Бажов павел петрович сказки: Аудиосказки Павла Бажова — слушать онлайн бесплатно
Алмазная спичка | Аметистовое дело |
Богатырева рукавица | Васина гора |
Голубая змейка | Далевое глядельце |
Демидовские кафтаны | Дорогой земли виток |
Железковы покрышки | Живинка в деле |
Живой огонек | Золотоцветень горы |
Золотые дайки | Коренная тайность |
Круговой фонарь | Медная доля |
На том же месте | Надпись на камне |
Не та цапля | Орлиное перо |
Про водолазов | Рудяной перевал |
Старых гор подаренье | |
Хрупкая веточка | Чугунная бабушка |
Шелковая горка | Широкое плечо |
Без отрыва и забеганий | В детские годы |
Воробушек | Глубочинский пруд |
Драки. Маевки. Агапыч | Жалованный кафтан |
Заводские | Из рабочего кармана |
Исконные | Кузькино Отродье |
Макар Драган и Мякина | Мастерко |
Немец | О заводской учебе |
Палкин | Покос |
Приисковые | Приказные |
Пучеглазик | Расчёты по мелочишкам |
Спичечники и кустари | Старики |
Сысертские заводы | Турчаниниха |
Чертознай | |
Готовы идти дальше | Дробь и куски |
Кладево бедного мужика | На первой ступени |
На производственном участке «Гиганта» | На путях к новой деревне |
Общедеревенские поля | Перед большим сдвигом |
Пестрый быт | По старым цифрам |
Похороны межи | Стальной конек и зрячий кучер |
Горный мастер | Две ящерки |
Дорогое имячко | Змеиный след |
Золотой волос | Каменный цветок |
Кошачьи уши | Малахитовая шкатулка |
Марков камень | Медной горы хозяйка |
Приказчиковы подошвы | Про Великого Полоза |
Сочневые камешки | Тяжелая витушка |
У старого рудника | |
Веселухин ложок | Заграничная барыня |
Иванко крылатко | Про главного вора |
Тараканье мыло | Хрустальный лак |
Бажов Павел Петрович — ПроДетЛит
Павел Петрович Бажов | |
Павел Петрович Бажов, 1911 | |
Имя при рождении | Павел Бажов |
Дата рождения | 27 января (15 января) 1879 г. |
Место рождения | п. Сысерть, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния |
Дата смерти | 3.12.1950 |
Место смерти | Москва |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Род деятельности | писатель, краевед, журналист |
Язык произведений | русский |
Премии | Сталинская премия второй степени |
Награды | орден Ленина «За выдающиеся заслуги в области художественной литературы и в деле собирания уральского фольклора» |
Срок авторских прав | 31.12.2024 |
Павел Петрович Бажов — русский советский писатель, краевед, журналист, автор уральских сказов.
Павел Бажов / Биография
Павел Петрович Бажов родился 27 января (15 января по старому стилю) 1879 года в посёлке Сысертский завод Екатеринбургского уезда Пермской губернии. В официальных документах встречается разное написание фамилии: «Бажов» и «Бажев». Отец по сословию считался крестьянином, но был рабочим пудлинго-сварочного цеха. Мать, кроме домашнего хозяйства, занималась рукодельными работами «на заказчика», была умелой кружевницей. Семья переезжала из одного посёлка Сысертского горного округа в другой: жили в Северском, Полевском, Вершинке.
С 1886 года Павел Бажов учился в земской (заводской) школе, окончил её в числе лучших учеников. С 1889 года учился в Екатеринбургском духовном училище: плата за обучение там была значительно ниже, чем в гимназии. В Полевском, вместе с другими подростками, на Думной горе слушал сказы бывшего горняка и старателя, сторожа Василия Алексеевича Хмелинина по прозванию «дедко Слышко» (он же Вася Протча и Стаканчик).
В 1893 году Павел Бажов окончил училище «по первому разряду». С 1893 по 1899 год учился в Пермской духовной семинарии. После смерти отца на жизнь и учёбу зарабатывал репетиторством, мелкой газетной работой, разгрузкой вагонов. Принимал участие в революционных кружках, читал запрещённую литературу, заведовал «тайной библиотекой» семинарии. Отказался от предложения поступить в Киевскую духовную академию и от принятия духовного сана. Был определён учителем приготовительного класса Екатеринбургского духовного училища. Одновременно преподавал арифметику и чистописание в школе для приготовления псаломщиков.
- Иллюстрации Владимира Милашевского к книге «Уральские сказы»
«Уральские сказы» / П. Бажов ; иллюстрация Владимира Милашевского
«Уральские сказы» / П. Бажов ; иллюстрация Владимира Милашевского
«Уральские сказы» / П. Бажов ; иллюстрация Владимира Милашевского
«Уральские сказы» / П. Бажов ; иллюстрация Владимира Милашевского
«Уральские сказы» / П. Бажов ; иллюстрация Владимира Милашевского
Когда на Урале организовывались легальные профсоюзы, вступил в учительский союз. В 1905 году был среди подписавших телеграмму Синоду с требованием уволить епископа Владимира за проповедь, оправдывающую избиение черносотенцами учащихся на митинге 19 октября.
С 1907 по 1914 год преподавал в Екатеринбургском епархиальном женском училище — вёл уроки русского и церковнославянского языка, алгебру. К 1910 году Павел Бажов имел чин надворного советника. Во время каникул путешествовал по Уралу. Записывал присловья. В екатеринбургском архиве интересовался историей Пугачёвского восстания. На литературном вечере в училище прочёл реферат «Д.Н. Мамин-Сибиряк как писатель для детей».
В 1911 году женился на выпускнице Екатеринбургского епархиального училища. В 1914 году семья переехала в Камышлов, Павел Петрович перевёлся в Камышловское духовное училище, преподавал русский язык.
В 1917 году П.П. Бажов состоял в партии эсеров. После Февральской революции был избран председателем исполкома Камышловского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, затем — городским головой. В июле 1917-го по постановлению Совета напечатана брошюра — доклад П.П. Бажова «Программа трудового крестьянства. К вопросу крестьянской организации».
- Иллюстрации Э. Иоффе к диафильму «Серебряное копытце»
Сказ П. Бажова «Серебряное копытце». Художник Э. Иоффе
Сказ П. Бажова «Серебряное копытце». Художник Э. Иоффе
Сказ П. Бажова «Серебряное копытце». Художник Э. Иоффе
Сказ П. Бажова «Серебряное копытце». Художник Э. Иоффе
В апреле 1918 года П.П. Бажов избран на должность уездного комиссара просвещения. В июне 1918 года вступил в Российскую коммунистическую партию (большевиков). В это время Бажов, в частности, занимается реорганизацией работы публичной библиотеки, её детского и взрослого отделения, чисткой библиотечных фондов, планом составления рекомендательного библиотечного каталога. Под псевдонимом Деревенский публикует в газете «Известия Камышловского уездного Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов» статьи «Религия и школа», «Список книг по религиозному вопросу».
В августе 1918-го Павел Бажов вступил в Красную армию, в полк «Красных орлов». Заведовал информационным отделом 29-й дивизии 3-й армии, был редактором выходившей на фронтовой линии газеты «Окопная правда». При отступлении был арестован белогвардейцами. Бежал из тюрьмы. Организовывал большевистское подполье в Семипалатинской губернии. После установления советской власти в Усть-Каменогорске был назначен заведующим отделом народного образования. Создавал школы для ликвидации неграмотности и курсы для подготовки учителей-казахов.
Весной 1921 года Павел Бажов с согласия Сиббюро ЦК РКП(б) вернулся на Урал, в Камышлов, и приступил к редактированию газеты «Красный путь». В 1921—1923 годах сотрудничал с недавно открытым Камышловским краеведческим музеем: заботился о пополнении коллекции, руководил экскурсиями, вёл археологические раскопки. Записывал песни, частушки, заговоры, изучал происхождение местных названий.
- Иллюстрации Александра Кошкина к «Уральским сказам»
«Уральские сказы», художник Александр Кошкин
«Уральские сказы», художник Александр Кошкин
«Уральские сказы», художник Александр Кошкин
«Уральские сказы», художник Александр Кошкин
С 1923 по 1930 год П. П. Бажов работал в Екатеринбурге в редакции «Крестьянской газеты», занимался крестьянскими письмами, работал с селькорами, некоторые собственные публикации подписывал прежним псевдонимом — Деревенский. Литераторы Екатеринбурга группировались вокруг журнала «Товарищ Терентий» (с 1926 г. стал «Уральской новью»; Екатеринбург переименован в Свердловск в 1924 г.). В мае 1924-го в журнале «Товарищ Терентий» напечатаны девять очерков П.П. Бажова «Из недавних уральских былей». Книга «Уральские были. Из недавнего быта Сысертских заводов» вышла в ноябре 1924 года в издательстве «Уралкнига».
