Методики обучения чтению детей дошкольного возраста: Отечественные методики обучения чтению
Самые популярные методики обучения чтению
Журнал «Счастливые родители» попросил главного методиста сети «Бэби-клуб» рассказать про преимущества и недостатки популярных методик обучения чтению. Светлана Кузнецова с радостью поделилась с читателями информацией.Слово за слово
«Многие педагоги отмечают, что навык чтения нужен современному ребенку с самых первых дней в школе. Чтобы выполнять задания по другим предметам, например. Иначе вам придется сильно помогать. В любом случае, на освоение азбуки у всех детей уходит разное время, а учитель ждать не может. К тому же, если ребенок будет осваивать чтение в школе, это будет для него дополнительной нагрузкой. Знания по другим предметам ему будет сложнее усваивать, потому что энергии и концентрации от него потребуется больше. Уверенности в себе и мотивации учиться это вряд ли добавит.
Умение читать понадобится и для того, чтобы готовить мини-презентации и устные доклады, а их сейчас просят делать в первом классе. Читающий ребенок найдет информацию быстро, и только подогреет свой интерес. Это важный плюс. Но навык должен быть отработан действительно хорошо. После того как первые успехи сделаны, нужно время, чтобы научиться понимать смысл прочитанного. Добиться такого эффекта проще всего в спокойной домашней обстановке.
Когда научить ребенка читать, мама решает сама. Если ждать до школы не хотите, предстоит определиться с методикой. А их сейчас много и у каждой есть как достоинства, так и недостатки.
Карточки
Самый популярный наглядный метод — карточки Домана. На первый взгляд кажется, что этот способ наиболее простой. Примерно с 4-6 месяцев мама начинает показывать малышу на несколько секунд карточки. На них печатными буквами написаны слова, которые она произносит их вслух. Зрительная память у ребенка развита хорошо, поэтому он достаточно быстро схватывает связь между тем, что он слышит, и тем, что видит. А в какой-то момент начинает понимать, что написано на карточках.
С возрастом количество слов и букв в словах увеличивается. Для ребенка это не проблема, а вот мама может сломаться. Карточек приходится готовить не просто много, а безумно много. Но главный минус в другом: ребенок при таком подходе механически запоминает слова, как робот. Никакого интерактива ведь не предполагается. Игровая составляющая отсутствует. И потом, малыш привыкает к начальным формам: к именительному падежу, к инфинитивам. Когда он сталкивается с реальными текстами, то знакомые слова либо не узнает совсем, либо читает их с ошибкой, потому что окончания другие.
Звуки
Звуко-буквенные методики — это классика жанра. По ним малышей сейчас учат читать в большинстве государственных детских садов и школ. Обычно все начинается с букваря Жуковой. В первую очередь детей знакомят с графическим образом букв. Потом объясняют, как они называются («бэ», «ша», «эф») и какие звуки могут обозначать. На этом этапе процесс нередко замедляется, потому что возникает путаница. Понять, что буква «эр» на самом деле читается как «р», тоже нужно время.
Дальше звуки учат сливать воедино. Это — «а», это — «м», вместе «а-м», а если наоборот, получится «м-а». Ребенок читает буквы, глядя на доску или в букварь. Много раз тренируется произносить разные сочетания звуков, в том числе абстрактные, несуществующие в русском языке. Затем из букв малыш учится составлять слоги, потом слова и плавно переходит к чтению словосочетаний, коротких предложений и текстов.
Творчества в этом процессе мало. Дети часто скучают на занятиях, потому что на буквы они только смотрят. Поиграть с ними возможности нет. Кроме того, такое поэтапное и «медленное» обучение отнимает много времени и энергии. Хотя некоторым ребятам звуко-буквенная методика подходит, потому что каждому ребенку свое.
Склады
В советской школе мы осваивали чтение по слогам, а сегодня им на смену приходят склады. И эта альтернатива завоевывает все больше поклонников. Склад – это единица чтения, которая состоит из одной буквы или из сочетания двух букв. При таком подходе заучивать названия букв ребенка не просят. Эти знания ему при обучении чтению не нужны. Они потребуются позже, и их он спокойно получит в школе. А пока малышам просто говорят: «У каждой буквы есть звук. У этой буквы звук «м».
Ребенку не нужно запоминать, как читаются две рядом стоящие буквы, потому что он запоминает целый склад как картинку. Благодаря этому обучение идет быстрее.
