Детей

К чему приучает детей потешка кошка и курочка: План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Литературное чтение 2 класс «Потешки и прибаутки» – Кошка и курочка — русская народная песенка. Фольклор для детей.

Содержание

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Литературное чтение 2 класс «Потешки и прибаутки»

тип материала

содержание

примечание

1.1

Текст с иллюстрациями

Устное народное творчество. Потешки и прибаутки.

Сегодня на уроке мы продолжим  наш разговор про мудрость народную, народное знание —  «фольклор». Так это слово переводится с английского языка. Новое слово приняли учёные и в других странах, но понимают его по–разному. Американские и западноевропейские учёные фольклором называют все виды народного искусства – музыку и танцы, резьбу по дереву и вышивку, словесное творчество. А российские учёные словом «фольклор» обозначают лишь словесное искусство народа.

 

Иллюстрации в рубрику

Фотографии народных промыслов.

Взять картинки из учебника с.20-21     

1.2

Текст

 Клуб знатоков «Что такое потешки?»

Потешками называют небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. В них отразился многовековой опыт народной педагогики.

 В отличие от других жанров детского фольклора, потешки практически не изменяются со временем. Между текстами, записанными у различных народов, оказывается такое сходство, что нередко они напоминают переводы с одного языка на другой.

1.3

Текст

Хрестоматия. Чтение  потешек.

А теперь    прочитайте потешки. Знакомы ли вам эти произведения? При чтении постарайтесь передать любовь народа к животным, которые его окружали.

>>>

 С.20 учебника

1.4

Текст

Клуб знатоков «Что такое прибаутки?»

ПРИБАУТКА – забавное, шуточное произведение фольклора, вызывающее веселье и радость.

Раньше  торговцы-лоточники привлекали внимание покупателей к своему товару с помощью шуток-прибауток.

 Прибаутки, часто используются в качестве вступления к сказкам.

1.5

Хрестоматия. Чтение прибауток.

Народ в своих произведениях часто использует образы курочки, заиньки, медведя. При чтении обратите  на это внимание. Попробуйте определить кто с кем ведёт диалог. Придумайте героям характер, передайте его голосом.  

>>>

С.21

Словарь

     Бренчит – гремит, звонко постукивая.

       Потешка –  небольшое стихотворение, предназначенное для развлечения маленьких детей.

       Прибаутка – забавное, шуточное произведение фольклора, вызывающее веселье и радость.

      Диалог – разговор двух и более героев.

   

   

1.6

тексты

Анализ малых жанров.

  После того как вы прочитали потешки и прибаутки, подумайте, можете ли вы дать ответы на вопросы:

  1. Каких главных героев этих произведений вы можете назвать?
  2. В каких словах заключается  любовь народа к животным, которые  его окружали?
  3. Попробуйте доказать, что вы читали прибаутки?
  4. Как вы думаете, для чего нужны потешки? Свой ответ объясните.

1.7

Весёлая перемена.

Ещё раз перечитай потешку про петушка. Полюбуйся петушком: уж как он хорош!

Раскрасьте петушка так, чтобы им можно было любоваться.

2

Тесты и ЗОО

Тренируемся

Упражнение 1

  Упражнение 1

Соотнеси героя и с жанром:

А) курочка в сапожках                прибаутка

Б) серенький заинька                  потешка

В) Фома едет на курице

Упражнение 2

Упражнение 2

Выберите верный ответ

 Что делала кошка на окошке?

А) шила рубашку

Б) пряла пряжу

В) смотрела в окошко

Упражнение3

Упражнение3

Выбери правильный ответ:

На чём ехал Тимошка?

А) на курице

Б) на кошке

В) на петушке

Упражнение4

ЗОО

Как вы думаете, к чему приучает детей потешка про кошку и курочку?

Упражнение 5

ЗОО

Выпишите самое смешное место из прибаутки.

Обоснуйте свой ответ.

3

Тесты и ЗОО

Контроль  

Контрольное

задание 1

Выберите верный ответ

 Выберите строчку из прибаутки:

А) стучит, бренчит на улице

Б)  ой, люля, та-ра-ра

В)  ой ты, зоренька-заря

Контрольное

задание 2

Выберите верный ответ

Куда бежал заинька:

А) на праздник

Б) на свадьбу

В) на ярмарку

Контрольное

задание 3

ЗОО

Вставьте пропущенные слова.

