,01 процента окиси алюминия, 0,41 процента окиси железа, 0,28 процента окиси кальция, 0,60 процента окиси магния, 1,97 процента окиси натрия, 3,3 процента окиси калия и прочих примесей — 2,2 процента. Масса вылеживалась в закрытом состоянии в земле по 100 лет, что давало возможность получать из непластичного сырья массу с высокими формовочными свойствами, позволявшими изготовлять (уже в периоде Сун) знаменитый «фарфор яичной скорлупы», то есть изделия с очень тонкими стенками. Китайскими керамистами школы профессора Чжоу-Женя установлено, что размол «фарфорового камня» в современной шаровой мельнице не сообщает фарфоровой массе той пластичности и связности, которые достигаются при толчении этого камня в ступах и ее вылеживании, как это делали в старину.
Естественно, что высокая стоимость китайского фарфора, ввозимого в Европу в XV — XVII столетиях (за одну фарфоровую вазу могли отдать целую роту солдат), вызывала попытки подражаний. Таковы мягкий фарфор Медичи, французский фриттованный фарфор с добавкой к стеклу мергелистой глины и мела, реомюров фарфор и др. В 1708 г. мейсенскому алхимику И.Ф. Бетгеру удалось изготовить прототип европейского фарфора из каолина, песка и мела; но уже с 1720 г. мел был заменен полевым шпатом, и был получен настоящий твердый фарфор. Мануфактура была строго засекречена. В XVIII веке получили развитие крупные мануфактуры, а впоследствии заводы в самом Мейсене, прославившемся своим «саксонским» фарфором.
В России состав фарфора был самостоятельно разработан в 1744 г. Д.И. Виноградовым, который наладил фарфоровое производство на Императорском заводе под Петербургом (ныне Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова). Рецепт фарфора в записи Виноградова таков: «Возьми кварца прокаленного 768 ч., глины подготовленной 384 ч., песчанка, алебастра отсеянного 74 ч.». В этой массе кварц играет роль отощителя, алебастр — роль плавня, глина — роль связующей пластической добавки. Подготовка глины (разновидность гжельской беложгущейся песчанки) состояла в ее отмучивании.
Современные технологи различают две основные разновидности фарфора — твердый (с небольшим количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге при температуре 1380-1460°С, и мягкий (с повышенным количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге и при более низких температурах, но не ниже 1200°С. Первый, утельный, обжиг одинаков — при 900- 1000°С. Известно, что Броньяр (Севрский фарфоровый завод во Франции) опробовал в середине прошлого столетия массы, обжигая их даже при 1500-1550°С, применив в качестве глазури пегматит весьма тонкого помола (пегматит — светлая крупнозернистая магматическая горная порода, по физическим свойствам аналогичная граниту).
Помимо двух основных видов фарфора в настоящее время известно много специальных видов технических фарфоров и фарфороподобных материалов. Например, полуфарфор, или низкотемпературный фарфор «витриес-чайна», или английский костяной фарфор, который начал производить И. Спод (второй) в 1759 год) в районе г. Сток-он-Трент, где в настоящее время сосредоточено большинство английских фарфоровых заводов. Костяной фарфор отличается высокими декоративными качествами, и они зависят от правильного приготовления золы костей крупного рогатого скота, которая входит в состав фарфора. Подготовка костей состоит в обезжиривании, в обработке паром и обжиге.

Что такое фарфор и что такое фаянс. Это керамика или нет

Кто не любит красивую посуду и предметы интерьера? Она выглядит стильно, привлекательно и создаёт свою атмосферу. Особенно касается керамической посуды. Чаще всего мы слышим слова керамика, фарфор, фаянс. Но знали ли вы, что это совершенно разные понятия? В чем же отличия фаянса от фарфора? Как различить подделку? Как ухаживать за каждым видом посуды? И какую лучше выбрать? В общем, всё о фарфоровых и фаянсовых изделиях вы узнаете сегодня.

Кто не любит красивую посуду и предметы интерьера

Кто не любит красивую посуду и предметы интерьера

Фарфор и керамика — в чём разница?

Если кратко, то фаянс и фарфор — это тонкая керамика, к ней так же относится майолика. Существует ещё грубая керамика — предметы гончарства.

Керамика — это изделие из неорганических материалов. Получают её благодаря спеканию глины с другими минеральными добавками и соединениями. Самыми распространёнными, совершенными типами керамики считаются фарфор и фаянс. Многие учёные утверждают, что это первый материал, который был создан человечеством. Если смотреть на “керамический ряд эволюции”, то список выглядит следующим образом: майолика, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор.
Сегодня такие изделия создают и применяют в разных областях: медицина, наука, машиностроение, а также стекольная промышленность. В последнюю как раз входит создание стекла и разных видов керамики, из которых изготавливается посуда и предметы интерьера. Такое широкое применение обуславливает то, что керамические изделия термостойкие и способны долго удерживать температуру, а также очень практичны.

Многие учёные утверждают, что это первый материал, который был создан человечеством

Многие учёные утверждают, что это первый материал, который был создан человечеством

Что же такое фаянс и что такое фарфор?

