Детей

Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Речь. Виды и функции речи. Компоненты речевой системы

Приложения семинара:

  • Приложение №1

Семинар «Речь. Виды и функции речи. Компоненты речевой системы»

Т.В.Голубева, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

Т.В. Полуденная, учитель-логопед МАДОУ ДСКН №7 г. Сосновоборска

Цель: систематизация знаний о речи как одной из высших психических функций человека.

Задачи:

актуализировать теоретические знания о видах и функциях речи;

— актуализировать теоретические знания о компонентах речевой системы.

Оборудование: компьютерная презентация (приложение №1).

План проведения семинара

I. Выступление учителей-логопедов «Речь. Виды и функции речи. Компоненты речевой системы».

II. Ответы на вопросы.

Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Речь – это язык в действии.

В психологии различают два основных 

вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком.  Этот вид речи также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, — грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию этого вида речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Кроме того, этот вид речи не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Психологические функции речи: коммуникационная, интеллектуальная, регуляционная, психодинамическая, психотерапевтическая.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.

Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.
Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ее использует, и психикой других людей – в этом выражается ее регуляционная функция.

Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах.

С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Развитие функций речи в дошкольном возрасте

Коммуникативная функция

Одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте,— коммуникативная функция, или функция общения. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи.

Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или чему) эти местоимения относятся.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям
Постепенно ребенок вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность. У старших дошкольников появляется типичная речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала»; «он (волк) напал»; «он (шар) покатился» и т. д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.
Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.

Объяснительную связную речь, которая необходима при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от старшего дошкольника раскрывать смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.

Планирующая функция

На протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты.
Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется эгоцентрической речью. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются высказывания, не просто констатирующие то, что делает ребенок, а предваряющие и направляющие его практическую деятельность. Такие высказывания выражают образную мысль ребенка, опережающую практическое поведение. К старшему дошкольному возрасту, эгоцентрическая речь идет на убыль. Ребенок, если он в это время ни с кем не общается, чаще всего выполняет работу молча.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Это не значит, однако, что его мышление перестает протекать в речевой форме. Эгоцентрическая речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Эгоцентрическая речь является, таким образом, промежуточной ступенью между внешней и внутренней речью ребенка.

Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне его соотношения с развитием других форм. Игра и рисование обеспечивают упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании — знаковый смысл графических построений. Одновременное называние одним словом-наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения: насыщает значение слова знаковым смыслом. Знаковый смысл постигается и в предметной деятельности; сопутствуя продвижениям ребенка в предметной деятельности (ребенок постепенно овладевает функциональным назначением предметов), слово, оставаясь одним и тем же в своем наименовании, меняет свое психологическое содержание.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Слово начинает нести в себе знаковую функцию как своеобразный знак, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

Компоненты речевой системы

Звукопроизносительная сторона речи (звукопроизношение и просодика)

Звукопроизношение — процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Ле?ксика — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Граммати?ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Используемая литература:

  1. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда,-Ростов-на-Дону ;«Феникс», 2011.
  2. Волкова Л.С. Логопедия,М., 2003.

 

1.1 Речь: понятие и виды. Педагогические средства развития культуры речи младших школьников

Педагогические средства развития культуры речи младших школьников

дипломная работа

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям [21, с.12]

Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь.

Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVІII-XIX вв. (Ж.Ж.Руссо, М.В.Ломоносов, В.Г.Белинский, Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.

Вопрос о развитии речи младших классов в современной методической литературе разрешается в разных аспектах о знании языка, словарном запасе и культуре речи. В статьях В.Кустаревой, В.Кирюшина, А. Матвеевой даются методические указания по работе над обогащением словаря учащихся.

Н.Ф.Титова ставит и решает вопросы по воспитанию мышления детей. Для обучения языка нужна осмысленная работа над выражением собственной мысли. Язык так же нуждается в мыслях, как мысли в языке.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Е.М. Катонова (кандидат филологических наук, г. Минска) в своих статьях «Развитие речи: старые и новые взгляды на проблему» указывает, что по отдельности невозможно формировать и развивать языковые, речевые и мыслительные способности человека. В противном случае высокие результаты в развитии речи учащихся достигнуты не будут. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, двухлетний ребёнок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетания и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования (по-видимому, в этом важная роль принадлежит аналогиям). [12, с.20] К шестилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса — в пределах разговорного стиля, разумеется.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

«Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии». В. Сухомлинский.