Стучит, бренчит на _________,

Фома   _______ на курице,

___________   на кошке –

Туда же по   ___________ .

Контрольное

задание 4

ЗОО

Как вы думаете, для чего сочиняли прибаутки?

Обоснуйте свой ответ.

4

Домашнее задание

  • Подготовьте выразительное чтение малых народных жанров.
  • Мы уверены, что вам захочется придумать свои небольшие шутливые произведения.

5

Мой проект

Попробуйте разыграть (прочитайте по ролям) потешки и прибаутки.

Нарисуйте понравившихся вам героев.

Придумайте сами потешки про котёнка.

Потешка про кошку

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

У соседа Прошки
На балконе — кошки:
Кошка Мурка,
Васька кот
И котенок Обормот.
Вот!

Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.

Тише мыши — кот на крыше,
А котята ещё выше!
Кот пошел за молоком,
А котята кувырком!

Хорошо живёт коток,
котик – маленький роток.
Дремлет котик на печи,
ждёт с ванилью калачи.

Уж ты, котя-коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота.
Кошка Мурка, кот Василий
Мышек в гости пригласили.
Мышек так и не дождались
И голодными остались.

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.

Котик, котик, молодец,
Лапу сунул в холодец,
Облизнул и замурлыкал,
А потом как захихикал.
-Мяу, мяу, вкуснотища,
Это просто чудо-пища.

Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы, цапы за лапочки!

Две рыжие кошки
надели сапожки.
Надели сапожки
на рыжие ножки.
Две рыжие кошки
надели сапожки,
Пошли, побежали
гулять по дорожке

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на основе потешки «Как у нашего кота…»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на основе потешки «Как у нашего кота…»

Данилова Г.Н.

Конспект занятия. Игра — инсценировка » Шли, шли, что-то нашли. «

Чтение потешки: «Как у нашего кота«.

Д/и «Помогите найти маму».

П/и «Кот Васька».

Цель:

Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать ее ещё раз. Способствовать активному подговариванию слов потешки при чтении её воспитателем, развивать наблюдательность, активизировать в речи детей слова: густая, мягкая,пушистая. Учить детей различать и называть взрослых животных и птиц и их детёнышей.

Оборудование:

Игрушка — кот, курица, цыплёнок, корова, телёнок, утка, утёнок.

Ход занятия:

1. Воспитатель приглашает детей погулять по группе — «Пойдём гулять, и может быть найдём что-нибудь интересное». Дети идут вместе с воспитателем по группе, воспитатель читаетслова знакомой потешки:

Большие ноги шли по дороге: топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ,топ.

Воспитатель: — Мы шли — шли — шли. ой, а что это мы нашли? — показывает на красивую коробочку. А в коробочке, слышитеребята, кто-то скребётся — цап-царап. «Давайте откроем её и посмотрим, кто же там?»

Воспитатель открывает коробку, а оттуда появляется игрушка — кот.

Кот здоровается с детьми и говорит, что он уснул в коробке и потом не смог выбраться. Благодарит детей, что помогли ему.

Дети подходят к коту, рассматривают его, гладят.

Воспитатель: — Ребата, а какая у него шубка — шерсть?

Правильно, мягкая, пушистая, густая.

А посмотрите какие у него усы? Затем читает потешку:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы

Глазки смелые

Зубки белые

Котик просит ещё прочесть потешку про него, уж очень она ему понравилась.

Воспитатель предлагает детям помочь ему читать потешку. Повторяют все вместе ещё раз.

2. Нашего котика зовут Васька.

У него есть много друзей. А хотите знать, кого пригласил наш котик послушать потешку про себя?

Дети подходят к стульчикам, садятся. Воспитатель показывает игрушки: корову с телёнком, утку с утёнком, курицу с цыплёнком.

Дети повторяют кто пришёл к котику.

Воспитатель вместе с детьми, читают потешку гостям. Затем воспитатель отделяет взрослых животных и птиц от малышей и говорит — Ребятки, посмотрите, что-то гости нашего котика невесёлые стали и даже кто-то плачет, послушайте — Пи-пи-пи-пи- к маме хочу.

— Кто это плачет? — правильно, это цыплёнок. Поможем ему найти маму? А кто его мама? Курочка — отвечают дети. А как курица зовёт цыплёнка домой? Ко-ко-ко — отвечаеткто-либо из детей. Затем ребёнок берёт цыплёнка и относит к курочке. Так же находят маму телёночка — корову и маму утёнка — утку.

