Царевна из сказки о царе салтане: Характеристика царевны лебеди из сказки Пушкина о царе Салтане
Главные герои «Сказки о царе Салтане» Пушкина: описание и характеристики
Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является «Сказка о царе Салтане…». Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.
К позитивным героям относятся:
Царь Салтан – государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.
Князь Гвидон – сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.
Царевна-лебедь – рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.
Царица – это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки.
В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.Негативные герои:
Ткачиха – сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.
Повариха – сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.
Сватья баба Бабриха – относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.
Действия, которые совершают положительные и негативные персонажи помогают разобраться читателю в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!
Аппликация «Царевна Лебедь» по мотивам «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина
- Опубликовано 04.06.2020 10:31
Уважаемые участники клуба декоративно-прикладного творчества «Фантазия» Атаманского ДК и все любители этого вида искусства! Предлагаю вам в преддверии дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина (6 июня 1799 г.) вспомнить его творчество. Тема Пушкина – неисчерпаема.
Сказки великого русского поэта — вечно молодые волшебные истории для детей, добрые и поучительные. На них выросли и ещё вырастут многие поколения. У ваших детей и внуков начались летние каникулы. Предлагаю вам совместно с ними изготовить объемную аппликацию «Царевна Лебедь» по мотивам «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. Это поможет вам воспитать в детях литературно-художественный вкус,способности понимать и чувствовать поэтическое произведение.
Для начала вспомните и вместе прочитайте эту сказку:(фрагмент сказки)
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Видно на море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет.
Одна из любимых с детства сказок, это «Сказка о царе Салтане». Царевна Лебедь один из самых запоминающихся персонажей в этой сказке.
А теперь приступим к делу:
Для аппликации нам понодобится бархатный картон (фон, клей, цветная бумага, контур лебедя, полоски бумаги для квиллинга, пайетки и цветные камушки (морская соль).
Из белых полосок делаем 14-17 больших петелек, из светлосерых 7-9 петелек.
На крылья лебедя по внешнему краю приклеиваем первый ряд от 4 до 5 петелек «ступеньками»
Затем второй из больших петелек и третий из маленьких.
На грудь и шею нашего лебедя наносим клей, насыпаем на него мелко нарезанные нитки и прижимаем их, чтобы лучше приклеились.
Теперь осталось только сделать волны. Для этого отрываем от цветной бумаги полоски и приклеиваем их к нашему морю.
Теперь наша царевна может плыть по волнам.
Осталось декорировать волны каменной пеной, небо звёздами, а Царевне вернуть заслуженную корону.
И так, наша аппликация готова. А я вам желаю успехов в коллективном творчестве и надеюсь увидеть ваши работы на наших выставках!
На один уровень вышеРепертуар Большого театра
* А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Среди музыкальных сказок Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1900) — одна из самых светлых. Перипетии, переживаемые ее героями, приводят к радостному для всех участников действия концу, злодеи получают прощение, но главное (большая редкость для романтических опер!) — никто не умирает.
Исключением становится разве что «чародей»-коршун: он появляется на одну минуту во втором действии и тут же гибнет от стрелы Царевича Гвидона, — в соответствии с сюжетом сказки Александра Сергеевича Пушкина.И написанное на основе этой сказки превосходное либретто Владимира Бельского, и партитура Римского-Корсакова, наполненная музыкальными «чудесами», были оценены по достоинству уже на первом представлении. Премьеру сыграло московское «Товарищество частной оперы» (1900). Этот спектакль стал легендарным благодаря декорациям Михаила Врубеля и «загадочному лику незабвенной царевны» — жены художника Надежды Забелы-Врубель.
Успех сопутствовал опере и в дальнейшем, хотя ее продвижение на императорскую сцену не было быстрым: в репертуаре Большого театра она появилась лишь в 1913 г. Под стать великолепным симфоническим картинам были в этом спектакле декорации Константина Коровина, блестящим — состав исполнителей, включая знаменитого баса Григория Пирогова (Царь Салтан), сопрано Леониду Балановскую (Царица Милитриса) и Елену Степанову (Царевна-Лебедь). Позднее в партии Милитрисы на сцене Большого театра выступала также Ксения Держинская, а в партии Царевны-Лебедь — Антонина Нежданова, причем для обеих это были любимые, сохранявшиеся в их репертуаре десятилетиями, роли. После премьеры эта опера пережила в Большом еще всего лишь две постановки – в 1959 и 1986 гг. Последняя сохранялась в репертуаре до 1989 г. Совершенно очевидно, что для четвертой время действительно пришло.
Близость сюжета к первоисточнику – с детства знакомой всем сказке Пушкина, чудесные события, ее «наполняющие», лирическая теплота, изобразительность и красочность музыки (картин моря, знаменитого полета шмеля и других), — все это способствовало закреплению «Сказки о царе Салтане» в репертуаре русских и советских театров как «детского» спектакля.
Насколько мы остаемся верны этой традиции или, напротив, насколько сильно нарушаем ее рассказывает
режиссер-постановщик Алексей Франдетти:
— «Три девицы под окном / Пряли поздно вечерком…» и так далее. Эти слова, знакомые с детства, воспринимаются почти как словесная формула. Мы привыкли к ним – и потому не особенно вникаем в их смысл. А что для вас самое важное в «Сказке о царе Салтане»?
— Каждый из нас хочет любить и быть любимым. Как бы банально это ни звучало. Эта мысль заложена и в этой опере тоже. Это история о том, что такое неполная семья и что такое семья вообще. О том, насколько важна семья для любого человека, независимо от того, маленький он или взрослый.
— Инерцию восприятия «Сказки о царе Салтане» создает и привычный глазу визуальный ряд: «Царевна-Лебедь» Врубеля, декорации Коровина, Головина, иллюстрации Билибина… Вы пытались дистанцироваться от этого?
— Мы ставим классическую русскую оперу. У нас очень красивые декорации Зиновия Марголина, во многом исторические костюмы Виктории Севрюковой. Спектакль довольно традиционный, первый акт уж точно. Далее начинаются разные перевертыши. Но сквозь всю эту красоту костюмов, декораций и света, я надеюсь, мы все равно пробьемся с тем, что хотим сказать. Хотя в этом смысле наша задача сложнее, чем у коллег, которые могут переодеть оперу в современные костюмы и благодаря этому подать новую проблематику более выпукло.
— Какой смысл вкладываете вы в истории своих героев?
— Мы ничего не надумываем «сверху», просто внимательно читаем сказку. Например, нам показалась уместной такая история. Царица Милитриса абсолютно земная. У нее реальные, мирские радости: «Мне нужен муж, мне нужен ребенок…» Царевна-Лебедь — другая, это как у Чехова в «Чайке» — «общая мировая душа». Почему в музыке Царевны-Лебедь все время есть печаль? Мы можем представить себе такое фэнтези: мировая душа обретает телесное воплощение. В точке начала отношений с Гвидоном она уже понимает их финал. Ей жить вечно, а царевичи смертны, ей приходится их одного за другим хоронить. Вообще, все герои этой сказки — за исключением Царевны-Лебедь — очень реальны, у них реальные мотивации, поступки.
— И все-таки в этой истории, кроме появления Царевны-Лебедь, есть другие чудеса, события, которые трудно объяснить с точки зрения обычной бытовой логики…
— Естественно. Например, главное трагическое событие: на глазах у всего города на главной площади молодую женщину с ребенком засовывают в бочку и бросают в воду. То есть казнят прилюдно.
