5 класс сказки пушкина: Сказки Пушкина для детей (10 шт.) – Сказки Пушкина для детей — читать бесплатно онлайн
Разработка урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С.Пушкина
Внеклассное чтение
по сказкам А. С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!»
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;
формировать умение логично и связно излагать свои мысли во время устной речи,
прививать интерес к предмету.
Развивающие:
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей,
обогащать словарный запас учащихся;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.
Воспитательные:
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками
Оформление:
Портрет Пушкина.
Выставка книг.
Иллюстрации учащихся к сказкам.
Презентация.
Ход урока
Слово учителя
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Сегодня у нас удивительный урок. Мы снова погрузимся в волшебный мир сказок. А тема нашего урока звучит так: «Что за прелесть эти сказки!»
Ребята, мы закончили изучение « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». К этому уроку вы еще раз перечитали все известные сказки А.С.Пушкина .
— Какие? («Сказка о попе..», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Жених»).
-Скажите ,а зачем мы читаем сказки?(формируют представление о жизни, помогают разобраться понятиях «добро» и «зло»,тренируют память, развивают орф.зоркость…)
-Чему они нас учат? (Вовлекая нас в круг невероятных событий, захватывающих приключений сказки способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. В них очень ярко даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость.)
Вот именно поэтому мы снова и снова обращаемся к сказкам
Обращение Пушкина к сказке было закономерным. Поэт не мог не прийти к сказке. «Что знаешь в детстве, то знаешь на всю жизнь», — говорила М. Цветаева. Юный Пушкин слышал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от няни. Знаком был он и с западноевропейской литературой. Поэт живо интересовался народным творчеством и на Украине, и в Кишиневе, и в Поволжье. Самые глубокие художественные впечатления от поэзии поэт пережил в Михайловском, слушая, записывая сказки Арины Родионовны — талантливой русской сказительницы. «… Вечером слушаю сказки… что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал он брату.
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Вот как он вспоминал её после:Мельник М
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно»,- писал поэт.
Петряник М.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург: «Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»
Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»
Ученик читает стихотворение «Няне»
Казакова Н.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах.
Арушанян Л.
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И пеня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Когда я в бронзе вижу Пушкина,
Стоящего в плаще крылатом,
Живое личико старушкино
Всегда мне видится с ним рядом,
Трудилась, господа не гневала,
Жила, как все. Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
Водила в сутолоке рыночной
На праздники народных зрелищ,
В душе звала сынком, кровиночкой,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
С ним вы, Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Святое слово – слово «родина»
Так с вашим именем созвучно.
Викторина по сказкам А.С.Пушкина
1.Конкурс»Портрет»
А сейчас попробуем вспомнить героев сказок А.С.Пушкина. Представьте, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я познакомлю вас с портретами героев сказок, а вы дайте полное ее название и, конечно же, узнайте героя. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
1.Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
2.Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица-мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь.«Сказка о царе Салтане».)
4.В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2.Конкурс «Инсценировка»
Вот у нас и появились первые знатоки сказок. Но наш путь продолжается дальше. И чем дальше, тем больше чудес.
Задание.
Угадайте, из какой сказки Пушкина данные предметы. Ваша задача не только угадать сказку ,но и обыграть предмет. Вы находите понравившийся фрагмент и разыгрываете сценку с предметом.
рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)
белочка («Сказка о царе Салтане»)
яблоко(«Сказка о мертвой царевне»)
петушок(«Сказка о золотом петушке»)
«Рыбка»
Вот пошёл он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка , спросила;-(автор)
«Чего тебе надобно, старче?»(-рыбка)
Ей с поклоном старик отвечает:-(автор)
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;.
Наше-то совсем раскололось».-(старик)
Отвечает золотая рыбка🙁-автор)
«Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто«.-(рыбка).
«Белочка»
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:(автор)
Во саду ли, в огороде.
Девица гуляла,
Она ростом невеличка
Лицом круглоличка
«Яблоко»
Отвечает ей черница:(автор)
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». (черница-бабка)—
Царевна хочет
Выдти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. (автор)
«Что за чудо?
Видно, выспался он худо,(чернавка-старуха)—
Ей царевна говорит: (автор)—
На ж, лови!»_(царевна) —
и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:(автор)
«Благодарствую,(бабка-чернавка) — сказала.(автор) —
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»(бабка-чернавка)
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…(автор) В это время чернавка бросает яблоко царевне.
«Петушок»
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит(автор):
«Кири-ку-ку
Царствуй, лежа на боку!»(петушок)
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!(автор)
3.Конкурс «Следы».
Вот еще одно заданье,
Которое требует вниманья.
Есть дорожка, есть секрет!
Кто оставил на ней след?
Чтоб по ней прогуляться,
Со следами разобраться,
Нужно нам! Вот первый след
Называй скорей ответ.
(на доске – следы с вопросами)
Сколько лет прожил у моря
Старичок с старухой злою? (33 года)
Верно, верно – молодцы!
А работу для Балды кто нашел? (поп, конюх, плотник)
3. Вот и третий след готов, а вопрос к нему таков:
Как царица, очень злая,
В зеркало свое ворчала? (Свет, мой, зеркальце, скажи…)
4. Молодцы! Следок другой, а вопрос в нем не простой.
Как петух той темной ночью разбудил
Все царство точно? (кричал)
5. Вот и пятый уж следок,
А вопрос к нему таков:
Елисей скакал по свету
За невестою своей,
У кого спросил о ней? (месяц, ветер, солнце)
6. И последний след готов,
А вопрос к нему таков:
Белка песню исполняла,
А о чем она звучала? (Во саду ли, в огороде…)
Что ж, следы расшифровали
Знание о сказках показали.
