Авторитетный стиль: Авторитарный стиль управления: преимущества и подводные камни – Стили воспитания детей: виды, последствия, советы
Авторитарный стиль управления: преимущества и подводные камни
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Характеристика и сущность авторитарного стиля управления
- Плюсы и минусы авторитарного стиля управления
- Чем различаются авторитарный, демократический и либеральный стили управления
- Примеры авторитарного стиля управления
- Как происходит развитие авторитарности: слово психологии
- Методы управления авторитарного стиля
- Ошибки, которые допускают руководители авторитарного стиля управления
- Выводы об авторитарном стиле управления персоналом
Авторитарный стиль управления характерен для руководителей, которым ненавистна идея подчиняться чьим-то указаниям. Поэтому они вцепляются во власть и требуют идеального выполнения любого распоряжения. А если подчинённый этого не делает, его будет ждать серьёзный выговор. В большинстве случаев такой стиль руководства заставляет персонал работать более эффективно.
Но, конечно, недостатков у авторитарного стиля управления в менеджменте тоже хватает. Лидер, способный только давить, рискует упустить перспективные тенденции и остаться позади конкурентов. Инициатива и творческий подход работников тоже могут быстро и необратимо угаснуть.
В чём же заключаются типичные черты этого стиля управления, и в каких случаях он является единственно возможным?
Характеристика и сущность авторитарного стиля управления
Авторитарный стиль управления предполагает применение совокупности управленческих методов и инструментов, в ходе которого лидер руководствуется исключительно собственными целями, принципами и знаниями. Авторитарный начальник не будет советоваться с коллегами и тем более интересоваться мнением подчинённых. Его позиция предельно жёстка, он навязывает всем собственную волю, активно используя административные рычаги воздействия наряду с вознаграждениями.
На этапе становления бизнеса сильный, целеустремлённый лидер просто необходим. Пока трудовой коллектив не сработался, сотрудники не осознают глобальных целей и не знают, как их достичь, необходимо директивное руководство. Однако не стоит забывать и о проблемах автократического стиля: ему практически всегда сопутствует тяжёлый психологический климат, низкая инициатива работников, их пассивность, безответственность и высокая текучка кадров.
Руководителями-деспотами становятся те владельцы бизнеса и менеджеры, которые привыкли практически все рабочие вопросы решать самостоятельно и не считаться с мнением коллектива. Они не выносят указаний на собственные ошибки, возражений, споров. Приказы, уставы, инструкции, распоряжения – всё для них. Административные рычаги – не простая формальность, а главный инструмент.
Неудивительно, что подчинённые становятся всё более пассивными, ленивыми и закрытыми. Вместо поиска способов усовершенствовать трудовой процесс и продукт они стремятся скрыть текущие проблемы в компании, низкое качество своей работы и нехватку квалификации. Многие пытаются стать любимчиками начальника, лестью и угодничеством добиться для себя особого положения. Все работники постоянно обращаются к руководителю с каждой мелочью, не умея решать простейшие вопросы и выбирая защищённость вместо личной инициативы и ответственности.
В основе авторитарного стиля управления лежат теории “X” и ”Y”, созданные Дугласом Мак-Грегором.
Эксплуататорский аспект данного управленческого стиля выражается в том, что решение всех вопросов руководитель берёт на себя и всю ответственность за последствия тоже, не делясь ею с сотрудниками (поскольку они не пользуются его доверием) и обращаясь с ними как с исполнителями, которым выдаются точные указания, какие действия и когда совершать.
Когда лидер вырабатывает решение сам и затем доводит до подчинённых информацию о том, что им предстоит сделать, это воспринимается как навязывание извне. Даже на самые дальновидные и удачные решения персонал смотрит критически, ища в них ошибки и лишний повод убедиться в своём негативном отношении к начальнику. Последствия этих решений безразличны работникам, и выполняют они их с некоторыми оговорками. В общем, типичная психология пассивного исполнителя чужой воли по принципу «мы люди маленькие», «наша хата с краю».
Это вовсе не так удобно для руководителя, как может показаться с первого взгляда. В условиях всеобщего безразличия он остаётся единственным лицом, ответственным за всё, но не видящим всей ситуации и не знающим о многих текущих проблемах. Ведь подчинённые, боясь санкций, будут молчать о дефектах, поломках, простоях и т. п. (а некоторые даже испытывать злорадство, пряча эту информацию от руководителя и ожидая его скорого провала). Если всё пойдёт не так, как задумано, руководитель не сможет переложить даже часть вины на персонал: ведь эти люди всего лишь подчинялись его приказам, но ничего не решали сами. Образуется порочный круг, приводящий к глубинным конфликтам на производстве и подрывающий психологический климат в компании.
Поэтому чем больше руководитель тяготеет к армейским методам управления и откровенной эксплуатации, тем дороже он заплатит за ошибки: и деньгами (компания понесёт финансовые потери), и психологически.
Есть и более деликатный вариант авторитарного стиля управления. Начальник – не строгий командир, приказы которого не обсуждаются, а заботливый отец, снисходительно относящийся к сотрудникам и интересующийся их мнением. Впрочем, эта мягкость напускная: когда приходит время действовать, он всё равно делает всё по-своему. Некоторые аргументы он может учитывать и даже предоставлять подчинённым определённую свободу в решениях, но в узких рамках, под постоянным контролем, при условии соблюдения общей стратегии развития компании, всех инструкций и норм. На психологическом климате в организации это сказывается не лучшим образом. Но такой начальник хотя бы меньше запугивает работников наказаниями.
Попытка замкнуть всё управление компанией на одном человеке рано или поздно приводит к хаосу и бестолковой, неэффективной работе. Даже самый гениальный лидер не может быть компетентен во всех вопросах одновременно! А поскольку кроме него никто не может ничего решить и все ждут его указаний, деятельность коллектива парализуется. Способные люди уходят, нечистые на руку – обманывают или подводят начальника, атмосфера портится.
Плюсы и минусы авторитарного стиля управления
- Преимущества авторитарного стиля управления
Авторитарно-директивный стиль управления в некоторых ситуациях крайне эффективен и полезен. Это специфические проекты, требующие наличия волевого руководителя, контролирующего выполнение всех задач, и экстремальные обстоятельства, в которых нужно срочно принимать решения и некогда консультироваться со всем штатом.
Если у вас был опыт совместной работы над проектом (даже если это выполнение группового задания с другими студентами), а руководителю не хватало лидерских качеств и умения ставить сроки, что привело к провалу всего начинания, то вы наверняка не раз задумались о том, как хорошо было бы трудиться под началом сильного лидера. Он не только возьмёт на себя всю ответственность за проект, но и назначит каждому участнику команды определённые задачи со сроками выполнения, не забыв проверить, чтобы всё было сделано как надо.
Работа в коллективе, возглавляемом авторитарным лидером, даёт возможность его членам специализироваться на конкретном виде деятельности и отточить свои навыки до совершенства. Слаженно работающая команда специалистов действует результативно и быстро.
- Недостатки авторитарного стиля управления
Авторитарный стиль управления иногда целесообразен, но в большинстве случаев, наоборот, контрпродуктивен. Начальники, склонные к злоупотреблению властью, быстро заслуживают репутацию диктаторов и вызывают недовольство коллег.
Лидеры-диктаторы никогда не советуются с остальным коллективом. Естественно, людей не устраивает то, что им навязывают какие-то решения, игнорируя их мнения и потребности.
Исследователи подтверждают, что такой стиль управления приводит к тому, что текущие задачи решаются шаблонными способами, люди не проявляют творчества в работе. В перспективе это может оказаться очень критичным для бизнеса.
Авторитарный стиль управления имеет своих характерные уязвимости, но, если грамотно его применять, можно добиться и положительных результатов. Это касается, например, тех ситуаций, когда директор является самым опытным и компетентным в коллективе или информирован намного лучше остальных.