В сентябре 1925 года в «Уралкниге» вышла автобиографическая повесть П.П. Бажова «За советскую правду» о Гражданской войне в Сибири и на Алтае. В декабре вышла книга «К расчёту!» — о Сысертском заводе в революцию 1905 года, а в журнале «Товарищ Терентий» — очерк «Морока синяя» об открытии в 1702 году Гумешевского меднорудного месторождения. Очерк — за подписью Старо-Заводский.
В «Списке важнейших научных работников Урала»,
краткая биография, фото и видео, личная жизнь
Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Известность ему принесли уральские сказы, многие из которых мы знаем с детства: «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Хозяйка Медной горы». Он и сам был похож на доброго сказочного героя – удивительно талантливый и трудолюбивый, порядочный и мужественный, скромный и бережно заботливый, способный любить и жаждущий служить людям.
Родители
Павел появился на свет 27 января 1879 года в городе Сысерть Екатеринбургского уезда.
Его отец, Бажёв Пётр Васильевич (сначала фамилию писали через букву «ё», а не «о»), принадлежал к крестьянскому сословию Полевской волости. Но отец никогда не занимался сельским трудом, потому что в Сысертском округе были одни заводы, пахотных наделов земли там не давали. Он трудился мастером пудлингово-сварочных цехов на металлургических заводах (Полевском, Северском и Верх-Сысертском). Под конец трудовой деятельности дослужился до рухлядного припасного (в современности такая должность аналогична инструментальщику или завхозу цеха).
Отец будущего писателя специалистом в своём ремесле был исключительным, но страдал запоями. Несмотря на то, что считался первоклассным профессионалом, с работы его частенько увольняли. И причиной становился не сам факт чрезмерного употребления спиртного, а слишком уж острый язык – напившись, он критиковал и высмеивал руководство завода. За это Петру даже дали кличку «Сверло». Правда, специалистов подобного уровня найти в то время было сложно, поэтому, как только случались на заводе серьёзные проблемы, начальство брало Петра Васильевича обратно на работу. Только до прощения верхушка завода снисходила не сразу, уволенному порой приходилось самому долго их упрашивать и ждать месяцами, а то и дольше.
Родители Павла Бажова
В такие периоды безденежья отец подыскивал случайные заработки, но в основном семья кормилась за счёт мамы – редкой мастерицы Августы Стефановны. Её девичья фамилия была Осинцева, она принадлежала роду польских крестьян. Днём мама занималась хозяйством, а по вечерам кропотливо вывязывала на заказ для жён заводского начальства кружева, ажурные чулки, которые по красоте и качеству намного превосходили изделия машинной вязки. Из-за такого ночного вязания впоследствии у Августы Стефановны сильно испортилось зрение.
Бажовы, как и любая другая семья трудового Урала, бережно хранили и передавали из поколения в поколение воспоминания о предках, которые были знатоками своего дела и считали труд единственным смыслом в нелёгкой жизни.
Детство
Павел был единственным ребёнком в семье. Его отец, несмотря на алкоголь и злой язык, сына обожал, потакал ему во всём. Ещё более терпеливой и мягкой была мама. Так что маленький Паша рос, окружённый заботой и любовью.
Долгими зимними вечерами в семье Бажовых любили усаживаться у печи и слушать бабушкины рассказы о том, как встречались работники рудников с таинственными и фантастическими помощниками – Золотым Полозом или горной маткой Хозяйкой, которые иногда относились к людям по-доброму, а иной раз бывали откровенно враждебны.
Начальное образование
Несмотря на то, что порой финансовое положение семьи было сложное, родители дали единственному сыну достойное образование. Учиться мальчик начал в четырёхлетней земской школе города Сысерти, где сразу стал выделяться своими способностями среди учащихся. Как сам он позднее вспоминал, помог ему в этом Александр Сергеевич Пушкин. Если бы не томик стихов великого поэта, то возможно Павел Бажов так и остался бы заводским парнишкой с четырьмя классами образования. На тяжёлых условиях досталась ему эта книжка, библиотекарь сказал, что нужно выучить её наизусть. Скорее всего, это была шутка, но Паша воспринял задание всерьёз.
Преподаватель земской школы с первых месяцев обучения обратил внимание на смекалку и способности Бажова, он советовал родителям обязательно отдавать сына учиться дальше. Но когда учитель узнал, что Павел знает наизусть весь томик стихов Пушкина, то показал одарённого ребёнка приятелю Николаю Смородинцеву – ветеринару из Екатеринбурга. Благодаря этому неравнодушному человеку Павел получил шанс продолжить учёбу.
Обучение в духовном училище
По протекции Смородинцева Бажов продолжил обучение в духовном училище Екатеринбурга. Родителям не хотелось отпускать от себя ребёнка, но всё-таки они желали для него лучшего будущего, чем заводской рабочий или смотритель. Поэтому рискнули, и десятилетний Паша уехал в Екатеринбург.
Оплата за обучение в этом заведении была самой низкой в городе, тем не менее денег, чтобы снять для Павла жильё, у родителей не оказалось. На первое время его приютил у себя в доме Николай Семёнович Смородинцев. Мужчина не только предоставил мальчишке кров, но и стал в его жизни лучшим товарищем. Причём впоследствии их дружественные отношения были испытаны временем и сохранились надолго.
В Екатеринбурге Павла удивила железная дорога, которая в то время звалась «чугункой», культурная бурная жизнь, каменные дома в несколько этажей. Земский преподаватель хорошо позанимался со своим лучшим учеником. Бажов легко сдал экзамены и поступил в духовное училище.
Немного проучившись, Павел перебрался от Николая Семёновича на съёмное общежитское жильё. От училища для студентов снимали несколько комнат в квартире у одного хозяина, там за ребятами следил специально приставленный инспектор. Этого человека писатель впоследствии вспоминал с добротой, хотя поначалу за его постоянные нотации, строгость и замечания ребята инспектора не слишком любили. Уже будучи взрослыми, мальчишки поняли, как ответственно он выполнял свою работу – следил, чтобы хозяева не обижали студентов по вопросу обслуживания и питания, чтобы старшие студенты не издевались над младшими. Именно благодаря усилиям инспектора в общежитском жилье никогда не процветала дедовщина.
А ещё инспектор устраивал с мальчиками чтения, прививая тем самым любовь и вкус к хорошей литературе. Часто он читал им классические произведения сам:
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя;
- рассказы А. И. Куприна;
- «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.
Четырёхлетнее обучение давалось Павлу без проблем, из одного класса в другой он переходил с первым разрядом. Летом ездил на каникулы домой, где по вечерам с ребятами убегал на дровяные склады. Там они слушали байки о «старинном жилье», которые очень интересно рассказывал сторож – Василий Алексеевич Хмелинин. Мальчишки прозвали старичка «дедушка Слышко», именно его занятные полубытовые-полумистические рассказы сильно интересовали Пашу. Впоследствии это стало главным увлечением Бажова, всю жизнь он собирал фольклор – мифы, словесные обороты, легенды, сказы, пословицы.
Семинария
Окончив училище на «отлично», Павел получил возможность дальнейшего обучения в духовной семинарии. Огорчало лишь то, что надо было уезжать ещё дальше от родного дома – в Пермь. Выпускникам Пермской духовной семинарии предоставлялось очень качественное и многостороннее образование. Кроме Бажова в этом заведении учились также писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и известный русский изобретатель Александр Попов.
Павел окончил учёбу в 1899 году. Он попал в тройку лучших выпускников, и ему предоставили место в духовной академии. Но двадцатилетний молодой человек посчитал нечестно пользоваться таким шансом, потому что не был религиозным человеком, более того, считал себя настроенным революционно. Ещё в студенчестве читал философские и революционные запрещённые книжки, также изучал научные работы Дарвина. Ему были близки идеи народников, Павел страстно мечтал, чтобы простой люд избавился от самодержавия.
Преподавательская деятельность
Бажов попробовал поступить в светский университет, но, потерпев неудачу, решил заняться преподавательской деятельностью. К тому же требовалась помощь маме. Отец умер от заболевания печени, а Августе Стефановне тяжело было выживать на одну мизерную пенсию супруга. Павел начал репетиторствовать и писать статьи в газеты.