4.Конкурс «Обеденный перерыв».
Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли, приустали, проголодались. Вот и предлагаю объявить обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный. Мой вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает?…
1. Усадила в уголок, подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила. (Семь богатырей царевну)
2. Его за руку взяла
И в шатер свой увекла.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала. (Шамаханская царица царя Дадона)
3. В руки яблоко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила. (Царица-мачеха молодую царевну)
4. Кабы я была царица, —
……………………….
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир. (Повариха. «Сказка о царе Салтане».)
Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде. Но сказка снова нас зовет за собой.
Ветер с моря задувает
И нас к дубу приближает.
Что за дуб? Могуч, зелен
И златая цепь на нем!
Тут сидит и кот ученый,
Он печален, огорченный.
Чтоб кота развеселить,
Надо нам кроссворд решить.
За каждый правильный ответ
Получите от кота привет.
5.Кроссворд
Вопросы:
1. Он на колышке сидит,
Золотой на нем прикид. (петушок)
2. Ей досталось лишь корыто
Да и то совсем разбито. (старуха)
3. Вот он следующий вопрос,
Кто впился ткачихе в нос? (шмель)
4. Как его царевна съела
Так и сразу обомлела. (яблоко)
5. Деву красную искал
К солнцу, к месяцу скакал. (Елисей)
6. На чужбине вырос он, и зовут его… (Гвидон)
Ну кота развеселили.
Дальше вот какое диво:
Растерялися слова
И откуда взят отрывок
Не понятно мне пока.
6.Конкурс «Собери сказку»
Перед вами отрывки из сказок Пушкина, но сохранились лишь последние слова в строчках. Восстановите текст и угадайте сказку.
Поп, лоб, базару, товару.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Старухой, моря, землянке, года.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
4. Простился, снарядился, у окна, одна.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.
6. Конкурс «Словесное рисование»
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу; когда ребёнок становится старше, иллюстрации помогают ему лучше понять и представить, о чём написано в книге. Очень многие художники делали иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Каждый художник выражает свои чувства, своё отношение к героям, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются разные. . Перед вами иллюстрации Б.Заборова (1), Б. Дехтерева (2), И. Бруни (3)
к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Эту сказку я выбрала неслучайно, а потому что именно к ней многие из вас сделали свои рисунки. Давайте посмотрим.
Старик у Б.Заборова выглядит каким-то заброшенным и несчастным.
Одежонка на нём еле держится. У Б. Дехтерева одежда у старика
получше, борода и волосы в порядке. А на рисунках Бруни хорошо
живёт дед-рыбак: одежда у него славная, и лапти на ногах; и
сети около дома навешаны.
Ваша задача рассказать о своем рисунке. Объяснить, какой фрагмент из сказки вы выбрали, почему, и какими вы видите героев этой сказки.
4. Заключительное слово учителя
Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все. Впереди вас ждет еще много открытий, ведь Пушкин писал еще и повести, и романы.
Пелинский Д
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.
Домашнее задание:
1.Придумать свой кроссворд по сказкам А.С.Пушкина.
2.Сочинить сказку в стихах(по желанию).
Сказки А.С.Пушкина, 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 с.Большой Бейсуг
муниципального образования Брюховецкий район
Урок-викторина в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!»
Провела
Колодько Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Урок-викторина в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
«Что за прелесть эти сказки!»
Тип урока: обобщение изученного.
Цели урока:
образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;
развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Оформление и оборудование:
1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина;
2) выставка различных изданий пушкинских сказок;
3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С. Пушкина;
4) мультипроектор (презентация).
Предварительная подготовка.
Учащиеся делятся на 4 команды. Ребята перечитывают все сказки А. С. Пушкина и сказочную поэму «Руслан и Людмила», готовят представление команд в стилистике выбранной сказки А.С. Пушкина и инсценировку отрывка из любимой сказки писателя.
Ход урока:
Учитель:
— Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка.) (Слайд)
— А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)
-1-
— Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных (Слайды))
— Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные (Слайд).
— А чем же они друг от друга отличаются?
Литературная сказка
Нет автора. Автор — народ
Есть автор
Устная форма
Письменная форма
Изменяемый текст
Неизменяемый текст
Нет даты
Есть дата
Небольшая по объему
Больший объём
Неопределенное пространство и время
Пространство и время определено
События более волшебные
События приближены к реальности
— Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка — это авторская обработка сказки народной.)
— А слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкин) (Слайд)
— Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина».
За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки.
Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня, не правда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21
-2-
века? (Учащиеся отвечают.)
— Маленький Саша Пушкин тоже очень любил сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из народных сказок, он создавал собственные литературные сказки. Им было написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (шесть) и сказочная поэма «Руслан и Людмила».
— Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок, подготовленный с вашей помощью, и провести его в форме игры — соревнования «Что за прелесть эти сказки!».
От вас потребуется только желание правильно отвечать на вопросы, предложенные мною. Внимательно слушайте задания и фиксируйте в своих бланках для ответов. За ходом нашего соревнования будет следить справедливое жюри. (Представление жюри: учителя и ученики старших классов).
Итак, можно начинать. Мы отправляемся с вами в удивительное путешествие по страницам книг А.С. Пушкина.
Звучит музыка композитора Т. Хренникова из кинофильма «Руслан и Людмила».
Учитель.
1. «В некотором царстве, в некотором государстве» (Представление команд).
