Разное

33 сестрички ростом невелички: Attention Required! | Cloudflare – Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если…

Содержание

тридцать три сестрички ростом невелички. если знаешь наш секрет, мы покажем весь свет. что это ?

Тридцать три сестрички ростом невелички, если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ!

Асюшка6

Про этих сестричек есть ещё и такая песенка замечательного, известного автора детских стихов Бориса Заходера:

Правильный ответ на эту загадку : БУКВЫ или АЛФАВИТ.

Знакомство ребят с этими “сестричками” открывает перед ними множество интересных книг и возможностей. Недаром буквы в других загадках называют “ключами ко всем хорошим книжкам”.

galva­nna7Всего 11 ответов.

Другие интересные вопросы и ответы

Кто подскажет автора :”Мне так тесно под зимним небом…”?

Guest7

Александр Николаев 8
Мне так тесно под зимним небом,
Что, надеясь поймать волну,
Я когда-нибудь выйду за хлебом
И случайно покину страну.

Попытаюсь наполнить истомой
Ожидание нового дня.
Всеобъемлющей, но невесомой.
И свобода отравит меня.

Мне не важно, один или в паре.
Будет штиль или вновь ураган.
Знаю только, что жизнь в разгаре
И не лезет за словом в карман.

Пустоту нужно чем-то заполнить.

Может быть, что печаль мне к лицу,
Но хочу я, чтоб было, ч

Гость7Всего 1 ответ.

Какое самое жесткое желание вы исполняли, проиграв спор?

Ксения Коршун76

Это было в школе. Мы учились в лицее только для парней и девушек там соответственно не было. Единственные существа женского пола там были работницы. Ну, я проиграл в игру на желание и мне пришлось пойти к бухгалтерше и начать приставать к ней, а в конце притвориться психом и с криками убежать от неё. Я тогда был в 10 классе.

Ну, вот захожу я к ней в кабинет. Она была одна. Затем, я начал с вопросов о каком-то там нововведении в нашей системе обучения и потихоньку начал задавать ей вопросы о её работе и семье. Далее, сыпал её комплиментами и намекал на то, что она мне нравится (Друзья в это время стояли за дверью в коридоре). После, я подошел к ней поближе и встал на колени. Я схватил её за руку и сказал, что она мне нравится. В этот момент мои друзья уже не смогли сдержаться и начали громко хохотать. А я растерялся и вспомнил, что мне еще надо прикинуться психом. Я назвал её вымышленным именем Касандра. Она тоже растерялась, не понимая что происходит. Спросила всё ли у меня хорошо. А я взял лист бумаги и начал есть его. Потом выплюнул его ей на руки и выбежал с криками КАСАНДРА!!

И потом я старался с ней не пересекаться. А её начали звать Касандрой.

Arman Zhakupov1340Всего 53 ответа.

тридцать три сестрички ростом невелички. если знаешь наш секрет, мы покажем весь свет. что это ?

Айбика Урдавлетова3

буквы алфавитаТатьяна Ганина6

Всего 3 ответа.

Конкурс знатоков Русской Азбуки, посвященный прощанию с «Азбукой». 1-й класс

Цель: подвести итоги периода обучения грамоте в игровой форме.

Задачи: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание умения общаться, слушать товарищей и принимать общее решение; развитие творческих способностей учащихся.

Форма проведения: Конкурс Знатоков Русской Азбуки.

Предварительная подготовка: класс делится на 4 команды.

Каждая команда в период подготовки к конкурсу разучивает стихотворение про азбуку и грамоту, сценку про буквы, песню про одну из букв, готовит коллективный плакат “Наш веселый алфавит”, танцевальной группой класса готовит несколько танцев.

Оборудование и оформление: магнитофон и аудиозаписи песен, таблички с буквами для конкурса “Узнай название команды”, рисунки воздушных шариков со словами, карточки для конкурса согласных букв, карточки для конкурса загадок, ребусы, карточки для конкурса “Собери пословицу”.

Ход мероприятия.

1. Великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: “Русский народ создал русский язык – яркий, как после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью…” Сегодня мы с вами проведем Конкурс Знатоков Русской Азбуки, посвященный прощанию с первой школьной книгой – Азбукой, которая научила вас читать и понимать русский язык. Но сделан лишь маленький, первый шаг на пути познания русского языка, а впереди еще такой длинный и трудный путь! Но каждый русский человек просто обязан знать свой родной язык. Давайте же попробуем свои силы в области русского языка. Сегодня мы проведем Конкурс Знатоков Русской Азбуки. Будут соревноваться 4 команды. На команды мы с вами уже давно разделились, и каждая команда даже приготовила свои домашние задания. А помогут мне провести наш конкурс наши великолепные гостьи – принцессы русского языка. Они приготовили для вас испытания.

1 принцесса. Вы веселые ребята и не любите скучать.
С удовольствием мы с вами будем весело играть.

2 принцесса. И пусть быстрей кипит борьба, сильней соревнование,
Успех решает не судьба, а только ваши знания.

3 принцесса. Вы отвечайте дружно, и здесь сомненья нет: Сегодня будет дружба владычицей побед.

4 принцесса. И соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней – и наша дружба крепнет с ней.