— «И царицу и приплод / Тайно бросить в вод»… Почему, на ваш взгляд, это происходит?
— Это происходит как все в нашей стране: начальник сказал, — люди взяли под козырек и начали исполнять, особо не задумываясь, надо это или не надо, страшно это или не страшно…
Но движет действие Бабариха. В ней заключена магия. Наша исполнительница не дай бог не играет сказку — сказочную Бабу-Ягу. Она сродни скорее Азучене, Ульрике. Это реально страшная женщина. Она хочет власти. Вообще «Сказка о царе Салтане» — ведь это абсолютно феминистская опера. Тут все поступки совершают женщины – Бабариха и сестры… Царь лишен воли, он слаб. Это похоже на «Макбета», где за властителем стоит сильная женщина, которая направляет многие его поступки против его воли.
— Можно ли привести на новый спектакль детей?
— Это семейный спектакль. Русский «Король лев». Чем гениален для меня этот мультфильм: в нем четко разграничены два пласта — детский и взрослый. То же самое здесь. И как мне кажется, мы очень четко разграничили эти два пласта. Мне бы очень хотелось, чтобы на спектакле было интересно и взрослым, и детям. И именно поэтому мы добавили цирк – под руководством Евгения Шевцова и Ольги Полторак (у нас его много, очень сложные декорации), каждые три минуты должно что-то происходить, иначе мы просто не удержим внимание маленького зрителя.
В этой опере есть важный сюжетообразующий фрагмент, хотя и не очень протяженный – бой коршуна и лебедя. Мы воду изображаем с помощью воздуха, заполняя все пространство сцены. У нас очень крутая команда артистов, работающих в Цирке на Вернадского, это в прямом смысле наши соавторы.
Интервьюировала Олеся Бобрик
Скрытый смысл сказок: куда бежал Колобок и зачем Царевна Лебедь вышла за Гвидона
Что такое мораль книги? И почему часто мы видим только поверхностный смысл — не обманывай, не жадничай, не гордись? Филолог, преподаватель РАНХиГС, просветитель, автор лекций о литературе Леонид Клейн предлагает внимательнее взглянуть на привычные всем нам детские сказки. И нет, не читать их между строк. Скорее просто остановиться и задуматься о смысле прочитанного.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Проблема восприятия текстов — будь то сказки или просто художественная литература — заключается в том, что мы не привыкли их анализировать, этому по разным причинам все еще не учат в школе. А ведь умение читать незамыленным взглядом, использовать прочитанное (даже не напрямую) — это очень ценный и необходимый гуманитарный и человеческий навык. Не нужно специально ничего домысливать, иногда следует просто задуматься о смысле прочитанного. И читать между строк тоже совсем не обязательно, порой достаточно внимательно прочитать сами строки.
Зачем Колобок ушел от дедушки и бабушки
Иллюстрация: Shutterstock / Alina Samorokova6Мы с детства знаем «Колобка». Это сказка о ключевых этапах жизненного пути человека, которые подаются через судьбу главного героя. В начале произведения Колобка вообще не было, а потом он возник: «По амбару метён, по сусечкам скребён». Когда бабушка его приготовила, она оставила его греться на окошке. Именно оно стало границей между домом и большим миром, куда Колобок выскочил и обрел свободу. В тексте это закрепляет рефрен: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел». Далее в сказке герой познакомился с Зайцем, Волком, Медведем и Лисой, которая его съела. То есть заключительным этапом произведения стала смерть Колобка. Сказка про «Колобка» рассказывает о рождении, сепарации от родителей, самостоятельной жизни человека, его пути и смерти — зачастую случайной.
Почему старуха осталась у разбитого корыта
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке»Теперь рассмотрим другой знакомый нам с детства пример, «Сказку о рыбаке и рыбке». Ее очень удобно анализировать после «Колобка», потому что сюжет также состоит из нескольких этапов. О чем это произведение?
Во-первых, это сказка о власти и о том, кому она принадлежит. Пушкин намекает читателям, что властью обладал именно старик, потому что произведение называется «Сказка о рыбаке и рыбке». Хотя мы прекрасно понимаем, что главным действующим лицом в нем являлась старуха.
К. Д. Ушинский в своем учебнике для младшей школы заметил, что Пушкин мог написать: «Жили старик и старуха». Тогда все было бы по-другому: однородным подлежащим стало «старик и старуха». Однако автор сочинил: «Жил старик со своею старухой». Это очень важно. Здесь «старик» — подлежащее, а «со старухой» — дополнение в прямом и переносном смысле слова. Но по сюжету произведения старик не использовал ту власть, которая была ему дана, и он фактически стал дополнением старухи.
Во-вторых, это сказка о напрасности желаний старухи, ведь героиня в конце осталась у разбитого корыта. Так вышло по двум причинам:
- Старуха желала иметь блага без старика. Хотя ей досталось корыто, избушка и социальный статус (а сам старик остался черным крестьянином), она каждый раз была недовольна и все время бранила героя. Вскоре старуха и вовсе захотела убрать старика в качестве посредника и стать владычицей морскою. Но это было невозможно, поскольку исполнение ее желаний напрямую зависело от ее мужа, это, в свою очередь, злило героиню, и круг замыкался.
- Следующая причина связана с тем, что старуха стремилась получить большее, но не ценила то, что имела. Именно поэтому быть владычицей морскою для нее в каком-то смысле тупик. Владычица морская — тот персонаж, у которого уже все есть и которому ничего не нужно. То есть в любом случае исполнение желания стало бы концом для старухи, ведь, приобретая этот статус, она лишилась бы возможности хотеть чего-то еще. Проблема не в том, что старуха хотела большего, ведь часто человек хочет большего, но здесь важно, что она ни разу не смогла насладиться тем, что у нее было.
Есть еще один важный момент: а почему старуха вообще должна получать эти блага? Они со стариком тридцать лет и три года ничем не занимались: она пряла свою пряжу, а он ловил в море рыбу. Но как только возник ресурс, взявшийся из ниоткуда, сразу появилась обида на мир, и героиня начала пользоваться подневольностью мужа. Здесь, конечно, поднимается тема власти.
В конце произведения герои возвратились в исходное состояние. Сказка закончилась, но читателям не очень понятно, помнят ли герои, что с ними происходило. Это означает, что либо Пушкин говорит о череде каких-то изменений и напрасности этих желаний, либо о том, что старуха, которая сидела перед стариком, всегда в потенциале являлась столбовой дворянкой или даже царицей. Она всегда была готова унизить, оскорбить, наказать и использовать мужа. За злобу и безмерные желания старуха получила наказание, но и старик был наказан, потому что, возможно, он видел, кто перед ним находился, но передал ей власть. Таким образом, эта сказка гораздо глубже и объемнее, чем просто сказка про жадность.
Как Гвидон боролся за внимание отца
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане»В «Сказке о царе Салтане» вместо возвращения блудного сына фактически есть возвращение блудного отца. Лишившись родителя, Гвидон создал свое царство и сделал все возможное, чтобы получить признание Салтана.
