Детей

Как дышат рыбы под водой для детей: Как дышат рыбы под водой? — Почемучки для детей – «Чем дышат рыбы в воде?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

строение жабр, вспомогательные органы, факты

Даже дети знают, что если вынуть рыбку из воды, она вскоре погибнет. Большинство представителей ихтиофауны могут полноценно дышать лишь в воде, но и из этого правила есть исключения. Как осуществляется процесс дыхания у рыб, какие органы в нем участвуют, как природа позаботилась о представителях ихтиофауны, живущих в весьма неблагоприятных со всех точек зрения условиях?

Гарантируем, что даже бывалые рыболовы и аквариумисты узнают много нового о своих покрытых чешуей (а иногда — и не покрытых) старых добрых знакомых. Вы наверняка удивитесь, узнав, что существуют рыбы, месяцами обходящиеся без воды и даже почти лазающие по деревьям! Ихтиофауна полна тайн и загадок, разгадать которые вы сможете по мере прочтения этой публикации.

Особенности дыхания рыб

Дыхание как процесс

Практически все живое на земле «завязано» на кислород: этот живительный газ участвует в метаболизме абсолютного большинства организмов. Да, существуют анаэробные бактерии, грибы и водоросли, но они составляют лишь малюсенькое исключение из фундаментального правила.

Особенности дыхания рыб

Эта приманка обеспечивает богатый улов даже при плохом клеве!

Подробнее
Растениям кислород необходим для осуществления фотосинтеза, животным — для участия во всех обменных процессах. Мы вдыхаем воздух, насыщенный кислородом, через нос или рот, он поступает в легкие, затем в кровь, с током которой разносится по всему организму к каждой клетке, и возвращается обратно, уже с большей долей углекислого газа.

Аналогичным образом дышат и рыбы, только кислород они черпают преимущественно из воды, а не из воздуха. Вода в морях и океанах насыщена кислородом замечательно, а вот в пресноводных водоемах с его концентрацией возникают проблемы. Вода может стать бедной живительным газом по причине:

  • значительного повышения температуры;
  • снижения уровня до критических значений;
  • перекрытия мощным слоем льда с уменьшением свободного пространства;
  • гниения растений подо льдом;
  • повышения концентрации живых организмов;
  • деятельности человека.

Какой бы ни была причина снижения концентрации кислорода, рыбам остается два варианта: либо приспосабливаться, либо вымирать. Именно поэтому природа наделила большинство современных рыб способностью впадать в оцепенение, замедлять метаболизм и снижать потребность в кислороде на некоторое, порой весьма приличное время.

Зачем рыбам жабры

Особенности дыхания рыб

Наверняка вы знаете, что основным органом дыхания рыб являются жабры. Из этого правила не существует исключений: рыб без жабр не бывает (ну почти, но об этом позже). А вот устройство их очень разное: иногда эти парные органы очень отдаленно напоминают всем известные жабры карася или карпа.

Итак, жабры у:

  • костистых — гребенчатые;
  • хрящевых — пластинчатые;
  • круглоротых — мешковидные.

Наиболее сложно устроены жабры у костистых рыб, то есть, у большинства известных нам обитателей водоемов. Они имеют сложное устройство и непревзойденную эффективность: способность усваивать из воды до 30% растворенного кислорода — это рекорд, недоступный легким млекопитающих (в приложении к воздуху, разумеется).

Строение жабр костистых рыб

Жабры костистых рыб устроены достаточно сложно. Обычно они состоят из:

  • Жаберных дуг. Это дугообразные образования, испещренные сетью капилляров. В классическом варианте дуг десять, по пять с каждой стороны (четыре нормально развитых, одна рудиментарная).
  • Лепестков
    . Они расположены на каждой жаберной дуге с внешней стороны в два ряда. На каждом основном лепестке находится множество миниатюрных вторичных лепесточков. Они в максимальной степени отвечают как за газо-, так и за водно-солевой обмен.
  • Тычинок. Эти миниатюрные органы покрывают дуги с внутренней стороны и выполняют функцию фильтра, защищая нежный жаберный аппарат от попадания всевозможных частичек.
  • Разветвленной сети сосудов. Она начинается аортой и заканчивается массой тончайших капилляров, диаметр которых настолько мал, что сопоставим по размеру с эритроцитом. В процессе дыхания они доставляют в жабры «использованную» кровь, насыщенную углекислым газом и продуктами распада, и отводят ее, разнося по всему организму рыбы уже насыщенной кислородом.
  • Жаберных крышек. Эти твердые костные образования исполняют не только защитную функцию: они играют роль этаких клапанов, обеспечивающих определенную силу тока воды при дыхании. Кстати говоря, их устройство весьма примечательно: оказывается, по этим костям можно достаточно точно определить возраст рыбы. Они покрыты выступами и бороздками, наподобие годичных колец дерева!

У всех костистых рыб рот соединен с жаберным аппаратом. На вдохе рыба открывает рот, «закачивая» воду в максимально раздутые жабры (крышки в это время плотно закрыты). Лепесточки через капилляры выводят продукты оксигенации во внешнюю среду и обогащают кровь кислородом. На выдохе рот закрывается, крышки раскрываются, жабры несколько сжимаются, продукты распада уходят в окружающую среду.

Дыхание хрящевых рыб

Особенности дыхания рыб

Хрящевые рыбы, те же акулы и скаты, имеют принципиально иной жаберный аппарат. У большинства акул он представляет собой ряд пластинок, куда вода поступает через щелевидные отверстия. Жаберные крышки отсутствуют в принципе, посему активно дышать, прогоняя воду через жаберный аппарат, акулы не могут.

Пассивное дыхание обеспечивается лишь во время движения, когда открытые жабры щедро омываются водой (благо, в морях-океанах она богата кислородом). Поэтому хищница вынуждена двигаться постоянно, даже во время сна (о механизмах которого ихтиологи спорят до сих пор), иначе попросту задохнется. Процессу дыхания способствуют и специальные брызгальца, расположенные позади глаз и подающие свежую воду на жабры.

Интересно, что пассивно дышат и прилипалы — сравнительно небольшие рыбки, наиболее часто паразитирующие на телах акул. Имеется такая способность у тунцов и скумбрий, хоть и с жаберными крышками у них все в порядке.


Немного о круглоротых

Круглоротых и рыбами назвать нельзя — биологи относят их в отдельный класс. Среди них наиболее известны миноги и миксины. Это самые примитивные позвоночные очень древнего происхождения, преимущественно паразитирующие на других представителях ихтиофауны. Их ротовой аппарат лишен челюстей, но усеян острыми зубами, что позволяет прогрызать кожу потенциальных «хозяев».

Дыхательный аппарат круглоротых представлен особыми мешками. Например, у той же миноги аж семь пар дыхательных мешков, каждый из которых снабжен двумя отверстиями (внутреннее ведет в дыхательную трубку, наружное — в окружающую среду). Это дает возможность миноге дышать при любых условиях: она не испытывает кислородного голодания, даже зарывшись в песок или присосавшись к «хозяину».

Вспомогательные органы дыхания

Как правило, природа «встраивает» в рыб и вспомогательные органы дыхания. И чем менее благоприятны условия обитания, тем больше таких вспомогательных органов, тем большая нагрузка ложится на них.

Выяснено, что большинство рыб вентилирует жабры плавниками. Конечно, они играют вспомогательную функцию, но важность ее сложно переоценить. Движения плавников способствуют быстрейшему току воды и омовению жабр, что особенно важно в бедной кислородом воде небольших стоячих водоемов.

Дело в том, что жабры работают только в воде: усваивать кислород из воздуха они неспособны. На суше они обсыхают и склеиваются, что ведет к быстрой гибели особи. Чем более герметично жаберные крышки способны закупорить деликатное содержимое, тем дольше рыба проживет без воды. Именно поэтому сельдь, толстолобик, форель погибают практически сразу, а карп, сазан или карась могут часами и даже днями лежать в мокрой траве без ощутимого вреда для здоровья.