Чем различаются авторитарный, демократический и либеральный стили управления
Основных стилей управления персоналом, описанных в многочисленных учебниках по менеджменту и экономике, насчитывается три: либеральный, демократический и авторитарный. Между ними имеются определённые различия, которые важно знать.
1. Либеральный (семейный) стиль
Команда воспринимается как единая семья. Как правило, начинающие предприниматели, создавая первый бизнес, привлекают к работе своих друзей, членов семьи, бывших одноклассников или бывших коллег, в общем, людей хорошо знакомых и не чужих.
На этапе становления они все горят общей целью – закрепиться на рынке, устоять против атак конкурентов, получить доход. Не имея управленческого опыта, руководитель стартапа использует привычные стратегии общения: равенство членов команды, равноценный вклад каждого в бизнес (выраженный если не в деньгах, то в усилиях и времени).
Семейный стиль управления компанией характеризуется:
- непринуждённым общением, дружескими отношениями;
- домашней, расслабленной атмосферой в офисе;
- приоритетом семейных ценностей, товарищества, комфорта для всех работников;
- небольшим неравенством между директором и остальными (он немного выше только потому, что выплачивает зарплату).
Когда компания достигает первого серьёзного результата и выходит на значительный доход, всё начинает меняться: проектов и задач становится больше, всё усложняется, возникают первые срывы сроков, проблемы с контрагентами, внутренние трудности. А поскольку привычные подходы к управлению продолжают господствовать в головах участников команды, то получается, что убытки и трудности остаются на долю владельца или директора, а радость от успехов и прибыль делят все.
В какой-то момент руководитель увольняет близких и друзей, собирая новый штат работников из наёмных профессионалов и переходит на другую систему управления.
Семейный стиль управления с успехом применяется во многих знаменитых японских фирмах. От небольших стартапов однако их отличает наличие иерархии и ещё ряд особенностей:
- собственник бизнеса или управляющий – отец для всех работников;
- у сотрудников общие интересы;
- свобода выбора методов работы;
- ответственность распределяется коллективно, главные корпоративные ценности – доверие, стабильность, справедливость.
Поэтому семейный стиль вполне уместен в компаниях, существующих уже многие годы, завоевавших себе место на рынке и наработавших прочные деловые связи.
2. Демократический стиль
В демократическом подходе к управлению персоналом руководитель занимает позицию координатора рабочих процессов. Он ставит задачи, делегирует ответственность, направляет и ненавязчиво контролирует. Этот стиль характерен для организаций с высокими показателями доходности, ориентированных на инновации в технике, производстве и бизнесе.
Эту систему управления можно с полным правом назвать коллегиальной. Между начальниками и подчинёнными установлено взаимное доверие, важные решения обсуждаются, поддерживается комфортная атмосфера. Текучесть кадров незначительна. Перспективные идеи и смелые инициативы воспринимаются с энтузиазмом. Важен не только конечный результат, но и способы его достижения.
Демократическое управление имеет массу преимуществ: это и возможность внедрять новые разработки, и плодотворная среда для профессионалов, и учёт различных точек зрения на проблему.
Самым досадным недостатком является замедленность всех процессов: каждую проблему нужно обсудить и всесторонне проанализировать, чтобы отыскать самое эффективное решение.
3. Авторитарный стиль
Данный подход к управлению компанией является абсолютной противоположностью семейного. Коммуникация осуществляется строго сверху вниз, от руководителя к служащим, в директивной форме, обратная связь не предполагается. Работники обязаны беспрекословно подчиняться.
Наиболее типичные черты:
- жесткая вертикальная иерархия;
- главное – результат;
- обязанности строго распределены;
- инициатива наказуема.
Авторитарный стиль управления характеризуется сильным стремлением к достижению запланированного результата, победе над конкурентами, получению больших прибылей. Плюсом такого подхода к управлению является быстрота движения к целям, а минусами – давящая и нездоровая обстановка в компании, высокая текучесть кадров, закрепление всех управленческих функций и рычагов за руководителем.
Формирование того или иного стиля управления в организации зависит от конкретных условий, в которых она существует, и текущих обстоятельств. Есть «одномерные» стили, возникшие под влиянием единственного фактора, и «многомерные», в которых отношения начальника и подчинённого определяются несколькими обстоятельствами.
Итоговая таблица различий управленческих подходов:
Аспекты взаимодействия менеджера и персонала |
Авторитарный стиль управления |
Демократический стиль управления |
Либеральный стиль управления |
Методы принятия решений |
Управленец сам принимает все решения |
Решения принимаются после обсуждения с работниками |
Работникам предоставляется свобода действий (или же ожидаются указания сверху) |
Способы информирования исполнителей о решениях |
Приказы, распоряжения, команды |
Просьбы, предложения, утверждение самых разумных предложений от подчинённых |
Просьбы, уговоры |
На ком лежит ответственность |
Целиком на руководителе |
В зависимости от полномочий и должности |
Целиком на исполнителях |
Реакция на инициативу работников |
Негативная, инициативу подавляют |
Позитивная, инициативу поддерживают и используют на благо фирмы |
Инициатива вся находится в руках самих работников |
Как подбирают персонал |
Избавляются от квалифицированных кадров, опасаются умных людей |
Люди отбираются по деловым качествам, активности, навыкам |
Никак |
Важность знаний, компетентности |
Низкая: руководитель считает, что знает всё сам |
Высокая: управленец повышает квалификацию сам и стимулирует работников постоянно учиться, расти |
Средняя: руководитель учится сам, позитивно относится к повышению квалификации подчинённых |
Тональность общения |
Строгая, формальная, с соблюдением дистанции |
Дружеская, позитивная: руководитель охотно, много и доброжелательно общается |
Либо руководитель избегает общения, либо идёт на контакт, когда это нужно работникам, и допускает панибратство |
Характер отношений с работниками |
Неуравновешенный, в зависимости от настроения |
Доброжелательный, ровный, требовательный |
Мягкий, попустительский |
Дисциплина |
Жёсткая, формальная |
Разумная, достаточная для продуктивной работы, зависит от должности и функций работника |
Практически отсутствует, все отношения неформальны |
Способы морального воздействия на коллектив |
В основном наказания. Поощрения – редко и лишь для избранных |
Разнообразные: работников постоянно мотивируют теми или иными способами |
Поощрения. Наказания почти не применяются |
Действуй всегда сразу! Не откладывай на потом! | Михаил Дашкиев. Бизнес Молодость:
Примеры авторитарного стиля управления
В качестве одного из самых ярких и показательных примеров пользы авторитарного подхода к управлению можно назвать Генри Форда. Он отбирал сотрудников очень придирчиво, вникая во все подробности их биографии. Кроме того, сильными сторонами компании Форда всегда были продуманность и эффективность в производственных процессах, внимание к структурным мелочам.
Его конкуренты по авторынку, «Крайслер», тоже интересны в этом плане. Компания переживала затяжной кризис, и решено было пригласить стороннего эксперта. Он взял всё лучшее от авторитарного и демократического стилей менеджмента и сумел вывести компанию на мировой уровень.
Большинство управленцев и рядовых работников негативно оценивают авторитарный стиль управления в чистом виде. Он противоречив, негибок, жесток по отношению к персоналу и не использует всего потенциала работников (поскольку их опыт, соображения и навыки не имеют значения, ведь есть только два мнения – принадлежащее начальнику и неправильное).
Как происходит развитие авторитарности: слово психологии
Авторитарностью в психологии называют комплексную характеристику личности, объединяющую в себе агрессивность, завышенную самооценку и высокие амбиции в сочетании с неразвитой рефлексией и стереотипным мышлением.
Тиран формируется под воздействием не только психологических задатков и внешних условий, но и текущей ситуации. Те, кто обладает вышеперечисленными чертами характера, находится в группе риска и более уязвим перед негативными факторами: мир кажется такому человеку опасным, полным неизвестных угроз и непредсказуемым.
Однако даже на опасность люди реагируют по-разному: кто-то прячется и пассивно отсиживается, а кто-то рвётся в бой, нападает первым и стремится захватить контроль над ситуацией. Неудивительно, что вторые подчиняют себе первых.