Дети называют взрослых животных и их детёнышей, и говорят, как они кричат.

3. Кот благодарит детей, что не оставили в беде его друзей и приглашает поиграть с ним в игру «Кот Васька».

Ходит Васька беленький

Хвост у Васьки серенький

Глазки закрываются

Спит иль притворяется

Кот спит, дети мышки подбегают и скребут по стульчику, где спит кот.

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут, как тут

Тише мыши уходите

Кота Ваську не будите,

Как проснётся Васька кот

Разобьёт весь хоровод

Вот проснулся Васька кот

Разогнал весь хоровод!

После игры кот Васька благодарит детей, что не оставили в беде его и его друзей, да ещё такую хорошую потешку рассказали ему.

 Угощает детей конфетами.

Дети благодарят и прощаются с ним.

 

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки! (рис. 1)

Иллюстрация к потешке

Рис. 1. Иллюстрация к потешке (Источник)

Это шуточное четверостишие, в котором есть смешные словечки. А чтобы узнать, как в народе называют такие стишки, нужно расшифровать следующее слово:

Акшетоп

Прочитайте его справа налево:

Потешка

Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

Прочитайте некоторые из них:

 

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке (рис. 2).

«Стучит, бренчит по улице»

Рис. 2. «Стучит, бренчит по улице» (Источник) 

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

 

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

За чубочек подрала

(рис. 3).

«А коток, коток, коток…»

Рис. 3. «А коток, коток, коток…» (Источник) 

Прочитайте несколько стишков:

Федул

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг.

— Можно зашить?

— Да иглы нет.

— А велика дыра?

— Один ворот остался (рис. 4).

Федул

Рис. 4. Федул (Источник)

Храбрец

— Я медведя поймал!

— Так веди сюда!

— Так не идёт.

— Так сам веди!

— Да он меня не пускает! (рис. 5)

Храбрец

Рис. 5. Храбрец (Источник) 

Собака

— Собака, что лаешь?

— Волков пугаю.

— Собака, что хвост поджала?

— Волков боюсь.

 

Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это – прибаутки.

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Например:

Непоседа-малышок,

Светлая головушка,

Заливается, поёт,

Прямо как соловушка!

Не беда, что нет уменья,

Много радости от пенья (рис. 6).

Малыш

Рис. 6. Малыш (Источник)

Уходи с дороги кот!

Кукла Танечка идёт,

Кукла Танечка идёт,

Ни за что не упадёт!

У русского народа, как и у любого другого, есть своё бесценное богатство – фольклор. Мамы, бабушки, няни сочиняли для своих маленьких деток прибаутки, песенки, пестушки.

Пестушки – это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками.

Слово пестушки происходит от слова пестовать – холить, лелеять, нянчить. 

Когда младенец просыпается и потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Потягунюшки,

подрастунюшки,

роток говорюнюшки,

руки хватунюшки,

ноги ходунюшки.

Пестушка незаметно переходит в потешку – песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками. Проснулся малыш, потягивается, его гладят по животику:

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём (рис. 7)!

Мама с ребёнком

Рис. 7. Мама с ребёнком (Источник)

Познания малыша об окружающих предметах формируется в зависимости от того, что ему рассказывают, поэтому зверушки наделены человеческими качествами.

Потешки, прибаутки, пестушки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему, и чтобы ребёнок понял, что именно этими потешками или пестушками мама, няня или бабушка хочет ребёнку сказать. Читайте их медленно, нараспев, нежно. Например:

Собака на кухне

Пироги печёт.

Кот в углу

Сухари толчёт.

Кошка в окошке

Платье шьёт.

Курочка в сапожках

Избушку метёт (рис. 8).

«Собака на кухне…»

Рис. 8. «Собака на кухне…» (Источник) 

Так растёт малыш:

  • пестушки – качаем на руках, убаюкиваем;
  • потешки – играем ручками и ножками;
  • прибаутки – учим познавать окружающий мир.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Detyam-knigi.ru (Источник).  
  2. Nsportal.ru (Источник).   
  3. Doc4web.ru (Источник).  

 

Домашнее задание

  1. Дать определение пестушкам.
  2. Объяснить различие между потешками и прибаутками.
  3. Выучить понравившуюся потешку наизусть.