Главный герой находился под властью многих обстоятельств. Он испытывал тоску по отцу («Видеть я б хотел отца»), искал благословения матери, чтобы жениться на Царевне Лебеди. Кроме того, Гвидон до определенного момента зависел и от самой Царевны. Она была для него поставщиком чудес и важнейшим ресурсом волшебства. Благодаря Царевне Лебеди Гвидон мог тайно навещать Салтана.
Героиня помогла царевичу: подарила белочку, грызущую орешки, и 33 богатырей. Вскоре от Бабарихи Гвидон узнал о прекрасной Царевне и захотел на ней жениться.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Речь шла о самой Царевне Лебеди: «Знай, близка судьба твоя, / Ведь царевна эта — я». Она сделала очень интересный шаг, приняв предложение Гвидона. Героиня была готова лишиться своего волшебства, выйти замуж и потерять власть над царевичем. Затем пара просила благословения у матери Гвидона, таким образом передав ей власть:
«Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви».
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
После женитьбы Гвидон не расставался с супругой и не навещал отца, и вскоре Салтан сам приехал к сыну. Царевич стал главным и перестал зависеть от других героев. На протяжении сюжета видно, как властью обладали разные персонажи: Салтан, Царевна Лебедь, княгиня и в конце царевич Гвидон.
Мы видим, что на самом деле это сказка прежде всего про получение независимости от отца и приобретение собственной власти.
Пушкина всегда волновал вопрос власти. Когда королевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» обратился в поисках своей невесты к ветру, он сказал:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного».
В тексте есть четкая субординация: всегда будет кто-то выше. Никто не может стать морской владычицей или богом. Волшебство в сказках Пушкина функционально: оно не нарушает субординацию власти. Его можно обменять: герой либо свободный могучий волшебник, либо женат по любви.
Свобода потеряна, но вместо нее приобретается что-то другое. Поэтому эти сказки управленческие. Они описывают вертикаль власти, рассказывают про субординацию и про то, кто главный.
Какой из этого можно сделать вывод? Содержание всегда больше, чем сюжет. Художественная литература, фольклор — это всегда образ, который запоминается.
Сказка о царе Салтане. 1915
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (именно таково полное название сочинения, в точности повторяющее пушкинское) – десятая опера Римского-Корсакова, созданная в 1899–1900 годах и знаменующая возвращение композитора к сказке после нескольких лет поисков в жанре драмы. Либреттистом «Сказки о царе Салтане» выступил Владимир Бельский – единомышленник композитора, знаток пушкинских сказок, прекрасно стилизовавший слог и стих великого русского поэта.
Биографы и исследователи творчества Римского-Корсакова, опираясь на нелицеприятные высказывания композитора, нередко противопоставляют «Сказку о царе Салтане» другим его операм. Однако самокритика была мотивирована главным образом недооценкой этих опер, а также несогласием Римского-Корсакова с насильственным сужением его творчества рамками сказки и фантастики. Например, уже после окончания работы над оперой, 17 мая 1900 года, он писал Надежде Забеле-Врубель: «За это время я мог довольно хорошо отнестись критически к собственному сочинению, и скажу Вам по правде, что нахожу его слабее и суше “Царской невесты”. “Салтан” мне представляется каким-то рисунком по клеточкам, а “Царская невеста” – рисунком свободным. С другой стороны, “Салтан” есть повторение “Снегурочки” и “Садко” (из коих первая куда привлекательнее)… <…> Многие же, не слыхав “Салтана”, уже вперед его хвалят в укор и ущерб “Царской невесте”, так как у них для меня намечена специальность: фантастическая музыка, а драматической меня обносят. <…> “Царская невеста” вовсе не фантастична, а “Снегурочка” очень фантастична, но та и другая весьма человечны и душевны, а “Садко” и “Салтан” значительно лишены этого. (Мыслей моих о “Салтане” никому знать не надлежит. Пусть хвалят.)»1. В «Летописи моей музыкальной жизни» композитор, напротив, о «Сказке о царе Салтане» пишет с удовлетворением, отмечая многие новые ее черты, связанные как со сказочной природой сочинения, так и с музыкальными особенностями.
Еще во время создания произведения Римский-Корсаков, не надеясь на Императорские театры, предполагал его постановку на сцене московской Частной оперы (к моменту окончания ставшей Товариществом). Кроме того, партия Царевны Лебеди прямо писалась для Забелы-Врубель, солистки Частной оперы и вдохновительницы ряда женских образов в последних оперных сочинениях композитора. Однако поздней весной 1900 года к Римскому-Корсакову внезапно обратился Владимир Теляковский, в то время директор московских Императорских театров, с предложением поставить «Сказку о царе Салтане» на сцене Большого театра. «Конечно, я сожалел, – вспоминал в “Летописи…” композитор, – что дирекция додумалась немножко поздно, но делать было нечего, и пришлось отказать»2.
Премьера оперы состоялась 21 октября 1900 года в Москве, в Театре Солодовникова, и была осуществлена силами артистов Товарищества русской оперы. Как и публика, композитор оценил исполнительскую и художественную стороны постановки (декорации и костюмы были сделаны по рисункам Михаила Врубеля) очень высоко. Рецензенты писали о московском триумфе Римского-Корсакова.
Петербуржцы впервые познакомились со «Сказкой о царе Салтане» 22 декабря 1902 года, когда она была исполнена в Большом зале Консерватории силами антрепризы Карла (Карло) Гвиди (дирижировал Вячеслав Зеленый). Из-за того, что репертуаром театра Гвиди заведовал музыкальный критик Владимир Баскин – «деятель, достаточно презираемый между порядочными людьми»3, как аттестован он в «Летописи…», – композитор ни на репетицию, ни на представления не пошел. «Говорят, что шло довольно скверно», – добавляет он далее в «Летописи…», и эта оценка подтверждается отзывами прессы.
Памятники Царевне лебедь
ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ ЛЕБЕДЬ
***
Боем крыл могучих,
белых шей купаньем
День они встречают,
звонко окликаясь,
В зеркале прозрачной влаги
отражаясь.
Длинной вереницей,
белым флотом стройно
Плавают в сиянии солнца
по спокойной
Озера лазури…
Василий Жуковский
***
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Константин Бальмонт
Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства.
Красота лебедя с древних времён привлекала к себе внимание людей и пробуждала в них творческое воображение и фантазию. Поэтому птица запечатлена ими в легендах и преданиях, сказках и стихах, в музыке, произведениях изобразительного и прикладного искусства.
В Древнем Китае лебедь — солнечная птица.
В греко-римской традиции образ лебедя связан с Зевсом, Афродитой, Аполлоном, Орфеем.
Зевс (Юпитер) в образе лебедя предстал перед Ледой, от этого союза с ним Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. Этот миф представляет собой вариант космогонического мифа о происхождении мира из космического яйца.
Лебедь присутствовал при рождении Аполлона, солнечного бога; с ним связана сила пророчества. Лебедь – священная птица Аполлона. Бог света и жизни, музыки, покровитель муз и поэтического вдохновения проносился днём по небу на золотой колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Таким он изображён над фронтоном Большого театра в Москве. А ночью бог совершал свой подземный путь по потустороннему морю на колеснице с помощью лебедей. Осенью белоснежные птицы уносили его в страну гипербореев, где не бывает зимы. И его постоянными спутниками всегда были лира и лебедь.