Через одну минуту вы должны представить нам свою команду и капитана своей команды, который будет следить за порядком в вашей команде и назначать отвечающего.
2. Разминка «Узнай сказку!»
Учитель. Определите, к какому произведению А.С. Пушкина нарисованы иллюстрации (напиши полное название сказки).
3. «Сказочная галерея».
Учитель. Помните, как в «Сказке о царе Салтане…» царь отправляется
-3-
навестить «Чудный остров».
К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…
В город он повёл царя,
Ничего не говоря.
И царь своими глазами увидел чудеса. А мы с вами находимся в «Сказочной картинной галерее». Один из участников команды будет сегодня экскурсоводом и расскажет об одной из картин, хранящихся в нашей галерее.
4. «И кого ни спросит он
Всем вопрос его мудрён» (Лексический конкурс)
Учитель. Узнай сказку по следующим словам. ( Приложение + слайд).
5. «Так всё начиналось» .
У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать произведение по его началу? (Приложение)
6. «Там на неведомых дорожках».
Учитель. Если бы вы вдруг попали в сказку и встретились с её героями, смогли бы вы их узнать?
Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать? (Приложение)
7. «Из одной ли мы сказки?».
Учитель. Героев вы узнали. Теперь вам надо выяснить, из одной ли сказки эти герои. Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет». (Приложение + слайд)
8. «Верните предметы в сказку».
Учитель. Напишите название сказки, в которой встречаются эти предметы (можно сокращать название сказки). (Слайд)
9. «Вопросы учёного кота».
Учитель. Одним из мудрых сказочных персонажей является учёный кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! А сегодня он приготовил для вас несколько вопросов. (Слайд)
-4-
10. «Найду ли краски и слова?» (Лексический конкурс)
Учитель. Найдите в отрывках из поэмы «Руслан и Людмила» старославянизмы с неполногласием и подберите к ним современные слова с
полногласием. (Приложение).
11. «Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…» (Продолжить фразу).
Учитель. За правильное продолжение фразы командам присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята. (Карточки) (Приложение).
12. «… и вдруг
Раздался гуслей беглый звук
И голос вещего Баяна,
Певца героев и забав». («Буриме»).
Учитель. На карточках вы видите последние слова строчек пушкинских сказок. Вспомните и назовите начало каждой строчки, название сказки. (Карточки). (Приложение)
13. «Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем».
Учитель. Одна команда показывает другой фрагмент из сказки А. С. Пушкина (на карточках записан эпизод, который должна показать команда пантомимой другой команде, вторая показывает третьей, третья – четвёртой, четвёртая – третьей). (Приложение)
14. «Поэтическая лаборатория».
Учитель. На прошлом уроке вы познакомились с неоконченной сказкой Пушкина «Сказкой о Медвидихе». Вам предлагалось написать её продолжение и создать книжечку, проиллюстрировав её. Пожалуйста, зачитайте продолжение сказки. Молодцы! Спасибо!
15. «Что за прелесть эти сказки! (Инсценировка отрывков). Команды показывают отрывки из сказок А. С. Пушкина.
Учитель. (После каждой инсценировки учитель задаёт вопросы учащимся):
— Узнали сказку?
-5-
— Как, по-вашему, автор относится к своим героям?
— В чём проявляется волшебство в данной сказке?
— Какую главную мысль проносит А.С. Пушкин в данной сказке?
— В чём особенность «пера» А.С. Пушкина? (Стихотворная речь, ритм, рифма).
— Что роднит любимые строки с русскими народными сказками? (Зачин, троекратные повторы, победа добра над злом, постоянные эпитеты и другое).
Заключительное слово учителя.
Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам произведений А. С. Пушкина. Наверное, вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-нибудь новое. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Много художников, иллюстраторов нарисовали картины к сказкам замечательного сказочника. Композиторы написали чудесную музыку к его произведениям. На сценах театра ставились и продолжают ставиться спектакли, балеты, оперы к его сказкам и поэме «Руслан и Людмила». Создаются мультфильмы и фильмы. (Слайды) Чем же так привлекают нас сказки русского писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С. Пушкина, мы становимся немного счастливее и мудрее. Мы благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда. «Сказка – ложь, да в ней намёк Добрым молодцам урок», – сказал А. С. Пушкин.
Домашнее задание.
Ответьте, пожалуйста, дома на вопрос: «Какой «намек» содержит «Сказка…»?
Звучит музыка композитора Т. Хренникова из кинофильма «Руслан и Людмила».
Заключительное слово учителя.
Ну вот, друзья! Скоро сказывается, да не скоро дело делается. Через все
-6-
препятствия вы прошли, удачу свою нашли. А сокровища сказочные открываются только самым смекалистым, самым любознательным! (Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд).
Читайте сказки, любите сказки, дружите со сказкой! Все были большие молодцы! Спасибо вам за игру! До новых встреч! Покажите на волшебном дереве своё эмоциональное состояние.
-7-
Урок-игра по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе
Урок-игра в 5-м классе по сказкам А. С. Пушкина
Цель: обобщение и углубление изученного по творчеству А. С. Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать;
воспитание уважения друг к другу.
Оформление:
Портрет А. С. Пушкина.
Выставка книг А. С. Пушкина.
Подсвечник, перо, чернильница.
Рисунки учащихся к произведениям А.С. Пушкина.
Интерактивная доска.
Подготовка к игре. В кабинете, где будет проводиться игра, необходимо предварительно оформить стенд, посвящённый жизни и творчеству А.С. Пушкина, выставку различных изданий пушкинских сказок. Хорошо, если заранее также будет подготовлена и выставка иллюстраций к сказкам, выполненных детьми.