Чтобы как-то позволить рыбам пережить не лучшие времена, природа наделила их резервными возможностями, подчас поражающими воображение.

Кожа

Особенности дыхания рыб

Давайте немного отклонимся от рыбьей темы и вспомним о порах на нашей коже. В Средние, не очень просвещенные, века, порой людей покрывали краской, дабы придать им сходство со статуями (самодурство власть имущих, что поделать). Если краску оставить на коже на несколько часов, а потом смыть, особого вреда здоровью это не нанесет. А вот если насыщенное токсинами покрытие продержать несколько суток, человек, скорее всего, умрет: он отравится и задохнется одновременно. Это теперь-то мы знаем, что кожа должна дышать!

Аналогичная картина наблюдается и у рыб — им в большей или меньшей степени присуще кожное дыхание. Конечно, много кислорода через кожу не получишь, но нужно учитывать и тот факт, что организм оцепеневшей на воздухе рыбы потребляет его в разы меньше. Однако нужно учитывать, что в большинстве случаев у представителей ихтиофауны может дышать только мокрая кожа.

Осетрина в столице всегда была в чести, но технологии заморозки появились лишь недавно. Ранее крупных осетров везли в стольный град в брезентовых люльках, а более мелкую стерлядь — в корзинах, наполненных влажным мхом. Иногда в рты осетровых вкладывали тампоны, пропитанные крепким алкоголем, вследствие чего рыба обалдевала и неплохо переносила путешествие длительностью в несколько дней.

Плавательный пузырь

Пожалуй, нет у рыб более многофункционального органа, чем плавательный пузырь. Это и орган равновесия, и резонатор, позволяющий усилить акустические и другие сигналы, и этакий «спасательный круг», позволяющий рыбе держаться на выбранном горизонте воды, не прилагая к этому ни малейших усилий.

Практически все представители ихтиофауны, обитающие в наших водоемах, умеют нагнетать и стравливать воздух из этого органа, но некоторые рыбы научились им даже дышать! Заглатывают атмосферный воздух с транспортировкой его не только в жабры, но и в плавательный пузырь многие обитатели водоемов (слышали, как «чавкают» в зарослях сазаны и караси?), но полноценную дыхательную функцию этот орган выполняет лишь у двоякодышащих, о которых мы поговорим чуть позже.

Ученые полагают, что первичной функцией плавательного пузыря у доисторических видов была именно дыхательная, и только потом, с появлением костистых рыб, она преобразовалась в гидростатическую.


Кишечник

Да-да, вы не ослышались: существуют рыбы, способные заглатывать воздух и пропускать его через пищеварительный тракт с целью обогащения организма кислородом. Наиболее ярким примером такого явления являются сомики рода Corydoras.

В связи с этим нельзя не упомянуть и известного нам вьюна: у него кишечник играет важнейшую дыхательную роль. При благоприятных условиях вьюн дышит жабрами, но при дефиците кислорода он задействует и вспомогательный орган. Он заглатывает атмосферный воздух, пропускает его через желудок и кишечник, испещренный густой сетью капилляров, а затем выпускает наружу через анальное отверстие.

Неэстетично? Зато практично: эта небольшая рыбка может дышать атмосферным воздухом даже сквозь слой ила, дожидаясь дождей или паводка в относительно комфортных и безопасных условиях.

Лабиринт

Особенности дыхания рыб

Особый орган дыхания под названием «лабиринт» позволяет некоторым представителям ихтиофауны практически полноценно дышать атмосферным воздухом. Этот орган парный, расположен над жабрами. При вдохе атмосферный воздух попадает в камеры лабиринта, испещренные сосудами, и обогащает кровь кислородом.

Обитатели наших водоемов не могут похвастаться наличием этого органа (за исключением, разве что, змееголова), но многие аквариумные рыбки умеют дышать именно при помощи лабиринта. Секрет кроется в том, что рыбки эти в естественных условиях живут в тропиках, где даже в нормальных условиях вода бедна кислородом, да и засухи нередки.

Те же гурами периодически поднимаются к поверхности воды, чтобы заглотить воздуха. Кстати, если лишить их такой возможности, они попросту задохнутся, то есть жабры в данном случае делят дыхательную функцию с лабиринтом, но не заменяют его.

Двоякодышащие рыбы

Существуют рыбы, которые практически с одинаковым успехом могут усваивать кислород как из воды, так и воздуха. Вот их с полным правом можно назвать истинными чемпионами по выживанию, которых не напугаешь самыми суровыми условиями.

Двоякодышащие — одни из древнейших представителей ихтиофауны. Долгое время их считали вымершими, и только каких-то 150 лет тому назад ихтиологи сделали потрясающее открытие: в засушливых районах Африки и Австралии двоякодышащие живут и неплохо себя чувствуют!

Дело в том, что помимо жабр, двоякодышащие имеют и орган, по функциям аналогичный нашим легким. Доказано, что развился он из плавательного пузыря и в ходе эволюции обзавелся ячеистой структурой и сетью капилляров. Некоторые ученые полагают, что именно двоякодышащие рыбы предвосхитили выход животных из водной стихии на сушу.

Африканский протоптерус при высыхании водоема зарывается в ил, который, засыхая, образует вокруг его тела плотный кокон. Там протоптерус впадает в спячку, дыша атмосферным воздухом через отверстие в иле, причем проспать таким образом может несколько лет. Как только вода растворит кокон, протоптерус проснется и начнет вести приличествующий рыбе образ жизни. А вот рогозуб (австралийский эндемик) переживает засуху в локальных бочагах, дыша исключительно атмосферным воздухом — кислорода в таких лужах крайне мало.

Интересные факты

Особенности дыхания рыб

Вы еще не устали удивляться? Тогда еще несколько интересных фактов на закуску:

  • Илистый прыгун. Двоякодышащим в академическом смысле этого слова прыгуна не назовешь, но он тоже устанавливает рекорды по пребыванию вне воды. Большую часть жизни это экзотическое чудо проводит на суше, во влажной атмосфере мангровых зарослей. Кстати говоря, он действительно неплохо прыгает и даже лазит по корням деревьев в поисках насекомых, коими преимущественно и питается (передние плавники трансформировались в неплохо развитые конечности). При этом дышит эта рыба всей поверхностью кожи, причем главную роль в процессе оксигенации играет хвост. В водной среде она переходит на обычный способ дыхания.
  • Карась. Заурядный карасик способен выживать в самых экстремальных условиях. Его стихия — заросшие пруды, где дефицит кислорода — обычное дело. У него хорошо развито кожное дыхание, имеется и способность заглатывать атмосферный воздух. Не поверите: в периодически высыхающих озерах Казахстана находили живых карасей, пролежавших в иле свыше года!
  • Окунь-ползун. Перед нами еще одна удивительнейшая рыбка, характерная для ихтиофауны Южной Азии — анабас или ползун. Окунем его называют только благодаря визуальному сходству с соответствующей рыбой — ползуны образуют отдельный отряд. Так вот, лабиринт у ползуна работает так хорошо, что дарит способность по несколько суток проводить вне водной стихии, в охоте за червями и насекомыми. Считается, что анабас способен даже лазить по деревьям (есть свидетельства очевидцев), однако скептики полагают, что его заносят туда хищные птицы.
  • Угорь. Еще одно чудо из мира ихтиофауны — угорь. Мало того, что эта рыба выглядит как змея, так еще и способна дышать атмосферным воздухом, совершенно по-змеиному переползая между водоемами. Угря к этому вынуждает инстинкт размножения: ему приходится преодолевать тысячи километров из европейских водоемов к Саргассовому морю, ведь мечет икру он исключительно там. Угорь перемещается по суше преимущественно по ночам и ранним утром, по росной траве, по нескольку часов обходясь без воды, чему способствует чрезвычайно развитое кожное дыхание.
  • Арапаима. Перед нами самая крупная пресноводная рыба (живет она в бассейне Амазонки), что уже само по себе знаменательно. Но более всего примечательно другое. Дело в том, что жабрами дышит только молодь арапаимы на первом месяце жизни. Взрослые особи используют для этой цели плавательный пузырь, имеющий весьма совершенное строение и пористую структуру и являющийся близким аналогом легких. Юные арапаимы вынуждены всплывать за глотком воздуха раз в 2-3 минуты, взрослые — раз в 6-10 минут. Если лишить их этой возможности, они захлебнутся, как бы парадоксально сие не звучало в приложении к рыбам.