А теперь позвольте вам представить наше справедливое и строгое жюри, которое будет очень внимательно следить за нашими конкурсами, а в конце соревнований представит нам команду-победительницу. Итак, знакомьтесь…(Объявляется состав жюри, в которое входят представители администрации, родители, ученики старших классов.) Предлагаю открыть наши соревнования общей песней, чтобы всем хорошо работалось и думалось. (Звучит песня “Первоклассник”)

2. А теперь приступаем к соревнованиям. Наш первый конкурс называется “Разминка”. Сейчас я задам каждой команде по 4 вопроса, отвечать надо быстро и правильно. Жюри будет подсчитывать правильные ответы. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Подсказывать в нашем конкурсе строго запрещается! За подсказки команда будет наказываться штрафными баллами. Штрафными баллами будет наказываться и недисциплинированность команд. Будьте очень внимательны, думайте!

1 команда. 1) Прилетели галки в поле и уселись на снегу,
Стану я учиться в школе – разобраться в них смогу. (Буквы)

2 команда. 1) Как называется ящичек или папка для хранения карандашей и ручек? (Пенал)

3 команда.1) То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)

4 команда. 1) Новый дом несу в руке, дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (Портфель)

1 команда. 2) Портфель у меня не велик и не мал:
Лежит в нем задачник, букварь и … (Пенал)
Построгай меня, дружок, чтобы я работать мог”. (Карандаш)

3 команда. 2) Как называется сумка школьника? (Портфель)

4 команда. 2) В каком месяце бывают зимние каникулы? (Январь)

1 команда. 3) Что за чиж на черном поле чертит клювом рыхлый снег?
У чижа ни ног, ни крыльев, ни пера, ни пуха нет? (Мел)

2 команда. 3) Как называется перерыв между уроками? (Перемена)

3 команда. 3) 33 сестрички, ростом невелички,
Если знаешь их секрет, они покажут целый свет. (Буквы)

4 команда. 3) Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться. (Книга)

1 команда. 4) Отгадай, что за вещица? Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке, а на листах твоей тетрадки. (Ручка)

2 команда. 4) Стоит дом, огромный дом, ребятишек много в нем.
Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа)

3 команда. 4) Как называется комната для занятий в школе? (Класс)

4 команда. 4) Назовите первую букву русского алфавита. (А)

А теперь – музыкальная пауза – споем вместе песню “Я тебе говорю сперва” и отдохнем, а жюри пока подведет итоги первого конкурса.

3. А теперь наш следующий конкурс. Он называется “Прочитай слово”. Я раздаю вам карточки с буквами, из них надо составить слово. Кто выполнит это задание первым, получит 4 балла, следующая команда – 3 балла и т.д. (1 команда – буквы, 2 команда – слоги, 3 команда – слова, 4 команда – звуки.) Эти слова и будут названиями ваших команд. (На столы выставляются таблички с названиями команд, такие же карточки вывешиваются и на доску-табло.) Молодцы!

4. Наш третий конкурс называется “В гости к гласным”, а проведет его наша первая гостья – Принцесса Гласных Букв.

1 принцесса. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Кто знает, почему мои подданные – гласные буквы и звуки – так называются? Правильно.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать и в колыбельке малютку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А теперь предлагаю выполнить мое задание. Вы получите шарики со словами, но в словах потерялись гласные буквы. Догадайтесь, какие это слова и впишите их на пустой линеечке. Максимальная оценка в этом конкурсе 2 балла. (На шариках написано: крндш – карандаш, шкл – школа, двчк – девочка, мльчк – мальчик, дрзь – друзья).

5. При подготовке к нашему сегодняшнему конкурсу команды выполняли несколько домашних заданий, и пришло время их посмотреть и оценить. В промежутках между конкурсами команды будут показывать сначала свои сценки и песни о буквах. Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов за сценку и 5 баллов за песню. Итак, слово команде “Буквы”.

6. Молодцы, ребята! А мы переходим к следующему конкурсу, который называется

“В гости к согласным”, и я предоставляю слово нашей следующей гостье – Принцессе Согласных Букв.

2 принцесса. Здравствуйте гости и участники нашего конкурса! Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о моих подданных – согласных буквах и звуках. Правильно.

Все согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Вам предлагается несколько слов. Надо заменить в словах согласную букву так, чтобы вместо этих слов получились другие. Например, зуб-дуб. За каждое правильно составленное слово команда получит 1 балл. ( Дети получают карточки со словами: фара, игра, хата, кочка, лев, роща, крыса, чайка).

7. А пока жюри подводит итоги конкурса, свое домашнее задание показывает команда “Слово”.

8. А теперь вас ждет следующий конкурс “Слоги знаю”, и вас приветствует Принцесса слогов.

3 принцесса. Здравствуйте, здравствуйте, все присутствующие! Я очень рада побывать на вашем необычном конкурсе. Я принесла вам свои загадки. Вам надо прочитать загадку, отгадать ее и составить схему слова. За отгадку команда получит 1 балл и за правильную схему слова еще 2 балла. Приступайте к работе. (Детям выдаются карточки с загадкой. “Ее всегда в лесу найдем – пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем”.- Елка)

9. Свое домашнее задание нам показывает команда “Звуки”. Слушайте и смотрите внимательно… И вновь вас приветствует наша гостья – Принцесса Слов. Она тоже проведет свой конкурс. Ей слово!

4 принцесса. Здравствуйте дети и родители! Я принцесса слов.