Потешки про животных и птиц для детей

Маленькие стихотворные истории, потешки из жизни зверей и птиц еще называют прибаутками. Они затрагивают бытовые темы и ситуации, знакомые ребенку. Важно читать ребенку потешки и прибаутки эмоционально, артистично, вовлекая в сюжет игрушки или картинки, разыгрывать веселые сценки. В этой статье вы найдете:

— потешки про домашних животных;
— потешки про диких животных;
— потешки про птиц;
— потешки про домашних птиц.


Потешки про домашних животных

У кошки — котёнок,
У утки — утёнок,
У медведя — медвежонок,
У лошадки — жеребёнок,
У свиньи — поросёнок,
У овечки — ягнёнок,
У коровки — телёнок,
У курочки — цыплёнок,
У собачки — щенок,
А у мамы — сынок.

Привяжу я козлика к белой березке,
Стой мой козлик, стой не бодайся,
Белая березка стой не качайся.

Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил –

Про себя не позабыл!
А для женушки – подсолнушки.

Хрюшки-хрюшки недовольны:
— Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
— Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.

Козлик-козлик:
-Ме-ме-ме!
Я учусь считать в уме!
Cколько будет два плюс пять?…
Ме-ме-ме, забыл опять!
Очень мама огорчится!
Ме-ме-ме — бегу учиться.

Шел старик дорогою
Шел старик дорогою,
дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую,
безрогую, безрогую.
Давай, коза, попрыгаем,
попрыгаем, попрыгаем,
да ножками подрыгаем,
подрыгаем, подрыгаем.
Давай, с тобой покружимся,
покружимся, покружимся.
И навсегда подружимся,
подружимся, подружимся.
А коза бодается,
бодается, бодается,
А старик ругается,
ругается, ругается.

Потешки про кошку и кота

Тра-та-та!Тра-та-та!
Мы везём с собой кота!
Чижика,собаку,
Петьку забияку,
Обезьяну,попугая,
Вот компания какая!

Пошёл котик по дорожке
Пошёл котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Кисонька-мурысенька
— Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
-Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише, мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот —
Разогнал весь хоровод!

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

Идёт котик по лавочке
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

Ко-ко! Курочки!
Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт — ку-ка-ре-ку!

Петушок — золотой гребешок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?

Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Бежит курица с ведром заливает кошкин дом.

Потешки про петушка и курочку

Петя, Петя-петушок,
Золоченый гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.

Курочка-рябушечка
— Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляточек поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

Куд-куда, куд-куда,
Кричат курочки: «Беда!
Петушок упал,
Ножку-крылышко сломал!
Помогите, помогите,
Больно Пете, полечите!»

Потешки про диких животных

Ветер елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А на встречу ему волк,
На ежа зубами — щелк.
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.

Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Хочет с нами поиграть,
Всех ребят пересчитать.

Кто в темном живет лесу?
Не боится мишку и лису?
Кто острыми зубами щелк?
Догадались? Это волк!

Тень-тень-потетень
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса».
Похвалялся зайка:
«Поди, догоняй-ка!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»

Старый заяц сено косит
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».

Улитка
Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

Божья коровка
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Потешки про заиньку для детей

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения.

Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

***

Ой ты, заяц косой
Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!

Заиньки
Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шелка,
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит! Лес поет!
— Убегайте без оглядки:
Волк идет, волк идет!

В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку — ням-ням-ням!

Потешки про птиц

Та-ра-ра! Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растет дубок,
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!

Потешки про домашних птиц

Наши уточки с утра
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Веселые гуси
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый —
Два веселых гуся.
Вытянули шеи, —
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый —
У кого длиннее?
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый —
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый —
Кланялись бабусе.

Попугай-попугай
Весело танцует,
Попугай-попугай
Пляшет и балует;
Попугай-попугай
Опрокинул чашку,
Попугай-попугай
Съел из блюдца кашку!