В этой публикации приведены самые примечательные особенности дыхания различных представителей ихтиофауны, но по факту их значительно больше. Мир рыб слишком удивителен и многогранен, чтобы изучать его исключительно с гастрономической точки зрения!

Особенности дыхания рыб

Рыболовы удивляются, почему у меня клюет, а у них нет? Только для вас раскрываю секрет: все дело в чудо-приманке!

Подробнее

«Чем дышат рыбы в воде?» – Яндекс.Кью

Да, так оно и есть в принципе. Много разновидности кильки и много куда идёт она (и килька в томатном соусе отличается от шпротов). Только не надо путать с анчоусами, анчоусы уже делают из хамса.

Первоначально консервы изготавливались исключительно из балтийского шпрота, мелкой рыбы семейства сельдевых. Потом же из коммерческих соображений дельцы начали закатывать в банки и другую рыбу тоже. На вкусовых качествах продукта такая подмена отразилась не сильно.

www.youtube.com/embed/WQ4FSipLNG8?wmode=opaque

При приготовлении шпрот мелкую рыбу тщательно моют, погружают ненадолго в слабый раствор соли, после чего ополаскивают пресной водой, затем нанизывают на металлические прутки и помешают в коптильную печь. Копчение ведут при температуре 100-130°С в течение 30-40 мин, под конец температуру в печи понижают до 90-100°С.

Кожа рыбок должна быть целой, с мелкими морщинами, плотно прилегающей к мышечной ткани; мясо — проваренным и сочным. Вздутость кожи возникает при излишне высокой температуре копчения, при недостаточном копчении. 

www.youtube.com/embed/e_IcKpSwuE8?wmode=opaque

Конспект НОД «Чем дышат рыбы» старшая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка» с. Кудара муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия

Конспект занятия на тему: «Чем дышат рыбы» Старшая группа

Учитель-логопед: Новолодская Марина Геннадиевна

Цель:

Создание условий для развития познавательно – исследовательской  деятельности  детей  посредством ознакомления с обитателями озера Байкал и их средой обитания.

Задачи:

1.Познакомить детей с обитателями озера Байкал, дать общие сведения о представителях (название).

2.Дать детям представление о том, как дышат рыбы.

3. Путем наблюдения и эксперимента определить, в каком виде воздух находится в воде.

4. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять условия жизни обитателей озера (познавательное развитие).

5.Сздать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие).

6.Способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и  сверстниками  (социально-коммуникативное развитие).

Активизация словаря:

Слова-названия рыб, эпишура, макрогектопус, названия органов дыхания рыб-жабры.

Планируемые результаты: дети узнают о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи специальных органов – жабр. С помощью эксперимента дети узнают, что воздух в воде находится в виде пузырьков, он есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование: макет озера Байкал, макеты рыб, картинки с изображением рыб Байкала, стеклянная банка с водой, камни, аквариум с рыбами.

Содержание организованной деятельности детей

1.Организационный момент.

Дети сидят полукругом около стола, на котором расположен наглядный материал.

-Ребята, послушайте загадку:

Есть в Бурятии озеро такое,

Где вода в нём  прозрачна, чиста.

Называем мы озеро — море,

Называем его мы ….Байкал.

hello_html_m7b61b0a4.jpg

2.Рассматривание плаката с изображением озера Байкал, рыб Байкала.

Воспитатель: дети, посмотрите это макет озера Байкал. Кто знает, где находится это озеро? (ответы детей). В Байкале живет большое количество рыб, а вы знаете, какие рыбы живут в Байкале? Попробуйте отгадать:

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на О (омуль)

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

Притом такая злюка

Конечно это. (щука)

hello_html_1a48e464.jpg

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название- вопрос!

(бычок- широколобка)

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Даёт ухе особый вкус

Байкальский (хариус)

 

Перечисляем названия рыб, дети прикрепляют их на макет озера.

hello_html_216dbccb.jpg

А еще в Байкале живут рачки, они называются эпишура, макрогектопус.

 -А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Рыболов».

-Кто любит рыбачить на удочку? (Дети «ловят» рыбу, вспоминая её название).

Воспитатель:

А без чего еще не могут жить рыбы (тепла, света и воздуха)?

Рыба не может жить без воздуха, так же как и человек. Как мы дышим (ответы детей)? Как дышат рыбы, мы сейчас узнаем.

Посмотрите, на голове у рыб находятся жабры, которые постоянно открываются и закрываются. Рыба заглатывает воду ртом, воздух остается в рыбке, а вода выходит через жабры.

hello_html_m722ef4a6.jpg

Воспитатель предлагает посмотреть, как дышат рыбы в аквариуме

Воздух находится повсюду, но он невидим. Сейчас мы посмотрим, в каком виде воздух находится в воде.

3. Эксперимент

Дети стоят около стола, где находится банка с водой. Воспитатель показывает детям камни, спрашивает, есть ли в них воздух (ответы детей).

Предлагает внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросает в воду один камень, он тонет (воспитатель спрашивает, что ребята увидели, что же это за пузырьки и откуда они взялись). Поясняет, пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду.

hello_html_m4f921504.jpg

Педагог предлагает детям взять по одному камню и бросить в воду и понаблюдать, что происходит, отмечает появившиеся пузырьки воздуха, это то, без чего рыбы не могут жить в воде.

hello_html_197b645d.jpg

4. Рефлексия

О чем мы говорили сегодня на занятии?

Как дышат рыбы?

В виде чего находится воздух в воде?

Занятие окончено, спасибо за работу, мне с вами было очень интересно, до свидания.

Как дышат рыбы в воде. Чем дышат рыбы в воде

Абсолютно все живые существа нуждаются в кислороде. Они могут его брать из атмосферного воздуха или воды. Но как дышат рыбы? У них нет таких сложных по строению органов, как легкие. Но у рыб есть жабры. Именно они помогают поглощать этот газ при дыхании. При этом функционируют они куда эффективнее, чем наши легкие, ведь они способны забрать из воды до 30% растворенного в ней кислорода. Но в действительности способов дыхания у рыб намного больше. Все они развились в результате долгой эволюции и присущи только определенным видам.

Как дышат рыбы жабрами?

как дышат рыбы Конечно, все рыбы без исключения имеют жабры. Их форма разнообразна. У одних видов это мешочки, у других — пластинки или лепестки. Но все эти приспособления направлены на одно – создание большей поверхности, пронизанной густой сетью капилляров, при сравнительно маленьком объеме пространства.

Вода с растворенным в ней кислородом поступает через глотку в тот момент, когда рыба широко открывает рот. Сами жабры — органы довольно нежные, поэтому их сверху прикрывает плотная жаберная крышка. Она также принимает непосредственное участие в дыхании. В тот момент, когда вода поступает в полость глотки, жаберные крышки плотно прилегают к голове. Так они препятствуют оттоку жидкости. Когда жаберные крышки открываются, давление меняется, и вода поступает в специальную полость. Она пронизана густой сетью кровеносных сосудов. Жаберные дуги расправляются, и происходит процесс газообмена. В кровь поступает кислород, а из нее выводятся не только углекислый газ, но и продукты обмена веществ. Выходит вода из жаберной полости через специальные щели. Вот так осуществляется дыхание рыб.

Рыбы, которые дышат через кожу

Конечно, рыбы дышат жабрами. Это известно всем. Но тогда как объяснить тот факт, что некоторые виды, которые оказываются вне воды, во влажной траве или земле, способны там прожить несколько часов? Как дышат рыбы в таких условиях? Уж точно не через жабры.