Фаянс — название возникло в Италии, благодаря одному из центров керамического производства — Фаэнца. Предметы из него получаются чаще всего белого цвета. Они довольно плотные и мелкопористые. Для его создания используют 85% глины, а обжигают при температуре 1050-1280° С.
Что касается его свойств, то он имеет низкую механическую прочность, а поглощаемость влаги составляет до 12%.

Фарфор — необыкновенно прозрачен на свету. В отличие от фаянса, фарфоровые изделия не имеют пор, они более прочные и идеально белые. Существует два основных вида: твердый и мягкий.
Последний не очень подходит для кухонных предметов из-за своей хрупкости и разрушению глазури от механических воздействий. Из мягкого лучше изготавливать красивый декор. А твёрдый подходит для посуды.

В чём разница между фаянсом и фарфором?

  1. В своём составе фарфор имеет меньше глины и больше различных добавок (кварц, каолин и пр.).
  2. На свету фарфоровая посуда просвечивает, а фаянсовая нет.
  3. Переверните керамическое изделие. Если черепок имеет другой цвет, нежели глазурь, или же является оттенком бежевого, то это фаянс. У фарфоровых предметов ободок белый.
  4. У фарфоровых, объёмных изделий донышко не имеет глазури, чтобы оно не прилипало к подставке.
  5. Фаянсовая посуда издаёт глухой звук при лёгком постукивании, а фарфор звучит звонко и чисто.
  6. При длительном использовании фаянс начинает покрываться мелкими трещинами, а фарфоровые изделия нет.
  7. Фаянсовая посуда тяжелее фарфоровой из-за толщины стенок.
  8. А также разница состоит в том, что фарфор практически всегда белый, может быть с росписью. А фаянс бывает цветным.

Изготовление фаянса

Как говорилось ранее, его изготавливают на 85% из глины, а также других неорганических добавок. Сам технологический процесс имеет сложную систему, состоит из 80 операций. Но выделяют 5 основных стадий:

  1. Подготовительная стадия.
    Сначала компоненты смешивают, перемалывают, готовят пластическую массу.
  2. Формирование. 
    Здесь непосредственно создают необходимую конфигурацию изделия.
  3. Сушка.
    Сушка предварительная и окончательная нужна для закрепления фигуры.
  4. Обжигание.
    Оно обычно двукратное. Происходит при температуре 1050-1280° С.
  5. Глазурование и декорирование.
    Финальная стадия, где изделие приобретает привлекательность за счёт росписи под или над глазурью.

Изготовление фарфора

В зависимости от вида, он имеет немного разный состав и способ производства. Подробная информация представлена ниже.

Твёрдый фарфор

  1. Основой этой разновидности являются каолин и полевой шпат. для прочности в массу добавляют мелкий песок или кварц.
  2. Полученную смесь перемалывают, перемешивают в глубоких чанах, измельчают. После чего подсушивают до пастообразного состояния.
  3. Когда масса становится пластичной и гибкой, ей придают форму.
  4. Двукратное обжигание, глазурование, декорирование.
    Сначала ставят в печь при 600-800° С, после покрытия эмали повышают температуру обжига до 1500° С. На этом этапе предмет может отправляться на проверку качества. Если же предусмотрена роспись, то художники разрисовывают чашу, тарелку либо вазу вручную. Только затем изделие осматривают, чтобы не было повреждений сколов и не прокрашенных элементов.

Когда масса становится пластичной и гибкой, ей придают форму

Когда масса становится пластичной и гибкой, ей придают форму

Мягкий фарфор

  1. Этот вид содержит в составе песок или кремень, морскую соль, соду, квасцы, алебастр, селитру. Основным ингредиентом является глина.
    Весь набор компонентов измельчают до мелкого порошка, после чего фильтруют. Получается однородная мягкая масса.
  2. Формирование изделия.
  3. Двукратное обжигание, глазурование, декорирование.
    Первый раз при температуре 1100-1500° С. После чего покрывают эмалью. Второй обжиг при 1050-1100° С. В зависимости от дизайна, может присутствовать роспись.

Костяной фарфор

Его история происходит родом из Англии. Считается средним вариантов между первыми двумя.
Основным его признаком, отличающим его от других, является наличие в составе пережжённой кости животных. Благодаря этому изделия имеют особый белый цвет и прочность, которые характеризуют этот вид.
Изготовляется он также как твёрдый фарфор, а особый компонент позволяет материалу хорошо плавится. Это облегчает технологический процесс.

Благодаря этому изделия имеют особый белый цвет и прочность

Благодаря этому изделия имеют особый белый цвет и прочность

Как отличить фарфор от подделки?

При покупке посуды, а также изделий из настоящего фарфора учитывают следующее, дабы не попасться на обман:

  1. В первую очередь посмотрите на цену. Фарфор — это дорогой материал. Как бы вас ни уверяли продавцы в его подлинности, следует попросить документацию на продукцию.
  2. Фарфоровые изделия безумно лёгкие, они должны просвечивать при направлении лучей солнца. Другая керамика не имеет таких свойств.
  3. Этот материал обладает гигиеническими свойствами, устойчив к механическим повреждениям, не растрескивается.
  4. При лёгком ударе палочной по чашке должен идти чистый, звонкий звук. Если его нет или же он глухой, то это имитация.
  5. Если посуда имеет голубой, красный, жёлтый или любой другой цвет, то это фаянс или другой вид керамики. Производится для того, чтобы улучшить физические свойства материала, например: влагопроницаемость, пористость и др.