Игра рассчитана на участие двух команд пятых классов. Жюри следит за ходом игры и подводит итоги.
К конкурсу «Сказочные предметы» надо заранее подготовить, например, яблоко, зеркало, кольцо, орех и другое.
Первый этап
Каждая команда имеет свою эмблему и название.
Вопросы задаются обеим командам одновременно, затем даётся 10–15 секунд на
обсуждение. Отвечает та команда, которая первой заявит о своей готовности. За правильный ответ-1балл .
1.Рассказы о А.С. Пушкине.(Каждая команда рассказывает или читает интересные моменты
из жизни поэта)
2. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка всегда имеет определённого автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)
3. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка — это авторская обработка сказки народной.)
4Перечислите литературные сказки .(Каждая команда по очереди называют сказкуи получают за каждое название 1 балл,если назовут и автора сказки –получают еще 1балл)
5. Обратимся к творчеству Пушкина. Александр Сергеевич в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше Пушкину? (Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина.Сообщение о няне Пушкина )
Второй этап
Конкурс 1.
Парад кастюмов.Команды отгадывают из какой сказки кастюм
Конкурс 1. «Все сказки в гости к нам»
Командам предлагается по очереди называть сказки Пушкина. Побеждает команда, которая назовёт сказку последней.
Примечание. 1) В игру включены вопросы и по незаконченной «Сказке о медведихе». 2) Так как сказок нечётное количество — 7, то в случае, если все сказки названы и ни одна команда не ошиблась и не пропустила ход, следует обеим командам присудить равное количество баллов.
Сказки Пушкина:
1. «Сказка о царе Салтане»;
2. «Сказка о золотом петушке»;
3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
4. «Сказка о рыбаке и рыбке»;
5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
6. «Сказка о медведихе»;
7. «Жених».
Конкурс 2. «Так всё начиналось».
Ведущий. У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)
Конкурс 3. «Там на неведомых дорожках».
Ведущий. Сможете ли вы узнать героев сказок по описанию? Команды получают по 1 баллу за правильный ответ.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла. (Мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся. (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке».)
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря. «Сказка о царе Салтане…»)
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
До света всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и остудит. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане…»)
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги,
Она бьёт их; за чупрун таскает. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело. (Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке».)
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый
Старый друг его скопец. (Мудрец. «Сказка о золотом петушке».)
Конкурс 4. «Подскажи словечко».
Ведущий. Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить начатые слова по нескольким строчкам. (По 2 балла за правильный ответ.)
Ветер на море гуляет…
(И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.)
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово…
(«Бог с тобою золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.»)
«Свет мой, зеркальце! скажи…
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит… («Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку!»)
А Балда приговаривал с укоризной…
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)
Ель растёт перед дворцом….
(А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!)
Конкурс 5. «Сказочный предмет».
Ведущий вынимает из коробки предметы по очереди для каждой команды. Задача команды — назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Возможные варианты:
яблоко — «Сказка о мёртвой царевне…»;
зеркало — «Сказка о мёртвой царевне…»;
жемчужное ожерелье — «Сказка о рыбаке и рыбке»;
кольцо — «Жених»;
орех — «Сказка о царе Салтане»;
верёвка — «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
мешок — «Сказка о золотом петушке».
Конкурс 6. «Блицтурнир».
Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затруднится дать ответ на вопрос, то отвечать могут соперники, зарабатывая тем самым себе дополнительные очки.
1. Кто звал Балду тятей? (Попенок)
2. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ)
3.Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
4. Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея? (Пес)
5. Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе …» (Внук)
6. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич)
7. Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)
8. Где жили старик со старухой у самого синего моря? (В ветхой землянке)
9. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)
10. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
11. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)
12. Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
13.Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на3 упал)
14.Сколько времени сидел смирно петушок? (год)
15.На что понадеялся поп, услышав от Балды «В год 3 щелка тебе по лбу» (Авось)
Конкурс 7. «Восстановление текста».
Командам предлагается в течение двух минут восстановить данный отрывок из «Сказки о мёртвой царевне…». За каждое правильно названное слово — 1 балл.
Постой, —
Отвечает ветер _______, —
Там, за речкой _______
Есть _______ гора,
В ней ______ нора;
В той норе, во тьме _______,
Гроб качается _______
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того _______ места,
В том гробу твоя невеста.
(Буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.)
Конкурс 8. «Я читаю лучше всех»
Выразительное чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина .(Конкурс капитанов)
Конкурс 9.
Конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина.
Конкурс 10
Исценировка сказок А.С.Пушкина.
Третий этап
Подведение итогов, награждение команд.
Тест по сказкам А.С.Пушкина (литература 5 класс)
Викторина по сказкам А.С. Пушкина
Вариант 1.
1. Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жили-были дед да баба».
В. «Жил старик со своею старухой».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
2. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке?
А. Двадцать три года.
Б. Тридцать три года.
В. Сорок три года.
Г. Пятьдесят три года.
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?
А. Два раза.
Б. Три раза.
В. Пять раз.
Г. Семь раз.
4. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
А. Не садись не в свои сани.
Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
В. Рыбак рыбака видит издалека.
Г. Любишь брать — люби и отдать.
5. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?
А. У трёх.
Б. У семи.
В. У двенадцати.
Г. У тридцати трёх.
6. К кому НЕ обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Ясень.
7. Сколько было сыновей у царя Дадона в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина?
А. Один.
Б. Два.
В. Три.
Г. Ни одного.
8. Кто в сказке А.С. Пушкина подарил царю Дадону золотого петушка?
