Разное

Автор вершки и корешки: Сказка Вершки и Корешки: Русская народная – Сказка Мужик и медведь (Вершки и корешки) — Русская народная сказка — Русские сказки скачать бесплатно или читать онлайн

русская народная сказка читать онлайн

Информация для родителей: Вершки и корешки — поучительная русская народная сказка о том как хитрый мужик обманул ленивого медведя. Это лёгкая для чтения короткая сказка, её можно читать детям от 2 до 5 лет. Сказка учит сообразительности и что ленивым и глупым не достаётся ничего. Приятного чтения вам и вашим малышам.

Картинка к сказке Вершки и корешки

Читать сказку Вершки и корешки

Жил-был мужичок на краю села возле самого леса. Весну, лето и осень он работал — землю пахал, рожь-пшеницу сеял, сено косил, урожай собирал. Зимой лапти плёл, санки расписывал, ложки-плошки резал. И никого у мужика не было, кроме верного друга коня. А в лесу жил медведь. Был он ленивый, работать не любил. А любил на пне сидеть, деревья дёргать, да песни петь.

Один год решил мужик посеять возле леса репу. Только взялся за работу, как вышел из леса медведь и начал реветь, мол, почему ты, мужик, мне петь мешаешь — вот я тебя съем. Мужик был не дурак, предложил медведю вместе сеять репу, а урожай поделить пополам: медведю вершки, а мужику корешки. На том и порешили. Правда пахал и сеял мужик один, а медведь в основном на пне играл. Осенью пришла пора делить урожай. Поделили, как договаривались — мужик забрал себе корнеплоды, а медведь верхушки от репы. Медведь отнёс охапку вершков в лес и приготовился хорошо пообедать. Попробовал он первый вершок, пожевал, выплюнул и пришёл в ярость — понял, что обманул его мужик…

На другой год мужик посеял на том поле рожь и осенью поехал жать, а медведь тут как тут:«Давай мою долю, а то съем!» И сам выбрал, что заберёт себе корешки. А мужику только того и надо. Погрузил он в телегу рожь и поехал домой, напевая:«Ваня-Ваня простота купил лошадь без хвоста, сел задом наперёд и поехал в огород!» А косолапый попробовал на вкус корешки, разозлился пуще прежнего и зарёкся больше с мужиком связываться…

С тех пор не дружат мужик с медведем.

Разномыслие: на примере сказки «Вершки и корешки»: gubarevan — LiveJournal

Случайно прочёл интереснейшую статью «Закон и справедливость» на сайте «Агроинвестор».
Автор — Николай Лычёв

Некоторое время назад мне попалась на глаза русская сказка «Вершки и корешки», последний раз читанная в дошкольном детстве. Перечитав её теперь, я удивился, насколько это «бизнесовая» для агро история, само собой, со скидкой на особенности жанра.

В этой сказке описана модель взаимоотношений жителей сельского социума с инвесторами, а некоторых участников рынка — с партнерами и контрагентами: переработчиками сырья, страховщиками, посредниками или, скажем, ритейлом.

Судите сами.
До того как пахать и сеять, партнеры — мужик и медведь — договариваются об условиях сотрудничества, выборе бизнес-направления (растениеводство) и разделе продукта производства. В моей версии сказки это была репа, предложенная мужиком. «Всё ли поровну, или кому вершки, кому корешки?» — предлагает он. «Мне — вершки», — выбирает медведь. И проигрывает.

2

Медведь соглашается с одной из формул расчёта, сформулированных не им, и не делает попытки как-то изменить условия контракта, предложить свой вариант. Или, прежде чем соглашаться, повысить свой образовательный уровень — поизучать азы аграрной науки, например. При одинаковых трудозатратах маржа у него с мужиком, мягко говоря, разная. Но ответственность — равная: медведь подписывается на вершки от репы добровольно, в здравом уме, твердой памяти и отвергнув предложение делить плоды производства пополам. В детали сделки он прос­то не вникает.

Не поинтересовался её сутью медведь и на второй сезон, когда (опять же по замыслу мужика!) сеял с ним пшеницу. Он просто поставил сделку с ног на голову, потребовав на этот раз корешков. Медведь не анализирует причин произошедшего в случае с репой, не пытается посоветоваться с кем-то, не заинтересованным в сделке (привлечь консультанта), или, наконец, почитать о пшенице — он в первую очередь хочет отыграться и оставить мужика ни с чем. Сначала радуется, что на этот раз у него не ботва, а корни, да ещё и солома в придачу. Но понимает, в чём дело, когда не может их съесть, и совсем уж приходит в отчаяние, заглянув в окно мужиковой избы. Тот с аппетитом ест пшеничные лепёшки.