Как ухаживать за посудой

Для того чтобы фарфоровые и фаянсовые изделия радовали вас как можно дольше, просто необходимо правильно за ними ухаживать.

Фаянс
Нужно помнить, что этот материал не обладает высокой прочностью, поэтому при мытье следует быть особо осторожным. В противном случае посуда может потрескаться или отколется кусочек.
Один раз в год можно проводить процедуру для повышения прочности. Для этого нужно поместить изделие в глубокую миску или другую кухонную утварь, залить холодной водой, потом медленно нагреть, довести до кипения. Затем остудить.
Мыть лучше в тёплой воде, с добавлением жидкого моющего средства. А ополаскивать прохладной. Помните, что материал не выдерживает высокие температуры, поэтому при горячем мытье его глазурь трескается. По этой же причине не оставляйте фаянсовые предметы вблизи плиты, духовки, нагревательных приборов.

Фарфор
Он имеет свойство темнеть со временем. Для того чтобы вернуть прежнюю белизну, необходимо сделать раствор из соли с уксусом, а затем протереть всю поверхность посуды. Такого же эффекта можно достичь с помощью винной кислоты или же питьевой соды.
Если вы обнаружили на изделиях пятна, то протрите их тёплой водой с небольшим количеством нашатырного спирта.

При уходе за посудой нужно отказаться от использования агрессивных порошков, грубых щёток и губок, дабы не поцарапать поверхность. В посудомоечной машине можно мыть при деликатном режиме, однако, лучше вручную. После мытья обязательно вытирайте насухо. Если вы не планируете пользоваться в ближайшее время этой посудой, то заверните её в белую бумагу, положите в коробку или ящик. Ни в коем случае не ставьте ничего сверху, чтобы избежать нежелательного потрескивания.

Фаянс или фарфор — какую посуду лучше купить?

Для ежедневного использования советуют приобретать фаянсовую посуду. Она доступна практически каждому, ввиду своей невысокой цены. Этот материал более практичный и разумный в быту. Если тарелка, чашка или чайник разобьются, то это не будет огромной трагедией. К тому же выбор дизайна у фаянсовых изделий намного шире. Палитра цветов большая, подойдёт под любой стиль кухни.

Фарфоровую посуду следует покупать и использовать на торжественных мероприятиях. Она выглядит изящно, эстетично и аристократично. Конечно она дороже, но купить один сервиз всё же можно. Главное, перед покупкой ознакомится с основными характеристиками, определяющими качество. Об этом было написано выше. При правильном уходе и бережном отношении она будет украшать праздничный стол не один десяток лет.

Чем отличается фарфор от керамики?

Знакомые каждому керамические и фарфоровые материалы имеют схожие признаки и принципиальные отличия. Долгий период поисков позволил выявить новые уникальные возможности такого доступного и дешёвого ресурса, как обычная глина. Слои осадочных горных пород залегают на небольшой глубине и встречаются практически повсеместно. Различные по составу они обладают общим свойством. При соединении с водой образуется пластичный тестообразный материал, который после высушивания становится твёрдым и сохраняет форму.

Разбираемся с формулировками

От состава исходного сырья, внесённых добавок, способа формования и обжига зависит качество и конечные свойства получаемого материала. Изделия из глины, после высокотемпературной обработки, носят название керамики.

По структуре и плотности существует деление на грубую и тонкую керамику. К последней относятся: фаянс, фарфор, майолика и каменная керамика. Эти виды имеют плотный мелкозернистый черепок с низким уровнем поглощения жидкости. Отличаются по цвету технологии росписи, способам нанесения глазури. Используются для изготовления посуды и предметов бытового назначения.

Керамика

Керамика

Фарфор в этом перечне стоит особняком. Это высококачественный вид керамики, имеющий белый цвет черепка. Благодаря высокой плотности, изделия из него тонкие, лёгкие, прозрачные на просвет. При ударе издают приятный чистый звук.

Фарфор

Фарфор

К категории грубой керамики относятся изделия с рыхлой, крупнозернистой структурой. У них более высокий уровень поглощения жидкостей. Керамические массы с добавками различных металлов имеют цветовые оттенки и носят соответствующие названия.

Много керамики

Общие признаки и свойства

Глина – основной природный компонент для производства всех видов керамики. Похожим является технологический процесс, подразумевающий обязательный высокотемпературный обжиг. Внешняя схожесть изделий из данных материалов.

Глина

Глина

Если коснуться внешнего вида изделий из фарфора и различных видов керамических масс, то отличить их достаточно сложно. Все товары соответствуют потребительским нормам. Это касается посуды, сантехнических изделий, некоторых декоративных строительных элементов.

Производство фарфора

Производство фарфора

Китай – родина фарфора

Но различия всё-таки существуют. Они объясняются химическим составом керамических масс и соответствующим режимом обжига. Из-за долгого отсутствия знаний о составе глин, керамика производилась повсеместно, из того сырья, которое было распространено в данной местности. А состав разных участков даже одного месторождения может значительно отличаться по химическому составу. Так Китай смог первым создать фарфор в 620 году, из-за присутствия на своей территории месторождений с высоким содержанием каолина. Именно он позволял проявиться тем качествам, которыми славится настоящий фарфор.