РЕЧЬ — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь выполняет ряд функций: Обозначения — каждое слово, предположение имеют определенное содержание. Сообщения — передача сведений, знаний, опыта. Выражения — обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т.п. чувств, потребностей, отношений. Воздействия — побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов. Функции речи по-разному проявляются в различных ее видах.

Для психологии представляет интерес, прежде всего, место речи в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь).Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.

Речь внутренняя — различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

а) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:

в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тема, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.).

В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

Устная речь делится на:

Диалогическую речь — это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги — непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.

Монологическую речь — длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.

М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик различают речевую деятельность «по степени произвольности (активная и реактивная), по степени сложности (речь-называние, коммуникативная речь), по степени предварительного планирования (монологическая речь, требующая сложной структурной организации и предварительного планирования и диалогическая речь».

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст — его дошкольный и школьный.

В раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребёнок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих всё усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие речевого развития ребёнка, как уже было отмечено,- это потребность общения или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём-то.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям [18, с.42]

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребёнка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий.

Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью — это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребёнка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объёма и динамичности его знаний. Материал должен быть значимым (общественно значимым или личностно значимым).Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Это также необходимое условие речевого развития учащихся.

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем легче он познаёт сложные связи в природе и в обществе. В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. [16, с.54]

И чтение, и письмо-это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты, столь характерные для младших школьников. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз (Например, в письменной речи чаще используются сложные предложения), в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов — повествования, описания, рассуждения, письма газетной статьи и прочее, знакомятся с их стилистическими различиями.

Следующая область работы школы по развитию речи — это доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех её выразительных возможностей.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Руководство в этой сложной работе — методика развития речи учащихся.

В методической литературе, в учебных программах и других документах для школ, в живом педагогическом общении термин развитие речи имеет минимум три значения. [38, с.18]

Во-первых, развитие речи — это главная, стратегическая цель обучения языку: языку надо учить для того, чтобы развивать речь детей (навыки слушания, говорения, письма и чтения) и на этой основе осуществлять их интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие.

Во-вторых, развитие речи — это ведущий принцип обучения языку и речи, используемые методы и приёмы работы должны активно способствовать формированию и развитию речевых навыков детей и тем самым обеспечивать достижение стратегической цели обучения.

В-третьих, развитие речи — это система работы учителя и учащихся, направленная на формирование и развитие у детей речевых умений и навыков.

Первые два значения достаточно понятны. Ориентация всей работы идёт на формирование и развитие речевых навыков учащихся.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Что касается третьего значения термина, то оно требует конкретизации, уточнения содержания той деятельности, которая квалифицируется как работа по развитию речи.

Для хорошего владения речью необходимо умение использовать языковые явления, а изучение языковой теории поможет детям осмыслить языковые явления и закономерности их использования в практике. Я отмечала, что разъединение работы над языком и речью негативно оказывается на качестве как теоретической, так и практической подготовки школьников. Изучение языковой теории превращается в формальное заучивание учащимися не вполне понятых им правил и формулировок понятий, и не способствует усвоению норм употребления языковых явлений в речи. Изучение языковой теории и работа над речью должны органически соединяться и дополнять друг друга.

Орфографическая работа — это фактически работа над всеми сторонами языка. Она содействует углублению и систематизации знаний во всех областях языка, совершенствует соответствующие языковые умения, помогает понять, как устроен и как работает язык, способствует развитию речевых навыков учащихся, как в устной, так и в письменной форме.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Принцип развития речи лишь декларируется в программах и методических пособиях как ведущий принцип обучения, который должен связывать всю работу по языку и обеспечивать речевое развитие детей. Мы не научились пока по-настоящему воплощать этот принцип в жизнь.

