Разное

Аленушка и братец иванушка герои сказки: Главные герои сказки Аленушка и братец Иванушка – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Автор: народ

Название произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои:  Аленушка, Иванушка.

Характеристика главных героев:

Аленушка — мудрая и умная девочка.

Правильная и послушная.

Добрая и доверчивая.

Иванушка — не послушался сестры и стал козленочком.

Находчивый и сообразительный.

Спас сестру.

Ведьма — злая и хитрая.

Обманула Аленушку и погубила ее.

Поплатилась за свой обман.

Купец — добрый и отзывчивый.

Наивный.

Поверил ведьме и чуть не убил козленка.

Краткое содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» для читательского дневника

Сказка рассказывает о том, как брат и сестра, оставшись сиротами, пошли странствовать по свету.

Ослушавшись сестру, Иванушка напился воды и стал козленочком.

Вскоре Аленушка стала царицей и завистливая колдунья ее утопила.

Благодаря, Иванушке-козленочку царь нашел и спас Аленушку.

И стали они по-прежнему счастливо жить все вместе.

План произведения для пересказа сказки:

1. Сироты пошли странствовать по свету

2. Вода и запреты Аленушки

3. Непослушание и превращение Иванушки

4. Свадьба с царем

5. Порча колдуньи

6. Колдунья утопила Аленушку

7. Иванушка бегает к морю

8. Царь обнаружил Аленушку

9. Казнь колдуньи

10. Счастливая семья

Рисунок — иллюстрация сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Синквейн:

Иванушка.

Маленький, глупый.

Слушает, ослушивается, пьет.

Стал козленочком.

Непослушание.

Главная мысль сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Непослушание старших часто имеет непоправимые последствия.

Забота родных способна спасти от самой большой беды.

 

Чему учит произведение:

Сказка учит нас слушать старших, ведь они желают нам только добра и плохого не посоветуют.

Также она учит любить, поддерживать и заботиться о родных в любых ситуациях.

Краткий отзыв по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» для читательского дневника

Сказка про Аленушку и братца Иванушку мне очень понравилась.

Мама часто читала мне ее в детстве. 

Она интересная, необычная и поучительная.

Моим любимым героем стала Аленушка.

Ее отношение к брату вызывает уважение.

Я искренне переживал за Аленушку, когда колдунья хотела убить ее.

И очень рад, что Иванушка, несмотря на свое состояние, смог спасти сестру.

Из этой сказки я понял, как важно слушаться старших, ведь они мудрее и не доверять незнакомцам, ведь они могут обмануть и сделать с нами что-то плохое. 

Я всем рекомендую прочитать эту сказку и вынести ценный урок из нее.

Отрывок из сказки, поразивший меня больше всего:

— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком…

Пословицы к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.

Дружная семья — долгая жизнь.

Дерево держится корнями, а человек – родственниками.

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Реферат. по литературному чтению «Сестрица Алёнушка – главная героиня сказки»

Реферат

по литературному чтению

«Сестрица Алёнушка –

главная героиня сказки»

Одной из самых любимых сказок можно назвать «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке».

Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит.

Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Они являются сопомощниками. Оба героя обладают именами.

Образ Аленушки

Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно всё это возникает при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.

Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.

Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей.

Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».

Говоря о том, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют не иссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же, нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…

Викторина к сказке

1. Кем были Алёнушка и Иванушка?

Сиротами

Детьми богатых крестьян

Купеческими детьми

2. Из какого копытца Хотел выпить Иванушка в первый раз?

Из козьего

Из лошадиного

Из коровьего

3. Почему Иванушка превратился в козлёночка?

Потому что его невзлюбила Баба-Яга

Потому что он не послушал сестрицу Алёнушку

Потому что его захотел забрать к себе Кощей Бессмертный

4. За кого пошла замуж Алёнушка?

За крестьянского сына

За иноземца

За царя

5. Кто утопил Алёнушку и прикинулся ею?

Ведьма

Злая сестрица

Злая мачеха

6. Что собирался сделать царь?