В древнем Китае

На юго-востоке страны в провинции Цзянси были обнаружены запасы белой глины. Они и получили название каолина (gaoling – высокая гора). Выдерживая высокие температуры при сушке и обжиге, черепок становился очень прочным и не пропускал жидкость. Китайские мастера добились создания удивительной по красоте и лёгкости посуды. Её секреты пытались постичь европейские учёные и ремесленники. Но удалось это сделать только в начале XVIII века. Загадочная, восточная редкость стоила дороже золота. За чашку могли заплатить столько монет, сколько она в себя вмещала.

Добыча каолина

Различие в химическом составе и правилах обжига

Процесс создания фарфора значительно сложнее изготовления керамики. Поэтому и цена на фарфоровые изделия выше.

Важнейшим условием является строгое соблюдение пропорций каолиновых глин с остальными компонентами. Полученную пластичную массу укладывают в гипсовые формы. Дальнейшие сушка и двойной обжиг должны происходить в соответствии с технологическими требованиями. Температура может варьироваться в пределах 1300°C — 1460°C. В результате должен получиться черепок с мелкозернистой спёкшейся структурой, белого цвета. Показатель поглощения жидкости не превышает 0,2%, что позволяет подобные материалы даже не покрывать эмалевым слоем. Неглазурованный матовый фарфор называют бисквитом. В целях защиты изделия и придания декоративных эффектов его подвергают глазурованию и раскраске.

Производство фарфоровых изделий

Глиняное тесто для керамики может содержать целый перечень органических и минеральных составляющих. Оно более пластичное, поэтому форму ему придают в ручную или с помощью гипсовых форм. После изделие просушивают, глазуруют и обжигают при температурах 700 °C – 1050 °C. В результате получают крупнозернистый пористый черепок. Поглощение жидкости может составлять  14 % – 18%. Изделия после обжига могут приобрести жёлтый, кремовый, красно-коричневый, зеленовато-коричневый, серый, чёрный, белый цвета.

Производство керамики

Производство керамики

Достаточно просто понять, что фарфор из-за своей спёкшейся структуры значительно прочнее, легче и тоньше изделий из керамики. Не подвергается в такой степени старению, выраженному в появлении трещин на поверхности эмалевого покрытия. Стенки пропускают свет. Фарфор будто поёт, издавая чистый долгий звук. Из-за более дорогого процесса производства имеет высокую стоимость.

Служит безотказно уже тысячи лет

Трудно оценить значение керамики в жизни современного человека. Каждому знакома промышленно-строительная категория, включающая кирпич, печные изразцы, черепицу, облицовочную и половую плитки. Хозяйственно-бытовые вещи заявляют о себе наборами посуды, раковинами, унитазами. Художественно декоративная серия потребительских товаров включает вазы, статуэтки, панно, игрушки. Область применения так обширна, что всем видам обожжённой глины находится место не зависимо от цены и названия.

«Фарфоровый или фаянсовый унитаз?» – Яндекс.Кью

Сначала отвечу на вопрос «почему кофеварка». Я не помню, чтобы у кого-то из моей семьи не было кофеварки, начиная с прабабушки… самый дальный член семьи с которым я успела познакомиться)) И обычно у всех больше оной!!! У меня их 3 — на одного человека, на троих и на шестерых. Кофе-машинки появились относительно недавно, а до этого даже вопрос не стоял. Еще и кофе совсем другой получается — более густой с машинкой. Для меня лично все равно, но есть люди, которые кофе из машинки не считают кофе))) Кроме того, я думаю, что вопрос не совсем о финансовых средствах или о чем-то также материальном. Скорее всего кофеварка — это целый мир, который содержит в себе много факторов, на мой взгляд в основном связаны с любовью и принадлежностью: традиции, ритуалы… для меня лично, это часть семьи)))) Когда я прочла вопрос, первое, что у меня возник в голову — это бабушка, которая себе готовит кофе перед сном; потом тетя, у которой есть СВОЯ маленькая кофеварка и даже когда собирается вместе вся большая семья, она предпочитает готовить каждому кофе, чем купить себе кофеварку по-больше…; третье — папа, у которого однажды взорвалась кофеварка и он перекрасил стены на кухне у дедушки; четвертое — русские друзья, которые хотят итальянский кофе «но чтобы было побольше воды и поменьше кофе»…. то есть, в голову приходят моменты семейного счастья. По поводу ритуала, я не фанат, но есть люди, которые с ужасом на меня смотрят, когда я наливаю уже кипящую воду в кофеварку, чтобы кофе сварился по быстрее…. говорят, что НЕ ВКУСНО кофе получится))) Так что, кофе — это очень тонкая штука. Иногда настолько тонкая, что становится опасной для того самого семейного счастья)))) А почему именно Bialetti, не знаю… мне кажется, просто, что Bialetti — это синоним «кофеварки». Просто очень качественная кофеварка, надежная, крепкая, и кофе получается вкусным, что не плохо))))) Но наверно… это тоже потому, что я других кофеварок не знаю, имею ввиду марок. У меня две маленьких кофеварки — одна не Bialetti, и до сих пор не помню там какая марка написана. Но если Bialetti чистая, не надо ее помыть)))) и она под рукой, то я ее выбираю. Все-таки — я не фанат: во многом решает лень, особенно с утра, когда кофе нужен сразу)))) Ну вот, как-то так. Я люблю кофеварку. Всегда, когда я еще приезжала в Россию, всегда тащила с собой кофеварку. И мне кажется, что также делают все мои друзья…. а попробуй тащить кофе-машинку…. вот еще почему кофеварка настоящий друг)))

Фаянс и фарфор: в чем разница?