Должна быть предложена эффективная система формирования у детей всех языковых и речевых знаний и умений, которые предусмотрены школьной программой, без которой невозможно развивать навыки речи. Это и будет системой работы по развитию речи учащихся.

Нужно организовать эффективное обучение, в результате которого дети действительно осмыслят изучаемые явления языка, и речи на доступном их возрасту уровне, будут уметь сознательно пользоваться полученными знаниями в своей речевой практике и тем самым совершенствовать свою речь. [6, с.12]

Если мы сумеем организовать изучение языка на основе анализа речи, речевой деятельности, то создадим условия для осмысления учащимися самой речи, содержащей языковые элементы. Это устранит искусственный разрыв между работой над языком и речью.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Какую же речь можно считать хорошей, к чуму следует стремиться учителю и ученику?

Первое требование — требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Например: составление рассказа о случае, событии из собственной жизни: «Смешной случай», «Поездка в театр», «Любимое занятие» или составление рассказа об игрушке.

Второе требование — требование логичности, последовательности, чёткости построения речи, хорошее знание того, о чём школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений. (Например: разговорные пятиминутки)

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этого цели наилучшие языковые средства — такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи — это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов. [16, с.23]

Ясность речи — это её доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое произношение звуков, соблюдение правил орфоэпии — произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно, достаточно громко владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям И выразительность, и ясность речи предполагает её чистоту, то есть избегать лишних слов, грубых просторечных слов и выражений.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной норме. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. [12, с.22]

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:

1) она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;

2) в нём точно передано содержание высказываний;

3) в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникает вопрос: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в котором обобщены существенные признаки явлений.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку. К. Д. Ушинский говорил, что «развивать в детях дар слова — значит почти то же самое, что и развивать в них логичность мышления»

Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.

Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Знания, факты, то есть информация, — материал мышления».

Отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах.

Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его — задача каждого человека.

Речь против языка — SpeechKids

THE GIST

  • Логопед лечит не только шепелявость и заикание

  • SLP лечат все аспекты общения и коммуникативные барьеры, с которыми люди сталкиваются на протяжении всей жизни

    0 лучше как можно раньше проконсультироваться с SLP, если у вас есть вопросы или опасения по поводу общения вашего близкого человека.

Read more…

Why Speech Therapy is about More than Speech 

(excerpted from The Gift of Speech by Gabriele S.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Nicolet, MA, CCC-SLP)

Ранее в книге я сказал, что расскажу о том, почему «логопедия» — не самый точный термин для использования. Я хотел бы рассказать вам, почему, и объяснить некоторые термины, с которыми вы можете столкнуться в путешествии вашего ребенка.

В чем разница между речью и языком?

Первое отличие, о котором вам нужно знать, это то, что вы, возможно, уже заметили в названии должности: речь и язык. Какая разница? Проще говоря, речь — это часть общения, которая выходит из вашего рта (говорящая часть), а язык — это то, что происходит в вашей голове («думающая» часть). Если ребенок видит изображение пушистого существа с хлопчатобумажным хвостиком и большими ушами и говорит «ваббит», это проблемы с речью (в зависимости от возраста ребенка). Если ребенок видит ту же картинку и говорит «чашка», это языковая проблема. Если кто-то просит ребенка принести чашку, а он приносит ложку, это языковая проблема.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Я упрощаю, но вы поняли.

Язык

Давайте разберем их еще больше, потому что оказывается, что язык — это большая тема.

Восприимчивый язык — это способность понимать значения произносимых слов, фраз, предложений и разговоров. Рецептивный язык включает в себя такие вещи, как следование указаниям и знание того, как называются вещи (например, указание на части тела является демонстрацией знания рецептивного языка). Это также включает в себя способность следить за разговором и понимать его. Проблемы с рецептивной речью могут быть связаны с тем, что ребенок не может выучить или понять слова, даже если он хорошо слышит, путает слова или звуки, не может следовать указаниям или не может понять смысл более длинного разговора.