Почти два десятилетия Бажов преподавал русский язык. Сначала в деревне Шайдуриха неподалёку от Невьянска, потом в Камышлове в духовном училище, в Екатеринбурге в епархиальном училище для девочек. Во всех учебных заведениях он считался любимым учителем – не кричал, никогда не торопил с ответом, подсказывал, задавал наводящие вопросы, если видел, что ученик затрудняется. Каждый его урок воспринимали как подарок, он мог заинтересовать даже самых равнодушных.
Все эти годы не переставал увлекаться уральскими народными сказами. Когда его ученики разъезжались на каникулы, давал им задание записывать загадки, пословицы, поговорки, которые услышат.
Революция
До революционных событий 1917 года Павел был членом партии эсеров. После революции поддержал большевизм, и новая власть доверила ему руководство комиссариатом просвещения. На этом посту Бажов проявил себя как энергичный и порядочный работник, переживающий за народ, поэтому ему доверяли новые ответственные поручения:
- заведовал строительно-техническим отделом;
- выступал с докладами по промышленному развитию;
- работал в исполнительном комитете.
Когда в Екатеринбург и город Камышлов, где жили Бажовы, вошла белая гвардия, Павел находился в командировке. Пытаясь потом воссоединиться с семьёй, он оказался в плену, откуда сбежал и затаился в глухой деревушке. Потом с чужими документами добрался до Усть-Каменогорска, откуда послал письмо супруге, и она с детьми приехала к Павлу Петровичу. Семья снова была вместе, а вскоре в город вошли красногвардейцы. Бажов начал свою трудовую деятельность в литературном направлении – редактором изданий «Советская власть» и «Известия».
Творчество
В начале 1920-х годов Бажовы вернулись в Екатеринбург, где Павел Петрович стал трудиться в местных газетах.
В 1924 году он опубликовал свой первый сборник «Уральские были». Это не сказки, а рассказы о жизни на Урале, над которыми писатель трудился после работы по вечерам. Но такое творчество доставляло ему удовольствие, особенно когда сборник был издан и имел успех.
Следующие свои произведения Павел Петрович писал по заказу Советской власти:
- «За советскую правду»;
- «Бойцы первого призыва»;
- «К расчёту».
Но когда в 1937 году его обвинили в троцкизме, исключили из партии и уволили с работы, Бажов вспомнил рассказы дедушки Слышко и нашёл в них утешение. Он стал писать сказки, а выживали тогда за счёт большого огорода, на котором трудилась вся семья.
В 1939 году вышел сборник его сказок «Малахитовая шкатулка». Книга была нарасхват, сказы про Урал понравились и маленьким, и взрослым.
В 1941 году (в начале войны) Бажов писал альманахи для поднятия боевого духа. Но в 1942 году у него начались проблемы со зрением, и тогда Павел Петрович стал читать лекции и возглавил Свердловскую писательскую организацию.
Личная жизнь
Так получилось, что Павел до тридцати лет всего себя отдавал учёбе, потом работе, на яркие романы или сильные чувства к женщинам у него не оставалось времени. Он относился к таким людям, которых судьба награждает великим чувством взаимной любви и счастьем лишь один раз, но на всю жизнь.
Любовь настигла Бажова, когда ему уже было 32 года. Его избранницей стала бывшая ученица, выпускница епархиального училища Валентина Иваницкая. Несмотря на юный возраст (19 лет), девушка была сильной по духу и очень талантливой. Она ответила взаимностью, подарив Павлу Петровичу неисчерпаемую, преданную и нежную любовь.
Они создали идеальную семью; бесконечно уважали друг друга; в болезнях, бедности и в трудных ситуациях всегда сохраняли нежные отношения. У тех, кто знал эту семью, сохранились самые лучшие воспоминания о Бажовых.
У Павла с Валентиной родилось всего семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте. Всю свою любовь и заботу супруги подарили выжившим девочкам Ольге, Елене, Ариадне и мальчику Алексею. Все вместе Бажовы смогли пережить и страшную трагедию, когда на заводе совсем в юном возрасте погиб единственный сынок.
Младшая дочь Ариадна говорила, что отец обладал удивительной способностью всегда и всё знать о своих любимых людях. Он работал больше всех, но его душевной чуткости хватало на то, чтобы быть в курсе радостей, огорчений и забот каждого члена семьи.
Павел Петрович ушёл из жизни 3 декабря 1950 года, он похоронен на Ивановском кладбище города Екатеринбурга.
Павел Бажов – биография, фото, личная жизнь, книги и сказки
Биография
Биографы Павла Петровича Бажова поговаривают, что у этого писателя была счастливая судьба. Великий сказатель прожил долгую и умиротворенную жизнь, насыщенную событиями. Все политические перевороты мастер пера воспринимал относительно спокойно и в те смутные времена умудрился добиться признания и славы. На протяжении многих лет Бажов занимался любимым делом — старался сделать быль сказкой.
Портрет Павла БажоваЕго произведения до сих пор пользуются популярностью у молодежи и старшего поколения. Пожалуй, немного найдется людей, которые не видели советский мультфильм «Серебряное копытце» или не читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», куда входят сказы «Каменный цветок», «Синюшкин колодец» и «Дорогое имячко».
Детство и юность
Павел Петрович Бажов родился 15 (27 по новому стилю) января 1879 года. Будущий писатель рос и воспитывался в среднестатистической семье. Его отец Петр Бажов (изначально фамилия писалась через букву «е»), выходец из крестьян Полевской волости, работал на горнодобывающем участке в городке Сысерти, что в Свердловской области. Позже Бажовы переехали в поселок Полевской. Родитель писателя зарабатывал на хлеб тяжелым трудом, а сельским хозяйством не занимался: в Сысерти не было пахотных земельных участков. Петр был трудолюбивым человеком и редким специалистом в своем деле, но начальники мужчину не жаловали, поэтому Бажов-старший сменил не одно рабочее место.
Писатель Павел БажовДело в том, что глава семейства любил пригубить горячительного напитка и нередко уходил в запои. Но не эта вредная привычка становилась камнем преткновения между руководителями и подчиненным: подвыпивший Бажов не умел держать язык за зубами, поэтому критиковал рабочую верхушку в пух и прах. Позже «разговорчивого» Петра, которого по этой причине прозвали Сверлом, брали обратно, потому что такие профессионалы ценятся на вес золота. Правда, заводское начальство не сразу снисходило до прощения, Бажову приходилось вымаливать рабочее место в течение долгого времени. В моменты раздумий кормчих семейство Бажовых оставалось без средств к существованию, спасали случайные заработки главы семейства и поделки его супруги Августы Стефановны (Осинцевой).
Родители Павла БажоваМать писателя происходила из польских крестьян, вела домашнее хозяйство и воспитывала Павла. В вечернее время увлекалась рукоделием: плела кружева, вязала ажурные чулки и создавала прочие уютные вещички. Но из-за этой кропотливой работы, которая велась в темное время суток, у женщины сильно испортилось зрение. Кстати, несмотря на своенравный характер Петра, у него с сыном сложились дружеские отношения. Бабушка Павла даже говаривала, что отец все время потакал чаду и прощал любые проказы. А у Августы Стефановны был и вовсе мягкий и покладистый характер, поэтому ребенок воспитывался в любви и гармонии.
Павел Бажов с родителямиПавел Петрович Бажов рос прилежным и любознательным мальчиком. До переезда он посещал земскую школу в Сысерти, учился на отлично. Павел схватывал предметы на лету, будь то русский язык или математика, и каждый день радовал родственников пятерками в дневнике. Бажов вспоминал, что благодаря Пушкину сумел получить достойное образование. Будущий литератор взял томик великого русского писателя в местной библиотеке на суровых условиях: библиотекарь в шутку велел, чтобы юноша выучил все произведения наизусть. Но Павел отнесся к этому заданию серьезно.
Павел Бажов в молодостиПозже его школьный учитель рассказывал об ученике другу-ветеринару как об одаренном ребенке из рабочей семьи, который назубок знает творения Александра Сергеевича. Впечатленный талантливым юношей, ветврач подарил мальчику путевку в жизнь и обеспечил выходцу из бедной семьи достойное образование. Павел Бажов окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем поступил в Пермскую духовную семинарию. Юноше было предложено продолжить обучение и получить церковный сан, однако молодой человек не желал служить в церкви, а мечтал корпеть над учебниками на университетской скамье. К тому же Павел Петрович был не религиозным, а скорее революционно настроенным человеком.