4

В сказке важен не столько контент, сколько то, что у баснописцев называлось «моралью». А она в том, что мужик и медведь — два разных ума, два непересекающихся мира.
Мужик юридически прав: контракт добровольный, с открытыми условиями, которые им оба раза соблюдены. А то, что медведь не осознает последствий своих решений, соглашаясь сотрудничать, — проблема медведя.

Но что такое в России закон? Справедливость — произвольная и субъективная — выше закона. Медведь искренне уверен, что его невежество и легкомысленная доверчивость — не повод для неравенства. Ему не приходит в голову, что он делает что-то неправильно. И если мужик разбирается в сельхозпроизводстве, то это не повод ему быть богатым, а медведю — бедным. В неравенстве же у него виноват исключительно мужик. Поэтому в одной версии сказки незадачливый зверь решает больше не работать и впадает в депрессию («такова, видно, моя доля»), в другой — в ярость: убивает либо бьёт мужика и забирает его урожай. То есть восстанавливает экономическую справедливость путём насильственного и незаконного перераспределения.
Мужик тоже недальновиден, меряя медведя своей меркой. Он не берёт в расчёт обстоятельств непреодолимой силы (характер и менталитет партнёра) и не хеджирует связанные с ними риски. Не старается понять и принять: медведь таков, каков есть. Ошибка мужика — ставка исключительно на расчёт и закон. Ему не приходит в голову, скажем, подарить медведю часть урожая, чтобы не потерять его полностью. Результат — нелегитимная в глазах медведя маржа. Неудивительно, что сказка заканчивается разрывом сотрудничества, конфликтом или насилием.

4-1

Сказка Вершки и корешки. Русская народная сказка ~ Я happy МАМА

Сказка Вершки и корешки поможет детям смотреть на вещи с нескольких сторон. Ведь для детей, особенно маленьких, окружающий мир, как и мир сказок, умещается в понятия «хорошо» – «плохо». Когда вы сами внимательно перечитаете сказку, вы убедитесь, что ее трактовка может быть двоякой. Для детей: с помощью ума легко можно победить глупость. Для взрослых: пародия на современное общество и отношения между людьми в нем. Изворотливый бизнесмен обманным путем присваивает себе деньги партнера! Нечестные производители предлагают потребителям некачественный товар в красивой упаковке. Ваша трактовка идеи сказки для ребенка – это ваш выбор. Сказка имеет несколько вариантов. Следует упомянуть, что сказку называют еще Мужик и Медведь. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Вершки и корешки читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

Решили мужик с Медведем вместе хозяйничать. Пришла пора урожай собирать, мужик выбрал корешки, ему досталась репа, медведю – ботва. На следующий год медведь запросил корешки. Убрали они пшеницу, и опять медведь ни с чем остался. С тех пор их дружба прекратилась. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Вершки и корешки

Бытовая сказка Вершки и корешки о хитрости и глупости. Глупым оказался косолапый, поэтому дважды стал жертвой обмана. Медведь олицетворяет простоту и невежество. Мужик – воплощение хитрости и предприимчивости. Чему учит сказка Вершки и корешки? Сказка учит не совершать необдуманные поступки.

Мораль сказки Вершки и корешки

Если говорить о морали сказки, то ее можно трактовать двояко.

  1. С помощью ума и смекалки из любой ситуации можно выйти победителем.
  2. Прежде чем что-либо делать, нужно хорошо все взвесить, чтобы не попасть впросак.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Хитрость – второй ум.
  • Честный нечестному не товарищ.
  • Хитрый всегда лазейку найдет.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Сказка для малышей «Вершки и корешки»

Когда-то в давние времена жил в одной деревне мужик, неплохой надо сказать, хозяйственный. Работал в поле, растил пшеницу, репу, кормил себя и барина.

Но вот беда, набился к нему в друзья медведь. Пока вместе работали, все ладно было, но медведю работать быстро надоело, силушка есть, ума не надо. Надоумила его кумушка лиса — все, что захочешь силой отобрать можно.

— Мужик, я тебя переломаю.

— Не трогай меня мишенька, лучше давай вместе работать, репу сеять. Я возьму себе корешки, а тебе так и быть отдам вершки.

Сказал медведь и ушёл дремать в свою берлогу.