Зарезать козлёночка

Прогнать его из дому

Отправить его на поиски сестрицы

7. Почему Алёнушка не могла выплыть к братцу?

Ее тянул на дно камень

Она его забыла

Она стала русалкой

8. Как царь узнал что случилось с его любимой женой?

Выпытал у ведьмы

Проследил за козлёночком

Поговорил за козлёночком

9. Спасли ли Алёнушку?

Да

Нет

10. После чего Иванушка превратился обратно в мальчика?

После того как перекинулся три раза через голову

После того как умылся ключевой водой

После того как казнили ведьму его околдовавшую

Урок по литературному чтению на тему:Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

Урок литературного чтения

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

Задачи:

  • познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

  • учить характеризовать героя сказки по его поступкам;

  • учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»

Планируемые результаты

Предметные:

  • рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;

  • знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

  • характеризовать героя произведения по его поступкам

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

  • находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;

  • Учить работать в группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению русских народных сказок;

  • ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.

« Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога

Лучами солнца мир отогревать,

И отдавать, и не считать,

Что отдал много.»

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

Личностные:

— настроить на работу;

— организация рабочего места.

Актуализация необходимых знаний

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

– Чем этот жанр отличается от других?

– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)

– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. — “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

Кукла девочки. — “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Сформулируйте цели урока:

познакомиться …

учиться читать……

учиться отвечать на вопросы…

Коммуникативные:

— владение диалогической речью.

Познавательные:

— формирование умения извлекать информацию из текста;

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Регулятивные:

— планировать свои действия.

Физминутка. Упражнения для глаз.

Мотивация познавательной деятельности

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

— Прочитайте начало сказки.

— Какие сказки начинаются так же? Как они называются?

— Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?

— С какого действия начинается сказочное повествование?

— Прочитайте, что случилось в сказке?

— Чем закончилась сказка?

— Как можно объяснить такой конец?

  • Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.

Коммуникативные:

— работа в парах;

— контроль оценки действия партнера;

— сотрудничество с товарищем;

— умение читать выразительно.

— самооценка.

Познавательные:

— развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения.

Личностные:

— формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Организация познавательной деятельности.

— Определите, какая часть сказки самая страшная и почему, какие эпизоды из других сказок тоже вызывали страх, почему в любой сказке должен быть такой эпизод.

— Расскажите об Аленушке, какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая, найдите подтверждение в тексте.

Познавательные:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные:

— умение формировать собственное мнение.

Подведение итогов

— Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?

— Вспомните другие волшебные сказки.

— Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

  • Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.

  • Ответы детей.

Личностные:

— подведение итога урока;

— самооценка критериев успешности.

Коммуникативные:

— выражение своих мыслей;

— использование критериев для обоснования суждений.

Регулятивные:

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

умение сформировать вывод по всему уроку.

Домашнее задание:

  1. Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.

  2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

  3. Выразительное чтение сказки.

Сестрица Аленушка. Сказочные герои

Сестрица Аленушка

Очень хорошая девочка. Много страдает. Иногда бывает из крестьянской семьи, иногда из царской. Обычно у нее есть непослушный младший брат Иванушка. Родители у нее в самой начале сказки сразу умирают, но царицей она почему-то не становится. Наверное, слишком маленькая, и детям приходится идти на все четыре стороны. По дороге происходит несчастье: Иванушка, не послушав Аленушки, пьет из лужи и превращается в козленочка. В таком положении их находит один неженатый Царь (смотри Царь). Он сразу же влюбляется и женится на Аленушке. И так бы они и жили счастливо все трое: муж, жена и козленочек, но тут откуда ни возьмись появляется Ведьма (смотри Ведьма). Скорее всего она сама хочет выйти замуж за Царя, поэтому наводит на Аленушку порчу. Та хиреет и чахнет на глазах.

А потом эта колдунья под видом знахарки (это такой врач, который лечит традиционными народными средствами) приходит к ней и обещает вылечить. Привела Ведьма Аленушку к морю, привязала ей камень на шею и бросила в воду. Вот и все лечение.