Выразительный язык относится к тому, что мы говорим. Слова, которые мы используем, и то, как мы соединяем их вместе, чтобы сформировать фразы, предложения и разговоры, — это одна часть.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Другая часть выразительного языка включает использование грамматики, такой как времена глаголов, множественное число и притяжательные формы. Другая часть выразительного языка — это то, как мы рассказываем истории (нарративы), которые должны быть организованы и просты для понимания. Проблемы с выразительной речью включают в себя трудности с изучением или запоминанием новых слов, невозможность найти нужные слова так, как они вам нужны, смешение порядка истории, которую вы пытаетесь рассказать, или использование неправильных времен глаголов или грамматических маркеров, таких как множественное число.

Наконец, то, как мы используем то, что понимаем и говорим, для взаимодействия с другими людьми. Это называется прагматическим языком. Возможно, это самый важный (хотя чаще всего игнорируемый) аспект устного общения. Элементы прагматического языка включают в себя типы используемых вами слов в зависимости от того, с кем вы разговариваете; как часто вы говорите или взаимодействуете с другими, как долго вы говорите, когда наступает ваша «очередь», а также как вы поддерживаете и меняете темы в разговоре.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Проблемы с прагматичной речью распространены (хотя и не только) при аутизме и включают в себя такие вещи, как не смотреть на человека, с которым вы разговариваете, слишком много говорить во время вашей «очереди» в разговоре, не задавать вопросы, не отвечать на вопросы. , а также использование речевых паттернов, которые звучат неестественно или «выключено».

У людей могут быть проблемы с одним, двумя или всеми тремя из этих аспектов речи, и задача логопеда — понять, где кроются недостатки и как помочь.

Речь

Внутри «речевого» ведра у нас есть артикуляция (звукообразование), которая относится к тому, как вы произносите определенные звуки. Шепелявость (с произношением «т» вместо «с»), вероятно, является наиболее знакомой проблемой речи и является примером проблемы с артикуляцией, но у детей могут быть гораздо более сложные и сложные проблемы с произношением звуков речи, охватывающие несколько звуков и несколько типов.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям звуков. Еще одна речевая проблема в детском возрасте — это апраксия (также называемая диспраксией или детской речевой апраксией). При апраксии, несмотря на то, что речевые мышцы работают, ребенок не может постоянно координировать движения, необходимые для того, чтобы говорить. Дизартрия, при которой речевые мышцы ослабевают, также может влиять на производство речи. Логопед также оценивает и лечит проблемы с голосом (звучит ли ваш голос «правильно» для вас и здоров ли он?), беглостью (вы заикаетесь?) и разборчивостью (могут ли другие люди понять, что вы говорите?).

Работа логопеда охватывает все аспекты человеческого общения: что мы говорим и понимаем, как и сколько мы говорим, что мы говорим и почему/когда и кому. Лучшее название могло бы быть «терапевт человеческого общения и взаимодействия». Это большая работа!

Copyright 2019 Gabriele S. Nicolet

6-недельный курс «Выращивание орхидей» возвращается!

С 8 июля я и талантливая Джен Драйер снова в деле.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Присоединяйтесь к нам, пока мы помогаем родителям детей с нейроразнообразием изучать инструменты для улучшения отношений со своими детьми и изучать практические стратегии, позволяющие вашему ребенку осваивать новые навыки, понимать сложное поведение, поддерживать независимость и чувство уверенности вашего ребенка, планировать успех вашего ребенка и устранение сложных ситуаций.

Часовые занятия проходят по средам с 20:30 до 21:30 по восточному поясному времени и проходят с 8 июля по 12 августа.

Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы зарегистрироваться и получить шанс облегчить жизнь вам и вашему ребенку.

Если у вас есть вопросы, обращайтесь по адресу [email protected]

ВидеоГабриэле Николе логопедия, Габриэле Николе, Речевые дети, Выбор, выбор родителей, Разговор с малышом, Речевые дети, истерики, пройти через это, инструкции, дети с речью, Разговор с малышом, логопедия, развитие ребенка, беспорядочная игра, Игра с малышом, Жизнь малышей , Toddlerfun, #speechtherapy, #speechkids, #toddlertalk, #speechpathology, #SLP, #логопед, #slpeeps, #earlyintervention, #autismmom, #Toddlerantrums, #Playmatters, #Momlife, #Toddlerdevelopment, #Developingthewholechild, #Toddleractivities, #messyplay , #Toddlerplay, #Toddlermomlife, #Toddlerfun, #positiveparenting, #parentingComment

0 лайков

Вехи развития речи и языка

Как развиваются речь и язык?