У ряда видов, таких как карась, угорь, карп, сазан, в процессе эволюции появилась дополнительная возможность. Они могут поглощать кислород через всю поверхность кожи. Особенно это актуально, когда уровень этого жизненно важного газа в воде опускается до критической отметки. Тогда жабры становятся не эффективными, и на первый план выходит кожное дыхание.

Как дышат лабиринтовые рыбы?

Многие владельцы аквариумов замечали, как дышат рыбы. Они часто подплывают к поверхности воды и немного высовывают наружу голову. Для чего они это делают?

Очень многие разновидности аквариумных рыбок обладают специфическим органом дыхания – лабиринтом. С его помощью они фактически могут поглощать кислород не из воды, а из атмосферного воздуха. При этом рыбка должна хотя бы раз в несколько часов подняться к поверхности и сделать вдох. В противном случае она погибнет.

Расположен жаберный лабиринт по обе стороны головы рыбы. Он находится над жабрами. Когда рыба заглатывает пузырек воздуха, он попадает в губчатые камеры лабиринта. Их стенки густо покрыты капиллярами. В них и проникает кислород, который потом разносится ко всем органам и тканям организма. Жаберный лабиринт помогает рыбам не только выжить в обедненном кислородом водоеме, но и перебраться в другой.

Рыбы, дышащие через кишечник

Возможно, многих это удивит, но есть один вид рыбок, который для дыхания использует кишечник. Это сомики рода Coridoras. Они дышат атмосферным воздухом. Хотя это не совсем так. В отличие от тех же лабиринтовых рыб, никаких специальных органов у них не существует. Крапчатый сомик способен усваивать кислород своим желудком. Это рыба, которая дышит воздухом. Она просто заглатывает его и перекачивает в плавательный пузырь. Тут и происходит усвоение кислорода.

Рыбы, способные лазить по деревьям

дышат ли рыбы Итак, чем дышат рыбы в воде, вполне понятно. Но как быть с теми, что могут несколько дней находиться вне воды? Думаете, таких не существует? Вовсе нет. Яркий представитель таких рыб — лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке.

Жабры этой уникальной рыбки устроены так, что она способна усваивать кислород из воздуха. Кроме того, у нее особенное строение чешуи, которое позволяет ей не только передвигаться по земле, но и лазить по деревьям. Собственно, за эту особенность она и получила свое название.

К слову сказать, этот вид далеко не единственный. Есть еще одна рыба, способная дышать воздухом, – это илистый шкипер. Обитает он в тех районах Африки, где часто наблюдаются сильные засухи. Эта рыба выработала интересный способ пережить эти неблагоприятные для себя периоды. Когда водоем пересыхает, шкипер зарывается в ил. Там он способен находиться без воды несколько месяцев. Только когда вода приходит вновь, он выходит из своего импровизированного убежища. Так поступает большинство двоякодышащих рыб. Эта группа заслуживает отдельного внимания.

Двоякодышащая рыба

Двоякодышащие рыбы относятся к очень древней группе. Палеонтологи находят останки этих существ в слоях и отложениях палеозойской эры. Достаточно продолжительное время их считали полностью исчезнувшим видом. И только после изучения природы Австралии и Африки в 19 веке было сделано ошеломляющее открытие. Были найдены современные виды двоякодышащих рыб. Это не только повлияло на взгляды ученых относительно систематики позвоночных, но и внесло свои коррективы в эволюционное учение.

У всех двоякодышащих рыб, помимо характерных жабр, обнаруживаются еще и одно или пара легких. Это видоизмененный плавательный пузырь. С легкими млекопитающих эти органы не имеют ничего общего. Их стенки пронизаны многочисленными капиллярами, с помощью которых происходит газообмен. Дышат ли рыбы при этом кислородом, растворенным в воде? Конечно же, да. Но только когда его в воде хватает. Легкие им нужны только для того, чтобы переждать долгий период засухи, замуровавшись в иле, или для того, чтобы перейти из одного водоема в другой. Как правило, у них сильно развиты плавники, которые способны играть роль конечностей. Так, двоякодышащие рыбы могут совершать переходы длительностью даже в несколько дней.

Как дышат рыбы под водой для детей — дыхательная система карася

Как дышат рыбы?

Рыба, как и сухопутные животные, нуждается в кислороде. Только она дышит не кислородом воздуха, как мы, а кислородом, растворённым в воде.

Орган дыхания рыбы — жабры. Они находятся в ротоглоточной полости, размещаются на четырёх парах хрящевых пластинках — жаберных дугах, а сверху покрыты жаберными крышками, окаймленными мягкой кожистой оторочкой.

Жаберные дуги на внутренней стороне имеют жаберные тычинки, а на внешней — жаберные лепестки.

Жаберные лепестки — это и есть элементы жабр как органов дыхания. Они пронизаны огромным количеством мельчайших кровеносных сосудов и поэтому имеют розовый цвет. В жаберных лепестках происходит поглощение кислорода из воды, когда она проходит сквозь жабры.

Жаберные тычинки — это фильтр, с помощью которого рыбы удерживают во рту мелкую живую пищу из воды. Таким образом, к жаберным лепесткам из ротовой полости поступает уже очищенная от механических примесей вода. В зависимости от вида рыб тычинки по своей форме и количеству различны. У хищных рыб (щука, окунь, налим) вместо жаберных тычинок есть бугорки. А вот рыбы, потребляющие мельчайшие растительные и животные организмы планктона (ряпушка, муксун, пелядь, тугун и другие), имеют длинные, частые и многочисленные тычинки. У сига, чира, карася, питающихся крупной животной пищей (моллюсками, ручейниками, хирономидами), тычинки короткие, редкие и малочисленные.

Жаберная поверхность в 10-60 раз превышает площадь тела рыбы.

Ритмичные движения жаберных крышек вызывают ток воды через рот, глотку и жабры. При вдохе жаберная крышка оттопыривается, а кожистая оторочка остается прижатой к телу рыбы. Жаберная полость увеличивается в объёме, а давление в ней уменьшается по принципу нагнетательного насоса, и сквозь оттопыренные жаберные дуги из глотки втягивается вода.

При выдохе жаберные крышки прижимаются к телу, а жаберные дуги сближаются, не давая воде возвратиться в глотку. В результате жаберная полость уменьшается, увеличивается давление и вода продавливается сквозь кожистую оторочку и выходит наружу.

Для нормальной работы жабр нужен постоянный приток свежей воды. Когда рыба плывет, вода входит в рот, омывает жабры и выходит через жаберные щели. Когда же рыба стоит на месте, она, чтобы обеспечить беспрерывное омывание жабр чистой водой, все время открывает и закрывает рот, приподнимает и опускает жаберные крышки. Таким образом она засасывет свежую и выталкивет старую воду.

Карась, карп, линь, обитающие в прудах с затхлой тиной, умеют дышать не только жабрами, но и поверхностью кожи. У рыб, которые на короткое время покидают водоем, например, илистых прыгунов и угрей, кожное дыхание достигает 60% от общего объема газообмена.

В условиях нехватки кислорода некоторые рыбы могут дышать… кишечником! Такие рыбы, как пескарь или сомик, могут заглатывать воздух и специальными (перистальтическими) движениями отправлять его в специальный отдел кишечника, который умеет осуществлять газообмен.

>
IT News

Как рыбы дышат под водой?

Дата Категория: Подводный мир

Как и всем живым созданиям, рыбам необходим кислород. Большинство рыб получает его при помощи специальных решетообразных органов, которые называются жабрами.