Долго ухаживал мужик за репой, поливал, сорняки пропалывал, выросла репа крупная. Вот приехал мужик осенью репу копать. А медведь тут как тут, из берлоги вылезает:

— Мужик, давай, как обещано репу делить, подавай сюда мою долю.

— Хорошо, медведюшка, слово – закон, давай делить как договорились — тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик косолапому, как обещано, всю ботву. А она надо сказать кислая, не съедобная.

А репу домой отвез, что себе – что барину. Остатки решил на базаре продать, жить то на что-то надо, одной репой всю зиму не прокормишься.

Вот сложил он репу на воз и везет ее в город на базар продавать. Тут как тут навстречу ему мишка косолапый с кислой как ботва у репы мордой:

— Мужик, ты это куда едешь?

— Еду, мишенька дружок в город, корешки на рынке продавать, не понравились они барину.

— Ну-ка дай-ка мне корешок попробовать, каков он на вкус? Да ты его есть мишенька не будешь. Это ж, почему не буду. Я не дам, ты ведь наш уговор помнишь, а я слово своё держу.

Медведь говорит, я тоже держу, не дашь попробовать, заломаю.

Не чего делать, дал мужик ему репу. Медведь как съел, так и заревел.
— Обманул ты меня мужик! Твои корешки сладкие, а мои вершки кислые да горькие. Больше не приезжай ко мне в лес, а то заломаю.

На следующий год решил мужик посеять на том месте рожь. Медведь всю весну и лето не показывался. Но как только приехал жать, медведь тут как тут, его дожидается:
— Теперь ты меня мужик не обманешь, отдавай мою долю  корешками.

Мужик и говорит:

— Так и быть, бери мишенька, корешки, а я себе заберу хоть бы вершки, будет маленьким деткам утешение. Только не справится мне до морозов одному, ты бы мне медведюшка подсобил. Мишка и говорит, а я тебе одному и не дам работать, иначе ты меня опять обманешь

, спрячешь мои корешки. Не обману мишенька, как уговорились, еще и в берлогу сложить помогу, только бы ты не передумал. Не передумаю, говорит медведь, я теперь ученый.

Вот пожали они вместе рожь. Отдал мужик медведю, как было обещано корешки, а себе вершки забрал. Сложил все на воз и отвез домой.

А медведь бился, бился, с корешками ничего с ними сделать не мог. Еще и из берлоги выкидывать их пришлось. Рассердился медведь не на шутку на мужика, и с тех пор у них вражда пошла.

А мужик на вырученные деньги от продажи ржи купил себе ружье и больше медведя не боялся.

Конец русской народной сказки «Вершки и корешки».

Вы можете бесплатно скачать русскую народную сказку «Вершки и корешки» с картинками в pdf формате. Книжка упакована в zip архив. Объем для скачивания 1,51 Мбайта.

Открывается на любом компьютере, в том числе и планшетном.

Вы также можете скачать бесплатно оригинальную сказку «Вершки и корешки» — типографский вариант. Объем для скачивания 3,94 Мбайта.
Если сказка «Вершки и корешки» в новой трактовке вам понравилась, вы можете поделиться ею в социальных сетях или оставить отзыв, нажав на одну из кнопочек ниже. Нам важно знать ваше мнение. Вам не сложно, нам приятно.

Конспект сказка » Вершки и корешки»

Цель: Формировать основы культуры речевого общения на материале сказки:

« Вершки и корешки».

Задачи: Актуализировать знания детей содержание сказки « Вершки и корешки» Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос.

Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

  1. Психологический настрой:

  • Дружно за руки возьмёмся

  • И друг другу улыбнёмся

  • Вместе будем очень дружно

  • На вопросы отвечать

  • Все хотим мы заниматься

  • Все хотим мы много знать!

Давайте и пожелаем друг другу доброго утра.

Доброе утро гости!

2.Упражнение на дыхание:

— Ребята! К нам сегодня придёт гость……Посмотрите в окно…Сколько много снега …… Тропинку к школе снегом замело. Давайте раздуем снег, и очистим тропинку….

3. Фонетическая зарядка:

-Встаньте.

— Сегодня на занятии будем следить за звуком /К/

— Мы тропинку очищали, и немного замёрзли. Давайте согреемся…

/ КА, КО, КУ, КИ/ ( воспитатель, все вместе, по 1 ребёнку)

Ко

Ка реш ки

Кареш ки

Корешки

Верш ки

Вершки

Вершки и корешки

4.Слухоречевая зарядка

— Ребята , я очень люблю сказки.