Павел БажовНо денег на дальнейшее образование не хватило. Петр Бажов умер от болезни печени, приходилось довольствоваться пенсией Августы Стефановны. Поэтому, не получив университетского диплома, Павел Петрович работал преподавателем в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, обучал студентов русскому языку и литературе. Бажова любили, каждая его лекция воспринималась подарком, он читал произведения великих классиков чувственно и с душой. Павел Петрович был одним из тех редких преподавателей, которые могли заинтересовать даже заядлого двоечника и непоседу.
Писатель Павел БажовУ девочек в училище имелся своеобразный обычай: они прикалывали любимым учителям бантики из разноцветных атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова не оставалось свободного места на пиджаке, ведь «знаков отличия» у него было больше всех. Стоит сказать, что Павел Петрович участвовал в политических событиях и воспринял Октябрьскую революцию как нечто должное и основополагающее. По его мнению, отречение Николая II от престола и большевистский переворот должны были покончить с социальным неравенством и обеспечить жителям страны счастливое будущее.
Иллюстрации к книгам Павла БажоваДо 1917 года Павел Петрович был членом партии социалистов-революционеров, в гражданскую войну воевал на стороне красных, организовывал подполье и разрабатывал стратегию на случай падения советской власти. Также Бажов пребывал на посту заведующего профсоюзным бюро и управлением народного образования. Позже Павел Петрович возглавил редакционную деятельность, выпускал газету. Помимо прочего, писатель организовывал школы и призывал бороться с неграмотностью. В 1918 году мастер слова вступил в коммунистическую партию Советского Союза.
Литература
Как известно, будучи студентом, Павел Петрович жил в Екатеринбурге и Перми, где вместо живой природы вокруг были сплошные железные дороги, а вместо небольших домиков — каменные квартиры в несколько этажей. В культурных городах жизнь била ключом: люди ходили в театры и обсуждали светские мероприятия за столиками ресторанов, но Павел обожал возвращаться в родные края.
Иллюстрация к книге Павла Бажова «Хозяйка медной горы»Там он и познакомился с полумистическим фольклором: местный старичок по прозвищу Слышко («Стаканчик») – сторож Василий Хмелинин – обожал рассказывать народные сказы, главными героями которых были мифические персонажи: Серебряное копытце, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Голубая змейка и бабка Синюшка.
Иллюстрация к книге Павла Бажова «Огневушка-поскакушка»Дедушка Василий Алексеевич пояснял, что все его повести основаны на быте и описывают «старинное житие». Это отличие уральских сказов от сказок Хмелинин подчеркивал особенно. Местная детвора и взрослые внимали каждому слову деда Слышко. В числе слушателей состоял и Павел Петрович, который впитывал удивительно-волшебные истории Хмелинина словно губка.
Иллюстрация к книге Павла Бажова «Серебряное копытце»С тех времен и началась его любовь к фольклорному творчеству: Бажов тщательно вел тетради, куда собирал уральские песни, сказания, легенды и загадки. В 1931 году в Москве и Ленинграде состоялась конференция на тему русского фольклора. В результате совещания была поставлена задача изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора, затем было принято решение создать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Поиском материалов должен был заняться краевед Владимир Бирюков, однако ученый не нашел нужных источников.
Иллюстрация к книге Павла Бажова «Голубая змейка»Поэтому издание возглавил Бажов. Павел Петрович собирал народные былины как писатель, а не как ученый-фольклорист. Бажов знал о паспортизации, однако ее не проводил. Также мастер пера придерживался принципа: герои его произведений – выходцы из России или Урала (даже если эти предположения противоречили фактам, литератор отвергал все, что было не в пользу его родины).
Иллюстрация к книге Павла Бажова «Малахитовая шкатулка»В 1936 году Павел Петрович опубликовал первое произведение под названием «Девка Азовка». Позже, в 1939-м, в тираж вышел сборник «Малахитовая шкатулка», который при жизни автора пополнялся новыми сказами со слов Василия Хмелинина. Но, по слухам, однажды Бажов признался, что не переписывал свои рассказы с чужих уст, а сочинял их.
Личная жизнь
Известно, что на протяжении долгого времени Павел Петрович не был вовлечен в отношения с женщинами. Писатель не был обделен вниманием милых дам, но в то же время не был и донжуаном: Бажов не окунался с головой в мимолетные страсти и романы, а вел аскетичную холостяцкую жизнь. Почему до 30 лет Бажов оставался одиноким, объяснить сложно. Литератор увлекался работой и не хотел распыляться на проходящих мимо барышень, а также верил в искреннюю любовь. Впрочем, так оно и случилось: 32-летний фольклорист предложил руку и сердце 19-летней Валентине Александровне Иваницкой, бывшей ученице. Серьезная и образованная девушка ответила согласием.
Павел Бажов с женой и матерьюЭто оказался брак на всю жизнь, возлюбленные воспитали четверых детей (в семье родилось семеро, но трое умерли в младенческом возрасте от болезней): Ольгу, Елену, Алексея и Ариадну. Современники вспоминают, что в доме царил уют и не происходило случаев, чтобы супругов обременяли бытовые или иные разногласия. От Бажова нельзя было услышать имени Валя или Валентина, потому что Павел Петрович называл возлюбленную ласковыми прозвищами: Валянушка или Валестеночка. Писатель не любил опаздывать, но, даже уходя на собрание в спешке, возвращался на порог, если забывал поцеловать на прощание горячо любимую жену.
Павел Бажов с семьейПавел Петрович и Валентина Александровна жили счастливо и поддерживали друг друга. Но, как и у любого другого смертного, в жизни писателя бывали как безоблачные, так и горестные дни. Бажову пришлось пережить страшное горе – смерть ребенка. Юный Алексей погиб из-за несчастного случая на заводе. Также известно, что Павел Петрович хоть и был занятым человеком, но всегда выделял время на разговоры с детьми. Примечательно, что с отпрысками отец общался как со взрослыми людьми, давал право голоса и выслушивал их мнения.
«Умение все знать о своих близких было удивительной особенностью отца. Он всегда был больше всех занят, но у него хватало душевной чуткости быть в курсе забот, радостей и огорчений каждого», – говорила Ариадна Бажова в книге «Глазами дочери».
Смерть
Незадолго до смерти Павел Петрович перестал писать и начал читать лекции, которые укрепляли дух народа во время Великой Отечественной войны.
Могила Павла БажоваВеликий писатель скончался зимой 1950 года. Могила творца расположена на холме (центральная аллея) в Екатеринбурге на Ивановском кладбище.
Библиография
- 1924 — «Уральские были»
- 1926 — «За советскую правду»;
- 1937 — «Формирование на ходу»
- 1939 — «Зелёная кобылка»
- 1939 — «Малахитовая шкатулка»
- 1942 — «Ключ-камень»
- 1943 — «Сказы о немцах»
- 1949 — «Дальнее – близкое»
Очаровательные мифы и суровые реалии в русской литературе :: Глубоко :: Люди :: Россия-Инфоцентр
Уральский регион богат талантливыми людьми в разных сферах жизни России. И литература не исключение из этого правила. Многие великие писатели, критики и журналисты родились в больших городах и маленьких деревнях Урала, а многие другие приехали на Урал из разных регионов России, чтобы получить здесь всеобщее признание. Уральская природа вдохновляет на создание мистических или сказочных историй, уральский образ жизни и традиции придают книгам этнический колорит, а богатая уральская история позволяет создавать поистине эпические и драматические романы. Поэтому неудивительно, что уральская литература так выделяется на фоне всей массы русской литературы. В этой статье рассказывается о самых выдающихся писателях, которые жили и творили на Урале.
Дмитрий Мамин-Сибиряк
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк — русский писатель, наиболее известный своими романами и рассказами о жизни на Урале. Родившись в Нижнем Тагиле, недалеко от Екатеринбурга на Урале, он всегда любил место своего рождения и выражал свою любовь в своих замечательных рассказах.Он также заметил любые изменения в жизни своего дома и изобразил жизнь Урала и Сибири в годы реформ, когда капитализм в России и вызвал разлад в общественном сознании, правовых нормах и морали. Его ранние романы о путешествиях также очень интересны всем, кто хочет лучше узнать русскую жизнь. Более того, почти каждый русский ребенок знает Мамина-Сибиряка по его великим сказкам, большинство из которых были сняты в кино.
Основные произведения: Приваловская удача (1883), Горное гнездо (1884), Золото (1892), Хлеб (1895), Брови Охонны (1892), Уральские рассказы (1895) и Сибирские рассказы (1889). Основные детские книги: «Сказки для Аленушки» (1894–1896), «Серая шея» (1893), «Летняя молния» (1897).