Авторитарность как черта характера проявляется не только в работе (особенно в том, что касается взаимодействия с нижестоящими), но и в неформальном общении, личных отношениях, дружбе.
Такие люди пытаются проконтролировать абсолютно всё, что делают их подчинённые и коллеги, а также близкие. Склонность к гиперконтролю остаётся с человеком всегда, и он играет роль командира и надзирателя не только на работе, но и дома.
Антиподом такого подхода, ведущего к тоталитарности, является демократия. В политическом плане авторитарный стиль управления – это наделение неограниченной властью отдельного человека, партии, класса или прослойки, особые бюрократические методы и низведение общества до безгласной массы, которая отстранена от принятия решений.
Даже если вся полнота власти оказывается в руках одной личности или института, плюрализм политических позиций и действий может в какой-то мере присутствовать. Но общества это не касается: его роль – ежедневно доказывать свою преданность правителю или правящей партии и выполнять все приказы.
Деспотичные родители, как правило, очень скупы на похвалы, проявления любви и нежности к детям. Они ведут себя отстранённо и высокомерно, не вникают в потребности, мнения и желания ребёнка, не поощряют его за достижения. Ребёнок воспринимается как солдат или слуга, обязанный молча и беспрекословно следовать любым приказам. Компромисс исключён.
Для авторитарных семей характерны патриархальность, следование традициям, соблюдение многочисленных ритуалов и демонстрация покорности. Родитель-деспот считает себя всегда правым, а свои указания – самыми мудрыми, поэтому не видит смысла обсуждать их с детьми или как-то аргументировать свои требования. Охотно карает детей за любые проявления собственной воли, не гнушаясь физическими наказаниями.
Такие родители, в некоторых случаях, могут превратиться в настоящих жестоких тиранов, избивающих детей и членов семьи и жестоко третирующих их. Но обычно они всё же держатся в рамках закона и морали, ограничиваясь строгим воспитанием, гиперконтролем, многочисленными запретами, подавлением свободы и самостоятельности и постоянными выговорами.
Дети в таких семьях вырастают безынициативными, ведомыми и скованными постоянным страхом. У них низкая самооценка и активность, поскольку из этих детей всегда делали покорных слуг, а не личностей. Надежды родителей на то, что ребёнок будет более развит, лучше подготовлен к взрослой жизни, чем сверстники, не оправдываются.
Зато проблемы не заставляют себя ждать. В подростковом возрасте дети начинают показывать открытую враждебность, бунтовать, провоцировать родителей на конфликт. Если у подростка достаточно воли и сил, он рано уходит из родительского дома (нередко со скандалом), чтобы наконец избавиться от постоянного давления и издевательств.
Робкие, забитые и неуверенные в себе подростки так и остаются под родительским крылом, даже не пытаясь отстоять собственные права и изменить свою жизнь.
Однако помимо семьи на подростков также оказывают сильнейшее влияние ровесники. Привыкшие следовать за сильным лидером, дети часто попадают в дурные компании, очаровываясь уверенными манерами и харизмой хулиганов и заводя дружбу с неподходящими людьми. По крайней мере, с ними они могут свободно обсуждать свои проблемы – ведь родителям-тиранам безразлично, что чувствует ребёнок и в чём он нуждается, для них он вечно неправ и виноват. А в компании ровесников такой ребёнок чувствует, что его ценят.
Авторитарный стиль воспитания остаётся серьёзной проблемой. Из-за родителей-тиранов появляются деформированные, несчастные личности, которым очень трудно найти своё место в жизни и достичь успеха.
Статистика гласит, что в семьях, где хотя бы один родитель является тираном, чаще подвергаются насилию мальчики. Девочки страдают меньше, хотя последствия такого воспитания негативны и для них: это отсутствие стрессоустойчивости, тревожность, неуравновешенность, нерешительность.
Исследования подтверждают, что таким детям сложно адаптироваться в обществе, они почти никогда не заводят знакомств с ровесниками, не затевают игр и другой активности.
Поэтому можно с полным правом назвать авторитарность негативным фактором, подавляющим любознательность, спонтанность, инициативу, умение отстаивать свои границы и брать ответственность за свои действия. Дети авторитарных родителей выдрессированы на послушание, что означает внешний контроль, постоянный страх наказания и отсутствие внутреннего «стержня». Как только ребёнок оказывается вне зоны воздействия родителей, он может стать абсолютно неуправляемым и асоциальным.
Ни о какой духовной близости, привязанности и доверии между детьми и родителями не идёт и речи. А вот подозрительность, затаённые обиды, враждебность типичны для их отношений.
Если один из партнёров проявляет себя авторитарно, это не проходит даром для второй стороны. Невозможно построить здоровые и крепкие семейные отношения, проникнутые искренней любовью и настоящим уважением друг к другу, если один захватывает власть, а второй молча терпит. В худшем случае он проведёт в позиции жертвы весь остаток жизни, в лучшем – рано или поздно прекратит такие неравные отношения.
Следует отличать авторитарный стиль управления от авторитета. Авторитет является способом влияния на окружающих, базирующемся на высокой личной этике, определённом поведении, которое люди ценят, и мудрости.
Методы управления авторитарного стиля
Характерным атрибутом авторитарного стиля управления является активное использование взысканий, штрафов и наказаний в качестве инструмента управления. Положительная мотивация применяется крайне редко. Излюбленные методы таких начальников – это:
- выговор;
- приказ;
- замечание;
- депремирование, лишение бонусов и льгот.
Все они базируются на человеческом страхе (перед увольнением, потерей дохода, позором). То есть работников мотивируют, но в очень специфическом ключе.
Выбор конкретных способов влиять на поведение работников зависит от того, какой формы авторитарного управления – эксплуататорской или покровительственной – придерживается руководитель. Во втором случае наказаний меньше, и методы в целом мягче.
Ошибки, которые допускают руководители с авторитарным стилем управления
Использование авторитарного стиля управления может приносить пользу только на протяжении небольшого периода. Если руководитель не способен быть гибким и практикует только данный стиль, неизбежно злоупотребление властью со всеми негативными последствиями этого явления. Поскольку дружеское общение на равных с сотрудниками не сочетается с авторитарностью, некоторые руководители переходят грань и вместо раздачи указаний начинают унижать, оскорблять и злобно придираться к работникам. Поощрений практически не бывает, зато наказания следуют за всё: нарушение дисциплины, невыполнение распоряжений, непонимание и т. п. Это превращается в настоящее преследование и тиранию.
Авторитарный лидер стремится взять на себя максимум ответственности, считая недопустимым перекладывать её на подчинённых или игнорировать. Но погоня за результативностью и неограниченная власть приводят к тому, что у него сдают нервы, и он начинает срывать злость за все промахи, просрочки и ошибки на работниках. И, естественно, люди не хотят терпеть такое отношение и покидают фирму один за другим. Наказания необходимы, если это разовая и оправданная мера, но когда управление превращается в террор, люди быстро лишаются мотивации и больше не верят в положительный результат своих усилий.
Выводы об авторитарном стиле управления персоналом
Большинство психологов относятся к директивному стилю управления весьма критично, отмечая существенное падение личной дисциплины, ответственности и самоконтроля в компаниях”. Но есть ряд случаев, когда эффективен только авторитарный подход.
- Чем в более экстремальных условиях работают люди, тем важнее обеспечить чёткое и беспрекословное выполнение распоряжений руководителя, чтобы деятельность не превратилась в полный хаос.
- Когда дисциплина в организации является крайне низкой, компания показывает неудовлетворительные результаты, теряет прибыл и несёт убытки. Конфликтный, не сработавшийся коллектив просто не способен слаженно и продуктивно функционировать. Только авторитарный директор способен вывести компанию из кризиса.
Сами менеджеры тоже воспринимают единоличное командование без особого восторга. В этом случае им придётся в одиночку решать все кадровые, производственные и прочие вопросы, вплоть до повышения квалификации каждого работника, и при этом не идти на контакт с персоналом.