Фаянс и фарфор: в чем разница?

И фаянс, и фарфор являются востребованными материалами для производства посуды. Без предварительной подготовки и знаний особенностей данных материалов отличить их друг от друга будет сложно. Поэтому прежде чем подбирать посуду, следует ознакомиться с характеристиками таких изделий.

Особенности

Столь сильная схожесть фаянса и фарфора объясняется тем, что основным материалом их изготовления служит глина. В неё при производстве добавляют и другие компоненты: минеральные и органические. Каждому материалу присущи свои элементы, поэтому состав всё-таки разный.

Фаянс и фарфор: в чем разница?

Фаянс

Фаянс – это подвид керамики, которую делают из обожжённой глины. В неё также добавлены силикат, белая глина, кварц. Полученное изделие имеет мелкие поры, оно довольно ломкое.

Чтобы обеспечить износоустойчивость такой посуды, её дополнительно покрывают особой глазурью.

Фаянс и фарфор: в чем разница?

Ассортимент изделий очень широк: вы можете с лёгкостью приобрести салатницы, тарелки, чайные пары, салфетницы, большие блюда и многое другое. Посуда не слишком дорога, поскольку её производство относительно лёгкое.

Можно выделить несколько плюсов фаянса:

  • приемлемая цена;
  • непрозрачность;
  • прочность.

Есть и несколько минусов:

  • не приемлет жара;
  • через время начинает трескаться, причём трещинки крохотные;
  • при неправильном уходе растрескивается и «ползёт» глазурь.
Фаянс и фарфор: в чем разница? Фаянс и фарфор: в чем разница?

Фарфор

Что касается фарфора, то здесь мы будем наблюдать тот же состав, но вот пропорции будут другими: в отличие от фаянса, фарфор содержит меньше глины. Изделия из такого материала прочны, в них отсутствуют поры, можно наблюдать прозрачность. Разумеется, посуда будет намного дороже фаянса, поскольку фарфор получить сложнее.

Для ежедневного пользования подобную посуду покупают редко, в основном это изящные наборы для праздника или антиквариат.

Фаянс и фарфор: в чем разница?

Отметим некоторые достоинства:

  • утончённый и элегантный внешний вид;
  • качество;
  • полная экологичность изделий;
  • прекрасная теплопроводность.

Среди минусов:

  • высокая цена;
  • необходимость тщательного ухода;
  • низкая сопротивляемость ударам.
Фаянс и фарфор: в чем разница? Фаянс и фарфор: в чем разница?

Технология производства

Первый этап изготовления обоих материалов – подготовка ингредиентов. Чтобы сделать фаянс, в смесь глины и каолина добавляют воду, а потом песок. Процедив смесь, её подвергают воздействию фильтров, кладут в мялку и оставляют на некоторое время в прохладном помещении. Затем масса отправляется во вторую мялку. Во время производства фарфора ингредиенты тоже смешивают, после чего обрабатывают несколькими видами мешалок. Потом процеживают, фильтруют и оставляют в прохладе. По истечении нужного времени смесь отправляется под пресс.

На втором этапе изготовления фаянса мастерам предстоит придать массе форму, а затем – обжечь. Фарфору форму придают благодаря гипсу, после чего следует тщательная сушка. И только после сушки фарфор обжигают, применяя для этого особые печи, температура в которых должна быть строго контролируемой.

Фаянс и фарфор: в чем разница?

Третий шаг одинаков для обеих разновидностей. Их покрывают глазурью, расписывают и декорируют. Для росписи фаянса обычно применяют уже готовые трафареты, фарфор могут раскрашивать вручную.

Стоит отметить, что посуда с ручной росписью имеет более высокие расценки.

Фаянс и фарфор: в чем разница?

Основные отличия

Изделия из таких материалов, как фаянс и фарфор, очень красивы. Несмотря на внешнюю схожесть, они отличаются друг от друга физическими характеристиками и технологией производства. Рассмотрим, в чём разница между материалами, и сравним их.