Читать на английском языке:
«Фортуна Привалова», (роман), ИД, Москва.
Мисгирь и Избранный отец, (рассказы), из Little Russian Masterpieces, Vol 2, G.P. Сыновья Патнэма, Нью-Йорк и Лондон, 1920 г.
Сказки Верочки, (детские сказки), Е.П. Dutton & Company, Нью-Йорк, 1922.
Зимняя станция на Холодной реке, (рассказ), из Двуязычного собрания русских рассказов, том 1, Random House, 1965.
Сказки для Аленушки, (детские рассказы), Издательство Прогресс, Москва, 1978.
Золотой самородок, (рассказ), из книги «В глубине: русские рассказы», Издательство «Радуга», Москва, 1987.
Павел Бажов (Биография)
Павел Петрович Бажов — великий русский писатель, автор сборника сказки по мотивам уральского фольклора. Он родился в Сысерти, городе на Урале, известном тем, что предоставил многих борцов в русской революции 1917 года, и учился в Екатеринбурге. В 1939 году он написал свое самое известное произведение — сборник сказок «Малахитовая шкатулка», получивший Государственную премию Бажова. Помимо чарующей сказочной атмосферы, рассказы рассказывают об отношениях людей и социальных конфликтах и мудро воспроизводят жизнь уральцев и их персонажей через мифологических персонажей. Не только эта книга, но и другие сказочные сборники Бажова являются прекрасными образцами русских классических сказок.
Основные произведения: «Уральские сказки» (Уральские были), 1924 ; «Зеленая Кобылка», 1939; «Малахитовая шкатулка» (Малахитовая Шкатулка), 1939; «Ключ-камень» (Кюч-Кмен), 1942.
Читать на английском:
Бажов, Павел. Малахитовая шкатулка. Fredonia Books, 2002.
.
Бажов, Павел. Хозяйка Медной горы и другие сказки.
Иосиф Герасимов
Иосиф Абрамович Герасимов — советский писатель, сценарист, журналист и драматург. Он родился в Минске, но потом всю жизнь прожил в Свердловской области, окончил Уральский университет в Свердловске (ныне Екатеринбург). Ветеран Великой Отечественной войны, он написал очень реалистичную прозу о храбрых русских людях — солдатах, офицерах, тыловых службах и простых рабочих.Герасимов был награжден множеством медалей, орденом Красной Звезды, орденом Дружбы народов. Один из его широко известных романов о послевоенной жизни в Кишиневе, «Радости Земли», снял режиссер Сергей Колосов. Герасимов работал над сценарием к этому фильму, позже стал известным сценаристом, работая над такими фильмами, как «Пять дней отдыха» (1969), «Улица без Конца» (Улица без конца, 1972), «Старые долги» (1979).
Основные произведения: «Радости Земли», «Стук в дверь», «Предел возможного» (1987), «Семейные романы» (1985).
Ольга Славникова
Ольга Александровна Славникова — российский современный писатель, лауреат премии «Русский Букер 2006». Она родилась в Екатеринбурге, окончила факультет журналистики Уральского государственного университета. В 2003 году Славникова вместе с семьей переехала в Москву. Ее книги издаются с 1988 года, ей был вручен Русский Букер 2006 за роман «2017». Также Славниковой были вручены призы российских литературных журналов: «Урал» (1996 г.), «Дружба народов» (Дружба народов) (2000 г.), «Новый мир» (Новый мир) (2001 г.), «Октябрь» ( 2001), премия им. Павла Бажова (1999).Славникова также является автором множества статей по современной русской литературе и координатором литературного конкурса юных дарований «Дебют». Ее проза всегда острая, социальная и актуальная. В своих книгах она часто умело смешивает реальность и фантазию, чтобы показать привычные события в необычной форме.
Основные произведения: «Первокусница» (Первокурсница, 1988), «Стрекоза, увеличенная до размеров собак» (Стрекоза приняла собачьи пропорции, 1997) — шорт-лист российского Букера «Один в Зеркале» ( Alone in the Mirrow, 1999), «Бессмертный» (Immortal, 2001), «2017» (2006) — Русский Букер, «Любовь в Седьмом вагоне» (Любовь в 7-м вагоне) — шорт-лист «Большой книги» приз «Легкая голова» (Голова легкомысленная, 2010).
Читать на английском языке:
«2017» (переводчик Мариан Шварц), Девять ведущих российских писательниц (Glas New Russian Writing), 2003
Владислав Крапивин (Биография)
Владислав Петрович Крапивин — советско-российский писатель, автор множества приключенческих и фантастических романов для детей. Родился в 1938 году в Тюмени, окончил Уральский государственный университет, несколько лет работал в уральских газетах и журналах. Крапивин начал свою карьеру в 1965 году, и сейчас очень трудно перечислить полный список его книг, романов и рассказов.Его книги вошли в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей» и в 26-томную японскую серию «Избранные произведения для подростков». «. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки. Сам автор часто говорит, что пишет не только для детей, но и для всех, кто навсегда сохраняет в своей душе частичку детства.
Основные произведения: «Мальчик со шпагой» (Мальчик с рапирой, 1972–1974), «Колыбельная для брата» (Колыбельная для брата, 1978), «Тройка с площади Карронад» (Трио с площади Карронад, 1979), «Острова и капитаны» (Острова и капитаны, 1984-1987), «Голубятня на Желтой поляне» (Доверка на Желтой поляне, 1982-1983), «Мальчик Девочку Искал» (Мальчик искал девушку. , 2000) и др.
Выпущено на английском языке:
«Крылатые сказки», издательство «Радуга» (1984).
Август, месяц ветров: Рассказ школьникам, Прогресс (1975)
Бриг Артемис: Роман. «Библиотека Командора», 2008 г.
Алексей Иванов (Биография)
Алексей Викторович Иванов — российский писатель, лауреат литературных премий Мамина-Сибиряка и Бажова, специальной премии «Ясная поляна». Он родился в Горьком (ныне Нижний Новгород), но затем его семья переехала в Пермь, где он вырос и поступил в Уральский государственный университет на факультет журналистики. Первой его публикацией стал фантастический рассказ «Охота на медведя», опубликованный в журнале «Уральский следопыт» в 1990 году, но Иванов прославился только в 2003 году, после выхода в свет «Сердца пармы». Роман, трижды номинированный в номинации «Национальный бестселлер» и «Книга года» в 2006 году. Иванов — автор серьезной и глубокой прозы, достоверно отражающей жизнь России и русского народа. Иванов также известен своими историческими романами.В частности, его книга «Летоистчесление от Иоанны» (Эра Иоанна, 2009) стала основой для сценария фильма «Царь» режиссера Павла Лунгина. Алексей Иванов и известный российский журналист Леонид Парфенов — авторы большого проекта «Хребет России», посвященного истории и географии Уральского региона. Вместе они приняли участие в нескольких экспедициях и выпустили цикл документальных фильмов и иллюстрированных книг.
Основные произведения: «Сердце Пармы» (Сердце Пармы, 2003), «Географ Глобус Пропил» (Географ пропил свой
Глобус, 2003), «Золото Бунта» (Золото восстания, 2005), «Блуда и Мудо», 2007, «Летоистчесление от Иоанны»
(Эра Иоанна, 2009).
Виктор Астафьев
Виктор Петрович Астафьев — советский и российский писатель рассказов и романов. Он родился в Красноярске, но проживал в разных регионах России, в том числе на Урале. Именно этот регион стал главным источником вдохновения писателя. В 1953 году Астафьев опубликовал свой первый сборник рассказов, посвященный в основном опыту русских солдат и мирных жителей во время советско-германской войны. Позже, после 1962 года, он обратился в своих романах к критикам советского режима сталинской эпохи.Астафьев также писал для детей. Большинство его детских романов вошли в книгу «Лошадь с розовой гривой и другие сибирские сказки».
Основные произведения: «Ловля пескарей в Грузии» (Ловля пескарей в Грузии, 1986), «Печальный детектив» (Печальный детектив, 1986), «Так хотеться жить» (Воля к жизни, 1995) », Веселый солдат »(Веселый солдат, 1999), Царь-Рыба (Царь Рыба, 1975),« Проклятие и убитие »(Проклятые и убитые, 1994).
Читать на английском:
Лошадь с розовой гривой и другие сибирские рассказы, Издательство Прогресс, 1970.
Королева рыбы: история в двух частях и двенадцати эпизодах, Progress Publishers, 1982.
Жить своей жизнью и другими историями, Издательство «Радуга», 1989.