2 класс потешки и прибаутки


Авторский сценарий урока СУК начальная школа
(по УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. (Учебник в 2-х частях)
1 класс 2
2 предмет Литературное чтение
3 Название темы Устное народное творчество
4 Номер урока 3
5 Название урока Потешки и прибаутки.
6 Тип материала новый 7 Авторы Золотарева О.Ю.
РУБРИКАТОР (перечень рубрик, использованных в уроке)
«Узнаем» Теория с вложениями:

1.1.Устное народное творчество. Потешки и прибаутки.
1.2.Клуб знатоков «Что такое потешки?»
1.3.Хрестоматия. Чтение потешек.
1.4.Клуб знатоков «Что такое прибаутки?»
1.5.Хрестоматия. Чтение прибауток.
1.6.Анализ малых жанров.
1.7.Весёлая перемена.

Словарь
2.Тренируемся
3.Контроль
4.Домашнее задание
5.Мой проект

тип материала содержание примечание
1.1 Текст с иллюстрациями Устное народное творчество. Потешки и прибаутки.
Сегодня на уроке мы продолжим наш разговор про мудрость народную, народное знание — «фольклор». Так это слово переводится с английского языка. Новое слово приняли учёные и в других странах, но понимают его по–разному. Американские и западноевропейские учёные фольклором называют все виды народного искусства – музыку и танцы, резьбу по дереву и вышивку, словесное творчество. А российские учёные словом «фольклор» обозначают лишь словесное искусство народа.
Иллюстрации в рубрику Фотографии народных промыслов.
Взять картинки из учебника с.20-21
1.2 Текст Клуб знатоков «Что такое потешки?»
Потешками называют небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. В них отразился многовековой опыт народной педагогики.
В отличие от других жанров детского фольклора, потешки практически не изменяются со временем. Между текстами, записанными у различных народов, оказывается такое сходство, что нередко они напоминают переводы с одного языка на другой.
1.3 Текст Хрестоматия. Чтение потешек.
А теперь прочитайте потешки. Знакомы ли вам эти произведения? При чтении постарайтесь передать любовь народа к животным, которые его окружали.
>>> С.20 учебника
1.4 Текст Клуб знатоков «Что такое прибаутки?»
ПРИБАУТКА – забавное, шуточное произведение фольклора, вызывающее веселье и радость.
Раньше торговцы-лоточники привлекали внимание покупателей к своему товару с помощью шуток-прибауток.
Прибаутки, часто используются в качестве вступления к сказкам.
1.5 Хрестоматия. Чтение прибауток.
Народ в своих произведениях часто использует образы курочки, заиньки, медведя. При чтении обратите на это внимание. Попробуйте определить кто с кем ведёт диалог. Придумайте героям характер, передайте его голосом.
>>> С.21
Словарь
Бренчит – гремит, звонко постукивая.
Потешка – небольшое

Читать книгу Небылицы. Потешки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки Народного творчества : онлайн чтение

Небылицы. Потешки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

Небылицы

 
У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома,
Расседая борода.
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!
 

Потешки
Кошка и курочка

 
Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.
 

Мыши

 
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
 

Петушок

 
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь?
Ване спать не даёшь?
 

Пословицы и поговорки
О Родине

 
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
 
 
Родина – мать, умей за неё постоять.
 
 
Где смелость, там и победа.
 

О дружбе

 
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
 
 
Все за одного, один за всех.
 

Об умении и трудолюбии

 
Делу время, а потехе – час.
 
 
Учение – путь к умению.
 
 
Терпение и труд всё перетрут.
 
 
Семь раз отмерь, а один отрежь.
 
 
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
 
 
Землю солнце красит, а человека – труд.
 

О лени и нерадивости

 
Поспешишь – людей насмешишь.
 
 
Под лежачий камень и вода не течёт.
 
 
Не спеши языком, торопись делом.
 
 
Делаешь наспех – сделаешь на смех.
 

О природе

 
Лето – припасиха, зима – прибериха.
 
 
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
 
 
Много снега – много хлеба,
много воды – много травы.
 
 
Мороз невелик, да стоять не велит.
 
 
Весна красна цветами, а осень – снопами.
 

Скороговорки

 
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
 

* * *

 
От топота копыт пыль по полю летит.
 

* * *

 
Проворонила ворона воронёнка.
 

Считалки

 
Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Я горошек молочу,
Я горошек молочу
На Ивановом току.
Ко мне курочка бежит,
Конопаточка спешит.
Ой, бежит она, спешит,
Ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далёко, далеко,
На Иваново село.
 

* * *

 
Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.
 

* * *

 
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
 

* * *

 
Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,
Тот и вон пойдёт.
 

* * *

 
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
 

Leave a Reply