Есть и другой плюс. Чтобы прочитать слово, ребенок должен сначала чисто визуально разложить его на части. А разбивать на склады проще, чем на слоги. Например, ребенок сразу видит, что «ко-ш-ка» распадается на три склада, потому что их все по отдельности он видел на кубиках. Со слогами и правилами переноса он обязательно познакомиться, но уже в школе. Для обучения чтению ему эта информация не нужна.
Самые известные складовые методики на сегодняшний день это кубики Зайцева и кубики Чаплыгина. Они разные, но при этом у них много общего. Методика Зайцева самая популярная. В комплект входят кубики, на каждой грани которых написаны склады, и специальные таблицы для тренировки, тоже со складами.
Начинать играть с такими кубиками малыш может хоть с года. Они ведь непростые. Кубики различаются по размеру, цвету и звучанию. Благодаря двум разным наполнителям коричневые издают глухие звуки, серые – звонкие (на самом деле так иллюстрируется разница между глухими и звонкими согласными). Кубиками можно играть: греметь ими или использовать как конструктор, чтобы построить любой объект от башни до океана. Это главное их преимущество. Ребенок запоминает склады во время игры: он построил поезд, мама прочитала склад на каждом вагончике, а он за ней все повторил.
Но чтобы начать читать по методике Зайцева, ребенок должен запомнить очень много складов. Чисто визуально, как картинки. Например, ему нужно будет запомнить по отдельности все сочетания согласных с буквой «а» («ба», «ва», «га» и так далее), потом с «о» и остальными гласными. Это большая нагрузка на память, поэтому, если был перерыв в занятиях, многие дети что-то забывают и приходится учить склады по кубикам заново.
Методика Чаплыгина устроена иначе. Во-первых, кубиков тут меньше, на каждом написана только одна буква и они соединяются между собой с помощью магнитов. Во-вторых, ребенок точно так же учит склады, как в методике Зайцева, но при этом на каждом занятии ему показывают, что «ма» легко поменять на «па», «са», «ха». Причем ребенок может провернуть этот фокус собственными руками, заменяя один кубик на другой. Так он быстрее улавливает закономерность и понимает сам принцип образования складов. И забыть его он уже не сможет.
Делу время
Когда начинать, вопрос хороший. Буквам ребенка можно обучить в год, а чтобы научиться читать склады, лучше подождать до 3,5-4 лет. Тогда уже можно сформировать и мотивацию. Любой навык, если он оказывается невостребованным, быстро забывается. Четырехлетку заинтересовать уже получится. Он может читать вывески, названия мультфильмов, надписи на продуктах, чтобы отличить молоко от кефира в магазине. Тогда будет интерес.
Еще важна готовность к обучению чтению. Считается, что, если малыш способен на слух вычленить первый звук в слове, он созрел.
Самое оптимальное время для занятий – с 10 до 11 часов утра. В этот час наш мозг работает наиболее активно, поэтому способен усвоить максимальный объем информации. Занятия должны быть регулярными, идеальный график – 3-4 раза в неделю. Внезапные всплески интереса к чтению у ребенка или у родителей не приведут к должному результату.
Лайфхаки
- Материал важно закреплять. Если на первом занятии вы знакомитесь с новой буквой или складом, то на втором уроке вы с ними играете. Чем больше предложите вариантов, тем лучше. Буквы можно лепить из теста, выписывать палкой на песке, прорисовывать пальцем на подносе с разноцветными конфетками, вылавливать ложкой из тазика с водой.
- Когда все буквы будут освоены, стоит попробовать карточки с отдельными словами. Многим малышам они нравятся. Шрифт должен быть крупным, иллюстрация – понятной.
- Будет хорошо, если первая книга, кроме крупного текста, будет содержать многократно повторяющиеся кусочки текста, как в сказке про Колобка. Многократно прочитывая один и тот же отрывок, малыш начинает многие слова узнавать, и это очень облегчает чтение.
- Не заставляйте ребенка читать насильно. Пусть он добывает информацию разными способами. Можно смотреть видеоконтент в интернете, слушать аудиосказки и иногда читать книжки.