Первые 3 года жизни, когда развивается и созревает мозг, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Эти навыки лучше всего развиваются в мире, богатом звуками, образами и постоянным воздействием речи и языка других людей.

По-видимому, существуют критические периоды для развития речи и языка у младенцев и детей младшего возраста, когда мозг лучше всего способен усваивать язык. Если эти критические периоды пройдут без контакта с языком, его будет труднее выучить.

Каковы основные этапы развития речи и языка?

Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что крик принесет пищу, утешение и общение. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в своем окружении, такие как голос матери или основного опекуна. По мере взросления младенцы начинают различать звуки речи, из которых состоят слова их языка. К 6 месяцам большинство детей узнают основные звуки своего родного языка.

Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Контрольный список основных этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет приведен ниже.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Эти вехи помогают врачам и другим специалистам в области здравоохранения определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь. Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а иногда — нарушением речи или языка.

В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?

У детей, которым трудно понять, что говорят другие (рецептивная речь) или поделиться своими мыслями (экспрессивная речь), может быть нарушение речи. Нарушение развития речи (DLD) – это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с DLD не могут начать говорить до третьего или четвертого года жизни.

У детей, у которых есть проблемы с произношением звуков речи, которые колеблются или заикаются во время разговора, может быть нарушение речи. Апраксия речи — это расстройство речи, которое затрудняет объединение звуков и слогов в правильном порядке для образования слов.

Что делать, если у моего ребенка наблюдается задержка речи или языка?

Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь к врачу вашего ребенка.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Ваш врач может направить вас к логопеду, который является медицинским работником, обученным оценивать и лечить людей с нарушениями речи или языка. Логопед расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, потому что проблемы со слухом могут повлиять на развитие речи и языка. В зависимости от результатов обследования логопед может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие вашего ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование у аудиолога (медицинского работника, обученного выявлению и измерению потери слуха) или психолога, занимающегося вопросами развития (медицинского работника, имеющего специальные знания в области психологического развития младенцев и детей). .

Какие исследования проводятся в области развития речи и языковых проблем?

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, чтобы лучше понять развитие речевых и языковых расстройств, улучшить диагностические возможности и разработать более эффективные методы лечения.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование, в котором приняли участие примерно 4000 детей, собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых нарушений, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов. Дополнительные генетические исследования направлены на поиск совпадений между различными генетическими вариациями и конкретными нарушениями речи.

Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, который, в частности, связан с нарушением развития речи (DLD), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в школьные годы. Это открытие впервые связывает наличие отдельной генетической мутации с любым видом наследственного нарушения речи. Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант может также играть в дислексии, аутизме и нарушениях речи и звука.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивает» себя, чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследования показали, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» — способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, — и того, как это можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют здоровому языку и развитию речи в раннем детстве.

На недавнем семинаре, созванном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения проблем, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, у которых к 5 годам отсутствует функциональная вербальная речь. Поскольку эти дети очень отличаются друг от друга , без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям Семинар включал в себя серию презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы решить в будущих исследованиях.

Что такое голос, речь и язык?

Голос, речь и язык — это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.

Голос — это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми связками в гортани, заставляя их вибрировать.

Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для производства узнаваемых звуков, составляющих язык.

Язык — это набор общих правил, которые позволяют людям осмысленно выражать свои идеи. Язык может выражаться устно или посредством письма, жестов или других жестов, таких как моргание глаз или движения рта.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Контрольный список слуха и коммуникативного развития вашего ребенка

