Памяти удивительного директора
Дворца культуры посвящается…
Она ни разу не пожалела о том, что из образования пришла в культуру – и осталась в ней раз и навсегда. В годы работы во дворце культуры главная его хозяйка была счастлива, идя на работу каждый день с желанием, и с радостью возвращаясь домой.
Придя впервые во Дворец, она застала его таким: в фойе стоял стол на дубовых ножках под красной скатертью, отсутствие штор на окнах, мебели, потрепанная одежда сцены и 4 специалиста…
Имея уникальные организаторские способности, она решила сделать из неухоженного и забытого для творческой жизни дворца место, в которое с желанием будет приходить зритель. Необходимо было делать каждое мероприятие запоминающимся. А для этого нужны были собственные профессиональные кадры, и Людмиле Альбертовне удалось создать команду единомышленников, которая проработала продолжительно время в неизменном составе, которая буквально «сворачивала горы».
Быть может, в период руководства Масловой Л.А. были написаны самые яркие страницы истории Дворца культуры…Так или иначе, на мою просьбу вспомнить о любимом директоре дружно откликнулись работники Дворца, работавшие с ней в разное время.
Люди различных возрастов, непохожих профессий с искренней теплотой и бережным отношением к памяти удивительной женщины, талантливого руководителя и, по мнению большинства, «второй мамы», делятся сегодня с нами воспоминаниями об уникальной личности – Масловой Людмиле Альбертовне…
Пестова Вера, главный художник: «Только по прошествии времени понимаешь, какой это был сильный и талантливый руководитель. Людмила Альбертовна смогла создать во Дворце такой коллектив, который знала в области, который гремел. Она была живой, деятельной, одержимой идеей. Она двигалась вперед, пока не осуществит свою мечту. Она была очень требовательной к нам, специалистам, и так мы росли профессионально. Каждое мероприятие оттачивалось. «Халтуру» не гнали. Это было здорово! При ней рождались новые творческие идеи, интересные проекты. Она сама горела этим. Поэтому мы все работали с полной отдачей. Масловой Л.А. было важно, чтобы зрителям обязательно нравилось. «Искусство принадлежит народу» – гласит вывеска при входе. Она такой и была, всех зазывала, несла культуры в массы».
Ершов Александр, руководитель эстрадно-духового оркестра: «Дворец был ее местом, Богом отмеченный. Таких людей, как она, просто нет. Человечище огромнейшей души. Она обладала огромным пониманием людей и всячески оказывала огромную поддержку всем коллективам».
Бондарь Гилена, главный бухгалтер: «С ней работалось нелегко, порой сложно, и в то же время интересно. Она давала какой-то энергетический заряд всему коллективу. Когда Маслова Л.А. ставила задачу, всем казалось это невозможно, невыполнимо, но все это воплощалось, и все были довольны результатом. Она работала с такой целью, чтобы мероприятие было «с иголочки». Я однажды была у нее в саду. Какой у нее сад был ухоженный. Когда она умудрялась все это успевать? Продуман дизайн, все цвело. Дорожки, пруд, теплица…Она все делала сама. Она была трудяга. Я была просто в восхищении: как человек может успевать все: и на работе звездой быть, и дома».
Веденина Е.Е., ведущая, руководитель коллектива: «Людмила Альбертовна любила цветы, весь сад был в цветах. Он был ее отдушиной. Она приносила во Дворец декоративные подсолнухи, которые всегда были на вахте».
Иконникова Наталья, режиссер массовых мероприятий: «Первое впечатление от Масловой Л.А. – шикарная женщина. Всегда при ней – прическа, макияж, красивая одежда. У нее были красивые, ажурные платья. Она была яркой женщиной. От Людмилы Альбертовны в тот период мне доставались платья – на сцену, когда я выходила ведущей. Первым было красное платье.