Жабры находятся прямо за ротовой полостью по обеим сторонам головы и, как правило, защищены полупрозрачной пластинкой — жаберной крышкой, или оперкулумом. Под оперкулумом располагается четыре ряда частично перекрывающих друг друга кроваво-красных жабер. Жабры состоят из костных дуг, которые поддерживают многочисленные жаберные лепестки — пары тонких мягких отростков, напоминающих плотно посаженные зубья расчески. Каждый лепесток содержит крошечные мембраны, или ламеллы, сотканные из миллиардов кровеносных капилляров. Стенки мембран настолько тонки, что текущая по ним кровь экстрагирует кислород непосредственно из водного потока, омывающего жабры. Затем ламеллы выводят из крови в воду углекислый газ. Вода, как и воздух, на 1/30 состоит из кислорода, и этот газовый обмен — кислорода и углекислого газа является ключевым компонентом подводной жизни.

Жесткие жаберные тычинки, расположенные на жаберной дуге, фильтруют поступающую воду. Кровеносные сосуды в жаберных лепестках снабжают кровью и осушают капилляры в ламелле.

Вода, проходящая по жаберным лепесткам, обогащает артериальную кровь кислородом. После этого кровь по венозным сосудам поступает в мембрану, где она освобождается от углекислого газа.

Поступление воды в жабры

Нормальная жизнедеятельность рыб обеспечивается непрерывным поступлением в жабры насыщенной кислородом воды. У большей части костных рыб рот и жабры работают во взаимодействии по принципу насоса: сначала жабры плотно закрываются, рот распахивается, а его стенки расширяются, затягивая внутрь воду. Затем ротовая полость сжимается, рот захлопывается, а жабры раскрываются, выталкивая воду изо рта. Такой способ дыхания, позволяющий воде проникнуть в жабры, даже если рыба находится в состоянии покоя, характерен для малоподвижных рыб, таких, как карп, камбала и палтус.

Дыхание начинается, когда рот рыбы раскрывается, а ротовая полость расширяется, всасывая воду.

Затем рот рыбы закрывается, и открываются оперкулумы, выталкивая воду из жаберной полости через жабры.

Правильнее дышать ртом

Активным рыбам — макрели, тунцу и некоторым видам акул — необходимо больше кислорода, чем их медлительным собратьям, таким, как камбала, угорь, электрический скат и морские коньки. Вот почему подводные рыбы часто плавают с открытыми ртами: это позволяет им пропустить через жабры значительно больший объем воды, а значит, и кислорода. Кроме того, жабры у этих видов рыб крупнее и толще, с тесно расположенными мембранами, что заметно повышает их респираторную способность. Эти рыбы вынуждены плавать даже во время сна, иначе они погибнут от недостатка кислорода (от удушения).

Ход занятия:

1. Организационный момент:

— Ребята, сейчас мы с Вами отправимся на рыбалку. (Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе).

-Ловите, ловите. Каждый по одной.

2. Беседа по теме

— А кого это вы ребята поймали? (рыбу)

-А кто такие рыбы?

-А в каком водоеме вы поймали рыб? (в реке, море, озере)

— Значит, они какие? (речные, морские, озерные)

— Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (Щука, окунь, лещ, сом)

3. Игра «Назови части»

— Скажите пожалуйста, а рыбы у вас у всех одинаковые? (нет)

-А чем же они отличаются? (цветом, размером, формой)

-А есть у них что-нибудь общее? Рассмотрите внимательно, сравните их между собой.

— Да, части тела. У каждой рыбы есть:

• туловище,

• голова,

• плавники,

• брюхо,

• хвост,

• глаза,

• рот

4. Дыхательная гимнастика

Дети встают в круг и берутся за руки.

— Давайте послушаем, как мы дышим (все дети прислушиваются к своему дыханию)

— Вдох (через нос) – все делают шаг вперед, выдох (через рот) – шаг назад.

-Сейчас мы с вами подышали все вместе чем? (воздухом)

— А чем ребята дышат рыбы? В воде есть воздух? Сейчас мы это узнаем.

5. Экспериментирование по теме «РЫБЫ».

Чем дышат рыбы?

Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению»: вода была скована льдом, щуке нечем было дышать, вот она и поднялась поближе к воздуху.

Дыхательная система рыб

Главной частью дыхательной системы рыб являются жабры. Именно благодаря им в кровь поступает основная масса кислорода, а из крови выделяется углекислый газ. Однако газообмен у рыб происходит не только через жабры. У всех видов в дыхании принимает участие кожа. Но при этом у видов, обитающих в водоемах с большим содержанием кислорода, дыхание через кожу незначительно. А у рыб, которые живут в условиях дефицита кислорода (сомы, карпы, угри), кожный газообмен может занимать существенную часть дыхания. Также у костных рыб небольшой газообмен происходит в плавательном пузыре. У двоякодышащих рыб плавательный пузырь даже видоизменился в ячеистое легкое, поэтому они могут дышать не только в воде, но и на воздухе.

Описывая дыхательную систему рыб, обычно рассматривают строение их жаберного аппарата, который находится в области глотки. Жабры состоят из жаберных щелей, поддерживающих их жаберных дуг, жаберных лепестков и жаберных тычинок. У костных рыб обязательной структурой дыхательной системы является еще и пара жаберных крышек. Они защищают жабры от попадания туда посторонних частиц. Защитную функцию выполняют и жаберные тычинки. Они обращены в сторону глотки и предохраняют тонкие и нежные жаберные лепестки от попадания в них частиц со стороны глотки. Газообмен же осуществляется в жаберных лепестках. Поэтому их можно считать самой важной частью дыхательной системы рыб. У многих высокоразвитых в эволюционном плане рыб жаберные лепестки как бы ветвятся (на первичных жаберных лепестках перпендикулярно располагаются вторичные жаберные пластинки). Это увеличивает общую поверхность лепестков, а значит и площадь тела рыбы, на которой происходит газообмен.

К дыхательной системе рыб можно отнести еще и сеть кровеносных сосудов, которые приносят венозную кровь к жабрам и отводят уже артериальную кровь от жабр. В жаберных лепестках кровеносные сосуды распадаются на сеть мелких капилляров, находящихся близко к поверхности. Именно здесь и происходит газообмен (в кровь из воды поступает кислород, а из крови в воду выделяется углекислый газ).

Механизм дыхания у костных рыб таков. При вдохе (при этом рыба приподнимает жаберные крышки) вода поступает в рот, далее она достигает глотки и при выдохе, который осуществляется за счет сокращения мышц глотки и прижимания жаберных крышек к телу, проталкивается через жаберные щели, омывая жаберные лепестки. При быстром движении костные рыбы дышат пассивно (также как хрящевые) без движения жаберных крышек и напряжения мышц: вода просто затекает в рот и вытекает из жаберных щелей.

У костных рыб нет жаберных перегородок, которые имеются у хрящевых рыб. Поэтому у костных рыб жаберные лепестки расположены прямо на жаберных дугах и омываются водой со всех сторон.

Дыхательная система костных рыб весьма эффективна в том плане, что они усваивают большую часть кислорода из воды, прошедшей через их жабры. Это важно, так как в воде содержится меньше кислорода, чем в воздухе.

Чем дышат рыбы?

Дыхание рыб. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Органы дыхания у рыб — жабры, состоящие из множества лепестков, с кровеносными сосудами. Количество жаберных лепестков у каждого вида рыб разное. Так, например, у окуня она в 30 раз больше чем у других. Наблюдая за поведением рыбы в воде, можно заметить, что рыба то открывает, то закрывает рот, тоже самое происходит и с жабрами, если жабры открываются – рот у рыбы закрывается, и наоборот. Таким образом, рыба, заглатывая воду, закрывает рот, вода проходит в жаберную полость и через жаберную щель вытекает наружу. Именно кровеносные сосуды жаберных лепестков и служат рыбе для обогащения крови кислородом.

Оглавление

— Чем дышат рыбы ↓
— Когда усиливается клев рыбы? ↓

У каждого вида рыб существует свой «минимум» содержания кислорода в воде. Если этот порог ниже, чем должен быть, рыбы становятся вялыми, неактивными и вовсе погибают (это так называемые заморы). Некоторые рыбы (карась и др.) при отсутствии кислорода в воде заглатывают и атмосферный воздух. В дыхательной функции, например, окуня может участвовать и плавательный пузырь, пронизанный сетью капиллярных сосудов. А вот у сома и линя есть дополнительное кожное дыхание. Обогащение воды кислородом происходит в основном из атмосферного воздуха и зависит от многих факторов: температуры воды, величины водоема, наличие ключей и родников, подземных вод, а также перемешивания различных слоев воды.