Прапрадедовской порой встали буквы в четкий строй.
Строй как строй, да не простой.
Был он назван алфавит и повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь, начинается букварь.
Буквы разуму верны, и за это им даны
Высочайшие права образовывать слова.
Вы подумайте о чуде: сколько букв – сестер родных?
33, а сколько люди могут слов сложить из них!

А теперь предлагаю вам выполнить мое задание. Оно называется “Новогодняя елка”. Совсем недавно был наш любимый праздник – Новый год. А какой Новый год без елки? Сейчас перед вами необычная елка. На т ней вместо игрушек висят шары со слогами. Составьте из них трехсложные слова. За каждое правильное слово команда получит по 1 баллу. Я вам немножечко подскажу: всего здесь спрятались 5 слов. Итак, приступайте к работе! ( Командам надо составить слова из слогов: по, зи, сне, хо, иг, да, муш, жин, ло, руш, рок, ка, ка, да, ка – подарок, зимушка, снежинка, холода, игрушка).

11. А перед нами выступит команда “Слоги” с домашним заданием.

12. Предлагаю вам поучаствовать еще в одном конкурсе “Разгадай скорее ребус”. Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи букв, рисунков и различных знаков. Для того, чтобы прочесть загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. Такие необычные загадки называются ребусами. Мы с вами уже пытались на уроках разгадывать ребусы. А сейчас перед вами ребусы, которые вы попробуете разгадать самостоятельно.

п 32541 ша
Лиса колос ——
Т

13. А еще команды готовили к сегодняшнему конкурсу стихи о грамоте. Их жюри тоже оценит. Максимальная оценка – 5 баллов. Слово ребятам из команд “Буквы” и “Слоги”.

14. Наш следующий конкурс – конкурс капитанов. В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, не хватает последнего слова. Нужно их закончить. Отвечать капитаны

1)Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)

2)Быть должны всегда в порядке твои школьные…(тетрадки)

3)Чтобы было, где писать, в школе нам нужна… (тетрадь)

4)Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, …(карандаш)

А теперь еще одно задание для капитанов. Подберите антоним к слову. Антоним – это слово, противоположное по смыслу, слово наоборот.

  1. Я – антоним слову “лето”, в шубу снежную одета,
    Хоть мороз люблю сама, потому что я… (зима)

2) Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям — … (друг)

3) Я – антоним к слову “смех”, не от радости, утех,
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадался? Это… (плач)

  1. У прохожих на виду висело яблоко в саду.
    Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело.
    Только конь сказал, что низко, а мышонок - …(высоко)

15. А пока жюри подводит итоги конкурса капитанов, свои стихи читают команды “Слова” и “Звуки”.

16. Еще один конкурс предлагаю вашему вниманию. Он называется “Собери пословицу”. А кто из вас знает, что такое пословица? Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание – сложить пословицу из слов. Кто первым это сделает, получит 2 балла, а остальные команды получат по 1 баллу. А если вы сумеете объяснить смысл пословицы, то получите дополнительно 2 балла. (Команды получают карточки со словами: учиться, всегда, грамоте, пригодится – Грамоте учиться всегда пригодится.)

17. А сейчас давайте отдохнем и споем песню “Чему учат в школе”.

18. Еще одно домашнее задание сейчас представят команды на суд жюри. Это заключительный конкурс. Ребята представляют свою коллективную творческую работу “Наш веселый алфавит”. Максимальная оценка за т него – 5 баллов.

19. А пока жюри работает и подводит окончательные итоги нашего конкурса, для всех предлагаем танцевальную паузу. Смотрите и восхищайтесь, не забывайте хлопать нашим юным дарованиям.

20. Вот и закончилась наша игра, расходиться нам пора.

На жюри взгляните все — подведем итог игре.

Жюри объявляет итоги конкурса, награждает победителей и все участникам конкурса дарит памятные подарки.

Материал по русскому языку (2 класс) по теме: Заглавная буква в именах собственных (2кл.)

 

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

Учитель: Шувалова Ольга Алексеевна
Цель:  формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные.
 Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.
  • Развитие  мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:
Личностные- формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия — организация учащимися своей учебной деятельности: планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе оказывать взаимопомощь.

Предметные — уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных.


Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий- М.: Просвещение, 2012.
Необходимое оборудование и материалы для урока:

                                         ХОД УРОКА

 
I. Организационный момент. (Слайд 1)

— Встали все ровно. Тихо сели.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

На уроке у нас гости – давайте глазками поздороваемся с ними.

Психологическая минутка.

— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? (Ответы детей)

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности  на нашем уроке русского языка?

— У вас на столе лежат смайлики солнышка и тучки. Посмотрите, какой из смайликов отражает ваше настроение. Выберите его, покажите.


-Сегодня мы отправляемся в гости. Путь наш лежит, отгадайте куда? (Загадка про буквы)

«33 сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ»   (Слайд 2)

Букв в русском алфавите много, но мы побываем в гостях у необычных букв.

— В гости мы отправимся с героем мультфильма, который говорил вот такие слова: «Ребята, давайте жить дружно!» Узнали его? (Слайд3)

— Это кот Леопольд.

— А кому он это говорил?

 Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о  букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!             (Слайд 4)

Учитель: — Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 5)

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
  • узнать об истории возникновения фамилий и имён.