А. Золотая рыбка.
Б. Курочка Ряба.
В. Царевна Лебедь.
Г. Мудрец.
9. Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон из пушкинской сказки?
А. Три дня.
Б. Семь дней.
В. Десять дней.
Г. Четырнадцать дней.
10. Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество?
А. В царстве славного Салтана.
Б. На острове Буяне.
В. В море-океане.
Г. У лукоморья.
11. Какое отчество у пушкинского князя Гвидона?
А. Елисеевич.
Б. Русланович.
В. Салтанович.
Г. Дадонович.
12. Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
А. Забияки.
Б. Буяна.
В. Скандалиста.
Г. Хулигана.
13. Сколько глаз в рабочем состоянии осталось к концу сказки у ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи?
А. 2.
Б. 3.
В. 4.
Г. 5.
14. Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями?
А. Ихтиандр.
Б. Черномор.
В. Беломор.
Г. Жак-Ив Кусто.
15. Какую Кашу любил Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина?
А. Манку.
Б. Полбу.
В. Геркулес.
Г. Плов.
16. За какую плату работал пушкинский Балда у Попа?
А. За 3 рубля.
Б. За 3 щелчка по лбу.
В. За 3 подзатыльника.
Г. За 3 поцелуя в лоб.
17. Что делает пушкинский «кот учёный», когда идёт направо?
А. Песнь заводит.
Б. С лешим бродит.
В. Сказку говорит.
Г. На ветвях сидит.
18. Сколько лет было Людмиле в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»?
А. Шестнадцать.
Б. Семнадцать.
В. Восемнадцать.
Г. Двадцать.
19. Сколько витязей отправилось искать Людмилу?
А. Трое.
Б. Четверо.
В. Семеро.
Г. Тридцать четыре.
20. Что охраняла Голова из сказки Пушкина «Руслан и Людмила»?
А. Шапку-невидимку.
Б. Волшебное кольцо.
В. Говорящее зеркальце.
Г. Волшебный меч.
21. Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев НЕ из одной сказки?
А. Царь Дадон и шамаханская царица.
Б. Царь Салтан и тридцать три богатыря.
В. Королевич Елисей и мертвая царевна.
Г. Князь Гвидон и злая мачеха.
22. В какой паре пушкинских сказок в каждой из них есть персонаж по имени Черномор?
А. «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Б. «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о рыбаке и рыбке».
В. «Руслан и Людмила» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Г. «Руслан и Людмила» и «Сказка о царе Салтане».
23. Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С. Пушкина Гвидон и Дадон?
А. Отцом и сыном.
Б. Дедом и внуком.
В. Братьями.
Г. Никем.
24. Назовите сказки по картинкам.
Викторина по сказкам А.С. Пушкина
Вариант 2.
1. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?
А. В землянке.
Б. В избушке.
Г. В лачужке.
Д. В шалаше.
2. Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. Окна землянки.
Б. Тарелки.
В. Зеркальце.
Г. Корыто.
3. Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?
А. Княгиней тьмы.
Б. Владычицей морской.
В. Королевой красоты.
Г. Царицей полей.
4. Куда вкладывала свой капитал разбогатевшая жена главного героя «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. Жемчуг.
Б. Картины.
В. Акции.
Г. Заводы.
5. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?
А. За лень.
Б. За враньё.
В. За жадность.
Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.
6. Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей?
А. Три.
Б. Семь.
В. Сорок.
Г. Сто сорок.
7. Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина помог Елисею найти невесту?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Звёзды.
8. Кто заклевал до смерти царя в сказке А.С. Пушкина?
А. Курочка Ряба.
Б Золотой петушок.
В. Жар-птица.
Г. Гадкий утёнок.
9. Назовите профессию мудреца, который сделал царю Дадону бесценный подарок в «Сказке о золотом петушке»?
А. Рыбак.
Б. Звездочёт.
В. Лекарь.
Г. Летописец.
10. Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?
А. Ткали.
Б. Пряли.
В. Шили.
Г. Гадали.
11. Как долго ухаживал царь Салтан за своей будущей женой?
А. Один день.
Б. Одну неделю.
В. Один месяц.
Г. Один год.
12. Кем приходится ткачиха молодой жене царя Салтана?
А. Матерью.
Б. Сестрой.
В. Тётей.
Г. Подругой.
13. Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?
А. Один дуб.
Б. Две пальмы.
В. Три сосны.
Г. Берёзовая роща.
14. Какую песню исполняла белка в пушкинской «Сказке о царе Салтане…»?
А. «Во поле берёза стояла».
Б. «Во саду ли, в огороде».
В. «Ой мороз, мороз».
Г. «Ах вы, сени мои, сени».
15. За сколько человек ел Балда в сказке Пушкина?
А. За двоих.
Б. За троих.
В. За четверых.
Г.За семерых.
16. За сколько человек работал Балда в сказке Пушкина?
А. За двоих.
Б. За троих.
В. За четверых.
Г. За семерых.
17. Какого великого русского князя Пушкин сделал отцом Людмилы?
А. Вещего Олега.
Б. Владимира Красное Солнышко.
В. Ярослава Мудрого.
Г. Александра Невского.
18. Как нужно надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимым?
А. Надвинуть на брови.
Б. Сдвинуть набекрень.
В. Задом наперёд.
Г. Шиворот-навыворот.
19. Как заканчивается вопрос заглавного героя «Руслана и Людмилы»: «О поле, поле, кто тебя усеял… ?»?
А. синими васильками.
Б. оранжевыми ноготками.
В. анютиными глазками.
Г. мёртвыми костями.