- Читайте сами на виду у малыша. Не книги, так журналы или статьи в интернете. Ребенок будет видеть, что навык чтения доставляет вам удовольствие. В возрасте с 4 до 7 лет дети склонны копировать поведение и привычки родителей, поэтому ловите момент. В противном случае малыш вряд ли пристрастится к чтению. Просто этот вид деятельности будет ему чужд.
- Даже когда ребенок научится читать, не переставайте читать ему вслух сами. Эта традиция очень сближает с родителями и на всю жизнь оставляет теплые воспоминания. Став взрослым, такой ребенок, скорее всего, воскресит традицию, чтобы воссоздать приятные ощущения внутри себя.
______________________________________________________________________________________________________________
- В дошкольном возрасте освоение азбуки не воспринимается как учеба. Ребенок просто играет в буквы, слоги или склады, но так информация усваивается легче.
- Многочисленные исследования показывают, что заучивать с детьми названия букв не стоит. Лучше сразу преподносить только одни звуки. Тогда не будет путаницы, которая сильно тормозит обучение.Нарисуйте на ногте указательного пальца рожицу или крохотную букашку. Вы будете водить пальцем под словами, которые читаете, а малыш станет с интересом следить за вашим паучком, невольно знакомясь с сутью самого процесса.
- Нарисуйте на ногте указательного пальца рожицу или крохотную букашку. Вы будете водить пальцем под словами, которые читаете, а малыш станет с интересом следить за вашим паучком, невольно знакомясь с сутью самого процесса.
_______________________________________________________________________________________________________________
Источник: журнал «Счастливые родители» (октябрь 2019 г)
Как легко научить ребенка 4-6 лет читать — лучшие методики и упражнения
Как понять, что пора
На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:
«Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Да, научат. Но помните: первый год в школе — самый насыщенный за все 11 лет обучения. За какие-то 4–5 месяцев в 1 классе ребенок проходит азбуку «от» и «до», учится читать, писать, а в остальное время изучает основы русского языка. Поэтому будет здорово, если до школы у него будет навык чтения.
Это снизит нагрузку на ребенка.«Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию. Вместо этого можно начать развивать интерес к чтению через яркие и увлекательные книги. Хорошим вариантом также будут игры, в которых задействованы буквы.
Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.
Пора учиться читать, если…
Если речевое развитие дошкольника протекает без грубых нарушений. Разберемся, какие критерии помогут узнать, готов ли ребенок учиться чтению:
Понимание обращенной речи.
Словарный запас. Чем больше слов знает ребенок, тем лучше он поймет прочитанное. Это также поможет ему общаться со взрослыми и другими детьми.
Грамматику. Навык правильно строить предложения, подбирать и изменять слова важен для детей, которые учатся читать.
Произношение. Чтобы обучение шло эффективно, ребенок должен знать, как произносить слова без грубых ошибок.
Помните: в дошкольном возрасте у ребенка могут быть мелкие недочеты в грамматике и произношении — это нормально. Со временем эти нарушения исправятся, и считать их помехой чтению не стоит. Но если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Как облегчить обучение чтению для дошкольника
Больше хвалить и никогда не ругать
Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, соединять звуки, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.
Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет будущего ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.
Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.
Заниматься понемногу, но регулярно
Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.
А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.
Читать книги вслух
В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.
Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.
Мнение эксперта
По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.
Обсуждать прочитанное
Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли будущему ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.
Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:
Кто тебе понравился из героев?
Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?
Что бы ты сделал на месте героя?
Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?
Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
Что больше всего запомнилось из прочитанного?
Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?
Идти от простого к сложному
От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под будущего ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.
Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.
Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.
Важно подбирать вопросы индивидуально, исходя из возраста ребенка. С детьми помладше обсуждайте всё совместно, задавайте простые вопросы, направляйте их внимание на некоторые факты. Сложность вопросов должна расти пропорционально возрасту ребенка. Чем он старше, тем труднее должны быть задачи, а вопросы уже могут затрагивать «рефлексию» своих чувств и опыта.
Методики обучения дошкольников чтению
Складовое чтение
Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.
Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.
Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-дъ-ём).
Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.
Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.
Слоговое чтение
Эту методику, по некоторым данным, разработали еще римляне. Позже Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед, создала на ее основе букварь. В нем она выстроила свою систему, в которой последовательно звуки и буквы вводятся в речь.
Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.
На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — прописи, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.
Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения
Эта методика зародилась в СССР и до сих пор считается основной в школах и детских садах России. Разработала ее советская учительница и методистка по русскому языку Воскресенская Александра Ильинична.