1. Дыхательная система у рыб

Эволюция рыб привела к появлению жаберного аппарата, увеличению дыхательной поверхности жабр, а отклонение от основной линии развития – к выработке приспособлений для использования кислорода воздуха. Большинство рыб дышит растворенным в воде кислородом, но есть виды, приспособившиеся частично и к воздушному дыханию (двоякодышащие, прыгун, змееголов и др. ).

Основные органы дыхания. Основным органом извлечения кислорода из воды являются жабры.

Форма жабр разнообразна в зависимости от видовой принадлежности и подвижности: это или мешочки со складочками (у рыбообразных), или пластинки, лепестки, пучки слизистой, имеющие богатую сеть капилляров. Все эти приспособления направлены на создание наибольшей поверхности при наименьшем объёме. дыхательный система рыба жаберный

У костистых рыб жаберный аппарат состоит из пяти жаберных дуг, располагающихся в жаберной полости и прикрытых жаберной крышкой. Четыре дуги на внешней выпуклой стороне имеют по два ряда жаберных лепестков, поддерживаемых опорными хрящами.

Таблица 1 Дыхательная поверхность жабр (по Строганову, 1962)

Виды рыб

Масса, г

Дыхательная поверхность жабр

см2см2 / кг

Серебряный карась

10,0

16,96 1700

Камбала

135,0

889,00 6762,9

Окунь

73,0

1173,816752,1

Жаберные лепестки покрыты тонкими складками – лепесточками. В них и происходит газообмен. К основанию жаберных лепестков подходит приносящая жаберная артерия, ее капилляры пронизывают лепесточки; из них окисленная (артериальная)кровь по выносящей жаберной артерии попадает в корень аорты. Число лепесточков варьирует; на1 мм жаберного лепестка их приходится: у щуки – 15, камбалы – 28, окуня – 36. В результате полезная дыхательная поверхность жабр очень велика (табл. 1).

Более активные рыбы имеют относительно большую поверхность жабр; у окуня она почти в 2,5 раза больше, чем у камбалы.

Общая схема механизма дыхания у высших рыб представляется в следующем виде (рис.). При вдохе рот открывается, жаберные дуги отходят в стороны, жаберные крышки наружным давлением плотно прижимаются к голове и закрывают жаберные щели. Вследствие уменьшения давления вода всасывается в жаберную полость, омывая жаберные лепестки. При выдохе рот закрывается, жаберные дуги и жаберные крышки сближаются, давление в жаберной полости увеличивается, жаберные щели открываются и вода выжимается через них наружу. При плавании рыбы ток воды может создаваться за счет движения с открытым ртом.

Рис 1. Механизм дыхания взрослой рыбы: А – вдох; Б – выдох (по Никольскому, 1974)

В капиллярах жаберных лепесточков из воды поглощается кислород (он связывается гемоглобином крови) и выделяются двуокись углерода, аммиак, мочевина. Большую роль играют жабры и в водно-солевом обмене, регулируя поглощение или выделение воды и солей. Замечательны приспособления для дыхания у рыб в эмбриональный период развития – у зародышей и личинок, когда жаберный аппарат ещё не сформирован, а кровеносная система уже функционирует. В это время органами дыхания служат: а) поверхность тела и система кровеносных сосудов Кювьеровы протоки, вены спинного и хвостового плавников, подкишечная вена, сеть капилляров на желточном мешке, голове, плавниковой кайме и жаберной крышке; б) наружные жабры (рис. 18). Это временные, специфические личиночные образования, исчезающие после образования дефинитивных органов дыхания. Чем хуже условия дыхания эмбрионов и личинок, тем сильнее развивается кровеносная система или наружные жабры. Поэтому у рыб, близких в систематическом отношении, но различающихся экологией нереста, степень развития личиночных органов дыхания различна.

Рис.2 Эмбриональные органы дыхания рыб: А – пелагическая рыба; Б – карп; В – вьюн (по Строганову, 1962): 1 – Кювьеровы протоки, 2 – нижняя хвостовая вена, 3 – сеть капилляров, 4 – наружные жабры

Дополнительные органы дыхания. К дополнительным приспособлениям, помогающим переносить неблагоприятные кислородные условия, относятся водное кожное дыхание, т. е. использование растворенного в воде кислорода при помощи кожи, и воздушное дыхание – использование воздуха при помощи плавательного пузыря, кишечника или через специальные добавочные органы (рис. 19).

Рис.3 Органы водного и воздушного дыхания у взрослых рыб (по Строганову, 1962): 1 – выпячивание в ротовой полости, 2 – наджаберный орган, 3, 4, 5 – отделы плавательного пузыря, 6 – выпячивание в желудке, 7 – участок поглощения кислорода в кишечнике, 8 – жабры

Дыхание живых организмов

Дыхание живых организмов

Первоначально люди называли дыханием просто вдыхание и выдыхание воздуха. Долгое время считали даже, что человек никак не изменяет состав воздуха при дыхании, и вообще вдыхает воздух, только чтобы охладить «перегретые» лёгкие. Чтобы опровергнуть эту точку зрения, английский натуралист Роберт Гук провёл любопытный опыт : предлагал членам Королевского общества дышать воздухом из герметичного пакета, снова и снова вдыхая использованный воздух. Несмотря на свою убеждённость в исключительно «охлаждающей» роли дыхания, почтенные академики вскоре прекращали опыт, жалуясь на «недостаток воздуха».

Позднее стало известно, что для дыхания живым организмам необходим содержащийся в воздухе кислород. Для чего нужна непрерывная подача кислорода? Чтобы в организме шли процессы «медленного горения» (или, точнее, окисления) и выделялась энергия, необходимая для жизни.

Дыхание происходит в клетках. Поэтому самый простой тип дыхания — клеточный. Его мы встречаем у простейших водных организмов, например, у инфузории туфельки и амёбы. Растворённый в воде кислород они впитывают прямо из воды, и туда же выводится углекислый газ. Очень сходно, «напрямую» осуществляется дыхание и у некоторых многоклеточных, например, у кишечнополостных (медуз, гидры, полипов) и плоских червей.

У более сложных форм клетки, находящиеся далеко от воды, начинают «задыхаться». Появляется непрямое дыхание — дыхание через особые органы. Такие органы должны всегда оставаться влажными, чтобы впитывать кислород: у разных животных это жабры, лёгкие, трахеи.

Водные и наземные животные столкнулись с различными проблемами при дыхании. В воздухе кислорода довольно много — 21%. Зато необходимо постоянно поддерживать влажной дыхательную поверхность.

В воде дыхательная поверхность пересохнуть не может, зато растворённого кислорода здесь содержится примерно в 40 раз меньше, чем в воздухе. Поэтому, чтобы не погибнуть от удушья, например, живущие на дне морские черви должны непрерывно волнообразно покачиваться. Тогда их тела постоянно омывает свежая вода. У акул жабры извлекают из воды в полтора раза меньше кислорода, чем у костных рыб, и потому они тоже должны, чтобы не задохнуться, постоянно быть в движении.

У сухопутных животных, избравших для себя кожный тип дыхания (например, у безлёгочных саламандр, в значительной степени — у других земноводных и у дождевых червей), кожа, постоянно выделяет слизь и влагу. «Иногда, когда дождевой червь пытается переползти через каменистый участок или асфальтированную дорожку в сухую солнечную погоду, — пишут биологи

К. Вилли и В. Детье, — его органы, выделяющие слизь, оказываются не в состоянии восполнить потерю влаги в результате испарения; кожа становится сухой, червь задыхается и погибает».