  • Более 85% фаянса – глина, именно поэтому изделия так хорошо пропускают воду. В фарфоре глины намного меньше, большую часть состава занимают второстепенные компоненты, такие как полевой шпат, белая глина и т. д. Подобными характеристиками обусловлено и то, что фарфор может напоминать стекло.
  • При изготовлении фарфор обжигают при очень высоких температурах, для фаянса данные показатели будут гораздо ниже.
  • Фарфор совершенно не впитывает влагу, а вот фаянс таким качеством не отличается благодаря тому, что большая его часть опять-таки состоит из глины.
  • Фарфор прозрачен, стеклоподобен, через него проникает свет, а вот второй описываемый материал абсолютно не обладает прозрачностью.
  • Если стукнуть по посуде, то фарфор издаст чистый мелодичный звон, изделия же из фаянса отзовутся глуховатым звуком.
  • Фарфор не стареет, он вечный, а вот на поверхности фаянсовых моделей образуются трещинки, напоминающие кракелюр. Тем не менее на ценность это не влияет, поскольку со временем такого узора никак не избежать.
  • Фарфоровая посуда будет легче, если сравнивать абсолютно одинаковые предметы из обоих материалов.
  • Фарфор, как правило, белый, бывает с росписью. Если вы встретили изделие другого цвета, то это, скорее всего, фаянс.
  • Посуда из фарфора будет немного, но всё-таки прочнее своего «конкурента», кроме того, она окажется тоньше.
Фаянс и фарфор: в чем разница? Фаянс и фарфор: в чем разница?

Что лучше?

Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая посуда будет лучше. Здесь стоит ориентироваться на собственные предпочтения и бюджет. Если вам хочется красивую посуду для ежедневного пользования, лучше, конечно, отдать предпочтение фаянсу, ведь при необходимости разбитые тарелки и чашки можно будет с лёгкостью и недорого заменить.

Эстетам и любителям всего тонкого можно порекомендовать посуду из фарфора. При правильном уходе её возможно сохранить в семье на несколько поколений, кроме того, подобные изделия уместны на любом празднике, они создают ощущение роскоши, богатства. Вместе с этим, фаянсовые изделия дольше сохраняют тепло, им присущи самые разные оттенки, что даёт больше возможностей, если у вас современный тип интерьера.

Фаянс и фарфор: в чем разница? Фаянс и фарфор: в чем разница?

Выбирая посуду для пользования, не стоит отдавать предпочтение самой дешёвой.

Обязательно изучите разных производителей, сравните модели, которые они выпускают. И фаянс, и фарфор должны иметь глазурь высокого качества, в противном случае она может начать впитывать воду и запахи. Кроме того, тщательный выбор важен ещё и потому, что настоящие материалы зачастую заменены подделками. Чтобы купить оригинал и не разочароваться в материалах навеки, рекомендуется взять на заметку несколько правил.

  • Приобретая посуду из фарфора, следует просить у продавца сертификаты качества. Это первый шаг к тому, чтобы сделать верный выбор.
  • Ударьте по чашке или тарелке ложечкой. Стеклянный звон оповестит о том, что перед вами фарфор. Также не будет лишним проверить посуду на свет — это поможет определить подлинность, ведь только фарфор просвечивает.
  • Помните, что настоящий фарфор не будет стоить дешёво. Если вам предлагают изделия по цене ниже, чем везде, это определённо нечестные продавцы.
Фаянс и фарфор: в чем разница? Фаянс и фарфор: в чем разница?

Что касается фаянса, то его почти никогда не подделывают, ведь посуда из этого материала узнаваема везде. Могут выдавать фаянс за фарфор, но никак не наоборот. К тому же технология производства этого материала простая и быстрая, поэтому выставлять на рынок подделки бессмысленно.

Фаянс и фарфор: в чем разница?

Как правильно ухаживать?

Не секрет, что любая посуда будет сохранять эстетичный вид только при должном уходе. Не исключением являются и описываемые здесь материалы. Изделия обоих типов не любят слишком горячие температуры воды, а также их перепады. Поэтому мыть посуду придётся только в прохладной воде, при этом следует забыть о порошковых средствах и жёстких губках. Используйте только слабый мыльный раствор или мягкую жидкость для мытья посуды.

Фаянс и фарфор: в чем разница?

Иногда даже при самом тщательном уходе фарфор может темнеть. Но с этим легко справиться, если протереть изделие водой с небольшим количеством соды или же воспользоваться лимонной кислотой. Это позволит отбелить поверхность, вернув ей первоначальный облик.

Если на посуде появились пятна, убрать их поможет нашатырный спирт.

Фаянс и фарфор: в чем разница? Фаянс и фарфор: в чем разница?

Вытирать чашки и тарелки следует сразу же, естественное высыхание станет причиной некрасивых разводов и дополнительных затрат времени на последующую полировку. Если это сервиз, который вы используете раз в полгода, посуду складывают в коробку, оборачивая каждый элемент бумагой. Коробка должна располагаться отдельно от остальных, ставить на неё ящики, другие контейнеры нельзя.

Фаянс допускается греть в микроволновой печи, но посуда должна быть идеальной, без трещин и сколов. Воздействие печки должно быть непродолжительным. Для фарфора подобный нагрев запрещён.

Фаянс и фарфор: в чем разница?

Мыть в посудомоечной машине изделия обоих типов можно, но только в деликатном режиме и на отдалении друг от друга. Но в целом специалисты советуют всё же отдать предпочтение ручному мытью.

Отличия качественного фарфора от подделки в следующем видео.

Как отличить изделие из фарфора, керамики и фаянса? — Мир Деколи

В этом разделе пойдет речь об основных различиях между керамикой, фарфором и фаянсом.