Как и Н.С. Жукова, Воскресенская предложила свой порядок, по которому дети должны изучать буквы и звуки. Принцип такой последовательности был в том, чтобы ребенок сначала выучил буквы, которые можно сложить в простые слоги, и далее двигался вперед по уровню сложности. В итоге дети изучают слоги в таком порядке:
Слоги из двух букв (включая одну согласную): ам, ма, ра и т. д. и простых слова из них: ра-ма, ма-ша, Па-ша и т.д.
Слоги из трех букв с гласной в центре: мак, лат и т.д.
Сочетание первых двух этапов в слова: са-лат, зем-ля и т.д.
Слова из трех слогов и шести букв: аз-бу-ка, ве-се-ло и т.д.
Слова из двух слогов и шести букв: воп-рос, чай-ник и т.д.
Слова со стечением гласных в начале и в конце слова: стул, март и т.д.
Так дети одновременно готовятся к более сложным слогам на каждом этапе и закрепляют то, что изучили ранее.
Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Упражнения для обучения чтению
Обучение чтению, как правило, проходит в несколько этапов. Сначала ребенок слушает звук, зрительно запоминает буквы. Помочь в этом помогут разные игры, где нужно искать буквы, придумывать слова и т.д. Когда этот этап позади, можно переходить к слогам и играм на их проработку. И только после этого можно будет приступать к словам, а далее — к предложениям и текстам.
Упражнения на запоминание букв
Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.
Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.
Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.
Упражнения на гласные и согласные
Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.
Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.
Упражнения на составление слов
Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.
Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.
Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.
Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
9 веселых и простых советов
При обилии информации может показаться, что нет четкого ответа на вопрос, как научить ребенка читать. Как занятой родитель, у вас может не быть времени, чтобы разобраться во всех противоречивых мнениях.
Вот почему мы здесь, чтобы помочь! Когда дело доходит до обучения детей чтению, есть несколько ключевых элементов, поэтому мы собрали девять эффективных советов, которые помогут вам улучшить навыки чтения и уверенность вашего ребенка.
Эти простые советы соответствуют вашему образу жизни и помогают развить базовые навыки чтения, развлекаясь!
Советы по обучению ребенка чтению
1) Сосредоточьтесь на звучании букв, а не на их названиях
Раньше мы учили, что «б» означает «мяч». Но когда вы произносите слово мяч, оно звучит иначе, чем буква Б сама по себе. Это может быть странной концепцией для маленького ребенка!
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на названиях букв, мы рекомендуем учить их звукам, связанным с каждой буквой алфавита. Например, вы могли бы объяснить, что B издает звук /b/ (произносится точно так же, как если бы вы произносили слово мяч вслух).
Установив прочную связь между несколькими буквами и их звуками, дети могут начать произносить короткие слова. Зная звуки для B, T и A, ребенок может произносить звуки как bat, так и tab.
По мере того, как количество связей между буквами и звуками растет, растет и количество слов, которые ваш ребенок может произносить!
Значит ли это, что если ваш ребенок уже начал учиться, сопоставляя формальные названия букв алфавита со словами, он не научится сопоставлять звуки и буквы или не научится читать? Конечно нет!
Мы просто рекомендуем этот процесс как метод обучения, который может помочь некоторым детям перейти от звуков букв к словам.
2) Начните с прописных букв
Практика написания букв намного проще, когда все они выглядят уникальными! Вот почему мы учим заглавным буквам детей, которые еще не ходят в школу.
Несмотря на то, что строчные буквы являются наиболее распространенным форматом для букв (если вы откроете книгу на любой странице, большинство букв будут строчными), прописные буквы легче отличить друг от друга и, следовательно, их легче идентифицировать.
Подумайте об этом — «b» и «d» ужасно похожи! А вот «В» и «Г» отличить гораздо проще. Таким образом, начав с заглавных букв, ваш ребенок усвоит основы распознавания букв, а затем и чтения.
Чтобы помочь вашему ребенку выучить прописные буквы, мы считаем, что особенно полезно задействовать его чувство физического осязания. Если вы хотите попробовать это, вы можете подумать о покупке текстурированной бумаги, такой как наждачная бумага, и вырезать формы заглавных букв.
Попросите ребенка сложить руки за спину, а затем вложить в них письмо. Они могут использовать свое осязание, чтобы угадать, какую букву они держат! Вы можете играть в ту же игру с магнитными буквами.