Отсутствие личной мотивации и амбиций у сотрудников, работающих под началом тираничного директора, становится препятствием к дальнейшему росту экономических показателей бизнеса.
Поэтому, как ни крути, в большинстве случаев практиковать авторитарный стиль управления на предприятии неэффективно и контрпродуктивно. Текучка кадров, падение дисциплины, безответственность и тяжёлый климат в коллективе не способствуют процветанию.
Легендарный разбор бизнес молодости!!! Разбор, который тебя «накроет»!
Узнай, какой ты родитель, и поймешь, кто получится из твоего ребенка
Как поступают и что говорят:✔ Стараются дать ребенку все самое лучшее: еду, одежду, образование, но и требуют по максимуму.
✔ Поскольку взрослые — главные в семье, на их стороне жизненный опыт, им и определять, как поступить. Как папа-мама сказали, так и должно быть. Точка.
✔ Ребенок — существо в целом разумное, поэтому с ним можно не сюсюкаться, а общаться на равных.
✔ Порядок в доме — порядок в голове. Воспитания нет без правил и режима.
✔ Нечего детей захваливать, а то вырастут лентяями. А вот указать на ошибки — важно.
✔ Хороший ребенок — послушный ребенок.
Что происходит. Контроль, режим и правила для ребенка необходимы. Они создают опору: «Взрослый знает, как должно быть». Но чрезмерный родительский контроль может плохо повлиять на способность ребенка управлять своими эмоциями и поведением. Дети привыкают, что кто-то ими руководит. И когда возникает сложная ситуация, не знают, что делать и как принимать решения. И хотя требовательные папы и мамы ожидают больших свершений от своих детей, именно излишний контроль и строгость ведут к неустойчивому поведению и плохим оценкам, считает Б. Перри, доктор философии из Университета Миннесоты.
— Авторитарный стиль дает ребенку хорошие границы, но, к сожалению, они очень узкие, — уверена клинический и социальный психолог Люция Сулейманова. — Нет возможности проявить себя иным способом, кроме утвержденного и заверенного родителем. Это влияет на самооценку и поведение ребенка. Тут вырастает два варианта личности: либо сломленный ребенок, либо бунтарь.
Итог:
- ребенок не уверен в себе;
- вырастет послушным, но не сможет выражать свое мнение;
- будет испытывать трудности в общении либо из-за излишней стеснительности, либо из-за агрессивности вне стен дома;
- склонен страдать от тревоги и депрессии.
Что делать. Если у родителя-диктатора были такие же авторитарные родители, ему будет трудно отказаться от знакомой манеры воспитания. Важно понять, что не только родительская точка зрения может быть правильной, и пытаться прислушиваться к другим.
Учите детей самостоятельно контролировать свои эмоции и поведение. Например, ребенок чем-то расстроен и поэтому плохо себя ведет. Вместо слов: «Хватит реветь! И перестань ломать игрушки!» — стоит сказать: «Я понимаю, что ты очень расстроен, но нельзя из-за этого ломать игрушки».
Может ли стиль воспитания отразится на здоровье детей?
На чтение 6 мин.
Родители даже не осознанно собственным поведением могут повлиять на эмоциональное и физическое состояние детей. Многочисленные исследования доказали, что существует прямая связь между воспитанием и состоянием здоровья у маленьких членов семьи.
Стили воспитания
В «Журнале семейной психологии» была опубликована статья о том, что вследствие неправильного воспитания у детей часто страдает иммунная система. Было доказано, что плохое воспитание (игнорирование проблем ребенка, отсутствие в его жизни поддержки от самых близких людей) негативно воздействует на работу иммунной системы, из-за чего впоследствии могут развиваться серьезные заболевания.
В психологии выделяют 4 основных типа родительского воспитания:
- Авторитарный. Родители подавляют деток своим авторитетом, не считаются с их мнением, навязывают собственную модель поведения. Дети не получают необходимой поддержки и эмоционального тепла. Чаще всего, они вырастают с заниженной самооценкой и склонностью к депрессиям.
- Разрешительный. Мама и папа разрешают своему чаду практически все, тем самым нарушая дисциплину и правила поведения. Родители практически не контролируют, чем занимается сын/дочь, из-за чего те начинают проявлять излишнюю импульсивность. С возрастом такие дети подвержены негативному влиянию со стороны своих сверстников, часто начинают использовать запрещенные препараты, впадают в депрессию и страдают от панических атак.
- Авторитетный. Родители на своем примере демонстрируют дочерям и сыновьям, как нужно себя вести. Это, пожалуй, лучший способ научить их жить без агрессии, в уважении и любви. Как правило, люди, которые получили авторитетное воспитание, отличаются эмоциональной устойчивостью. Они не так сильно подвержены дурному влиянию и достаточно редко прибегают к принятию запрещенных препаратов. С родителями сохраняются теплые, доверительные отношения.
- Недостаточно развитые отношения. Обычно такой стиль воспитания выбирают родители, которые не имеют образования и довольствуются в жизни тем, что у них есть. С детьми у таких мам и пап нет особого тепла, они не уделяют внимание своим чадам, отпуская их в свободное плавание с раннего детства. В результате, те становятся эмоционально замкнутыми, могут попасть в плохую компанию и начать злоупотреблять запрещенными препаратами.
Как связаны стили воспитания с иммунной системой
В университете штата Орегон были тщательно исследованы образцы слюны 102 детей со средним возрастом 9-10 лет на показатель С-реактивного белка и иммуноглобулина А, который отвечает за состояние иммунной системы. Родители испытуемых малышей заполнили специальную анкету, где нужно было указать все аспекты воспитания. Важными пунктами анкеты были:
- активное участие мамы и папы в воспитании;
- методы позитивного воздействия;
- наличие телесных наказаний в процессе воспитания;
- надзор и тщательное наблюдение за поведением и жизнью сына или дочери.
В результате, ученые пришли к такому выводу: чем чаще родители применяли физические и психоэмоциональные методы воспитания, тем более высоким был показатель воспаления в организме ребенка. Иммунитет у детей, которые не имели тесной связи с родителями, был практически на нуле.
Как исправить ситуацию
Все родители хотят для своих деток самого лучшего, но в погоне за правилами и нормами порой не понимают, что делают им только хуже.
При авторитарном стиле воспитания дети подчиняются родителям, но делают это исключительно из-за страха.
Когда наступает подростковый возраст, они пытаются доказать авторитарным родителям, что у них существует своя точка зрения, поэтому наступают конфликты и ссоры. Дети, как правило, вырастают с неокрепшей психикой и отсутствием собственной точки зрения. По привычке, такие люди пытаются всем угодить, заполучить расположение, доказать, что они чего-то стоят. Еще один вариант: малыши перенимают манеру поведения родителей и сами впоследствии становятся агрессорами. Все проблемы они решают кулаками, а с родителями стараются не общаться.
Что сделать, если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания:
- считайтесь с мнением сына/дочери, прислушивайтесь к его желаниям;
- не заставляйте, а убеждайте и просите;
- объясняйте, почему вы наказываете;
- не акцентируйте внимание на недостатках, наоборот, выделяйте достоинства.
Что касается либерального типа воспитания, то он считается противоположным авторитарному. В семье царит полное взаимопонимание между родителями и детьми. Взрослые позволяют практически все, но при этом совсем забывают о дисциплине и порядке.
Как и любая крайность, либеральный тип воспитания может привести к различным проблемам в будущем:
- повышенная импульсивность;
- тревожность;
- одиночество;
- излишняя агрессия в поведении;
- злоупотребление алкоголем, никотином и запрещенными препаратами;
- депрессия.
Либеральное воспитание не помогает ребенку полноценно расти и развиваться.
Что сделать, если в вашей семье отсутствует дисциплина, и дети предоставлены самим себе:
- Проводите вместе столько времени, сколько нужно. Интересуйтесь делами своих сыновей и дочерей, задавайте вопросы, общайтесь, гуляйте, посещайте театры, выставки, выбирайтесь на природу.