У кельтов лебединые божества имеют солнечную природу и являются благодетелями людей; они обладают способностью излечивать; символизируют щедрость, любовь и чистоту, их музыка имеет магические свойства. Лебеди с золотыми или серебряными цепочками вокруг шеи олицетворяют божеств. Согласно поверьям древних германцев, девушки могут превращаться в пророчествующих лебедок («Песнь о Нибелунгах»).
В христианстве белый лебедь — это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.
В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, «святым» птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев — лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь — обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из «Повести временных лет» рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других — горам Щекавице и Хоривице, а сестра — реке, и по сей день впадающей в Днепр.
В Древней Руси лебедя почитали, как и всех водоплавающих птиц, за умение жить на земле, плавать и летать в поднебесье. Изображение лебедя можно увидеть на вышитых полотенцах и росписях, в формах ковшей и других изделий домашнего обихода, сохранившегося до нашего времени. В старину даже существовал обряд отпуска птиц, когда в день осеннего праздника урожая на волю отпускали семейную пару лебедей, совершая, таким образом, своеобразное магическое жертвоприношение небесным божеством. Ведь лебедей ценили не только за красоту, но за верность и преданность друг другу.
По знаменитой сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салатновиче и о прекрасной царевне Лебеди» в 1943 году сестры Брумберг сняли мультфильм.
Среди персонажей сказки – волшебная Царевна Лебедь:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Белая лебедь стала символом совершенства и гармонии. Такой она предстает в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса (в постанове Михаила Михайловича Фокина), где блистала великая русская балерина Анна Павлова. Добро торжествует над злом и в музыкальной сказке-балете «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. В своей чарующей музыке Чайковский выразил вечную историю любви, стремления к счастью и противостояния роковым силам любви.
Царевна уже около двухсот лет служит идеалом красоты на русской Земле. Не случайно во многих городах России установлены ее скульптуры, многие из которых являются центральными фигурами прекрасных фонтанов, как, например, в Сочи, в Самаре, в Москве…
Фонтан Сказка в Сочи
Фонтан установлен в Сочинском дендрарии в 1969 году по проекту Ленинградского скульптора В.Ф. Богатырёва.
Фонтан выполнен по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, сыне его Гвидоне, 33-х богатырях и о прекрасной Царевне-лебеди».
Здесь изображены: царевич Гвидон, плывущий корабль, белка, грызущая золотые орехи; богатыри с Черномором.
А венчает фонтан 4-х метровая статуя Царевны-Лебеди, смотрящей с высоты гор на горизонт моря…
Фонтан Царевна Лебедь в Самаре
В Кировском районе городского округа Самара в пределах улиц Ставропольской, Ташкентского переулка и Енисейского переулка был основан в 1968 году парк. Общая площадь парка составляет более 20 га.
В парке был вырыт котлован и заполнен водой, получилось большое озеро, которое украсило вновь созданный парк. Несколько суббот подряд на берегах рукотворного озера сажали деревья и кустарники, прямо под руками людей рождалась красота.
В 1985 году на озере в парке появилось величественное сооружение — фонтан «Царевна-Лебедь», высота струй которого достигает 15 метров.
Скульптура «Царевна-Лебедь» в Москве
В подобии русла реки Неглинки, дно которой выложено мозаикой, находятся скульптуры разных героев сказок работы З. Церетели — бронзовый дед с золотой рыбкой, медведь и волк, лисица и журавль, Царевна и лебедь, Аленушка на камне, Иван-царевич с Царевной-лягушкой, Жар-птица, утка с утятами, Русалочка.
Ялта. Поляна сказок. Царевна Лебедь
Излюбленным местом ялтинцев и многочисленных гостей курорта, приезжающих не только из разных уголков нашей страны, но и из-за рубежа, стала живописная окраина Ялты. Здесь, у подножия причудливой скалы Ставри-Кая, взметнувшейся, словно птица, в синеву безоблачного крымского неба, приютилась поляна, необычная, загадочная. И не случайно люди прозвали её — «Поляна сказок».
И в какое бы время года ни пришёл сюда — ранней весной, осыпающей поляну золотистыми звездами крокусов, жарким июльским летом с его буйной, сочной зеленью деревьев и изумрудным травяным ковром, багряной осенью, спускающей с гор синюю прохладу, и даже дождливой крымской зимой — всегда здесь ждёт вас сказка. Дыхание её чувствуется сразу, как только свернешь с основной магистрали за крутой поворот, и предстанет перед тобой во всей своей красе сверкающий водопад, горный лес с убаюкивающим шумом ветвей, пленяющим ароматом хвои. И удивительно гармонично вписываются в волшебство крымской природы скульптуры сказочных героев.
Ожившая, словно по мановению волшебной палочки, выходит навстречу гостям «Хозяйка Медной горы». Создатель её — скульптор и художник В. Солощенко.
Не уступает «Хозяйке Медной горы» своим величием и изяществом скульптура «Царевна-лебедь», выполненная на сюжет «Сказки о царе Салтане» ялтинским скульптором, заслуженным художником РСФСР И. Шмагуном.
САКИ. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ. ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ
КАРТИНА МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ» была закончена в 1900 году
О достоинствах «Царевны-Лебедь» высказываются разные суждения — не все согласны считать ее шедевром. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в «Морской Царевне» — в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?»
Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке — не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается — она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.
Необыкновенно красиво ее лицо — действительно, «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже «слишком красиво» — может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится. Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его «волшебном театре» «Царевна-Лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы. Никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И.Забелу- совсем другое лицо, в отличие от «Морской Царевны», где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А.Праховой. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.
Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Каких-либо прямых «иллюстративных» перепевов врубелевских образов в нем нет — поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового…
Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны,
Синева пуста.
Были дни — над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат…
Видится волшебный всадник:
Белый конь, как цвет вишневый…
Блещут стремена…
На кафтан его парчовый
Пролилась весна.
Пролилась — он сгинет в тучах,
Вспыхнет за холмом…
Предчувствуются смятения:
Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений,-
— Голубиный лет…
Что мгновенные бессилья?
Время — легкий дым…
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!
Это писал еще юный Блок, автор «Стихов о Прекрасной Даме» и «Нечаянной радости»; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. «С Врубелем я связан жизненно», — скажет он позже.
Большое наследие оставил нам один из лучших иллюстраторов сказок – ИВАН БИЛИБИН, это превосходное оформление книг для детей, которые переиздаются уже более ста лет. Создавая изображение лебедя к сказке «Царевна-Лягушка» и «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, он всегда подчёркивал красоту величавой птицы мягкой безупречной пластикой линий.
И. Я.Билибин создал характерный «билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на изощрённой стилизации мотивов народного и средневекового русского искусства (лубка, вышивок, резьбы по дереву, миниатюр – рукописей и др.). Строгая графичность рисунка, плоскостность форм, орнаметность и декоративность общего решения сближает произведения И. Я.Билибина с графикой стиля «модерн».
Иллюстрации И. Я.Билибина к русским сказкам и былинам воссоздают сказочный и фантастический мир русского фольклора.
В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, иллюстрированная Билибиным. Обложка книги, украшенная сложным орнаментом, напоминающим узор нарядной парчи, декоративного украшения страниц связаны сочиненным художником мотивами с содержанием сказки. Иллюстрации гармонично сочетаются с текстом, написанным красивым стилизованным шрифтом. Всё это представляет собой единое художественное целое. В своих иллюстрациях Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки…
В иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане» И. Я.Билибин стремился передать очарование старины. С поразительным мастерством и большим знанием изображал он старинные костюмы и утварь.