20. Какая пушкинская сказочная героиня умерла от зависти и тоски?
А. Ткачиха.
Б. Повариха.
В. Сватья баба Бабариха.
Г. Мачеха мёртвой царевны.
21. Какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила роковая»?
А. Старик из «Сказки о золотом петушке».
Б. Поп из «Сказки о попе и о его работнике Балде».
В. Зведочёт из «Сказки о золотом петушке».
Г. Черномор из сказки «Руслан и Людмила».
22 Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев из одной сказки?
А. Царевна Лебедь и семь богатырей.
Б. Князь Гвидон и злая мачеха.
В. Попадья и золотая рыбка.
Г. Царь Дадон и шамаханская царица.
23. Кто из этих сказочных героев Пушкина НЕ живёт под водой?
А. Золотая рыбка.
Б. Черномор.
В. Призрак Рогдая.
Г. Царевна Лебедь.
24. Назовите сказки по картинкам.
Викторина по сказкам А.С. Пушкина
Вариант 3.
1. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
А. Удочкой.
Б. Бреднем.
В. Неводом.
Г. Сачком.
2. Какое водоплавающее существо исполняло капризы жены рыбака в сказке Пушкина?
А. Щука.
Б. Золотая рыбка.
В. Русалочка.
Г. Водяной.
3. Сколько времени старуха из сказки Пушкина была царицей?
А. Два дня.
Б. Две недели.
В. Два года.
Г. Тридцать лет и три года.
4. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?
А. За браконьерство.
Б. За трусость и безволие.
В. За загрязнение окружающей среды.
Г. За невнимание к жене.
5. Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех …»?
А. Милее.
Б. Стройнее.
В. Белее.
Г. Румяней.
6. У семи богатырей из сказки А.С. Пушкина была собака. А какая у неё была кличка?
А. Орлик.
Б. Воронок.
В. Соколко.
Г. Журавка.
7. В качестве кого или чего использовал царь Дадон золотого петушка, сидящего на спице-шпиле?
А. Флюгера.
Б. Часов.
В. Сторожа.
Г. Прожектора.
8. Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке Пушкина?
А. Одна.
Б. Три.
В. Четыре.
Г. Шесть.
9. Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?
А. Две.
Б. Три.
В. Четыре.
Г. Пять.
10. «Тот уж когти распустил, / Клёв кровавый навострил…» О ком идёт речь в этих строчках А.С. Пушкина?
А. О золотом петушке.
Б. О коршуне.
В. О комаре.
Г. О Гадком утёнке.
11. Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь?
А. Лунный камень.
Б. Солнечный луч.
В. Звезда.
Г. Месяц.
12. Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина?
А. Рубины.
Б. Сапфиры.
В. Жемчужины.
Г. Изумруды.
13. Какого чуда НЕ было за морем в «Сказке о царе Салтане…»?
А. Белка.
Б. Тридцать три богатыря.
В. Царевна Лебедь.
Г. Кот учёный.
14. Кем приходится сватья баба Бабариха князю Гвидону?
А. Тётей.
Б. Бабушкой.
Г. Мачехой.
Д. Кормилицей.
15. Где пушкинский поп повстречал своего будущего работника Балду?
А. На бирже труда.
Б. На базаре.
В. На дороге.
Г. В церкви.
16. За кем или за чем «гонялся» поп в пушкинской сказке?
А. За шмелём.
Б. За бесёнком.
В. За дешевизной.
Г. За золотым петушком.
17. Каких состязаний НЕ было у Балды с бесёнком?
А. Кто быстрее обежит вокруг моря.
Б. Кто дальше бросит палку.
В. Кто дальше пронесет кобылу.
Г. Кто правильно отгадает загадку.
18. Какое дерево Пушкин окольцевал золотой цепью?
А. Ель.
Б. Дуб.
В. Клён.
Г. Баобаб.
19. Кто НЕ входил в число трёх соперников пушкинского Руслана?
А. Рогдай.
Б. Фарлаф.
В. Елисей.
Г. Ратмир.
20. Кто убил спящего Руслана, трижды вонзив меч ему в грудь?
А. Ратмир.
Б. Фарлаф.
В. Рогдай.
Г. Черномор.
21. Кто из пушкинских сказочных персонажей имел шапку-невидимку?
А. Черномор.
Б. Гвидон.
В. Елисей.
Г. Дадон.
22. Какая пушкинская сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек / Добрым молодцам урок»?
А. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Б. «Сказка о царе Салтане».
В. «Сказка о золотом петушке».
Г. «Руслан и Людмила».
23. В названии какой пушкинской сказки допущена ошибка?
А. «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях».
Б. «Сказка о золотом петушке».
В. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Г. «Сказка о рыбаке и рыбке».
24. Назовите сказки по картинкам.
Вопрос
Ответ
Вопрос
Ответ
Вопрос
Ответ
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Презентация «Сказки А.С. Пушкина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей»Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб…
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина….
Презентация внеклассного урока «Наш Пушкин»(к 175 — летию со дня смерти А.С.Пушкина)Методическая разработка внеклассного урока «Наш Пушкин» (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России….
Виртуальная экскурсия «Музей одной картины»ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина — А.П. БрюлловаЦель Научно-исследовательского проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат…
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату…
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения …
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус…
Урок внеклассного чтения «Мои любимые сказки Пушкина». 5-й класс
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о сказках Пушкина;
- развитие умения грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос;
- развивать внимание, наблюдательность, любознательность;
- воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.