III. Чистописание.

— Заглавные буквы приготовили для вас угощение в виде заданий, которые мы будем выполнять.  Если мы будем их выполнять, то хозяева нами будут довольны.

— Начнём с минутки чистописания.

— Найдите одинаковый звук в словах: Галина, гимназия, город, Городня, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)

— Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

— Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «гэ».)

— Сегодня на уроке мы будем работать над написанием заглавной буквы Г. (Слайд 6)

— Послушайте весёлые стихи об этой букве.

— На что похожа буква Г?

  • Г стоит как великан, буква Г – подъёмный кран.
  • Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге горбит спину буква Г.

— Из каких элементов состоит заглавная буква Г? (Писать начинаем сверху вниз. Наклонная линия с закруглением внизу. Затем пишем верхний элемент.)

— Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.

— Прочитайте предложение. (Слайд 7)

Село Городня славится церковью Рождества Пресвятой Богородицы.

-Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

— В каком году была заложена церковь? (В 1390 г. В 14-15 вв.на этом месте располагался г.Вертязин. Древняя церковь представляла собой небольшой белокаменный куб. Он завершался огромным барабаном, устремлённым вверх.)

— Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

IV. Словарная работа.

—  Следующее угощение вы все любите  —  это загадки для словарной работы.

— Отгадайте загадки, запишите словарные слова.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Окраской — сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)

Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица.)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы.  (Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 8)

— На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

— Зверям и птицам зимой живётся трудно.

— Они зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 9) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

— Наш класс уже повесил кормушки. Какие птицы побывали у нас в гостях?

— Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд 10)

V. Работа по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1. (Слайд 11). Коллективная работа (устно).

— Однажды, мой сын Серёжа, читая книгу,  встретил слова, которые были записаны то с большой буквы, то с маленькой, а произносились одинаково. (серёжка,Серёжка,ночька, Ночька, зорька, Зорька). Он спросил меня: « Почему так пишутся слова?»

— А как бы вы ответили?

— Приведите  примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, лев-Лев.) (Слайд 12,13)

— Чем ещё различаются слова? (Значением.)

— Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 14)

Не боится морозов Серёжа морозов. Хороши груши в корзине у груши.

Домик для скворцов делал Алёша скворцов. Коля арбузов купил пять арбузов. Вася рыбаков был у рыбаков.

-Как правильно надо записать эти предложения?

— Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

2. Работа в парах.

– На ваших столах лежат карточки .Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам. Работать будете в паре.

-А теперь проверим. (Слайд 15)

— У всех так? А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)

— Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

3. Физминутка для глаз. (Слайд 16) Дети под музыку  следят за движением объектов.

4. Продолжение работы над темой урока)

— У каждого человека есть фамилия, имя и отчество.

— Давайте заглянем в тарелку с историческими событиями.

Из истории русских фамилий.

Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

Послушайте стихотворение «Прапрадеды», автор Г.Граубин. (Слайд 17.)

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов —
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись — и ты увидишь в них
Историю России.

— Знаете ли вы, что означают ваши фамилии?

— Вам предстоит это узнать самостоятельно или с помощью родителей к следующему уроку.

Учебник с.55 упр.95.

— Что о фамилии сказано в учебнике?

Имена

-Кроме фамилии у человека есть имя.

— Какие же имена были раньше?

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост.

Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз).

Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.

Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря, но многие родители дают имя ребёнку придерживаясь православным традициям.

— Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя?

В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая. Моё имя Ольга означает со скандинавского языка – святая.

Есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Кто знает значение своего имени, и откуда оно к нам пришло? (Значение своего имени можно посмотреть в наших православных дневниках)

   «Есть ли среди девочек и мальчиков  тёзки?» (В классе тёзок нет)

— А вот у меня есть тёзка. С нами в гостях у заглавных букв Ольга Васильевна. Мы с нею тёзки.

— Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша — Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

— Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

Отчества. (Слайд 18. ЦОР «Отчество».)

— А какое у вас отчество?

– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству?
(Илья Иванович Муромец)

5. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. (Слайд 19)

— Ой, ребята! Кто это пожаловал к нам в гости? Да это вредные мыши, которые всё время пристают к коту Леопольду. Я думаю, что сегодня они нам не будут мешать. Они приготовили для нас задание и хотят, чтобы мы его выполнили.

— Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.

Леопольда, любим, кота, мы.

— Подчеркните главные члены предложения.

Мы любим кота Леопольда.

— Какие добрые мыши! Я так рада, что они нам не мешают на уроке, а помогают.

6. Клички животных.

— В гости к ЗАГЛАВНЫМ  БУКВАМ пришли разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 20)

— Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями. (Работа на карточках)

Кошка

 

 Шарик

собака

 

 Мурка

корова

 

 Сокол

конь

 

 Зорька

(Проверка по щелчку) 

7. Физкультминутка.

— Наши глазки очень устали, пусть они отдохнут. (физкультминутка для глаз)

— А теперь давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный:

— Встаньте те, у кого имя начинается с буквы П.

— Встаньте те, у кого имя начинается с буквы М.

— Встаньте те, у кого имя заканчивается на гласный звук.

— Встаньте те, у кого имя заканчивается на согласный звук.

8. Большая буква в географических названиях.