— А вы их любите?

( Да, Я люблю сказки)

— Какие сказки ты знаешь?

( Я знаю сказку Репка, Колобок, Три поросёнка…..

5. Вводная часть

-Ребята, сегодня мы вспомним ещё одну сказку…..

Посмотрите отрывок мультфильма

— Как называется сказка?

( сказка называется вершки и корешки)

hello_html_f49609e.png

6. Сообщение темы и цели занятия:

— Сегодня тема нашего занятия СКАЗКА « ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

— На занятии будем говорить, читать, отвечать на вопросы, играть.

— Что будем делать?

7. Основная часть: ( Беседа по содержанию сказки)

— Кто герои сказки?

( герои сказки мужик и медведь)

hello_html_678d7ae6.png

— Зачем приехал мужик в лес? ( Мужик приехал в лес репу сеять)

— Как встретил медведь мужика? Найдите в тексте и зачитайте ( чтение по ролям)

( Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: — Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в лес)

-Зачитай, как разделил мужик урожай в первый раз? (Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю все вершки. А репу повез в город продавать)— Рад был медведь вершкам?

ФИЗМИНУТКА:

-А во второй раз что посеял мужик?

Мужик посеял пшеницу

Как поделили урожай?

— Вкусные были корешки у медведя?

— Какой медведь в сказке? Характеристика героев. (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

-А что можно сказать о мужике? характеристика.

(Дети: Мужик умный, любит работать, обхитрил медведя)

hello_html_m1d20f5c0.jpg

Психогимнастика

— Дети, попробуйте мимикой изобразить перед зеркалом настроение мужика и медведя. (Индивидуальные зеркала.)

— Мужик радуется урожаю, довольный мужик – широко улыбнуться.

— Медведь сердится, пробуя несъедобные части растений, недоволен медведь – нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. (Артикуляционные позы чередуются в следующем порядке: медведь, мужик, медведь, мужик, медведь, мужик.)

8. Сюрпризный момент.

— Отгадайте загадку:

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) стук в дверь.

— Вот этот медведь из сказки пришёл к нам в гости.

— Ребята, медведь хочет узнать хорошо или плохо вы знаете сказку.

— будем по картинкам составить сказку по порядку….

hello_html_5b22bbfc.jpg

— Что вы делали? ( составляли сказку)

— Молодцы! Справились с заданием!

Итог:

— Какую сказку мы сегодня читали? ( Вершки и корешки)

— Назови героев сказки?

— Что ещё мы делали на занятии? ( говорили, слушали, читали, отвечали на вопросы, играли)

— А что больше всего медведь любит есть? (Мёд)

— Вот и вам угощения от медведя- медовые конфеты.

ОГСКОУ «Школа-интернат г. Черемхово»

Обобщающее занятие по внеклассному

чтению в 1 «г» классе

hello_html_m1bccd5f1.gif

hello_html_4bcc53.jpg

Разработала и провела

на семинаре учителей слуховой работы

и воспитателей

Ибрагимова О. Л.

воспитатель 1 «г» класса

2014 год

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: « Чтение сказки «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе

« ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Программные задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь,  урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать,  народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент, пословицы о труде.

Ход занятия:

1.    Организационный момент

Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Дети: здравствуйте.

Наша беседа совсем неслучайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

-Ребята, приготовьте ладошку, поставьте на нее пальчик, а теперь повторяйте за мной все движения и слова.

Сорока-ворона кашу варила,                водят пальцем по ладошке

     Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил.                  загибают по очереди пальцы

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дрова не рубил,         грозят пальчиком

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

-Что мы с вами рассказали?  (Дети: Стихотворение) Это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»? (Дети: Сказка) Для чего она нужна? Развлекать или раньше говорили потешать малышей. Потеха от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.

 

2. Чтение сказки

— В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).

«Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражение «жать рожь»? (Дети: Убирать урожай)

3. Беседа по содержанию сказки

-Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)

-Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

-Значит это… русская народная сказка.

-Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

-Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву». Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так грозно заревел. Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).

-А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

-Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает. Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).

-Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)

-Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю — вершки, себе -корешки

-А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

-Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

-Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

-Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)

-В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? (Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)

4. Физминутка: речь с движением «В огороде»

— У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем,                              идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,                    имитация движений

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

       Круглый, сочный, очень вкусный,   показывают круг

       Щавеля нарвем немножко                 имитируют

       И вернемся по дорожке,                     идут по кругу, взявшись за руки

 

5. Дидактическая игра  «Вершки и корешки»

-В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких — корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки?  Сейчас проверим.

Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок — вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

6.  Давайте вспомним, какую сказку мы слушали?  («Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите репку, а дома родным вы расскажите сказку.

Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашивание репки. 

7. Подведение итогов. Оценка работы детей

-Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки, разукрашивали репку )

 

                               Сказка «Вершки и корешки»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:           — Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

 

 

Урок «Вершки и корешки»

ГКОУ КК школа-интернат

станицы Спокойной Краснодарского края

Чтение сказки «Вершки и корешки.»

Составила и провела

учитель начальных классов:

Белик Маринэ Валерьевна

Тема урока: Чтение сказки «Вершки и корешки.»

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с русской народной сказкой «Вершки и корешки»,

работать над совершенствованием навыков чтения,учить выразительному чтению произведения;обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

корригировать и развивать фонематический слух учащихся;корригировать и развивать устную речь ;развивать артикуляционный аппарат учащихся;

развивать мышление, речь, воображение, память.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения, внимание к художественному слову, языку.воспитывать интерес к учебе, к предмету.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы начнём урок, друзья!

Фронтальный опрос.

-Ребята, мы начинаем урок чтения.

-Скажите, пожалуйста, какой раздел мы сейчас с вами изучаем? (народные сказки)

— А что такое сказка? (это вымышленная история, со счастливым концом )

— На какие группы делятся сказки? (на доске открываю: авторские и народные)

— Авторские это какие? (те, которые написал автор)

— Мы с вами какие изучали? (народные)

— А почему народные? (их написал разный народ)

— Чему учат сказки? (сказки учат доброте, милосердию, трудолюбию)

  1. Сообщение темы урока.

1. Отгадайте загадку и вы узнаете одного из героев нашей сказки:

Хозяин лесной просыпается весной

А под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой (медведь).

(Сопровождается картинкой)

— Ребята, а медведь – это какое животное? (Дикое). Где он живёт? (В лесу, в тайге). Как называется детёныш медведя? (Медвежонок)

А как называется сказка, вы узнаете, если прочитаете слова наоборот:

.икшерок и икшреВ

— Это русская народная сказка.

Речевая гимнастика.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

  1. Чтение сказки учителем.

1.Cейчас я вам напомню эту сказку, а вы слушайте внимательно, чтобы отвечать на вопросы по содержанию.

— В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. «Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражение «жать рожь»?(Дети: Убирать урожай)

Словарная работа.

Вершки -верхняя часть растений(ботва)

Корешки — подземная часть растений(корнеплод)

Сеять — рассыпать, заделывать в почву семена.

Поворчал — сердито бормотал, выражал своё неудовольствие.

Репа — овощ.

Пшеница — растение, зерновая культура.

(Сопровождается картинками, показ частей растений).

Физкультминутка 

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок,
Сели травушку покушать
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко

IV.Повторное чтение детьми по абзацам.

— Ребята, а теперь вы прочтите эту сказку. Всех прошу внимательно следить.

 Беседа по содержанию сказки

-Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)

-Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

-Значит это… русская народная сказка.

Что мужик с медведем посеяли в первый раз?

— Как мужик решил поделить урожай?

— Почему медведю не понравились вершки репы?

— Что мужик и медведь посеяли во второй раз?

— Как медведь решил поделить урожай?

— Почему не понравились медведю корешки пшеницы?

Дидактическая игра «Раставь по порядку»

На доске перепутаны картинке к сказки. Дети по очереди выходят к доске и с пересказом развешивают их правильно.

Инд.работа. Собери мозайку.

hello_html_m286e5e51.jpghello_html_m286e5e51.jpg

hello_html_m286e5e51.jpghello_html_m286e5e51.jpg

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

-В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких — корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.

Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок — вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

V. Подведение итогов урока.

-Чему учились на уроке?

-Чему учит нас сказка?( быть умным, трудолюбивым)

Рефлексия .-Молодцы, ребята! Все работали активно

Сейчас я вам раздам картинки репки (большой и маленькой).Если на уроке было интересно, то поднимите большую репу, если урок не понравился, было скучно, маленькую репу.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Слушали сказку «Вершки и корешки». Находили последовательность картинок, находили вершки и корешки…)

А чтобы вы не забыли сказку, на память я дарю вам одну из иллюстраций к сказке, вы раскрасите ее, а дома расскажите сказку.

VI. Домашнее задание. Пересказать сказку» Вершки и корешки»

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о