Предварительная подготовка: Учащиеся делятся на 3 команды. Ребята перечитывают все сказки А.С.Пушкина, готовят представление команд в стилистике выбранной сказки писателя, инсценировку отрывка из любимой сказки, презентацию.
Ход урока
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой
Добрый день! С каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? Покажите. (Дети поднимают цветные карандаши. Красный-тревожное, возбуждённое, негативный настрой. Зелёный-радостное, умиротворённое, позитивный настрой). Посмотрим, изменится ли ваше настроение к концу урока.
2. Самоопределение к деятельности
Чтобы определить, о чём пойдёт речь сегодня на уроке, вам предстоит это отгадать. (Слайд 1). Действительно, речь пойдёт о любимых, ярких сказках А.С. Пушкина. Давайте послушаем ребят, которые прочитают стихи об этих чудесных сказках.
Презентация
- Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала. - Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала. - Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи,
И взрослым, и ребятам – всем близки! - Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять!
— Вот сейчас мы и проверим: сможете ли вы найти солнечные краски в творениях Пушкина и как хорошо вам знакомы любимые сказки.
Прежде чем мы приступим к работе, хочу напомнить вам заповеди нашего урока:
- На уроке закон един: слушают все, говорит один
- Словом не сори, дело говори.
— Передо мною оценочный лист, все ваши задания будут оцениваться по 5-бальной системе. В конце урока мы с вами подведём итог.
3. Работа над темой урока
РАЗМИНКА
Вопросы для 1 группы «Сказка о попе и работнике его Балде».
1. Продолжить фразу, взятую из сказки.
А) Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару…
(Посмотреть кой-какого товару).
Б) Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь…
(Да понадеялся он на русский авось).
В) Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
(Работает за семерых).
Г) Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти…
(Мне оброк до самой моей смерти)
2. Что случилось с попом от первого щелчка? (Подпрыгнул до потолка)
Как подействовал на попа второй щелчок? (Поп онемел)
Ну, а что сотворил с попом третий щелчок? (Лишил ума?)
3. Какова мораль сказки?
(«Не гонялся бы ты поп за дешевизной»).
Вопросы для 2 группы «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Перечислите по порядку все желания старухи.
Корыто | → | → | → | → | разбитое корыто |
Корыто | изба | столбовая дворянка | вольная царица | владычица морская | разбитое корыто |
2. Перед вами слова. Ваша задача дать им толкование.
- Невод — (большая рыболовная сеть)
- Столбовая дворянка — (особо почетная дворянка древнего рода)
- Кичка — (праздничный головной убор)
- Душегрейка — (женская теплая кофта без рукавов)
- Бояре — (богатые земледельцы)
3. Какую народную пословицу использовал Пушкин в данной сказке?
(Не садись не в свои сани).
Вопросы для 3 группы «Сказка о царе Салтане…»
1. Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.
2. Узнайте героя сказки по словесному портрету.
Он сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице… (царь Салтан).Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит.. (тридцать три богатыря)А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит… (Царевна-лебедь)
3. Какая из предложенных пар героев НЕ из данной сказки?
А. Три девицы и белочка.
Б. Царь Салтан и тридцать три богатыря.
В. Повариха и Царевна Лебедь.
Г. Князь Гвидон и злая мачеха.
— Ребята каждой творческой группы приготовили инсценировку фрагментов сказки.
Инсценировка каждой группы.
4. Письменная работа
— Продолжаем работу по любимым сказкам и переходим к письменному заданию.
1 группа.
Можно ли сказать, что в сказке красной нитью прослеживается антитеза? Что такое антитеза? (Противопоставление)
— Кто кому противопоставлен? (Поп-Балда)
— Ребята, вы самостоятельно находите те признаки, по которым герои противопоставлены и оформляете их в виде таблицы: Поп–Балда.
поп | Балда |
жадность | щедрость |
недобросовестность | честность |
глупость | смекалка |
— Совершенно верно: в сказке ответственность и непорядочность, ум и глупость, честность и жадность сталкиваются друг с другом.
2 группа
Вашей группе даны карточки со словами из пословиц. Вы собираете пословицы и объясняете, как они связаны со сказкой.
- Много захочешь — последнее потеряешь
- Много желать — добра не видать
- Жадность всякому горю начало
3 группа
Давайте вспомним, на какие группы делятся сказки. (Авторские и народные. Народные делятся на бытовые, о животных, волшебные).
Можно ли утверждать, что «Сказка о царе Салтане…» волшебная?
Найдите в ней признаки волшебной сказки и запишите их.
(1.троекратный повтор :три сестры, тридцать три богатыря, три раза летал за океан к отцу.
2. Выразительные средства6 эпитеты, метафоры, гипербола.
3. волшебные герои: выходящие из волн богатыри, певунья-белка, разгрызающая золотые орешки с изумрудными ядрышками, царевна лебедь).
4. построение сказки: зачин, присказка
5. добро побеждает зло)
Проверка письменных заданий.
— Любимые сказки вы знаете прекрасно. Теперь мы побываем на самом настоящем сказочном аукционе. Вам нужно догадаться, кому принадлежат данные предметы.
(Участники каждой команды поочередно отвечают на вопросы викторины, на ответ дается не более пяти секунд).
- Разбитое корыто? (Старуха)
- Невод? (Старик)
- Белочка? (Князь Гвидон)
- Волшебное зеркальце? (Злая Царица-мачеха)
- Золотой петушок? (Царь Дадон)
- Дубовый лук? (Князь Гвидон)
- Прялка? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», три девицы из «Сказки о царе Салтане»)
- Собака? (Семь богатырей)
- Молодое наливное яблочко (Царица молодая)
Верёвка? (Балда)
— Последнем этапом нашей творческой работы будет викторина по сказкам А.С.Пушкина.