Искусствоведы считают, что прихотливая узорность рисунка и декоративность раскраски позволили Билибину даже в обыденных жанровых сценах передать ощущение волшебного мира. Сказка сливается с образами русской природы и старины.
«Хороша, как лебёдушка на озерце», — так говорили в народе о девушках и женщинах, обладающих лёгкой плавной поступью и величавостью в движениях. Именно такой лебёдушкой предстаёт перед нами танцующая ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА В КАРТИНЕ ВАСИЛИЯ ВАСНЕЦОВА. Это народное сравнение подчёркнуто изображением лебедей, плывущих по глади озера и летящих по небу. Словно художник хотел остановить это прекрасное мгновенье и сказать нам – вот моё представление о красоте и совершенстве.
Картина «Царевна – лягушка» написана знаменитым русским художников Васнецовым В.М. в 1918г. В самом центре полотна изображена статная красивая девушка. Её стан изящно изогнут, голова грациозно запрокинута, а руки разведены в стороны, она танцует.
Царевна одета в изумрудное расшитое платье в пол, под которым видна белоснежная сорочка, а в руке она держит белый воздушный платок. Она стоит к нам спиной и лица её не видно, лишь длинные густые косы представлены взгляду зрителя. По взгляду играющих музыкантов, расположившихся на лавках, можно сделать вывод, что девушка очень красива. Они смотрят на неё с улыбкой и восхищением, её танец их завораживает, их ноги танцуют, а головы двигаются в такт с танцем.
Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. Именно сейчас она демонстрирует свои удивительные волшебства: махнув левой рукой – появилось прекрасное озеро, махнув правой – белоснежные лебеди, поплывшие по нему. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами.
На заднем плане видно озеро с прекрасной гладью и белоснежных лебедей плывущих по нему, а рядом и летящих к нему. За озером виднеются деревенские избы, стройные берёзки, золотится пшеничное поле, а за ними высокий и густой лес. На озере лодка с человеком, а на берегу, девушка в русских сарафанах водят хороводы. По мирно-голубому небу, плавно летят белые лебеди. Небольшие элементы демонстрации природы на картине, очень точно и красиво её передают.
Картина передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая зрителю о мировом волшебстве.
Источники:
Память в камне и бронзе //А почему. – 2013. — №2.
Трофимова, С. Лебединое озеро /С. Трофимова //Юный художник. – 2013. — №7. – 44-45.
Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» Режим доступа: http://smallbay.ru/artrussia/vrubel_zarevna-lebed.html
Михаил Врубель: жизнь и творчество – Режим доступа: http://www.filoli.ru/artists/077-wrobel/
Поляна сказок в Ялте. – Режим доступа: http://gid-tur.ru/2011/05/07/polyana-skazok-v-yalte/
Поляна сказок в Ялте. – Режим доступа: http://crimea-tour.ru/sovetsky/pol_skazok/pol_skazok.html
Фонтаны Манежной площади. – Режим доступа: http://www.intomoscow.ru/modules.php?name=Contentp&pa=showpage&pid=7&cid=d
Царевна-Лебедь Врубеля — Независимая Окружная Газета
Царевна-Лебедь Врубеля окутана величественной красотой
На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению Александра Пушкина. Премьера музыкальной драмы состоялась в Московской частной опере Саввы Мамонтова 21 декабря 1900 года. Михаил Врубель создал эскизы для декораций и костюмов. Партию Царевны-Лебедь пела его жена Надежда Забела-Врубель.
Погружение в мир музыки Римского-Корсакова стало благотворным поворотом в творческой судьбе Михаила Врубеля. Надежда Ивановна, жена художника, вспоминала, что оперу «Садко» Михаил Александрович прослушал около ста раз. Он говорил, что может слушать оркестр бесконечно, особенно сцены моря и всякий раз находит в нём новые фантастические тона. Их мастер воплощал в своих изумительных работах. Такими оттенками и полутонами дышит его вдохновенная «Царевна-Лебедь».
На картинах Врубеля почти невозможно увидеть цвета солнечного дня. Он любил переходные состояния – закатный вечер, нарождающееся утро. Ангельское лицо царевны напоминает лицо падшего ангела с последних полотен Врубеля. Однако всё же Царевну-Лебедь нельзя уподобить этому герою. В ней есть стойкость, терпение и сила настоящей любви. Её колдовские чары целиком на стороне добра, ради которого она готова пожертвовать своей жизнью. Потому-то таинственный облик окутан такой нежной и величественной красотой, пленившей царевича Гвидона.
В облике Царевны художник соединил два образа
По словам современников, голос у Надежды Забелы был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело». Так писал о ней композитор Михаил Гнесин.
Сохранились её фотографии в роли царевны. По ним видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Современники считали, что Михаил Врубель всё же придумал облик своей царевны. Он соединил в нём её черты и черты дочери.
Следует отметить, что на картине не изображён костюмированный портрет артистки. Мастер сумел уловить момент превращения девы в птицу и грамотно его передал. Чем дольше смотришь на картину, тем больше перестаешь понимать — кто же на самом деле пред тобой? Дева или птица…
Картину художник пишет на хуторе своих родственников, семейства художника Николая Ге близ станции Плиски в Черниговской губернии летом 1900 года. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).
Картина поступила в Государственную Третьяковскую галерею в 1910 году по завещанию Марии Морозовой. Два эскиза к ней находятся в Государственном Русском музее.
Ангел-хранитель
Надежда Забела была любимой исполнительницей Николая Римского-Корсакова. Специально для неё он написал партию Марфы в опере «Царская невеста». Она исполнила главные партии в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Демон» и «Евгений Онегин».
До знакомства с выдающейся оперной певицей Надеждой Забелой у Врубеля были романы. Ни один из них не привёл к браку. Надежда стала для него музой, женой и ангелом-хранителем, оберегающим его до последних дней жизни. Она пыталась сделать невозможное – спасти мастера от безумия.
Познакомились будущие супруги в Московской частной опере Саввы Мамонтова на репетиции спектакля. Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос!». Это была любовь с первого взгляда, он предложил ей руку и сердце спустя два дня после знакомства.
«Другие певицы поют, как птицы, а Надя поет, как человек», – сказал о ней художник. Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве. Врубель сопровождал её на всех репетициях и спектаклях, подсказывал нюансы трактовки образов, создавал эскизы театральных костюмов. «Единственное, чем он жил, была музыка, – писал художник Сергей Судейкин. – Символом, идеальным выразителем прекрасного для него оставалась Надежда Ивановна».
В 1901 году у них родился сын Савва. Счастье омрачало наличие у него врождённого порока – заячьей губы. Из-за этого у художника началась глубокая затяжная депрессия, что стало толчком к развитию душевной болезни. Её симптомы проявлялись и раньше, но болезнь ребёнка их усугубила.
В трёхлетнем возрасте малыш скончался от пневмонии, что окончательно подорвало психическое здоровье Врубеля. С тех пор долгое время Врубель проводил в психиатрических клиниках. Жена не теряла надежды и пыталась облегчить его состояние всеми возможными способами. Зная о том, как на него действует её пение, она привозила в больницу аккомпаниатора и пела для мужа.
Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет.