3) Incorporate Phonics
Исследования показали, что дети, хорошо знакомые со фонетикой (взаимоотношения между звуками и символами), как правило, в долгосрочной перспективе лучше читают.
Фонетический подход к чтению показывает ребенку, как идти буква за буквой — звук за звуком — смешивая звуки по ходу чтения, чтобы читать слова, которые ребенок (или взрослый) еще не запомнил.
Как только дети разовьют уровень автоматизации, они смогут произносить слова почти мгновенно, и им нужно будет только использовать декодирование более длинных слов. Акустике лучше всего обучать явно, последовательно и систематически — это метод, который использует ГОМЕР.
Если вам нужна помощь в изучении фонетики вашего ребенка, наше приложение HOMER Learn & Grow может быть именно тем, что вам нужно! Благодаря проверенному способу чтения для вашего ребенка HOMER превращает обучение в увлекательное занятие!
4) Баланс фонетики и зрения
Знаковые слова также являются важной частью обучения вашего ребенка чтению. Это общеупотребительные слова, которые обычно пишутся не так, как звучат, и не поддаются расшифровке (озвучиванию).
Поскольку мы не хотим сводить на нет работу, проделанную вашим ребенком для изучения фонетики, необходимо запоминать зрительные слова. Но имейте в виду, что изучение слов для зрения может быть сложной задачей для многих маленьких детей.
Итак, если вы хотите дать ребенку хорошее начало пути к чтению, лучше посвятить большую часть своего времени развитию и закреплению информации и навыков, необходимых для произношения слов.
5) Много говорить
Несмотря на то, что речь обычно считается навыком, связанным только с речью, это не так. Ваш ребенок как губка. Они все время впитывают все, включая слова, которые вы говорите (и те, которые вы хотели бы, чтобы они не слышали)!
Частое общение с ребенком и использование его навыков слушания и рассказывания историй может увеличить его словарный запас.
Это также может помочь им строить предложения, знакомиться с новыми словами и тем, как они используются, а также учиться использовать контекстные подсказки, когда кто-то говорит о чем-то, о чем он, возможно, мало что знает.
Все эти навыки чрезвычайно полезны для вашего ребенка в его путешествии по чтению, а общение дает вам возможность делиться и создавать моменты, которые вы будете ценить навсегда!
6) Keep It Light
Чтение — это развлечение и исследование мира (реального и воображаемого) с помощью текста, изображений и иллюстраций. Когда дело доходит до чтения, вашему ребенку лучше быть расслабленным и сосредоточенным на том, что он изучает, чем втискиваться в стрессовую сессию после долгого дня.
Мы прошли примерно половину списка и хотим мягко напомнить, что ваш ребенок не должен чувствовать никакого давления, когда дело доходит до чтения — и вы тоже!
Хотя согласованность всегда полезна, мы рекомендуем сосредоточиться на качестве, а не на количестве. Пятнадцать минут могут звучать как короткий промежуток времени, но исследования показали, что 15 минут в день пути чтения ГОМЕРА могут увеличить ранние баллы по чтению на 74%!
Также может потребоваться некоторое время, чтобы выяснить, что именно будет поддерживать интерес и участие вашего ребенка в учебе. Все нормально! Если это не весело, беззаботно и не доставляет удовольствия вам и вашему ребенку, отбросьте это и попробуйте что-то новое.
7) Практикуйтесь в совместном чтении
Пока вы читаете вместе с ребенком, подумайте о том, чтобы попросить его время от времени повторять вам слова или предложения, пока вы следите за ними пальцем.
Нет необходимости полностью останавливать чтение, если ваш ребенок не может произнести определенное слово. Обнадеживающих напоминаний о том, что это слово означает или как оно произносится, предостаточно!
Другой вариант — разделить время чтения вслух с ребенком. Для начинающих читателей вы можете прочитать одну строку, а затем попросить их прочитать следующую. Для детей старшего возраста полезно читать одну страницу и позволять им читать следующую страницу.
Это поможет вашему ребенку почувствовать себя способным и уверенным в себе, что важно для поощрения его к хорошему и постоянному чтению!
Эта техника также знакомит вашего ребенка с естественным процессом чтения. Пока они смотрят на картинки и с удовольствием слушают историю, они начинают сосредотачиваться на словах, которые читают, и больше интересуются книгой, лежащей перед ними.