5. Викторина по сказкам А.С.Пушкина
- «Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы лишь обмочил». А на чьей свадьбе гулял поэт? (Королевича Елисея).
- У кого был золотой петушок? (У царя Дадона).
- Какая пушкинская сказочная героиня умерла от восхищения? («…Восхищенья не снесла / И к обедне умерла.») (Мать мёртвой царевны).
Какая пушкинская сказочная героиня умерла от зависти и тоски? (Мачеха мёртвой царевны). - У какой героини сказок Пушкина было такое приданое: «семь торговых городов да сто сорок теремов»? (У мёртвой царевны).
- В какой сказке Пушкина рассказывается о принципиально новой форме оплаты труда? («Сказка о попе и о работнике его Балде».
Оплата щелчками по лбу.) - Кто из пушкинских сказочных героев ест за четверых, работает за семерых? (Б. Балда)
- Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил (Балда). В какой из пушкинских сказок нет царицы (царевны)? («Сказка о попе и о его работнике Балде»).
- Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С.Пушкина Гвидон и Дадон? (Никем. Они из разных сказок.)
- Какой пушкинский персонаж подслушал беседу трёх девиц? (Царь Салтан)
- В какой сказке А.С. Пушкина сёстры-завистницы обманывают царя? («Сказка о царе Салтане»).
- Кто отправил эти телеграммы.
Внимание! Нужно узнать и назвать от кого пришли телеграммы, назвав героя и сказку.
1. «Приеду с подарками, так как на весь мир одна начала я полотна»
Ответ: Вторая сестрица («Сказка о царе Салтане».)
2. «Ждите, ждите, очень спешу, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна».
Ответ: Корабельщики («Сказка о царе Салтане».)
3. «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!»
Ответ: Балда («Сказка о попе и работнике его Балде».)
4. «Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!»
Ответ: Царь Дадон («Сказка о золотом петушке».)
5. «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».
Ответ: Старик («Сказка о рыбаке и рыбке».)
6. «Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно!»
Ответ: Молодая царевна («Сказка о мертвой царевне)
6. Рефлексия
— Если бы Вы поймали золотую рыбку, какое желание загадали?
Перед Вами «золотые рыбки».
Каждый возьмет рыбку и запишет свое желание. Я соберу, положу ваши рыбки с желаниями в большой конверт, а когда вы будете заканчивать школу, раздам их вам и посмотрим, сбудется ли желание?
— С каким настроением вы покидаете урок? Покажите (Ребята поднимают цветные карандаши).
7. Заключительное слово учителя
Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам произведений А.С.Пушкина. Наверное, вы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-нибудь новое. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Презентация по сказкам А.С. Пушкина
Слайд 1
Сказки А.С. ПушкинаСлайд 2
А. С. Пушкин 1799-1837 Арина Родионовна 1758-1828
Слайд 3
Из письма А. С. Пушкина брату Л. С. Пушкину: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Слайд 4
Что за прелесть эти сказки!
Слайд 5
1. «Сказка о попе и работнике Балде » . 2. «Сказка о рыбаке и рыбке» . 3. «Сказка о медведихе» . 4. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» . 5. «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» . 6. «Сказка о золотом петушке» .
Слайд 6
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во все время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему… «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Слайд 7
Старичок отправился к морю; (Почернело синее море.) Стал он кликать золотую рыбку… «Сказка о рыбаке и рыбке»
Слайд 8
Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода. Кичка – старинный женский головной убор. Чупрун – чуб, хохол. Словарная работа
Слайд 9
… к старухе воротился – Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке »
Слайд 10
Но как раз стрела запела, В шею коршуна задела – Коршун в море кровь пролил, Лук царевич опустил… «Сказка о царе Салтане ..»
Слайд 11
Словарная работа Бояре – богатые и знатные люди, приближенные царя Палата – большой зал во дворце Витязь – богатырь, храбрый воин. Светлица – светлая, чистая комната.
Слайд 12
Вынырнул подосланный бесенок, Замяукал ,как голодный котенок: «Здравствуй , Балда мужичок; Какой тебе надобен оброк? Об оброке мы век не слыхали, Не было чертям такой печали «Сказка о попе и его работнике Балде »
Слайд 13
Словарная работа Балда – это лесная кривулина, толстое корневище, палица, дубина. Толоконный лоб – глупый человек, дурак . Полба – особый вид пшеницы Оброк – дань, деньги .
Слайд 14
Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. «Посади ты эту птицу,- Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой … «Сказка о золотом петушке »
Слайд 15
Словарная работа Рать – войско. Стан – лагерь. Яства – еда, пища.
Слайд 16
И в полночную пору Гроб её к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решенткой оградили; И,пред мертвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: «Спи во гробе; Вдруг погасла,жертвой злобе, На земле твоя краса… «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Слайд 17
Словарная работа Очи – глаза. Перст – палец. Сенная девушка – служанка. Черница – монахиня.
Слайд 18
Петушок спорхнул со спицы, К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся,клюнул в темя И взвился… «Сказка о золотом петушке»
Слайд 19
Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых… «Сказка о попе и о работнике его Балде »
Слайд 20
Я ль на свете всех милее , Всех румяней и белее? «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Слайд 21
На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Слайд 22
В руки он её берет И на свет из тьмы несет, И ,беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива! «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Слайд 23
Вот из моря вылез старый Бес: «Зачем ты , Балда,к нам залез?» « Сказка о попе и о работнике его Балде »
Слайд 24
Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!
Leave a Reply