— Давайте посмотрим знаете ли вы свой адрес в нашем огромном мире? А то буквы даже не знают откуда вы пришли к ним в гости. (Слайд 21)

— Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

Наша страна — (Россия). Столица нашей Родины – (Москва). Мы живём рядом с городом (Тверь ). Из окон нашей гимназии видна река(Волга)

Сл.для справок: Тверь, Волга, Россия, Москва

(Проверка.)

VI. Проверка знаний, умений и навыков.

— Мыши прислали письмо коту Леопольду. Правильно ли они написали его?

Здраствуй, кот леопольд! Мы хатим с тобой встретиться. Приходи к нам вгости. Мы жывём на улице солнечной, вдоме бабушки маши.

Мышонок пик и мик.  (Работа в группе)

— Найдите ошибки.

— Вернуться домой из гостей мы сможем, если верно выполним тест . Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Результаты выполненной работы проверим. (Слайд 22, 23 Проверка по щелчку.)

VII. Обобщение. (Слайд 24)

— Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема):

  • имена
  • отчества
  • фамилии
  • клички животных
  • названия городов, стран, улиц, рек

— Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 25)

Учитель: 

  • Наш урок подходит к концу.
  • Что интересного вы узнали об именах?
  • Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

— Ребята, я прошу вас поставить отметку себе за урок при помощи сердечек.

«5»- это красное сердечко

«4» — это зелёное сердечко

«3» — это жёлтое сердечко

— А вот я и кот Леопольд с мышами поставили за наш урок свою отметку! Красное сердечко!

— Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!

IX. Домашнее задание 

  • Упражнение 100, с.59.
  • Выяснить значение своего имени, фамилии.

Тест к уроку.

  1. Имена собственные пишутся:

а) с большой буквы.

б) с маленькой буквы.

       2. К именам собственным не относятся:

а) названия месяцев, времён года;

б) клички животных;

в) географические названия;

г) имена, отечества, фамилии людей.

         3. Найди имена собственные:

а) гроза, снег, дождь;

б) Москва, Тверь, Редкино;

в) собака, кошка, корова;

г) март, январь, июль;

        4.Собственные имена существительные отвечают на вопросы:

а) какой? какая?; какое? какие?

б) кто?;

в) что?

Г) что делать? что сделать?

5. В каких словах допущены ошибки?

а) маша, Вишня, Девочка, ирина;

б) Река, Собака, иванов, Гора;

в) Петров, кошка, Олег, Алексеевна.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке в подготовительной группе «Мы знаем все буквы»

Цель (развитие речи):

  • развивать связную и монологическую речь;
  • вспомнить загадки, рассказы Н.Носова, пословицы и поговорки о пользе книг и чтении;
  • закрепить понятие слова «жанр»;
  • обобщить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев;
  • составлять небольшие описательные рассказы о героях любимых произведений;
  • учить использовать в речи диалоги;

развивать чувство ритма и рифмы, готовить к восприятию поэтической речи, формировать интонационную выразительность речи детей.

Цель (лепка):

  • Закрепить представление о начертании печатных букв;
  • Показать, что буквы можно не только писать, но и лепить(моделировать) разными способами;
  • Закрепить способ лепки «жгутиком»;
  • Учить украшать свою работу узорами, орнаментами, оформлять декоративную рамку;
  • Развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
  • Развивать фантазию, мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.

Оборудование: д/и «Буквы», костюм Незнайки, выставка любимых детских книг, книга Н.Носова «Незнайка и его друзья», пластилин, стеки, магнитная доска, магниты, салфетки, подносы, указка, работа для образца, карточки с буквами.

Ход занятия.

В: Сегодня у нас необычное занятие, а необычное оно тем, что сегодня не я, а вы сами скажете, чем мы будем заниматься, что делать и каким способом выполнять работу.

А для этого я вас приглашаю в центр ваших любимых книг,

где загадки, ребусы и вопросы уже ждут вас.

I. Центр книг.

В: Ребята, помогите мне. Посмотрите на доску, мое слово рассыпалось, и я не могу его собрать.

1. Д/И «Слово рассыпалось». На магнитной доске помещены буквы.

В У Б К Ы.

В: Какое слово у вас получилось?

Д: БУКВЫ

В: Послушайте загадки.

     На странице букваря 33 богатыря.

     Мудрецов, богатырей знает каждый грамотей.

     33 сестрички ростом невелички.

     Если знаешь их секрет,

     То на все найдешь ответ.

В: Кто эти 33 богатыря и 33 сестрички?

В: А какая первая буква в алфавите, какая последняя?

Как еще можно назвать алфавит?

Д: Букварь, азбука.

В: А что такое алфавит и азбука?

Д: Азбука, алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке.

В: А кто из вас уже умеет читать? Поднимите руки.

А о чем вы больше всего любите слушать, когда вам читают? А для чего нужно читать?

В: Какие пословицы и поговорки о пользе чтения вы знаете?

Д: Книга – друг человека.

     Книга мала, а ума придала.

     Книги не говорят, а правду сказывают.

     Одна книга тысячу людей учит.

     Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

     Книга – лучший подарок.

     Книги читать – скуки не знать.

     Дом без книги – день без солнца.

В: Ребята, объясните смысл этих пословиц.

II. Центр театрализованной деятельности.

Встреча с Незнайкой.

В: Кто-то стучится, давайте встречать гостя.

Входит Незнайка. Ребёнок в костюме героя.