Публикация по теме: Охотники на привале — шумная премьера
Наталья Швец
Фото: открытые источники
Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане — одна из самых известных сказок русского фольклора. Он вдохновил многих художников, которые создавали книги, стихи, иллюстрации, картины, музыку и сценические проекты по мотивам царя Салтана и других персонажей этой классической русской сказки.
«Сказку о царе Салтане» иногда называют «Царевна-Лебедь», но не следует путать ее с «Царевна-лебедь», успешным фильмом, основанным на еще более популярном балете «Лебединое озеро» (который, кстати, также частично основан на Русские народные сказки).Наверное, лучше всего предоставить какой-нибудь…
Краткое содержание сказки о царе Салтане
Вообще у нас две версии.
Первый был написан в 19 веке, когда десятки ученых в Европе начали собирать старые рассказы, басни, сказки, легенды и почти все, что могло помочь сохранить культурное наследие в быстро развивающемся обществе, где новые нормы без особого раздумий заменяли традиции. Если все старое действительно настолько плохо, что заслуживает того, чтобы о нем забыли.Самая известная коллекция того времени, конечно же, называется «Сказки братьев Гримм».
Вторая, более известная на сегодняшний день версия «Сказания о царе Салтане» была написана в 1831 году Александром Сергеевичем Пушкиным (1799-1837).
Основной сюжет тот же:
1. У нас есть три сестры и царь Салтан, который случайно слышит, что о нем говорят. Он женится на младшей, а двое старших ей завидуют.
2. Когда младшая сестра рожает детей, ее сестры (или их помощники, в зависимости от версии) заменяют их щенками, и с некоторыми дополнительными интригами юную королеву запечатывают в бочку вместе с младшим сыном и бросают в океан. .
3. Стволы бочки на туфле необитаемого острова, и обоим выжившим (с некоторой магической помощью, которая опять-таки различается в разных версиях) удается построить красивый дворец с полной инфраструктурой.
4. Странствующие купцы видят дворец, прекрасную королеву Марфу и принца Гвидона и рассказывают царю Салтану о чудесах, происходивших на некогда необитаемом острове.
5. Несмотря на некоторые дополнительные препятствия (и больше магии), он посещает остров и, наконец, находит правду.Все потерянные сыновья возвращаются, и у нас классический счастливый конец.
Начнем визуальное исследование с иллюстраций Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), который выполнил очередной набор иллюстраций к книгам (эта сказка выходила в разных вариантах и по разным поводам). Вы узнаете все основные сцены, начиная с короля, подслушивающего у дверей, и заканчивая счастливым концом.
Билибин также выполнил декорации к опере в четырех действиях (плюс пролог), они представлены ниже вместе с афишей.Опера была написана Римским-Корсаковым к столетию со дня рождения Пушкина (1899), премьера состоялась в 1900 году.
Билибин был не единственным художником, создавшим декорации оперы по сказке о царе Салтане. Следующие картины были выполнены Михаилом Александровичем Врубелем (1856-1910) и есть даже фотография его жены Надежды Забелы Врубель (1868-1913), известной оперной певицы, в роли Царевны-Лебеди.
Последний набор иллюстраций принадлежит Борису Зворыкину (1872–1942), который имел похожий художественный стиль, провел годы во Франции и любил такие же народные мотивы, как Билибин, но не сумел добиться своей известности из-за политических проблем. Теперь мы можем хотя бы отдать ему должное пятью последними иллюстрациями.
Другие художники были вдохновлены той же сказкой, и вот еще две ссылки на их работы: первая Наталья Сергеевна Гончаревна (1881-1962), вторая — Александр Михайлович Куркин (1916-):
https: // архив.org / подробности / contextarsalta00push
http://www. lib.ru/LITRA/PUSHKIN/saltan.txt
Все представленные изображения находятся в свободном доступе и редактируются мной. Если вы хотите использовать один или несколько из них, приветствуется ссылка на этот пост, а если вам нужен один в более высоком разрешении, просто напишите мне, может быть, он у меня есть 🙂
Надеюсь, вам понравилась «Сказка о царе Салтане»!
Нравится:
Нравится Загрузка …
СвязанныеОписание |
|
---|
Сказка о царе Салтане главные герои
Главные герои сказки о царе Салтане Пушкин и их характеристика помогут подготовиться к уроку.
Сказка о царе Салтане главные героиСказки «Сказки царя Салтана»:
- Царь Салтан, отец Гвидона и муж царицы;
- Королева, жена царя Салтана, которую оклеветали и заключили в бочку со своим маленьким сыном Гвидоном;
- принц Гвидон, сын царицы и царя Салтана;
- Прекрасная принцесса Лебедь, любимая, а впоследствии и любимая жена Гвидона;
Отрицательные герои «Сказок царя Салтана» :
- Ткачиха — сестра Королевы и повар.Это завистливый, злой и отрицательный персонаж. Также она очень обидчива и мстительна, из-за чего совершает коварные поступки.
- Повар — сестра ткачихи и королевы. Она, как и ткачиха, является отрицательным персонажем, поскольку обладает такими качествами, как зависть, мстительность, коварство и эгоизм.
- Swatya Baba Babriha — имеет такие отрицательные черты характера, как ненависть, жестокость и месть.
«Нейтральные» герои «Сказок царя Салтана»: белка, заморские гости, ветер, волна, дядя Черномор и 33 героя; а также комар и шмель, в которых превратился князь Гвидон.
«Сказка о царе Салтане» характеристика главных героевКороль Салтан — правитель своего королевства. С одной стороны, король — настоящий воин, мужественный и сильный, готовый сражаться за свое государство. С другой стороны, это добрый персонаж, обладающий мягким характером. Из действий, которые совершает этот герой, становится понятно, что он простой, наивный персонаж и из-за этого некоторые читатели могут подумать, что он безвольный король.На самом деле это совершенно неверно. Просто из-за своего доброго характера он не наказал злых и коварных сестер, а скорее простил их. Царь Салтан милосерден и великодушен.
Князь Гвидон — сын царицы и царя Салтана. Его бросили в бочке с царицей в море. Но там он растет «не по дням, а по часам» и становится красивым, сильным, отважным, отважным молодым человеком. Он защищает слабых (спас Царевну-Лебедь от воздушного змея), справедливо правит городом на острове Буян, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов.Это смелый и сильный герой.
Царевна-Лебедь — разумная и красивая волшебница, сестра 33 морских героев. Именно она в конце сказки становится женой принца Гвидона. Принцесса олицетворяет великодушие, мудрость и честность.
Королева — красивая девушка, в будущем она станет королевой и матерью прекрасного героя. Она добрая, честная, терпеливая и добросердечная.
Сказка о царе Салтане Новой Зари c1949
Сказка о царе Салтане от Новой Зари: выпущена около 1949 года.Он был выпущен в честь 150-летия со дня рождения Александра Пушкина вместе с двумя другими ароматами: «Пиковая дама» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Новая Заря: СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ
Состав аромата:
Так как же он пахнет? Он классифицируется как цветочные шипровые ароматы для женщин. Аромат был описан как «удивительно стойкий, тяжелый, приятный запах шипрового сорта, напоминающий о любимых древних легендах глубочайшей древности.»
- Верхние ноты: фиалка, бергамот, гвоздика
- Средние ноты: ирис, орегано, шалфей, лаванда
- Базовые ноты: белый мускус, пачули, дубовый мох, амбра, сандал
«Сказание о царе Салтане, о сыне его прославленном и могущественном богатырском князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеде» — стихотворение Александра Пушкина 1831 года.