Сергей Аксаков
Сергей Аксаков — русский писатель XIX века, известный своими полуавтобиографическими рассказами о семейной жизни, а также книгами об охоте и рыбалке. Он родился в Уфе, вырос там и в родовом имении Ново-Аксаковка Оренбургской губернии, где на всю жизнь приобрел любовь к природе.Аксаков начал публиковать переводы, обзоры и статьи в начале 1820-х годов, хотя его важные работы появились гораздо позже. Примерно в 1840 году, вдохновленный Гоголем, он начал писать книгу, сделавшую его знаменитым, «Семейную хронику». Одновременно с этим Аксаков опубликовал книги о двух главных увлечениях своей жизни: «Записки о рыболовстве» (1847 г.) и «Записки охотника в Оренбургской губернии» (1852 г.). Аксаков также известен своей сказкой «Аленький цветочек», которая была экранизирована в Советском Союзе в 1952 году по фильму.
Основные работы:
«Семейная хроника» (Семейная летопись, 1840 г.), «Записки об уженых рыбах» (Записки о рыбалке, 1847 г.), Годы детства, Русский школьник, Русский господин.
Читать на английском:
Годы детства, Э. Арнольд, Лондон, 1916.
Русский школьник, Э. Арнольд, Лондон, 1917
Русский джентльмен, Э. Арнольд, Лондон, 1917
Сергей Довлатов (Биография)
Сергей Донатович Довлатов — российский журналист и писатель, творчество которого граничит между документальными доказательствами и игрой фантазии, между кажущейся простотой и немыслимым магнетизмом Между бледным юмором и мудростью.Родился 3 сентября 1941 г. в г. Уфа, Республика Башкирия, СССР. Он служил тюремным надзирателем, а позже начал зарабатывать на жизнь свободным журналистом в различных газетах Ленинграда. Довлатов писал прозу, но не мог публиковаться в Советском Союзе из-за цензуры. Поэтому писатель был вынужден эмигрировать в США, где он написал и опубликовал свои самые важные произведения. В СССР его знали только самиздат и авторская программа на радио «Свобода». Талант автора высоко оценили в постсоветской литературе, и сейчас Довлатов считается одним из лучших русских писателей.
Основные работы: «Наши» (Наши, 1983), «Представление» (Спектакль, 1987), «Компромисс» (Компромисс, 1981), «Филиал» (Филиал, 1990), «Чемодан» (Чемодан , 1986)
Для чтения на английском языке:
The Invisible Book, nn Arbor: Ardis, 1977
Компромисс, Нью-Йорк:, 1981.
Зона: история тюремного охранника, Анн-Арбор, 1982 г.
Марш одиноких людей, Holyoke: New England Publishing Co, 1983.
Наши, Анн-Арбор, 1983.
Ремесло: История в двух частях, Анн-Арбор:, 1985.
Иностранка, Нью-Йорк: Russica Publishers, 1986.
Чемодан, Tenafly, 1986.
Представление, Нью-Йорк: Издательство Russica, 1987.
Блокноты, Нью-Йорк, Word, 1990.
.
Филиал, Нью-Йорк, Word, 1990.
Алиева Юлия
Автор: Алиева Юлия
Русская сказка Павла Бажова Каменный цветок
Давным-давно в одной уральской деревне жил известный мастер по имени Прокопьич. Он делал украшения и другие изделия из малахита и был известен как лучший резчик по камню на Урале. Правители приказали ему научить некоторых мальчиков своей профессии, но никто из них не был достаточно талантливым.
В это же время в селе жил сирота по имени Данила. Он был слаб и не мог работать на заводе. Но он был полон мечтаний и любил наблюдать за природой. Однажды он попытался помочь старому пастуху, но, когда он играл на своей флейте, старый пастух заснул, и несколько голов скота были съедены волками.Данила и пастух были сурово наказаны.
Добрая старушка привела Данилу в свой дом и исцелила его множеством трав и цветов. Она научила его знаниям о растениях и однажды рассказала ему о Каменном цветке с Малахитовой горы. Она сказала ему, что это самый красивый цветок в мире. Но она также предупредила его: «Тот, кто найдет этот цветок, никогда не будет счастлив».
После выздоровления Данила директор фабрики отправил его к Прокопьичу изучать резьбу по драгоценным камням.Он был на удивление одарен. Прокопьич был вдовой без детей, и он любил мальчика, как своего собственного сына. Прошло несколько лет. Данила стал сильным, красивым молодым человеком.
Однажды хозяин фабрики прислал ему заказ на изготовление вазы из малахита вместе с эскизом того, что он хотел. Данила взялся за непростое задание, но идея эскиза его не удовлетворила. Каждый день он ходил в лес в поисках вдохновения и наблюдал за множеством цветов и растений. Он работал долго и наконец закончил вазу, подобную той, что на эскизе.Когда он показал его другим мастерам, он им понравился и они хвалили его. Но Данила сказал: «Эта ваза сделана точно по эскизу, но живой красоты в ней нет. Когда смотришь на самый простой цветок, радость наполняет сердце от его красоты. Где такая красота в камне? »
Один очень старый ремесленник предупредил его: «Даже не думай об этом. В противном случае ты мог бы стать слугой Хозяйки Медной Горы. Ее рабочие живут и работают в Горе, и никто их никогда не видит.Однажды мне посчастливилось увидеть их работы. Великолепно! Наша работа не может сравниться с их работой, потому что они видели Каменный цветок и понимали красоту камня ».
После этого разговора Данила чаще ходил в лес в поисках каменной глыбы для своей вазы. волновался за него и уговаривал жениться на симпатичной девушке по имени Катя, с которой был помолвлен Данила. Но Данила сказал: «Я хочу подождать! Сначала мне нужно сделать себе вазу, а потом будем думать о свадьбе.».
Однажды он был в лесу в поисках камня и внезапно услышал шепот, говорящий:« Данила-Ремесленник, ищи камень на Змеином Холме ». Он обернулся и увидел смутный силуэт женщины, которая исчезла в Во-вторых, он подумал: «Возможно, это была Хозяйка Медной горы!» Поэтому он отправился на Змеиный холм и нашел огромный кусок малахита. Он был очень рад, взял камень домой и начал вырезать вазу.
Но вскоре он снова был разочарован результатом и с грустью сказал: «Может быть, я просто не в состоянии понять силу и красоту камня.«И они с Катей объявили дату своей свадьбы. За день до свадьбы он снова пошел прогуляться на Змеиный холм, сел и подумал о Каменном цветке.« Как я хочу увидеть этот Цветок! »- размышлял он.
Вдруг перед его глазами возникла Хозяйка Медной горы. Данила начал умолять ее: «Нет для меня жизни, не увидев этого Цветка!»
Она ответила: «Я могла бы показать его вам, но потом вы это сделаете сожалею об этом. Те, кто видел мой Цветок, оставили свою семью и поселились в моей горе.Подумай о Прокопьиче и Кате, которые тебя любят ».
« Я знаю, — крикнул Данила, — но я должен это увидеть ».« Хорошо, — сказала она. — Тогда пойдем в мой сад ». показал ему чудесный Каменный цветок.
Вечером Данила приехал в деревню. Его невеста Катя накануне свадьбы устроила вечеринку. Сначала он веселился, танцевал, пел песни, но потом стал все грустнее и грустнее. На вопросы Кати он ответил, что у него болит голова, после вечеринки он вернулся домой, разбил вазу и убежал.
После его исчезновения по деревне ходили слухи, но никто не знал, куда он ушел. Прошло три года. Катя не вышла замуж. После смерти родителей она переехала жить к старику Прокопьевичу и помогала ему в работе. Но вскоре умер и Прокопьич, и Катя жила сама по себе. Денег у нее не было, поэтому она решила попробовать сшить броши.
Она отправилась на Змеиный холм в надежде найти хорошие каменные куски. Но на холме вспомнила о любимом Даниле и заплакала. Вдруг она увидела красивый кусок малахита.Катя забрала его домой и попыталась вырезать несколько брошей. Она много и хорошо работала, и ее резьба прекрасно оттеняла естественные узоры на камне. Катя была счастлива, когда продала свои работы купцу в деревне. Она подумала: «Мои броши лучшие в его магазине. Мне повезло, что я нашла этот малахит. Может, Данила мне помог?»
Она снова побежала на Змеиный Холм в поисках другого хорошего камня. Но она снова подумала о Даниле и разрыдалась, всхлипывая: «Где ты, мой любимый друг? Почему ты бросил меня?» Когда Катя огляделась, ей показалось, что она стоит в незнакомом лесу, и гора открылась перед ее глазами.«Вот волшебная гора», — подумала она. «Может, я смогу увидеть своего Данилу».