- Установите хотя бы несколько правил. Например, вечером нужно прийти домой не позже 19 часов, перед едой обязательно помыть руки и т.д.
При опекающем стиле воспитания дети, несмотря на возраст, всегда остаются для родителей маленькими. Особенно страдают от гиперопеки женщины, которые постоянно волнуются, хорошо ли покушал их малыш, тепло ли одет и т.д. Гиперопека, как правило, приводит к следующим последствиям:
- Человек не любит трудиться, но при этом требует от окружающих идеального выполнения работы.
- Человек относится к окружающим высокомерно, ставит себя выше всех остальных.
- Взрослый человек беспомощный, по любому вопросу бежит к родителям.
Если вы слишком опекаете свое чадо, не стоит себя ругать за это, ведь каждый родитель волнуется за своего малыша и желает ему лучшего.
- Что можно сделать, чтобы дать возможность ребенку свободно развиваться:
- Не стоит решать за детей все проблемы, лучше вместе найти решение.
- Не навязывайте сыну или дочери свое общество, ведь ему необходимо общение со сверстниками.
- Давайте детям возможность проявить самостоятельность.
Авторитетное воспитание – наиболее удачный метод.
Благодаря авторитетному стилю семейного воспитания вырастают гармонично развитые, счастливые и здоровые люди. Родители и дети общаются, понимают и участвуют в жизни друг друга. Взрослые постоянно разговаривают с детьми, интересуются их мнением, пытаются вместе решить проблемы и искренне радуются их успехам. Благодаря эмоциональной теплоте, которую мальчики и девочки с раннего детства получают от родителей, проблем со здоровьем у них значительно меньше.
Доктор Аллен из университета Орегона утверждает, что авторитетный стиль воспитания – лучшее, что могут сделать родители для эмоционального и физического состояния своих детей.
Чтобы ребенок вырос здоровым и полноценно развитым, ему будут нужны не только правильное питание, занятия спортом, закаливание. Если родители дарят детям любовь и заботу, не забывая при этом о дисциплине и определенных рамках, ребенок вырастет здоровым, счастливым и целеустремленным.
Как авторитетный тип воспитания влияет на становление личности ребенка
Как воспитать спокойного, уравновешенного, уверенного в себе ребенка, который так же спокойно и уверенно войдет когда-нибудь в мир взрослых людей? Нужно выбрать правильный стиль воспитания. Психолог Диана Баумринд предложила термин «авторитетный стиль воспитания».
Стили воспитания
Вышеупомянутый психолог Диана Баурминд в течение длительного периода времени изучала семьи дошкольников. В результате исследований она выделила три основных стиля воспитания: авторитарный, разрешительный и авторитетный.
С первым и вторым стилями все более или менее понятно:
- Авторитарный стиль — это такой тип воспитания, при котором родители запрещают ребенку абсолютно все, существует два мнения: мнение родителей и неправильное.
- Разрешительный стиль — это стиль воспитания, при котором воспитание как таковое отсутствует, родители все разрешают ребенку, дабы избежать с его стороны проявлений негативных эмоций.
- Существует еще один тип воспитания — пренебрежительный. Название его говорит само за себя: родителей не интересуют чаяния, чувства и эмоции ребенка, ребенок растет сам по себе, как трава в поле.
Авторитетный стиль воспитания
Авторитетное воспитание — это не так уж сложно. Родители устанавливают правила и очерчивают границы. Кэти Херли, автор пособия для родителей «Счастливый ребенок» утверждает, что авторитетное воспитание имеет достаточный потенциал, чтобы помочь детям процветать эмоционально, социально и интеллектуально. Оно обеспечивает мощное сочетание связи, эмпатии и высоких, но соответствующих возрасту ожиданий.
Основной принцип авторитетного воспитания
В воспитании очень важно быть последовательным. То есть самим выполнять правила, которые установили.
«Авторитетные родители настроены на эмоции своих детей», — говорит Херли. «Они слушают и поддерживают их, когда те ошибаются, но они также устанавливают четкие границы и последовательны в поощрениях и наказаниях. Опираясь на позитивное воспитание, а не на карательные меры, авторитетные родители зарабатывают уважение своих детей, моделируя здоровые отношения и стратегии решения проблем. Они дают достаточно места для автономии и поощряют независимость.»
Результат последовательного авторитетного воспитания
Дети, которых воспитывают родители, практикующие авторитетный стиль воспитания, более приспособлены к жизни в современном мире, чем те, кому все запрещали или, наоборот, все разрешали.
Исследования показали, что дети авторитетных родителей с большей вероятностью будут иметь позитивные отношения со сверстниками, преуспевать в школе, станут независимыми и самодостаточными, чем дети, родители которых придерживаются авторитарного, разрешительного или пренебрежительного подхода.
Родители также чувствуют себя более уверенно, это способствует развитию гармоничных отношений и воспитанию счастливых детей.
Как стать авторитетным родителем
Хотите опробовать авторитетный стиль воспитания в собственной семье?
Для начала проанализируйте ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту. Подумайте о том, где вы могли быть непоследовательны в установлении и соблюдении детьми правил и границ дозволенного.
Сформулируйте для себя, чего вы ждете от своего ребенка на данном и этапе его жизни и в дальнейшем по мере взросления ребенка.
На собственном примере учите ребенка эмоциональной регуляции, научите его выражать эмоции словами и адекватными действиями.
Нужно учиться самому принимать своего ребенка таким, какой он есть, не предъявляя ему завышенных невыполнимых требований. Тогда и он, в свою очередь, научиться оценивать не людей, а их поступки. В первую очередь, это положительно скажется на ваших отношениях внутри семьи.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Авторитетный стиль воспитания
Авторитетный стиль воспитания отличается доверительными, тёплыми отношениями между родителями и детьми. Правила поведения, устанавливаемые родителями, не очень строгие. Авторитетные родители не требуют от детей многого, скорее умеренно подходят к вопросам дисциплины.
Авторитетный стиль воспитания нашёл широкое признание в странах Западной Европы. Такие родители заботливо относятся к своим детям, уделяют им много внимания. Им удаётся наполнить домашнюю атмосферу любовью, обеспечить своим детям эмоциональную поддержку.
Авторитетный стиль воспитания отличается доверительными, тёплыми отношениями между родителями и детьми. Правила поведения, устанавливаемые родителями, не очень строгие. Авторитетные родители не требуют от детей многого, скорее умеренно подходят к вопросам дисциплины. Авторитетный стиль воспитания нашёл широкое признание в странах Западной Европы. Такие родители заботливо относятся к своим детям, уделяют им много внимания. Им удаётся наполнить домашнюю атмосферу любовью, обеспечить своим детям эмоциональную поддержку. Авторитетных родителей характеризует последовательность и справедливость предъявляемых к детям требований.
Родители, практикующие авторитетный стиль воспитания, требуют от детей соблюдения некоторых устоявшихся норм поведения и держат под контролем их выполнение. Характер этих требований скорее «демократический», чем «диктаторский». Родители не используют физическую силу, а стараются действовать убеждением, обсуждают с детьми тот или иной вопрос. При этом, высказывая детям свои требования, родители дают и детям возможность высказать своё мнение.
К тому же у детей таких родителей всегда есть выбор, а те, в свою очередь, обязательно хвалят детей за то, что те предлагают собственные решения, и за умение брать на себя ответственность за сделанный выбор. Поэтому у таких детей больше веры в себя и в то, что они выполнят взятые на себя обязательства.
Родители, использующие авторитетный стиль воспитания, устанавливают вполне приемлемые и понятные для детей границы и нормы поведения. Родители внушают детям, что те всегда могут рассчитывать на их помощь. Если какие-то требования не будут выполнены, то они отнесутся к этому с пониманием и скорее простят, чем накажут ребёнка. В общем, этот стиль характеризуется сотрудничеством и взаимопониманием между детьми и родителями.