Перечитывание книг также может быть полезным. Это позволяет детям глубже понимать слова в тексте, превращать знакомые слова в «известные» слова, которые затем включаются в их словарный запас и формируют связь с рассказом.
Настоятельно рекомендуем перечитать!
8) Играйте в игры со словами
Привлечение вашего ребенка к чтению не обязательно должно касаться только книг. Игры со словами могут быть отличным способом задействовать навыки вашего ребенка, не читая всю историю сразу.
Для одной из наших любимых игр в чтение требуется только стопка стикеров и свернутый носок. Для этого упражнения напишите слова, которые видит ваш ребенок, или слова, которые ваш ребенок может произнести, на отдельных стикерах Post-It. Затем прикрепите записки к стене.
Затем ваш ребенок может встать перед стикерами со свернутым носком в руках. Вы произносите одно из слов, и ваш ребенок бросает мячик в совпадающую записку!
9) Чтение с использованием нетрадиционных материалов
Точно так же, как словесные игры могут помочь вашему ребенку научиться читать, так же можно поощрять вашего ребенка читать без использования книг!
Если вы заинтересованы в этом, рассмотрите возможность использования PlayDoh, глины, краски или безопасного для помещений песка, чтобы формировать буквы или слова.
Другой вариант — наполнить большой горшок магнитными буквами. Начинающим ученикам предложите вытащить букву из горшка и попытаться назвать звук, который она издает. Для учащихся постарше посмотрите, смогут ли они назвать слово, начинающееся с одного и того же звука, или возьмите набор букв, которые вместе составляют слово.
По мере того, как ваш ребенок становится более опытным, вы можете масштабировать эти занятия, чтобы сделать их немного более сложными. И не забывайте получать от этого удовольствие!
Чтение приходит со временем и практикой
В целом, мы хотим оставить вас с этим: нет однозначного ответа на вопрос, как научить ребенка читать. То, что подходит ребенку вашего соседа, может не подойти вашему — и это совершенно нормально!
Терпение, занятия понемногу каждый день и уделение особого внимания занятиям, которые позволят вашему ребенку получать удовольствие от чтения, — это то, что мы поощряем больше всего. Чтение — это развлечение, исследование и обучение!
И если вам когда-нибудь понадобится поддержка, мы здесь для вас! В HOMER мы ваш партнер по обучению. Начните путешествие вашего ребенка с уверенностью в чтении с помощью нашей индивидуальной программы, а также советов экспертов и учебных ресурсов.
Автор
3 Методы обучения детей чтению
Обучение чтению — одна из самых важных вещей, которую ребенок должен делать до 10 лет. Это связано с тем, что все, от расширения словарного запаса до успеваемости по всем основным предметам в школе, связано с чтением способность. Фонический метод учит детей соединять звуки с буквами и смешивать их вместе, чтобы овладеть навыком декодирования.
Целостный подход учит детей читать с листа и опирается на запоминание посредством многократного воздействия письменной формы слова в сочетании с изображением и звуком. Целью метода языкового опыта является научить детей читать слова, которые имеют для них значение. Затем словарный запас можно комбинировать для создания историй, которые связаны с ребенком. Тем не менее, хотя существуют различные подходы к обучению чтению, некоторые из них работают лучше, чем другие, для детей, которые борются с трудностями в обучении.
Самый распространенный вид дислексии, фонологическая дислексия, приводит к тому, что люди плохо слышат звуки, из которых состоят слова. Это затрудняет для них произношение слов при чтении и правильное написание. Таким образом, учащиеся с дислексией могут извлечь пользу из метода, который обучает чтению целиком и не акцентирует внимание на процессе декодирования.
Orton Gillingham — мультисенсорный подход, особенно эффективный для детей с дислексией. Он сочетает в себе визуальное, слуховое, кинестетическое и тактильное обучение для обучения фонетике английского языка, позволяя детям двигаться в темпе, который подходит им и их способностям.
Никакие два ученика не научатся читать одинаково, поэтому очень важно оставаться гибким в своем подходе. Может быть полезно комбинировать методы, обучать стратегиям и обеспечивать подходящие условия в классе, особенно для учащихся, у которых есть определенные различия в обучении. Помните, что мотивация имеет ключевое значение, и постарайтесь проявить терпение, чтобы избежать появления каких-либо негативных ассоциаций со школой и обучением.