От рождения до 3 месяцев

Реакция на громкие звуки

ДА НЕТ

Успокаивается или улыбается при разговоре

ДА НЕТ

Распознает ваш голос и успокаивается, если вы плачете

ДА НЕТ

При кормлении начинает или прекращает сосать в ответ на звук

ДА НЕТ

Воркует и издает приятные звуки

ДА НЕТ

Имеет особый способ плакать для различных нужд

ДА НЕТ

Улыбается, когда видит вас

ДА НЕТ

От 4 до 6 месяцев

Следит глазами за звуками

ДА НЕТ

Реагирует на изменение тона вашего голоса

ДА НЕТ

Замечает игрушки, которые издают звуки

ДА НЕТ

Обращает внимание на музыку

ДА НЕТ

Лепечет, как речь, и использует множество различных звуков, включая звуки, начинающиеся с п, б и м

ДА НЕТ

Смеется

ДА НЕТ

Болтует, когда возбужден или недоволен

ДА НЕТ

Издает булькающие звуки, когда один или играет с вами

ДА НЕТ

От 7 месяцев до 1 года

Любит играть в прятки и лепешки

ДА НЕТ

Поворачивается и смотрит в сторону звуков

ДА НЕТ

Слушает, когда к нему обращаются

ДА НЕТ

Понимает слова, обозначающие обычные предметы, такие как «чашка», «обувь» или «сок».Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

ДА НЕТ

Отвечает на запросы («Иди сюда»)

ДА НЕТ

Болтовня с использованием долгих и коротких групп звуков («тата, упуп, бибиби»)

ДА НЕТ

Болтовня для привлечения и удержания внимания

ДА НЕТ

Общается с помощью жестов, таких как махание руками или поднятие рук

ДА НЕТ

Имитирует различные звуки речи

ДА НЕТ

Имеет одно или два слова («Привет», «собака», «Папа» или «Мама») к первому дню рождения

ДА НЕТ

1-2 года

Знает несколько частей тела и может указать на них, когда спросят

ДА НЕТ

Выполняет простые команды («Катить мяч») и понимает простые вопросы («Где твоя обувь?»)

ДА НЕТ

Любит простые истории, песни и стишки

ДА НЕТ

Указывает на картинки в книгах, если они названы

ДА НЕТ

Регулярно усваивает новые слова

ДА НЕТ

Использует вопросы из одного или двух слов («Где котенок?» или «Пока-пока?»)

ДА НЕТ

Соединяет два слова («Еще cookie»)

ДА НЕТ

Использует много разных согласных звуков в начале слов

ДА НЕТ

От 2 до 3 лет

Говорит почти обо всем

ДА НЕТ

Использует фразы из двух или трех слов, чтобы говорить о вещах и спрашивать о них

ДА НЕТ

Использует звуки k, g, f, t, d и n

ДА НЕТ

Говорит так, чтобы его понимали члены семьи и друзья

ДА НЕТ

Называет предметы, чтобы спросить о них или обратить на них внимание

ДА НЕТ

От 3 до 4 лет

Слышит вас, когда вы звоните из другой комнаты

ДА НЕТ

Слышит телевизор или радио на том же уровне звука, что и другие члены семьи

ДА НЕТ

Ответы на простые вопросы «Кто?» «Какая?» «Где?» и почему?» вопросы

ДА НЕТ

Рассказывает о занятиях в детском саду, дошкольном учреждении или домах друзей

ДА НЕТ

Использует предложения из четырех и более слов

ДА НЕТ

Говорит легко, без повторения слогов или слов

ДА НЕТ

4-5 лет

Внимательно изучает рассказ и отвечает на простые вопросы по нему

ДА НЕТ

Слышит и понимает большую часть того, что говорят дома и в школе

ДА НЕТ

Использует предложения, содержащие много подробностей

ДА НЕТ

Рассказывает истории по теме

ДА НЕТ

Легко общается с другими детьми и взрослыми

ДА НЕТ

Правильно произносит большинство звуков, за исключением некоторых (л, с, р, в, з, ч, ш и ч)

ДА НЕТ

Использует рифмующиеся слова

ДА НЕТ

Называет некоторые буквы и цифры

ДА НЕТ

Использует грамматику для взрослых

ДА НЕТ

Этот контрольный список основан на вопросе Как ваш ребенок слышит и говорит ?, любезно предоставленном Американской ассоциацией по изучению речи, языка и слуха.Определение речь это для детей: Что такое речь? Рассказ детям

Leave a Reply