В результате проведённых исследований выяснилось, что дети, которых воспитывали, используя авторитетную систему, в меньшей степени попадают под отрицательное влияние сверстников и с большей эффективностью выстраивают взаимоотношения с ними. Это во многом объясняется тем, что авторитетный стиль воспитания позволяет достичь равновесия между контролем со стороны взрослых и детской независимостью. И, как результат достигнутого равновесия, такие дети более независимы, ответственны, уверенны в себе. Они, как правило, менее агрессивны, у них выше внутренняя самооценка, и они могут добиться больших успехов в жизни.
Кроме того, в отличие от других детей, дети авторитетных родителей лучше подготовлены к жизни. Они с уважением относятся к взрослым, им присущи чувство ответственности и контроль над своими желаниями. Вероятность того, что такие дети пристрастятся к алкоголю или наркотикам, очень мала. Эти дети меньше подвержены разным фобиям, депрессиям или приступам агрессивности.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что одним из самых конструктивных стилей воспитания является авторитетный стиль.
Похожие статьи:
Средства физического воспитания (10091 Просмотров)Дошколята > Спортивное развитие
Средства физического воспитания детей могут отражаться в гигиенических факторах, естественных силах природы, а также, конечно, в физических упражнениях. К средствам физического воспитания можно отнести, как…
Правила воспитания ребенка. Что не должны делать родители (9778 Просмотров)Раннее детство > Воспитание ребенка
Как вы понимаете, недостаточно просто родить здорового ребенка, еще важнее правильно воспитать его, вырастить из вашего малыша полноценного человека, который обладал бы самодисциплиной. Очень важным представляется…
О некоторых ошибках воспитания детей (5012 Просмотров)Дошколята > Воспитание ребенка
Какой-то единой идеальной методики воспитания, видимо, такая система и не может существовать. Ведь с течением времени частично изменяется совокупность взглядов и принципов, которые родители воспитывают в своих…
Задачи физического воспитания детей (5677 Просмотров)Дошколята > Спортивное развитие
Воспитательные задачи. Все мы знаем о том, что физическое развитие необходимо для полноценного формирования личности ребенка, также то, что необходимо развивать у ребенка привычку к соблюдению режима дня. Но почему…
Авторитарный стиль воспитания детей (10472 Просмотров)Дошколята > Воспитание ребенка
Авторитарный или, как его иногда называют, диктаторский стиль воспитания ребёнка отличается тем, что от ребёнка требуется соблюдение строжайшей дисциплины, а вот обычного человеческого тепла при общении…
Существующие стили воспитания детей – Развитие ребенка
Рейтинг Стили воспитания, о которых должны знать родители, чтобы своевременно изменить свой стиль |
Какой стиль воспитания вы практикуете? Вы авторитарный или авторитетный родитель? Несколько лет назад такие вопросы даже не поднимались. Ведь не существовало понятия особого стиля, необходимого для воспитания детей, поскольку воспитание считалось таким же естественным процессом, как дыхание.
Сейчас родителям необходимо выбирать тот стиль воспитания, который подойдет их семье, с учетом ее особенностей и образа жизни. Кроме того, известно, что универсального стиля воспитания попросту не существует, так как различные факторы отличают одних родителей от других (в частности, размер семьи, семейная история, уровень образования и культуры, социально-экономический статус и т. п.).
Пятнадцать стилей воспитания
Ознакомьтесь со следующими стилями воспитания и найдите среди них тот, который максимально подойдет вашей семье и ребенку, а также проанализируйте стили, имеющие негативное влияние, чтобы вовремя распознать их и поменять на более позитивные.
1. Авторитарный стиль воспитания
Как следует из названия, данный стиль воспитания характеризуется строгими правилами и суровым наказанием за их несоблюдение. Родители, являющиеся приверженцами данного стиля, очень требовательны и наименее отзывчивы по отношению к своим детям. Они не дают им свободы самовыражения и почти не проявляют теплого отношения к ним.
Данный стиль воспитания приводит к постоянному страху ребенка и его низкой самооценке. Таким детям бывает трудно управлять социальными ситуациями. Некоторые из них за пределами своего дома проявляют агрессивное поведение, которое является ни чем иным, как средством выразить и выплеснуть свое разочарование и фрустрацию.
2. Авторитетный стиль воспитания
В отличие от авторитарного воспитания, при данном стиле родители устанавливают справедливые и последовательные правила и положения. Они предъявляют к детям высокие требования, многого ожидают от них, но вместе с тем проявляют отзывчивость и чуткость. Такие родители позволяют детям высказывать собственное мнение и помогают становиться самостоятельными и независимыми.
Дети, воспитанные в авторитетном стиле воспитания, приобретают уверенность в себе, развивают хорошие социальные навыки и контроль над своими эмоциями. В дальнейшем, во взрослой жизни, они более успешны, компетентны и счастливы.
3. Потакающее, снисходительное или разрешающее воспитание
Этот стиль воспитания почти не предполагает правил дисциплины. Родители предъявляют очень мало требований к своим детям. В то же время они проявляют крайнюю чуткость и отзывчивость по отношению к ним, а также весьма снисходительны к их поведению. Часто они играют роль друга, а не истинного родителя.
Такое воспитание может сделать детей капризными, неуверенными в себе и занизить их самооценку. Дети становятся слишком эгоцентричными и обладают плохими социальными навыками. Они не имеют целей в жизни, так как родители не ставят перед ними никаких ограничений и не дают им руководящих принципов.
4. Небрежный или невовлеченный стиль воспитания
Родители, следующие данному стилю, наименее требовательны и наименее отзывчивы по отношению к своим детям. Связь между родителем и ребенком также очень слабая. Родители удовлетворяют только базовые потребности своих детей и пренебрегают или отклоняют любые другие возникающие нужды.
Они почти оторваны от жизни своих чад. Дети, которых воспитывают небрежно, непричастно, становятся эмоционально замкнутыми, напуганными, тревожными и часто находятся в состоянии стресса. Такие дети чаще, чем кто-либо, сбиваются с правильного пути в подростковом возрасте.
5. Интуитивное (инстинктивное) воспитание детей
Если вы являетесь приверженцем данного стиля воспитания, это означает, что в вопросах воспитания вы, скорее всего, следуете своей интуиции или взглядам на жизнь. Исповедуя этот стиль, родители пытаются воспитывать своих детей так же, как когда-то воспитывали их самих. Они пытаются следовать той же логике и правилам, которые в детстве применялись по отношению к ним.
6. Гиперопекающий стиль воспитания (стиль воспитания «родителей-вертолетчиков»)
При этом стиле родители, как правило, слишком вовлечены в жизни своих детей. Они словно вертолет, который кружит и зависает над ребенком, не оставляя его ни на минуту без своего внимания! Родители чрезмерно опекают своих детей и всеми силами стараются обеспечивать их безопасность и защищенность. Этот стиль подходит для совсем маленьких детей, т. е. для раннего возраста, однако в долгосрочной перспективе под влиянием гиперопекающего стиля воспитания дети становятся слишком зависимыми от своих родителей (как в мелочах, так и в важных жизненных вопросах).
7. Медленное воспитание
Этот стиль также называют простым или свободным воспитанием детей. Используя его, родители позволяют детям развиваться на свое усмотрение и самим управлять своим жизнями. Они позволяют ребенку исследовать мир в своем собственном темпе, развивать собственные интересы и в конечном итоге быть тем, кем он действительно хочет быть.
Родители мало вмешиваются в жизни своих детей и дают им возможность принимать собственные решения. Идея медленного воспитания заключается в том, чтобы дети были счастливы и удовлетворены своими достижениями. Считается, что такие дети очень хорошо справляются с непредсказуемостью реального мира.
8. Естественное воспитание
В этом стиле воспитания первостепенное значение уделяется развитию сильной, прочной эмоциональной связи между родителями и детьми. Родители очень чувствительны к потребностям своего ребенка и всегда готовы эмоционально поддержать его. Важнейшей чертой естественного воспитания является забота о развитии детской деятельности: все свои знания и нравственные представления ребёнок приобретает самостоятельно, «открывает» под незаметным руководством воспитателя, который должен помогать природе, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т. п.