Узнайте больше о мотивации детей к чтению, различных видах дислексии, выявлении дислексии, подходе Ортона-Гиллингема к чтению и стратегиях помощи детям с дислексией в этих постах.
Начальные навыки чтения
Дети начинают приобретать навыки, необходимые для овладения навыками чтения, с самого рождения. Фактически, младенец в возрасте шести месяцев уже может различать звуки своего родного языка и иностранного языка, а к 2 годам освоил достаточно родных фонем, чтобы регулярно произносить более 50 слов. В возрасте 2-3 лет многие дети учатся распознавать несколько букв.
Им может нравиться петь песенку с алфавитом и рассказывать детские стишки, что помогает им лучше понимать различные звуки, из которых состоят английские слова. По мере развития мелкой моторики улучшается и способность писать, рисовать и копировать фигуры, которые в конечном итоге можно комбинировать в буквы.
Существует множество способов, которыми родители могут поощрять развитие навыков грамотности у детей, включая указание букв, предоставление широких возможностей для языковых игр и привитие интереса к книгам. Может быть полезно расспросить ребенка о том, как прошел его день, и рассказать о распорядке дня, чтобы помочь в развитии навыков повествования.
Как можно чаще посещайте местную библиотеку и книжный магазин. Чем больше дети читают вместе с родителями, учителями и воспитателями, тем больше книги становятся для них привычным и любимым занятием. Маленьких детей следует поощрять к участию в чтении, определяя картинки, которые они узнают, и переворачивая страницы.
Узнайте больше о развитии навыков начальной грамотности.
1. Фонический метод
Наименьшая часть слова, несущая смысл, — это фонема. В то время как мы обычно думаем о буквах как о строительных блоках языка, фонемы являются основными единицами разговорной речи. В алфавитном языке, таком как английский, звуки переводятся в буквы и комбинации букв для представления слов на странице. Таким образом, чтение зависит от способности человека расшифровывать слова в ряд звуков. Кодирование — это обратный процесс, и именно так мы пишем.
Фонический метод направлен на то, чтобы помочь ребенку научиться разбивать слова на звуки, переводить звуки в буквы и комбинировать буквы для образования новых слов. Фонемы и соответствующие им буквы можно изучать на основе их частоты в английских словах. Всего нужно освоить 40 английских фонем, и разные программы используют разные подходы к их обучению. Некоторые материалы вводят семейства слов с рифмующимися словами, сгруппированными вместе. Также можно учить буквы одинаковой формы или похожие по звучанию буквы вместе.
Фонический метод — один из самых популярных и широко используемых методов. Вначале прогресс может быть медленным и чтение вслух останавливается, но со временем когнитивные процессы, связанные с переводом букв и звуков, автоматизируются и становятся более плавными. Однако английский не всегда пишется так, как звучит. Это означает, что некоторые слова нельзя произнести вслух, и их необходимо выучить путем запоминания.
2. Целостный подход
Этот метод обучает чтению на уровне слов. Поскольку он пропускает процесс декодирования, учащиеся не озвучивают слова, а скорее учатся произносить слово, узнавая его письменную форму. Контекст важен, и предоставление изображений может помочь. Знакомые слова сначала могут быть представлены сами по себе, затем в коротких предложениях и, наконец, в более длинных предложениях. По мере роста словарного запаса дети начинают извлекать правила и шаблоны, которые они могут использовать для чтения новых слов.
Чтение с помощью этого метода является автоматическим процессом и иногда называется чтением с листа. После многократного воздействия слова дети будут читать с листа большую часть словарного запаса, с которым они сталкиваются, только произнося незнакомые термины.
Чтение с листа происходит быстрее и облегчает понимание прочитанного, поскольку высвобождает когнитивное внимание для обработки новых слов. Вот почему часто рекомендуется, чтобы дети учились читать высокочастотную английскую лексику таким образом. Список слов Dolch — это набор терминов, составляющих 50-75% словарного запаса английских детских книг.
Узнайте больше об обучении чтению с листа и Dolch List.
3. Метод языкового опыта
Обучение чтению бессмысленных слов в черно-белых тетрадях не всегда является самым эффективным подходом. Метод языкового опыта обучения чтению основан на индивидуальном обучении, при котором слова, которым обучают, различны для каждого ребенка. Идея состоит в том, что изучение слов, с которыми ребенок уже знаком, будет проще.