Когда Катя посмотрела вниз, она увидела мужчину, очень похожего на Данилу. Мужчина поднял к ней руки. Она хотела спрыгнуть к нему, но видение исчезло. Она рассказала родственникам о том, что видела, но они ей не поверили и решили, что она, должно быть, больна.
На следующий день Катя побежала на холм, отчаянно надеясь увидеть Данилу. Сестра последовала за ней. Катя приехала туда же и оказалась в волшебном лесу.Она начала кричать: «Данила, ты где? Ответь мне!» Эхо ответило: «Его здесь нет! Его здесь нет!» Затем внезапно появилась Хозяйка Медной горы и спросила: «Зачем вы пришли в мой сад? Если вам нужны камни, возьмите то, что хотите, и уходите».
Храбрая Катя ответила: «Мне не нужны твои мертвые камни. Верни мне моего Данилу. Ты не имеешь права брать чужого жениха». Хозяйка засмеялась. «Ты хоть представляешь, с кем говоришь?» Катя закричала: «Я не слепая, я знаю, кто ты.Я тебя не боюсь! Не за что! И я знаю, что Данила хочет вернуться ко мне ». Хозяйка сказала:« Ладно, пусть говорит тогда ».
В ту же минуту Катя увидела Данилу. Хозяйка сказала:« Ты должен выбирать, Данила-мастер. . Если вы пойдете с ней, вы забудете все, что видели и чему научились в горах. Если ты хочешь остаться здесь, ты должен забыть об остальном мире ».
Данила вздохнул:« Мне очень жаль. Я не могу забыть людей, которых люблю. Я думаю о Кате каждую минуту своей жизни.Хозяйка улыбнулась и сказала: «Хорошо, Данила. Возвращайся домой. А за честность и преданность подарю тебе подарок. Вы не потеряете знания, полученные здесь. Но не рассказывайте людям о горе. Если вас спросят, где вы были, просто скажите, что вы уехали, чтобы улучшить свое мастерство ».
Катя и Данила вернулись домой полные радости. Сестра Кати не нашла ее в лесу и вернулась домой. В доме она увидела Данилу и Катю.Она закричала: «Данила, где ты был?» Данила только улыбнулся. «Поехала учиться своему ремеслу у мастера, который живет далеко». Катя и Данила долгие годы счастливо жили вместе. Он стал известен повсюду как величайший резчик Урала.
Собрание и редакция Михаила Терлецкого
Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — самый известный уральский писатель. Он является основоположником особого уральского литературного жанра — уральского сказа.
Презентация на тему: «Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — самый известный уральский писатель.Он является основоположником особого уральского литературного жанра — уральского сказа »- стенограмма презентации:
1 Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — самый известный уральский писатель. Он является основоположником особого уральского литературного жанра — уральского сказа. Он родился в 1879 году в Сысерте в семье горного рабочего.
2
3
4 Его первая книга «Уральские правдивые истории» вышла в 1924 году. Бажов хорошо знал жизнь уральских горняков.
5 Бажов прославился своими «Уральскими сказками», самая популярная его книга — «Малахитовая шкатулка», вышла в 1939 году.
6
7 Сказка «Каменный цветок» вышла в свет в 1937 году.Главный герой сказки — молодой человек Данила, ставший настоящим художником. Данила — талантливый мастер.
12 Что ты теперь знаешь? 1. Можете ли вы рассказать: — Что вы знаете о литературной деятельности Бажова? -Почему его сказки особенные? 2. Решите, верны эти утверждения или нет. Красота уральской природы сильно повлияла на Бажова. Бажов прославился как газетный корреспондент. Бажов является основоположником особого уральского литературного жанра — уральского сказа.Самая известная его книга — «Малахитовая шкатулка», вышла в 1939 году.
Бажов — Значение и происхождение имени Бажов
Если у вас есть информация об этом имени , поделитесь ею в комментариях ниже!
Бажовское выражение, Бажов Душевный Позыв, Внутренний сон Бажова
Нумерологическая информация Бажов:
- Номер имени: 2.Значение: партнерство, смысл, другое, пассивность, помощь, принятие, близость, мир
Книги о Бажове:
- Малахитовая шкатулка: Уральские сказки — 1 апреля 2002 г. Автор Павел Бажов
- Малахитовая шкатулка — 2015 Павел Бажов
- МАЛАХИТОВАЯ ШКАФ. Сказки с Урала — 1944 Павел. Бажов
- Хозяйка Медной горы и другие сказки — 1992 П.П. Бажов
- Сказы — 2010 П. Бажов
- Чтения 09: За Уралом (Чтения: Чтения из России, 9) — 2010 Петр Алешковский и Владимир Арсеньев
- Сказки (русское издание) — 6 января 2013 г., Павел Бажов
- Бажов П.П. — 1946 г. Под ред.
- Уральские сказы (русское издание) — 1 января 2015 г., автор П. Бажов
- Наш Бажов. — 1989 Хоринская Е.
- Павел Бажов. — 1976 г. Батин М.А.
- Павел Петрович Бажов. — 1980 по Тюфякову И.
Подробнее …
Wiki информация Бажов:
-
- Павел Бажов
- Писатель, Человек, Автор, Умерший
Павел Петрович Бажов был русским писателем. Бажов наиболее известен своим сборником сказок «Малахитовая шкатулка», основанным на уральском фольклоре и изданным в Советском Союзе в 1939 году.В 1944 году перевод сборника на английский язык был …
-
- Семья Бажовых
-
- Ариадна Бажова
- Женщина, Персона
Ариадна Бажова — супруга покойного Тимура Гайдара.
-
- Каменный цветок
- Фэнтези фильм, тема, фильм
Каменный цветок — советский фантастический фильм 1946 года режиссера Александра Птушко.Это адаптация одноименного рассказа Павла Бажова, в свою очередь основанная на уральском русском фольклоре. Это была первая в Советском Союзе цветная пленка, снятая на Agfacolor …
-
- Малахитовая шкатулка
Малахитовая шкатулка или Малахитовая шкатулка — это книга народных сказок Уральского региона Сибири, составленная Павлом Бажовым и опубликованная в 1939 году. Она написана современным языком и сочетает в себе элементы повседневной жизни с фантастические персонажи.Это было …
-
- Сказка о каменном цветке
- Балет, композиция
Сказка о каменном цветке, соч. 118 — восьмой и последний балет Сергея Прокофьева, написанный в период с 1948 по 1953 год. Он основан на одноименной русской уральской народной сказке Павла Бажова и также является последним из трилогии балетов Прокофьева …
Павел Петрович Чистяков — биография, интересные факты, известные произведения
Павел Петрович Чистяков (23 июня 1832 г., село Пруды, Тверская губерния — 11 ноября 1919 г., Царское Село (ныне Пушкин), Санкт-Петербург).Санкт-Петербург) — русский художник-реалист, мастер портретной и исторической живописи, выдающийся педагог, воспитавший несколько поколений известных русских художников.
Особенности художника Павла Чистякова: Павел Петрович оставил интересное живописное наследие, но количество его работ невелико. Но главным его призванием и смыслом жизни было обучение. За годы преподавания в Императорской Академии художеств Чистяков разработал собственную систему, в которой он объединил лучшее из академической школы и свои собственные работы, создав основу для развития более широких взглядов учащихся на реалистическое искусство.Как говорил о Чистякове Илья Репин: «Он наш общий и единственный учитель». Виктор Васнецов, Михаил Врубель и Василий Суриков, Валентин Серов и Василий Поленов — Звезды русской живописи, вышедшие из мастерской Павла Чистякова.
Известные произведения Павла Чистякова: «Джованнина», «Бояринка», «Римская нищенка», «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного …»
От бывших крепостных
Мать Павла Чистякова и отца были крепостными генерал-майора Алексея Петровича Тютчева.Отец Петр Никитич успешно управлял имением своего господина в Весьегонском уезде Тверской губернии, а награда за добросовестный труд была добровольной, которую получали дети Чистякова при крещении: Павел стал свободным через три дня после его рождения.
После приходской школы Павел поступил в уездную школу города Бежецка, где учился очень усердно, окончив училище с отличием. Как вспоминал художник, «отец … иногда делал угольки на белом неокрашенном полу.Эти числа я запомнил и скопировал (на кирпичной печи) тоже на угле. Не нравились агрегаты и жезлы, но все больше и больше 2, 0, 3, 6, 9 и т. Д., Все было круглым … Двенадцать лет я чувствовал … что-то в перспективе в натуре и даже рисовал деревянная колокольня, стоящая перед зрителем … »Городские власти хотели отправить мальчика учиться в тверскую гимназию за казенный счет, но у Павла Чистякова была более значимая цель — Академия художеств, он не согласился ни к чему меньшему.