Керамика
Зачастую мы сталкиваемся с тем, что слова “фарфор” и “фаянс” употребляются отдельно от слова “керамика”, однако, на самом деле и фаянс, и фарфор являются видами керамики. Далее рассмотрим понятие, что же такое керамика. Керамическое изделие – это изделие, которое получается в результате спекания глины и ее смесей с минеральными добавками и другими неорганическими соединениями. Соответственно, опираясь на основы технологического процесса, фарфор и фаянс как раз и являются основными и более сложными видами керамики.

Фарфор
Изделие из фарфора представляет собой изделие из тонкой керамики, прозрачное на свету. Для получения изделия высокого качества, сырьё подвергается помолу, тонина которого проходит через сито в 10 тысяч отверстий на квадратный сантиметр. Фарфор состоит из смеси кварца, полевого шпата, каолина и других алюмосиликатов. Он обладает такими качествами, как механическая прочность, белизна, термическая стойкость, отсутствие пор и другими, что делает фарфор одним из наиболее ценных материалов и позволяет использовать его для изготовления высококачественной посуды.

Виды фарфора
Твердый фарфор представляет собой изделие из белой, однородной массы, с температурой обжига 1350-1450 °С. Изделие обжигается дважды. Сначала обжиг идет при более низких температурах, затем, после нанесения глазури, при высоких. Иногда можно встретить такой термин, как “бисквит”, которым обозначают неглазурированный фарфор. В состав твердого фарфора входит больше каолина и меньше полевого шпата, поэтому, его относят к плотной керамики. Благодаря своей стойкости, этот фарфор чрезвычайно популярен среди производителей посуды.

По своему целевому назначению твердый фарфор можно разделить на четыре группы:
1. бытовой (посуда тарелки, чайные и кофейные сервизы, чашки, кружки и т.д.)
2. художественно-декоративный (вазы, блюда, статуэтки, керамическая плитка и т.д.)
3. электротехнический (изоляторы, термисторы, нагревательные элементы, варисторы и т.д.)
4. химический (лабораторная посуда).

К твердым видам фарфора можно отнести и костяной фарфор, родиной которого считается Англия. В состав такого фарфора входит фосфат кальция или зола костей крупного рогатого скота, что придает изделию максимальную просвечиваемость и исключительную белизну и, одновременно, делает его очень хрупким. Такой фарфор пригоден для изготовления художественных изделий.
Мягкий фарфор или, как его еще называют, полуфарфор представляет собой изделие, с температурой обжига ниже 1350 °С. По цвету и белизне он схож с твердым фарфором, однако, является более капризным к быстрым температурным перепадам.

Мягкий фарфор относят к пористой керамике, он имеет хрупкую глазурь и способен быстро разрушаться под механическим воздействием. Обычно его используют для изготовления художественных изделий.

Фаянс
Слово “фаянс” имеет итальянские корни, это слово пришло к нам из города Фаэнца, в котором располагался один из центров керамического производства. Фаянс представляет собой изделие белого цвета с плотной, мелкопористой структурой. По своему составу он мало, чем отличается от фарфора, но имеет другое соотношение добавок и смесей (в нем больше глины 85% от веса). Кроме того, обжигается при более низких температурах (от 1050 до 1280°С). Фаянс обладает более высокой пористостью, соответственно, увеличенной до 12% водопоглощаемостью и низкой механической прочностью. Поэтому, изделие из фаянса обильно покрывают глазурью. Вся наша посуда, которую мы используем в быту, в основном изготовлена из фаянса.

Отличия фарфора от фаянса в быту
Существует несколько секретов, которые в быту помогают отличить фаянсовое изделие от фарфорового.
Возьмите кружку, тарелку или другое изделие и посмотрите на его нижний, незаглазурированный край. Если ободок белый, то, скорее всего, это фарфор. Если черепок бежевый или светло-бежевый, т.е. значительно отличается от цвета глазури, то, это изделие изготовлено из фаянса.
Посмотрите изделие на свет. Фаянс абсолютно непрозрачен и всегда покрыт глазурью, а фарфор, как правило, полупрозрачный, соответственно, тонкостенные изделия могут частично просвечивать.
Легонько постучите по чашке или тарелке, даже при легких касаниях фарфор начинает звенеть чистым звоном, у фаянса звук более глухой.
Со временем поверхность изделий из фаянса покрывается мелкими трещинами, это естественный процесс старения. Фарфору такое не присуще, его поверхность остается неизменной.
Поднимите кружку в руках, если вы ощутите, что она тяжелее, чем кажется на первый взгляд, то, скорее всего, это изделие выполнено из фаянса.
Если кружка цветная, то, это фаянс, фарфор, как правило, белый. Правда, стоит сказать, что можно встретить и цветной фарфор, но, это редкое явление и подобное изделие будет стоить очень дорого, т.к. при всех цветах оно должно остаться прозрачным.

как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой?

Какие бывают виды фарфора?

Фарфоровая посуда считается одной из самых благородных и праздничных. Однако, как и в случае с керамикой в целом, материалов из которых она изготавливается, существует несколько. О них, а также о различиях меду ними и фаянсом, с которым нередко сравнивают и путают фарфор, сегодня и пойдет речь.

Что есть фарфор?