История трех сестер, младшая из которых выбрана царем Салтаном в жены, а двух других он делает своим королевским поваром и королевской ткачихой.Они, конечно, завидуют, и когда царица рожает сына, князя Гвидона, они договариваются, чтобы ее и ее ребенка приказали запереть в бочке и бросить в море. Их жалко само море, и они выброшены на берег отдаленного острова Буян. Сын, быстро подросший в бочке, отправляется на охоту. Однако в конце концов он спасает заколдованного лебедя от воздушного змея. Лебедь создает город для князя Гвидона, но он тоскует по дому, и лебедь превращает его в комара.В этом облике он посещает двор царя Салтана, кусает тётю глаз и убегает.
Вернувшись в свое далекое царство, лебедь дает Гвидону волшебную белку. Но он продолжает тосковать по дому, поэтому лебедь превращает его в муху, и при царском дворе он кусает глаз другой своей тети. В третьем раунде он становится осой (или пчелой) и кусает бабушку в нос. В конце он выражает желание невесты вместо своего старого дома, в котором лебедь оказывается прекрасной принцессой, на которой он женится.Его посещает царь, который очень рад найти свою жену и новобрачного сына.
бутылок:Бутылки из матового и прозрачного стекла выполнены в исключительном русском народном узоре, представляющем собой традиционный женский народный костюм с пробками, отформованными в виде кокошника — головного убора, символизирующего Россию. Большой флакон одеколона имеет высоту 3 3/4 дюйма, а меньший флакон духов — 3 1/2 дюйма. Они помещены в коробку из папье-маше размером 7 дюймов в длину, 4 1/2 дюйма в ширину и 2 дюйма в высоту.
Судьба аромата:
Производство духов было прекращено где-то в 1980-х, и их очень трудно найти.
Сказка о царе Салтане, — наталья
… Его сына прославленного и могущественного богатырского князя Гвидона Салтановича и прекрасной царевны-лебеди.Как тебе полный рот? Это полное название стихотворения Александра Пушкина, которое в этом году наша русская школа поставила для рождественского спектакля. Да Рождество. Русское православное Рождество празднуется 7 января, и с учетом всех праздничных мероприятий и согласования постановок других русских школ у нас есть последний возможный временной интервал… Но это нормально! Дали всем нам больше времени, чтобы откладывать дела (кхм) и устроить отличное шоу!
Для меня еще раз большая честь работать с такими преданными родителями, супер творческими личностями и профессионалами, которые все добровольно жертвуют свое драгоценное время и жертвуют ресурсы, чтобы наши дети могли узнать о своем наследии таким образом!
Вот несколько картинок … да только 15 … Слишком много для сообщения в блоге? Возможно. Я не мог ничего взять, так как был за кулисами, поэтому все это сделал художник, который нарисовал многие декорации и сценический реквизит.Она поделилась со мной 445 фотографиями (это означает, что она отредактировала не менее 100!). Мне удалось сократить до 15, чтобы поделиться с вами, мои читатели … отредактировал, чтобы показать костюмы как можно лучше … наслаждайтесь !!!
три сестры поют у окна |
Царь выбрал свою Царицу |
больше свадебных танцоров |
злая сестра заговор |
три комических рельефных персонажа, рисующие |
люди, читающие приказ |
черный ястреб борется с белым лебедем |
крылья лебедя в действии |
волшебная белка |
морской богатырь |
Фух … а теперь я иду убирать свою студию … |
Как составить план «Сказки о царе Салтане»? план, аннотация, главные герои произведения
A.S. Пушкин неоднократно обращался к жанру сказки, о чем свидетельствуют его произведения «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из самых известных своих произведений в этом жанре — «Сказку о царе Салтане и его сыне, славном и могучем богатырском князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебедь».«
Первый этап составления плана: выделение смысловых частей сказки
Для того, чтобы составить план работы, нужно внимательно прочитать сказку, выделить ее смысловые части — элементы композиции: вступление, вступление, развитие действия, кульминацию и развязку, а также охарактеризовать основные и второстепенные персонажи. Точка входа должна вкратце обозначить первые события: встреча сестер и свадьба Салтана с младшей.
Далее необходимо указать завязку: уход короля и предательство сестер. В плане важно показать развитие действий: это двор бояр и сброс царицы с сыном в море. Продолжением должен стать сюжет о приключениях принца Гвидона на загадочном острове: встреча с лебедем, его волшебные путешествия и чудеса очарованной принцессы.
При составлении плана следует обратить внимание на кульминацию сказки: превращение лебедя в прекрасную принцессу.Здесь нужно указать прибытие Салтана на остров и его встречу с женой. Напоследок на стыке нужно написать об общем примирении и застолье.
Второй этап написания плана: составление названий его частей
Предметы плана должны отображать сюжетную линию сказки. Заголовки нужно делать не очень длинными, но емкими, чтобы они передавали основное содержание выбранных смысловых частей. Уместно ввести в названиях имена главных и второстепенных героев, а также отметить ключевые моменты сказки. Можно перечислить в одной строке несколько событий, связанных друг с другом или происходящих одно за другим.
План «Сказки царя Салтана»
1. Введение: свадьба короля и зависть сестер.
2. Сюжет произведения: уход Салтана и обман Ткачихи, Повара, замужество бабы Бабарихи.
3. Развитие экшена: приключения принца Гвидона на острове и чудеса принцессы Лебедей.
4.Кульминация сказки: превращение Лебедей в принцессу и приход Салтана в королевство Гвидон.
5. Окончание работы: встреча короля с женой и торжественное застолье.
Краткое содержание «Сказок царя Салтана»
Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему хочет осчастливить его в случае женитьбы. Король выбирает младшую, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын.Завистливые сестры вместе с Бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из царства.
Однако обоим удается найти убежище на острове, где принцесса Лебедь помогает Гвидону, спасенному ими от злого волшебника. По просьбе принца она творит разные чудеса и в конце раскрывает ему главный секрет: она зачарованная принцесса, готовая стать его женой. В то же время король Султан, слышавший об острове Гуидон, приехал туда, несмотря на все проделки сестер, и снова связался с женой.
Образы сестер
Чтобы написать сочинение на эту тему, необходимо предварительно составить план «Сказки царя Салтана». План следует начинать с характеристики трех сестер, описание которых является своеобразным введением в работу. Автор коротких, но очень выразительных замечаний сразу отмечает различия между ними, которые должны объяснить читателю выбор Салтана Младшего. Последний заинтересован в продолжении царской семьи, что в глазах правителя было гораздо важнее практичности и умения управлять хозяйством.
Сказка в стихах очень ярко показывает характеры сестер: старшие, ткачиха и кухарка, завистливы, горды, высокомерны и хитры, а младшая — честна, открыта и простодушна. . Тем не менее в суровую пору испытания она проявила силу характера и отвагу, чего, казалось, нельзя было ожидать от этой хрупкой молодой женщины, брошенной с маленьким сыном на произвол судьбы.
King описание
Характеристики главного героя также должны быть включены в план «Сказки царя Салтана».План предусматривает анализ его личности, ведь именно это позволит понять причину, по которой он так легко обманул, долго не решался отправиться на остров принца Гвидона и наконец простил хитрых сестер и их сообщницу. .