Учителя и родители могут затем создавать уникальные истории, в которых используются любимые слова ребенка в различных конфигурациях. Дети могут рисовать картинки, которые идут вместе с ними, и складывать их в папку, чтобы создать специальную книгу для чтения. Вы можете искать эти слова в обычной детской художественной литературе и использовать их, чтобы догадаться о значении незнакомых слов, встречающихся в контексте — важная стратегия понимания, которая пригодится детям в более поздних классах.
8 советов для родителей
Независимо от того, какой метод или методы вы используете, помните об этих советах:
Читайте как можно чаще. Разработайте распорядок, когда вы вместе читаете книгу утром или вечером. Вы можете начать с чтения вслух, но попросите ребенка принять участие, проведя пальцем по тексту. Сделайте чтение увлекательным, пригласите детей постарше и выделите время для семейного чтения, когда все сидят вместе со своей книгой и читают в течение получаса, включая взрослых!
Начните с материалов для чтения, которые интересны ребенку. Если у него или нее есть любимый предмет, найдите книгу, полную соответствующей лексики, чтобы повысить мотивацию.
Пусть ребенок сам выберет себе книгу. Когда у человека есть свобода действий и он может определять, как проходит процесс обучения, он или она с большей вероятностью будет участвовать в нем. Сводите детей в библиотеки или книжные магазины и побуждайте их изучать книги и решать, что бы они хотели прочитать.
Обратите внимание на оцениваемых читателей. По мере того, как ребенок развивает свои способности к чтению, вы захотите усложнить задачу перехода от материалов, в которых одно слово на странице, к более длинным предложениям и, в конечном итоге, к тексту уровня абзаца. Если вы не уверены, что книга соответствует уровню вашего ребенка, попробуйте подсчитать, сколько незнакомых слов она содержит на странице. Вы также можете использовать противоположный подход и проверить, сколько слов Dolch присутствует.
Расскажите о том, что вы видите на странице. Используйте книги, чтобы стимулировать обсуждение темы и увеличить словарный запас, научившись читать слова, которые изображены, но не написаны. Вы можете завести специальный журнал, где будете записывать новые слова. Их будет легче запомнить, потому что они связаны через историю.
Избегайте сравнений со сверстниками. Каждый ребенок учится читать в своем собственном темпе. Чтение — это личный и индивидуальный опыт, в котором ребенок обретает смысл и узнает больше о том, как работает повествование, по мере того, как он или она развивает более сильные навыки.
Не дави слишком сильно. Принуждение ребенка к чтению, когда он или она не готов, может привести к негативной реакции и принести больше вреда, чем пользы.
Поговорите с учителем вашего ребенка. Если ваш ребенок не любит читать и испытывает трудности с расшифровкой и/или чтением с листа, это может быть связано с особыми трудностями в обучении. Рекомендуется сначала обсудить это с учителем вашего ребенка, который может порекомендовать оценку у специалиста.
Трудности в обучении
Если чтение вызывает у ребенка особые трудности, а ваш ребенок не успевает, причиной проблемы могут быть особые трудности в обучении, такие как дислексия или СДВГ. Такие состояния, как дислексия, являются наследственными, и вполне вероятно, что другому члену семьи также будет трудно читать. Визуальная обработка, нарушения зрения и слуха также могут вызывать трудности с чтением.
В последнем случае, если вы не слышите слова, трудно идентифицировать звуки внутри них и развить понимание фонетики. Трудности чтения, связанные с нарушениями слуха, являются распространенной проблемой при обучении детей с синдромом Дауна чтению.
Orton-Gillingham
Orton-Gillingham — это подход, призванный помочь испытывающим затруднения читателям. Он основан на работе доктора Сэмюэля Ортона и доктора Анны Джиллингем и используется уже более 80 лет. Orton-Gillingham позволяет каждому ребенку двигаться в подходящем для него темпе и знакомит с английской фонетикой мультисенсорным способом.
Например, дети могут увидеть буквосочетание, произнести его вслух и обвести пальцем в воздухе. Богатый сенсорный опыт помогает улучшить обучение и может быть обеспечен с использованием различных материалов, таких как рисование песком, грязью, кремом для бритья или шоколадным пудингом.
Leave a Reply