Последователи естественного воспитания являются сторонниками естественных родов и не практикуют телесные наказания. Считается, что естественное воспитание помогает детям чувствовать себя защищенными, счастливыми и спокойными людьми.
9. Уравнивающее (эгалитарное) воспитание
При этом стиле родители пытаются предоставлять своим детям выбор, которые дает им ощущение равенства и созвучен с принципами демократии. Вся семья живет как одно целое, как команда, и устанавливает честные и справедливые правила и положения. В доме царит командный дух.
Так как дети получают право голоса во многих семейных вопросах, они учатся искусству ведения переговоров и достижения компромиссов с самого раннего возраста. Родители очень отзывчивы по отношению к своим детям, и ошибки, если таковые случаются, рассматриваются ими как необходимые возможности обучения.
10. Духовное воспитание
При таком подходе ребенку предоставляется достаточно возможностей для развития своих собственных убеждений на основе самостоятельного развития личности. Хотя это не научный подход, ребенка поощряют развивать близкие отношения с Богом и вести сбалансированную жизнь. Считается, что если дети впитали твердые духовные ценности, их самооценка повышается, и они чувствуют себя воодушевленными и внутренне сильными.
11. Позитивное воспитание
Этот метод предполагает использование здравого смысла, основанного на прочных семейных принципах. При этом дети растут в любящей, теплой, поддерживающей, заботливой и позитивной атмосфере, основанной на уважении и доверии. Родители развивают мировоззрение своего ребенка и укрепляют его уверенность в себе, чтобы подготовить к непредвиденным жизненным обстоятельствам.
Родительская роль заключается в том, чтобы направлять и вдохновлять своих детей верить в себя, контролировать свою судьбу и не плясать под чужую дудку. Считается, что при таком стиле воспитания дети имеют наилучшие перспективы для развития позитивного психологического настроя, хороших черт характера, продуктивных жизненных навыков, позитивной самооценки и счастливой и благополучной жизни.
12. Согласованное развитие
Это особая форма позитивного воспитания характеризуется попытками родителей всесторонне отточить таланты своего ребенка с помощью дополнительных, внеклассных занятий. Такая форма воспитания практикуется обычно в состоятельных семьях. Для этого стиля воспитания характерно также развитие культуры речи и способности к взаимодействию ребенка с социальными институтами.
Ребенок, которого воспитывали в данном стиле, развивает лучшие социальные навыки, нежели его сверстники. Это происходит потому, что такие дети занимаются музыкой, спортом, посещают научные кружки и многое другое.
13. Нарциссическое воспитание детей
Нарциссический родитель страдает нарциссическим расстройством личности или самолюбованием (нарциссизмом). Из таких людей получаются очень плохие родители. Они держат детей на коротком поводке, потому что завидуют их самостоятельности и независимости. Дети, по мнению таких родителей, предназначены для того, чтобы удовлетворять их потребности и желания.
Такого рода воспитание отрицательно сказывается на эмоциональных, вдумчивых, социальных и этических аспектах поведения детей во взрослом возрасте. Дети растут с ложным убеждением в том, что они должны быть созависимыми в отношениях.
14. Опекающее воспитание
При этом стиле воспитания дети исследуют окружающий мир под защитой родителей. Родители считают, что детям необходимо рассказывать о том, что им нужно и можно исследовать. Они несут ответственность за защиту своего ребенка в его процессе изучения. Этот метод концентрируется на творчестве, эмпатии и ответственности. Одна из основных проблем такой модели воспитания – большой риск сексуальных отклонений у мальчиков.
15. Вредоносное («токсичное») воспитание
Такого рода воспитание свойственно родителям, чье негативное поведение разрушает чувство собственного «я» их ребенка. Такие родители издеваются над своими детьми физически, вербально или психологически, реагируют неадекватно или игнорируют эмоциональные потребности своего ребенка. Их модель поведения отпечатывается в сознании детей и переходит с ними во взрослую жизнь, вследствие чего дети повторяют поведение своих родителей.
Стили воспитания мальчиков и девочек отличаются
Родители стараются подбирать разные стили воспитания, основываясь на поле ребенка. Исследования говорят о том, что отцы влияют на эмоциональное равновесие своих дочерей через стиль воспитания, который они практикуют, и в меньшей степени с помощью дисциплинарных мер (наказания и т. п.). К тому же, отцы, как правило, более благосклонны к дочерям, а матери – к сыновьям.
Почему стили воспитания отличаются?
После изучения всех вышеперечисленных стилей воспитания вы можете задаться вопросом, почему бы всем родителям не использовать авторитетную модель воспитания детей. Ведь это самый замечательный стиль, при котором малыш становится уверенным и счастливым.
Потенциальные причины использования различных стилей воспитания, как указывалось ранее, включают в себя особенности личности родителя, культурный уровень, историю семьи, размер семьи, религию, образование и социально-экономический статус родителей. Кроме того, в каждой семье различные индивидуальные стили воспитания комбинируются и смешиваются. Например, мать может предлагать авторитетное воспитание детей, а отец исповедует разрешающий стиль.
Поэтому родителям крайне важно сотрудничать и объединять различные подходы для создания своего уникального стиля воспитания детей.
Существуют ли какие-либо ограничения относительно стилей воспитания?
Существуют некоторые очень важные ограничения в стилях воспитания, о которых следует знать. В частности, доказательство того, что конкретный стиль воспитания связан с определенной моделью поведения детей. Однако исследователи говорят, что взаимосвязь между моделью воспитания и поведением иногда бывает слабой. В большинстве случаев родители, которые используют авторитарный стиль, воспитывают детей агрессивных и непослушных, а родители с нестрогим стилем воспитывают детей успешных в учебе и уверенных в себе. Но, как бы то ни было, не существует определенного «лучшего стиля воспитания детей».
Вывод
Различные стили воспитания приводят к различным результатам. Авторитетное воспитание, как правило, связано с позитивным поведением детей, их уверенностью в себе и высокой самооценкой. Есть и другие факторы, такие как культурный уровень и социальное влияние, которые играют не менее важную роль в поведении ребенка.
Люди, как правило, повторяют тот стиль воспитания, в котором воспитывали их самих, однако это не лишает их возможности выбрать более эффективный стиль воспитания, который принесет наибольшую пользу ребенку. Выбирайте свой стиль внимательно!
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.67 из 5 на основе 3 оценок.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
17.05.2016
Типы и стили воспитания в семье
Довольно часто люди, имеющие детей, обращаются за помощью к психологам. Мамы и папы спрашивают у специалистов, откуда у их любимых чад могли возникнуть нежелательные качества, плохое поведение. Важнейшую роль в формировании личности играет воспитание. От его стиля и типа, выбираемого родителями, зависит характер детей, их дальнейшая жизнь. Какие методы и формы воспитания применяются? В этом вопросе стоит разобраться, ведь ответ на него будет полезно узнать всем родителям.
Что такое воспитание и какие стили существуют?
Слово «воспитание» появилось в речи людей очень давно. Свидетельством этого выступают славянские тексты, датированные 1056 г. Именно в них впервые было обнаружено рассматриваемое понятие. В те времена слову «воспитание» придавались такие значения, как «взращивать», «вскармливать», а чуть позже его стали использовать в значении «наставлять».
В дальнейшем этому понятию давалось немало разных трактовок различными специалистами. Если их проанализировать, то можно сказать, что воспитание — это:
- формирование личности, которая будет полезна обществу и которая сможет жить в нем, не станет избегать других людей, не замкнется в себе;
- взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
- процесс обучения.
Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Проще говоря, мамы и папы воспитывают сыновей и дочерей так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Под этим термином специалисты понимают характерные модели отношений родителей к своему ребенку.
Существует множество классификаций стилей воспитания. Одна из них предложена Дианой Баумринд. Этот американский психолог выделил следующие нижеуказанные стили воспитания в семье:
- авторитарный;
- авторитетный;
- либеральный.