В: Кто этот житель Цветочного города? Как его зовут?

В: Кто автор этого рассказа и как он называется?

Д: Н. Носов «Незнайка и его друзья».

     Незнайка:

Веселый, беззаботный,

Незнайка-Коротыш!

Живет в Цветочном городе

Отчаянный малыш.

По странам путешествует

И песни любит петь.

И на ночное небо,

На звездное глядеть!

Я Незнайка-Шалунишка,

Знаменитый коротышка.

Мне учиться ни к чему

Без учебы все пойму.    

В: Ребята, а почему его так назвали?

В: Какой Незнайка по характеру?

Д: Неунывающий, беззаботный, весёлый.

В: Вы сказали, что он веселый. А как сказать по-другому?

Д: Озорной, смешной, забавный.

В: А что нам прочитал Незнайка?

Д: Стихи.

В: А какие жанры, кроме стихов, вы знаете?

Д: Сказки, загадки, пословицы, поговорки, рассказы.

В: Как называют человека, который сочиняет стихи?

Д: Автор, поэт.

III. Конкурс юных поэтов.

В: Чем стихи отличаются от всех других жанров?

Д: В них есть рифмы.

В: Что такое рифма?

Д: Рифма – слова, звучащие одинаково, похоже.

В: Давайте сейчас сами сочиним стихи.

— Ты, собачка, где гуляла? (Я за зайчиком бежала)

— Эй, щеночек, где ты был? (В лесу бабочек ловил)

— Ты, лисичка, где была? (На лугу цветы рвала)

— Зайчик, зайчик, где гулял? (На полянке танцевал)

— Где ты, Катенька, гуляла? (Я цветочки собирала, на лужайке танцевала, на пенечке отдыхала)

— Эй зверята, где вы были? ( В речке лапки свои мыли)

В: Молодцы! Вот как вы уже умеете сочинять, рассказывать, говорить, мыслить. И во всем этом вам помогают любимые книги.

IV. Центр книг.

В: Какая же любимая книга у нашего Незнайки?

А теперь вы сами расскажите о своих любимых книгах.

Ребята показывают и рассказывают о своих любимых книгах.

В: Ребята, а как можно изобразить буквы?

Д: Их можно написать, нарисовать на бумаге, в воздухе, на мокром песке, вырезать, вылепить.

В: Сегодня мы и будем лепить с вами буквы.

Незнайка, хочешь, чтобы научили тебя это делать? Но сначала проведи с ребятами физкультминутку.

V. Физкультминутка вместе с Незнайкой.

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

VI. Учебная зона.

Рассматривание работы для образца.

В: А каким способом мы будем лепить буквы?

Д: Этот способ называется « жгутик»

В: Кто расскажет, как последовательно выполнять работу?

В: Что нужно сделать, когда ваша буква будет готова, чтобы вся работа была красивой, яркой, содержательной?

Д: Работу можно оформить цветами, орнаментами, узорами, выполнить декоративную рамку.

В: А теперь каждый из вас подойдет к моему столу и выберет любую букву, которую он будет лепить. Возьмёт пластилин для работы и украшений.

VII.   Выполнение работы.

VIII. Подведение итогов занятий.

В: Сегодня в течение дня, вы должны придумать и рассказать историю, которая случилась с вашей буквой.

Вы все молодцы. Незнайка тоже научился лепить буквы.

А за то, что вы научили его это делать, он угостит вас буквами из теста.

Викторина по русскому языку 2 класс | Материнство

В подборку включены вопросы и задания для проведения викторины по русскому языку во 2 классе.

1. Загадки о русском языке для 2 класса

На странице букваря 33 богатыря

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

           

        Тридцать три сестрички

        Ростом невелички

        Если знаешь их секрет,

        То на все найдешь ответ.

        (Буквы)


Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

(Слоги)


        Если б не было его,

        Не сказал бы ничего.

        (Язык)

2. Блиц-опрос о русском языке

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

3. Вопросы о буквах, звуках и слогах

Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных  согласных? (12)

Как делятся  слова?   (На слоги.)
Сколько в слове слогов?    (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова?     (Звукоподражательные)


1.    КОТ, КИТ, МИР  — Какие это слова?   (Односложные)

2.    Назовите двусложные слова    (Пе-нал,  ма-ма, мо-ре )

3.    Назовите трехсложные слова   ( Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)

4. Вопросы о правилах и орфограммах

Назовите слова-предметы. ( Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки.   (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)


Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?


Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?


1.  Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ?   Приведи примеры.

2.  Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА?   Приведи примеры.

3.  Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ?   Приведи примеры.


Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).

Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).


 

5. Шуточные и занимательные вопросы о русском языке для 2 класса

1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?

а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи; д) дельфина.

2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?

а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт; д) ревёт.

3. В каком слове сорок гласных?

(В слове «сорокА»)

4) В каком слове больше всего букв «Я»?

(Семья)

5) Корова говорит «Му!», собака ? «Гав!», кошка ? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?

(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух

6) Сестра — сёстры, стол — столы, голос — голоса, плечо — плечи, брат — … .

(А) браты; (Б) брата; (В) братья; (Г) братия; (Д) братики

7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?

(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт; (Д) Нушрок.

8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.

Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?

(А) укроп; (Б) лук; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква

6. Ребусы для викторины по русскому языку

Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл

КИС. (ответ: КИСТОЧКА)

ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)

100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)

ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)

ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)

7. Буквы в словах перепутались

Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!