Ходили на субботники в парк – она в первых рядах, с метлой в одной руке, с телефоном – в другой. Без конца говорила по телефону, а мы убирались. То, что она с нами была, уже очень вдохновляло.
Если есть люди от Бога – то это о ней можно так сказать. Для нас, молодых, она была второй мамкой, которая направляла и поддерживала. Главная ее цель была – сплотить коллектив. И ей это удалось. Стремились мы всегда к высотам и достигали, потому что от нее была постоянная поддержка. За каждого из нас готова была глотку порвать».
Андреева Елена, художник: «Людмила Альбертовна любила повеселиться. Был случай, провожали кого-то на пенсию, она встала, речь толкнула: «Ну, теперь работай, чтоб тебя вперед ногами вынесли». Все переглянулись. А она: «Ну, я же в хорошем смысле этого слова, мол, мы тебя не отпускаем». Была твердым руководителем. Если что-то не нравилось, говорила: «Сейчас как саблю выну, и тогда узнаете». Это бывало редко. Но люди слушались. Ей можно было всегда доказать свою правду. Она внимательно выслушивала. Если мы ее в чем-то убеждали, то делали так, как считали нужным».
Чистякова Валентина, заведующая хозяйственным отделом: «Она была справедливой и хваткой женщиной. Пробивная была. Для Дворца – горела душой. Для всех и каждого находила время».
Иванова Ольга, администратор, солистка Дворца: «Поедем за костюмами, она сама все посмотрит: « Меряй, неважно сколько стоит. Давай все берем. Давай парик тебе возьмем… А померяй это… А вот это сердечко….а вот это колечко…Так, чего у вас еще нет, помады? Купим сейчас. Колготок нет? Идем, 2 пары бери».
Смиян Галина, заведующая костюмерной: «Во главе угла была дисциплинированность, и это распространялось на всех. И шло это именно от Масловой Л.А. Боялись и одновременно уважали, потому что она была достойным человеком».
Дубынин Андрей, заместитель директора по хозяйственной части, руководитель народного квартета «Ухари», группы «Суп-фо»: «Работал с Масловой около 20 лет. Она пришла работать во Дворец не в самые лучшие времена, так сказать, на сломе эпох. В 90-е годы во дворцах вообще ничего не было, было старье… Маслова работала в сложное время. Говорю, как хозяйственник. Выдавали все с завода. Если давали зарплату пенопленом, весь Дворец уделывали пенопленом…
Было время, когда совсем перестали проводиться «Уральские зори», зарабатывали деньги только на дискотеках. Начали проводить кафе «Иллюзион». Тогда действовала программа, позволяющая обучать по целевому направлению и возвращать на места. Я сам так приехал, как и Е.Н. Крапачева (в то время главный режиссер). Очень много в тот момент пришло молодежи, она была творческая. Энергия, буквально, «перла», могли делать, что хотели – какие песни писать, какие петь. Спасибо Масловой – не вмешивалась, не наводила цензуру.
Завод всегда очень активно поддерживал. Массовость была очень большая во дворце, много людей ходило. Ей всегда этого хотелось.
Всегда было приятно, что во Дворце культуры директор – красивая женщина. Она была хозяйкой Дворца, очень много внимания уделяла своим нарядам. У нее были все новинки. Всегда был хлебосольный стол, всегда было, что поесть. Она была полна детского задора, в культуре должны такие люди работать. При ней начала выстраиваться схема профессиональная – как это должно быть, но это было модно в то время. У нас была настоящая творческая среда.
Те условия, которые были созданы для нас, позволили не развалиться, а достигнуть определенного серьезного результата. Наша неповторимость в том, что мы играем свою музыку. При Масловой нас не зажимали.
Человека вроде бы и нет, а такое ощущение, что она здесь рядом. Остался от нее свет – в мыслях, в воспоминаниях и сердцах людей. А еще – в самом Дворце, в доме, который она создала на радость людям…
Алла Боброва
Фото любезно предоставлены А.Н. Дубыниным