Фарфор – это посуда из тончайшей, полупрозрачной керамики. Его легко можно опознать по бело-голубоватому оттенку, гладкой, непористой фактуре и высокой прочности. Получается фарфор обычно путем обжига изделий, произведенных из глины, полученной из мелкого порошка полевого шпата, кварца, каолина и других природных пород, содержащих кремний и алюминий.

Для придания глиняным изделиям большей прочности и устойчивости к воздействиям воды и различных кислот фруктов и растений фарфоровая посуда всегда покрывается тонким слоем глазури. Собственно, ее наличие и отличает глиняную посуду от керамической, а разница в составах основы и используемой глазури позволяет выделять несколько видов самого фарфора.

Виды

Твердый

Базовыми компонентами в составе твердого фарфора выступает каолин (белая глина высокого сорта), полевой шпат и белая слюда. В малых количествах к ним подмешивается кварц или кварцевый песок, но на свойства готового изделия в большей степени влияют именно основные ингредиенты. Чем больше в составе смеси будет содержаться каолина, тем тверже будет изделие.

Полученная после добавления всех компонентов смесь тщательно перемалывается в мельчайшую «муку», которая замешивается до получения массы, напоминающей тесто, способное удерживать форму. Изделия из нее производятся либо путем формовки или обработки на гончарном круге.

После задания формы полученное изделие обжигается дважды: сперва без глазури при температуре до 800°, а затем после покрытия ей – при 1500°С.

Глазурью выступает перемолотый шпат, придающий поверхности посуды приятную молочную матовость. За счет того, что основа и покрытие состоят из одинаковых веществ, при обжиге они образуют прочное соединение.

Твердый фарфор, как несложно догадаться, отличается высокой прочностью, твердостью поверхности, хорошей устойчивостью к жару и кислотам и тем самым знаменитым высоким звоном, который можно услышать при легком ударе.

Он бывает двух видов:

  • Европейский – по большей части состоит из белой глины, имеет более высокую температуру обжига, расписывается на последнем этапе.
  • Восточный – доля белой глины меньше и обжигается она не при столь высокой температуре, а еще расписывается до нанесения глазури.
Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой? Какие бывают виды фарфора?

Мягкий

В состав мягкого или, как его еще называют художественного, фарфора входит гораздо больше компонентов: кремень, селитра, песок, морская соль, сода, квасцы и алебастр – источник белого цвета. Перемолотые ингредиенты сплавляются воедино для получения стекловидного вещества с небольшой долей глины, а затем измельчаются в «муку», из которой в дальнейшем и формируется фарфоровая посуда или другие изделия. Глазурь производится из расплавленного прозрачного стекла.

Обжиг готовых изделий также осуществляется в 2 этапа, причем примерно при одинаковых температурах. Основы – при 1100-1500°, глазури – 1050-1100°С.

В сравнении с твердым, мягкий фарфор имеет меньшую устойчивость к высоким температурам, но большую прозрачность и более нежную белизну.

Мягкий фарфор бывает 3 видов:

  • французский – стекловидный, очень похож на китайский фарфор,
  • английский – содержит в составе жженую кость и каолин, поэтому имеет белый оттенок,
  • европейский – без каолина, поэтому по составу близок к обычному стеклу, расписывается перед вторым обжигом.

Костяной

Эта разновидность по характеристикам и внешнему виду представляет собой промежуточный вариант между двумя предыдущими. Помимо компонентов, входящих в состав основы твердого фарфора, в нее включен фосфат извести, полученный при сжигании кости, за счет которого плавление смеси идет легче. По большому счету, костяной – это тот же твердый фарфор, но чуть более легкий в обработке. Температура обжига – 1100-1500°С.

Глазурь для него практически такая же, как используется для покрытия мягкого фарфора, но с небольшим добавлением буры, обеспечивающей лучшее сплавление глазури с основой.

Изобретен и начал использоваться костяной фарфор в Англии, и других его видов не существует.

Фаянс

Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой?

Фаянс похож на фарфор не только внешне, но и по составу, с одним отличием – количество глины в нем вплотную приближается к 85%. Температура обжига фаянсовой посуды – 1050-1280°С.

Основные различия между фаянсом и любой разновидностью фарфора заключаются в структуре смеси и прочности – она более пористая, поэтому плохо выдерживает удары и легко впитывает жидкости. В связи с последним фактом, фаянсовая посуда обязательно покрывается глазурью.

Как отличить фаянс от фарфора?

Практически со 100% вероятностью можно утверждать, что любая из кружек на вашей кухне – фаянсовая. Убедиться в этом можно по нескольким признакам:

  • Взгляните на ободок донышка, незакрытый глазурью. Ровный белый цвет, скорее всего, свидетельствует о фарфоровой основе.
  • Посмотрите через самый тонкий элемент посуды на просвет – фаянс не будет просвечивать.
  • Слегка постучите по посуде. Фарфор всегда отличает звенящий звук, фаянс – глухой.
  • Оцените соотношение веса и размера изделия – фаянс всегда выглядит более тяжелым, чем есть на самом деле.
  • Фаянсовая посуда нередко имеет склонность к старению – постепенному растрескиванию. Это не считается дефектом.
  • И последнее – основа фарфора всегда белая, в лучшем случае, с росписью под слоем эмали. Фаянс может быть любого цвета.

Leave a Reply