В дальнейшем эта классификация была дополнена. Элеонора Маккоби и Джон Мартин выделили еще один стиль воспитания в семье детей. Он был назван индифферентным. В некоторых источниках для обозначения этой модели используют такие термины как «гипоопека», «безразличный стиль». Ниже подробно рассмотрены стили воспитания, характеристика каждого из них.
Авторитарный стиль семейного воспитания
Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным.
В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап:
- Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома.
- Неуверенные в себе дети слушаются родителей, испытывают страх перед ними, боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми.
- Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости.
Авторитетный стиль в семейном воспитании
Эту модель специалисты в некоторых источниках обозначают терминами «демократический стиль воспитания», «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля. Родители всегда открыты для общения, стремятся обсуждать и решать вместе со своими детьми все возникающие проблемы. Мамы и папы поощряют самостоятельность сыновей и дочерей, однако в некоторых случаях могут указать на то, что нужно делать. Дети прислушиваются к старшим, знают слово «надо».
Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю.
Авторитетный стиль — идеальная модель воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, мамы и папы должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения каких-либо общественных норм и правил.
Либеральная модель отношений
Либеральный (попустительский) стиль воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они общаются со своими чадами, абсолютно все разрешают им, не устанавливают никаких запретов, стремятся продемонстрировать безусловную любовь к своим сыновьям и дочерям.
Дети, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, имеют следующие черты:
- являются зачастую агрессивными, импульсивными;
- стремятся ни в чем не отказывать себе;
- любят хвастаться;
- не любят физический и умственный труд;
- демонстрируют самоуверенность, граничащую с хамством;
- конфликтуют с другими людьми, которые не потакают им.
Очень часто неспособность родителей контролировать своего ребенка приводит к тому, что он попадает в асоциальные группы. Иногда либеральный стиль воспитания приводит к хорошим результатам. Из некоторых детей, знающих свободу и независимость с детства, вырастают активные, решительные и творческие люди (то, каким именно человеком станет конкретный ребенок, зависит от особенностей его характера, заложенных природой).
Индифферентный стиль воспитания ребенка в семье
В этой модели выделяются такие стороны, как безразличные родители и озлобленные дети. Мамы и папы не обращают внимания на своих сыновей и дочерей, холодно относятся к ним, не проявляют заботы, ласки и любви, заняты только своими проблемами. Дети ничем не ограничены. Они не знают никаких запретов. Им не привиты такие понятия, как «добро», «сострадание», поэтому дети не проявляют сочувствие ни к животным, ни к другим людям.
Некоторые родители не только показывают свое безразличие, но и враждебность. Дети в подобных семьях чувствуют себя не нужными. У них наблюдается отклоняющееся поведение с разрушительными импульсами.
Классификация типов семейного воспитания по Эйдемиллеру и Юстискису
Важную роль в становлении личности играет тип семейного воспитания. Это характеристика ценностных ориентаций и установок родителей, эмоционального отношения к ребенку. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстискис создали классификацию отношений, в которой выделили несколько основных типов, характеризующих воспитание мальчиков и девочек:
- Потворствующая гиперпротекция. Все внимание семьи направлено на ребенка. Родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности и капризы, выполнить желания и претворить в жизнь мечты.
- Доминирующая гиперпротекция. Ребенок пребывает в центре внимания. Родители постоянно следят за ним. Самостоятельность ребенка ограничена, ведь мама и папа периодически ему ставят какие-нибудь запреты и ограничения.
- Жестокое обращение. В семье действует огромное количество требований. Ребенок их должен беспрекословно выполнять. За неповиновением, капризами, отказами и плохим поведением следуют жестокие наказания.
- Безнадзорность. При этом типе семейного воспитания ребенок предоставлен самому себе. Мама и папа не заботятся о нем, не интересуются им, не контролируют его действия.
- Повышенная моральная ответственность. Родители не обращают особого внимания на ребенка. Однако они предъявляют к нему высокие моральные требования.
- Эмоциональное отвержение. Воспитание это может осуществляться по типу «Золушки». Родители враждебны и недоброжелательны по отношению к ребенку. Они не дают ласки, любви и теплоты. При этом они очень придирчивы к своему чаду, требуют от него соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.
Классификация типов воспитания по Гарбузову
В. И. Гарбузов отметил решающую роль воспитательных воздействий в формировании особенностей характера ребенка. При этом специалист выделил 3 типа воспитания детей в семье:
- Тип А. Родителям не интересны индивидуальные особенности ребенка. Они их не принимают во внимание, не стремятся развивать. Воспитанию этого типа присущ жесткий контроль, навязывание ребенку единственно правильного поведения.
- Тип Б. Для этого варианта воспитания характерна тревожно-мнительная концепция родителей о состоянии здоровья ребенка и его социальном статусе, ожидание успехов в учебе и будущей работе.
- Тип В. Родители, все родственники обращают внимание на ребенка. Он является кумиром семьи. Все его потребности и желания удовлетворяются иногда в ущерб членам семьи и другим людям.
Исследование Клеманс
Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:
- Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
- Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
- Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.
Дисгармоничное и гармоничное воспитание
Все рассмотренные стили воспитания в семье и типы можно объединить в 2 группы Это дисгармоничное и гармоничное воспитание. Для каждой группы присущи некоторые особенности, которые указаны ниже в таблице.
Характеристики | Дисгармоничное воспитание | Гармоничное воспитание |
Эмоциональный компонент |
|
|
Когнитивный компонент |
|
|
Поведенческий компонент |
|
|
Почему в некоторых семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?
Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить следующие:
- проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
- неразвитость родительских чувств;
- воспитательную неуверенность родителей;
- наличие страха потерять ребенка.
Вторая вышеназванная причина наблюдается у тех людей, которые не испытали в детстве родительского тепла. Они не желают иметь дело со своим чадом, стараются меньше времени проводить с ним, не общаться, поэтому они применяют негармоничные стили семейного воспитания детей. Также эта причина наблюдается у многих молодых людей, которые психологически не были готовы к появлению в их жизни ребенка.
Воспитательная неуверенность возникает, как правило, у слабых личностей. Родители с таким недостатком не предъявляют особых требований к ребенку, удовлетворяют все его желания, так как не могут отказать ему. Маленький член семьи находит уязвимое место у мамы и папы и пользуется этим, добивается того, чтобы у него было максимум прав и минимум обязанностей.
При наличии фобии утраты родители чувствуют беззащитность своего ребенка. Им кажется, что он является хрупким, слабым, болезненным. Они оберегают его. Из-за подобного возникают такие негармоничные стили воспитания подростков, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.
Что собой представляет гармоничное семейное воспитание?
При гармоничном воспитании родители принимают ребенка таким, каким он является. Они не пытаются исправить его незначительные недостатки, не навязывают ему каких-нибудь моделей поведения. В семье действует небольшое количество правил и запретов, которые абсолютно все соблюдают. Потребности ребенка удовлетворяются в разумных пределах (при этом потребности других членов семьи не игнорируются и не ущемляются).
При гармоничном воспитании чадо самостоятельно выбирает свой путь развития. Мама и папа не заставляют его ходить в какие-нибудь творческие кружки, если ему этого не хочется самому. Самостоятельность ребенка поощряется. При необходимости родители лишь дают необходимые советы.
Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:
- всегда находить время для общения с ребенком;
- интересоваться его успехами и неудачами, помогать справляться с некоторыми проблемами;
- не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
- относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
- привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.
В заключение стоит отметить, что очень важно правильно выбирать типы и стили воспитания в семье. От этого зависит то, каким станет ребенок, какой у него будет дальнейшая жизнь, будет ли он общаться с окружающими людьми, не станет ли он замкнутым и необщительным. При этом родителям нужно обязательно помнить, что залогом эффективного воспитания является любовь к маленькому члену семьи, заинтересованность в нем, доброжелательная, бесконфликтная атмосфера в доме.
Leave a Reply