Кстати, и человек дышит не только лёгкими, но и кожей, хотя кожное дыхание незначительно (1—2% общего объёма дыхания). У некоторых млекопитающих, например, лошади, кожное дыхание имеет большее значение и его доля может возрастать до 8%. Хотя перейти полностью на кожный тип дыхания, как это могут делать земноводные, звери, конечно, неспособны. У насекомых тело покрыто хитиновым панцирем, и кожное дыхание для них невозможно. Дышат они совершенно особым способом — трахейным. Трахеи насекомых это сеть тончайших разветвленных трубочек, пронизывающих всё их тело. Почти в каждом сегменте тела у насекомых есть пара дыхалец — отверстий, ведущих в систему трахей. Крупные насекомые, двигая мускулами брюшка активно вентилируют свои трахеи. Всё-таки трахейный тип дыхания — не самый совершенный, и чем больше насекомое, тем труднее воздуху поступать в глубину его тела. Это одна из причин, почему размеры насекомых имеют жестко заданный «потолок». Большинство водных животных избрали жаберный тип дыхания. Жабры — это особые разветвленные выросты тела — наружные (как, скажем, у аксолотлей) или внутренние (как у костных рыб или многих ракообразных). Чтобы не задохнуться, таким животным приходится постоянно омывать их свежей водой. Рыбы делают это так: набирают воду в рот, а затем, закрыв рот, выталкивают её через жаберные щели. Жабры густо пронизаны кровеносными сосудами: кровь разносит кислород по всему телу.

Между прочим, человек тоже может дышать не только воздухом, но и жидкостью. В опытах млекопитающие без вреда для себя часами дышали жидким перфторуглеродом. Годится для дыхания и вода — было бы в ней достаточно кислорода . Следует отметить, что жабры рыб оказываются совершенно негодным органом дыхания на суше: они быстро слипаются и их общая площадь уменьшается настолько, что рыбе, несмотря на избыток кислорода в атмосфере, начинает его не хватать.

Наземные позвоночные пользуются лёгочным типом дыхания. Они весьма оригинально решили уже упомянутую проблему поддержания дыхательной поверхности влажной. Просто разместили её внутри своего тела! В ряду от двоякодышащих рыб и земноводных вплоть до млекопитающих внутренняя поверхность лёгких непрерывно растет. Первоначальный простой «мешок» дробится на тысячи обособленных мешочков (альвеол). В результате у человека общая внутренняя поверхность лёгких возрастает до 100 кв. м.

Особого упоминания заслуживает дыхательная система птиц. Не удивительно ли, что, часто взмахивая крыльями в полёте, птица не проявляет никаких признаков «одышки», не задыхается? Оказывается, в её теле помимо лёгких есть ещё особые воздушные мешки. Они не только облегчают общий вес птицы. В момент выдоха воздух из этих мешков поступает в лёгкие. Таким образом птицы дышат и на вдохе, и на выдохе.

3. Значение дыхания и химизм процесса

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающей его природой. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало выражать разнообразные проявления и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невосполнимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы — той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них — аэрозольные и газообразные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Все загрязняющие атмосферный воздух вещества в большей или меньшей степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека.

Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо- и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

Конспект НОД «Чем дышат рыбы» старшая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка» с. Кудара муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия

Конспект занятия на тему: «Чем дышат рыбы» Старшая группа

Учитель-логопед: Новолодская Марина Геннадиевна

Цель:

Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с обитателями озера Байкал и их средой обитания.

Задачи:

1.Познакомить детей с обитателями озера Байкал, дать общие сведения о представителях (название).

2.Дать детям представление о том, как дышат рыбы.

3. Путем наблюдения и эксперимента определить, в каком виде воздух находится в воде.

4. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять условия жизни обитателей озера (познавательное развитие).

5.Сздать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие).

6.Способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие).

Активизация словаря:

Слова-названия рыб, эпишура, макрогектопус, названия органов дыхания рыб-жабры.

Планируемые результаты: дети узнают о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи специальных органов – жабр. С помощью эксперимента дети узнают, что воздух в воде находится в виде пузырьков, он есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование: макет озера Байкал, макеты рыб, картинки с изображением рыб Байкала, стеклянная банка с водой, камни, аквариум с рыбами.

Содержание организованной деятельности детей

1.Организационный момент.

Дети сидят полукругом около стола, на котором расположен наглядный материал.

-Ребята, послушайте загадку:

Есть в Бурятии озеро такое,

Где вода в нём прозрачна, чиста.

Называем мы озеро — море,

Называем его мы ….Байкал.

2.Рассматривание плаката с изображением озера Байкал, рыб Байкала.

Воспитатель: дети, посмотрите это макет озера Байкал. Кто знает, где находится это озеро? (ответы детей). В Байкале живет большое количество рыб, а вы знаете, какие рыбы живут в Байкале? Попробуйте отгадать:

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на О (омуль)

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

Притом такая злюка

Конечно это. (щука)

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название- вопрос!

(бычок- широколобка)

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Даёт ухе особый вкус

Байкальский (хариус)

Перечисляем названия рыб, дети прикрепляют их на макет озера.

А еще в Байкале живут рачки, они называются эпишура, макрогектопус.

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Рыболов».

-Кто любит рыбачить на удочку? (Дети «ловят» рыбу, вспоминая её название).

Воспитатель:

А без чего еще не могут жить рыбы (тепла, света и воздуха)?

Рыба не может жить без воздуха, так же как и человек. Как мы дышим (ответы детей)? Как дышат рыбы, мы сейчас узнаем.

Посмотрите, на голове у рыб находятся жабры, которые постоянно открываются и закрываются. Рыба заглатывает воду ртом, воздух остается в рыбке, а вода выходит через жабры.

Воспитатель предлагает посмотреть, как дышат рыбы в аквариуме

Воздух находится повсюду, но он невидим. Сейчас мы посмотрим, в каком виде воздух находится в воде.

3. Эксперимент

Дети стоят около стола, где находится банка с водой. Воспитатель показывает детям камни, спрашивает, есть ли в них воздух (ответы детей).

Предлагает внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросает в воду один камень, он тонет (воспитатель спрашивает, что ребята увидели, что же это за пузырьки и откуда они взялись). Поясняет, пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду.

Педагог предлагает детям взять по одному камню и бросить в воду и понаблюдать, что происходит, отмечает появившиеся пузырьки воздуха, это то, без чего рыбы не могут жить в воде.

4. Рефлексия

О чем мы говорили сегодня на занятии?

Как дышат рыбы?

В виде чего находится воздух в воде?

Занятие окончено, спасибо за работу, мне с вами было очень интересно, до свидания.

Опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме: экспериментирование по теме «рыбы»

Экспериментирование по теме «РЫБЫ».

1. Чем дышат рыбы?

Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха. 

Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению» : вода была скована льдом, щуке нечем было дышать вот она и поднялась поближе к воздуху.        

2. Почему форма рыб напоминает капельку?    

Оборудование : таз с водой.  

Ход эксперимента: проводим рукой, поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде. Затем тоже самое — открытой ладошкой.

Вывод: в первом случае рука легче идет сквозь воду. Человек создал водный транспорт, используя пример рыб.

3. Почему рыбы не тонут?

Вариант I.

Оборудование: воздушный шарик, пробка, трубочка для коктейля, утяжелители ( гайки и др. небольшие металлические предметы ), емкость с водой.

Проткнуть пробку трубочкой, предварительно проделав в ней небольшое отверстие; положить утяжелители в шарик;  плотно соединить надувное отверстие шарика и пробку, используя скотч и др. подручные средства. 

Ход эксперимента: сдутый  шарик помещают в воду так, чтобы конец трубочки находился над водой. Постепенно надуваем шарик через трубочку, добиваясь его постепенного всплытия.

Вариант II.

Оборудование: медицинский шприц без иглы, кусок пластилина, силуэт рыбки вырезанный  из пластиковой папки. Прилепить пластилин к шприцу, подобрав его количество опытным путем: необходимо, чтобы при вдвинутом поршне шприца конструкция лежала на дне, а при оттянутом всплывала.