Разгаданы 5 слов — 3 балла, 4 слова — 2 балла, 3 слова – 1 балл. Время 3-5 минут.

Расшифруйте слова:

ЛАНПЕ (ПЕНАЛ)

ГАНИК (КНИГА)

РЦЕУГО (ОГУРЕЦ)

ВАТРА (ТРАВА)

ЧКАРУ (РУЧКА)

КЗЛОАВ (ВОКЗАЛ)

ШОЛАК (ШКОЛА)

НОРАВО (ВОРОНА)

КИСАРК (КРАСКИ)

ВОНЗОК (ЗВОНОК)

АШАИНМ (МАШИНА)

АДЕЕБС (БЕСЕДА)

ЕВРЕЧ (ВЧЕРА)

ТАРПА (ПАРТА)

ДАНЗА (НАЗАД)

УВКАБ (БУКВА)

ИСОКН (НОСКИ)

ТЕСОМ (МЕСТО)

УРОЧБ (ОБРУЧ)

ЕЛОНЬ (ОЛЕНЬ)

8. Разгадайте слова, используя первые буквы предметов

Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ


9. Раскройте смысл крылатых выражений

Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:

Смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания ни на что

Море по колено — ничего не бояться

Тянуть кота за хвост – долго не приступать к делу, медлить

Задания для команд:

Во весь дух — (быстро)

Рукой подать — (близко)

Прикусить язык — (замолчать)

Витать в облаках (мечтать)

Сломя голову — (быстро)

Крокодиловы слезы — (фальшивые)


10. Игра «Наборщик»

Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.

Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные — 2 балла, за трехсложные — 3 балла.

Пример:

Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.

Читать онлайн электронную книгу Сестры — 33 бесплатно и без регистрации!

В четвертом часу утра Иван Ильич шел пешком с завода. Была морозная декабрьская ночь. Извозчика не попадалось, теперь их трудно было доставать даже в центре города в такой час. Телегин быстро шел посреди пустынной улицы, дыша паром в поднятый воротник.

В свете редких фонарей весь воздух был пронизан падающими морозными иглами. Громко похрустывал снег под ногами. Впереди, на желтом и плоском фасаде дома, мерцали красноватые отблески. Свернув за угол, Телегин увидел пламя костра в решетчатой жаровне и кругом закутанные, в облаках пара, обмерзшие фигуры, Подальше на тротуаре стояли, вытянувшись в линию, неподвижно человек сто – женщины, старики и подростки: очередь у продовольственной лавки. Сбоку потоптывал валенками, похлопывал рукавицами ночной сторож.

Иван Ильич шел вдоль очереди, глядя на приникшие к стене, закутанные в платки, в одеяла скорченные фигуры.

– Вчерась на Выборгской три лавки разнесли, начисто, – сказал один голос.

– Только и остается.

– Я вчерась спрашиваю керосину полфунта, – нет, говорит, керосину больше совсем не будет, а Дементьевых кухарка тут же приходит и при мне пять фунтов взяла по вольной цене.

– Почем?

– По два с полтиной за фунт, девушка.

– Это за керосин-то?

– Так это не пройдет этому лавошнику, припомним, будет время.

– Сестра моя сказывала: на Охте так же вот лавошника за такие дела взяли и в бочку с рассолом головой его засунули, – утоп он, милые, а уж как просился отпустить.

– Мало мучили, их хуже надо мучить.

– А пока что – мы мерзни.

– А он в это время чаем надувается.

– Кто это чаем надувается? – спросил хриплый голос.

– Да все они чаем надуваются. Моя генеральша встанет в двенадцать часов и до самой до ночи трескает, – как ее, идола, не разорвет.

– А ты мерзни, чахотку получай.

– Это вы совершенно верно говорите, я уже кашляю.

– А моя барышня, милые мои, – кокотка. Я вернусь с рынка, у нее – полна столовая гостей, и все они пьяные. Сейчас потребуют яишницу, хлеба черного, водки, – словом, что погрубее.

– Английские деньги пропивают, – проговорил чей-то голос уверенно.

– Что вы, в самом деле, говорите?

– Все продано, – уж я вам говорю – верьте: вы тут стоите, ничего не знаете, а вас всех продали, на пятьдесят лет вперед. И армия вся продана.

– Господи!

Опять чей-то застуженный голос спросил:

– Господин сторож, а господин сторож?

– Что случилось?

– Соль выдавать будут нынче?

– По всей вероятности, соли выдавать не будут.

– Ах, проклятые!

– Пятый день соли нет.

– Кровь народную пьют, сволочи.

– Ладно вам, бабы, орать – горло застудите, – сказал сторож густым басом.

Телегин миновал очередь. Затих злой гул голосов, и опять прямые улицы были пустынны, тонули в морозной мгле.

Иван Ильич дошел до набережной, свернул на мост и, когда ветер рванул полы его пальто, – вспомнил, что надо бы найти все-таки извозчика, но сейчас же забыл об этом. Далеко на том берегу, едва заметные, мерцали точки фонарей. Линия тусклых огоньков пешего перехода тянулась наискось через лед. По всей темной широкой пустыне Невы летел студеный ветер, звенел снегом, жалобно посвистывал в трамвайных проводах, в прорези чугунных перил моста.