Сама же Ведьма обернулась Аленушкой и пошла в царские покои. Но все закончилось хорошо; Козленочек в конце концов привел Царя к морю, Аленушка всплыла, Царь снял с ее шеи камень и повел в царский дворец. А злую ведьму сожгли на костре. «После того Царь с Царицею и Козленочком стали жить да поживать, да добра наживать».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.

Аленушка и Иванушка росли без родителей. Однажды в жаркий день они пошли в поле. Иванушка сильно хотел пить и, не послушав предостережение своей сестры Аленушки, испил из копытца. Когда он это сделал, то сразу же превратился в козленка. Аленушка тосковала, она познакомилась с купцом, и они сыграли свадьбу. Ведьма утопила Аленушку, но ее спасли и расколдовали непослушного Иванушку. Конец сказки положительный ведьма была наказана, а остальные герои жили долго и счастливо.

Слушая сказку, ребенок  должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества  и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить.  Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.

Братца Иванушку жалко, он не достоин такого наказания. Сестрица Аленушка благодаря своему труду и упорству смогла устроить свою личную жизнь, найти любовь  и расколдовать младшего брата.

Алексей Толстой изложил нам на бумаге всеми любимую русскую народную историю, про Аленушку и Иванушку. Братец из-за своего непослушания принес много горя своей сестре. Но она не отчаивалась и делала все, чтобы вернуть Иванушке его прежний облик. Все закончилось хорошо и добрые люди победили злую ведьму.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Мечты Обломова по одноименному роману Гончарова

    Как известно, для того чтобы понять человека, нужно понять его мечты. Этот незримый внешним взором идеал, является по сути целью, к которой летит та стрела жизни, пущенная когда-то нашим рождением и стремящаяся не только к своему

  • Сочинение про Оренбург

    Каждый человек с теплотой относится к своему родному городу, и я не исключение. Я родился и росту в индустриальном Оренбурге. Считаю, что наш город невероятно красив и с радушием относится ко всем приехавшим сюда туристам.

  • Детство Обломова в романе Обломов Гончарова

    Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.

  • План рассказа Мальчики Чехова 4 класс

    Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей

  • Анализ повести Не стреляйте в белых лебедей Васильева

    В повести «Не стреляйте в белых лебедей» затрагивается важнейшая тема отношения человека к природе, борьба добра и зла. Жизнь природы так прочно взаимодействует с человеком, что становится одним из главных действующих лиц.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Издательство“Советская Россия”
Год издания1989
ХудожникП. Багин

Я начал читать 1 августа                               

Я завершил чтение 1 августа                       

  • Укажи жанр произведения.

   народная сказка

  • Отметь основную тему произведения.

   о людях и их отношениях

  • Отметь главных героев сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

 ∨  Сестрица Алёнушка

 ∨  Иванушка

   Козлёнок

  • Почему Алёнушка и Иванушка остались одни-одинёшеньки? Напиши краткий ответ.

Старик со старухой умерли.       

  • Копытца каких животных встретились Алёнушке и Иванушке на пути?
  1. Коровы.   
  2. Лошади.   
  3. Козы.   
  • Продолжи фразу словами из сказки.

… Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней…

беленький козлёночек.           

  • Выбери слова, которыми можно охарактеризовать сестрицу Алёнушку. Раскрась их зелёным карандашом.
ответственная
  • Разгадай ребусы, напиши отгаданные слова.

Ведьма                                                   Алёнушка                

Иванушка                                             Купец                         

  • Слова, которые ты отгадал, имеют отношение к сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”?
  • Рассмотри иллюстрации. Раскрась ту из них, которая тебе больше всего нравится.

Алёнушка -1    Алёнушка - 2

Алёнушка -3                                              Алёнушка - 4

Алёнушка - 5         Алёнушка

  • Объясни значения слов, которые тебе встретились в сказке. Если затрудняешься, воспользуйся Толковым словарём.

Зной (донимает) –  сильная жара                              

Мóчи нет –  сил не осталось                                       

Хлебну (я из копытца) – попью из копытца               

Купец –  торговец                                                        

Хоромы –  богатый деревянный дом                        

Ключевая вода – родниковая вода                           

  • Продолжи фразу словами из сказки.

… Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шёлковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.

А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

  • Может ли сказка учить? Научила ли чему-нибудь тебя эта сказка? Напиши краткий ответ.

Да. Слушаться старших.                                                  

 

Читать сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

Читательский дневник. 1 класс. ОТВЕТЫ

Конспект открытого урока литературного чтения «Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Конспект открытого урока литературного чтения

«Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Составила и провела: Борзова Наталия Геннадиевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2018год

Тема: Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

Задачи:

  • познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

  • учить характеризовать героя сказки по его поступкам;

  • учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»

Планируемые результаты

Предметные:

  • рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;

  • знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

  • характеризовать героя произведения по его поступкам

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

  • находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;

  • Учить работать в группе.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению русских народных сказок;

  • ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.

« Добро творить, как воздухом дышать –

Потребность, людям данная от Бога

Лучами солнца мир отогревать,

И отдавать, и не считать,

Что отдал много.»

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

Личностные:

— настроить на работу;

— организация рабочего места.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

2. Актуализация необходимых знаний

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

 Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется…

(«По щучьему велению»).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…

(«Маша и медведь»).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный…

(Колобок).

—  О ком эти стихи? (О героях сказок.)

—  По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)

– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

3.В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. — “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

Кукла девочки. — “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

4Сформулируйте цели урока:

познакомиться …

учиться читать……

учиться отвечать на вопросы…

Коммуникативные:

— владение диалогической речью.

Познавательные:

— формирование умения извлекать информацию из текста;

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Регулятивные:

— планировать свои действия.

Физминутка. Упражнения для глаз.

5.Мотивация познавательной деятельности

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

— Прочитайте начало сказки.

— Какие сказки начинаются так же? Как они называются?

— Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?

— С какого действия начинается сказочное повествование?

— Прочитайте, что случилось в сказке?

— Чем закончилась сказка?

— Как можно объяснить такой конец?

6.Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)

  • Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.

Коммуникативные:

— работа в парах;

— контроль оценки действия партнера;

— сотрудничество с товарищем;

— умение читать выразительно.

— самооценка.

Познавательные:

— развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения.

Личностные:

— формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

7.Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.. Чтение по ролям.

—  Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

—  Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

9.. Выборочное чтение.

(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

—  Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.) 

— Проследите по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

—  Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.) (Дети зачитывают предложения.)

—  Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

—  Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

10.  Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая, преданная, доверчивая.)

—  А какая была ведьма? Расскажите о ней.

—  Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                       добрая

                                                       злая

АЛЕНУШКА                                ласковая

                                                       преданная

                                                       доверчивая

                                                       заботливая

ВЕДЬМА                                       грубая

                                                       хитрая

                                                      жестокая

Познавательные:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные:

— умение формировать собственное мнение.

11.Первичное закрепление нового знания.

1. Определение вида сказки.

—  К какому виду сказок мы ее отнесем?

—  Что же в этой сказке волшебного?

—  Какие волшебные предметы есть в сказке?

—  Найдите в сказке троекратный повтор.

—  Где в сказке добро, а где зло? Что победило?

Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

2. Беседа по иллюстрации

—  Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)

—  А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова «Алёнушка».

Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

«Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет».

— Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)

— Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

— Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал.).

Таким образом, — вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода — волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).

— Так что же роднит сказку и картину?

— Грустное настроение, лирическая тональность.( Пояснение: «лирический», «поэтический» могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек «лирически» настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

— Какими же средствами переданы эти два произведения? Литературное произведение — словом. Картина — красками.

12.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»

13.Подведение итогов

— Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?

— Вспомните другие волшебные сказки.

— Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

  • Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.

  • Ответы детей.

Личностные:

— подведение итога урока;

— самооценка критериев успешности.

Коммуникативные:

— выражение своих мыслей;

— использование критериев для обоснования суждений.

Регулятивные:

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

— умение сформировать вывод по всему уроку.

Домашнее задание:

  1. Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.

  2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

  3. Выразительное чтение сказки.

Leave a Reply