 Для наглядности сбоку к пластилину

прилепить рыбку. В  этом случае пластилин

 служит утяжелителем. 


Ход эксперимента: предварительно пояснить детям устройство шприца, показать ту его часть, где находится воздух. Опустить конструкцию на дно при вдвинутом поршне – рыбка спит или прячется. Далее понемногу оттягивать поршень, добиваясь нахождения в толще воды – рыбка проснулась и плавает. Оттянуть поршень до конца – рыбка всплывает и ловит комара с поверхности воды. Продемонстрировать обратный процесс.

Выводы к вариантам I и II: воздух легкий и чем его больше, тем тело лучше всплывает. В данном случае нет необходимости обращаться к законам Архимеда. Объясняем, что у рыб нет, конечно, шариков и шприцов, зато есть особый орган – плавательный пузырь. Расширяясь или сдуваясь, он позволяет рыбам передвигаться от дна к поверхности.

Как рыбы дышат под водой для детей

Рыба, как и сухопутные животные, нуждается в кислороде. Только она дышит не кислородом воздуха, как мы, а кислородом, растворённым в воде.

Орган дыхания рыбы — жабры. Они находятся в ротоглоточной полости, размещаются на четырёх парах хрящевых пластинках — жаберных дугах, а сверху покрыты жаберными крышками, окаймленными мягкой кожистой оторочкой.

Жаберные дуги на внутренней стороне имеют жаберные тычинки, а на внешней — жаберные лепестки.

Жаберные лепестки — это и есть элементы жабр как органов дыхания. Они пронизаны огромным количеством мельчайших кровеносных сосудов и поэтому имеют розовый цвет. В жаберных лепестках происходит поглощение кислорода из воды, когда она проходит сквозь жабры.

Жаберные тычинки — это фильтр, с помощью которого рыбы удерживают во рту мелкую живую пищу из воды. Таким образом, к жаберным лепесткам из ротовой полости поступает уже очищенная от механических примесей вода. В зависимости от вида рыб тычинки по своей форме и количеству различны. У хищных рыб (щука, окунь, налим) вместо жаберных тычинок есть бугорки. А вот рыбы, потребляющие мельчайшие растительные и животные организмы планктона (ряпушка, муксун, пелядь, тугун и другие), имеют длинные, частые и многочисленные тычинки. У сига, чира, карася, питающихся крупной животной пищей (моллюсками, ручейниками, хирономидами), тычинки короткие, редкие и малочисленные.

Жаберная поверхность в 10-60 раз превышает площадь тела рыбы.

Ритмичные движения жаберных крышек вызывают ток воды через рот, глотку и жабры. При вдохе жаберная крышка оттопыривается, а кожистая оторочка остается прижатой к телу рыбы. Жаберная полость увеличивается в объёме, а давление в ней уменьшается по принципу нагнетательного насоса, и сквозь оттопыренные жаберные дуги из глотки втягивается вода.

При выдохе жаберные крышки прижимаются к телу, а жаберные дуги сближаются, не давая воде возвратиться в глотку. В результате жаберная полость уменьшается, увеличивается давление и вода продавливается сквозь кожистую оторочку и выходит наружу.

Для нормальной работы жабр нужен постоянный приток свежей воды. Когда рыба плывет, вода входит в рот, омывает жабры и выходит через жаберные щели. Когда же рыба стоит на месте, она, чтобы обеспечить беспрерывное омывание жабр чистой водой, все время открывает и закрывает рот, приподнимает и опускает жаберные крышки. Таким образом она засасывет свежую и выталкивет старую воду.

Карась, карп, линь, обитающие в прудах с затхлой тиной, умеют дышать не только жабрами, но и поверхностью кожи. У рыб, которые на короткое время покидают водоем, например, илистых прыгунов и угрей, кожное дыхание достигает 60% от общего объема газообмена.

В условиях нехватки кислорода некоторые рыбы могут дышать. кишечником! Такие рыбы, как пескарь или сомик, могут заглатывать воздух и специальными (перистальтическими) движениями отправлять его в специальный отдел кишечника, который умеет осуществлять газообмен.

Учёные полагают, что «задержка дыхания» помогает рыбам экономить энергию.

Учёные из Национального управления океанических и атмосферных исследований США впервые зафиксировали, как рыба «задерживает дыхание» под водой.

На такой трюк оказались способны рыбы из семейства под названием хаунаксовые, которые также известны как рыбы-гробы, или морские жабы. Они обитают на глубине от 200 до 2500 метров в тропических и умеренных широтах.

Напомним, что большинство рыб дышат по одной «схеме»: они заглатывают воду, содержащую кислород, и пропускают её через жаберные полости. Этот «фильтр» собирает кислород из воды и снабжает им организм, после чего рыба «выдыхает», выталкивая воду из наружных жаберных щелей.

Однако рыба-гроб не выпускает воду сразу, а задерживает её в жаберных полостях на несколько минут.

Учёные заметили это, изучая видео, снятые на больших глубинах дистанционно управляемыми аппаратами. Записи были сделаны в нескольких районах Атлантического и Тихого океанов.

В общей сложности исследователи увидели восемь особей, которые задерживали большой объём воды в жаберных полостях, при этом не «вдыхая» и не «выдыхая». Оказалось, в таком состоянии рыбы могут пребывать от 26 секунд до четырёх минут.

Когда же они всё-таки «выдыхали», их тела словно сдувались, уменьшаясь в объёме на 20-30%.

Команда также провела микрокомпьютерную томографию останков рыб, отдышавших своё и ставших музейными экспонатами. Исследователи обнаружили массивные жаберные полости, которые приспособлены для «хранения» воды, а также мощные мышцы, отвечающие за сжатие этих полостей на «вдохе».

Но зачем глубоководным рыбам столь необычный навык? Возможно, ответ кроется в их образе жизни.

Известно, что морские жабы являются хищниками, но не охотятся активно, а предпочитают выжидать в засаде. Судя по видеозаписям, они проводят большую часть времени, сидя неподвижно на морском дне и опираясь на плавники.

Морские биологи считают, что «задержка дыхания» на длинные промежутки времени помогает неповоротливым рыбам сохранять энергию, которая в противном случае тратилась бы на активную «перекачку» воды. Кроме того, раздувание на «вдохе» может ещё и отпугивать более крупных и потенциально опасных хищников.

В своей статье, представленной в издании Journal of Fish Biology, авторы отмечают, что зафиксированное поведение, вероятно, является «энергетически высокоэффективным» и не наблюдалось ни у каких других рыб.

— формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

— формирование знаний у детей о характерном строении рыб.

-Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

-Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

-Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов;

-Развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.

-Воспитывать интерес к познаванию окружающего мира, бережное отношение к окружающей среде.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

— Ребята, сейчас мы с Вами отправимся на рыбалку. (Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе).

-Ловите, ловите. Каждый по одной.

2. Беседа по теме

— А кого это вы ребята поймали? (рыбу)

-А кто такие рыбы?

-А в каком водоеме вы поймали рыб? (в реке, море, озере)

— Значит, они какие? (речные, морские, озерные)

— Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (Щука, окунь, лещ, сом)

— Скажите пожалуйста, а рыбы у вас у всех одинаковые? (нет)

-А чем же они отличаются? (цветом, размером, формой)

-А есть у них что-нибудь общее? Рассмотрите внимательно, сравните их между собой.

— Да, части тела. У каждой рыбы есть:

4. Дыхательная гимнастика

Дети встают в круг и берутся за руки.

— Давайте послушаем, как мы дышим (все дети прислушиваются к своему дыханию)

— Вдох (через нос) – все делают шаг вперед, выдох (через рот) – шаг назад.

-Сейчас мы с вами подышали все вместе чем? (воздухом)

— А чем ребята дышат рыбы? В воде есть воздух? Сейчас мы это узнаем.

Чем дышат рыбы?

Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Циклограмма работы педагога-психолога Циклограмма деятельности педагога-психолога Дни недели 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Понедельник • Наблюдение в младших.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о