Иван Ильич останавливался, глядел в эту мрачную темноту и снова шел, думая, как часто он думал теперь все об одном и том же: о Даше, о себе, о той минуте в вагоне, когда он, словно огнем, был охвачен счастьем.

Кругом все было неясно, смутно, противоречиво, враждебно этому счастью. Каждый раз приходилось делать усилие, чтобы спокойно сказать: я жив, счастлив, моя жизнь будет светла и прекрасна. Тогда, у окна, среди искр летящего вагона, сказать это было легко, – сейчас нужно было огромное усилие, чтобы отделить себя от тех полузастывщих фигур в очередях, от воющего смертной тоской декабрьского ветра, от всеобщей убыли, нависающей гибели.

Иван Ильич был уверен в одном: любовь его к Даше, Дашина прелесть и радостное ощущение самого себя; стоявшего тогда у вагонного окна и любимого Дашей, – в этом было добро. Уютный, старый, может быть, слишком тесный, но дивный храм жизни содрогнулся и затрещал от ударов войны, заколебались колонны, во всю ширину треснул купол, посыпались старые камни, и вот, среди летящего праха и грохота рушащегося храма, два человека, Иван Ильич и Даша, в радостном безумии любви, наперекор всему, пожелали быть счастливыми. Верно ли это?

Вглядываясь в мрачную темноту ночи, в мерцающие огоньки, слушая, как надрывающей тоской посвистывает ветер, Иван Ильич думал: «Зачем скрывать от себя, – выше всего желание счастья. Я хочу наперекор всему, – пусть. Могу я уничтожить очереди, накормить голодных, остановить войну? – Нет. Но если не могу, то должен ли я также исчезнуть в этом мраке, отказаться от счастья? Нет, не должен. Но могу ли я, буду ли счастлив?..»

Иван Ильич перешел мост и, уже совсем не замечая дороги, шагал по набережной. Здесь ярко горели высокие, качаемые ветром электрические фонари. По оголенным торцам летела с сухим шорохом снежная пыль. Окна Зимнего дворца были темны и пустынны. У полосатой будки в нанесенном сугробе стоял великан-часовой в тулупе и с винтовкой, прижатой к груди.

На ходу вдруг Иван Ильич остановился, поглядел на окна и еще быстрее зашагал, сначала борясь с ветром, потом подгоняемый в спину. Ему казалось, что он мог сказать сейчас всем, всем, всем людям ясную, простую истину, и все бы поверили в нее. Он бы сказал: «Вы видите, – так жить дальше нельзя: на ненависти построены государства, ненавистью проведены границы, каждый из вас – клубок ненависти – крепость с наведенными во все стороны орудиями. Жить – тесно и страшно. Весь мир задохнулся в ненависти, – люди истребляют друг друга, текут реки крови. Вам этого мало? Вы еще не прозрели? Вам нужно, чтобы и здесь, в каждом доме, человек уничтожал человека? Опомнитесь, бросьте оружие, разрушьте границы, раскройте двери и окна жизни… Много земли для хлеба, лугов для стад, горных склонов для виноградников… Неисчерпаемы недра земли, – всем достанет места… Разве не видите, что вы все еще во тьме отжитых веков…»

Извозчика и в этой части города не оказалось. Иван Ильич опять перешел Неву и углубился в кривые улочки Петербургской стороны. Думая, разговаривая вслух, он наконец потерял дорогу и брел наугад по темноватым и пустынным улицам, покуда не вышел на набережную какого-то канала. «Ну и прогулочка!» Иван Ильич, переводя дух, остановился, рассмеялся и взглянул на часы. Было ровно пять. Из-за ближнего угла, скрипя снегом, вынырнул большой открытый автомобиль с потушенными фонарями. На руле сидел офицер в расстегнутой шинели; узкое бритое лицо его было бледно, и глаза, как у сильно пьяного, – остекленевшие. Позади него второй офицер в съехавшей на затылок фуражке – лица его не было видно – обеими руками придерживал длинный рогожный сверток. Третий в автомобиле был штатский, с поднятым воротником пальто и в высокой котиковой шапке. Он привстал и схватил за плечо сидевшего у руля. Автомобиль остановился неподалеку от мостика. Иван Ильич видел, как все трое соскочили на снег, вытащили сверток, проволокли его несколько шагов по снегу, затем с усилием подняли, донесли до середины моста, перевалили через перила и сбросили под мост. Офицеры сейчас же вернулись к машине, штатский же некоторое время, перегнувшись, глядел вниз, затем, отгибая воротник, рысью догнал товарищей. Автомобиль рванулся полным ходом и исчез.

– Фу-ты, пакость какая, – пробормотал Иван Ильич, все эти минуты стоявший, затаив дыхание. Он пошел к мостику, но сколько ни вглядывался с него, – в черной большой полынье под мостом ничего не было видно, только булькала вонючая и теплая вода из сточной трубы.

– Фу-ты, пакость какая, – пробормотал опять Иван Ильич и, морщась, пошел по тротуару вдоль канала. На углу он нашел наконец извозчика, обмерзшего древнего старичка на губастой лошади, и, когда, сев в санки и застегнув мерзлую полость, закрыл глаза, – все тело его загудело от усталости. «Я люблю – вот это истинно, – подумал он, – как бы я ни поступал, если это от любви – это хорошо».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о