Учился — преподавал
После училища Павел Чистяков работал геодезистом. За два года, которые он отдал этому занятию, в нем окончательно оформилась мечта — стать художником. Отец согласился и деньги — 17 с половиной рублей, взяли в долг. А теперь — столица! В 1849 году Павел Чистяков был зачислен самостоятельным студентом Императорской Академии художеств. В Петербурге молодой человек жил у родственников, ходил на уроки пешком, плохо ел и много работал: ему приходилось давать уроки рисования и выполнять заказы.
Обычные повторы рисования гипса раздражали Чистякова, но рисунок и перспективу он знал блестяще. Давая частные уроки, он преподавал — и учился сам, изобретая новые техники, в том числе принцип рисования снизу вверх — «с земли, с ног». Он смог объяснить и показать ученикам основы рисунка, объяснить принципы композиции, и все это внятно, без метеоризма. Его педагогический талант был замечен, и Чистякова пригласили преподавать в Рисовальную школу Общества поощрения художеств.
В апреле 1858 г. художник был награжден серебряной медалью; его цель — стать историческим художником — все ближе. Для этого нужно было написать программный состав, созданный по строгим академическим канонам. Маленькая золотая медаль была присуждена молодому художнику в 1860 году за работу «Патриарх Гермоген запрещает полякам подписывать письмо». Через два года грандиозная «Софья Витовтовна» принесла Павлу Чистякову вожделенную Большую золотую медаль и право на заграничную поездку пенсионера, а за картину заплатили 800 рублей — это было куда-то путешествовать.
Академические занятия
Отправляясь в путешествие с Германией, Чистяков отправляется во Францию - куда без Парижа! Оттуда — в благословенную Италию. Пышная природа, яркие краски, восхитительные итальянцы: «… представьте себе наше лето, наше небо, только все цвета ярче и в то же время немного туманные, через чутье кажется, будто все, что видишь, это полу- спящая увядающая нежность — исключительный характер Италии. «Чистяков много работает, ходит по музеям и впитывает впечатления, как губка.Он пишет «Джованнину», «Голову Чочары», «Римский нищий», начинает работу над «Мессалиной» — картиной, которую он писал всю свою жизнь, но так и не закончил.
В 1870 году, по окончании пенсионерской поездки, Павлу Чистякову было присвоено звание академика. Свою педагогическую деятельность он начал в Академии художеств и с первых уроков давал понять ученикам, что они не будут топтаться на одном месте и бесконечно повторять одно и то же. «Учить хорошо, так любить учить, а любить не скучно что-либо делать» — таким подходом к обучению Павел Петрович нажил себе врагов из числа академиков.Но ученики его обожали, и постепенно самые талантливые объединились вокруг страстного и одаренного учителя. Васнецов называл Чистякова «посредником между студентом и натурой». Педагог уделял большое внимание природе, естественным цветам, формам и линиям.
«Легко, как один раз со сотней»
В 1872 году Чистяков получил должность адъюнкт-профессора по гипсовым и схематическим занятиям по естествознанию, которую занимал два десятилетия. Он обучал азам рисования сотен учеников, чутко выделяя самых талантливых из них.В его классах учились Елена Поленова и Федор Бруни, Виктор Борисов-Мусатов и Генрих Семирадский, Дмитрий Кардовский и Василий Матэ.
Среди замечательных художников — учеников Чистякова — ряд художников с мировым именем: Илья Репин и Виктор Васнецов, Михаил Врубель и Василий Суриков, Валентин Серов и Василий Поленов. Как вспоминал Павел Петрович, «Поленов, Репин по окончании курса в Академии брали уроки рисования в моей квартире Левицкого, то есть научились рисовать гипсовое ухо и голову Аполлона.Поэтому я хороший учитель, если ученики берут уроки рисования на уши и головы с золотыми медалями … »Врубель учился в личной мастерской Чистякова с 1882 года, и, по его словам, именно Павел Петрович вернул ему радость рисования. .
«Легко будет, как однажды с сотней», — любимая поговорка Чистякова. При этом Павел Петрович старался дать своим ученикам не только технические знания: он учил их чувствовать, думать, думать. Чистяков всегда интересовался теорией цвета, глубоко изучал физиологию зрения.В сферу его интересов входила не только живопись, но и философия, литература, музыка и, конечно же, история. В общении со студентами Чистяков был общителен и доброжелателен, вникал в переживания и мысли художников, работающих над заданной темой, при этом не допускал поблажек. Раньше я был резким, вспыльчивым и ироничным; слабая работа могла сказать ученику: «Завидую твоей кисти». Это то, что не понравилось — так это высокомерие и тщеславие. Он сказал: «Поскольку не все молодые люди одинаково талантливы, не все правильно смотрят на природу при рисовании, то, прежде всего, мы должны научить их правильно смотреть.Это почти самое необходимое.
В 1892 году Павел Чистяков был назначен членом ученого совета, профессором высшей художественной школы и заведующим мозаичной мастерской. С 1890 по 1912 год заведовал кафедрой мозаики, оставив преподавание гипса и природы. Под руководством Чистякова велись работы над интерьерами Исаакиевского собора и Храма Воскресения Христова, а в Москве — Храма Христа Спасителя. Именно Чистяков развеял сомнения Василия Васнецова, и он согласился принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве.
Семья, друзья и домочадцы
Будущая жена Чистякова Вера Егоровна Мейер (1848-1919) родилась в Италии, во время пенсионерской поездки ее отца Егора Мейера, выпускника (а с 1853 года академика) Императорской академии им. Искусство. Некоторое время Мейерс жил на Дальнем Востоке и вернулся в Санкт-Петербург в 1863 году. Здоровье отца было расстроено, и мать семьи Софья Васильевна обратилась за государственной поддержкой для обучения дочерей в Императорской Академии художеств.Унаследовав отцовский талант, Мария училась гравюре, и к тому времени Вера уже получила две медали за живопись. 13 декабря 1865 года Вера Мейер получила диплом, дававший ей право «преподавать уроки рисования в женских институтах, гимназиях и других учебных заведениях».
Надо сказать, что у Павла Чистякова были какие-то «озарения» в своей жизни, когда ему явились грядущие события. Художник их особо не афишировал, но об этой его особенности знали близкие.И по поводу его будущей жены это предсказание случилось и с ним. «Даже в Бежецке, когда мне было около 14 лет, мы гадали с мальчиками на Рождество. Я смотрю в щель, в церковь Иоанна Богослова, и вижу: там девушка стоит и хмуро смотрит: он что-то вспомнил. И когда я 23 года вошел в их дом, я вздрогнул. Сон вспомнил — она! Стоит и хмуро смотрит.
После того, как художник вернулся из заграничной пенсионной поездки, Павел Чистяков и Вера Мейер, несмотря на большую разницу в возрасте 16 лет, поженились и поселились в квартире Академии на Васильевском острове.У пары родилось трое детей: дочери Анна и Вера и сын Всеволод. В 1876 году Павел Чистяков купил дачу в Царском Селе (ныне Пушкин), куда через два года переехал с семьей навсегда, оставив мастерскую в городе.
Ольга Форш, писатель и художник, друг семьи Чистяковых, рассказывала, что ее учитель «бесконечно жалел людей. В доме всегда жили не только бесчисленные тверские родственники, но и совершенно чужие случайные подростки. Хозяйством под чутким руководством Веры Егоровны руководила сестра художника Аграфена Петровна, или, как ее называла женщина Ду; Её сопровождала еще одна сестра Юлия Петровна.Ольга Мейер, племянница и любимая ученица, жила с Чистяковой Варварой Баруздиной.
В доме Чистякова всегда было много посетителей: ученики приходили на уроки, друзья и соседи по даче приходили, многие задерживались на обед. Они говорили обо всем: о людях и России, о философии, обсуждали последние достижения науки. В большой гостиной на первом этаже по вечерам играли музыку и пели. Павел Петрович дружил с Василием Поленовым, который после академии уехал преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.В обширной переписке с Павлом Третьяковым Чистяков часто обсуждал перспективы некоторых из своих учеников, давал советы по приобретению наиболее выдающихся работ для галереи. «… Великим мудрецом был Павел Петрович, и как художника он был исполнен … грацией и тактом в обращении», — вспоминал Илья Репин об учителе, частом госте в доме своего учителя и коллеги.
Leave a Reply