Дело в том, что король, несмотря на кажущуюся строгость, по натуре добр и доверчив. Именно эти черты своего характера подчеркивал Пушкин. «Сказание о царе Салтане» не зря названо именем этого правителя.Образ главного героя, пожалуй, самый милый: добродушный, доверчивый король трогает своих читателей.
Образ князя Гвидона
Описание князя Гвидона также должно быть включено в план «Сказки царя Салтана». План показывает его рост, воспитание и взросление на загадочном острове, а также борьбу за возвращение отца и его счастье. Князь Гвидон умен, решителен, отважен и активен. Он не растерялся в трудную минуту и, забыв о собственных стесненных обстоятельствах, спас княжну Лебедь.Князь искренне любит свою мать и заботится в первую очередь о ней. Кроме того, юноша постоянно думает о встрече с отцом, ради чего отправляется в опасные приключения.
Князь Гвидон чрезвычайно любопытен: его интересует все чудесное и загадочное. Услышав о какой-то странной вещи, он сразу же хочет ее увидеть и завладеть ею. Юноша очень предприимчивый: не зря он готов отправиться в дальний путь, чтобы увидеть отца или получить желаемое.В образе цесаревича Пушкин еще раз воплотился излюбленный тип рыцаря-рыцаря, который можно увидеть в стихотворениях «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Чудеса принцессы-лебедя
Написание на тему «Пушкин. «Сказка о царе Салтане» »уделяет большое внимание описанию невесты князя Гвидона, с которой связана романтическая линия в творчестве поэта. Царевна-лебедь появляется при очень драматических обстоятельствах: как раз в то время, когда на острове появился принц Гвидон с ее матерью, злой коршун чуть не убил ее, и только благодаря защите молодого принца она осталась жива.
В благодарность за свое спасение она делает Гвидона правителем острова и исполняет его желания, не только показывая ему чудеса, но и отдавая в его владение белку и морских рыцарей. Чтобы составить этот пункт плана, следует выделить следующие ключевые моменты: полеты Гвидона в царство Салтан, где он узнает о чудесах, и исполнение его желаний, чтобы они явились на его острове.
Образ юной красавицы довольно трогательный и в то же время загадочный: каждый раз с ее появлением на острове происходит что-то чудесное.Чтобы составить план сказки, следует выделить кульминацию произведения: превращение лебедя в прекрасную принцессу.
Когда дело дошло до возможности женитьбы князя с ней, она показала некоторое замешательство, но, в конце концов, побежденная заверениями в верности Гвидону открылась ему. Этот момент завершает главную любовную линию, которая так трогательно изображена в «Сказке о царе Салтане». Лебедь становится женой принца Гвидона, чему предшествует счастливая встреча его матери с мужем.Прибытие Салтана на остров его сына — следующий важный пункт плана, поскольку он показывает кульминацию сказки и одновременно служит прелюдией к счастливой развязке: прощению и пиршеству.
Дополнительные символы
Сказка в стихах интересна и фоновыми персонажами, которые появляются в ряде сцен эпизодов, однако запоминаются яркими характеристиками и образами. Здесь, прежде всего, следует упомянуть сваю Бабу Бабарику, сообщницу злых сестер, бесконечно плетущую интриги.Несмотря на то, что она не прописана Пушкиным так красноречиво, как ткачиха с поваром, тем не менее бабарихинская женщина органично вписалась в сюжет.
Среди других второстепенных персонажей — известные купцы, путешествовавшие по миру: они служили своего рода связующим звеном между Салтаном и принцем Гвидоном. Именно от них король узнает о загадочном острове в океане, рассказы о чудесах которого в итоге приводят его в долгожданное путешествие, закончившееся счастливой встречей с женой и сыном.
Кроме того, не стоит забывать о волшебной белке, морских рыцарях, охраняющих владения Гвидона, их предводителе дяде Черноморе. Эти персонажи не сдвигают сюжет, но создают очень красочный сказочный фон истории. Характеристика «Сказок царя Салтана» заканчивается описанием природы, дворцов, костюмов, создающих у читателя праздничное настроение.
Сказочные мотивы в работе
Чтобы разделить «Сказку о царе Салтане» на части, в ней необходимо выделить культурные и исторические пласты.Пушкин знал древнерусский фольклор, народные песни, легенды, сказки, элементы которых часто включались в его сочинения. В этом произведении он широко использовал образы русских народных сказок: рыцарей, заколдованной царевны, сказочной белки, морского владыки и др. Он возродил явления природы: например, морская волна по просьбе царицы-матери выбрасывает на берег. бочка, в которой она томилась с сыном.
Превращения играют важную роль в сказке: например, принц Гвидон стал то ли комаром, то ли шмелем, чтобы перелететь океан и увидеть своего отца.Царевна-лебедь превращается в красивую девушку, а хищный коршун — злым волшебником. В сказке происходят всякие другие чудеса: так, принц Гвидон вырос в одночасье, а на необитаемом острове, где он оказался со своей матерью, внезапно появляется чудесное королевство. Все эти элементы создают сказочную атмосферу повествования, которая делает произведение таким увлекательным.
Исторические предыстории
Для лучшего понимания содержания произведения необходимо показать наличие в нем реалий той или иной эпохи, что должно отражать замысел «Сказания царя Салтана».На плане показаны черты времени средневековой Руси, послужившие фоном для сказочного сюжета.
В первую очередь, это касается общественно-политического строя. В сказке показано состояние царя Салтана, описание которого очень напоминает жизнь и правление московских царей XV — XVI веков. То же самое можно сказать и о социальном расслоении общества: среди героев читатель видит представителей разных сословий средневековой Руси: бояр, советников царя, составлявших его близкую Думу, дворцовых слуг, в образах которых слуги, распорядители. , и чаши, служившие в ту эпоху московским царям.
Однако есть и некоторые заимствования из истории Древней Руси: например, морские рыцари — явная отсылка к древнерусским легендам. Купцы, путешествовавшие из одного конца света в другой, представляют собой собирательный образ русских гостей, издревле ведущих торговлю со странами в разных частях света. Вышеупомянутые реалии из прошлого России придают сказке дополнительный колорит: привязка сюжета к исторической почве делает персонажей героев и окружающую их повседневную жизнь более достоверными.
Сравнение произведения с другими сказками Пушкина
В своем творчестве поэт очень часто обращался к темам старинных русских народных сказок. Чтобы разделить сказку о царе Салтане на части, необходимо прежде всего сравнить это произведение с другими сказками автора.
По сложности развития рассказ «Сказание о царе Салтане» можно сравнить разве что с «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В остальном она, пожалуй, отличается от других пушкинских сказок детальной композицией, колоритными персонажами и динамичным действием.Все это, конечно, нисколько не умаляет литературного значения других сказок Пушкина, но именно данное произведение является наиболее популярным среди произведений других авторов этого жанра.
Для составления плана «Сказки царя Салтана» необходимо разделить произведение на смысловые части. В соответствии с сюжетом повествования следует выделить основные композиционные элементы: вступление (матч короля с младшей сестрой, их свадьба, рождение сына), сюжет (обман сестер, приключения Гвидона и царицы на море и на острове, чудеса царевны-лебедя), кульминация (обращение лебедей к деве, прибытие Салтана на остров Гвидон), развязка (встреча короля с женой и общий праздник).
Leave a Reply